В жизни прп. Сергия и по сей день немало белых пятен. В докладе историка Сергея Городилина (ИРИ РАН) «Между боярской службой и культом: Сергий Радонежский и ростовский княжеский род», например, утверждалось, что место рождения Варфоломея-Сергия вовсе не Варницы, как принято считать, а родовое село Тормосово в 30 км от Ростова. Исследователь пришел к выводу, что на родине сам прп. Сергий и члены его семьи в XV в. не почитались (это может быть связано с тем, что ростовские князья не смогли защитить своих бояр от «московского насилия»), в отличие от Московского княжества. Широкое же почитание преподобного на Руси фиксируется в первой трети XVI в., при жизни же о нем мало кто знал, отметил историк. Первый блок тем «Преподобный Сергий Радонежский и его эпоха» завершился докладами Андрея Кузьмина (Российская государственная библиотека) «Поминание представителей рода Сергия Радонежского и его учеников в монастырских синодиках XV-XIX вв.», Александра Лаврентьева (НИУ – Высшая школа экономики) «Митрополит Алексей, эпидемия чумы и отношения в доме московских князей» и Елены Конявской (РГГУ) «Преподобный Сергий Радонежский в русских летописях». В течение двух дней, 27 и 28 мая, на конференции прозвучат в общей сложности 38 докладов по нескольким тематическим блокам: «Книжность Троице-Сергиева монастыря», «Преподобный Сергий Радонежский в памятниках иконографии», «Монастырские традиции прп. Сергия Радонежского в XIV-XVI вв.», «К Троице: традиция паломничества и паломнические сувениры». Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обращаю свой мысленный взор на жизненный путь, пройденный мною, и вижу, как Промыслительная Десница Божия вела меня по этому пути. Вся жизнь моя от самого рождения была связана с Церковью. Будучи младенцем, едва научившимся ходить и по-детски исповедоваться, я устремлялся с мамой в Псково-Печерскою обитель, чтобы окунуться в красоту этого земного рая. С благоговением и трепетом подходил я за благословением к убеленным сединой старцам, опытным в духовной жизни. Общение с теми, на чью долю выпали не только горечи минувшей войны, но и испытания отстоять славную обитель Пресвятой Богородицы от закрытия и поругания, доставляло мне радость. Слова этих старцев, исполненные жизни и благодати, все более и более возжигали во мне огонь любви к монашеству, укрепляя во мне желание стать монахом. Спустя годы, воспитанником духовных школ вступил я в Лавру преподобного Сергия, где мне открылась возможность через боголюбезное, по слову отцов, послушание образовать свой ум и сердце. С ненасытной жадностью принялся я за изучение богословских наук и творений святых Отцов Церкви. Я читал и перечитывал их, оценивал и, по мере сил своих, втайне от других или же с теми, с кем был близок духовно, старался применить на опыте то, что мною было прочитано. В скором времени я стал монахом и прошел степени священства, будучи посвященным во иеродиакона и иеромонаха. Восемнадцать лет, проведенные в Лавре преподобного Сергия, в стенах Московской духовной академии, где судил мне Господь учиться и преподавать, оставили неизгладимый след в моей душе. С благодарностью склоняюсь перед всеми, кто воспитал и духовно окормлял меня тогда. Шли годы. Мне выпал жребий служения на Святой Земле. С покорностью, как от руки Господней, воспринял я от Вас, Ваше Святейшество, новое церковное послушание. Я искренне благодарен Вам за ту высокую честь, которую Вы мне оказали, за те внимание и любовь, которыми окружен я был с того дня, когда лицом к лицу Господь судил мне впервые увидеться и беседовать с Вами, определив прохождение дальнейшего жизненного пути моего под Вашим водительством во Святой Земле.

http://e-vestnik.ru/docs/slovo_arhimandr...

Тамара целиком приписала такое неожиданное прибавление к зарплате Преподобному Сергию, который всегда заботится о нуждающихся. Тем более, что нужда в семье Тамары к тому времени была уже критической. Таким вот дивным образом печальник земли Русской преподобный Сергий Радонежский вмешался в судьбу бедной молодой женщины, искренно стремящейся служить Богу и так желавшей посетить основанную им обитель. Читайте также: Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева Преподобный Сергий: 10 фактов из жизни Преподобный Сергий Радонежский — святыни в Москве Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 января, 2022 23 декабря, 2021 16 февраля, 2024 15 февраля, 2023 16 июля, 2022 3 июня, 2022 31 мая, 2022 22 мая, 2022 30 апреля, 2022 30 января, 2022 23 декабря, 2021 16 февраля, 2024 15 февраля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/chudesa-prepodobnogo/

Богослужебные песнопения исполнил братский хор  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). В храме присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; заместитель министра МЧС России генерал-полковник внутренней службы И.П. Денисов; директор Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы О.Л. Мануйло; первый заместитель префекта ЗАО г. Москвы И.В. Клименко; глава управы Фили-Давыдково г.Москвы Э.З. Нахаев. За богослужением также молились строители, благотворители и благоукрасители храма, сотрудники МЧС, курсанты Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, православная молодежь Западного викариатства. Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большой экран, установленный в нижнем храме.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Алексия Воскальчука, временно служащего в храме преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес клирик храма Живоначальной Троицы в Листах г. Москвы протоиерей Павел Феоктистов. По завершении Литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Настоятель храма протоиерей Леонид Олейников приветствовал Предстоятеля и преподнес Его Святейшеству копию картины современного русского художника Е.Н. Зайцева «Молебен на Бородинском поле». Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Умиление», верующим благословил раздать иконки Смоленской Божией Матери с Патриаршим благословением.

http://patriarchia.ru/db/text/6011831.ht...

В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь. В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь. 1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня. В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева)12, архимандрита Александра (Уродова) и монаха Леонтия (Карягина), в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Предстательством небесных покровителей, молитвой и трудом игумена Глеба с братией, благотворительной помощью ктиторов и паломников возрождается поруганная святыня. У подошвы горы под монастырем в 2001 году, стараниями Л.В. Анисимова, поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню. В Воронеже в 2003 году, на средства А.Г. Пилишкина и фирмы “Лит Арт”, отлили 10 колоколов. Теперь новая звонница ежедневно призывает на молитву монахов и благочестивых паломников. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Храмы: Часовня: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 422591, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, пос. Введенская слобода, Макарьевский монастырь. Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Примерно через 17 км после выезда из города и " зеленодольской " развязки (через 2 км после развязки на Ульяновск) повернуть направо по указателю " Введенская слобода, Макарьевский монастырь " . При движении со стороны Москвы — повернуть налево через 11,5 км после моста через Свиягу. Через 6,5 км движения по главной дороге съехать с асфальта направо на грунтовую дорогу по указателю " Макарьевский монастырь " . Через 300 метров, в летний и осенний сезон, на развилке выбрать левую дорогу, вдоль берега (не направо, в гору). Через 2,3 км движения вдоль берега (не более 10 м от береговой линии) повернуть направо в гору (второй поворот от начала движения вдоль берега), через 200 метров подъема через лес по крутому склону будут юго-западные ворота монастыря. В сезон высокой воды на развилке у берега Свияги повернуть направо, в подъем, и ехать через поселок Петропавловская Слобода и детский санаторий к северо-восточным воротам. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_М...

Директор Амстердамского центра восточно-православного богословия Михаил Баккер обратил внимание на то, что Святая Гора не может сегодня восприниматься как некий музей, поскольку Афон, прежде всего, это живая традиция. Он отметил важность такого антропологического понятия, хранимого на Афоне, как «духовный интеллект». На Западе данное понятие заменил разум. Председатель Христианско-демократического движения Словакии, бывший еврокомиссар по науке, образованию и культуре Ян Фигель отметил, что Европа - это больше, чем просто общий рынок, ей для успешного развития необходимо осознавать свои культурные корни, которые как мозаика складываются из разных духовных традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит Афону. Президент Фонда Андрея Первозванного Сергей Щеблыгин рассказал о значимости связей России с Афоном и назвал монашескую республику «духовной родиной» для русской культуры. Так, на Афоне принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский. Из Ватопеда прибыл в Московию для перевода греческих книг преподобный Максим Грек. С Афоном связаны судьбы писателей Андрея Муравьева, Константина Леонтьева, Бориса Зайцева, творчество ученых и подвижников архиепископа Василия (Кривошеина) и архимандрита Софрония (Сахарова), священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова, Алексея Лосева. Именно поэтому для современной России так важно не прерывать духовную связь с Афоном. Сергей Щеблыгин отметил, что по инициативе Фонда Андрея Первозванного с Афона в Россию были принесены мощи апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, также фонд оказывает помощь Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю и организовывает паломнические поездки. Участникам конференции была представлена уникальная выставка фотографий Афона. На ней были представлены работы из альбома великого князя Константина Константиновича Романова, сделанные в фотомастерской Свято-Пантелеймонова монастыря в конце XIX века и современные фотографии, снятые насельниками Ватопедского монастыря. Перед гостями выступили Византийский хор «Тропос» с исполнением афонских песнопений, а также ансамбль русской духовной музыки «Светилен». 9 июля в храме Румынской Православной Церкви в Зальцбурге была совершена Божественная литургия по афонскому чину, которую возглавил архимандрит Ефрем (Кутсу).

http://e-vestnik.ru/world/sohranit_iskon...

Жила в то время там же, в Антиохии, некая девица по имени Иустина. Она происходила от языческих родителей: отцом ее был идольский жрец по имени Едесий, а мать ее звали Клеодонией. Однажды, сидя у окна в своем доме, девица сия, тогда уже пришедшая в совершенный возраст, случайно услышала слова спасения из уст проходившего мимо дьякона по имени Праилия. Иустина захотела лучше и совершеннее научиться вере у дьякона, но не осмелилась искать его, удерживаемая девической скромностью. Однако она тайно ходила в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святого Духа уверовала во Христа. В скором времени она убедила в сем и свою мать, а затем привела к вере и своего престарелого отца. Когда же отец ее Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, поставил его пресвитером. После сего, пожив добродетельно и в страхе Божием год и шесть месяцев, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Читайте также — Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева Факт 5. Чтобы погубить Иустину, враг распалил к ней страсть богатого юноши-язычника Иустина доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим. Но враг, ненавистник человеческого рода, видя такую ее жизнь, позавидовал ее добродетелям и начал вредить ей, причиняя различные бедствия и скорби. В то время жил в Антиохии некий юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Он жил роскошно, отдаваясь суете мира сего. Однажды он увидел Иустину, когда она шла в церковь, и поразился ее красотой. Дьявол же внушил дурные намерения в его сердце. Распалившись вожделением, Аглаид всеми мерами стал стараться снискать расположение и любовь Иустины и, посредством обольщения, привести чистую агницу Христову к задуманной им скверне. Он наблюдал за всеми путями, по которым девица должна была идти, и, встречаясь с нею, говорил ей льстивые речи, восхваляя ее красоту и прославляя ее; показывая свою любовь к ней, он старался увлечь ее к любодеянию хитросплетенною сетью обольщений.

http://pravmir.ru/kiprian-i-iustina/

На вечере о. Сергий читал свои стихи, авторы отвечали на вопросы читателей – о патриотизме, об отечестве земном и Небесном, о Церкви. Для о. Сергия любимый образ Церкви – семья, где Бог – отец, а люди – дети, которые приходят в свой родной дом и «учатся там жить заново». Он вспомнил дорогие для него слова К.Г.Честертона: «Много раз, в течение многих веков Церковь катилась ко всем чертям. И каждый раз погибали черти». Получить беглое представление о новой книге можно на сайте издательства «Никея» . Юлия Зайцева, Благовест-инфо Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2021 13 января, 2021 26 мая, 2015 9 января, 2024 2 января, 2024 11 июня, 2023 7 января, 2022 2 января, 2021 23 октября, 2021 29 мая, 2021 13 января, 2021 26 мая, 2015 9 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/dvizhenie-k-nebu-kak-z...

Но они не привозили оттуда изображений Будды, идолов и не ставили за стекло в шкаф. В наших же домах всего этого полно. Мы духовно выше их? Нет. Немощны, расслаблены, не способны совершить и малую часть их подвига. Альбер Камю как-то сказал: «Легко быть логичным, тяжело быть логичным до конца». Благочестивые предки были логичны до конца. Все, что чуждо делу нашего спасения, они решительно устраняли.  Поэтому они и стяжали те духовные дарования, которых у нас и близко нет. Если бы современник преподобного Сергия Радонежского вошел в наш дом, он, наверно, сразу же лишился бы чувств. Недалеко от икон стоит телевизор, из которого может порой прозвучать даже сквернословие (находясь в больнице в большой палате, где с утра до вечера был включен телевизор, сам это слышал). На одной книжной полке рядом с книгой Бориса Зайцева о паломничестве на Святую Гору Афон стоит Лолита. Указывая на этот роман, в котором романтически рассказывается о тринадцатилетней девочке («нимфетке»), которая живет блудной половой жизнью, спрашиваю:   — Что это книга здесь делает?   — Но это же Набоков!   — А если дочь прочитает?   — Ну, если все отрицать, то и до мракобесия можно дойти. Ниже стоит Ницше. Он презрительно отзывался о христианстве и христианах. Указываю на книгу. В ответслышу:   — Это же философская классика – часть нашей культуры.   — А если кто-нибудь в Вашем доме будет грубо отзываться о Вашей вере, оскорбит ли Ваши чувства?   — Да.    Не хочется продолжать дальше. Все так очевидно. Духовная нечистота нашего дома вполне соответствует состоянию нашего сознания, в котором под личиной культуры уживается много чуждого нашей спасительной вере. Так ли все это безобидно? Нет. У блаж. Иоанна Мосха рассказывается о подвижнике Кириаке, жившем при Иордане. «Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и досто­инством. Все стояли вне моей келье. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — св. Иоанн Богослов и св. Иоанн Креститель.

http://pravoslavie.ru/6417.html

После всех этих радостных и печальных событий Варфоломей решает посвятить свою жизнь Богу. И открывает родителям своё намерение. Родители не стали возражать, но поставили условие, чтобы он досмотрел их старость. Варфоломей был любящим и заботливым сыном, и потому, отставив в сторону свои желания и гордость, стал руководить домашними делами. Он был достаточно успешен на этом поприще и сумел восстановить былой престиж семьи. Вскоре родители его, почувствовав приближение смерти, призвали сыновей к себе и попросили пристроить их в какой-нибудь монастырь для пострига и мирной кончины. Здесь стоит пояснить: для знатных людей древней Руси был обычай иметь несколько имен в течение всей жизни. Одно имя давалось при рождении, и оно было тайным, второе в крещении для повсеместного использования, третье получали перед смертью в иноческом постриге. Вскоре Кирилл и Мария, приняв иноческий постриг, скончались. Они похоронены вместе в Покровской церкви Хотьковского монастыря. Всю свою жизнь преподобный Сергий перед принятием важных решений посещал прежде могилу своих родителей. Варфоломей тяготел к отшельнической жизни. Как мы с вами знаем, первые отшельники жили в пустынях. Но на Руси такой пустыней были бескрайние и дикие леса. Вот их-то и избрал Варфоломей для своего подвига. Конечно, сейчас в это трудно поверить, но наш город основан на самом глухом и гнилом месте. Ведь преподобный Сергий искал себе не райский уголок, а тяжёлое для подвигов место. А теперь разве что улица Болотная напомнит нам о том, что здесь было не совсем уютно. Первоначально с Варфоломеем подвизался его старший брат Стефан, но, не выдержав тяжести отшельнической жизни, оставил брата и перешёл в общежительный Московский Богоявленский монастырь: «Увидел, что трудна жизнь в пустыни, жизнь печальная, жизнь суровая, во всём нужда». А Варфоломей принял иноческий постриг с именем Сергий, в честь мученика Сергия, римского легионера. Центром своей жизни Сергий сделал служение в срубленном им самим храме в честь Живоначальной Троицы. По выражению Бориса Зайцева: «В благоухании его святости явственен аромат сосновой стружки».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/07/eg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010