Общие события Египет Палестина 444 Кирилл умирает. Диоскор, папа Александрийский. 439 Мелания умирает. 439 В Муталаске родился Савва. 443 Евдокия возвращается в Иерусалим. 444 Петр Ивериец уходит в Майюм. 449 В Коринфе родился Кириак. Томос Льва (две природы Христа; осуждение Евтихия). Latrocinium («разбойничий собор») в Эфесе (одна природа). 451 Диоскор низложен. Папа Протерпи. 450 Император Маркиан. 451 Халкидонский собор (принятие Томоса Льва). 451 Ювеналий признан патриархом. Знамения. 452 Протесты монашествующих. Феодосии становится епископом. Евфимий удаляется в пустыню Рува. Петр Ивериец, епископ Майюмский. 453 Ювеналий вновь становится правящим архиереем. Петр уходит в Египет. 454 В Никополе родился Иоанн Молчальник. 454 Смерть Диоскора в Гангре. 455 Рим захвачен вандалами. 456 Евдокия и Елпидий примиряются с Ювеналием. Феодосий (Киновиарх) и Савва приходят в Иерусалим. 457 Убийство Протерия. Петр Ивериец посвящает в сан Тимофея «Кота». Илия и Мартирий оставляют Нитрию и уходят в Палестину. 457 Савва приходит к Феоктисту. 458 Вернувшийся из ссылки Роман отправляется в Элеутерополь. 459 Кончина Симеона Столпника. 459 Смерть Ювеналия. Патриарх Анастасий. 460 Даниил воздвигает столп возле Константинополя. 460 Изгнание Тимофея «Кота». 460 Евдокия умирает. Папа Тимофей Салофакиол. Общие события Египет Палестина 466 Феоктаст умирает. Кириак приходит в Иерусалим. 473 Евфимий умирает. 474 Император Зенон. 474 Савва в пустыне. Петр Ивериец возвращается в Палеетину. 475 Василиск захватывает власть. Энциклика против Халкидона. Петр Сукновал, патриарх Антиохийский, рукополагает Иоанна Руфа. 475 Тимофей «Кот» восстановлен в правах. 475 Герасим умирает. Анасгасий принимает Энциклику. 476 Конец Западной Империи. 478 Тимофей «Кот» умирает. 478 Савва в «МарСабе». Патриарх Мартирий. Антиэнциклика. Зенон вновь становится императором. Салофакиол вновь становится папой. 479 Каландион, патриарх Антиохийский. Иоанн Руф покидает Антиохию. 479 Основание киновии Феодосием. Компромиссы Мартария. Примирение Маркианэ Вифлеемского. Иоанн Руф при соединяется к Петру Иверийцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Псиол Глафира Ивановна, в замуж. Дунина-Барковская 240, 415 Пушкин Александр Сергеевич 11, 12, 14–16, 35, 36, 50, 75, 76, 88 («новая утрата»), 89 («Ничего не предпринимал я без его совета»), 91, 93 («Великого не стало»), 97, 98, 105, 108, 110, 112, 123, 192, 195, 233, 247, 255, 262, 330, 364, 366, 367, 373–375, 378–380, 382–384, 388, 393, 394, 399, 406, 414, 426, 436, 445, 451 — «Вновь я посетил» («Отрывок») 16, 108, 388 — «Галуб» 132, 394 — «Евгений Онегин» 122 («которым и больно и смешно»), 132 («которых мы обязаны любить и почитать, и с рождеством их поздравлять, чтоб в остальное время года о нас не думали они»), 148 («Привычка свыше нас дана, замена счастия она») 287, 392, 394, 397, 434 — «Египетские ночи» 132, 394 — «Капитанская дочка» 85, 382 — «Моцарт и Сальери» 81 («таким счастливцем праздным»), 380 — «На выздоровление Лукулла» 414 Пушкин Александр Сергеевич, «На статую, играющую в свайку» 123 («по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника»), 392 — «Полководец» 85, 382 Пушкина М. А. 375 Пушкина Н. Н. 12 ( «Пушкин в письме к жене») Р адзивилов 34 Раевская Прасковья Ивановна 24, 279–281, 284, 289, 297, 302, 304, 327, 337, 375, 428, 431, 433, 435, 436, 438, 445, 447, 449 Раевские 313 Рафаэль 95, 100, 138, 177, 224, 260, 353, 435, 450, 451, 453 — «Изгнание Илиодора из храма» 349 и 353 («за копию женщин из Илиодора»), 451 — «Положение во гроб» 353, 453 — «Преображение» 353, 435, 453 Раштадт 58, 111 («Растан»), 375, 388 Редкин Петр Григорьевич 23 Рейн 13, 41, 50, 56, 57, 133, 343 Рейтерн Елизавета, в замуж. Жуковская 441, 450 Рейтерн, художник 441 Репнин Василий Николаевич 375, 401 Репнин-Волконский Николай Григорьевич 32, 195, 240 («княгине и князю»), 364, 375, 401, 406 Репнина Варвара Алексеевна (княгиня) 120, 170, 195, 240 Репнина Варвара Николаевна 18, 68, 146, 155, 168, 171, 172, 193, 195, 239, 375, 391, 396, 398, 401, 402, 406, 411, 414, 415 Репнина Елизавета Николаевна 141 («Ваша сестрица») 396 Репнина Елизавета Петровна, рожд. Балабина 274, 375, 395, 401, 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Осмысление Пасхи будет продолжено и в последующих столетиях. Однако это не умаляет достоинства, рассмотренного нами вдохновенного произведения свт. Мелитона Сардийского, остающегося литературным шедевром и гимном Святой Пасхи как для своей эпохи, так и в настоящее время. БИБЛИОГРАФИЯ: 1.  Болотов, В.В. Александрийская пасхалия//Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – С. 105 – 144. 2.  Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви (споры о времени празднования Пасхи): в 4 тт./В.В. Болотов – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. – Т. 2. – С. 428 – 451. 3.  Свт. Мелитон Сардийский. «О Пасхе»/пер. с древнегреч. Митр. Илариона (Алфеева).  [электронный ресурс]  http://www.paskha.ru/holies/sardiy.html 4.  Свт. Мелитон Сардийский. «О Пасхе»/пер. с древнегреч. Диак. Владимира Василика.  [электронный ресурс]  http://www.pravoslavie.ru/52897.html 5.  Сидоров, А.И. Св. Мелитон Сардийский. Жизнь и творения. Сочинение «О Пасхе»/  [электронный ресурс]  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=107342   Болотов, В.В. Александрийская пасхалия//Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – С. 105 – 144. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви (споры о времени празднования Пасхи): в 4 тт./В.В. Болотов – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. – Т. 2. – С. 428 – 451.   Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви (споры о времени празднования Пасхи): в 4 тт./В.В. Болотов – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994, Т. 2, С. 429. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви (споры о времени празднования Пасхи): в 4 тт./В.В. Болотов – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994, Т. 2, С. 431; 433-434. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви (споры о времени празднования Пасхи): в 4 тт./В.В. Болотов – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. – Т. 2. – С. 428 – 451.

http://bogoslov.ru/article/4886664

Христолюбивое воинство св. Вардана стало очищать страну от персов. Множество городов и сел было освобождено от засилья персов, капища были разорены, храмы и монастыри стали восстанавливаться. Весь народ, радуясь, говорил: «Наш отец – святое Евангелие, а Матерь – Апостольская и Кафолическая Святая Церковь». Одновременно восставшие армяне послали делегацию в Константинополь, прося императора Маркиана (450457) послать им в помощь войско. Однако император ромеев, борясь с угрозой гуннов, не посчитал возможным начать войну с Персией. Несмотря на отрицательную позицию христианской империи, армяне не переставали посылать новости в Константинополь, прося молитв своих единоверцев. Их единственной надеждой теперь оставался лишь Господь. Тем временем правитель Армении Васак, который вначале стоял в первых рядах восставших, поменял свою позицию и перешел на сторону персов. Васак сам начал гонения на христиан, грабя храмы, заключая в тюрьмы священников и борясь против св. Вардана. Таким образом, восстание против персов перешло в гражданскую войну, т. к. общество разделилось на два противоборствующих лагеря. Йездигерд в конце концов решил направить в Армению войско для окончательного подавления восстания. Св. Вардан продолжал вести свое войско, хотя из-за интриг Васака многие оставили его. Вера спарапета была сильнее окружавшего его отчаяния. В пятницу Пятидесятницы 451 г. армянское войско численностью в 66 тысяч человек дошло до поля близ деревни Аварайр. Вместе с войском находились Католикос Иосиф, знаменитый иерей Леонтий (Гевонд), епископы и священники. В лагере св. Вардан читал своим воинам книгу Маккавеев, воодушевляя их подвигами героев Священного Писания. В ночь перед сражением иереи отслужили Божественную литургию и, окрестив оглашенных, причастили всех воинов Св. Христовых Таин. 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день. Персидское войско насчитывало 200 тысяч человек, в войске находились боевые слоны. На поле битвы они оставили около 3500 убитых, причем в основном из военачальников. Армянское войско потеряло 1036 воинов. На поле пал св. Вардан вместе со своим братом Амазаспяном, а также князья Хорен, Артак, Тачат, Амаяк, Нерсэ, Ваан, Арсен и Гарегин. Армянское войско, лишившись своих начальников, не смогло продолжить битву и рассеялось. После Аварайрской битвы многие из восставших были арестованы. Католикос Иосиф, иерей Леонтий и другие священнослужители были преданы мученической смерти в глубинной Персии. Позже в одной из битв пал и брат св. Вардана св. Амаяк Мамиконян.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Масштабные этнические перемены привели к упадку городов и древних церковных кафедр в М. После прихода славян многие города были полностью покинуты жителями: Стобы, Амфиполь, Партикополь, Пелла, античный город в Эордее близ Петры и др.; Филиппы превратились в деревню. Нижний город Эдессы был оставлен, жители переселились в верхний город, в крепость, получившую слав. название Воден. Из 180 населенных пунктов раннехрист. периода на территории Эгейской М. в средневизант. период выжил только 51 ( κ αραγι ννη. 2010. Σ. 80). Некоторые епископии исчезли вместе с городами; в VI-VIII вв. среди участников различных церковных Соборов все реже упоминаются епископы городов М. Так, епархия Партикополь последний раз упомянута в 451 г. Кафедра Скупи существовала до кон. V в., но затем ее предстоятели не отмечены в источниках до сер. XIV в. Епископы Стоб упоминаются в актах Соборов 451, 553, 681 и 691 гг., но затем исчезают окончательно. После 451 г. на долгое время пришли в упадок Серры. В VII-VIII вв. известна всего одна печать епископа Серр Георгия. Вновь эта кафедра регулярно появляется в источниках лишь с кон. X в. Епископы Кассандрии также исчезают из источников между 2-й пол. V и кон. IX в. Часть кафедр сохранили свои титулы, но местопребывания епископов переместились в новые города, построенные неподалеку от тех, к-рые были оставлены жителями. Так, кафедра Амфиполя перешла в Хрисополь (не позднее нач. IX в.), кафедра Гераклеи Линкестидской - в Битолу, кафедра Пидны - в крепость Китр. Сравнительно стабильным оставалось положение лишь нек-рых кафедр. Помимо Фессалоники, где церковная жизнь не прерывалась, в лучшем положении находились Филиппы, а также Веррия, где кафедра не замещалась между сер. VI и сер. IX в. На месте разрушенных раннехристианских базилик возводились простейшие архитектурные постройки без росписей - небольшие однонефные храмы, занимавшие лишь небольшую часть предшествующих сооружений (Филиппы (базилика В), Торони на п-ове Ситония, Кипия близ совр. г. Элефтеруполи, Просоцани близ Драмы, Сфикья близ совр. Верии, Колхида близ совр. г. Килкис, Врондисмени близ совр. г. Катерини, Палеохори на п-ове Халкидики, Подохори у юго-вост. склона горы Пангей, Потос на о-ве Тасос и др.).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Думая, что совершенный человек и совершенное Божество не могли соединиться в одно лицо, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа — тело и душу, третью же часть — дух — заступал в нем Божественный Логос (Слово). Таким образом он также не считал Христа совершенным человеком. У Евтихия есть точки соприкосновения и с Валентином и с Аполлинарием. Так как, по его учению, человечество поглощено во Христе Божеством, то Христос есть только Бог, а не Богочеловек, человечество Его является уже не действительно существующим, но чем-то воображаемым; а это довольно близко подходить к представлению Валентина, который учил, что человеческое тело Христа было не действительное, а только призрачное. С другой стороны учение о поглощении человечества Божеством очень напоминает учение Аполлинария о том, что во Христе высшая часть человеческого существа — дух — была заменена Божественным Логосом. Римом назывался Константинополь. александрийский Диоскор занимал патриаршую кафедру с 444 по 451 год. открылся 8-го августа 449 года. Он состоялся в той же церкви Ефеса, в которой заседал 18 лет пред тем 3-й Вселенский собор. назывались спутники (свита) высшей чиновной особы в провинциях, а позднее и спутники императоров. город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии; быль некогда главным городом Ликаонии — провинции, лежащей в средней части Малой Азии. Анатолий занимал патриаршую кафедру в Константинополе о 449 по 458 год. было в 451 году. ( < < back) собора открылись 8-го октября 451 года. К этому времени Феодосий скончался, и императорский престол в Византии занимал Маркиан (царствовал 450–457 г.), который, сделавшись императором, женился на Пульхерии. ( < < back) Память святого Агапита Исповедника, епископа Синадского восточная малоазийская область римской империи, граничила на востоке с Арменией, на севере — с Понтом и на юге — с Киликией. Диоклитиан (284–305) для более успешного управления обширной римской империей в начале своего царствования избрал себе соправителей, в числе которых с 285 года был Максимиан Геркул.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С одной стороны, Христос хочет прежде всего научить душу смирению (см. с. 349–350), позволив ей познать абсолютную безвозмездность благодати и открыв ей ее нищету и пустоту бытия без благодати, показав ей невозможность обрести ее собственными силами и подводя к желанию окончательно изгнать помыслы тщеславия и гордости, которые, как мы видели, святой Силуан считает главной причиной утраты благодати. Он, таким образом, может сказать: «Душа моя от Господа учится смирению» (с. 482). С другой стороны, Господь хочет научить душу «явить свое произволение» (с. 350). И еще Он хочет научить ее терпению и испытать ее привязанность и преданность (см. с. 451), довести эти качества до безупречности. Наконец, Он хочет укрепить в душе надежду. «При благодати легко любить Бога и молиться день и ночь; но мудрая душа терпит и сухость, и крепко уповает на Господа, и знает, что Он не посрамит надежды и даст в свое время» (с. 451). Преподобный Силуан много раз говорит о тоске по благодати – в частности, словами «Скучает душа моя о Боге». Тоска выражается в сожалении о том, что благодать утрачена, и беспокойном вопрошании, возможно ли вновь обрести ее, а также ожидания, что она вернется. «О, когда снова насытится душа моя любовью Божиею? Когда снова возрадуется она о Господе? Когда снова возвеселится сердце мое и наполнится премудрости Божией, чтобы любил Он меня?..» (с, 484). Первый опыт благодати оставил в нем глубоко и прочно запечатлевшееся воспоминание, которое невозможно забыть, – непреходящее и не утрачивающее своей силы: «...благодать Духа Святого усладила душу мою, и забыть ее невозможно. Как забудем Господа, когда Он в нас?» (с. 355). Это воспоминание и эта тоска пробуждают в душе желание обрести благодать вновь. «Когда душа, которую взыскал Господь и дал ей свою благодать, по какой-нибудь причине потеряет ее... и снова желает обрести ее» (с. 451). «...Когда теряется благодать, то душа сильно скучает по ней...» (с. 353). «Душа, познавшая Господа, скучает по Нему, потому что в Нем жизнь ее и радость» (с. 315).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Далее св. Лев просит «приложить врачевство справедливости» к тем ранам, которые причинил церкви разбойничий собор. В заключении настаивает на том, чтобы «постановления первого Ефесского собора... положенные собственно против Нестория, должны оставаться, дабы осужденное в ту пору нечестие не льстило себя надеждою в чем-либо, потому что Евтихий поражается справедливым отлучением». Св. Лев имел возможность до собора еще написать императору письмо (XCIV от 20 июля 451 года), в котором извещал его об отплытии своих легатов и еще раз увещевал его не поднимать на соборе споров о вере. «Вселенская вера, писал св. Лев, имеющая краеугольным камнем самого Господа Христа, долженствующая пребыть до скончания века, не должна казаться не твердой или сомнительной по милости пустого и обманчивого лукавства». Одну и туже дату с письмом к Маркиану имеет и письмо к Пульхерии XCV от 20 июля 451 года. В этом письме св. Лев уведомляет ее об отбытии своих легатов на предназначенный в Никее собор; просит ее, чтобы на будущем соборе была полная справедливость и беспристрастие, чего не было на соборе Ефесском, где был «не суд, а скорее разбой» (non judicio, sed latrocinio). 45 Св. Лев убеждает ее не отказывать в снисхождении к обращающимся от ереси, если таковыми будут даже «виновники жесточайших возмущений». Халкидонский собор К 1-му сентября 451 г., согласно императорскому указу, все епископы собрались в Никсе. Но император не мог явиться на собор: он был занят приготовлениями к войне с Аттилой, предводителем гуннов. Разбитый Аэцием на равнинах Шалона, Аттила стал угрожать Риму и Константинополю. Некоторые предлагали просить императора открыть собор без его присутствия, но этому воспротивились римские легаты. Они, согласно инструкции св. Льва (до нас не дошедшей), ставили присутствие императора на соборе непременным условием и отказывались, в противном случае, принимать участие в заседаниях собора ( Дeяh. III, 118 ). Тогда император решил перенести собор в Халкидон, которого отделяет от Константинополя только незначительный пролив Босфор.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Великий собор 451 г. оказался наиболее многочисленным и представительным, чем все предшествующие церковные соборы. Тем не менее его отвергли крупные христианские общины, которые придерживались христологии, утверждавшей, что во Христе одна природа, а не две. Необходимо понять, что специальным термином «монофизиты» обозначают не евтихиан, а тех, кто после 451 г. продолжал считать формулу свт. Кирилла « μα φσις του Θεο Λγου σεσαρκωμνη» («единая природа Бога-Слова воплощенная») наилучшим выражением христологической тайны и доверился руководству таких выдающихся богословов, как Филоксен Маббугский и Севир Антиохийский. Как показали современные исследования, «монофизитское учение о Воплощении, особенно в той научной форме, которую ему придал Севир, есть не что иное, как христология Кирилла» 508 . Поэтому халкидониты, которые также заявили о своей верности свт. Кириллу, будут главным образом стремиться доказать, что определение 451 г. – всего лишь новое изложение учения Кирилла, нацеленное на решение проблем, возникших в связи с ересью Евтихия. Императоры, заинтересованные в достижении быстрого и окончательного примирения, нередко доходили в этом своем стремлении до крайности и пытались совершенно «забыть» Халкидон. Наиболее известным примером попыток такого рода является «Энотикон», изданный императором Зиноном в 482 г. Некоторое признание документ нашел только среди умеренных монофизитов и оттолкнул весь христианский Запад. Постоянные неудачи этого чисто формального и политического подхода к проблеме заставили богословов разработать философское оправдание Халкидонского вероопределения, в то же время полностью доверяя важнейшему прозрению свт. Кирилла Александрийского , что Христос – действительно единая Сущность. В соответствии с этим они нашли возможность сохранить значимость терминологических систем как свт. Кирилла, так и Халкидонского собора при условии не считать их противоречащими друг другу по смыслу. Эта тенденция окончательно оформилась на V Вселенском соборе (553) и, следовательно, стала обязательной для Православной Церкви в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Его было решено собрать в сентябре 451 г. в Никее – том самом городе, где когда-то I Вселенский собор утвердил кафолический Символ веры . На новый собор съехалось беспрецедентное число епископов – более 600 (в Эфесе два года назад их было всего 138). Маркиан собирался лично присутствовать на соборе, но его отвлекла угроза нашествия гуннов. Феодосий II после тяжелой войны в 448 г. заключил мир с гуннским вождем Аттилой (434–453), обязавшись выплачивать огромную дань. Маркиан отказался выполнять унизительные условия договора и стал готовиться отразить вторжение Аттилы. Однако гунны двинулись на Запад, где в 451 г. были остановлены на Каталаунских полях римско-германской коалицией во главе с Аэцием. По просьбе императора отцы переехали из Никеи поближе к столице – в находящийся на азиатском берегу Босфора городок Халкидон. Первое заседание IV Вселенского собора состоялось 8 октября в церкви св. Евфимии. Маркиан сумел выкроить время лишь на одно заседание, 25 октября 451 г. К этому времени на соборе прошли бурные обсуждения, закончившиеся осуждением деяний второго Эфесского собора. Учение Евтиха было отвергнуто как еретическое, а за основу православного понимания христологической проблемы был принят Томос папы Льва, адресованный Флавиану. В нем провозглашалось, что две «природы и субстанции» (naturae et substantiae), божественная и человеческая, соединились в одно богочеловеческое Лицо (persona) Христа, причем каждая природа (natura, forma) «действует в общении с другой, как ей свойственно». Непререкаемым авторитетом на соборе пользовалось и учение Кирилла Александрийского : после прений отцы собора провозгласили, что «Лев говорит то же, что Кирилл». Несмотря на нежелание епископов составлять письменное изложение веры (они ссылались на запрет III Вселенского собора составлять какую-либо «новую веру» помимо Никейского Символа), император и сановники потребовали закрепить с таким трудом достигнутый богословский консенсус, чтобы раз и навсегда покончить с разномыслиями. Упоминавшееся запрещение было вынесено Эфесским собором 431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010