Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г. Гомионица [или Залужье], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в мест. Бронзани-Майдан, в 42 км от г. Баня-Лука (Босния и Герцеговина). Расположена на берегу р. Гомьеница, у подножия Змияньской возвышенности. Неск. дошедших преданий приписывают основание Г. разным историческим лицам: Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и свт. Савве I ; дочери деспота Георгия Бранковича и жене султана Мурада II Маре (см. ст. Бранковичи ), насельникам мон-ря Милешева . Последняя версия была признана ошибочной, основание мон-ря ок. 1528 г. приписывается змияньскому кн. Обраду (см.: П. Да ли су ман-р Гомионицу основали Милешевци//Наше старини. 1969. 12. С. 127-132; С. 118-119). Эта версия плохо согласуется с 1-м упоминанием Г. как Залужья и его игум. Андрея, управляющего мон-рем 24-й год, в тур. дефтере 1536 г. В кон. XVI - 1-й трети XVII в. Г. была книгописным центром. В б-ке Арадской епархии (Румынская Православная Церковь) помимо Типика, переписанного в Г. в 1599 г. 20), при игум. Дионисии, находится написанная тогда же Псалтирь с восследованием 18), Псалтирь толковая 1612 г. 19), Златоуст постный и цветной 9), переписанный в 1626 г. в Карее на Афоне книгописцем Аверкием по заказу бывш. инока Г. Антония. Эти рукописи позже были перенесены в мон-рь Ходош-Бодрог (Румыния, Банат). В коллекции Лондонского ун-та хранится принадлежавший мон-рю позолоченный крест из Сараева, сделанный в 1640 г. Стефаном Йовановичем. Из-за антиправосл. политики мусульм. властей Боснии насельники Г. были вынуждены неск. раз покидать мон-рь: с кон. XVII в. по 1714 г. они проживали в мон-ре Ходош, с 1738 по 1747 г.- в славонском мон-ре Пакра. В 1804 г. мон-рь был сожжен и в 1811 г. обновлен. Известно, что в 1851 г. игуменом мон-ря был поставлен иером. Дионисий (см.: Записи. 5. 9282), а при игум. Парфении (Давидовиче) в 1861 и 1865 гг. проводились ремонтные работы. В 1868 г. была построена деревянная звонница, в 1870 г. церковь была расписана. В кон. XIX в. при мон-ре действовала школа.

http://pravenc.ru/text/166115.html

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Симеона (Стефана) Мироточивого, основателя Хиландарского монастыря 500 Преподобный Симеон (Стефан) Мироточивый, основатель Хиландарского монастыря. Монастыръ Пантократора в Дечанах. XIV в. Св. Стефан Неманя родился в 1114 г. в области Зета, нынешней Черногории, которая тогда находилась под латинской юрисдикцией. Когда его родители смогли вернуться в Сербию, они крестили его в Православной Церкви и воспитали в любви к истинной вере и святым добродетелям. Отец рано доверил ему управление одной из областей. Благодаря своему дарованию правителя и народной любви он стал великим жупаном всей Сербии (1166). Ему удалось объединить сербские области в единое королевство. Стефан явился основателем династии Неманичей, правившей двести лет (1172– 1371) и давшей Церкви многих святых 501 .Во время правления ему пришлось столкнуться с враждебностью братьев и побывать в заключении ради Православия. Но благодаря непоколебимой вере и очевидному заступничеству великомученика Георгия он победил врагов и созвал Собор, чтобы избавить страну от ереси богомилов. С помощью своей супруги Анны он построил множество храмов и монастырей, делал богатые пожертвования в крупные духовные центры христианского мира. Стефан обеспечил независимость государства от Византии и правильным образом организовал жизнь Церкви. Затем великий жупан последовал примеру сына Растко-Саввы и постригся в монахи в Студенице (1196) с именем Симеон. Его жена также дала монашеские обеты и приняла имя Анастасия. Менее чем через два года Симеон присоединился к сыну, подвизавшемуся на Святой Горе в монастыре Ватопед, стал его смиренным учеником, подражая, насколько позволял возраст, тому рвению, с которым Савва предавался молитве. Оба они способствовали украшению монастыря. Затем по хрисовулу Алексея III они приобрели развалины Хиландара и основали здесь прекрасный монастырь, которому суждено было стать одной из колыбелей сербской культуры (ин. 1198). Всего восемь месяцев подвизались они в Хиландаре, когда Симеон заболел. Он позвал сына Савву, сердечно простился с ним, попросил одеть себя в погребальную одежду и положить на пол в пепел, подложив под голову камень. Затем он позвал всех монахов, попросил у них прощения и, глядя на икону Божией Матери, отошел ко Господу 13 февраля 1199 г. со словами: Всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс.150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«У нас с супругом много лет не было детей» Чудо святого Симеона Мироточивого Долгое безчадие супругов, наконец беременность, но такая тяжелая, реанимация, экстренные роды, снова реанимация и интенсивная терапия… И постоянная молитва. Без помощи Божией, Богородицы и святых младенец Симеон не появился бы на свет. Но какое это счастье – улыбка малыша! Обо всем этом нам написали супруги Георгий и Вера. Вот их рассказ. Уважаемые издатели сайта Pravoslavie.ru. По благословению игумена Алексия (Просвирина) мы хотим рассказать нашу историю во славу Божию и укрепление веры молящихся о даровании чад. Вероятность зачатия была близка к нулю, но мы не теряли надежды У нас с супругом много лет не было детей. В начале мы не обращали на это внимание, полагая, что всему свое время и беременность сама придет в положенный срок. Но она не наступала… Мы прошли лучших врачей, прошли десятки обследований, приговор: шансов практически нет, вероятность зачатия близка к нулю. Несмотря на это, мы не теряли надежды: прошли множество курсов лечения, операцию супруга, но, увы! результатов не было. Так продолжалось более шести лет… В процессе этой, не побоюсь сказать, борьбы супруг Георгий пришел к вере, принял святое крещение, мы повенчались, много ездили в паломничества, молились о даровании чад, часто исповедовались и причащались. Каждую субботу в течение двух лет мы ходили на молебны преподобному Симеону о даровании чад в храм святителя Алексия, митрополита Московского; каждый день молились Господу, Богородице, преподобному Симеону Мироточивому и преподобному Давиду Гареджийскому, Богоотцам. Наш духовник игумен Алексий благословил моего мужа поехать в паломничество на Святую гору Афон в сербский монастырь Хиландар за святой лозой. Георгий совершил паломничество на Святую Гору и привез святую лозу. С 9 октября по 16 ноября 2014 года мы держали строгий пост преподобного Симеона Мироточивого, пили святую воду с лозой и соблюдали молитвенное правило. По окончании поста мы исповедовались и причастились. Через две недели после окончания поста, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы тест на беременность стал положительным! Удивительно: сербский монастырь Хиландар на Афоне освящен в честь этого праздника.

http://pravoslavie.ru/90993.html

Arhiva La Forul studenesc al Orientului Îndeprtat „Sfântul ierarh Inochentie” au luat parte peste dou mii de oameni 7 octombrie 2015 11:17 2-6 октября 2015 года состоялся очередной Свято-Иннокентьевский студенческий форум, который ежегодно проводится  Якутской епархией . В этом году форум получил статус Дальневосточного. Он проводился при участии Министерства развития Дальнего Востока, в мероприятиях форума приняли участие представители различных регионов Дальневосточного федерального округа РФ. По благословению епископа Якутского и Ленского Романа перед открытием форума, посвященного празднованию 145-летия Якутской епархии в Якутск была доставлена  Хабаровская мироточивая икона святителя Иннокентия. В качестве почетных гостей в форуме приняли участие ректор Московской духовной академии и семинарии , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский , лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева, главный редактор «Московского журнала» А.Ф. Грушина, историк Г.В. Аксенова, директор Департамента развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока Г.В. Смоляк, ученый секретарь диссертационного совета Российского университета дружбы народов Е.В. Кряжева-Карцева.  На открытии форума  архиепископ Верейский Евгений передал участникам форума благословение Святейшего Патриарха Кирилла.  В рамках форума состоялись многочисленные образовательные и научные мероприятия.  Архиепископ Евгений, А.Ф. Грушина, Г.В. Аксенова и почетный профессор Якутской духовной семинарии И.И. Юрганова провели научно-практическую «Правильно ли мы относимся к истории?» . В ходе состоявшегося увлекательного разговора гости обсудили со студентами и учениками старших классов вопросы истории российских земель и роли личности в истории. Актуальной для Якутии теме новых религиозных движений был посвящен круглый стол , в котором приняли участие архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, Г.В. Смоляк, Е.В. Кряжева-Карцева, руководитель Миссионерского отдела Якутской епархии иеромонах Симеон (Березкин), студенты различных учебных заведений Якутии, гости из дальневосточных епархий.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4238365...

Архив Пн Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс 23 августа 2005 г. 11:37 По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников. В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины. По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Св. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца — св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Болгарський " я Церкви в 27 грудня 2016 р. 18:38 26 декабря 2016 года, во второй день Рождества Христова но новоюлианскому календарю, Божественную литургию на подворье Русской Православной Церкви в Софии возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим; архипастырю сослужили настоятель подворья архимандрит Филипп (Васильцев) , представитель Румынской Православной Церкви ставрофорный священноэконом Нелуца Опря, настоятель собора святой мученицы Недели (Кириакии) ставрофорный священноэконом Мина Минчев, ставрофорный священноэконом Симеон Минчев, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ставрофорный священноэконом Александр Георгиев, диакон Деян Коруноски, доцент Богословского факультета имени святителя Климента Охридского диакон Иван Иванов. Перед началом богослужения в Никольский храм была принесена чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Седмистрельная». За Божественной литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Неофит . В числе молившихся в храме были секретарь Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском иеромонах Зотик (Гаевский), иерей Димитрий Тухчиев, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Болгарии А.А. Макаров, старший советник Посольства Российской Федерации в Болгарии В.Г. Казанчев, председатель общественного форума «Болгария-Россия» С.С. Шаренкова, руководитель представительства «Россотрудничества» в Болгарии П.В. Журавлев, многочисленные гости и прихожане подворья. После сугубой ектении епископ Герасим вознес молитву о мире на Украине. Затем была возглашена заупокойная ектения, на которой особо поминались новопреставленный митрополит Калинник, убиенный посол Российской Федерации в Турции А.Г. Карлов и погибшие в результате авиакатастрофы самолета Ту-154 Минобороны России в акватории Черного моря под Сочи. Евангелие читалось на болгарском языке.  После Божественной литургии было совершено славление празднику и иконе Божией Матери «Семистрельная».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4727268...

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 4. Афон, Сербская и Болгарская Православные Церкви Афон и Сербская Православная Церковь Сербский монастырь Хиландар. Кафоликон и лоза св. Симеона Мироточивого. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Сербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий. Вскоре некоторые монахи сербского происхождения жили уже в различных монастырях на Святой Горе. Однако поворотным моментом в истории сербской общины на Афоне стало появление в 1191 году в Русском Пантелеимоновом монастыре сербского княжича Растко, будущего святителя Саввы Сербского. В 1197 году к нему уже в Ватопедской обители присоединился отрекшийся от престола его отец, в скором времени — прп. Симеон Мироточивый. За ктиторские труды и смиренную, подвижническую жизнь в 1198 году им было разрешено основать первый сербский монастырь на Афоне (15, 99–100). Учреждение сербского национального монастыря Хиландарь на Святой Горе явилось важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью независимости. В XIII веке Папа Римский старался усилить свою власть в Сербии, но этому активно противостоял св. Савва, который в 1219 году в Никее был рукоположен в архиепископа с одновременным признанием автокефалии Сербской Церкви. По преданию, в Хиландаре находится принесенная из Палестины св. Саввой чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину, у которой и поныне совершаются многие исцеления. В 1346 году могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция помещалась в Пече. Константинопольский же патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Однако по настоянию афонского монаха сербского происхождения Исаии Константинопольский патриарх в 1374 году анафему снял.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Епископ Шумадийский Иоанн (версия для печати)/Православие.Ru Епископ Шумадийский Иоанн Православие.Ru , 25 апреля 2003 г. Епископ Шумадийский Иоанн / Епископ Иоанн (Младенович) родился 11 сентября 1950 года в сербском селе Добрачи по Арильем. Закончил начальную школу в родном селе. С 11 лет подвизался в качестве послушника в близлежащем Свято-Архангельском монастыре. В декабре 1963 года перешел в сербскую лавру – монастырь Студеницу, где остался на целых тридцать лет, пройдя все послушания от монастырского послушника до монаха, а затем и епископа. Его духовное возрастание проходило у мощей великих сербских святых прп. Симеона Мироточивого, прп. Симона монаха – Стефана Первовенчанного, прп. Анастасии Сербской. Учителями духовной мудрости и смирения стали для будущего владыки известные духовники отец Иулиан (Кнежевич) и отец Симеон (Васильевич). С 1967 по 1969 г. посещал первое послевоенное Монашеское училище Сербской Церкви в монастыре Острог, которое успешно закончил. После окончания училища проходил воинскую службу. 24 апреля 1971 года принял монашеский постриг в Студенецкой обители, а на следующий день был рукоположен епископом Жичским Василием (Костичем) в сан иеродиакона. В 1971 году по благословению правящего архиерея, иеродиакон Иоанн поступает в пятилетнюю семинарию Свт. Саввы в Белграде, которую закончил уже в 1974 году с отличными успехами. Во время учебы в семинарии 25 июля 1973 года был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал свое служение в Студенице. С 1976 года учился на Богословском факултете в Белграде. В 1980 году защитил диплом. Одновременно нес послушание наместика-заместителя студенецкого игумена протосингела Симеона (Васильевича). 25 июля 1980 года по распоряжению епископа Жичского Стефана (Боцы) и единогласному желания членов монастырского братства сменил на должности настоятеля Студеницы архимандрита Иулиана Кнежевича. В 1983 году произведен в сингела, а в 1986 году в протосингела. В 1989 году становится архимандритом. Настоятелем монастыря Студеницы был течении 13 лет, вплоть до епископской хиротонии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Первовенчанный, св. - житие Преподобный Стефан, брат свт. Саввы и сын свв. Стефана Немани (при. Симеона Мироточивого) и Анны (прп. Анастасии), правил Сербией с 1196 по 1228 год. У великого жупана Стефана Немани - основателя династии Неманичей - было три сына: Вукан, Стефан и Растко (Ростислав). Младший сын отправился на Св. гору Афон, где и принял монашество с именем Савва. Его отец, корень благоплодного древа святителей и благоверных правителей Сербских, как и его супруга, к концу жизни последовал примеру своего любимого чада и принял постриг в основанной им Студеницкой обители с именем Симеон. Почил о Господе он на Афонской горе в облагодетельстванном им Сербском монастыре Хиландарь, а его честные мощи получили цельбоностную силу источать благоуханное миро. Уходя, он оставил престол своему среднему сыну Стефану; старшему же сыну, Вукану, поручил несколько областей, подчинив его державному брату. Вукан, воспользовавшись начавшимся в 1202 году IV крестовым походом, поднял мятеж против брата своего - великого жупана Стефана, призвав на помощь папу римского и короля венгерского. Вукану удалось даже временно захватать власть в Сербии. И хотя Стефан, получив поддержку со стороны православного болгарского царства, сумел вернуть себе престол великого жупана, положение его оставалось непрочным. Глубоко веря в чудотворную силу мощей своего преподобного отца, Стефан покорнейше просил младшего брата, инока Савву, перенести сии святые мощи на родную землю. Св. Савва с радостью исполнил просьбу Стефана. Со всем народом, князьями и духовенством встретил прославленные останки великий жулан Стефан. Устыдился и раскаялся в своей недавней гордыне брат его князь Вукан. Вражда братьев утихла, оба с благоговением поклонились мощам отца своего, оба с любовью приняли святого инока Савву и торжественно перенесли останки преподобного Симеона в Студеницкий храм. Вукан уже никогда не восставал на Стефана и, будучи князем Зеты (Черногории), хранил верность своему державному брату.

http://pravicon.com/info-3447

Монастырь Студеница      «Когда говорит отец Савва, рот надо закрыть, а слух отворить. Имей в виду! Ты не обижайся: просто он говорит такие вещи, что… Ладно, сам поймешь», – наставлял меня отец Никон, молодой монах, с которым мы ехали в Студеницу, «мать сербских монастырей», как называют эту обитель в братской нам стране. Монастырь основал Стефан Неманя, будущий святой Симеон Мироточивый, отец Саввы Сербского, в XII веке. Рассказывать о монастыре можно долго, и, как я понял, каждое посещение, осознанное паломничество сюда, дает все новые поводы и возможности для расширения знаний – не только по истории или сербскому языку, литургике или эортологии. Но рассказать сегодня я бы хотел именно об отце Савве. Это вообще-то его «вина», что я начал заниматься сербским: хоть рот по совету молодого инока я (с переменным успехом) и старался держать закрытым, но, честное слово, до боли обидно, что не всё понимаешь, о чем идет речь. Конечно, сам взгляд старого архимандрита – внимательный, испытующий, но вместе с тем добрый и светлый – помогал преодолеть многие трудности беседы на тогда не очень понятном языке, его постоянная готовность помочь и угостить чем-нибудь «брата-руса» довершали дело, но всё равно было неудобно. А потом, после беседы с монахами, с которыми мы сидели за одним столом, он меня вообще удивил. Повернулся и с улыбкой выдал по-русски: «Ух, монахи ушли: хорошо-то как! Хочешь, анекдот расскажу? Вот смотри: думаешь, почему у меня, черногорца, рядом с кроватью в келье стул стоит? Между прочим, всё продумано: если устану валяться, могу сесть и отдохнуть! А сербский ты все-таки учи, ладно? Всяко ведь не в последний раз в Сербии, даст Бог. У меня еще много шуток есть, и не все перевести можно! Вот, например, знаешь, как я в историю одну интересную влип? Прихожу в магазин и хочу, главное, конфет шоколадных купить. Они называются “Ti amo”, что по-итальянски значит “Я тебя люблю”. Ага, я тогда молчальником стать захотел, на словах сильно экономил. И, значит, говорю продавщице, девчонке молодой: “Ti amo!”. Во здорово было: я такой в рясе стою, монах что надо, и в любви, получается, девчонке признаюсь, да еще по-итальянски! А она вообще побледнела. С тех пор я к подвигу молчальничества с осторожностью подхожу». Вот так мы с ним познакомились, со старым и очень добрым архимандритом Саввой.

http://pravoslavie.ru/106652.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010