862–1863/Соч. Филарета (Гумилевского) , архиепископа Черниговского: Издание третье, с поправками и дополнениями автора. СПб., 1884. – 511 с. Флоровский Георгий , прот. Пути русского богословия/С предисл. Н. Лосского. Москва: Институт Русской цивилизации, 2009. – 848 c. Уния в документах. Сб./сост. В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн.: Лучи Софии 1997. С. 212. Mironowicz A. Sylwestr Kossov. biskup bialoruski, metropolita Kijowski. Biaystok, 1999. 144 s. Seventeenth-Century on the Kievan Caves Monastery/With an Introduction by Paulina Lewin. Cambridge Mass., 1987. P. 3–116 (Harvard Library of Early Ukrainian Literature, Texts, vol. IV). Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym – Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red. A. Gronek, A. Nowak, Kraków 2019. S. 98. 1 Карабинов И. А. Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. 1915. 7–8. С. 960. 2 Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym – Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red. A. Gronek, A. Nowak, Kraków 2019. S. 98. 3 Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий. Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. – 1 тит. л., 1–33,1 пуст. т. е. 35 л. 6 Карабинов И. А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. С. 737−753. 7 Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий. Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. 1 тит. л., 1–33,1 пуст. 35 л. 9 Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym – Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

В начале нашего исследования прежде всего необходимо обратиться к анализу богословских взглядов митр. Сильвестра (Косова) , изложенных в его полемических и апологетических трудах. В данном контексте необходимо выделить труд «Апологии школам киевским» (Лаврское издание 1635 года) 10 , где доказывается отличие православия от протестантских деноминаций и обосновывается необходимость изучения наук для русского народа. В трактате Сильвестр (Косов) подчеркивает необходимость развития научно-богословской деятельности: «Ты же, исполненный святыни народ при иных издавна принадлежащих тебе правах, прежде помазанниками преемственно тебе дарованных, и ныне всепокорнейше проси, как милостивно, чтобы тебе не возбраняли сей манны свободных наук, при содействии твоей же братии, утвержденной в древней твоей вере. Ибо тогда только церкви твои наполнятся священниками просвещенными и богобоязненными; кафедры твои процветут проповедниками красноречивыми; потомки твои, утвержденные в отеческой вере» 11 . Для изучения богословских взглядов митр. Сильвестра (Косова) также обратимся к его труду «Патерик Печерский» («Патерикон») 12 , изданному на польском языке в том же 1635 г. Трактат издан с целью подтвердить святость православия и православных святых в Речи Посполитой. Профессор С. Т. Голубев проанализировал «Патерикон» и пришел к выводу, что «главной целью написания данного труда была полемическая направленность в рамках развертывания православной богословской полемики с протестантами первой половины XVII столетия» 13 . Православный взгляд в богословских трудах Сильвестра (Косова) подтверждается и мнением святителя Филарета (Гумилевского) . Изложенные святителем Филаретом факты ставят под сомнение утверждения протоиерея Георгия Флоровского , который, обобщая все западнорусское богословие, писал в XX в.: «Могила и его сподвижники были откровенными и решительными западниками. Это западничество есть своеобразное униатство столкновение двух религиозно-психологических и религиозно-культурных установок или ориентаций, – западнической и эллино-славянской… Все снова и снова сговаривались и совещались с униатами» 14 . В своем труде святитель Филарет (Гумилевский) пишет, что подобные обвинения звучали и в XVII в., однако не имели аргументации. Святитель Филарет отмечает: «Иезуиты и униаты от злости на успехи Киевской коллегии рассевали в народе клеветы, будто науки ее – науки еретические, а учители – кальвинисты или социане. Обманутые ими простаки попы и казаки шумели: “к чему заводят латинское и польское училище?” При этих обстоятельствах Сильвестр Косов пишет, что учители коллегии твердо следуют учению Православной Церкви» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Предложен объективный взгляд на деятельность западнорусских богословов. Выявлены детерминанты изменений, внесенных в текст анафоры иноком Евфимием Чудовским. Изучены причины появления пролатинских взглядов в текстах евхаристического канона. Также исследованы причины устранения ранее внесенных пролатинских воззрений и последующего утверждения православного положения о времени преложения Святых Даров. Подчеркивается особая роль инока Евфимия Чудовского (ученика западнорусского богослова Епифания Славинецкого) в опровержении латинских воззрений на Соборе 1689–1690 г. в Москве. Обозначены ключевые направления для дальнейшего исследования влияния западнорусского богословия в Московском государстве XVII века. Список литературы Голубев С. Т. Защита святости, нетления и православия киево-печерских угодников в сочинении Сильвестра Косова «Paterikon, albo ywoty swiatych oyców pieczarskich»//Киевские епархиальные ведомости. 1875. С. 131–138; 10. С. 344–351; 13. С. 423–453; 24. С. 814–821. Голубев С. Т. Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна: Очерки из истории Малороссии в XVII в. 1. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича: Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1902. – С. 51. Карабинов И. А. Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. 1915. 7–8. – С. 953–964. Макарий (Булгаков) , Митрополит Московский и Коломенский. «История Русской Церкви». М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994–1996. Т. 6. С. 571. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий. «Сказание, или Отчет о школах киевских и винницких, в которых обучаются иноки греческой веры» (Exegesis. 1635) Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий. Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. 1 тит. л., 1–33,1 пуст. т.е. 35 л. Филарет (Гумилевский) , святитель, архиепископ Черниговский. Обзор русской духовной литературы: Книги первая и вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Могилёве (Белоруссия). 16 апр. 1636 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Петр (Могила) добился от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV Вазы разрешения на возведение в Могилёве деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Вскоре после ее возведения на посаде города были построены деревянные кельи. До 1648 г. часть монахинь, проживавших при могилёвском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , была переселена в М. м. ( Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв на Днепре, 1890. С. 55). По-видимому, это произошло в кон. 1646 или в 1-й пол. 1647 г., т. к. еще 6 сент. 1646 г. Мстиславский, Могилёвский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов) , основываясь на грамоте 1636 г. Киевского митр. Петра (Могилы), получил от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV подтвердительную грамоту (привилей). Этот акт разрешал правосл. могилёвским мещанам основать жен. мон-рь при Никольской ц., на свободной территории Гривлянской сотни, и наделял их определенными привилегиями. При этом еп. Сильвестр (Косов) добился того, чтобы позднее, основываясь на привилегиях, данных в 1-м документе, они всегда подтверждались «з стороны только фундованя черниц на мейсцу чернцов привилей тот поновляли и своем лепшом способе и форме потверждали». Имея привилегии, которые «той церкви и монастыра даны», властям мон-ря разрешалась покупка новых городских дворов «на вольное през мещан Гривлянских скуповане». Насельницы должны были подчиняться местному епископу. Шляхтянки, ставшие монахинями, освобождались от повинностей (АСЗР. Т. 2. 48. С. 69-71). Могилёвский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Могилёвский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Первоначально постройки М. м. были деревянными. После пожаров в Могилёве 1661, 1664 и 1666 гг.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

Во 2-й пол. 1649 г. И. был одним из 4 кандидатов на Могилёвскую кафедру. (На основании документа от 9 дек. 1644, в к-ром И. назван «епископом Белорусским» (АЗР. Т. 5. 9. С. 72), притом что в этот период Могилёвско-Мстиславской епархией управлял Сильвестр (Косов), историки высказывали мнение, что И. был коадъютором еп. Сильвестра. Однако С. Т. Голубев установил подложность данного документа.) Привилей на епископство с перечислением обширных владений Могилёвской кафедры И. получил от кор. Яна II Казимира во время сейма, проходившего 3-13 янв. 1650 г. в Варшаве. 12 янв. король, исполняя условия Зборовского договора с казаками (8 авг. 1649), издал универсал (внесенный И. в варшавские гродские книги), по которому была возобновлена правосл. Могилёвская кафедра, не замещавшаяся с 1647 г., под резиденцию архиерея передавался Спасо-Преображенский монастырь в Могилёве. В универсале епархия впервые была названа Могилёвской и Витебской, в ее состав королевские комиссары должны были передать половину приходов Полоцко-Витебской униатской епархии (границы правосл. епархии совпадали с границами униат. диоцеза). Т. о., границы единственной правосл. епархии в Великом княжестве Литовском расширились за счет включения в нее Витебского воеводства, где ранее в ряде мест, в частности в Витебске и Полоцке, православным с 1635 г. запрещалось открывать храмы. 13 янв. 1650 г. король дал И. привилей на занятие Могилёвской кафедры. В течение последующих неск. месяцев И. оставался в Варшаве, чтобы заручиться гарантией передачи ему обещанных храмов и епархиальных имений. Весной того же года И. уехал в Киев, где Киевский митр. Сильвестр (Косов) возглавил его епископскую хиротонию. Привилеем Яна II Казимира от 2 мая 1650 г. И. был утвержден на кафедре. Согласно грамоте митр. Сильвестра от 1 июля 1650 г., изменился титул Могилёвского архиерея, ставшего епископом Витебским, Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, «экзаршим наместником» Киевского митрополита на литов. и белорус. землях. 12-13 июля 1650 г. И. участвовал в Соборе западнорус. епископов, созванном в Киеве митр. Сильвестром, на котором обязался, в частности, давать ежегодно на содержание Киево-Могилянской коллегии 500 злотых.

http://pravenc.ru/text/578513.html

год Собора В это время униаты занимают Собор и владеют им до 1633 г., т. е. около 37 лет. В акте конфедерации 1599 года, так описывается состояние Правосл. Церкви, по введении унии «уже по большей части наши церкви, монастыри, храмы, соборы иные постыдным разграблением, великим мучительством и проч. завладены разорены и опустошены, другие, по удалении нас от собственности и от распоряжения оной, отняли» и проч. Видевшие Собор в конце 16 века пишут: «Между развалинами возносится церковь Св. Софии, сооружённая некогда по Греческому образцу с величайшими издержками и трудами. Пол в ней из мозаики, золото и лазурь ещё светились в подземных сводах и приделах; в самом здании колонны из порфира, алебастра и мрамора» 35 1620 и далее 584 и далее После 20-летнего небытия митрополита Киевского, посвящён (не в К.-Соборе, занятом униатами, а в Лавре) патр. Иерусалимским Феофаном митр. Иов Борецкий и жил в монастыре Михайловском. В его время (как пишет Афанасий Кальнофойский в своей книге Тератургим) двери Собора были завалены большой грудой павшей стены и кучей развалин, видны даже были сквозные трещины в стенах. В 57 лет своего владычества униаты довели Собор до крайнего разорения. В 1625 г., 6 сент. виден был чудесный свет в Соборе от мощей священномучен. Макария. М. Иов Борецкий предсказал, что эта церковь паки возвратится туда, откуда она отнята 36 1633 и далее 597 и далее «Июля 2 дня, во вторник в 13 часу исполнилось то, что Духом Святым предсказал святоусопший преосв. Отец митр. Иов Борецкий. Ибо в это время, по воле Его Королевского Величества и всей Речи Посполитой, отобрали Св. Софийскую церковь у униатов – препод. отец Исаия Трофимович, тогдашней коллегии Могилянской в Киеве ректор, ныне игумен монастыря Святители Николая Пустынного, и отец Анатолий Мужаловский, проповедник Печерский, игумен Кирилловский. Через несколько лет она значительно, старанием преосв. Киевск. митр. Петра Могилы и милостыней православных людей, поправлена, как каждый видит». Так пишет Афанасий Кальпофейский. (См. то же описание, стр. 5 и 6). A Сильвестр Косов в Патериконе, стр. 181, говорит, что церковь Св. Софии так была опустошена и разорена, что и в его время с великим иждивением едва выкопана из развалин. М. Сильвестр Косов , без сомнения, продолжал Труды П. Могилы по Собору. Но после него бывшие митрополиты (1657–1685) Киевские не жили в Киеве, по причине неспокойного времени, и Собор в 28 лет мог опять прийти в худое состояние 37

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

епископ должен был получить все имения кафедры, кроме нескольких, переданных следующему униат. епископу. Вопреки королевскому декрету между Крупецким и Гулевичем-Воютинским развернулась борьба за владения кафедры. Униат. епископ жил в Спасском мон-ре, который, по декрету короля, принадлежал правосл. кафедре. Еп. Сильвестр в 1636 г. захватил обитель и изгнал из нее Афанасия, также была захвачена епископская резиденция в Перемышле. В начавшемся по жалобе Афанасия судебном процессе Сильвестра поддержал митр. Петр (Могила). Требования Крупецкого разделяла часть шляхты на сеймиках в Прошовицах, Щроде (Сьроде), Опатове, Судовой Вишне и Белзе. В 1637 г. еп. Сильвестр был приговорен к инфамии - лишению гражданских прав. В 1641 г. архиерей был восстановлен на кафедре, но мон-ри, которые он первоначально получил, передавались униатам, а после смерти Сильвестра кафедра должна была отойти униат. епископу. В 1643 г. Сильвестр вновь силой занял мон-рь Св. Спаса, после чего был снова лишен кафедры; умер в 1645 г. в Каменце-Подольском. В 1642 г. еп. Сильвестр принял участие в Синоде в Яссах, на к-ром обсуждались сочинения Кирилла Лукариса (см. Кирилл I Лукарис ). Архиерей пользовался поддержкой православных Перемышльской земли - мещан, шляхты, крестьян. В течение 5 лет П. е. находилась под властью Афанасия (Крупецкого). После победы армии Б. М. Хмельницкого под Зборовом в авг. 1649 г. и подписания Зборовского соглашения королевским дипломом от 12 янв. 1650 г. было постановлено, что Перемышльскому правосл. епископу должны перейти мон-рь Св. Спаса и др. мон-ри, а после смерти Афанасия (Крупецкого) - все имущество кафедры. 25 июня (по др. данным - 15 июля) 1650 г. Киевский митр. Сильвестр (Косов) назначил на П. е. Антония (Винницкого) , 27 сент. Антоний получил привилей на кафедру от кор. Яна II Казимира. При поддержке правосл. шляхты и клироса кафедрального собора епископ вернул владения кафедры, Афанасий (Крупецкий) сбежал из Свято-Спасского мон-ря в Валяву. После поражения казаков под Берестечком (18-30 июня 1651) король утвердил в Перемышле коадъютора Афанасия униата Прокопия (Хмелёвского) и декретом от 31 июля 1651 г.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Архим. Иосиф (Тризна). Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Архим. Иосиф (Тризна). Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) После принятия в Переяславе 8 янв. 1654 г. войска Запорожского в подданство рус. царя московские послы отправились в Киев. Узнав об этом, 15 янв. митр. Сильвестр (Косов) и И. послали в Луцк печерского мон. Макария (Крыницкого), к-рый должен был заявить в Луцком гродском суде о том, что рус. власти принуждают киевское духовенство к присяге царю, но духовенство считает своим государем короля. 16 янв. московских послов за неск. верст до Киева встречали митр. Сильвестр, Черниговский еп. Зосима , И., настоятели др. киевских мон-рей. 17 янв. киевляне признали власть царя, но митрополит и И. отказались отпустить своих слуг на принесение присяги. На повторное приглашение со стороны московских послов митр. Сильвестр ответил, что он не может послать своих людей к присяге, опасаясь мести польск. короля по отношению к правосл. духовенству в Речи Посполитой. Действия И. также были обусловлены страхом ответных шагов со стороны польск. властей, в частности, боязнью потерять обширные имения Киево-Печерского монастыря на польско-литовских землях и утратить привилегии и независимость, которыми И. пользовался в Польско-Литовском гос-ве как шляхтич и настоятель ставропигиального мон-ря. Под давлением живших на Печерске казаков 19 янв. 1654 г. митрополит и И. выслали своих людей к присяге, после чего московские послы отправили киевским духовным властям, в т. ч. И., жалованье от царя. 5 марта 1654 г. в связи с рождением царевича Алексея Алексеевича И. отправил грамоту царю Алексею Михайловичу с изъявлением радости о рождении наследника престола (АЮЗР. T. 10. 6. 10. Стб. 325). В грамоте от 6 июля того же года И. желал царю успехов в борьбе с врагами, высказывая надежду, что царь вскоре получит возможность «весь православный народ» на землях Украины «восприяти, якоже орел птенца под криле, и осенити скипетром державы своей царской». И. сообщил об отправке из Киево-Печерского мон-ря в Москву уставщика иером. Герасима и казначея мон. Авксентия (Устрицкого), к-рые должны были передать царю ходатайство архимандрита о подтверждении за мон-рем имений, а также владельческие документы. Необходимость подтверждения владельческих прав мон-ря была обусловлена тем, что на его имения посягали местные дворяне. И. послал царю резной крест, Апостол, Апокалипсис и часть мощей прп. Марка Гробокопателя, Киево-Печерского. К грамоте И. гетман Хмельницкий присоединил сопроводительное письмо от 28 июля 1654 г., в котором просил царя удовлетворить ходатайство архимандрита и братии (Там же. 16. 5. Стб. 719-723). Царь исполнил просьбу И., подтвердив за Киево-Печерским мон-рем все его имения и привилегии.

http://pravenc.ru/text/578555.html

С 1647 по 1657 годы киевский митрополичий престол занимал Сильвестр Косов. Несмотря на заключение союза с Москвой, он отказывался признавать над собой власть Московского Патриарха, выступая за сохранение канонической связи с Константинополем. В июле 1654 года митрополит Сильвестр даже отправил послов в Смоленск, где тогда находился царь Алексей Михайлович. В своей челобитной он просил о сохранении зависимости Киевской митрополии от Царьграда - " первой вольности, яже есть всех вольностей и прав коренем " Митрополит Сильвестр скончался 13 мая 1657 года. Гетман Богдан Хмельницкий поручил местоблюстительство Киевского престола Черниговскому епископу Лазарю Барановичу - единственному архиерею Левобережной Украины. Гетман также разослал грамоты православным архиереям в пределах Польского королевства (епископам Луцкому, Львовскому и Перемышльскому) с приглашением прибыть в Киев для избрания нового митрополита. Однако 27 июля скончался и сам Богдан. Выборы нового митрополита были проведены в Киеве уже при следующем гетмане - Иване Выговском. 6 декабря 1657 года (в день памяти святителя Николая) на Киевский престол был избран епископ Луцкий Дионисий Балабан. Его интронизация состоялась 28 февраля 1658 года. Характерно, что как выборы, так и настолование нового митрополита проходили без участия московских церковных властей. Владыка Дионисий получил подтверждение своих полномочий от Константинопольского Позже и польский король признал Дионисия законным Киевским митрополитом. Период украинской истории, начавшийся после смерти гетмана Богдана Хмельницкого, в украинской историографии получил устойчивое название " Руина " . Действительно, вплоть до начала 1680-х годов история Украины, особенно на правом берегу Днепра, пестрит фактами военных столкновений и массового уничтожения мирного населения. В церковной жизни это также было время " разброда и шатаний " . Когда Иван Выговский отложился от Москвы и стал вести переговоры с Польшей, митрополит Дионисий также принял участие в заключении Гадячского договора 8 сентября 1658 года. Вместе с Выговским митрополит уехал в Чигирин и уже больше в Киев не возвращался. С этого времени Дионисий являлся фактически митрополитом Правобережной Украины, не имея возможности управлять епархиями на левом берегу Днепра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Каменная 3-апсидная 10-столпная крестово-купольная базилика имела 8-гранные барабаны и купола, установленные в 1700 г., а также 3 башни. Ярусная композиция первоначального фасада завершалась 2 башнями и фигурным фронтоном между ними. В храме был установлен деревянный резной иконостас. В 1755 г. его оклад был выполнен из серебра могилёвским чеканщиком Петром Слизиком. Начало строительства благословил новый Могилёвский, Мстиславский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов) , выходец из Львовского правосл. братства. При 1-м настоятеле архим. Варлааме (Половке; 1634-1639) в М. Б. м. был принят общежительный устав, заведен синодик. Территория обители увеличилась благодаря новым вкладам, пожертвованиям и передаче во владение братии смежных участков представителей местной правосл. знати. Так, кнг. Е. Б. Корсак, вдова кричевского и олучицкого старосты кн. Б. И. Соломерецкого, 29 окт. 1618 г. продала правосл. членам магистрата Могилёва дом «с пляцем, з будованем у улицы великой Шкловской», а полученные 400 коп литов. грошей передала в мон-рь. Известны пожертвования кн. Огинского, мстиславского подкомория пана Б. В. Стеткевича-Завирского и его жены кнг. Е. Б. Соломерецкой (АСЗР. Т. 2. 26. С. 26-27; 37. С. 49-51; 45. С. 61-64), к-рые еще ок. 1626 г. выступали как фундаторы оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря ( Жудро. 1890. С. 44-45, 53-55). На полученные средства был построен монастырский двор (вдоль Шкловской ул.) с деревянными кельями и домом настоятеля. В 1636-1638 гг. в обители работал видный белорус. печатник Сильвестр Соболь , в кон. XVII - нач. XVIII в.- Максим Вощанка . Учителями в братской школе служили приглашенные преподаватели из Киева и Полоцка (напр., студент С. А. Косович), а также местные жители «Тимофей Грибач, Павел, Константин, Афанасий Стрелецкий, учивший лат. языку, Федор Тарасович, Игнатий и др.». М. Б. м. посещал брестский игум. св. Афанасий (Филиппович) (Там же. С. 60; Мелешко. 1988. С. 223). В М. Б. м. вслед за первыми попечителями появились и др.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010