Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ [греч. Ανανας от древнеевр.  ,  ], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв., 1 окт., пам. зап. 25 янв.), еп. Дамасский. В апостольском списке, к-рый приписывается св. Ипполиту Римскому , А. упоминается на 5-м месте. Обращенный в христианство еврей, А. был призван Господом, чтобы ввести в Церковь буд. апостола язычников Павла. А.- «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями» (Деян 22. 12-16) - находился в Дамаске, когда туда привели ослепшего Савла. Господь в видении приказал А. идти на улицу Прямую, в дом Иуды, найти там Савла и исцелить его. Сначала А. испугался, что Савл, обретя зрение, вновь станет гонителем христиан, но затем, положившись на Господа, открывшего ему перемену, к-рая произошла с Савлом, вернул ему зрение и крестил его (Деян 9. 10-18). Симеон Метафраст , составивший «Страсти» А., сообщает, что он проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе и претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Католич. Церковь не почитает его как мученика. Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е, известное в 3 редакциях (BHG, N 75х - 75z), приписывается некоему Варсафте; 2-е составлено Симеоном Метафрастом в Х в. (BHG, N 76). Память А. 1 окт. обязательно указывается во всех видах календарей, она отмечается в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 56-57), редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (РНБ. Соф. 1136. Л. 61об., XII в.; ГИМ. Син. 330. Л. 82об., XII в.), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 34-35), Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 287-288). По Мессинскому и Евергетидскому Типиконам на утрене полагалось чтение жития А. Симеона Метафраста (PG. 114. Col. 1001-1009). В Иерусалимский Типикон память А. включается начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 31). Память А. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 79-80), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 75), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (BHG, N 76а), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 339, 342) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 97). Согласно Иерусалимскому Типикону память А. совершается также 4 янв. в составе Собора 70 апостолов.

http://pravenc.ru/text/114726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ древнейший из сохранившихся иллюстрированных греч. агиографических сборников. Хранится в Ватиканской б-ке (Gr. 1613), отсюда 2-е название рукописи - Ватиканский Минологий. В. М. был составлен и изготовлен, как следует из посвятительного стихотворения на л. X (С. XIII), для визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025). Он содержит краткие жития святых и сообщения о памятных событиях церковной истории (с 1 сент. по 28 февр.), сопровождаемые 430 миниатюрами. Происхождение До кон. XV в. В. М. находился в К-поле. Вероятно, долгое время он принадлежал визант. императорам. В XIV в. владельцем рукописи стал живший в К-поле генуэзец Бартоломео ди Джакопо. Из К-поля В. М. был послан миланскому герц. Лодовико Сфорца (1494-1499), от к-рого перешел к семье Сфондрато. В 1615 г. кард. Паоло Сфондрато подарил рукопись папе Римскому Павлу V, к-рый передал ее в Ватиканскую б-ку. Состав Лист из Минология Василия II с миниатюрой, где изображены святые Косма и Дамиан (Fol. 152) Лист из Минология Василия II с миниатюрой, где изображены святые Косма и Дамиан (Fol. 152) Составление В. М. относится к ряду визант. минологических проектов X-XI вв. Хронологически он занимает промежуточное место между корпусом Житий Симеона Метафраста, создание к-рого началось, видимо, еще до царствования Василия II, и т. н. Императорским Минологием, составленным при имп. Михаиле IV (1034-1041). Название «минологий» для В. М. условно, т. к. типологически этот агиографический сборник, содержащий по неск. кратких житий (от 1 до 8) на каждый день, близок Синаксарю К-польской ц. кон. X в. (Синаксарь Сирмонда). Но В. М. отличается от него отсутствием к.-л. отсылок к богослужебной практике, в частности указаний на синаксисы святых и праздников. Др. особенностью текстов В. М. является их строго определенный объем (16 строк), к-рый продиктован тем, что половину каждой страницы занимает прямоугольная миниатюра, а др. предназначена для текста. Сначала были выполнены миниатюры, 15 из них были оставлены без текста, еще 2 - без текста и заголовка. Несомненно, В. М. был задуман как роскошное иллюстрированное издание, где текст должен был иметь вспомогательное значение.

http://pravenc.ru/text/Василия II ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) Мученичество святых Евлампия и Евлампии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 103) [греч. Ελμπιος κα Ελαμπα] († между 303 и 311), мученики (пам. 10 окт.), пострадали в Никомидии при имп. Максимиане (по мнению Р. Жанена, в правление имп. Галерия ). Христиане, скрывавшиеся в горах и пустынных местах от преследований, послали юношу Ев. в город за хлебом. Он был схвачен и приведен к судье Максиму (по др. источникам, к императору). Ев. обличил языческие заблуждения, за что был подвергнут пыткам. Когда после долгих мучений святого положили на раскаленное железное ложе, он не пострадал, и все нанесенные ему раны зажили. Чтобы явить могущество истинного Бога, Ев. объявил о желании принести жертву в языческом храме. В сопровождении народа он отправился в храм Ареса, и по его молитве идол упал на землю и разбился. Увидев это, многие уверовали во Христа. Е., родная сестра святого, узнав о страданиях брата за Христа, пришла на место пыток и присоединилась к нему. Ее подвергли избиению, а Ев. выкололи глаза; обоих мучеников бросили в котел с кипящей водой, который чудесным образом остыл (после этого чуда 200 чел. уверовали во Христа), а затем в раскаленную печь, но они остались невредимыми. Видя их стойкость, судья приказал обезглавить мучеников. Е. скончалась прежде, чем палачи приступили к казни. В их честь была построена церковь в К-поле, в квартале Адда ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64; SynCP. Col. 127). Сохранилось 2 пространных Жития Ев. и Е.: анонимное (болландисты относят его к числу легендарных) и прп. Симеона Метафраста. Ист.: BHG, N 616-617; ActaSS. Oct. T. 5. P. 67-79; PG. 115. Col. 1053-1066; PG. 117. Col. 100-101 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 125-127; ЖСв. Окт. С. 230-235. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 314; Т. 3. C. 419-420; Ελμπιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1050-1051; Janin R. Eulampius, Eulampia//DHGE. Т. 15. Col. 1386; Celinski H. Eulampio ed Eulampia//BiblSS. Vol. 5. P. 213; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 147.

http://pravenc.ru/text/187173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.), еп. Иллирийский (?). Пострадал в Риме при имп. Адриане (117-138) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом. Литературная традиция Мученичества Е. Греч. оригинал текста Мученичества Е. дошел до нас в дометафрастовской редакции, к-рая легла в основу лат. перевода, в X в. была переработана прп. Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для слав. парафраза в Минеях-Четьих свт. Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греч. языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Авторами лат. перевода Мученичества Е. названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположенные Е., однако, по мнению Д. Папеброха, лат. версия не является столь древней (ActaSS. Apr. T. 2. P. 535). Ок. сер. IX в. известно уже 2 ее редакции: 1-я условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Е. и Анфии в г. Реата (ныне Риети)), а 2-я - Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в г. Экана (ныне Троя, Апулия). Реатская редакция (BHL, N 2450) почти совпадает с греч. дометафрастовским Мученичеством Е., за исключением истории погребения. Греч. версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих лат. редакциях основной сюжет страдания Е. сохраняется. Эканской редакцией (BHL, N 2451) пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии»

http://pravenc.ru/text/189703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИНИК Ап. Артемон и мч. Каллиник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Ап. Артемон и мч. Каллиник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) († 250 или нач. IV в.(?)), мч. (пам. 29 июля). Сохранились дометафрастово Житие К. (BHG, N 286у), Житие с Похвальным словом (BHG, N 286z), Житие блж. Симеона Метафраста (BHG, N 287), сокращенное Житие в Императорском Минологии 1034-1041 гг. (BHG, N 287е) и краткие Жития в составе Синаксарей. К. происходил из Киликии (М. Азия). Проповедуя христ. веру, он обходил города и селения. В г. Анкира (ныне Анкара) в Галатии К. обратил ко Христу мн. жителей, за что был схвачен язычниками и приведен на суд к правителю Сакердону, рьяному идолослужителю и гонителю христиан. К. отказался поклониться идолам, призвав правителя оставить языческие заблуждения и уверовать в истинного Бога. Сакердон велел бить К. воловьими жилами, а затем, повесив на дереве, строгать его тело железными когтями. Хотя от глубоких ран стали видны кости мученика, К. восхвалял Христа и, укрепляемый Его благодатью, не ощущал боли. Тогда Сакердон велел обуть К. в железные сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать его перед лошадьми до г. Гангры в Пафлагонии и там предать мученика сожжению. Он решил казнить К. в Ганграх потому, что в этом городе святой обратил в христианство мн. жителей. Сакердон полагал, что, увидев мученическую кончину К., новообращенные испугаются и возвратятся к прежней вере. Обутый в железные сапоги с гвоздями, мученик шел впереди лошадей и пел псалмы, как бы не ощущая боли. Они прошли 60 рим. миль и достигли места, называемого Матрика, воины и кони изнемогали от солнечного июльского зноя и жажды. Воины стали просить святого, чтобы он помолился Христу и Тот дал им воды. По молитве К. из придорожного камня забил источник. В Ганграх К. сам вошел в приготовленную раскаленную печь и с молитвой предал дух Господу. Когда огонь потух, его тело было обнаружено невредимым и похоронено христианами. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) добавлено, что мощи К. были погребены на месте его казни.

http://pravenc.ru/text/1320019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА Карп, епископ, Папил(а), диакон, Агафодор и Агафоника [греч. Κρπος, Ππυλος, Αγαθδωρος κα Αγαθονκη] († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.). Источники Мч. Карп. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мч. Карп. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Евсевий Кесарийский, возможно, располагал копией судебного протокола допроса К., П. и Агафоники, пострадавших в Пергаме. Он упоминает о святых в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 15. 48) вслед за сщмч. Поликарпом, еп. Смирны, и сщмч. Пионием, время страданий к-рых историк отнес к периоду правления имп. Марка Аврелия (161-180). Древние Акты мучеников не сохранились, однако известны неск. греч. и 1 лат. переработки данного текста. В 1675 г. болландисты опубликовали самую позднюю греч. редакцию Актов (М; BHG, N 295), вошедшую в состав Четьих-Миней прп. Симеона Метафраста. Греч. редакция, ближе всего отстоящая от утраченного оригинала и сохранившаяся в рукописи Paris. gr. 1468, XI в. (А; BHG, N 293), была впервые издана Б. Обе в 1881 г. В 1920 г. П. Франки де Кавальери обнаружил в рукописи Bergomensis Bibl. S. Alex. 4 (227), XI в. (г. Бергамо, б-ка св. Александра, ныне находится там же, в б-ке им. архиеп. Дж. Радини Тедески) и опубликовал лат. текст Актов (В), к-рый, по мнению исследователей, является более точной копией изначальной версии Актов в отличие от греч. редакции А. Версии А и В имеют много общего между собой, однако в наиболее важных местах они не совпадают, из чего следует вывод, что В нельзя рассматривать как перевод А. 3-я греч. редакция (V; BHG, N 294), обнаруженная Ж. де Гибером в рукописи Vat. gr. 797, X в., была впервые издана в 1940 г. И. Делеэ. По мнению болландиста, версия М весьма близка к данной редакции и является ее переработкой. Оба текста содержат признаки, характерные для эпического жанра: пространные речи, чудеса, определенную последовательность событий. Именно в версиях V и М появляется 4-й мученик - Агафодор, история к-рого была вставлена в рассказ о К. и его спутниках. Вполне вероятно, что Агафодор является дублетом Агафоники: искажение имени этой святой привело к появлению 4-го мученика.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНУИЛ, САВЕЛ И ИСМАИЛ [Греч. Μανουλ, Σαβλ κα Ισμαλ] († 362/3), мученики Персидские (Халкидонские) (пам. 17 июня). Сведения о мученичестве 3 братьев сохранились в неск. источниках: 1) Мученичество (BHG, N 1023), изданное болландистом Д. Папебруком в Acta Sanctorum (ActaSS. Iul. T. 3. P. 233-273); известно в научной традиции как Acta vetera; 2) Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 1024); издавалось неоднократно, последний раз - В. В. Латышевым ( Латышев В. В. Hagiographica Graeca inedita//ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 28-39); 3) Мученичество (BHG, N 1024c), опубликованное тем же исследователем ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 67-72); 4) неизданное краткое Мученичество (Эпитома; BHG, N 1024d). Мученики Персидские Мануил, Савел и Исмаил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен Мученики Персидские Мануил, Савел и Исмаил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен Согласно агиографическим источникам, М., С. и И. были родными братьями, происходили из знатного персид. рода. Их отец был приверженцем персид. религии (зороастризм), а мать - христианкой. В христианском благочестии она воспитала и сыновей. Крещение братья приняли от пресвитера по имени Евник. Достигнув зрелого возраста, они поступили на военную службу к царю Аламундару (это имя приводится у Симеона Метафраста; в Acta vetera имя царя - Валтан (в нек-рых списках - Валан)). Вскоре братья были посланы к имп. Юлиану Отступнику (361-363) для заключения мирного договора. В то время император находился в Халкидоне близ К-поля, в местности под названием Тригон (греч. Τργωνος), где по его распоряжению происходило большое языческое празднество. М., С. и И. держались в стороне от нечестивых торжеств и молились о заблудших язычниках. Не обнаружив среди празднующих персид. послов, Юлиан велел разыскать их и привести к нему, чтобы они разделили с ним торжество. Но посланники ответили постельничему императора, который передал им приглашение, что считают идолов бесами и никогда не отступятся от христ. веры. Получив такой ответ, Юлиан пришел в ярость и приказал взять М., С. и И. под стражу, но не допрашивать и не предавать мучениям, чтобы не омрачать торжеств.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 285) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 285) (Младшая, Новая) [греч. Μελνη (Μελνιον) Ρομαα; лат. Melania] (383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, Рим - 438/9, Иерусалим), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей ; одна из самых значительных фигур жен. монашества. Источники Основной источник сведений о М. Р.- Житие М. Р. (Vita Melaniae), написанное ее учеником и преемником пресв. Геронтием, сохранившееся в греческой (VMgr.- BHG, N 1241) и латинской (VMlat.- BHL, N 585-586) редакциях. До XIX в. оно было известно лишь в переложении прп. Симеона Метафраста (BHG, N 1242). В XIX в. кард. М. Рамполлой дель Тиндаро и болландистами были обнаружены сначала лат. списки, позднее был открыт и опубликован греч. текст ( Rampolla del Tindaro M. St. Melania Giuniore senatrice Romana: Documenti contemporanei e note. R., 1905. P. 41-85). Традиционно более ранним из всех считается VMgr., однако ни одна из сохранившихся до наст. времени редакций не признана первичной. Время составления первоначального Жития - нач. 50-х гг. V в. Житие VMgr.- ценный источник сведений о жизни палестинского монашества, о топографии Иерусалима, о богослужении. Ранний этап подвижничества М. Р. описан в «Лавсаике» Палладием, еп. Еленопольским ( Pallad. Lausiac. 54, 58, 61). Сведения о ее мон-ре содержатся в Житии Петра Ивера ( Johannes Rufus. Vita Petri Iberi//Petrus der Iberer/Hrsg. R. Raabe. Lpz., 1895; Horn. 2008), составленном Иоанном Руфом . М. Р. и членов ее семьи упоминает в сочинении свт. Павлин Милостивый , еп. Ноланский ( Paul. Nol. Сагт. 21, 281-285, 294-295, 838-840). М. Р. упоминается в письме блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 143) блж. Августину, а также в письмах самого блж. Августина ( Aug. Ер. 124-126). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНОДОРА, МИТРОДОРА И НИМФОДОРА Мученичество Митродоры, Минодоры и Нимфодоры. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 26) Мученичество Митродоры, Минодоры и Нимфодоры. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 26) [Греч. Μηνοδρα, Μητροδρα κα Νυμφοδρα] († 305-311), мученицы (пам. 10 сент.). Источники Пространное Мученичество этих св. сестер (BHG, N 1272z) опубликовано Ф. Алькеном по рукописи Ath. Laur. D 50, 1039 г. Более позднее пространное Мученичество (BHG, N 1273) сохранилось в переработке Симеона Метафраста в составе Метафрастовых Четьих-Миней. Краткие Жития содержатся в визант. Синаксарях (напр., PG. 117. Col. 40-41; SynCP. Col. 31-32). Сохранился слав. перевод Метафрастовой версии Мученичества Минодоры, Митродоры и Н. в домакариевских Четьих-Минеях (напр., в Кир.-Бел. 16/1225, 2-я пол. XV в.), в Великих Минеях-Четьих (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 623-630; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 84), а также в южнослав. рукописях (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIb20, 1456 г.; Белград. Университетская б-ка. Собр. В. Чоровича. 30, XV в.) и др. ( Иванова. Biblioth. hagiogr. 2008. С. 200). Житие Святые сестры род. в Вифинии и с юности посвятили себя Богу. Они целомудренно жили в уединении, избегая всего мирского, на высоком пустынном холме, находившемся примерно в 3 км от теплых источников в Пифиях (близ Никомидии). Поселившись здесь, они подвизались в посте и непрестанных молитвах. Любовь ко Христу рождала у них поток горячих слез, и они поистине жили на земле, как ангелы. Местные жители узнали об их местонахождении и иногда приходили к сестрам. От них разошлись свидетельства о том, что св. девы исцеляли любую болезнь и изгоняли демонов. Мученицы Митродора, Минодора и Нимфодора. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мученицы Митродора, Минодора и Нимфодора. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

http://pravenc.ru/text/2563270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) [Греч. Παρθνιος] (IV в.), прп., чудотворец (пам. 7 февр.), еп. Лампсакийский. Сохранилось Житие П., написанное Криспином, видимо спутником или учеником святого (BHG, N 1422), Житие Симеона Метафраста (X в.) (BHG, P. 1423; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 303-317) и неск. его редакций: BHG, N 1423a (изд.: Laty š ev. Menol. T. 1. P. 20-208) и BHG, 1423b. Согласно Житию Криспина, П. род. при имп. Константине I Великом (306-337) в г. Мелитополь (Милетополь) в пров. Геллеспонт. Его отец, Христофор (в некоторых редакциях Христодул), был диаконом в одной из местных церквей, но сыну образования не дал. П. приобщался к свящ. текстам на богослужениях, к-рые он с усердием посещал. С юных лет П. освоил профессию рыбака, однако рыбу и деньги от ее продажи раздавал бедным. Милосердие сделало П. популярным и любимым в городе человеком. В 18 лет у П. проявился духовный дар изгонять бесов. Епископ Мелитопольский Филипп (Филит) обратил внимание на добродетельного юношу и велел обучить его грамоте, а вскоре против воли П. рукоположил его во священника, поручил ездить по всей епархии и проповедовать. В это время к дару изгнания бесов у П. добавился дар исцеления. Однажды он встретил человека, к-рому только что выбили глаз, вставил глаз на место, помолился и исцелил увечье. Тяжелобольную женщину П. исцелил крестным знамением, а набросившегося на него цепного пса святой смог умертвить дуновением. Слава о П. распространилась по округе, и вскоре митрополит Кизический Асхолий (в нек-рых редакциях Ахиллий) рукоположил его во епископа г. Лампсака, где были сильны языческие позиции. Святой образ жизни епископа и личный пример соблюдения христ. заповедей обратил ко Христу многих жителей города. П. побывал при дворе имп. Константина и получил разрешение, а также деньги на строительство христ. церкви. Когда здание храма было почти готово и нужно было доставить один большой камень для устройства престола, бесы вселились в перевозивших камень волов, и буйные животные раздавили погонщика. Узнав о несчастье, П. помолился, и умерший воскрес. Святой воскресил также самоубийцу, к-рый будучи одержим, повесился в притворе храма, и др. умершего юношу.

http://pravenc.ru/text/2579065.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010