Кальвин говорит, что наши добрые дела заслуживают не вечной жизни, а вечной смерти; в той мере, в которой они понимаются. Считает, что первородный грех остается даже в святом человеке (грех во всех, кроме Христа). Грех портит наши добрые дела. Но мы верим, что по милости Божией и доброй воле, наши добрые дела удостоятся вечной жизни. И посредством святого крещения первородный грех стирается, quoad reatum, in Quantum Anima Recuperat Gratiam, quoad Mentem, Remanet Tamen Peccatum Originanale, quoad Actum Nimrum Quantum Ad Fomitem, qui est in ordinatio Appetitus sensitiui, iuxta quem Su-mus Inclinati Ad Malum. Кальвин говорит, что в мире все necessario dejie, nec dantur liberae actiones in homine, а затем tollit liberum arbitrium в человеке. Мы, constantissime, говорим, что ничего хорошего делать без Божьей благодати мы не можем; и это не во власти нашей praeuenientem gratiam Dei, это iest превозносящей благодати Божией иметь; однако это в воле нашей и силы благодати Божией превозносящей противоречие – не делай этого. Consequenter liberum arbitrium firmissime agnoscimus, о котором нас Justynus Святой учит в этих словах: perwa permitit quidem Deus, quae sponte nostra deligimus, ut faciamus mala, non per potestatis suae imbecillitatem, sed ut tum arbitri nostri libertas, tum lenitas eius & longanimitas ostendatur: Действительно, Бог позволяет нам делать в отношении Его Заповедей то, что мы свободно решаем делать. Но Бог разрешает нам это делать не по слабости собственной власти, а потому, что он предпочитает нашу свободу, как показали Его доброта и долготерпение. Кальвин говорит, что Бог желает грехов и есть причина греха. Но мы придерживаемся мнения с псалмопевцем, который говорит: Quoniam non Deus volens iniquitatum здесь es, это est: потому что ты не Бог , желающий беззакония, как бы говорит: что Ты, Боже мой, запретил в Твоих заповедях, Ты зла не желал Deus enim uno actu vult. Кальвин говорит, что некрещеные дети верующих могут быть спасены. Мы же говорим, что, поскольку эти дети рождаются в первородном грехе, никаким способом не могут быть спасены, ибо говорит Иоанн святой: Nisi quis renatus fuerit ex aqua & Spiritu, non potest intrare in Regnum Dei, кто не возродится из воды y Святого Духа, не может вступить в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

перевод.) после смерти, как свидетельствует святой Павел: Yideo aliam legem in membris, repugnant legi mentis meae; я вижу другой закон в членах моих, противостоящий закону разума моего. Для snadnieyy mendresty я говорю, что потому что unumquoque accipit suam speciem a форма, первородного греха formale ничего другого не iest, iedno priuatio ilius iustitiae originalis, которая в этом присутсвует, чтобы человек тотально был медленным к воли Bozey; Material Vero est concupiscentia abo склонность к злу. И так первородный грех quoad suum formale in intellectu et voluntatate терпится через искус (искушение – прим. перевод.); ибо после него я стану человеком habitus supernatnrales fidei in intelectu spei et charitatis in voluntate; но, по сути, это и есть concupiscentia in actu primo, или склонность к плохому, остается. Кальвин говорит, что у вас нет простительного греха, но все они смертны. Мы же держим, что другие (грехи – прим. перевод.) будничны, то есть не заслуживающие вечного осуждения, которым подчиняются праведники, по мудрецу: septies in die cadit justus, семь крон падают в день дела). Другие же смертные, в которых, если человек без покаяния умрет, спасения не получит, tey dustynkcyey научил Сам Спаситель, говоря: Yides festucam in oculo fratris tui; trabem autem, quae in oculo tuo est, non consideras, ты видишь сучок в глазах брата твоего; бревна же, которое в глазах твоих, не видишь. И как все другие (Церкви), подобные церкви Восточной, Матери нашей, противоположные нам мнения Кальвина отвергаем, и как о Литургии святой, которую Кальвин отвергает. Но мы за жертву нового закона святую (Литургию) имеем от Святого Василия, который in литургия той так говорит: да будем достойны принести тебе эту словесную и бескровную жертву за наши грехи и за человеческие неведения. А у святого Златоуста, который в литургии в своей часто использует эти слова: приносим Тебе сию страшную и бескровную жертву за живых и мертвых. Об исповеди, которую он (Кальвин) отвергает, мы с Златоустом святым восхваляем, и принимаем, и мы говорим, что когда пришли в Великие дни (Великого Поста – прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

м. Благодаря его действиям мн. витебляне вернулись в Православие, чем вызвали протест униат. архиерея Антония (Селявы) , требовавшего от короля устроить скорейшее расследование происшедшего (Там же. 62-63. С. 120-123; 1888. Т. 5. Ч. 1. 98. С. 149). Несмотря на штраф в 10 тыс. злотых, архиеп. Сильвестр (Косов) продолжил пастырскую деятельность в Витебске, опираясь на власти М. м. Так, 31 мая 1641 г. архиерею пришла повестка от оршанского подсудка Якова Вислоуха. В ней сообщалось о решении Виленского трибунала от 31 июля 1640 г. по жалобе униата архиеп. Антония (Селявы) против Юрия Цыпки и его жены, обвинявшихся «в нарушении мира между униатами и неуниатами, разных возмущениях, постройки в г. Витебске за р. Двиною, на Слободском посаде, православной церкви, возмущении простаго люда и присоединении его к православию», а также о «насильственном отнятии чернецом Елисеем церковных грунтов и снятии с них ржи». Мон. Елисей, вероятно, был насельником М. м., т. к. др. правосл. обителей поблизости от Витебска не было (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. XXII. С. 156). Несмотря на гонения, деятельность правосл. духовенства, включая братию М. м., привела к тому, что 21 марта 1646 г. архиеп. Антоний (Селява) констатировал, что большинство горожан вернулись из унии в Православие (Там же. Т. 1. 68. С. 134-137). В 1650 г. в М. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Во время русско-польск. войны (1654-1667) обитель получила в дар список Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова монастыря икона Божией Матери ). По одним данным, этот образ в 1655 г. пожаловал в М. м. царь Алексей Михайлович , когда население Витебскмитр. а добровольно подчинилось его власти; по другим - этим списком чудотворной иконы Никон, патриарх Московский и всея Руси благословил «Живоначальныя Троицы, Марковскаго и Витепскаго монастыря» игум. Каллиста (Дорофеевича-Риторайского) , «мужа благочестива и богобоязнива, и в добрых искусна», назначенного 13 марта 1656 г. наместником на Полоцкую кафедру (ДРВ. Ч.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

Вторым епископом белорусским в Могилеве был Сильвестр I Косов (1635—1647), который также постоянно находился и жил при Борисо-Глебском храме и монастыре. Он же в 1637 году созвал здесь первый Могилевский епархиальный собор и основал типографию. В 1646 году скончался митрополит Петр Могила и на его место избрали Сильвестра. Не прекращая усилий, он постоянно вел борьбу с униатами, стремясь возвратить захваченный ими православный Спасский монастырь в Могилеве. Благодаря его стараниям и влиянию митрополии, эта древняя святыня в 1650 году была возвращена православным. В нем устроили кафедру и резиденцию православных могилевских епископов с епархиальной консисторией, братством, духовной школой, типографией и богодельней-госпиталем. С того времени в Крестном-Борисо-Глебском монастыре началась тихая, спокойная иноческая жизнь. В начале XVIII века монастырь сгорел. После пожара был восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел — Борисо-Глебским. С приходом советской власти храм был закрыт и снова начал действовать только в 1941 году после захвата Могилева немцами. Долгие годы он был единственным в Могилеве действующим храмом. В 1970-е годы в нем служил протоиерей Михаил Кузьменко, известный исследователь истории Могилевской православной епархии от времени ее образования до 1917 года. 1 апреля 1986 года Указом митрополита Минского и Белорусского Филарета Свято-Борисо-Глебская церковь города Могилева переименована в Свято-Крестовоздвиженский собор. Описание [ править править код ] По мнению одних исследователей, собор представляет собой памятник архитектуры византийского направления ретроспективно-русского стиля (эклектики). Согласно другим источникам, для архитектурно-стилевой трактовки храма характерно соединение черт классицизма (рустованные пилястры по углам, профилированный карниз основного объёма) и московского культового зодчества XVII века (пятикуполье, килевидные завершения закомар и порталов, очертание наличников окон).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА II († кон. 1507), митр. Киевский ( Западнорусская митрополия ). До принятия монашества был приходским священником, имел жену и сына Семена (Сенька Кривой). Возможно, И. был правосл. виленским священником, ставшим духовником Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны (1495-1506), о к-ром она писала отцу, Московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу : «А есть со мною другой поп из Вильны, и он добре добр». В грамоте кор. Александра Ягеллончика от 7 марта 1502 г. минскому Вознесенскому мон-рю И. назван архимандритом (предшествующие настоятели обители имели сан игумена). Приблизительно в это же время состоялась хиротония И. во епископа Владимирского и Берестейского, а также последовавшее вскоре поставление его на Киевский митрополичий престол. Писатели XVII в. ( Сильвестр (Косов) , Иоанн (Дубович)), характеризовавшие И. как благочестивого и «простого», утверждали, что определяющую роль при выборе кандидатуры на пустовавшую в течение 2 лет митрополичью кафедру сыграла вел. кнг. Елена. Это подтверждается покровительством, к-рое оказывала вел. кнг. Елена Иоанновна минскому Вознесенскому мон-рю, когда им управлял И. В 1-й пол. 1503 г. кор. Александр и правосл. «князи и панове» обратились к К-польскому патриарху с просьбой утвердить И. Киевским митрополитом, что означало восстановление церковного общения Западнорусской митрополии с К-полем, прерванного в результате высказанного Киевским митр. Иосифом (Болгариновичем ; † ок. сер. 1501) желания перейти под власть папы. В июне К-польский патриарх Пахомий I подписал настольную грамоту И., однако и в окт. 1503 г., при освящении Благовещенской ц. в Супрасльском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре , И. еще титуловался «освященным епископом, нареченным митрополитом Киевским и всея Руси». Униат. писатели XVII в. называли И. московитом, что, возможно, указывало на его происхождение из Московского гос-ва или на его нетерпимость к идее унии католич. и правосл. Церквей. Я. Кулеша утверждал, что «при нем схизма (Православие.- С. Л.) подняла голову» и церковными делами стали интересоваться не только простолюдины, но и шляхта и магнаты. Ю. Бартошевич считал, что именно позиция И. привела к отказу Западнорусской митрополии от унии с Римом, заключенной Иосифом (Болгариновичем). И. пользовался поддержкой правосл. магнатов Великого княжества Литовского. Митрополит передал право патроната над гродненским Коложским монастырем королевскому писарю Богушу Боговитиновичу (20 июля 1506), который восстановил разрушенную обитель и наделил ее землями. Митрополит в присутствии своего буд. преемника Смоленского еп. Иосифа (Солтана) отказался от имущественных прав на этот монастырь и разрешил ктитору-мирянину назначать игумена.

http://pravenc.ru/text/578332.html

Могилёв. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Свято-Крестовоздвиженский собор — каменный, построен в 1869 году рядом с Борисо-Глебской церковью. Пятикупольная постройка, в центре которой купол на массивном цилиндрическом барабане, по сторонам 4 небольшие головки. Обрамление окон, кокошники, орнаментальный фриз, рустованные пилястры выполнены в псевдорусском стиле. Внутри 4-крестовые столбы поддерживают барабан купола. При входе — 2 столба, на которые опираются хоры. Памятник архитектуры эклектики. Собор был построен на пожертвования православных верующих жителей Могилевщины. Главный храм собора имеет основной придел в память Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но он имел еще и престол во имя святых Бориса и Глеба. Поэтому народная молва и летописи издавна называют храм Борисо-Глебским, как и рядом стоящую церковь. Сведения о Борисо-Глебском (Крестовоздвиженском) храме сохранились в документах XVII века. В древности существовал деревянный храм с тем же названием. Как известно, с 1619 года в течение 14 лет все православные храмы Могилева были закрыты. При открытии в городе самостоятельной, отдельной от Полоцкой, Белорусской епископии, киевский митрополит Петр Могила назначил сюда епископа Иосифа I Бобриковича Копет-Анехожского. Его кафедра была назначена в могилевском Спасском монастыре, который находился в то время в руках униатов. Из акта передачи православным Борисо-Глебского храма в 1634 году следует, что на месте церкви уже в то время находился древний Крестный-Борисо-Глебский православный монастырь. Именно в нем размещалась первая православная епископская кафедра первого самостоятельного белорусского епископа Иосифа Бобриковича. Вторым епископом белорусским в Могилеве был Сильвестр I Косов, который также постоянно находился и жил при Борисо-Глебском храме и монастыре. Он в 1637 году созвал здесь первый Могилевский епархиальный собор и основал типографию. В 1646 году скончался митрополит Петр Могила и на его место избрали Сильвестра. Не прекращая усилий, он постоянно вел борьбу с униатами, стремясь возвратить захваченный ими православный Спасский монастырь в Могилеве. Древняя святыня в 1650 году была возвращена православным. В нем устроили кафедру и резиденцию православных могилевских епископов с епархиальной консисторией, братством, духовной школой, типографией и богодельней-госпиталем.

http://sobory.ru/article/?object=05609

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОТРОНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор во имя Св. Троицы. 1727 г. Фотография. 2013 г. Собор во имя Св. Троицы. 1727 г. Фотография. 2013 г. (Черкасской и Каневской епархии УПЦ), находится в с. Мельники Чигиринского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально мужской. Расположен на территории т. н. скифского Мотронинского городища. Первые достоверные сведения о М. Т. м. относятся к 1568 г., когда монахи, собравшиеся в Мотронинском лесу, испросили благословение у митр. Киевского и Галицкого Ионы III (Протасовича (Протасевича)-Островского) на строительство обители. Об этом сообщалось в несохранившейся монастырской хронике, к-рую пересказал бывш. наместник М. Т. м. архим. Афанасий ( 1850), а также в отдельных актах из собрания мон-ря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 20). В 1577 г. упоминается Григорий, «архимандрит Мотренинский» (СбРИО. 1888. Т. 62. С. 637). Топоним Мотронинский лес встречается в завещании казака Т. Воловача от 6 авг. 1600 г. ( Каманин И. К вопросу о козачестве до Богдана Хмельницкого//ЧИОНЛ. 1894.Кн. 8 Отд. 2. С. 91). В 1620-1621 гг. гетман П. К. Сагайдачный построил в М. Т. м. храм во имя Св. Троицы и утвердил за обителью земельные наделы (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8. Л. 5). 11 янв. 1648 г. митр. Киевский Сильвестр (Косов) дал антиминс в Троицкий храм и утвердил наместником игум. Пафнутия, занимавшего эту должность до своей кончины. В 1664 г. польск. кор. Ян II Казимир в мест. Борисполь в привилее провозгласил «конфирмацию» (утверждение) всех прав обители. В 1670 г. митр. Киевский и Галицкий Иосиф (Нелюбович-Тукальский) выдал монастырю др. антиминс. В грамоте от 18 марта 1670 г. он повелел игумену ехать к гетману П. Д. Дорошенко, который несколько раз принял настоятеля в своей резиденции в Чигирине и выдал мон-рю 2 универсала. Первым, от 22 июня 1671 г., Дорошенко предоставил обители 200 злотых, а вторым, от 13 июля 1671 г., гетман в ответ на жалобу игум. Пафнутия запретил чигиринским старостам использовать монастырских людей на работах вне обители.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

Сохранились и др. документы этого времени, исходившие от К., к-рые дают дополнительные сведения о его отношении к вопросу о соединении Церквей. В грамоте 1643 г. об основании Покровского мон-ря в его родовом имении Низкиничи (см. Низкиничский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь ) К. выражал сожаление, что единство христ. мира серьезно нарушено и теперь приходится добиваться сохранения прав «греческой» религии. Одновременно он выражал убеждение, что всякое гос-во является совершенным, когда оно имеет одного главу. Такой же должна быть Respublica ekklesiastika, как это и было в апостольские времена, когда во главе нее стояли преемники «верховного апостола» Петра. В грамоте 1646 г. об основании католич. храма в своем имении Свойчево К. писал, что у приверженцев «латинского» и «греческого» обрядов вера одна, хотя в наст. время из-за человеческих грехов между ними нет единства. На переговорах о соединении Церквей возникли трудности. Уступки по догматическим вопросам и требования широкой автономии курию не удовлетворяли, был неприемлем и способ решения проблем, предлагавшийся К. В конце концов курия согласилась на созыв Собора для обсуждения вопроса о соединении Церквей. Однако в ночь на 1 янв. 1647 г. митр. Петр (Могила) скончался. По совету К. его преемником стал Сильвестр (Косов). В апр. 1647 г. в Вильно был созван съезд православных, к-рый одобрил предложения, выдвигавшиеся ранее Петром (Могилой). 13 дек. 1647 г. К. обратился к митрополиту с письмом, в к-ром, настаивая на сохранении Церковью своих обрядов и автономии, советовал пока не обращаться к патриарху в К-поль за подтверждением его в сане. В первые месяцы 1648 г. состоялись беседы Владислава IV и коронного канцлера Е. Оссолинского с К. и Сильвестром (Косовым), тогда же было принято решение созвать в Варшаве летом 1648 г. совместный Собор православных и униатов. Планы были сорваны восстанием Б. М. Хмельницкого. Участие К. в этих переговорах стало известно, и это не способствовало улучшению отношений между ним и казачеством. В февр. 1649 г. посол Хмельницкого в Москве С. Мужиловский говорил, что К.- униат и хотел привести в Киев патриарха от папы.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

5) дар ведения – десной рукой с семью звёздами, 6) дар благочестия – семью горящими кадильницами, 7) дар страха Божия – семью молниями. 68 Вероятно, составление иконы древнее времён Петра Могилы , при котором она может быть, только возобновлена. Пр. Евгений замечает сходство с этой иконой иконы храмовой в Тобольске: если полагать, что эта последняя икона устроена тогда же, как и храм Тобольский, т. е. при патриархе Филарете Никитиче, то это было прежде обновления Собора Киевского при Петре Могиле и, следовательно, Киево-Софийская икона в настоящем виде её была известна ещё прежде унии. В надписи на серебряной позолоченной ризе иконы сказано, что эта риза устроена 1821 г. марта 16 дня, коштом и усердием Воронежского градского главы, Самуила Никитича Мещерякова. 69 В записках под годом 1689. Тогда Св. Димитрий велел снять для себя список этой иконы. Внизу на киоте иконы следующая читается надпись: Изображение Чудотворныя иконы Пресв. Богородицы Любечкой, юже блаженной памяти преосвященный Сильвестр Косов , митр. Киевский с стране Задняпровских с подобающею честию в Богоспасаемый град Киев привозе, и проч. У пр. Евгения (опис. К.-Соф. Собора, стр. 49) сказано почему-то, что икона сия принесена митр. Гедеоном. Подобная мерой и живописью есть в Соборе икона Спасителя, тоже, по преданию, Любечская. Обе иконы украшены серебряными позлащёнными ризами. На первой риза имеет веса 8 фун. и 40 зол., а на второй – 8 фун. 48 зол. На последней означено, что она устроена коштом Любечского жителя Ивана Мельникова. 70 Описание озаглавлено так: Parergon cudow swiçiych obraza przeczystey Bogorodzice u Monastyru Rupiatickim napisanych od wieleb. Oyca Hilariona Denisowicza, Igumena tego Swietego Monastyra, przez ejusdem Terarungematis Autora W. Oyca Alhanasiusa Kalnofoyskiego przydane etc... Первое чудо есть самое обретение иконы одной девицей на дереве. Икона представлялась горящей, и когда была унесена в дом, то всякий раз скрывалась и обреталась на дереве. Чудес, бывших во время пребывания иконы в монастыре, описано 14 (с 1629 по 1636 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Причины такого поступка неизвестны, возможно, М. не оставлял надежды на получение епископского сана. Уже как монах он вел активную церковную и политическую деятельность. 20 сент. 1631 г. он написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Филарету . Письмо было связано с поездкой в Киев рус. гонца Г. Гладкого, к-рый должен был добиться передачи Войску Запорожскому грамот вост. патриархов с призывом к казакам перейти под власть царя Михаила Феодоровича . Мон. Анатолий обещал Гладкому грамоты, оказавшиеся у Петра (Могилы), «вырвати и запорожским черкасом отдати». Это же он обещал и патриарху Филарету в письме от 20 сент. (подписался как «новоначальный инок»). Называя Филарета патриархом «всея Росии» и «моим» пастырем, Анатолий писал, что, выполняя «остатнее повеление» Иова (Борецкого), к-рый «под проклятием» приказал ему предостеречь о враждебных планах Речи Посполитой по отношению к Русскому гос-ву, он сообщает о таких планах. Он выражал просьбу, чтобы патриарх, как «непоколебимый столп благочестия», его «патриаршеским благословением обослал». В письме Римский папа назван предтечей антихриста . После поставления Петра (Могилы) на Киевскую кафедру мон. Анатолий и Сильвестр (Косов), собрав вооруженных мещан, казаков и монастырских крестьян, 2 июля 1633 г. заняли Софийский собор и др. церкви в Киеве, находившиеся в руках униатов. Одно из последних упоминаний о мон. Анатолии содержится в извлечении из декрета коронного трибунала за июль 1633 г., где зафиксировано его участие в делах Киево-Печерского мон-ря. Возможно, шляхтич Анатолий Мужиловский, отмеченный в 1633 г. среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии, а в 1642 г. вместе с Филофеем (Кизаревичем) как представитель Киево-Печерского монастыря в суде о монастырских землях,- это М. М. был отцом Самуила (Силуяна) Мужиловского (нач. XVII в.- ок. 1655), политического и военного деятеля, дипломата, участника посольств в Стокгольм, Молдавию и Москву. Младшим братом или племянником М. был Григорий Мужиловский, священник, участник военных действий во время восстания Б.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010