Территория монастыря также подверглась разорению. В храме вмц. Анастасии Узорешительницы сперва устроили клуб, потом он был перестроен в здание барачного типа. Колокольня и приделы Троицкого собора были взорваны во время Великой Отечественной войны. В церкви свт. Димитрия Ростовского расположился сельский магазин. На основе слаженного хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов. Еще в начале 1990-х годов на территорию монастыря через огромные проломы в стенах въезжали тракторы и грузовики – здесь были размещены автохозяйство и ремонтные мастерские. Но огонек духовной жизни не угасал, и вне монастырских стен инокини не порывали связи друг с другом – духовная дружба связала их на всю жизнь. Они навещали сестер на именинах, помогали во время болезней, были друг другу надежной опорой во всех скорбных обстоятельствах жизни. Особенно трогательной была привязанность к своим наставницам их духовных дочерей – многие из них добровольно поехали в ссылку за своими старицами. Другие инокини до глубокой старости жили при церковных сторожках, обслуживая храмы. Их отличали кротость, смирение, молчаливость, – все то, что было так характерно для прежних аносинских монахинь. Две аносинские сестры прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских – преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря. Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: «Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность». Последняя сестра –схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисо-Глебского Аносина монастыря – дождалась возрождения родной обители. В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий IIблarocлobuл взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря. Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Знаменательно, что основательница Рижского монастыря схиигумения Сергия (Мансурова) была духовной дочерью третьей аносинской игумении Евгении (Озеровой), внучки первоначальницы Евгении, и переняла заветы Аносиной пустыни. Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова).

http://sobory.ru/article/?object=00804

Эвакуировавшийся из Словакии в конце войны монастырь преп. Иова Почаевского дал жизнь трем монастырским издательским центрам – в Джорданвилле, Монреале и Мюнхене. Духовная семинария при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле признана в США высшим учебным заведением. Из авторов, имеющих серьезные труды, исследователь называет митр. Антония (Храповицкого) , митрополита Анастасия (Грибановского) , архиепископа Феофана (Быстрова) , архимандрита Константина (Зайцева), архиепископа Серафима (Соболева) , иеромонаха Серафима (Роуза) , епископа Григория (Граббе) и др. С благословения Русской Зарубежной Церкви существует Высший монархический совет, созданный в 1921 г. на общеэмигрантском монархическом съезде в Рейхенгалле (Бавария) как политический орган русской эмиграции по вопросам восстановления православной монархии в России. 677 Вторая ветвь – Западно-Европейская Православная Архиепископия, которая до 1926 года была епархией Русской Зарубежной Церкви. Под влиянием реформаторско-экуменических кругов и по инициативе своего основателя митр. Евлогия (Георгиевского), после многих перемен статуса и названий она оказалась в подчинении Константинопольского (Вселенского) Патриарха. Таким образом, ее каноническая связь с Русской Церковью прекратилась. Митр. Евлогий выразил это в следующих словах: «Основная линия моей церковно-административной деятельности, которой я неуклонно следовал с первого же общеэмигрантского церковного съезда в 1921 г., была последовательно и строго проводимая аполитичность. В деле церковном мы должны были временно умереть в политико-национальном отношении...». 678 Эта ветвь эмигрантского Православия имеет около 50 приходов (большей частью франкоязычных), куда входят примерно 30 000 прихожан. «Но ее культурное и философское влияние на эмиграцию оказалось непропорционально велико по сравнению с количественными размерами», – отмечает исследователь. 679 В лоне этой «парижской» юрисдикции в 1920-е годы был создан Богословский институт преп. Сергия, Русское студенческое христианское движение (РСХД), Религиозно-философская академия (создана под руководством Н.А. Бердяева в 1922 г. в Берлине, в 1925 г. переехала в Париж), журнал «Путь» и издательство YMCA-Press. С этой юрисдикцией связано творчество известнейших философов, историков Церкви и богословов, таких как протоиерей Н.Н. Афанасьев , Н.А. Бердяев , протоиерей Сергий Булгаков , Б.П. Вышеславцев , П.Н. Евдокимов , Л.А. Зандер, протоиерей Василий Зеньковский , Н.М. Зернов, В.Н. Ильин, А.В. Карташев , епископ Кассиан (Безобразов) , архимандрит Киприан (Керн) , В.Н. Лосский , К.В. Мочульский, Г.П. Федотов , протоиерей Георгий Флоровский , С.Л. Франк , протоиерей Сергий Четвериков и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 – И как участники Митинга воспринимали выставку? – В самые первые дни группы по 40 человек приходили каждые 20 минут! Народу было очень много. Экскурсии вели и по-итальянски, и по-русски с итальянским переводом, а иногда и по-английски, и по-французски. Рассказывали люди, которые пропустили это через себя, – у каждого, кто выходил вести экскурсию, уже произошла личная встреча с матерью Марией, потрясающая жизнь которой в каждом что-то меняет. Это я знаю по своему опыту: когда-то давным-давно я прочитала книжку о. Сергия Гаккеля о матери Марии, и это просто перевернуло мою жизнь. Ребята задавали мне конкретные вопросы, которые рождались в ходе экскурсий. Это был живое общение с живой жизнью матери Марии. И это очень чувствовалось при проведении экскурсий – когда ты получаешь гораздо больше, чем отдал: ведешь рассказ, а в ответ получаешь сияющие глаза, вопросы по существу. То есть не твой рассказ проникает в этих людей, а что-то от матери Марии течет через тебя к этим людям, и у них расширяются глаза. Мне рассказали про маленького итальянца, лет семи, который объяснял своему другу, что сегодня он был «на одной потрясающей выставке про madre Maria». Ну, и сама атмосфера Митинга – очень теплая, дружелюбная, открытая – располагает к такому восприятию. Слева направо: о. Александр Черный, А.Чекаль, архиепископ Павел Пецци, А.Филоненко, Н.Ликвинцева, Л.Чайка  – Прошла неделя, Митинг закончился и, соответственно, выставка тоже. Какова ее дальнейшая судьба? Есть ли возможность отправиться с ней «на гастроли»? – Да, мы очень надеемся сделать в будущем меньший, «русский» вариант выставки (а также английский и французский), как это было с выставкой по митрополиту Антонию. Константин Мочульский в начале войны записал слова матери Марии о том, как ей хочется уехать в Россию, в Сибирь или на Волгу, странствовать и миссионерствовать среди простых русских людей. Россия по-прежнему очень ждет мать Марию, ее живое слово и ее живую жизнь. Беседовала Юлия Зайцева Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Лобанов М. С готовностью на дело//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 517–519. Лобачев В. 650 лет назад, или когда преподобный Сергий стал игуменом//Наука и религия. 2004. 9. С. 7–9. Лосский Н. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б. Зайцева и книги В. Ильина)//Путь. Орган русской религиозной мысли. Кн. 1 (I–VI). М., 1992. С. 264–266 (Репринта, переизд. одноименного журнала 1926. 2). Лощиц Ю. М. На полях жития//Преподобный Сергий Радонежский. Сборник. Составитель Соколова Т. А. М., 1996. С. 119–134. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 461–474. Любомудров А. М. Книга Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»//Русская литература. 1991. 3. С. 112–121. Перепеч.: Литература и история (исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII–XX вв. [Вып. 1.] СПб., 1992. С. 263–280. Ляскоронский В. Г. Значение и заслуги св. Сергия Радонежского для Русского государства. Киев, 1892. Макаров Н. П. Голутвинский костыль//Макаров Н. П. Русские предания. Кн. 2. М„ 1838. С. 94. Макрушин А. В. Сергий Радонежский и его время в творчестве Д. М. Балашова (традиции, стиль, поэтика). Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь, 1998. Матфей (Кудрявцев), диакон. Светильники Сергиевы//Памятники Отечества. 1992. 2–3. С. 41–53 (Перепеч. из кн.: История православного монашества в Северо-Восточной Руси со времен преподобного Сергия Радонежского. М., 1881). Маясова Н. А. Образ преподобного Сергия Радонежского в древнерусском шитье (к вопросу об иконографии)//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 40–53. Мейендорф И. Русское монашество: преподобный Сергий, св. Стефан Пермский//Наука и религия. 1992. 6–7. С. 21–22. Месяца сентября в 25 день преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского, чудотворца//Минея праздничная, содержащая службы Господним и Богородичным праздникам и святым избранным. М., 1970. С. 38–56. Миллер Д. Преподобный Сергий Радонежский, заступник Русской земли//Макариевские чтения. Вып. IV. Ч. II. Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 г.) Можайск, 1996. С. 16–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, Собор меня окончательно убедил в правильности выбранного пути. Но на нём я почувствовал сколько ещё потребуется времени и усилий для распространения автокефалии на другие православные группировки в Америке. Пока, помимо американской русской Митрополии, в Автокефальной церкви состоят Румынская епархия и, с 14 октября 1971 года, албанская. Предстоятели этих двух Церквей являются полноправными членами епископского Собора. Но за пределами автокефалии остаются арабы (правда, последние склоняются к тому, чтобы присоединиться), сербы, болгары, украинцы, и, главное, греки. Последние даже не послали на Собор наблюдателей... Но Американская Православная Церковь , возглавляемая митр. Иринеем, проложила путь и показала пример. Рано или поздно, быть может через одно поколение, все православные соединятся в одну поместную Православную Церковь в Америке. Никита Струве Некрологи Н. Струве. Писатель-праведник. Памяти Б. К. Зайцева 29-I-1881–28-I-1972 Ушёл последний видный участник блестящего русского ренессанса, последнее крупное имя доживающей русской эмиграции, всеми признанная её литературная слава, а, главное, совесть. Всегда казалось, что редкое долголетие, при неущерблённом здоровьи, было дано Борису Константиновичу свыше не спроста, не только как личный дар, а в утешение эмиграции. Пока с ней Борис Константинович, ей есть чем гордиться, есть к кому прибегнуть, кем защититься. И вот дожил Борис Константинович до того времени, когда эмиграция не только подошла к последней черте, но и потеряла в каком-то смысле свою обособленную raison d " être. Писатели, живущие в России, стали печататься заграницей, как у себя, и среди них А. Солженицын стал совестью и славой не только русского народа, но и всего мира. Голос Б. К. Зайцева был негромкий, но чистый. Когда-то в один из его юбилеев П. К. Паскаль назвал его «тишайшим». Прогреметь на весь мир Борис Константинович не мог. Но воплотить в себе лучшие качества русского человека и писателя, стать символом для русской эмиграции, это более скромное, но не малое призвание, было Борисом Константиновичем выполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Когда люди берут Евангелие, забывая, что его им дала Церковь , оно для них – будто Коран, сброшенный Аллахом с небес» (Там же с.40). «В бесцерковной форме христианство является одним только звуком, изредка сентиментальным, но всегда карикатурным и безжизненным» . «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения,– ничего нет без Церкви, и все это есть только в единой Церкви!» (Там же с. 49). Надо сказать, что свмч. Иларион Троицкий в своих экклезиологических трудах опирается главным образом на творения свмч. Киприана Карфагенского и блж. Августина , т.е. на тех богословов древней Церкви, имена которых вызывают у модернистов раздражение или хандру. В числе критиков патриарших посланий г-н Зайцев упоминает имена патриарха Сергия, митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Григория (Флоровского), но предпочитает умолчать о том, в чем заключалась эта критика. Упрекнуть г-на Зайцева в излишнем лаконизме мы не можем, так как цитирование статьи архиепископа Василия (Кривошеина) заняло в его брошюре шесть (!) страниц, так что его молчание в данном случае является свидетельством того, что ничего «подходящего» для г-на Зайцева там не нашлось. Однако митрополита Антония (Храповицкого) мы все-таки считаем модернистом совсем по другому поводу, а именно, за его искажение догмата об искуплении, когда он пытается заменить крестную жертву Христа Его «невидимой» жертвой в Гефсиманском саду в молитве к Небесному Отцу (в таком случае символом христианства должен был бы стать не Крест, а Чаша страданий). Некоторые богословы считали митр. Антония (Храповицкого) еретиком. Во всяком случае его имя ничего не говорит в данной полемике. Мы были очень удивлены и озадачены тем, что г-н Зайцев включил сюда выдающегося православного богослова, борца с модернизмом и либерализмом преп. архимандрита Иустина (Поповича) . Мы просмотрели его труды, поскольку это было в наших возможностях, и нашли у него неоднократные ссылки на «Послания восточных патриархов» и «Исповедание Православной веры» как на свидетельство учения Церкви. В его сравнительно небольшой монографии «О первородном грехе» содержится шесть ссылок на вышеуказанные символические книги, как на голос чистого вселенского Православия. Поэтому или г-н Зайцев назвал имя прп. Иустина (Поповича) по ошибке, т.е. допустил ляпсус, или же пошел на грубую подделку, рассчитывая на неосведомленность в этом вопросе большинства его читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Но не будем останавливаться на этом, так как здесь, может быть, просто неудачные выражения, употребленные схимонахом Илларионом. Нас более тревожат следующие слова схимонаха Иллариона: «...то все есть Ветхий Завет». Значит, богатство православного богослужения – это только Ветхий Завет? Значит, Псалтирь – это не глубочайшая исповедь человеческой души, где соединено покаяние и прославление Бога, не книга, о которой свт. Иоанн Златоуст сказал: «Лучше солнцу не светить, чем Псалтирь не читать», а книга, уводящая людей от Христа в Ветхий Завет? Неужели чередной священник, читающий у мощей прп. Сергия акафист, живет в Ветхом Завете и находится не у раки святого, а во дворе Иерусалимского храма для прозелитов? Неужели каноны мученикам и преподобным, которые так любил читать прав. Иоанн Кронштадтский , озарены духом не Евангелия, а законом Моисея? На таких гнилых подпорках модернисты не только хотят построить свое учение, но уверить людей, что это «дом премудрости на семи столпах " (см. Притч.9,1 ), о котором говорит Священное Писание. Какими словцами и выражениями наполнена брошюра г-на Зайцева! Наверно такими же, как и лекции г-на Осипова: «несомненно», «обязательно», «иначе быть не может», «так думают все святые», «это несомненная истина», «только завзятый католик может не согласиться с этим», «мы доказали», «мы показали». В конце каждой главы г-н Зайцев сам себя поздравляет с победой и торжественно пожимает свою собственную руку. Я вспоминаю один исторический эпизод. Во время русско-персидской войны в начале XIX века после каждого очередного поражения персов в персидской столице устраивали иллюминацию, как во время праздника: играла музыка, народ ходил по улицам и кричал: «Мы победили(» Для чего? – Для поддержания боевого духа. В конце главы еще раз вернемся к призыву г-на Зайцева «ознакомиться со святоотеческими творениями поосновательнее и не оценивать их, подвергая насилию, только сквозь призму «символических книг». Очевидно, этот совет обращен не только ко мне, но и другим читателям брошюры.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Их жизнь – пример христианского служения ближним, верности своему духовному братству. Дилигенская Людмила Александровна (монахиня Серафима; 1905–1990) В храм Святителя Николая в Клённиках пришла в 1924 году вместе со своей двоюродной сестрой Елизаветой Замятиной. Богослужения не пропускала, старалась быть полезной на приходе и вскоре получила благословение отца Сергия носить косынку. Окончила Московский университет, затем ГИТИС по классу режиссуры. Довольно долго работала режиссером в провинциальных театрах. Именно ее отец Сергий часто просил посмотреть тот или иной спектакль, чтобы рассказать ему, чем «дышит» интересующаяся театром молодежь. Был период в жизни Л. А. Дилигенской, когда она «отошла» от Церкви (так сама монахиня Серафима говорит в своих воспоминаниях, публикуемых в этой книге). Однако духовное руководство отца Сергия не могло пройти бесследно: после войны Людмила Александровна вновь вернулась в Церковь – теперь уже без колебаний и отступлений. Часто ездила в Закарпатскую Украину к архимандриту Иову (Кундря). Там архимандрит Иов постриг ее в монашество с именем Серафима. Прихожанка храма Святителя Николая в Клённиках Вера Юлиановна Никитина (урожденная Селю) встречалась с монахиней Серафимой в Закарпатье. Вот ее рассказ: «Архимандрит Иов каждый день служил литургию в деревянной церкви села Малая Уголька, просторно раскинувшего свои домики на Карпатских горах. Я уже была там, когда приехала матушка Серафима. Архимандрит Иов очень обрадовался своему духовному чаду. Мы прожили под одной крышей неделю. Она хорошо знала богослужение и помогала на клиросе. Мне она запомнилась как очень выстроенная внутренне и внешне – тонкая, изящная, дисциплинированная (как мне тогда казалось, даже до некоторой сухости). Почти 40 лет прошло, а я до сих пор помню удивительно привлекательную личность – матушку Серафиму». Зайцева Неонила Еразмовна (урожденная Малиновская; 1898–1980) Родилась на Украине в городе Смела (ныне – Черкасская область) в семье мелкопоместных дворян. После революции, спасаясь от разрухи и преследований, Малиновские решили покинуть родные места.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Участники хиротонии: слева направо – еп. Палладий, митр. Елевферий, Св. Патриарх, митр. Варфоломей, еп. Алексий 29 октября 1955 года в речи при наречении во епископа архимандрит Сергий говорил: «В последние годы в моей душе особенно настойчиво возникала потребность в уединенной монашеской жизни, но вот, вместо дорогих, родных мне с детства стен Лавры, драгоценной, бесконечно чтимой мною раки Преподобного Сергия, с которой соединена вся моя жизнь в родном городе, мне снова предстоит идти в мир. Уже одно это обстоятельство составляет для меня, как инока, трудный путь, тем более в таком великом сане... Я усердно молюсь великому угоднику Божию Преподобному Сергию, чтобы он благословил меня на сие новое послушание и никогда не отлучался от меня, недостойного инока обители своей» 213 . Только приехал еп. Сергий в Старую Руссу, как Патриарх Алексий повелел ему в своем письме от 17 ноября возглавить Новгородскую епархию «впредь до замещения вдовствующей кафедры митрополита Ленинградского и Новгородского» [после смерти митр. Григория Чукова ]. Начало епископского служения Владыки Сергия было связано с исполнением давнего желания новгородцев 214 : в 1956 году, 19 сентября в 22 часа, в новгородском Никольском соборе были установлены честные мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, переданные из новгородского Софийского собора в присутствии епископа Сергия, местного духовенства, зав. музеем Т.В. Константиновой и Уполномоченного по Делам Р.П.Ц по Новгородской области Ф.В. Зайцева и по согласованию с Секретарем Новгородского Обкома КПСС т. Трифоновым. При их приеме и освидетельствовании было зафиксировано: Св. мощи находятся в деревянном довольно ветхом саркофаге, обложенном басмой, не везде сохранившейся. С левой стороны деревянные резные украшения, равно как и басма – отсутствуют. Размер саркофага: длина 218 см., ширина 76 см., высота 60 см. Сверху саркофаг остеклен и покрыт тонкой деревянной доской с изображением Святителя, плохо сохранившимся и заклеенным предварительным бумажным креплением. Доска продольно расколота на две неравные половины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

225 Донос, или сфальсифицирован, или сфабрикован за подписью другой женщины. Это имя, как, видимо, и прочие, были навязаны следователем – пом. уполномоченного М. Бак на основе ранее бывших донесений на П. А. Голубцова (В частности, 19.02.1930 г. от некоей Марии Андреевны ... из крестьян, 1896 г., жившей в Доме съезда). 229 И.Д. Савинова «Лихолетье» (спец. приложение к журналу «Чело». Новгород, 1998 г., с. 82–94), глава V. Составителем изменено оглавление, опущены начало, один–два абзаца и концовка главы и почти все авторские сноски на источники; см. их в оригинале. Местами проведена дополнительная корректура, поскольку в публикации Савиновой она явно не достаточна. 230 Уже в 1948–49 гг. началось ухудшение отношений, но в Новгородской епархии оно было, очевидно, задержано позицией Уполномоченного Совета по делам РПЦ. 234 На это он получил еще и своего рода «ярлык на княжение» – на половине стандартного невзрачного листка Удостоверение от Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Новгородской области Ф. Зайцева от 4 февраля 1956 г. в том, что он зарегистрирован Уполномоченным в качестве епископа Старорусского и что ему дано право руководства Новгородской епархией. [Личное дело архиеп. Сергия, ч. II, л. 43. Архив автора.] 235 У Савиновой ошибочно значится: «1 ноября». Срок «1 января 1957 » был предложен в письме митр. Елевферия о выделении Новгородской епархии в самостоятельную, и он был выдержан в соответствии с распоряжениями митр. Елевферия от 27 ноября, в которых епископу Сергию предлагалось подыскать надлежащее помещение для будущей канцелярии и обслуживающий штат, а именно: секретаря, бухгалтера и др. лиц по личному усмотрению, а по Новгородской епархии подготовить соответствующие дела к 25 декабря. 25 декабря 1956 года был составлен Акт передачи дел по Новгородской епархии об освобождении Митрополита Ленинградского от управления Новгородской епархией и назначении Управляющим этой епархией епископа Старорусского Сергия, причем первый сдал, а второй принял: 1) Список церквей с указанием священнослужителей по этой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010