За всей этой «туманностью» Зайцева и вынужденным положением литературного прогиба Епифания перед набравшей силу Москвой и государственным авторитаризмом, в его обычно вероломном отношении к семье, скрыта реальная история принудительного исхода родителей преподобного. Если свести к минимуму все полупроговорённости агиографа, патриотические сентенции Зайцева («Москва незыблемо поднялась над удельной сумятицей»), то «радонежское переселение» семьи ни что иное, как бегство, оставление родины ради сохранения семейной свободы и целостности очага. Подвиг, христианская добродетель Кирилла и Марии не в том, что они были «благочестивы», «страннолюбивы» и знали грамоту, а в том, что спасли своих детей от выжигающего дыхания того монстра, что готов семью считать «малой Церковью», но только в качестве «своей ячейки». Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они, поддерживаемые Богом, спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны. Их «переселение» напоминает бегство Святого Семейства в Египет от иродовой ненависти. Епифаний Премудрый первым провёл параллель от жития родителей преподобного к библейской истории, а именно матери пророка Самуила святой Анне. Это зафиксировано в других текстах «Жития» преподобного Сергия и в службе святым Кириллу и Марии, составленной в 1997 году: «Супружеская чето… матери бо пророка подражавшии…» «Мы желаем мира, но не сдадимся» – определяющее чувство христианских супругов, когда они вынуждены защищать детей и свою автономность. Оно возможно только при взаимном уважении, согласии. Это же касается более позднего совместного согласия Кирилла и Марии, когда они решились принять монашество. Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Исследователи просто сообщают: «…был тогда в Хотьково смешанный монастырь, где и стали монахами Кирилл и Мария». Были, конечно, и другие обители, но хотьковский монастырь XIV века своим устроением напоминает средневековые кельтские монастыри Ирландии. Во-первых, по своей практике смешанных общежительных общин, а во-вторых, по тому обстоятельству, что имена при иноческом постриге, если они изначально были христианские, оставались неизменными.

http://pravmir.ru/otkryivayushhie-okna-r...

Особого внимания заслуживает красочное оформление книги: это иллюстрации, выполненные художником Андреем Мазиным, качественные репродукции известных картин и икон святого Сергия, а также оформленные, как старинные грамоты, вставки с краткой исторической справкой. Житие в отличие от исторической повести и любого другого художественного произведения рассказывает не о том, что случилось, а о том, что происходит снова и снова в момент чтения. Житие письменно, как икона визуально, утверждает духовную близость святого. Известный писатель Борис Зайцев создал особый вариант жития — житие в художественном осмыслении. Жизнеописание преподобного Сергия включено в сборник «Река времен». Борис Константинович перелагает те же факты, что были приведены и Епифанием Премудрым, и игуменом Никоном — жизнеописателями преподобного Сергия, но, пропуская через сердце, опытно переживая смысл этих фактов, он достигает в своей книге масштабных обобщений. Его емкие выводы по значению сконцентрированного в них смысла равны полноценному произведению. Так Б.Зайцев представляет себе облик святого Сергия: «Как удивительно естественно и незаметно все в нем! Отделяют пятьсот лет. О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе — через всю ея условность — образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте». Удивителен сам слог Бориса Зайцева, вот как пишет он о даре чудотворения, которого сподобился преподобный Сергий в зрелые годы: «Чудо есть праздник, зажигающий будни, ответ на любовь. Чудо — победа сверхалгебры, сверхгеометрии над алгеброй и геометрией школы. Вхождение чудесного в будни наши не говорит о том, что законы буден ложны. Они лишь — не единственны. То, что называем мы «чудесным» — совершенно «естественно» для мира высшего, чудесно же лишь для нас, живущих в буднях и считающих, что, кроме буден, ничего и нет. Для моллюска чудом было бы услышать музыку Бетховена…» Метафорический ряд естественно, не принуждая вводит читателя в атмосферу божественного, чудесного. Подвиги Преподобного осмысляются как ответ на любовь Христа.

http://pravmir.ru/malenkim-i-vzroslyim-o...

Успенский собор Коломенского кремля «Память о Куликовской битве хранят и исторические хроники, и произведения литературы и искусства, и архитектурные памятники, в том числе Богородице-Рождественский Бобренев монастырь и храмы Коломны. Благодарю возрождению церковной жизни и восстановлению наших святынь, ваш город за последние годы стал одним из духовных центров Подмосковья. Хотелось бы надеяться, что эта добрая тенденция развития будет продолжаться. И настанет время, когда как в Коломне, так и во всей Московской области, не останется храмов и монастырей, перед алтарями которых по разным причинам пока еще не возгорелась лампада молитвы», – подчеркнул Предстоятель. По словам Святейшего Патриарха, «празднуя сегодня великое историческое событие, мы осознаем, что мир и благополучие нашей Родины должны основываться на твердом стоянии в вере Православной». Коломенский кремль. Фото А.Шипилина В заключение Его Святейшество сказал: «Поздравляю всех вас со знаменательным юбилеем победы на Куликовом поле. Пусть по молитвам преподобного Сергия Радонежского, благословившего защитников Отечества, и благоверного князя Димитрия, ведшего в бой наших воинов, призрит Господь на Русскую землю, сохраняя ее в мире и благополучии. Пусть Бог благословит древнюю Коломну и ее жителей, даруя им благодатную помощь в жизни и трудах. Помолимся теперь об упокоении душ воинов, мужественно стоявших за веру, народ и Отечество. Их героический подвиг воистину свят, являясь высшим свидетельством христианской жертвенности». Затем Патриарх Алексий совершил заупокойную литию и вознес молитву «О вождех и воинах на Поле Куликовом за веру и Отечество жизни свои положивших».В заупокойном богослужении приняли участие командный состав и курсанты Коломенского высшего артиллерийского командного училища. Ново-Голутвин монастырь. Фото А.Шипилина В ходе Первосвятительского визита в Коломну Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В Троицком храме обители Святейшего Патриарха от лица насельниц приветствовала игумения Ксения (Зайцева). Насельницы монастыря преподнесли Его Святейшеству тканый образ Преподобного Сергия Радонежского. Патриарх Алексий обратился с приветственным словом к сестрам обители.

http://pravoslavie.ru/14472.html

Встречи с преподобным – сокровенная тайна души. Иногда они проходят незамечено – среди суеты и размагничивающей внимание сердца динамики будней. Иногда они обнаруживают себя время спустя, приходят как озарение. Но они всегда убеждают в главном – в том, что святые живы, рядом и участвуют в нашей жизни. …Мы с мужем отчего-то выбрали днем свадьбы 18 июля. Причем – без всяких ассоциаций, без стремления к красивым датам, обещающим счастье. Трижды мы подавали документы в ЗАГС, и по разным причинам их не принимали. Но свадьба и венчание все же состоялись в этот июльский день 1997-го года, как мы открыли для себя позже – в день памяти преподобного Сергия, и этот день навсегда стал семейным праздником. К святому я обращалась и раньше – с тех пор, как прочитала литературную версию его жития в произведении Зайцева об отроке Варфоломее – сначала лет в десять, а потом в восьмом классе лицея. Кстати, в 90-е годы, когда вера только начинала укореняться в сознании людей после советского времени, художественная литература тому много содействовала. Могу засвидетельствовать, что преподобный Сергий Радонежский через «Отрока Варфоломея» привел к Богу многих моих одноклассников и учителей. Один из них, изгнанный из лицейского класса за неуспеваемость, был так поражен жизнеописанием святого, также с трудом осваивавшего азы учебы, что начал ходить в ближайший храм, молиться, причащаться, а потом и алтарничать. Он и сам, живя в своем пригороде, зачастую пас в стороне от домишек поселка коз, как некогда преподобный пас свое стадо. Интересно, что этот юноша, отчисленный из лицея, вскоре поступил в семинарию и стал священником, а по последним сведениям – иноком… Можно предположить, что и здесь не обошлось без участия преподобного. Этому же святому я горячо молилась на выпускных экзаменах в школе, потом в художественном училище, и позже – при поступлении в Литературный институт. Шансов поступить в престижный столичный вуз практически не было: большой и серьезный творческий конкурс, огромное число участников. Кто, как не преподобный Сергий, к которому я молитвенно обращалась, вложил мне мысль не доверять надежности почтового сообщения и отправить две рукописи?

http://pravmir.ru/ne-pechalte-prepodobno...

Каждый человек, попробовавший что это такое, конечно не сможет никогда этого забыть, но и не перестать этим жить. Эта книга не только о великих старцах, она и об обычных людях, живших в наше время, самых разных. Эти истории объединяет лишь одно — от всего сердца мне хотелось передать истории, связанные с Промыслом Божиим. Это и есть самое поразительное и удивительное чудо, которое можно проверить на себе самом, стоит только опять же вступить в этот круг. Один из подвижников сказал, что каждый христианин может написать свое Евангелие. Даже если уничтожатся все священные книги, христиане вновь напишут Священное Писание. Мы все являемся свидетелями того, как Бог ведет этот мир, и это совершенно немыслимо и поразительно. Хотелось, чтобы таких книг, которые (это далеко не первая книга, есть много православных писателей) свидетельствовали о промысле Божием о попечении Божьем в этом мире, все больше и больше появлялись в нашей Русской летописи. Читайте также — Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева Борис Любимов, ректор Московского Театрального училища им. Щепкина о книге «Несвятые святые» Книгу я прочитал два раза и начал третий. Книга написана очень одаренным литератором. Мы знаем отца Тихона как замечательного церковного строителя и незаурядного кинематографиста, выяснилось, что он замечательный писатель. Здесь юмор, ирония, пафос, трагизм, драматизм. Юмор не часто бывает удачным в церковной среде, легко скатывается в ерничество, кощунство. Здесь соблюдена та мера, которую можно назвать православным юмором. Здесь есть разные поколения людей. Один из старейших по возрасту появившихся в этой книге — Псковский митрополит Иоанн, которого я в детстве помнил как наместника Троице-Сергиевой Лавры. Книгу можно рассматривать и как историю Русской Церкви — здесь, например, показаны связи Троице-Сергиевой Лавры и Псково-Печерского монастыря и через владыку Иоанна, и схиигумена Савву. Мы видим людей в моменты их слабости, от которой никто не защищен. В моменты подвига. Мы видим тех, кто не выдержали испытания (глава «Августин»).

http://pravmir.ru/nesvyatye-svyatye-arxi...

Перепеч.: Голубинский Е. Е. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 45–51. Голубцов А. П. О значении пр. Сергия Радонежского в истории русского монашества//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. Сентябрь. С. 295–339. Гордеева Л. Два покрова преподобного Сергия Радонежского//Новая книга России. Православный иллюстрированный ежемесячный журнал-обозрение. 2000. 10. С. 55–58. Гордеева Н. О датировке иконы «Ростовские чудотворцы и Сергий Радонежский»//Золотой Рожок. Сборник статей о древнерусской культуре и искусстве. Вып. 2. М., 1999. С. 91–102. Горев М. В. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920. Горковенко А. Е. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева. Прочтение XX века//Славянская культура. Традиции и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. Чита, 1995. С. 30–33. Горловский Ал. На холме Маковец//Наука и религия. 1986. 5. С. 36–40; 7. С. 36–39. Горностаев В. Праздник святой Троицы в лавре Сергиевой//Журнал Московской патриархии. 1974. 8. С. 5–6. Горчакова Е. С., кн. Житие преподобного Сергия Радонежского и описание св. Троице-Сергиевой лавры и ее окрестностей. – 2-е изд.: М., 1892. Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв.//Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г. (Труды Государственного исторического музея. Вып. 99). М., 1998. С. 227–237. Гусева Э. К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора//Искусство древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994. С. 91–116. Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию»)//Искусство средневековой Руси (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский кремль». Материалы и исследования. Т. XII). М., 1999. С. 120–138. Десятников В. На пути к Троице//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 475–495. Дмитриев Д. С. Пр. Сергий, великий поборник земли русской и его обитель. М., 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заурядный брат его Стефан лучше читал, чем он, его больше наказывали, чем обыкновеннейших учеников. Хотя биограф говорит, что Варфоломей обогнал сверстников, но вся жизнь Сергия указывает, что не в способностях к наукам его сила: в этом ведь он ничего не создал. Пожалуй, даже Епифаний, человек образованный и много путешествовавший по св. местам, написавший жития свв. Сергия и Стефана Пермского, был выше его как писатель, как ученый. Но непосредственная связь, живая, с Богом, обозначилась уж очень рано у малоспособного Варфоломея. Есть люди, внешне так блестяще одаренные, – нередко истина последняя для них закрыта. Сергий, кажется, принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко, и посредственность обгонит их – зато необычайное раскрыто целиком. Их гений в иной области». (Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский).  Гениальность – компенсация? В словах Бориса Зайцева прозвучала  важная мысль о том, что гений преподобного Сергия проявился  совершенно  в иной области. Наверное, святость можно назвать в полном смысле слова гениальностью. Интересно, что современные нейропсихологии и логопеды словно подхватили эту мысль – многие из специалистов считают, что дислексия и гениальность зачастую ходят рука об руку. И самое яркое подтверждение связи затруднений с чтением и письмом (дисграфией) и уникальных способностей – это сами гении и талантливые люди, оставшиеся в истории. Так, затруднялись с чтением и письмом разносторонние одаренный гений эпохи Возрождения  Да Винчи, писатель-сказочник Андерсен,  гениальный ученый Эйнштейн,  мастер детектива Агата Кристи и великий  мультипликатор Уолт Дисней. В этом же списке – наши современники, мультимиллионеры и авторы гениальных бизнес-идей Стив Джобс и Генри Форд. С трудом осваивали чтение и письмо и всемирно известные люди из мира кино –актёры Энтони Хопкинс и Том Круз, а также Лив Тайлер, Кира Найтли, Орландо Блум… Можно продолжать и продолжать. Известный пример из отечественного киномира – Федор Бондарчук. Так что, обнаружив проблемы с чтением у детей, не огорчайтесь, не впадайте в панику и не причисляйте своего ребенка к посредственностям. Как знать, возможно, дело обстоит с точностью до наоборот, и наличие такой проблемы сигнализирует о нестандартном мышлении, скрытых способностях и талантах вашего малыша.

http://azbyka.ru/deti/otrok-varfolomej-i...

11 марта 1945 г.737 схимонах Пионий мирно скончался и был погребен на братском кладбище Ново-Валаамского монастыря. Молитва – это дыхание души, устремленной к Богу Иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871–1947) Об иеросхимонахе Ефреме известно и опубликовано достаточно много: его жизнеописания в Валаамском патерике, хрестоматии «Валаам Христовой Руси», в брошюре «Храм воинской памяти. Смоленский скит на Валааме». Сохранились пространные воспоминания о старце архимандрита Афанасия (Нечаева) , священника Александра Осипова, писателя Б.К.Зайцева, записи монаха Иувиана (Красноперова), иеромонаха Сергия (Иртеля) и других. Такой интерес к личности иеросхимонаха обусловлен в первую очередь высотой его подвижнической жизни, а также тем, что он являлся духовником членов императорской фамилии, в частности великого князя Николая Николаевича. При работе в архивах Валаамского и Ново-Валаамского монастырей была получена возможность изучить переписку о. Ефрема, значительная часть которой также опубликована. Однако есть письма, преимущественно к мирянам, помогающие представить более полную картину старческого служения иеросхимонаха Ефрема. Иеросхимонах Ефрем (в миру Григорий Иванович Хробостов) родился 23 января 1871 г. в селении Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга в семье ремесленника. На Валаам Григорий прибыл 2 июня 1883 г. «Двенадцати лет убежал он из дома отца в Санкт-Петербурге сюда, на Валаам, – вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев) рассказ своего духовника о. Ефрема. – Начитался книг о монахах и, познакомившись с валаамцами в их часовне в Петербурге, решил уйти в монахи. Сказал отцу. Тот запретил, а при повторной просьбе и побил. Тогда собрал отрок Григорий денег один рубль – стоимость проезда на Валаам – и уехал тайком. Пришел к игумену, просит оставить его в обители: возлюбил отрок горний мир. Но строг устав монастыря – нельзя принимать малолетних. Залился слезами мальчуган: нет, не уйдет он ни за что, а если силою, то он – в воду. Только такая решимость духа создает подвижников. Ходит по монастырю и слышит разговор: “Плотников у нас не хватает на постройку собора”. И вспомнил тут наш бедный отверженник, что и он умеет стругать и рубить. Помчался к игумену. Бух ему в ноги: “Батюшка, отец игумен, я вспомнил, ведь я прекрасный плотник”. Все рассмеялись, но решили все же оставить мальчика на испытание”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следует отметить также ряд фактических ошибок. Так, на с. 293 описывается монастырь во имя святого мученика Евгения, но такого монастыря не существует: определением Священного Синода от 27 марта 2007 года он переименован в монастырь во имя святого Иоанна Предтечи (всё же полезно регулярно просматривать ЖМП!). На с. 130 мы находим сразу три ошибки в датах памяти новомучеников Макарьевской пустыни: для преподобномучеников Сергия (Зайцева) и Леонтия (Карягина) — память 15/28 августа (правильно: 28 августа/10 сентября), а для преподобномученика Александра (Уродова) — 1/14 августа (правильно: 14/27 августа, притом его следует именовать не преподобномучеником, а исповедником); полезно также заглядывать и в церковный календарь! Впрочем, фактические ошибки до некоторой степени всё же простительны и объяснимы, учитывая большой объем книги и разнородность представленного материала; но совершенно неприемлемо громадное количество ошибок орфографических и синтаксических, свидетельствующих о том, что книга готовилась в спешке, и заставляющих вспомнить слова пророка: «Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Из выходных данных книги мы узнаём, что у справочника были редактор и два корректора, однако на некоторых страницах (например, с. 130, 154) мы находим двузначное число ошибок (и каких!): прот. Серий (вместо Сергий), Серафим Соровский вместо Саровский и т.д. Особенно кощунственными представляются ошибки при именовании святых: даже Пресвятая Богородица здесь названа Богродицей (с. 108); в книге мы находим вмц. Варавару (с. 102), прп. Александа Ошевенского (с. 15), Серафима Вырецкого (с. 76), Игнатия Бренчанинова (с. 291); Параскева в книге не вмц., а внц. (с. 603), а Иоанн Кронштадтский — то Кронштадский (с. 320), то даже Крондштадтский (с. 485). Мария Магдалина названа не равноапостольной, а равноапостольской (с. 630), а Константин и Елена — равноапостолькими (с. 625); вместо славянской формы имен святых зачастую используются русские: Анисья вместо Анисия (с. 116), Харлампий вместо Харалампий (с. 332), Исайя вместо Исаия (много раз); царственные страстотерпцы называются мучениками-страстотерпцами (с. 131, 132), а святитель Софроний Иркутский именуется просто еп. Софронием (Кристалевским) (с. 114, 466).

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

Так, в курсе Пастырского богословия архимандрита Константина (Зайцева) , которое преподавалось в постреволюционные годы в эмиграции, тема поддержки веры и возвращения отражена в лекциях под многозначительными названиями: «Центральное место пастыря. Пастырь и народ», «Проблема прихода», «Бытовой облик русского батюшки», «Целостность пастырского сознания», «Проповедь» и «Законоучительство». Тема возвращения к истокам в данном труде увязана с темой духовного кризиса в России, причины которого разбираются с точки зрения пастырского служения, даются предостережения и некоторые советы в области пастырской практики, педагогики и постановки духовного образования. Известный исповедник прошлого столетия архимандрит Тихон (Агриков) в третьей части курса лекций по Пастырскому богословию , затрагивая практическую сторону пастырского служения, дает конкретные методические рекомендации будущим пастырям. В главе «Пастырь-учитель» в разделе «Метод» даются актуальные для современности рекомендации по формам и способам подачи проповеди, с предостережением против «бездушного академизма»; в разделе «Вхождение пастыря в круг интересов пасомых» той же главы автор призывает следовать по пути социального служения на основе заповедей Христовых, и кроме этого преподает навыки миссионерской работы на индивидуальном уровне.   Научные работы Из научных работ по пастырскому богословию и миссиологии можно указать на ряд трудов воспитанников и преподавателей духовных академий, которые касаются темы внутренней миссии. Так, работа иеромонаха (ныне игумен) Пантелеимона (Бердникова) затрагивает тему внутренней миссии в богословском обосновании, а также в историческом разделе, посвященном деятельности Казанской Духовной академии и миссии среди крещеных татар Н.И. Ильминского. Особую ценность для темы у о. Пантелеимона имеют разделы, посвященные систематизации принципов современного благовестнического служения. Работа священника Сергия Бабурина посвящена отдельному аспекту катехизации – пастырскому попечению о молодежи , работы В. Шматько , И. Ходыкина , священника Олега Скомороха – пастырскому попечению и религиозному образованию лиц, находящихся в местах заключения. Работа священника Владислава Гусара рассказывает уже о методах организации миссионерско-просветительской работы на епархиальном уровне . Специфической теме православного духовного воспитания в дошкольном возрасте посвящена работа священника Александра Кошкина . Катехизация в образовательной сфере, в частности в средней школе, отражена в работе священника Дионисия Ашимова . Миссии Церкви в контексте современной культуры посвящена работа С. Рошки . Организации приходской миссионерской деятельности посвящена дипломная работа К. Виноградова . Проблеме и практическим методам реабилитации пострадавших от сект и оккультных групп посвящена дипломная работа протоиерея Олега Стеняева .

http://bogoslov.ru/article/3214599

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010