Систематизированные сведения по местонахождению святынь Русской Православной Церкви можно найти в энциклопедическом по охвату информации Указателе местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью Для человека, не утратившего ощущение родной почвы, не безразлично знание о своих ближайших соотечественниках – земляках, воплотивших высочайшие положительные идеалы верности и любви, патриотизма, особенно в современную эпоху катастрофического дефицита этих идеалов. Поэтому любые усилия, направленные на достижение этих идеалов могут иметь первостепенное значение в духовно-патриотическом и культурном воспитании населения и, особенно, молодежи, актуальность которого в настоящее время как никогда велика. Тема Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви объективно актуальна не только для сферы внутреннего туризма в России, но и для внутреннего туризма целого ряда независимых государств, ранее входивших в состав СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония), а также для Израиля. Целый ряд Новомучеников и Исповедников включен в Соборы Белорусских и Эстонских святых, в состав Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Святые мощи священномученика Владимира (Богоявленского) находятся в Киеве на Украине; мощи священномученика Владимира Цедринского находятся в Талдыкоргане, священноисповедника Николая (Могилевского), преподобномучеников Феогноста (Пивоварова) и Серафима (Богословского) находятся в Алма-Ате, преподобноисповедника Севастиана (Фомина) в Караганде, а могила преподобноисповедника Ираклия (Мотяха) в поселке Сазоновка в Казахстане; мощи священномученика Иоанна (Поммера) находятся в Риге в Латвии; мощи священномученика Платона (Кульбуша) находятся в Таллине, священномученика Сергия Флоринского – в Раквере, а священномучеников Николая Бежаницкого и Михаила Блейве – в Тарту в Эстонии. Наконец, святые мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и её келейницы инокини Варвары (Яковлевой) покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины на Святой Земле в Иерусалиме.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Часть собранного им богатейшего агиографического наследия удалось с помощью немецких родственников жены вывезти в дипломатической вализе и, таким образом, сохранилась. Во многих рукописных копиях разошлось адресованное «другу» письмо Нилуса (1928), в котором он резко осудил «Декларацию 1927 года» митрополита Сергия (Страгородского) и попытки сближения определенной части духовенства с безбожной властью. Нилус скончался от разрыва сердца в канун празднования памяти преподобного Серафима, в доме приютившей его семьи священника Василия Арсеньевича Смирнова. Предчувствие разрушения Самодержавной России и последующей кончины мира — общий фон большинства произведений Нилуса. В центре повествования — любовно выписанные им образы праведников Святой Руси из числа «не подклонивших выи Ваалу». В художественных обработках иноческих автобиографий Нилус органично использует просторечие рассказчика, раскрывает его психологический тип, сохраняя при этом благоговейную дистанцию. Роман Багдасаров, при участии Александра Стрижева и Сергея Фомина. Справка предназначалась для очередного тома литературной энциклопедии «Русские писатели: 1800–1917», но из-за интриг русофобов и рептильности рецензентов была снята с публикации. Ненавистников России не устраивал даже отстраненный и формальный тон изложения биографии писателя, а главное, их не устраивало утверждение С. А. Нилуса в составе подведомственного издания. Елена Юрьевна Концевич. Сергей Александрович Нилус. Краткое жизнеописание I. До поселения в Оптиной пустыне. 1862–1907 Сергей Александрович Нилус родился 25-го августа 1862-го года в Москве на Патриарших прудах. Происходил он из среды крупных землевладельцев. Семья его, как и вся среда, была охвачена духом того времени, то есть материализмом и крайним либерализмом. Всё церковное презиралось. В таком направлении велось воспитание отрока Сергея. Однако в детском возрасте мальчик не мог жить холодным рассудком. Бог дал ему сердце пламенное и горячее, и всю любовь сердца своего он разделил между старушкой няней, жившей круглый год в их имении, и самим родовым гнездом, называвшимся Золоторёво.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Утром на преподобного Сергия было пасмурно, моросил дождь. А когда начался молебен, дождь как из ведра полил. Мы все обрадовались: «Теперь не поедем, отдохнем». После молебна пошли к матушке с надеждой, что теперь она нас не благословит на поездку. Но только открыли дверь, она сразу: «Ну как, поедете?» Мы замялись, переглянулись и произнесли: «Как благословите». – «Сейчас же, не медля ни минуты, отправляйтесь. С Богом!» Нехотя мы собрались и отправились. Только сначала зашли благословиться на могилу батюшки Севастиана. Приехав в Долинку, мы пошли к месту назначения, в отделение, где Батюшка был в последние годы заключения. Долго шли до леса, потом лесом, а дождь все идет и идет. Мы шли и любовались красотой природы, рассматривали, как искусно и ровно насажены аллеи деревьев, которые сажали заключенные и в их числе наш Батюшка. Потом сели под дерево, аппетитно поели, отдохнули и пошли дальше. Мы забыли про дождь, который шел, не переставая. Чувствовали себя превосходно, на душе разлилась теплота и радость. Мы шли и вспоминали про Батюшку. Под ногами лужи, грязь, а идти было легко, даже казалось, не шли, а летели. К пяти часам вечера пришли в отделение, где был Батюшка. Дождь сразу перестал, выглянуло солнце, и это место, в окружении насаженного заключенными леса, выглядело замечательно. А когда пошли назад, снова полил дождь. А мы, весь день проведя под дождем, были совершенно сухие. Мы были очень довольны, радостны, на душе легко, головы свежие. Поздно вечером приехали домой, рассказали матушке, а она говорит: «Сам Батюшка с вами ходил и укрывал вас от дождя». Мы все очень благодарили матушку за такой отдых. Однажды летом сестры, которые жили с Батюшкой на Нижней улице, собрались идти в поле копать картошку. Мать Анастасия тоже попросилась с ними. Она берет большой мешок и кладет в него галоши, платки, кофты, чулки и прочее. Напихала полный мешок. Сестры смеются: «Что это Вы делаете, матушка? Тяжело будет мешок нести». – «Донесу, пошли!» Пришли в поле, стали работать. Вдруг нашла туча, подул ветер, хлынул дождь, и сразу похолодало. А матушка стала нас одевать и укрывать кого чем, весь мешок раздала. Все мы благодарили ее. Таисия Григорьевна Фомина

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Фомина Неделя. В храме сегодня было, как никогда, много детей, лет от четырех до шести, и все, как на подбор, хорошенькие, глаз не отвести. Только что болтавшие, бегавшие вдоль солеи и валявшиеся на ее ступеньках, — тотчас же, как вынесли Чашу, они прекратили свою «святую возню» (отец А. Шмеман) и, чинно скрестив на груди руки, выстроились один за другим в затылочек и так же чинно подходили к настоятелю. Сами, без водительства и указки родителей, мудро наблюдавших за ними откуда-то издали. Игумения Арсения : «Ничего не может быть полезнее для человека, как узнать свою меру, где он находится. Тогда он безошибочно отнесется ко всему и будет на неложном пути. Вот для этого-то неоцененно дорого иметь руководителя, он укажет неложно состояние и меру руководимого. Помню, как я стала жить с матушкой, часто слушая ее наставления о пути спасения, и, как будто созерцая этот путь от начала и до конца, я часто спрашивала у матушки: “где я?”, и матушка всегда отвечала, что меня нет нигде, потому что во мне еще нет ничего, что служит залогом спасения, нет даже живого сознания погибели, которое заставляет искать истинного спасения. Признаюсь, я не вполне понимала тогда матушкины слова, хоть и верила им и скорбела за свое состояние, но потом живо почувствовала их истину, и теперь они служат для меня, как и все матушкины слова, основанием самоиспытания». Вот и меня тоже наверняка нет — пока?.. — нигде… Я — трость, ветром колеблемая. Трость, которой можно написать на песке (именно так) что угодно: утром — одно, вечером — другое. «С чего начинается старость? Сначала человек теряет интерес к работе. Потом — к друзьям. Потом — к близким. И целиком сосредоточивается на себе». Так говорила когда-то моя случайная попутчица своей подруге в купе поезда «Ленинград – Москва». Молча слушая эти слова, я готова была согласиться с их печальной мудростью, хотя в то время для меня не наступил еще даже первый из обозначенных ею этапов старения. И вот, двадцать с лишним лет спустя, мне дарят «Дневник духовный» прот. Сергия Булгакова, и, наугад раскрыв книгу, я читаю:

http://azbyka.ru/parkhomenko/privetstvov...

Церкви предлагается место где-то рядом с государственным гербом и флагом. Место то ли ритуального, то ли идеологического ведомства. Но тот, кто уже открыл для себя Евангелие, все-таки ждет от Церкви другого — реального участия в обновлении человеческой жизни, когда наше исповедание будет выражаться не только в словах, но в каждом нашем шаге и каждом нашем деле. Примечания редакции (1) Согласно критическим изданиям Нового Завета, слово " явно " в 6–й главе Евангелия от Матфея является позднейшей вставкой, которая датируется V веком. (2) Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Paris: YMCA-PRESS, 1989. (3) Монахиня Мария (Скобцова Елизавета Юрьевна), 1891–1945. (4) Проблема алкоголизма в России и борьбы с этим социальным злом обсуждается и на страницах Журнала Московской Патриархии — официального органа РПЦ. В материале, подготовленном Е. Житиневой, бывший психиатр и врач–нарколог, а ныне священник Алексий Бабурин рассказывает о масштабах этой трагедии, захватившей даже духовенство. Став священником, О. Алексий не оставляет и своей профессиональной врачебной практики. После стажировки в Италии, где он прошел курс подготовки по программам помощи алкоголикам и наркоманам, он принимает участие в разработке и адаптации современных зарубежных методик, " приведения их в соответствие с русской культурой и Православием " . Священник Алексий Бабурин и его сотрудники работают под непосредственным руководством архиепископа Солнечногорского Сергия (фомина), управляющего делами Московского Патриархата, и. о. председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, и сотрудничают с итальянским центром помощи алкоголикам. Связь эта возникла благодаря инициативе известного католического священника дона Сильвио Франка, известного своей расположенностью к православию и России. Он выступает как меценат антиалкогольной программы, являющейся на сегодня самой современной — она признана Всемирной организацией здравоохранения. Отец Алексий считает, что деятельность всевозможных групп по поддержке людей, решивших порвать с алкогольной зависимостью, крайне необходима, они должны стать подспорьем в антиалкогольной работе священника. Говоря о том, что делается в этом плане в России, он сказал следующее: " … существуют и сообщества анонимных алкоголиков, и группы, где используется метод Шичко, вполне приемлемый с православной точки зрения, и Лига трезвости; существует общество " Оптималист " , которое пытается как-то занять алкоголиков, организовать их досуг. Наш метод тоже находит применение — сейчас образовалось уже девять клубов, хотя это, конечно, ничтожно мало. Мы провели два семинара с помощью итальянских коллег (профессора Ренцо Де Стефани и его сотрудников), так называемые " курсы руководителей семейных клубов трезвости " , подготовлено более ста человек добровольцев. Но пока еще мало кто откликнулся на наш призыв открыть при том или ином приходе подобные группы " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В сент. 1989 г. в Воронеже состоялось 2-е обретение мощей свт. Митрофана, в авг. 1991 г. в Задонске (Липецкая обл.) - 2-е обретение мощей свт. Тихона Задонского. По благословению Патриарха Алексия II были определены дни памяти 2-го обретения мощей святителей Митрофана (4 сент.) и Тихона (13 авг.). В 2002 г. Указом Патриарха Алексия было установлено празднование Собора Воронежских и Липецких святых (4 сент.), в к-рый были включены имена 20 новомучеников, канонизированных в 2000-2002 гг. по материалам, подготовленным епархиальной комиссией по канонизации, имена 7 Воронежских архипастырей и 23 святых - уроженцев воронежской и липецкой земель. В 2003 г. в лике местночтимых святых был прославлен Воронежский архиеп. Антоний (Смирницкий). В мае 2003 г., при проведении в Воронеже Дней славянской письменности и культуры были освящены престолы в 7 храмах, закладные камни в основания 3 храмов, открыты памятник свт. Митрофану и 4 поклонных креста при въездах в Воронеж. В нояб.- дек. 2003 г. в епархии прошли торжества по случаю 300-летия преставления свт. Митрофана; с авг. по дек. мощи святителя с крестным ходом побывали в храмах и мон-рях всех благочиний епархии. В 2003 г. в епархию были также доставлены частицы мощей прп. Серафима Саровского. В янв. следующего года в В. е. привезены из Италии частицы мощей 12 апостолов, пронесенные крестным ходом по всем приходам. Богоявленская церковь в с. Терновом. 1769 г. Фотография. 2004 г. Богоявленская церковь в с. Терновом. 1769 г. Фотография. 2004 г. В нояб. 1998 г. состоялся первый в истории В. е. визит Предстоятеля РПЦ Святейшего Патриарха Алексия II. Патриарх Алексий освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о 3 разрушенных в XX в. соборах Воронежа - Благовещенского в Митрофановом мон-ре, Троице-Смоленского и Князь-Владимирского), посетил Акатов жен. мон-рь, Воронежскую ДС, задонские мон-ри, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа. В сент. 2003 г. по инициативе митр. Сергия (Фомина) и главы Администрации Воронежской обл. В. Г. Кулакова образован Фонд свт. Митрофана Воронежского для поддержки образования, реализации социальных программ, а также для завершения строительства Благовещенского собора.

http://pravenc.ru/text/155254.html

vk fb tw ok @ g+ lj Марковская (Капустино). Часовня Успения Пресвятой Богородицы, XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Марковская (Капустино). Часовня Успения Пресвятой Богородицы, XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Марковская (Капустино). Часовня Успения Пресвятой Богородицы, XIX в. Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. Адрес: Вологодская область, Верховажский район, д. Матвеевская (Фомина Гора) Верховского сельского поселения Сроки проведения работ : 09 – 14 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. Мондино. Храм Живоначальной Троицы, 1888 г. Адрес: Архангельская область, Онежский район, д. Мондино. Выполненные работы : vk fb tw ok @ g+ lj Мондино. Храм Живоначальной Троицы, 1888 г. vk fb tw ok @ g+ lj Мондино. Храм Живоначальной Троицы, 1888 г. Окуловская. Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. Адрес: Архангельская область, Верхнетоемский район, Выйское МО, д. Окуловская. Сроки проведения работ: 21 – 26 августа 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. Павловский Бор. Часовня Митрополита Московского Филиппа, 2-я пол. XIX в. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, д. Павловский Бор. Сроки проведения работ: 2 – 7 июля 2012 года. В работах принимала участие экспедиция Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/62155.html

Мария Фомина: У населения, перекормленного поп-культурой, возникает рвотный рефлекс Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Мария Фомина: У населения, перекормленного поп-культурой, возникает рвотный рефлекс Искусствовед объяснила, почему большинство петербуржцев выступают против концерта каббалистки " Мадонны " на Дворцовой площади Мария Фомина   Концерт Мадонны в Москве   09.07.2009 413 Время на чтение 4 минуты " Сам по себе такой результат телевизионного опроса свидетельствует о том, что нашим людям не нравится идея использования главной площади города для проведения грандиозных поп-концертов. Возможно, кто-то из проголосовавших прислушался к мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который считает, что гигантские децибелы таких концертов опасны для сохранности коллекции одного из самых крупных и знаменитых музеев мира. Для других телезрителей, принявших участие в опросе, возможно, неприемлемо само сочетание эпатажной поп-дивы и исторического центра города. По крайней мере, у меня такое сочетание вызывает эстетическое отторжение " , - заявила в интервью " Русской линии " член Собора православной интеллигенции, член Союза художников кандидат искусствоведения Мария Фомина , комментируя итоги телеголосования в передаче " Мост Свободы " телеканала " СТО " относительно возможности аренды Дворцовой площади. 8 июля в передачи " Мост Свободы " телеканала " СТО " прошло обсуждение ситуации, сложившейся вокруг концерта певицы-кощунницы " Мадонны " , которая собирается выступить 2 августа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга . " Ох...енно! Это Мадонна! Я надеюсь увидеть вас 2 августа на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Не пропустите! " , - восклицает певица " Мадонна " в рекламном ролике своего грядущего концерта в Санкт-Петербурге. Подобное приветствие, содержащее нецензурные выражение, вызвало возмущение у депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга , которые на своем последнем заседании 3 июля приняли запрос губернатору города Валентине Матвиенко с предложением подать иск в суд на " Мадонну " за то, что она в своем приветствии к петербуржцам использовала нецензурные выражения.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/09/ma...

570 Ввиду того, что до Пятидесятницы «Царю Небесный» употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы пред началом Литургии на Светлой седмице священнику рекомендуется читать трижды тропарь «Христос Воскресе», а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши». От Вознесения до Пятидесятницы — «Царю Небесный» обычно опускают и начинают сразу со «Святый Боже». 571 О порядке и распределении чтений Евангелия на разных языках — см. подробные указания у Н. Розанова и в Богослужебных указаниях на 1950 г. 572 О значении артоса см. в «Молитве на благословение артоса во святую неделю Пасхи». Служебник. М., 2001. С. 316. 573 По Уставу в Пасхальную седмицу не служатся седмичные службы, посвященные святым и священным воспоминаниям в каждый день седмицы, и священнику и диакону, готовящимся к служению Литургии на Пасхальной седмице нет оснований читать обычные каноны бесплотным Силам, Иоанну Предтече и др., назначаемые Церковным Уставом вычитывать соответственно дню. Обычно в Пасхальную седмицу с вечера священник и диакон вычитывают пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Святому Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв) или же вечерние молитвы. А утром — пасхальный 1-й час или утренние молитвы и молитвы ко причащению. 574 Чин раздробления артоса указан в «Дополнительном Требнике» и в «Требнике в 2 частях», (Ч. 1). См. также «Протоиерей С. В. Булгаков» . Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913. 575 Неделя Фомина, утреня, канон, п. 3, 1. 576 Неделя Фомина, утреня, канон, п. 1, 1. 577 Неделя Фомина, утреня, канон, п. 1, 2. 578 Неделя Фомина, утреня, эксапостиларий. 579 Неделя Фомина, вечерня, 1 -я стихира на литии. 580 См. в Уставах Н. Розанова и прот. К. Никольского. 581 Подробнее о соединении Цветной Триоди с Минеей на седмичных днях от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, пении тропарей и пр. — см. «Богослужебные указания» на 1950 г. и 1951 г. Ч. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Но как обновление явления воскресения Христова было особенно ради Фомы, который при сем явлении осязал и раны Воскресшего, то осьмый день по Пасхе называется неделею Фоминою или по просторечию – Фоминым воскресением. Непосредственно же следуя за неделею Пасхи, неделя Фомина или новая издревле составляет заключение светлого торжества 535 особенно для новокрещенных. Проводя торжество Пасхи, по духу заповедей Апостольских 536 , и по 66 правилу Вселенского Собора, во псалмех и пениих и песнех духовных, Православная Церковь постановила оканчивать это торжество в Фомину неделю. Почему неделя Фомина называется осьмым днем Пасхи. Олагшенные, приняв древле в навечерие Пасхи таинства св. Крещения и Миропомазания, облекались в белые одежды – знамения чистоты и невинности, и носили их, по уставу, в продолжение седми дней Пасхи. В неделю Фомину, как в последний день установленного празднования по принятии Крещения, новопосвященные или новокрещенные омывали на теле своем священное миро и торжественно слагали с себя во храме белые одежды, в которые они облекались по св. купели. Отчего неделя Фомина называется также и воскресением в Белых 537 . Блаженный Августин в 86 беседе (de diversis) говорит в неделю Фомину: «сегодняшним празднеством оканчивается пасхальное торжество. Сегодня одежда новопросвещенных переменяется, впрочем так, что белизна, которая отлагалась с одеждою, всегда сохранялась в душе». Начало празднования недели Антипасхи относится к первым временам христианства, как видно из постановлений Апостольских, писания св. Григория Богослова , бл. Августина и из правил соборных. Богослужение ее Хотя неделя Фомина есть неделя обновления празднования воскресения Христова, но в Уставе сказано: «в сей святой второй недели Антипасхи не поется воскресная, но вся праздника». Непоются, наприм., на вечерне после входа, известные стихиры Пасхи (с припевами: да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и проч.), – как поются оне в следующие недели до Вознесения; на утрени не поется канон Пасхи, который повторяется в недели следующие. Не поются конечно для того, чтобы сделать виднее, поставить ближе пред очи верующих предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходное свидетельство того же воскресения, которое торжествовали мы в продолжение всей пасхальной седмицы. Событие, ныне воспоминаемое, совершилось уже по прошествии пасхальной седмицы; почему надлежало посвятить ему особенные песни, как весьма важному и спасительному для всех и отложить на время песни Пасхи, коими прославляются большею частью события первого для воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010