Ошибки униатского полемиста в вопросах об отношениях между Киевскими митрополитами и К-полем, относительно Крещения Руси, церковной хронологии исправил еп. Сильвестр (Косов) в «Paterikon, abo ywoty ss. ojców pieczarskich» (Патерик, или Жития св. Печерских отцов) (1635). К. также является автором проповеди на погребении Кунцевича, состоявшемся 16-17 янв. 1625 г. в полоцком кафедральном соборе, тогда же проповедь была напечатана (в издании автор назван номинантом на Смоленскую кафедру) - «Kazanie o witobliwym ywocie y chwalebney mierci przewielebnego w Bodze oyca Iosaphata Kuncewicza, arcybiskupa Poockiego, Witebskiego y Mcisawskiego» ((Wilno), 1625) (Сказание о благоговейной жизни и хвалебной смерти преосвященного в Боге отца Иосафата Кунцевича, архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского). К. хорошо знал Кунцевича. Написанное сразу после смерти униат. Полоцкого архиепископа и приуроченное к его канонизации «Сказание...» отличается информативностью, содержит изложение основных фактов жизни Кунцевича, особенно подробно описаны последние месяцы и дни его жизни. Сделаны акценты на аскетизме Кунцевича, его упорстве в распространении унии, верности королевской власти, прославляется мученичество Полоцкого архиепископа. «Сказание...» принадлежит к антиправосл. лит-ре, автор отождествляет «схизматиков» (православных) с «еретиками», считает необходимым подавление их «бунтов» различными методами, опровергает утверждение православных о справедливости возмездия Кунцевичу за его действия. Однако, как и в более раннем произведении К., в «Сказании...» защищается обрядовая самостоятельность «русского набоженства». Поскольку К. в Вильно тесно сотрудничал с Кунцевичем, считается, что неск. произведений были созданы ими совместно. П. Н. Жукович писал о возможности участия Кунцевича в подготовке трактата «Obrona iednoci cerkiewney...». Вероятно, К. и Кунцевич вместе составили предисловия к 2 виленским изданиям: к Служебнику (1617) («Наука иереом, к порядочного отправованя службы Божие велце потребная») и к Требнику (1618) («Наука в седми тайнах церковных»).

http://pravenc.ru/text/2458995.html

Вопросъ. Для чого въ цркви восточной, тую оферу приносимъ за стыхъ, яко то за Патриархвъ, Пррквъ, Myчehuчwbъ, а собливе за стую бцу. тветъ. Просимъ народ для того, абы гь бгъ за ихъ молитвами, принялъ молитвы наши. Повторе за приносимъ дякуючт за зветязство стыхъ, и ласку тую, ижъ имъ яко бpamiu нашой далъ глядети въ тваръ свою на нбси. в которой whu якъ зверцадле, видячи тую феру за себе принессеннную, причиняюся за насъ. А соболиве причинясся престая Бца, кгды тело правдивое Сна ей Бгу феруем: апритомъ дякуемъ, за ей oybeлбehie и bыbышшehie на все серафмими, херувими, и иныи чини лimakiu: Вопросъ, Есть ли такая офера, и за грехи наши оублагалицею. тветъ. Естъ: так бовемъ златоустый стый, въ книзе Г. w сщенстве мовит: Iepeй за нассъ светъ выставляется, и ба проситъ, абы всемъ людемъ, истолко живымъ, але и оумерлымъ грехи отпущалъ. kvnpia зась стый выразне evxapucmiю зовет оферою, на oчuщehie грехвъ. Вопросъ. Чимся тая тайна, от инши дели. тветъ. Напродъ, ижъ тая тайна естъ оферою, а иншыи не сутъ. Повторое: ижъ иншыи тайны сутъ въчинению, и оуваженю. га прикладъ: kpeщehie естъ, кгды погружают водою, и мовятъ тые слова: Крещается рабъ бжiй имкъ, въ имя оца, и сна, и cmrw дха. Вода за сама не естъ тайною, яkw въ мvponoaзahiu, мvpo, само не есть тайною, але мvponoaзahie з оными словами: Печать дара cmrw дха, evbapumia, здсь некончится оуживаниемъ, але речью триваючою, зabымobehieмъ оных слов: Се естъ тело монэе, а се естъ кровъ моя въ коротце мовячи: иншыи тайны пред yoжubahieм не сутъ тайнами, а Evxapmiя пред еще yoжubahieм стае ся тайною, сборо вышъ реченныи слоа хвы., lepeй албо епкопъ выречетъ: маючи волю и уомыслъ, абы хлебъ и вино полугъ ха, от цркви телом и kpobiю хвою были. Потрете, ижъ въ иншихъ тайнах, мamepia не wmмehяemcя на тую речъ которую значитъ. Напрыкладъ: вода къ kpeщehiu, значит wmpoжehie духовное, а неотменяе ся въ оное ompoжehie. въ evxapucmiu зась wmмehяemcя ество хлеба и вина. въ естество Тела и Крови хвы. Hawcmamokъ и тая розница естъ, ижъ иншихъ таинъ самъ оуживати неможетъ lepeй, напрыкладъ: неможетъ себе wkpecmumu, мvpoмъ помазати, а поживати самъ той тайны evxapmiu можетъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Вопросъ. Можели то првладомъ якимъ зъ писма стог бъяснити. тветъ. Можеть, абовемъ ясность которую бгъ напочатку сътворилъ, немела жадной wcaды, але сама пресеве стояла, ажъ поки богъ wcaдy четвертого дня сътворилъ, то естъ, слнце. Такъ том розумеетъ Bacuлiй Стый въ Книзе езамеронъ, албо шестодневника. Вопросъ. Естъ ли въ тайне evxapmcmiu тая офера, которую оученил сптель ншъ, на крте оферуючи самого себе ву оцу за ве миръ. тветъ. Естъ таяжъ и едина, але нишимъ способомъ а способъ нерознит речи самой то естъ въ тайне evxapmcmiu; естъ безкровнымъ способомъ, а такъ на кресте была крвавымъи и для того хс сптель ншъ wcoбho тело, а wcoбho кровъ свою на вечери дал, абыся смерть его пришлая на крсте испоминати могла, где кровъ тдаленая была от тела. Заты треба ведати, же два разы хс пред наскрием за насъ ся оферовал Першый раз на вечери wcmamheй безъкровным способом, когда мовилъ: Се естъ тело мое еже завы ломимое, и се естъ кровъ моя, еже завы изливаемая, въ wcmabлehie греховъ, бо кгды тут юъ мовитъ, же за насъ, а не вамъ, оферася вызначае. Другимъ способомъ крваве на крсте. W тамтой перо офере безкровной. Kvnpuah с: въ книзе в, в листе г, мови: Тое оферовае, што мелхеседекъ оферовалъ хлебъ, и вино, то естъ тело свое и кровъ. То стый Григорий Нисский в беседе w bockpeciu, также самого себе оферу за нас юъ оферовал самъ заразъ lepeeмъ и самъ баранкомь бжiuмъ, колижся тое стало; кгды тело свое ести, а кровь свою пити, домовникомъ свооим пода. Ведати тежъ то потреба, же оуживане evxapumiu, не естъ оферою, але толко тайною, але кгдыся за нас приноситъ, въ той часъ естъ оферою. Вопросъ. Ведлугъ komoporow способу оферована естъ lepeeмъ въ веки сптель нашъ по чину Мелхиседекову. тветъ. Ведлугъ оферы безкровнои. бо яко въ стпромъ законе, хлебъ и вино Мелхиседекъ оферовалъ: такъ и хс себе самого пл wcoбaмu хлеба и вина, остатней вечери оферовалъ, и тое lepeйcmbo свое вечне ззаховуетъ, кгды што день lepeйckiu по wcoбaмu хлеба и вина себе оферует whoe разъ оучиненное кровавымъ способом оферы, на крсте, пожитки нам справуючи. О nokaяhiu

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Вопросъ. Што называетъся собами хлеба. тветъ. Называются npuмiomы хлебовый яко то квасно, смакъ, округло, бело, и про: Такъ тежъ собами вина, называются npuмiomы erw, яко то квасность, солодкость, смакъ, и про: Вопросъ. меняются тыи wcoбы хлеба и вина, въ тело и крвъ хву; тветъ. Hewmмehяюmcя, але толко естество, и натура хлеба и вина, которая под тыми собами, ставивши оуступустъ правдивому телу и крови Сптеля ншег. И для того мы истомуся nobuhhueмw кланяти што видилю жеся белымъ исмавуем, то естъ собами хлеба и вина, але тому што веруем, то естъ правдивому телу и крови Сптеля нашего, которыйся потыми собами знайдуютъ правдиве. Вопросъ. Можетъ ли правдивая кровъ быти безъ приливания троха воды, як заживают; тветъ. Может въ правююде, але кгды къ той безъкровной офере, заживаемо воды для двоих причинъ. Напродъ, на памятву того, иж зъ боку Спсителя ншего на крстъ кровъ и вода выплынула. Повторое абымо тымъ мешаниемъ воды зъ виномъ, две натуре Сптлю нашему, бозскую и людскую выразили, который въ в дной персоне ег бозской злучоный сутъ; зачимъ и Шестый bceлehcbiй Събор. вь каноне лв, заказуетъ сровго подъ анафемою таковыз отлучаетъ, еслибы хто або въ самом вине тую оферу прововалъ. Вопросъ. Естъ ли въ той тайне, тело хво зъ хлеба якобы зъ мamepiu, а звина кровъ хва также якобы зъ мamepiu, яко наприкладъ, бывае яkiй Келихъ зъ серебра, альбо зъ цену; тветъ. Варуй того бже, кгдыжъ иншеевы тело было, которое зъ пречтой и преблвенноц панны естъ взято, а иншеее которое зъ хлеба, также иншая бы кровъ. А так потреба ведати, же ночъ оуступуе дневи, так естство паны взятого, которыися собамт хлеба и вина придеваютъ. Вопросъ. Особы хлеба и вина, яко то блость, округлость, трердость, смакъ, квасно, въ той тайне, если сутъ на теле хвомъ, или на хлебе; тветъ. Несутъ ани на хлебе, абовемъ такъ хлеба ведуьъ естества cboerw немашъ, не сутъ ани на теле хвомъ, абовемъ тело хво не естъ wkpyrлoe, ани квасное, и про: Вопросъ. Начамже теды свою саду там юъ маютъ; тветъ. Сами стоятъ (яко богословове мовятъ) npeдpykoдepдahie бга.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Скачать epub pdf Exegesis, – трактат Мстиславского, Могилевского и Оршанского епископа (впоследствии киевского митрополита) Сильвестра (Косова) . Exegesis, это и есть издание о киевских и виницких школах, в которых учат монахов (и студентов) Религии Греческой, преподобного отца Сильвестра Коссова, избранного епископом Мстиславским, Могилевским, Оршанским, бывшего в этих школах в течении трех лет профессором, и написавшего в прошлом году данный труд. Libera me h, calumniis honinum, et custodiam mandata Tua. (Psal. 117). Напечатано в типографии печерской Лавры, Господнего года 1635. Содержание Вступление Добавление Таинства Дополнение:     Вступление Четвертый год они пишут претензии свои в циркулярах, словно мы в Киеве – это палладианские артисты. При этом в католических академиях, рассуждая о русских стремлениях, говорят, что мы низы перед ними, а к латинским фразеологизмам прибегать не можем, и чтобы мы о милостивых делах, который praecipue ignorantes docere iubet, посягать даже не могли и о «вечной пьесе» не говорили. Но, мы здесь будем говорить с благочестивым народом нашим, которому также даровано аполоново просвещение. «Квасное» (прежнее) на наши действия, правда, воспротивилось, когда на колесах подвод приехало «свежее», с его преосвященством отцом Петром Могилой , митрополитом, киевским (на то время архимандритом). Приехали мы к тебе, вечный Киев, и теперь в союзе с твоими сотницами святых, твоими могучими городскими валами, primas Mineruae manus appli – кузнецов (писателей). Но о нас такие слухи стали распространяться в уши человеческие, и упрекать задумали – то, что якобы мы – униаты, а не православные. Потому на нас обрушились молнии, и какие громы – да треска разнообразного, которого и чернила описать не могут. Это было время, когда, пожелав исповедоваться, только мы и ждали, пока нами пожелают набить животы днепровских осетров. Либо одного – огнем, второго – мечом, в иной мир направят. Тогда Он – Непогрешимый, Сердцеведец, взирая на невинность нашу и великую нужду честных муз русского народа, развеял эти ложные мнения темных облаков, и с красками грозовых туч, озарил сердца всех, а нас узнали и поставили быть истинными сынами Церкви Восточной под послушанием святого отца Константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Кальвин говорит, что Христос Господь, будучи на кресте, отчаялся, когда говорил: Боже, Боже мой, почему ты оставил меня! А мы не этого не знаем, потому что отчаяние – это грех , а Христос Господь никогда не имел никакого греха. К тому же, если бы он отчаялся в Отце, не сказал бы: Отче, в руки твои поручаю дух мой! Но Христос, будучи Богом, сказал разбойнику: сегодня ты будешь со мной в раю! Кальвин говорит, что Христос Господь, и как человек, ничего Себе не заслужил, только нам людям. Мы же верим, что Он заслужил и для человека и для Себя, и как это gloriam corporis & exaltationem nominis, согласно Павлу святому, который говорит: Iesum, propter passionem mortis gloria & honore coronatum, видя Иисуса, увенчание смертных мучений славою и почитаниям Скорбящего. Кальвин говорит, что Христос Господь подчеркивая необходимость исключительно для служения Христа как Посредника, поэтому и имеет природу Божию и человеческую, А мы же утверждаем, что во Христе важна человеческая природа для спасения. Ибо говорит святой Павел: Unus Deus, unus & mediator Dei & hominum Homo Христос Iezus, Ieden един посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус. И Христос Господь терпел унижение, через смерть и Своей безвинной муки соединил нас с Богом. Но смерт и мучения он принял не по другой природе, а по человеческой; следовательно, этим Он и есть по природе человек. Кальвин, поставив себя на произвол судьбы, сказал: De die autem illo vel hora nemo scit neque angeli in caelo, neque Filius hominis, nisi Pater: о дне сем и часе никто не знает, ни ангелы на небесах, ни Сын Человеческий, только Отец. Кальвин говорит, что Христос Господь не знал всего от Своего воплощения и не обладал совершенной мудростью. Мы же, православные, держим, по истолкованию святых наших, что по incarnatione (и как Бог и человек) Христос имел мудрость всю, и все знал, только не всю Свою мудрость людям показывал: каждый день большую successiue по людям, показывая мудрость на восхищение; так мы верим, что апостолам и близким Он открывался. Примеры этому мы имеем в исповедниках. Ибо так не может быть, чтобы исповедникам Он не открывался.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

митрополит Сильвестр (Косов) (1607–13.04.1657) митрополит Сильвестр (Косов) Биография Стефан Косов родился в семье западнорусских дворян (шляхтичей), относящихся к фамильному гербу Корчак, в родовом имении Жаробичи Витебского воеводства. Территориальные владения рода Косовых были очень обширны: земли и деревни Язвина, Светцы, Волков, Юдзин, Жаробичи, а также дома непосредственно в самом Витебске. Начальное образование получил в Виленской братской школе, где среди его учителей были преподобный Леонтий (Карпович), а также Мелетий (Смотрицкий). Продолжил обучение в Замойской академии на факультете философии, а также в немецком Ингольштадте. По возвращении в западнорусские земли молодой шляхтич Стефан, игнорируя светскую службу, принимает решение посвятить себя служению Православной Церкви в монашеском чине. Монашеский постриг с наречением имени Сильвестр состоялся в Виленском монастыре. Будучи молодым монахом, преподавал в Виленской братской школе, а с 1631 г. – во Львовской братской школе. В этот период Сильвестр (Косов) вместе с Исаией (Трофимовичем-Козловским) участвует в развитии и реформировании православного духовного образования. Деятельность монашествующих заметил архимандрит Петр (Могила), который 15 июня 1631 г. пригласил талантливого молодого учителя Сильвестра (Косова) на должность профессора – преподавателя риторики и философии в Киевской школе. В 1633 г. после объединения Лаврской школы с Братской мон. Сильвестр становится префектом нового коллегиума, параллельно продолжая преподавать философию и риторику. Сильвестр (Косов) подчеркивал необходимость активного развития научной богословской деятельности: «Чтобы нашу бедную Русь не называли глупой Русью». Находясь на должности префекта, мон. Сильвестр формирует первую русскую образовательную программу по изучению философии: «первая в нашем Отечестве философская система, читанная Сильвестром Косовым». В этот период ведет активную антиуниатскую деятельность. Защищая святость православных святых, пишет «Патерик Печерский», что в дальнейшем способствовало прославлению новых имен печерских монахов – канонизация произошла на архиерейском Соборе в Киеве в 1643 г. В полемических целях против иезуитов и униатов в 1635 г. пишет трактат «Апология школам киевским», где описывает догматические отличия православия от протестантских деноминаций, а также подчеркивает необходимость наук, которые изучались в киевской коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Подчеркивается особая роль инока Евфимия Чудовского (ученика западнорусского богослова Епифания Славинецкого) в опровержении латинских воззрений на Соборе 1689–1690 г. в Москве. Обозначены ключевые направления для дальнейшего исследования влияния западнорусского богословия в Московском государстве XVII века.   Список литературы   Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 960. Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym - Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red. A. Gronek, A. Nowak, Kraków 2019. S. 98. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий . Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. - 1 тит. л., 1-33,1 пуст. т. е. 35 л. Mironowicz A. Prawosawie i Unia za panowania Jana Kazimierza. Biaystok, 1997. S. 64. Там же . S. 64. Карабинов И. А.  Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. С. 737−753. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий . Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. 1 тит. л., 1-33,1 пуст. 35 л. Государственный исторический музей, Хлуд. 281(79). Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym - Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red. A. Gronek, A. Nowak, Kraków 2019. S. 98. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий . «Сказание, или Отчет о школах киевских и винницких, в которых обучаются иноки греческой веры» (Exegesis. 1635). Макарий (Булгаков), иеромонах. «История Киевской академии». СПб.: Тип. Жернакова, 1843. С. 43. Текст «Патерикона» мною использовался из репринтного издания: Seventeenth-Century on the Kievan Caves Monastery /With an Introduction by Paulina Lewin.

http://bogoslov.ru/article/6193601

В августе 1635 г. Сильвестр (Косов) возведен в сан епископа Полоцкого, Витебского, Могилевского, Мстиславского и Оршанского. На момент возведения в епископский сан Сильвестру (Косову) было только 28 лет. В 1637 г. еп. Сильвестр издает первый русский катехизис, посвященный вопросам сакраментологии, «Дидаскалия». Катехизис стал важным догматическим материалом для православного духовенства на западнорусских землях, что отразилось в неоднократных переизданиях трактата (1653 г., 1657 г., 1716 г.). В 1636 г. еп. Сильвестр заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. Уделял особое внимание катехизации, читал образовательные лекции православным священникам. В то же время находился в постоянной конфронтации с униатской иерархией. Игнорировал личные запреты короля на проведение православного богослужения в Витебске и Полоцке, за что регулярно подвергался многочисленным штрафам и судебным тяжбам. В 1647 г. православным духовенством и русской шляхтой единогласно избран митрополитом Киевским. Смог вернуть отобранные униатами Луцкую, Холмскую и Витебскую епархии. В 1649 г. по благословению митр. Сильвестра в Москву направлены богословы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатоновский и др., что поспособствовало началу развития научно-богословской деятельности в Московском государстве. На сейме 1650 г. в Варшаве митр. Сильвестр решительно отверг предложения признать католические богословские воззрения. Несмотря на гнев короля Яна II Казимира, митр. Сильвестр смог добится возвращения Лещинского монастыря. В перписке называл себя «российского роду». Будучи митрополитом жил в бедности. При взятие Киева в 1651 г. литовскими войскам способствовал сохранению жизни и эвакуации мирных жителей. При этом сам с духовенством остался в пустом городе в надежде сохранить монастыри и храмы, терпя от поляков «великую шкоду». В последние годы своей жизни сблизился с царем Алексеем Михайловичем. После преставления митрополита Сильвестра прославляли за «доброту, мудрость и терпение». Он с христианским достоинством пронес свой крест в сложной эпохе XVII в., невзирая на многочисленную клевету, от которой митрополита часто защищал гетман Богдан Хмельницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr-Kosov...

Сильвестр, митрополит Киевский и Галицкий (Косов) Родился в конце XVI века в своем наследственном имении в Жировицах Витебского воеводства. Происходил из старинного дворянского рода. По окончании курса в Киевской Братской Богоявленской школе поступил в число монахов Киево-Печерской лавры, откуда архимандритом Петром (Могилою , † 1646) был послан за границу для получения высшего образования. По возвращении из-за границы определен учителем при Братском ставропигиальном училище во Львове. В 1631 году приглашен архимандритом Петром (Могилою) преподавателем только что основанного высшего Киевского училища, называемого «Гимназиумом», впоследствии соединившегося с Богоявленской Братской школой. В 1633 году назначен на вновь учрежденную Мстиславскую кафедру. В 1635 году хиротонисан во епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского с поручением ему управления Полоцкой епархией. 25 февраля 1647 года избран единогласно митрополитом Киевским и Галицким. 18 января 1649 года состоялось патриаршее утверждение на митрополии Киевской и назначение экзархом Константинопольского трона. Скончался 13 апреля 1657 года. Митрополит Сильвестр – деятельный борец за Православие. На борьбу за независимость угнетенной Малороссии от Польши он благословил гетмана Богдана Хмельницкого. Но когда Украина стала склоняться под покровительство Москвы, митрополит Сильвестр всеми силами противился этому и старался отстоять свою духовную независимость от Москвы. В 1635 году, по благословению митрополита Петра (Могилы) , митрополит Сильвестр издал Патерик Печерский в сокращенном виде на польском языке с целью противодействовать латинянам и униатам, которые возражали против святости печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианской верою от папы, а не от восточных патриархов. 1 августа 1636 года заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. В 1640 году участвовал в работе Собора православного духовенства в Киеве, на котором был одобрен Большой Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010