420-421 ДЕРЕАГЗЫ руины архитектурного комплекса (епископского, монастырского или паломнического?) в М. Азии, к северу от древних Мир Ликийских (совр. Турция, иль Анталья) 421-422 422-426 426-432 432-435 435-436 436-437 437-438 438-440 ДЕ РОССИ Джованни Баттиста (1822 - 1894), один из основателей археологии христианской и ее популяризатор 440-441 441-443 443-445 ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. 445-449 449-450 ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины 450-452 452-456 456-459 ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай 459-473 473-475 475-477 477-478 478-479 ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 480-487 ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ раннехрист. и средневек. лит. произведения, описывающие проповедническую деятельность и (не всегда) кончину апостола (одного или нескольких) от 12 или от 70 487-490 490-507 ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) 510-512 512-518 518-520 ДЖАНАШИА Симон Николаевич (1900 - 1947), груз. историк, академик АН Грузинской ССР (1941) и СССР (1943) 520-521 521-522 522-523 ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 523-527 527-528 528-529 ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743 - 1826), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США 529-532 532-535 ДЖИВА одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек-рое сходство с европ. понятием «душа»

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

521 …я попросила его помолиться о Куропаткине... – Алексей Николаевич Куропат­кин – главнокомандующий русской армией во время Русско-японской войны, военный министр России. 522 Вспомнил своих наставников: Макария и Иоанна, епископа Смоленского... – См. примеч. N 489 к настоящей части. 523 ...мы выехали вместе с А.С. Орнатской... – Орнатская (урож. Малкина) Анна Семеновна (1875–1951), дочь сестры отца Иоанна Д.И. Малкиной. С 1891 г. взята на воспитание отцом Иоанном; выдана замуж за священника Леушинского мона­стыря о. Иоанна Орнатского, впоследствии ставшего священником Иоаннов­ского женского монастыря (см. о нем примеч. 567 к настоящей части). 524 …я написал об этом Его Высокопреосвященству и прошу его похлопотать обо мне; Государь меня любит, и я вполне уверен, что исполнит это мое желание... – На просьбу митрополита Антония (Вадковского) отец Иоанн ответил следующим письмом: «За последние месяцы моей жизни, чувствуя в себе недомогание и старческие болезни и приближаясь к концу земного моего поприща, я обращаюсь к Вам, милостивейший мой архипастырь, с покорнейшей моей просьбой – разрешить в случае моей смерти проводить меня в вечность и отпеть меня, при Вашем предстоятельстве, в основанном женском Иоанновском монастыре, а тело мое погребсти под нижним храмом преподобного Иоанна Рыльского» ( Вениамин (Федченков) , митр. Отец Иоанн Кронштадтский . СПб., Кронштадт, 2000. С. 521). 525 Ездила с одной большой поклонницей Батюшки, Челъцовой. – Возможно, Алексан­дра Григорьевна Чельцова, вдова действительного статского советника, жительница Петербурга. 526 ...думаю, что Рожественский не потерял веру... – Речь идет о вице-адмирале русского флота Зиновии Петровиче Рожественском, который возглавлял Вторую тихоокеанскую эскадру, созданную из кораблей Балтийского флота. 2 октября 1904 г. вновь образованная эскадра вышла из Либавы, а в середине мая 1905 г. корабли Рожественского достигли траверза Порт Артура, уже полгода занятого японцами. 527 ...в числе их был генерал, заведующий кронштадтской артиллерией... – В 1904 г. командиром Кронштадтской крепостной артиллерии был генерал-майор Николай Александрович Чижиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

476-477 КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян 477-479 479-480 480-486 486-488 488-489 489-491 КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви 491-492 492-493 КАЛИСА (Каллия), мц. Коринфская (пам. 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КАЛИШЕВСКИЙ Яков Степанович (1856-1923), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений 494-497 КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами 497-499 499-501 501-504 504-505 505-506 506-507 507-508 508-509 509-510 512-513 510-511 511-512 513-514 КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 514-515 515-516 517-518 518-519 КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 519-520 КАЛЛИСТ (Дорофеевич-Риторайский; † 1662 или 1663), еп. Полоцкий и Витебский Западнорусской митрополии 520-521 521-523 528-535 523-527 535-542 542-543 543-545 527-528 КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские 556-557 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» 545-554 554-555 555-556 557-558 558-563 563-564 КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в. - 1795), один из вождей старообрядцев-беглопоповцев 564-565 565-571 571-572 572-575 КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии УПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

Предметом возвещенного пророку ангелом откровения служит ближайшая судьба народа Божия в связи с историей прикосновенных к нему языческих государств (ср. Дан. 10:14 ). Вот почему небесный посланник начинает с Персии, под властью которой были иудеи даже по выходе из вавилонского плена. Три царя, имеющие восстать еще в Персии, это три ближайшие преемника Кира – Камбиз (529–522), Лжесмердиз (522–521) и Дарий Гистасп (521–486), а четвертый царь, «превзошедший всех всяким богатством» ( Дан. 11:2 ), -это знаменитый Ксеркс (486–465), славившийся, действительно, несметными богатствами. Царь этот с громадным войском пошел войною против Греции ( Дан. 11:2 ); решительная битва была при Саламине, где греки, однако, остались победителями. С того времени персидское царство стало явно клониться к упадку; значение его, как первенствующей мировой державы, переходит к Греции. Вот почему небожитель оставляет без упоминания дальнейших персидских царей – преемников Ксеркса, переходя от последнего к третьему мировому царству – греко-македонскому, в частности, среди представителей его – к Александру Великому, так как с этого только времени царство греко-македонское входит в соприкосновение с народом Божиим. Александр Великий – вот тот «царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью и будет действовать по своей воле» ( Дан. 11:3 ). Такими же чертами охарактеризовано царствование этого государя и в других видениях пророка Даниила ( Дан. 2:39; 7:6; 8:8, 21 ). Жизнь знаменитого царя, впрочем, скоро пресеклась, а с его смертью и царство его распалось. Александр не оставил потомства, почему и владения его перешли к чужим для него людям ( Дан. 11:4 ). Громадная монархия распалась «по четырем ветрам небесным» ( Дан. 11:4 ) и образовала четыре отдельные друг от друга царства: на востоке – фракийское, на западе – македонское, на севере – сирийское и на юге – египетское; кроме их, отпали от Македонии и другие области – Каппадокия, Армения, Вифиния и др., образовавшие из себя самостоятельные владения. Так, великая монархия знаменитого завоевателя быстро «разрушилась» и «раздробилась» и каждое из образовавшихся таким путем государств далеко, естественно, уступало в силе и могуществе прежнему царству Александра ( Дан. 11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Попов. Ук. соч. С. 407. 610 Там же. С. 408. Позднее Екатерина писала Вольтеру, что Арсения подговаривали к протесту некоторые из его «собратий» (епископов?) (Сборник. 10. С. 37); в другом письме она особенно хвалила Димитрия Сеченова (там же. С. 160). Слова Екатерины не соответствуют действительности; как уже было сказано, Арсений выступал с протестами еще во времена Елизаветы Петровны. 611 Попов. Ук. соч. С. 408, 414; Чтения. 1862. 3. Смесь. С. 152, 147. 612 Сборник. 7. С. 269. Выражение Екатерины «головы секали» — это намек на казнь Ростовского епископа Досифея Глебова после процесса царевича Алексея 17 марта 1718 г. (Соловьев. 4 (Общ. польза). Стб. 478). 613 Попов. Ук. соч. С. 138. 614 Там же. С. 415–422. 615 Курсив автора. Попов. Ук. соч. С. 423, 424–427, 430. 616 Там же. С. 431. 617 Там же. С. 501, 521, 521–550, 565, 576 (подробный разбор «второго дела» Арсения); ср.: Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 26. 618 См. ниже § 10 и Smolitsch. Russisches Mönchtum. Kap. 6, 13. 619 Ср. различные мнения о характере церковной политики Екатерины: Барсов. Св. Синод. С. 252; Титлинов. Гавриил Петров. С. 284, 288, 792, 1030; Попов. Ук. соч. С. 454; Харлампович. С. 488; Smolitsch, в: JGO. 1938. 3. Высказывания Платона Левшина см.: Виноградов В., в: БВ. 1913. 2. С. 322, 323, 326. 620 Попов. Ук. соч. С. 497. 621 Харлампович (с. 490, прим. 2) полагает, что Павел Конюшкевич лишился кафедры не из–за поддержки им Арсения, а вследствие многочисленных жалоб на его жестокое обращение с приходскими священниками в Сибирской епархии. Екатерина сама писала об этом Димитрию Сеченову (Сборник. 10. С. 275). О Павле Конюшкевиче имеется довольно обширная литература, большей частью апологетического характера, представляющая его «второй жертвой» Екатерины: Амрамов Н. Павел II Конюшкевич, митрополит Тобольский и Сибирский, в: Странник. 1868. 2; Толстой М. В., в: Чтения. 1870. 2; Титов А. А. , в: Ист. в. 1888. 1; Иконников В. С., в: Русс. ст. 1892. 73; особенно же: Титов Ф. Святитель Павел, митр. Тобольский и Сибирский (1705–1770). К., 1913. См. также: РБС (Павел–Петр. 1902). 622

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

485-486 488-489 ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений 486-488 ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии 489-492 ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель 492-493 493-496 496-499 ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора ИОАНН III (II) НИКИОТ патриарх Александрийский (505/06 - 516), противник Халкидонского Собора; св. Коптской Церкви (пам. копт. 27 пашонса (22 мая)) 499-500 500-501 ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) 501-505 505-508 ИОАНН II КОДОНАТ патриарх Антиохийский (476-477, 480-481), один из лидеров монофизитской церковной партии в Сирии 508-509 509-510 510-512 ИОАНН II (до 356 - 417), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров 512-515 515-517 517-518 518-519 ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 519-520 ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 520-521 ИОАНН IV ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири I], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072) 521-522 522-523 ИОАНН X (Диасамидзе; † 1700), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (1688-1691, 1695-1700)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

(«Анналы Тигернаха») и под 521 г. («Инишфалленские анналы»). Под 560 и 561 гг. сообщается о битве при Кул-Дребене (Кул-Дремне), в к-рой Сев. И Нейлы благодаря молитвам К. (per orationes Coluim Cille uicerunt) одержали победу над верховным правителем Диармадом, сыном Кербалла. В «Ольстерских анналах» и в «Хронике ирландцев» под 563 г. упоминается «плавание Колума Килле на остров Иона на 42-м году жизни»; в «Инишфалленских анналах» под этой датой сообщается: «Колум Килле в путешествии, его первая ночь в Британии на Пятидесятницу» (Colum Cille i n-ailithre. Prima nox eius i nAlbain in Pentecostén). Согласно «Анналам Тигернаха», К. отправился в Британию в 562 г., на 45-м году жизни. Кончина К. в большинстве летописных сводов датирована 9 июня 595 г. В «Ольстерских анналах» говорится, что святой скончался на 76-м году жизни; в «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев» уточняется, что К. умер в ночь на Пятидесятницу на 77-м году жизни и на 35-м году пребывания в Британии. В «Инишфалленских анналах» о кончине святого сообщается под 597 г., 76-м годом его жизни и 35-м годом «паломничества». В соответствии со сведениями, приведенными Бедой Достопочтенным, К. прибыл в Британию и основал мон-рь Иона в 565 г., скончался через 32 года в возрасте 77 лет; эти сведения скорее всего основаны на пиктских источниках ( Evans. 2008). По свидетельству Адомнана, К. отправился в Британию через 2 года после битвы при Кул-Дребене, на 42-м году жизни; он провел в Британии 34 года и скончался в ночь на воскресенье ( Adomnani Vita Columbae. Praef. II; I 7; III 22). Не представляется возможным определить, пользовался ли Адомнан монастырской летописью ( Picard. Bede. 1984. P. 54), или, напротив, Житие К. было среди источников, использованных летописцами ( Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 76). Сопоставив данные различных источников, У. Ривз пришел к выводу, что К. род. в 521 г., основал монастырь Иона в 563 г. и скончался 9 июня 597 г.; эти датировки были приняты др. исследователями (The Life of St.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

– Из других разночтений должно отметить чтение Вульгаты, Эфиопск. и др. перр. μενε (будущее время) вместо μνει (настоящее). Tischendorf уничтожает δ после μες, следуя А 1 В Q. (Ср. Gebhardt). Но против этого самый смысл речи, противополагающий Учеников (μες;) – миру. 269 Толк. Еванг. стр. 229. ρφανος употребляется вообще de omni destitutione (оставлении), – см Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 205, однако же, здесь имеет смысл указания на сиротство именно детей без родителей. – «Как в начале речи сказал: чадца, так и здесь говорит: не оставлю вас сиры» ( Златоуст Minge t. LIX, col. 405 Р. II. стр. 521. Также и Феофилакт Благов. стр. 361). Аммоний пресвитер: «Кроме того, что Он явился им и по Воскресении, никогда не оставлял Он их лишёнными Своего промышления. Так как пришедши Он назвал их «чадцами», то намереваясь удалиться говорит (о них): сиры» Cramer: Catenae S. 349. 270 Предсказание о Воскресении в настоящих словах усматривают – св. Иоанн Златоуст (Minge t. LIX, col. 405. Р. II. стр. 521–522), Евфимий Зигабен (Толк. Еванг. стр. 229), бл. Феофилакт (Благ. стр. 362). Против такого понимания Lucke ставит то возражение, что по Воскресении Господь являлся не одним Ученикам; но, ведь, нельзя-же под μες разуметь только Апостолов и обетование Господа усваивать им только одним. Они были только представителями верующего человечества. – Иначе Аммоний пресвитер: «Так как Он намерен был по Воскресении явиться только им (Апостолам), то вмале в отношении всех Он сказал в том смысле, что малым временем назвал время до второго пришествия, ибо мало пред Богом и долгое время». Catenae Сгатег’а S. 349; Corderii S. 368. 271 А под этим Утешителем разумеет Личность именно Духа Св. сам-же Luthard: Das loh. Ev. S. 305–306. 272 Свои соображения о господствовавшей якобы в первохристианской церкви и в речах (в частности в настоящей речи) Самого Господа идеи близкой кончины века и пришествия на суд Сына Человеческого, Luthard подтверждает ещё ссылкой но Мф. 24:34 : «не мимоидет род сей, дóндеже вся сия будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Таким образом в течение сорока лет армяне не подвинулись ни на шаг к правильному пониманию этого собора. В 491 г. католикос Пабкен (487–492) созвал собор в Вагаршапате для рассуждения о постановлениях халкидонского собора. На вагаршапатском соборе были между прочим: католикос Грузии Гавриил вместе с своими епискоиами, католикос Агвании и некоторые из греков 51 . Здесь был принят енотикон Зенона, последователи Нестория были снова преданы анафеме, осуждены были также и заблуждения Евтихия. Халкидонский собор, который, по мнению армян, положил исповедовать во Христе два лица, был отвергнут. «Мы армяне и греки, грузины и албане, – сказано в определениях вагаршапатского собора, – исповедуя единую истинную веру, завещанную нам святыми отцами на трех вселенских соборах, отвергаем такие богохульные речи (т. е. что во Христе два отдельных лица) и единодушно предаем анафеме все тому подобное» 52 . На соборе в Вагаршапате армянские иерархи в первый раз сообща и официально высказались против халкидонского собора. Хотя они и не утвердили никакого нового учения, напротив подтвердили старое, определенное первыми тремя вселенскими соборами, и осудили еретиков, которые были осуждены собором халкидонским, и хотя отвергнут был, собственно говоря, не халкидонский собор, а учение совершенно ему чуждое, тем не менее собор вагаршапатский сделался гранью между двумя периодами армянской церковной истории; он был первым шагом к догматическому разделению армянской церкви и церкви вселенской. Последующие армянские католикосы, за малыми исключениями, уже не пожелали вернуться назад и признать свою ошибку в отрицании халкидонского собора. При преемниках Пабкена: Самуиле (499 –502), Муше (502–510), Исааке (510–515), Христофоре II (515–521) и Гевонде (521–524) дело оставалось в том же положении, в каком оно было на соборе 491 года. (На императорском престоле сидел в это время противник халкидонского собора Анастасий (491–518)). Но когда католикосом сделался Нерсес II (524–533), он созвал в г. Довине собор (527) 53 , на котором был сделан дальнейший и более решительный шаг к отделению от вселенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Спросившие услышали и продолжили свой путь, а научившие поговорили и остались, как придорожные вехи, которые указывают путь, но не идут сами». К тому же такова была воля Божия, чтобы волхвы, перестав видеть звезду по своей человеческой интуиции пошли искать новорожденного царя в Иерусалим, царский город, ибо вначале о рождении Христа надлежало всенародно объявить в Иерусалиме, согласно сказанному в [Писании]: «От Сиона выйдет Закон, и Слово Господне – из Иерусалима» ( Ис. 2, 3 ). Кроме того, благодаря рвению прибывших издалека волхвов [со всей очевидностью] обнаружилась заслуживающая осуждения леность живших поблизости евреев. Ответ на возражение 4. Как говорит Златоуст, «если бы волхвы искали земного царя, то смутились бы, узнав, что все их хлопоты и столь долгое странствие были напрасны. Тогда бы они не поклонились и не принесли дары. Но они искали Царя небесного, и потому, не обнаружив в Нем никаких знаков царского великолепия, они, тем не менее, поклонились, довольствуясь свидетельством одной только звезды; видя человека, они признали Бога» 112 . Кроме того, [по словам Григория] предложенные ими дары соответствовали величию Христа: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Тем самым, продолжает Григорий, нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы предлагаем Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них» 113 . Читать далее Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59./Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010