– Расскажите, пожалуйста, и о других экспонатах. Фреска святородной династии Неманичей. Монастырь Высокие Дечаны – На выставке зрители увидят изображения фресок монастырей Грачаница и Высокие Дечаны. Помимо своей непревзойденной красоты и художественной ценности, они интересны тем, что их авторы попытались богословски осмыслить значение сербского народа в истории и его соотнесенность со Священной Историей. Например, в монастыре Высокие Дечаны есть знаменитая фреска – древо сербской святородной династии Неманичей (1169–1371), созданное художником по образу Древа Иессеева. Частью экспозиции стали фотографии мозаик и икон величественного храма Святого Саввы Сербского в Белграде. Огромный храм был украшен российскими художниками по проекту и под руководством народного художника России, академика Российской Академии Художеств Николая Александровича Мухина. Благородный труд наших художников и иконописцев послужил укреплению русско-сербских связей, которые продолжаются с XII века, и это очень символично. Ведь именно святитель Савва и заложил основу этих связей: известно, что после беседы с русским монахом будущий святитель в юном возрасте принял решение оставить мир и удалиться на Афон, где он принял постриг в русском монастыре. И практически все последующие столетия русско-сербские духовные, культурные и исторические связи оставались очень тесными, и, надеемся, останутся таковыми и впредь. Преподобный Симеон Мироточивый, основатель династии Неманичей. Храм Богородицы Левишки, 1308-1314 – История строительства храма Святого Саввы тоже очень соотносится с названием выставки, ведь его строили более ста лет. Сначала помешала Первая Мировая война, потом – Вторая, а затем – война 1999 года... Но храм все-таки был возведен и благоукрашен мозаиками, причем подобного масштабного художественного церковного проекта не было в современной Европе. – Да, строительство храма, начавшееся в конце XIX века, длилось весь следующий век из-за вынужденных перерывов, но, слава Богу, храм на предполагаемом месте сожжения турками мощей святого Саввы был построен и украшен прекрасными мозаиками.

http://pravoslavie.ru/148778.html

Сравнительно поздняя датировка русских списков этих трудов святого Саввы вовсе не означает, что эти памятники попали на Русь соответственно в XIV и XVI веках. В русско-сербских культурных связях со второй половины XIII столетия наступил глубокий спад, вызванный монгольским завоеванием,новое их оживление началось лишь с конца XIV века. Однако исследования показывают, что на новом этапе старые (возникшие ранее рубежа XIII-XIV столетий) южнославянские тексты не интересовали русских книжников, внимание которых было приковано к переводам, выполненным болгарами и сербами на Афоне в XIV веке. Поэтому сочинения и переводы Саввы могли попасть на Русь не позднее второй половины XIII века. Это подтверждает и история появления на Руси Святосавской кормчей. Книга была прислана в Киев в 1262 году по просьбе митрополита Кирилла из Болгарии деспотом Яковом-Святославом, который был по происхождению русским князем, бежавшим на Балканы от нашествия монголов (из послания деспота главе русской церкви, включенного во многие списки этой кормчей, мы и узнаем об этом событии). На Руси этот церковно-юридический сборник переписывался в том виде, в каком он был переведен св. Саввой (дошли десятки списков XIII-XVII веков, старший из них, переписанный в Рязани и хранящийся в РНБ, всего на 22 года моложе древнейшего сербского). Еще важнее, что вскоре после прихода на Русь перевод толкований церковных правил, сделанный Саввой и его окружением, был соединен с распространенным здесь древним (X или XI века) переводом самих правил. Так возникла новая (русская) редакция кормчей, составляющая правовую основу Русской православной церкви. В 1652 году сборник был издан в Москве на Печатном дворе (позднее неоднократно переиздавался). Это было первое печатное издание переводов св. Саввы, которое получило известность и в Сербии. Святитель Савва Сербский и Симеон Мироточивый Восстановление русско-южнославянских связей в конце XIV века через посредство монастырей Афона и Константинополя постепенно привело к распространению почитания св. Саввы на Руси. До середины XV столетия уместнее говорить о знакомстве образованной части русского общества (в первую очередь монашества) с почитанием этого святого у него на родине и на Афоне. В месяцесловах русских Евангелий и Апостолов начинает появляться память св. Саввы (старший пример в пергаменном Евангелии преподобного Кирилла Белозерского рубежа XIV-XV веков1), в служебниках — упоминание его имени (вместе с именем отца — св. Симеона) на литургии2, в тропарниках следованных Псалтырей — тропарь и кондак ему3, в составе новой (стишной или метрической) редакции Пролога распространяется краткое, но вполне содержательное житие4. Со временем число таких примеров исчисляется сотнями5, но все это пока свидетельства не особого почитания сербского святого на Руси, а следствие добросовестной работы русских переписчиков южнославянских оригиналов, работавших по принципу: «Все, что прямо не запрещено, — сохраняется».

http://pravoslavie.ru/37863.html

Добивши писмо, Сава се обрадова духом, и умножи молитве пред Господом и са сузама узневши хвалу Господу Богу и Матери Владичици Богородици, говораше: Благодарим Ти, Господе Боже Исусе Христе, и пречиста Богородице, што услишисте молитву и не превидесте мога. И молитвама Пречисте Матере заступнице рода нашег, Ти, Господе, ниси оставио оне траже Тебе, и оне се у Тебе, и се труде ради имена Твога“. И написа писмо преподобном оцу свом, примих, и у неизречену радост и неисказано Господ, да се сви спасу и у истине, изабра и од таштине света и придружи те свима светим преподобницима и праведницима, и предложи ти ангелолики живот… Да, пожури се, господине и брзо и греди, преподобни, ти Христос кроз мене чедо спремио сваку небеску и се постидети они се у Греди, свети, и у радост Господа свог, онима Га све на добро. о богоносни, да створимо и извршимо истиниту заповест да иштемо царства небеског, и потом нам се све додати (Мт. 6, 33); и да са собом доведемо нашем Христу лик црноризаца и збор и скупове многих, све правоверне, да бисмо ми, када се они на нас и нама у овом царству, примили двоструку благодат: за себе саме и за оне будемо углед на и на … Греди и господине и оче, да чеда научиш страху и покажеш нам добри пут и предложиш велику смерност нама да живимо по побожности, те да и ми, чеда узвеличамо Господа с тобом, и да светим молитвама Господ и нас да светим стопама ти си се више трудио на апостолском основе вере Христове, ради тога и примити награду од Христа, дарове свакоме према труду… Греди и светилниче гориш и се светлиш Духом Светим, Владика Христос чека те, да Му принесеш плод добре – непорочне душе очистити жестоком и великом и свом Христу принети непорочан дар … Греди и чеда твога; Духом Светим по божанственом путу и по стазици и потруди се и потражи пород срца твог. И греди и и помози ми, и се, и блага Господом нама и свима Бога и желе да наследе живот вечни… Греди и премило туго душе се боговидцу из тебе други да и ти незамисливу радост доживиш због чеда свог, као због да се и насладим свете сам се много година од превелике оца мог. Греди и господине и свети оче, да се нагледам светих седина и да их с и да целивам свети образ би написан на небесима Господом Богом пре твога да док смо у овом пролазном животу, упутимо молитву ка Посредници живота нашег, да нам Она с отвори горе на небесима двери милости и ми се настанимо с Господом нашим у бесконачне векове, амин“.

http://pravoslavie.ru/68767.html

После тога, по игуману владалац Стефан посла своме и преизобилно дарова на и храма Пресвете, и не само него слаше у све године што потребно светоме господину, док се не доврши црква Пресвете. Не само дарове, него и од даде на потпуно господину светоме и монасима овако реци господину моме, овако говори слуга све заповести бише извршене, и срца твога начином или умом бедни не бих испунио свете заповести Како да заборавим добро и благо Христос удахну дух у мене, a ти ме васпита и упути и научи. И Господа твога Исуса Христа, изванредним и благословом уста и светом молитвом се уплашити оних ме одасвуд нити хуке иноплемених варвара. Петар рече Господу своме при ногу: Не само ноге Господе, него и главу 13, 9). Тако, господине, и слуга непрестано Не само ово што ти сада приносим, него и ово земно тело прилажем, ако од потребе Но, господине, и друго, и све бити извршено, ослабети ни до даха мог. ово нисам стекао него ти, господине и све и ти све створи Господа твог. оно што било пролало ти поврати и растурено сабра, и прогна Христа твог; и народ и државе извукавши као из бездана, научи Бога и светог имена си ти ваистину пастир добри, пошто си душу положио за овце прогнавши од стада свога као мислене вукове. A ja шта сам, господине? Само послушност, мотри подвиге. Но моли Господа за мене да не преступим свете заповести, нити да умалим Христово си ти свето поставио, него да допуним и да окончам, као што премудри Соломон допуни и оконча неокончано оца свога Давида. сама Истина, Христос, сведок премногих подвига и света црква Пресвете Богородице, ти украси превеликим и и обуче и узвиси добро на небеску висину. Пречистим и непрестаним молитвама и светим молитвама и у бесконачне векове, нека нас свеблаги Господ не лиши небеског царства, неисказане славе, блага и бесконачног живота, амин“. Када игуман са даровима Светом Симеону и Сави, предаде писмо, и исприча како био с и све шта било, и како драги син испуни срца и изврши све заповести А они узнеше благодарност Богу и Матери за све што чуше о

http://pravoslavie.ru/68767.html

Евгения 9 марта 2016, 15:07 Преподобный Отче Симеоне Мироточивый! Моли о нас, грешных раб Божиих, Владимире и Евгении, Господа нашего. Да простит Он пригрешения наша и ради святых твоих молитв да сподобит нас стать родителями. Галина 29 февраля 2016, 12:40 Преподобный Отче Симеоне Мироточивый, моли Бога о мне многогрешной, рабе Божией Галине. Елена 28 февраля 2016, 18:12 Преподобный Отче Симеоне Мироточивый! Просим о даровании чада недостойным рабам Божим Елене и Александру! Моли Бога о нас грешных!!! р. Б. Наталья 26 февраля 2016, 21:36 Препедобный отче наш Симеоне, молю тебя умоли Господа Нашего Иисуса Христа о моих дочерях Александре(крещенная) и Екатерине(некрещенная) и крестнице мл. Серафиме чтоб прежде всего Он их привел к Себе и о том чтоб мне дали окрестить мою дочь Екатерину в Веру Православную и мне добиться чтоб говорить с ними по русски, чтоб они сохранили чистоту, а мне их в этом наставить и чтоб у них в жизни было все в порядке. И еще чтоб встреча с Катенькой 3го марта прошла хорошо. Помолись пусть Господь вернет если не мне, грешной то другим русским людям наших детей, умилосердится над Россией, Болгарией и всеми православными странами и Финляндией. Елена 26 февраля 2016, 16:42 Святой Отче Симеоне Мироточивый! Благословенны верующие в Бога и надеющиеся на его чудо! Помоги православным христианам - родителям не имеющих детей ! И да славят они Бога во век! И возрадуются такому чуду! Помоги детям моим ! Как Господь наш любит всех и прощает Всех !Во славу Божию ! римма 26 февраля 2016, 14:36 Святой преподобный Симеон Мироточивый, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное моим родным, огради нас от всякого зла, помоги в работе и учебе, веди моих детей и внучку путем праведным, образумь р.б. Бориса. Наталья Клифтон 26 февраля 2016, 09:16 По молитвам Преподобного Симеона Мироточивого мы ждем ребенка. Это -чудо! Слава Богу за все! Всякое дыхание да славит Господа! Преподобный Отче Симеоне моли Бога о нас грешных! Молитвами преподобного Симеона Мироточивого да спасёмся!

http://pravoslavie.ru/59770.html

Мы приняли решение назвать Богом данного сына Симеоном в честь преподобного Симеона Мироточивого . Во время беременности я ощущала помощь Божию, покров Божией Матери и благословение преподобного Симеона Мироточивого. Каждый день я читала акафисты Божией Матери и преподобному Симеону, молитвы. Все шло спокойно и комфортно, беременность приносила радость, но не обошлось без испытаний. Господь показал, как слаб и немощен человек и что мы целиком зависим только от Него. На 28-й неделе беременности ситуация резко ухудшилась На 25-й неделе началась умеренная преэклампсия практически без внешних симптомов (легкое давление, отеки, ухудшение кровотока), и меня положили в стационар. На 28-й неделе ситуация резко ухудшилась, терапия уже не действовала, в очень тяжелом состоянии меня положили в реанимацию, где я пролежала восемь дней, шла тяжелая преэклампсия, которая нарастала с каждым часом и несла угрозу двум жизням – малыша и моей. Ежеминутно молились Господу, Божией Матери, преподобному Симеону, преподобному Давиду. В реанимации не было ни одного движения без молитвенного вздоха. Молились все знакомые священники и монахи, все родные и все знакомые православные миряне. В начале 29-й недели комиссия врачей приняла решение об экстренных родах с помощью кесарева сечения. В день памяти преподобного Давида Гареджийского родился малыш Симеон! Он показал себя настоящим борцом, мужественно прошел инкубатор в реанимации, интенсивную терапию. За два месяца в стационаре он научился дышать, поддерживать температуру тела, самостоятельно кушать! Сколько сил стоит за этим! Особенно для малыша весом всего 990 грамм! Сейчас Симеону уже больше 8 месяцев, он весит больше 7 килограмм, «догнал свой вес», как говорят врачи, очень веселый, радостный и общительный малыш, и только следы от катетеров на маленьких ручках напоминают о больнице. Не устаем благодарить Бога, Пресвятую Богородицу и преподобного Симеона. Слава Богу за всё! Георгий и Вера Февраль 2016 г. 26 февраля 2016 г. Рейтинг: 9.6 Голосов: 2872 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/90993.html

      Потом явившись им обоим Божня Матерь сказала, чтобы они выстроили свой осо бенный монастырь в память Входа Ея во храм. Они избрали место, взяли благословение от Л рота Святыя Горы Афонския, и выстроили монастырь Хилендарь. Потом Савву сделал Пат риарх архиепископом, и послал его в Сербию, в отечество его.   А родитель его, прежде бывший царь Стефан, в иночест ве Симеон, препроводил остальную свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской ( монастырь Хиландар ), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Супруга его такожде поступила в монашество, и в отечестве своем выстроила женский мона стырь, в нем постриглась и препроводила свою жизнь, и с ми ром скончалась. Архиепископ Савва, по смерти отца своего, святого Симеона, восхотел мощи отца своего перенести из Афонской Горы в свое отечество, Сербию.   Приехавши в Свя тую Афонскую Гору, призвал в свою обитель Прота и игуме нов, Ватопедскаго с братнею, и русскаго монастыря, и прочих множество монахов, и сделал в своей обители Хилсндарской великий праздник После малой вечерни откопали гроб свя того Симеона, вынули из земли его мощи, и поставили в со борном храме среди церкви.   Потом начали всенощное бде не в соборном храме, - с греками, по-гречески, а Савва в другом храме с своей братией и с русскими по-славянски. Когда начали петь полиелей, то из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченна-го благоухания. Греки удивились сему, и сказали архиеписко пу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым.   Потом Савва с мощами своего родителя от правился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла лоза виноградная, которая и доныне приносит плод и делает чудотворения. Таковых имеет ктиторов святая обитель Хилендарская! Жезл, который Савва принес из Лавры Саввы Освященнаго и поставил на келий Успения Богородицы, близ Карей, доныне стоит цел, и келия называется по жезлу Патерисса. По-болгарски называется жезл патерица.     Скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года. Мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки отца своего на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице - isihazm.ru Святой Афон

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=53...

В пустыне была построена церковь, где по воскресным дням преподобный Иоанн совершал литургию и причащал монахов. В пустыне ему, как святой Нине в Иерусалимском храме, явилась Божия Матерь и благословила его вместе с двенадцатью учениками идти на север, в Грузию, для того, чтобы продолжать там Евангельскую проповедь. Преподобный Иоанн, собрав учеников, рассказал им о повелении Божией Матери и решил выбрать себе спутников посредством жребия, чтобы монахи не подумали, будто он предпочел одних другим. Всю ночь монахи пребывали в молитве. Утром была совершена литургия и после нее служащие иеромонахи вынули с жертвенника алтаря записки с именами двенадцати монахов. Избраны были: Шио, Давид, Антоний, Тадеоз (Фаддей), Исе, Иосиф, Авив, Зенон, Исидор, Михаил, Пирос и Стефан. Преподобный Иоанн взял с собой также своего послушника диакона Илию. Вначале Иоанн направился к своему наставнику Симеону Столпнику, которого называли «солнцем Востока». На площадке высокого каменного столпа, построенного в виде башни с лестницей внутри, под открытым небом, под дождем и снегом, бурей и солнцем стоял в молитве преподобный Симеон. Зимой снег одевал его в белый саван, а каменный столп застывал глыбой льда; летом лучи южного солнца казались пламенем, вырывающимся из печи. Он ел раз в неделю хлеб и горсть размоченных в воде зерен, а спал немного перед рассветом, облокотившись на карниз столпа. Подвиг столпничества превышает человеческие силы и возможен только при особой благодати, которая изменяет саму природу человека. За оградой каждый день собиралось множество народа, чтобы просить у столпника благословения, духовных советов и молитв. К нему приходили люди со всех стран мира. Находясь на столпе, он просветил и обратил ко Христу больше народа, чем если бы с проповедью обошел всю землю. Симеон столпник благословил Иоанна и двенадцать учеников на предстоящий путь и обещал молиться за них. Ангел Господень явился во сне католикосу Грузии Евлавию и возвестил, что в Грузию идут двенадцать апостолов, избранников Божией Матери. Католикос велел духовенству облачиться в священное одеяние, взять хоругви, как во время великих праздников или крестного хода, и выйти навстречу Божиих посланников. Видит католикос: идут по дороге во Мцхета монахи, усталые, босые, в одеждах ветхих, как рубища нищих, и запыленных от дальнего пути, но, по обычаю антиохийцев, в клобуках и мантиях, с посохами в руках. Он поклонился им и сказал авве Иоанну: «Благословен твой приход, отче». Сирийские монахи пали на землю перед католикосом, и когда Первосвятитель благословил их, то свершилось чудо: огонь от перст католикоса коснулся уст Иоанна, и он заговорил по-грузински, как на родном языке. Католикос ввел Иоанна с учениками в Светицховели, в собор двенадцати апостолов, они опустились на колени перед мироточивым столпом в том месте, где лежит Риза Христова. Как путники, изнемогающие от жажды, пьют воду из горного источника, так монахи устами своих сердец пили в молитве благодать — вино бессмертия.

http://pravoslavie.ru/61647.html

(Память святителя совершается вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям 30 августа).   13 ФЕВРАЛЯ Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря Преподобный отец наш Симеон был царем Сербии, но, презрев всю суетную славу мира сего, удалился во святую Афонскую Гору, где сначала вступил в братство обители Ватопедской, а потом вместе с сыном своим преподобным Саввою они устроили для своего рода славную обитель Хиландарскую. (Смотри о нем в житии святого Саввы, архиепископа Сербского, 14 января). Прилагаем здесь и слово св. Саввы о жизни преподобного Симеона, отца сказанное братии Студеницкого монастыря, ктитором которого был преп. Симеон. Слово св. Саввы Сербского, архиепископа, о наследовании сего святого монастыря Студеницы преподобным нашим отцом и ктитором господарем Симеоном и о его жизни. «Да будет вам известно, братие, что на пустынном месте, где находится этот наш монастырь, прежде производилась охота на зверей. Когда однажды пришел сюда на охоту наш господин Стефан Неманя, самодержец, владетель всей Сербской земли, заблагорассудилось ему в этом пустынном месте создать этот монастырь для успокоения и умножения иноков. Сего треблаженного поистине нашего господина и отца Стефана Неманю – да будет известно всем нам и другим – Сам Бог, творящий все к добру для людей, не хотя погибели человеческой, поставил владетелем всей Сербской земли. Он возобновил прародительское наследие и его еще более утвердил, благодаря Божией помощи и своей, данной ему от Бога, мудрости; он восстановил падшую свою дедину и занял от Поморской земли область Зету с городами: от Рабна – обе половины местности Пилота, и от греческой земли – Патьково, все Хвостенское поле; местности по реке – Дриму, Кострец, Держковину, Ситницу, Лаб, Липлан, Глубочицу, Реке, Ушну; местности по реке Мораве – Загрелату, Левче, Белицу. Все эти местности – часть его дедины, утерянной в старину вследствие насилий, он своей мудростью и своими трудами приобрел и сделал достоянием Сербской земли. Когда во время его владычества, Божиим поспешением, повсюду царили мир и тишина, он, поистине дивный, был грозой для всех, живущих вокруг него: его обладание Сербской землей, продолжавшееся 37 лет, было безопасно и никем неврежденно.

http://isihazm.ru/?id=1823

Самостоятельной Сербская Церковь стала тогда, когда крестоносцы-католики, забыв об освобождении Гроба Господня, гарцевали, довольные добычей разграбленного Константинополя. Тогда-то промыслительно и устанавливаются особые духовные связи между Сербией, которую тоже пытались подмять под себя католики, и Русью, умевшей устраивать им побоища. Сербскую Церковь называют «святосавской» – а именно под влиянием русских иноков потенциальный правитель сербов Растко Неманич предпочел некогда духовную стезю и принял постриг в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, что позволило ему в дальнейшем стать первым сербским святителем и основателем Сербской Православной Церкви. Как и его отцу, отказавшемуся вслед за сыном от царствования и принявшему там же, на Афоне, монашество с именем Симеон, этот изначально сыновний выбор даст сподобиться вместо славы земной прославления в лике святых. Сербское Православие всегда было в подлинном смысле крестоносным, а потому так щедро и венчалось Господом святостью Сербское Православие всегда было в подлинном смысле крестоносным, а потому так щедро Самим Господом и венчалось святостью. Крестная слава сияет и во внешнем – по всем меркам мира сего – поражении. Чему свидетельство на века – Косовская битва. Великий сербский владыка и поэт, правитель Черногории митрополит Петр II Петрович Негош, отмечал: «Сербское царство и войско погибли на Косовом поле, но слава и доблесть проявились во всем блеске». По преданию, перед сражением святому князю Лазарю явился ангел Божий и предложил ему на выбор: «Господь дарует тебе победу в этой битве, но независимость Сербии продлится до твоей смерти, а затем страна будет завоевана. Или же твои княжеские войска проигрывают, но Православие в Сербии сохранится до скончания века». И святой князь рассудил, что сохранение веры для народа важнее временной победы, избрав Царство Небесное вместо царства земного. По-своему этот же выбор уже делали и Неманичи отец с сыном: преподобный Симеон Мироточивый со святителем Саввой.

http://pravoslavie.ru/148809.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010