О нем подробно рассказывает Палладий (Лавсаик, гл. XVII), говорит Руфин, еще Сократ и Созомен. Известно отдельное житие его в коптской и сирийской редакциях. Однако, никто из этих древних авторов не упоминает о творениях преподобного... Великий старец жил замкнуто, с двумя учениками, которые и принимали посетителей. Как выражается Палладий, он жил точно странник на этой земле, мертвый для мира и земных забот, весь в созерцании и в беседе с Богом... Только Геннадий Массилийский говорит о его творениях, но называет при этом " одно только послание, " - imam таптит ad juniores professionis suae soripsit epismolam... Вероятно, это и есть известное нам " духовное " послание " к чадам, " ad filios (сохранилось в латинском переводе)... Это полное отсутствие упоминаний о сборнике " бесед " вызывает недоумение. Особенно странно молчание Палладия. Он был близок с Евагрием, учеником Макария, и не мог не знать о творениях преподобного... Невольно возникает сомнение, принадлежат ли в действительности эти беседы или " гомилии " великому Макарию... На надписание рукописей полагаться трудно. И к тому же отдельные беседы встречаются и под другими именами, - преподобного Ефрема Сирина, чаще блаженного Марка Пустынника. В арабском переводе весь сборник (21 беседа) надписан именем Симеона Столпника... Во всяком случае, изданный текст " Бесед " вряд ли исправен. В нем чувствуется позднейшая обработка. Вероятно, и самое разделение на " беседы " следует приписать позднейшему метафрасту; недавно издано еще семь бесед (продолжение сборника). Отдельные беседы слишком различны по объему, иные имеют скорее характер писем, в тексте нередки дословные повторения. Нужно прибавить, редакторская работа над " Беседами " продолжалась и позже. В рукописях известны " семь слов " Макария под разными заглавиями ( " О хранении сердца " и т. под.) " в переложении " Симеона Логофета (или Метафраста). Можно думать, что и основной, известный нам, текст бесед есть уже результат обработки... Гораздо важнее наблюдения над содержанием бесед.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

Среди памятников не строго религиозного содержания отметим «книгу Асаф» 162 , которая упоминается дважды 163 , «хожение Данилово», две книги Симеона Метафраста , «книгу Царственник з летописцем», «книгу с пленением Иерусалимским» 164 , «книжку в полдесть Зонаря» 165 , дважды упоминаемое сочинение Космаса Индикоплевста («книга Шестодневник Иоана Антиоха, и в ней же написано Козма Ирдикаплов», « Козма Индикоплов, в десть»). Упомянута также «книга «Временник» из Константинова временника выписан». В значительном числе были представлены, естественно, богослужебные книги и книги церковного права («книжка Таранковская – моноканон. Книги 2 великих правил церковных» и пр.). О том, что собой представляли некоторые из упомянутых в каталоге книг, можно только предполагать. Так, упоминается книга «Криница», «Книга десятого», «книга Кирилова на Улияна», книга «Зерцало», «книжки две с песьнми Мойсеовыми и з припелы». О пяти печатных книгах («книг битых 5») опись не дает никаких пояснений 166 : Не исключено, что эти печатные книги были неправославного происхождения. С другой стороны, упоминается противокатолический сборник («Книжка на Латину»), но в то же время один из Апостолов назван «латинским». В библиотеке было и 5 греческих книг 167 . Состав библиотеки не только впечатляет богатством и разнообразием представленных памятников. Есть все основания считать Супрасльскую библиотеку отражением того идейного мира, в котором вращалась религиозная, философская и историческая мысль образованной элиты тогдашнего украинско-белорусского общества. Равным образом справедливо считать, что идеи и представления, заложенные в этой книжности, «спускались» через проповедь , полемику, богослужение и иные каналы «культурной трансмиссии» в более широкие общественные слои. Поэтому Супрасльская библиотека являет в какой-то степени и срез православного сознания украинско-белорусского населения в целом. И учитывая, что читатели и «потребители» этой духовно-религиозной традиции жили в обществе, которое каждодневно взаимодействовало с католической культурой, было бы очень интересно оценить, насколько своеобразным по сравнению с «латинской» традицией был отраженный в этом книжном собрании набор интеллектуально-религиозных ориентиров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Молитва Симеона Метафраста , 3-я Едине чистый и нетленный Господи, за неизреченную милость человеколюбия наше все восприемый смешение, от чистых и девственных кровей паче естества Рождшия Тя, Духа Божественнаго нашествием, и благоволением Отца присносущнаго, Христе Иисусе, премудросте Божия, и мире, и сило; Твоим восприятием животворящая и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленныя страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая советования, и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими: да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. [«Господи, Единый чистый и нетленный, по несказанному Твоему состраданию и человеколюбию воспринявший на Себя всю нашу сложную природу от чистой девственной крови сверхъестественно Родившей Тебя наитием Святого Духа по благоволению Вечного Отца, Иисусе Христе, Премудрость Божия, мир и сила. Ты, воспринятой Тобою плотью принявший дающие жизнь и спасительные страдания: крест, гвозди, копьё, смерть, – умертви мои губительные для души телесные страсти. Ты, погребением Твоим опустошивший царство ада, погреби благими размышлениями мои дурные намерения и рассей духов зла. Ты, на третий день Твоим живоносным из гроба восстанием поднявший падшего праотца, подними и меня, впавшего в грех, давая мне средства к покаянию. Ты, славным Твоим вознесением обожествивший воспринятую плоть и почтивший её восседанием по правую сторону Отца, сподоби меня причащением Святых Твоих Таин достигнуть правой стороны спасаемых. Ты, сошествием Утешителя Духа сделавший святых Твоих учеников драгоценными сосудами, яви и меня вместилищем Его пришествия. Ты, намеревающийся вновь прийти, чтобы праведно судить вселенную, сподоби и меня встретить со всеми Твоими святыми Тебя, Судию и Создателя моего, грядущего на облаках, чтобы я бесконечно прославлял и воспевал Тебя с Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити: но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя; и якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся; и якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость, и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь. Молитва 3-я, Симеона Метафраста Едине чистый и нетленный Господи, за неизреченную милость человеколюбия наше все восприемый смешение, от чистых и девственных кровей паче естества рождшия Тя, Духа Божественнаго нашествием, и благоволением Отца присносущнаго, Христе Иисусе, премудросте Божия, и мире, и сило; Твоим восприятием животворящая и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленныя страсти телесныя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2317...

824 Военно-административная область на юго-западном побережье Малой Азии с центром в городе Эфесе. См. об отряде фракисийцев, посланных сопровождать правительственную делегацию в Херсон в 711 г. (Феофан «Хронография», 711/712 гг.). 826 Царь Симеон вступил на болгарский престол в 893 г. Это был высокообразованный человек, обучавшийся в Константинополе, честолюбивые мечты которого были связаны со стремлением любым путем (силой, хитростью или через династический брак) овладеть престолом василевса ромеев. Война Симеона против византийцев началась, видимо, в 894 г. Это была первая из серии войн, которые на протяжении всей своей жизни вел этот воинственный царь против Ромейской империи (о Симеоне см.: Божилов И. Цар Симеон Велики (893–927). Златният век на средновековна България. – София, 1983; Kazdan A. A. Symeon of Bulgaria//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 1984; подробное сопоставление данных источников об этой войне см.: Златарски В. Известията за българите в хрониката на Симеон Метафраст и Логотет//Златарски В. Избрани произведения. – София, 1972. – Т. 1. – С. 465 сл.). 827 Высокий византийский сан, который открывал первый класс чинов табели о рангах (Kazdan A. A. Patrikios//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 1600). 828 Высокопоставленный византийский сановник из числа евнухов, ведавший вестиарием – личным казнохранилищем императора. Сопровождал василевса в походах и мог командовать войсками (Kazdan A. A. Protovestiarios//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 1750). 829 Здесь имеются в виду воинские, стратиотские отряды военно-административных областей, созданных на территории Романии. 830 регулярные воинские контингенты (Kazdan A. A. Tagma//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2007). 831 Византийцы делили свои владения на Восток и Запад или Азию и Европу. Восток (Азия) соответствовал малоазийскому полуострову, а Запад (Европа) – Балканам и Северному Причерноморью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смешение – сложную, «составную» природу. Паче естества – сверхъестественно. Рождшия Тя – Родившей Тебя. Твоим восприятием – тем, что Тобой воспринято, то есть воспринятой Тобою плотью. Восприемый – принявший. Лукавая советования – злые, дурные намерения. Лукавствия духи – духов зла. Разори – рассей, разгони. Грехом поползшагося – впавшего в грех ( буквально: поскользнувшегося в грехе). Образы мне покаяния предлагая можно понимать двояко: предлагая мне образцы покаяния или же: давая мне средства к покаянию. Плотское обоживый восприятие – обожествивший воспринятую Тобою (человеческую) плоть. И сие десным Отца седением почтый – и давший ей почесть сидеть справа от Отца. Десную часть – правую сторону. Снитием – сошествием. Сосуды честны – драгоценными сосудами (вместилищами Духа). Священныя Твоя ученики – Твоих святых учеников. Приятелище и мене покажи Твоего пришествия – яви и меня вместилищем Его пришествия. Паки – вновь. Усрести Тя на облацех – встретить Тебя, грядущего на облаках. + Эта молитва последовательно проводит перед нашим внутренним взором этапы Домостроительства Божия, тайну спасения рода человеческого в Личности Христа – Его Воплощение, Рождество, Страсти, Распятие, Погребение, Воскресение, Вознесение, Сошествия Святого Духа на апостолов, Второе пришествие, Страшный Суд – и все это теснейшим образом связывает с приготовлением к принятию Святых Христовых Таин и с самим участием в Таинстве Причащения. Дело Божиего Промысла обращено этой молитвой лично для меня, сходится в точку моего сердца, моей жизни. В этом отношении молитва напоминает тайную молитву Евхаристического канона (центр Литургии), когда устами священника возносится благодарение за все воспоминаемое дело нашего спасения (также – вплоть до Страшного Суда), и «точкой схода» оказывается престол со Святыми Тайнами. На Святые Тайны устремлена и вся молитва Симеона Метафраста … Эта молитва — живой пример того, как горячо, как глубоко личностно мы должны воспринимать Символ веры (ведь она, в сущности, перебирает все его члены), как каждый догмат должно соотносить с главным в своей жизни.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Один из наиболее просвещенных василевсов, Лев VI Мудрый (886–912), перечислял в своей «Тактике» целый ряд условий, которым должна была соответствовать кандидатура турмарха и, в частности, требование к уровню его образования 2074 . Итак, если следовать терминологии Константина Багрянородного, Готфия была турмой или турмархатом (tourma, tourmarchaton) «под фемой (уро to thema) Херсон», но стала таковой не ранее середины X в., поскольку не упомянута в трактате 2075 . В Эскуриальском Тактиконе 971–975 гг. стратиг Херсона переместился уже на девятое место, продолжая лидировать перед другой, очевидно, тоже созданной к третьей четверти X в., крымской фемой Боспор (о Bosporou) и точно не локализованной фемой Понта Эвксинского (о Pontou) 2076 . Увязывать последнюю с Сугдеей, как делают некоторые исследователи на основании находок трех печатей второй половины X–XI вв., принадлежавших протоспафарию Георгию, четко названному стратигом Сугдеи, нет достаточных оснований, как и объяснять создание «условиями византийско-русского противостояния в Крыму» 2077 . Тем более фантастично населять ее в основном тюрками и видеть в составе администрации представителей тюрко-хазарского происхождения 2078 . Гораздо убедительнее выглядит мнение Н. Икономидеса считать главным постом стратигии Понта Эвксинского Боспор Фракийский или Стенон («Узкий»), под которым византийцы понимали пролив, соединявший Черное море с Мраморным (Пропонтидой) 2079 . Тем не менее Сугдея тоже оказалась вовлечена в общеимперский процесс дробления, вычленения новых, все более мелких фем, сводимых порой до размеров одного города или крепости, на какое-то время, скорее всего, непродолжительное, получила своего стратига и шла в военно-административном «фарватере» двух других византийских форпостов Таврики. В Житии апостола Андрея, вошедшем в греческие Минеи в пересказе Симеона Метафраста , Херсон упоминался как «город знаменитый и многолюдный» 2080 . Последнее определение несколько расплывчато, ибо есть основания думать, что понятие «полиантропия» соответствовало в понимании ромеев не обязательно просторным городам, но и сравнительно малым по размерам центрам, если их отличала высокая плотность населения 2081 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Труды III-ro Арх. съезда, II, 259, 309; Белокуров, О библ. моск. госуд., 319); на Минеи Симеона Метафраста (судя по переводам); Номоканон с толков. Вальсамона (I, 520, 521; II, 201, 256, III, 110); на Иеронима Блаж. (III, 214). – Можно полагать, что по крайней мере некоторые из упоминаемых им произведений византийской литературы были в его распоряжении (А. И. Соболевский, Переводн. литер., 264; замечания, какие книги мог привезти с собой, м. прочим издания Альда Мануция см. Белокуров, 302–304); на Церковную историю Никифора Каллиста, Библиотеку патриар. Фотия (Сочин. II, 307,), Лексикон Свиды (III, 283–284), который, как полагают, мог быть в издании миланском (1499) или Альда (1514), но, по времени пребывания М.Грека в Италии, скорее в первом. Из Свиды заимствованы статьи о Мельхиседеке, Аврааме, Оригене , Креме, ц. болгарском, об Орфее и Сивиллах (I, 114–115, 176, 196; III, 131, 281); об архистратиге и Велисарге; об Анне, Каиафе, Пилате (III, 238), о рахманах, об Иове, о Серухе, о Пафнутии (259), об Антиохе (49), о вопле Содома и Гоморры и о исинах (II, 49; III, 53), о монетах и весах (III, 283), о драгоценных камнях (284); характеристика нек. писателей, кас. толкования Псалтири (I, 196 и д.); рассказы о Левиафане по Исидору Истпалийскому (III, 278) и др. естественно-исторические описания, читанные в разных сборниках сказаниях (Соч., III); есть исторические повествования, кас. древней истории, заимствованные из греческих и римских писателей (I, 68–70, 448, III, 12, 49, 278 и др.). См. также А.И.Соболевского (Перевод. литер., 275–278); и замеч. А.А.Покровского (Труды. Археол. ком., III, 27– 28); С.А.Белокуров (Библ. М. госуд., cclxxxix и cccii); о Стефаните и Ихнилате библ. Демидова (Чт. Общ. ист. 1846, 2, стр. 28; ср. Пыпин, Очерк литер. ист. повестей и сказок, Уч. зап. Ак. Н. по II отд., IV, 138); по разн. списк. изд. с предисл. Тихонравова, Общ. люб. древ, письм., Стефанит и Ихнилат, Спб. 1880–81, 25–81; о нем С.Смирнова (Филол. Зап. 1879, в III) и А.В.Рыстенка (Летоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Это, впрочем, «Библиотека», или «Мириобибл» (Тасячекнижие) патриарха константинопольского Фотия (IX в.). Он был учёнейший человек своего века: и философ, и богослов, и математик, писатель даже сочинений по медицине. Он устроил в своём доме учёный кружок, где делались отчёты о прочитанных рукописях. Таким образом и составилось это огромное произведение 4 . Оно представляет библиографическое собрание, разбирающее до 280 кодексов, а число всех описываемых сочинений доходит до 1000. Сочинения эти по всем отраслям знания; встречаются и самые редкие сочинения древних языческих писателей. Но отчёты составлены неравномерно; иногда о незначительных писателях слишком подробные отчёты, и наоборот. Но этим-то именно и важно для нас это собрание, так как иногда оно даёт подробные отчёты о таких писателях, которые не дошли до нас в целом виде или вовсе остались неизвестны. До 80 авторов подобного рода встречается в этой библиотеке. Часто только по указаниям Фотия находили неизвестного автора какого-нибудь сочинения. Так Философумена приписываюся Ипполиту именно только по указанию Фотия. Далее, для истории церкви имеет также большое значение «Сборник жизнеописаний святых», составленный в половине IX века под руководством византийского сановника Симеона Метафраста , бывшего великим логофетом. Собрав из различных мест более 500 рукописей, представляющих жизнеописания разных святых, он, к сожалению, не довольствуясь этим, собрал учёную комиссию для переделки их. Она начала их очищать, украшать, подводить под общий шаблон. Большая часть мучеников неизвестного времени отнесена к гонению Декия и Диоклетиана. В уста мучеников вкладывались напыщенные, витиеватые речи. Словом, первоначальные жизнеописания перепорчены в значительной степени. Много, впрочем, и ценных фактов; надо только уметь отделить первоначальную редакцию от позднейшей. У Migne’a это собрание занимает 3 громадных тома. Оно имело большое влияние на составление позднейших жизнеописаний святых. Им, между прочим, пользовался и  Дмитрий Ростовский для своих житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Иногда это жизненная встреча с тем или иным человеком, в другом случае – случайно прочитанное или услышанное Слово Божие; еще в другом – болезнь или другой вид очищающего или вразумляющего страдания, еще в другом – явное избавление от нависшей опасности или иной вид помощи. Средства многообразны, но всегда действенны, ибо исходят от всемогущего и бесконечно любящего Бога. Священное Писание и Предание особенно часто подчеркивают очищающее и исправляющее значение телесных страданий, «ибо страдающий плотию перестает грешить» ( 1Пет.4:1 ), «ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ). Воздействуя тем или иным способом на христианина, которому грозит греховная гибель, Господь избавляет его от «осуждения с миром», подобно тому, как любящий и строгий отец, наказывая сына за отставания в школьных занятиях, добивается его исправления и тем самым избавляет его от исключения из школы, от участи отпетых лентяев и бездельников (параллель к «осуждению с миром», 1Кор.11:32 ). Нередко спасающее божественное воздействие выражается в устранении внешних побуждений ко греху, искушений, или даже самой возможности совершать или повторять тот или иной грех. Типичное представление о таком действии Промысла мы находим в каноне Андрея Критского : «Но сия [злые намерения грешной души] рассыпа сам Христос, да ты всяко спасешися. 170 Зная бесконечные возможности спасения, которыми располагает божественное промышление, составители молитв постоянно просят о спасении, облекая свои мольбы в самые разнообразные формы, начиная с кратчайшего прошения «спаси нас» и кончая пространными сопоставлениями слабости и ничтожества молящегося грешника, с одной стороны, и всемогущей благой воли Божией к его спасению – с другой. Кроме уже сравнительно подробно рассмотренной нами наиболее характерной такого рода утренней молитвы «Многомилостиве и всемилостиве Боже мой…» уместно здесь вспомнить такие молитвенные высказывания, как, например, у Симеона Метафраста : «Умертви моя душетленные страсти телесныя… погреби моя благими помыслы лукавая советования и лукавствия духи разори… возстави мя грехом поползшагося».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010