Второе название это дня – Фомина неделя, и есть еще народное название – Красная горка. Богослужение недели Фоминой имеет уникальное последование. Мы знаем, что Пасха празднуется 40 дней, и даже говорят, что весь этот период – это попразднство Пасхи (но это не совсем и не во всем так). Но вот относительно Фоминой недели в Типиконе сказано, что «не поются воскресная, но вся праздника». Прошло всего семь дней после первого дня Пасхи, наступило воскресенье, и вдруг Типикон не назначает петь ничего воскресного, ничего пасхального, кроме Воскресение Христово видевше и Ангел вопияше. Как же так? Мы готовимся 40 дней праздновать Пасху, а на 8-й день, да еще в воскресенье, «ничтоже воскресно поем». Дело в том, что по всем богослужебным признакам Фомина неделя является двунадесятым Господским праздником. Понятно, что само число 12 довольно условно; набор важнейших праздников года менялся от века к веку, от страны к стране. Что касается византийской традиции, то, судя по программе росписей византийских храмов, Фомина неделя, или Антипасха, занимала там чрезвычайно важное место. Например, в храме может быть такой набор изображений: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Рождество Христово, Крещение, Сошествие во ад и Уверение Фомы. Таким образом этот праздник входил, что называется, в первую десятку праздников церковного года, И тогда не удивительно, что по Уставу в этот день «не поются воскресная» – мы знаем, что такое правило действует только в одном случае: если на воскресный день попадает двунадесятый Господский праздник. Нигде, ни в одном учебнике Фомина неделя не называется двунадесятым праздником, но по существу это так, и это ясно просматривается по самому строю богослужения. Формально до двунадесятого праздника Фоминой неделе не хватает двух вещей: паримий и праздничных антифонов, все остальное наличествует, а главное свидетельство – это отмена воскресной службы. Перед началом вечерни под Фомину неделю существует распространенный обычай совершать девятый час пасхальным чином, после чего затворяются Царские врата.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Следующий воскресный день заслуживает совершенно особого внимания и особого разговора. Это знаменитый праздник, имеющий несколько названий; богослужебное название его — Антипасха («после Пасхи»): Фома еще не видел воскресшего Господа и не верил, сомневался, что Господь воскрес, поэтому Пасха для него наступила только сейчас, в это воскресенье, а вместе с ним и мы тоже уверяемся в Воскресении, нам тоже является воскресший Христос, обновляя нашу веру. Второе название это дня — Фомина неделя, и есть еще народное название — Красная горка. Богослужение недели Фоминой имеет уникальное последование. Мы знаем, что Пасха празднуется 40 дней, и даже говорят, что весь этот период — это попразднство Пасхи (но это не совсем и не во всем так). Но вот относительно Фоминой недели в Типиконе сказано, что «не поются воскресная, но вся праздника». Прошло всего семь дней после первого дня Пасхи, наступило воскресенье, и вдруг Типикон не назначает петь ничего воскресного, ничего пасхального, кроме Воскресение Христово видевше и Ангел вопияше. Как же так? Мы готовимся 40 дней праздновать Пасху, а на 8-й день, да еще в воскресенье, «ничтоже воскресно поем». Дело в том, что по всем богослужебным признакам Фомина неделя является двунадесятым Господским праздником. Понятно, что само число 12 довольно условно; набор важнейших праздников года менялся от века к веку, от страны к стране. Что касается византийской традиции, то, судя по программе росписей византийских храмов, Фомина неделя, или Антипасха, занимала там чрезвычайно важное место. Например, в храме может быть такой набор изображений: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Рождество Христово, Крещение, Сошествие во ад и Уверение Фомы. Таким образом этот праздник входил, что называется, в первую десятку праздников церковного года, И тогда не удивительно, что по Уставу в этот день «не поются воскресная» — мы знаем, что такое правило действует только в одном случае: если на воскресный день попадает двунадесятый Господский праздник. Нигде, ни в одном учебнике Фомина неделя не называется двунадесятым праздником, но по существу это так, и это ясно просматривается по самому строю богослужения. Формально до двунадесятого праздника Фоминой неделе не хватает двух вещей: паримий и праздничных антифонов, все остальное наличествует, а главное свидетельство — это отмена воскресной службы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Книги пишутся из книг» К выходу в свет нового издания «Россия перед Вторым Пришествием» 20.02.2011 452 Время на чтение 19 минут Несомненно, есть что-то знаменательное в том, что нынешний год 60-летнего юбилея историка и писателя С.В. Фомина начался с переиздания сборника «Россия перед Вторым Пришествием» - книги не только принесшей ему заслуженную известность в России и во всем православном мipe, но и изменившей саму его жизнь. Для лучшего понимания, о чем речь, приведем отрывки из опубликованных в свое время отзывов людей, близко знавших Сергея Bлaдuмipobuчa, широко известных своими работами на схожие темы. «Я не помню самого момента знакомства, - пишет исследователь «Царского Дела» Л.Е. Болотин, - но хорошо помню наш разговор с Сергеем на крыльце дома Телешова. Все мы, монархисты, кто собрались в братство Царя-Мученика, кто по средам приходил на еженедельные собрания Союза «Христианское Возрождение» на Покровке, кто ходил по Царским дням на молебны в Донской монастырь и на вечера «Радонежа» на Калужской, узнавали тогда и понимали друг друга с полуслова. И потому неудивительно было то, что мы сразу сошлись с С.В. Фоминым. И его горячий, дотошный интерес к пророчествам о России, к точным ссылкам на источники, которые он выпытывал у К.В.П., не требовал объяснений. Мы все переживали восторг открытия Православной России, Святой Руси. И эти чувства друг в друге нам не составляло труда узнавать и признавать. Но, конечно же, ни я, ни мои соратники не могли в то время предположить, что для Сергея Bлaдuмipobuчa Фомина тут были не только восторженные чувства человека, как и мы, обретающего полноту Веры, но осмысленный выбор СЛУЖЕНИЯ в этой Вере. Сейчас, оглядываясь на минувшее с той восторженной поры время, вижу выбор С.В. Фомина и он мне напоминает выбор древнего христианского рыцарства, которое еще не разменивалось на прекрасных дам, которое искало служения и подвигов во имя Христа, Пресвятой Богородицы, взыскуя Правды Божией и Града Небесного на тернистом земном пути. Но само смиренное и скромное осуществление данного выбора, конечно, не имело ничего общего с западноевропейской рыцарской «романтикой», чуждой православному подвижничеству и трудолюбию. [...]

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

На литургии – прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородице. После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок таков (в практике Троице-Сергиевой Лавры). После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, Владыко». Возглас священника: «Благословен Бог наш...», и священнослужители поют трижды «Христос воскресе…», а затем стихи: «Да воскреснет Бог...» и другие с тропарем Пасхи. В это время совершается малое каждение. Затем – «Бог Господь», тропари «К Богородице прилежно…», «Еже радуйся, Ангелом приимшая...» и другие. Далее — прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя...». И сразу бывает крестный ход. По другой практике, освящение воды совершается после заамвонной молитвы. Хор поет (трижды) «Христос воскресе». Настоятель произносит возглас: «Благословение Господне на вас...», и сразу хор поет: «Еже радуйся Ангелом приимшая...» и т.д. Неделя Антипасхи (Фомина) Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В Уставе Неделя Антипасхи именуется также Новой, так как в этот день как бы обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются события, когда Христос являлся апостолам и женам-мироносицам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья. Наименование Фомина воскресенья Новой Неделей указывает и на необходимость нашего собственного внутреннего, духовного обновления. В тропаре праздника явившийся Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый» («дух правый теми – т.е. апостолами – обновляя нам...»). Крест Христов завершился преславным Воскресением Господа, «отгнавшим мрачную зиму нашего греха», соделавшим нас «новою тварью». Наступила весна обновления душ наших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Поведение иеромонаха Фомина является в корне не правильным, поскольку распоряжение архиепископом прислано не церковной двадцатке, а непосредственно Севастьяну Фомину. Неподчинение Севастьяна Фомина еще заключается и подтверждается тем положением, что получив свое назначение с 13/XII.47, Фомин не прислал ко мне ни одного прихожанина с какой-либо требой, продолжая обслуживать последних сам, хотя и заверил благочинного Холодкова Владимира, что он – Фомин – ни каких треб не делает. Мало этого, Севастьян Фомин кроме требоисправлений, вопреки запрещению гражданских властей, а так же данной им подписки благочинному не совершать богослужений, не прекращал и продолжает служить литургии по разным, частным домам, что, называется, подпольно, как то было в Николин день 19/XII, 21/XII, 28/XII – воскресенья, что подтверждается людьми, которые посещают и посещали указанные богослужения. Богослужения производятся: у монашек, по ул. Верхняя гражданки Калайда А., ул. Нижняя и другие. Подтверждают эти собрания: гр. Панченко И.Г., проживающий: Михайловка, ул. Верхняя угол Садовой и Степной; Гулевская, прож. Михайловка, ул. Верхняя дом В доме, предназначенном для совершения служб, Севастьян Фомин из-за болезни не служит, а делает все это секретно. Но Советское око и сам Севастьян не обманет Считающие себя за христиан община, у двадцати, с возглавляющим ее иеромонахом Севастьяном Фоминым, мало того, что не подчинились распоряжению архиепископа Николая, о сдаче мне церковных дел, пошли дальше, составили на меня пасквильно порочащий материал и послали таковой архиепископу в Алма-Ата. Между прочим, я лично, в Михайловку не просился, а просил вообще предоставить мне какой-либо приход свободный, так что идти на занятый приход в Михайловке у меня ни какого желания не было. Такова была воля архиепископа. Но окружающие Севастьяна Фомина арсенал монашек, верховодя в основном всею церковною жизнью в Михайловке, цепляясь и создавая свое благополучие материальное, проявляют собой ядро не подчиняющихся ни церковной, ни гражданским властям, на что и прошу Вас тов. Ткаченко обратить соответствующее внимание.

http://pravoslavie.ru/2275.html

Второму от Фомина досталось за его переход в «единоверчество». Кстати, не считаю правильным скрывать, что и сам я, под силой неопровержимых исторических фактов с относительно недавних пор также стал приверженцем, так называемого единоверчества, ибо Древлеправославная Русская Церковь, так или иначе, была оболгана, либо подвергнута забвению и пренебрежению некоторыми нашими священоначальниками и монархами в силу их неосведомлённости и заблуждений. Одной из причин сочувствия многих «старообрядцев» (как стало принято называть без разбора всех, кто в XVII в. не взял сторону царя Алексея и патриарха Никона) разным революционерам (и, в т.ч. «большевикам») и стали как раз давнишние обиды за их гонения со стороны царской власти, причём за гонения исключительно за веру! Скрываемые, начиная с Синодального периода до наших дней истинные причины и обстоятельства Церковного Раскола середины XVII века, путём искажения, а большей частью посредством замалчивания их, В.И. Карпец глубоко знал и понимал, чего, похоже, не знает и не понимает С.В. Фомин. Я полагаю излишним воспроизводить здесь фрагменты ссылок, цитат, все доводы и выводы на этот счёт С.В. Фомина. Вместе с тем, не призывая никого принимать на веру мои настоящие умозаключения, напоминаю о возможности самим прочесть вышеназванную статью, а ещё лучше прочитать и перечитать труды самого Льва Александровича, а также Владимира Игоревича. Злорадство С.В. Фомина по поводу того, что ученики школы им. Горького дали Л.А. Тихомирову прозвище «Карл Маркс», на мой взгляд, свидетельствует лишь о том, что С.В. Фомин, пусть и невольно, встал на уровень этих учеников-недоумков. Ещё и ещё раз не лишним будет напоминание о том, что подлинным источником права, как и источником Богоугодной власти, является Закон Божий, что также очевидно явствует из Священного Писания и народ (в особенности русский, но не только он), не мудрствуя лукаво, действительно интуитивно в разной степени ощущал и принимал эту истину. Уверен в том, что Л.А. Тихомиров, А.С.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/23/o_...

Неделя Антипасхи (Фомина) Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы за­меной (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В Уставе Неделя Антипасхи именуется также Новой, так как в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, то есть воспоминается явление Христа апостолам и женам-мироносицам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья. Наименование «Фомина воскресенья» Новой Неделей указывает и на необходимость нашего собственного внутреннего, духовного обновления. В тропаре праздника явившийся Фоме Воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый» («дух правый теми» – то есть апостолами – «обновляя нам»). Крест Христов завершился преславным Воскресением Господа, «отгнавшим мрачную зиму нашего греха», соделавшим нас «новою тварью». Наступила весна обновления душ наших. Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу и с укрепленной верой искренно, радостно воскликнуть вместе с Фомой: «Господь мой и Бог мой». С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также соверша­ется Таинство Брака (Там же, с.288–291). Радоница Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «Радоница»). В Трио­ди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения и после Литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрене, по 6-й песни канона и малой ектении, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а после утрени совершается заупокойная лития. По окончании Литургии бывает великая панихида.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В то время я жил под фамилией Кислов. В то время я жил под фамилией Кислов. Ныне г. Тырговиште в центре Румынии. Ныне г. Тырговиште в центре Румынии. Фомина неделя — вторая неделя после Пасхи. Фомина неделя — вторая неделя после Пасхи. Ныне г. Сучава на северо-востоке Румынии, древняя столица Молдовы. Ныне г. Сучава на северо-востоке Румынии, древняя столица Молдовы. Имеется в виду г. Бреслав Ковенской губернии. Имеется в виду г. Бреслав Ковенской губернии. Современное название горы — Бештау. Современное название горы — Бештау. Чихирь, красный и белый, обыкновенный, я покупал по 1 руб. 60 к. асс. за ведро, а водку по 5 руб. Чихирь старый, например, десятилетний, был несравненно дороже. Чихирь, красный и белый, обыкновенный, я покупал по 1 руб. 60 к. асс. за ведро, а водку по 5 руб. Чихирь старый, например, десятилетний, был несравненно дороже. Это — жаренная на вертеле баранина; «шашлык из тюрятины» — значит: из мяса дикого горского барана. Это — жаренная на вертеле баранина; «шашлык из тюрятины» — значит: из мяса дикого горского барана. Радзивилов — местечко в Волынской губернии на австрийской границе. Радзивилов — местечко в Волынской губернии на австрийской границе. Фактор — комиссионер, исполнитель частных поручений, посредник. Фактор — комиссионер, исполнитель частных поручений, посредник. Почаевская чудотворная икона Богородицы находилась в Почаевской Успений лавре, в восьми верстах от австрийской границы. Почаевский монастырь, первоначально находившийся в составе униатской церкви, был в 1831 г. передан Русской православной церкви. Почаевская чудотворная икона Богородицы находилась в Почаевской Успений лавре, в восьми верстах от австрийской границы. Почаевский монастырь, первоначально находившийся в составе униатской церкви, был в 1831 г. передан Русской православной церкви. Имеется в виду станица Екатериноградская (ныне на территории Кабардино- Балкарии). Имеется в виду станица Екатериноградская (ныне на территории Кабардино- Балкарии). Розен Георгий Владимирович (1781–1841), барон — генерал-адъютант 1831 г. главноуправляющий гражданской частью на Кавказе; снаряжал экспедиции против немирных горцев.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Для той же цели, чтобы привет пасхальный проник во все углы наших пещерных переходов – в неделю Антипасхи – Фомино воскресенье идет все-петроградский крестный ход из всех церквей в Лавру, а оттуда к Исаакиевскому и Казанскому соборам. Пусть мощное – «Христос Воскрес!» – потрясет весь град! Да совершится и с нашими братьями в неделю Фомина уверенья и их уверение в той истине, что спасение родины только в вере православной. И да сорвется с их уст радостное исповедание Фомы: «Господь мой и Бог мой!»/.../ Сольемся все в одну семью братскую, христианскую. Простим друг другу «вся воскресением», обнимем друг друга и снова радостно воскликнем: «Христос Воскрес!» И только у Христа воскресшего, и только в вере Христовой будем искать воскресение и всего народа нашего для жизни братской, любовной и мирной...» Крестные ходы Фомина воскресенья начали расходиться по своим храмам от Исаакиевского собора лишь в пятом часу вечера. В тот же вечер митрополит Вениамин отбыл в Москву. Его сопровождали настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и член приходского совета Н.К. Либин. Петроградская депутация направлялась в столицу, чтобы доставить оттуда частицу мощей священномученика Патриарха Ермогена. Эта святыня предназначалась для придельного храма в честь страдальца за землю Русскую, который решено было соорудить в подвальном помещении собора. Кроме того, митрополит намеревался согласовать с Первосвятителем сроки и программу патриаршего визита в град Святого Петра. Свое благословение на устройство в Казанском соборе пещерного храма преподали и митрополит Вениамин, и Патриарх Тихон. Ермогеновский храм задумывался как памятник двум историческим событиям конца 1917 года: восстановлению Патриаршества на Руси и чудесному избавлению митрополита Вениамина в Чудовом монастыре «от смертельной опасности, угрожавшей ему в кошмарные московские дни». Новому приделу собора предстояло свидетельствовать о том, что «трудами пастырства до крови мученичества совершается спасение нашей родины» 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший обратился и к международным политическим лидерам, к религиозным лидерам с просьбой отозваться на эту ситуацию. К сожалению, почти не было никаких ответов — были лишь ответы Предстоятелей Православных Поместных Церквей, была реакция со стороны ООН. Там прямо не говорилось, что она связана с письмом Патриарха, но она была после его письма. Точно так же, как и Римский Папа отреагировал после того, как он получил призыв Патриарха вмешаться. Ну, и наше «Министерство иностранных дел» — Отдел внешних церковных связей, и председатель этого отдела митрополит Волоколамский Антоний многократно выступал. В том числе и в Совете Безопасности ООН. Но это выступление, к сожалению, не получило диалогового развития. Вместо того, чтобы поговорить по сути, задать вопросы владыке Антонию, мы услышали подготовленные заранее выступления некоторых представителей этого органа Организации Объединенных Наций, и никакого воздействия на украинскую власть. — Горячие головы требуют от тех, кто сейчас находится в лавре, стать мучениками, закрыть двери и погибнуть за веру. — Моральное право говорить о таких вещах имеет только тот, кто сам либо находится в такой же ситуации, либо был готов совершить такой подвиг. Очень странно, находясь в тепле и запивая круассан кофе, писать яростные посты в Telegram-kahaлax. Хотя мы знаем, что есть люди, которые пишут в Telegram-kahaлax, но готовые на многое: Святейший Патриарх выразил соболезнование в связи с гибелью Максима Фомина, известного как Владлен Татарский. Вот такие люди имеют моральное право на высказывания, даже если кто-то не согласен с жесткостью таких заявлений. ГОРЯЧАЯ ТЕМА — Вы были знакомы с Владленом? — Нет, я лично с ним не общался никогда, но у нас очень много общих друзей. В том числе и наш епископ Савва, с которым Максим общался и у которого он причащался в храме буквально несколько дней назад. — Смерть Максима Фомина уже называют мученической. — Я не хотел бы произносить формальных фраз… Я могу лишь еще раз вспомнить или напомнить о тех словах, которые обратил к нам Святейший Патриарх в связи с гибелью и с тем, что произошло в Петербурге. Что Церковь всегда, когда уходят люди, которые пытались жить как христиане, молится об упокоении душ их и о том, чтобы Господь простил этим людям ушедшим все прегрешения вольные или невольные.

http://sinfo-mp.ru/ot-besov-zelenskogo-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010