692 Обретение мощей первомученика Стефана совершилось в Палестине в 415 году, и они были перенесены в Иерусалим, а около 428 г. его десная рука или более полные мощи перенесены в Константинополь. Ныне наиболее значительные части его мощей находятся в Венеции и Риме. См. у Сергия архиеп. Месяцеслов. Заметки под 2 авг. Чет. Мин. 2 авг. 693 Случаи нетления тех людей не святых, действительно, есть. В склепе собора в Ревеле хранится нетленным тело герцога де-Кроа – протестанта, современника Петра В., подозреваемого в измене России. В Прибалтийском крае, в склепах немецких баронов, будто бы есть и другие примеры долгого сохранения тел умерших (и самой одежды) от тления. В Палермо и Сен-Готарде, в сухих и прохладных склепах сохранилось много тел, превратившихся в засохшие мумии, вследствие сухости воздуха и отсутствия влаги в почве склепов. Уверяют, что у буддийских дервишей имеются сохранившиеся в целости тела. В тундрах Сибири и в глубоких торфяных болотах Ирландии находили сравнительно сохранившиеся трупы людей и животных. На берегах р. Лены найдены были два трупа мамонта (один в 1806 г., другой – в 1900 г.), – допотопного гиганта, сохранившиеся вследствие холода на столько, что мясо их могли есть звери. 694 О нем см. прот. Фомина П. Святитель Иоасаф Горленко, еп. белгородский и обоянский, в ж. Вера и Раз. 1898 г. XX кн. и след. 695 Что нетление мощей без чудотворений не признавалось и не признается за доказательство святости усопших, проф. Голубинский (в «Истор. канонизации» и пр. стр. 301) указывает еще на следующие два примера. В 1479 году обретено было нетленным тело митрополита Филиппа 1-го (святитель Филипп, обличитель Грозного, именуется скончавшегося 6 лет и 5 месяцев тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребено, очевидно, как полагает проф. Голубинский, в ожидании, не последует ли от него чудес, но чудотворений не последовало, и оно, по прошествии 12 дней, предано было погребению. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне местечках в Полтавской губ.), при рытии могил для покойников, найдены были два не сгнивших женских тела, которые стояли в церквах одно лет с десять, другое с пятнадцать. Киевский митрополит Варлаам Ванатович, в донесении Святейшему Синоду от 23 ноября 1724 года, писал, что оба тела он сам видел, но «понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось, то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопал честно, с обычною литиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

98 Арсения (Добронравова Анна Гавриловна; 1879–1939), преподобномученица. В Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре приняла монашеский постриг. С 1915 г. игумения. В 1929 г. монастырь закрыли. В апреле 1932 г. игумения Арсения была арестована, сослана в Казахстан. В 1935 г. приехала во Владимир. В 1938 г. вновь арестована. В тюрьме тяжело заболела и сконча­лась 23 января 1939 г. в больнице ивановской тюрьмы. Причислена к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. 101 Имеется в виду Ольга Александровна Остолопова (1870–1970) – духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . В 1929 г. была арестована вместе с о. Сергием Мечёвым. По приговору лишена была права проживания в крупных городах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Поселилась в г. Владимире. В последние годы жизни была духовно близка с епископом Афанасием (Сахаровым) , помогала ему в переписке его рукописей. 102 Имеется в виду монахиня Рафаила (Фомина Анастасия Михайловна; 1883–?). Была келейни­цей монахини Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря Анатолии (Зои Викторовны Ива­новой-Якубович). После закрытия монастыря проживала вместе с монахиней Анатолией. Во время проживания в Ковровском р-не Владимирской обл. входила в общину Саровского старца иеромонаха Исаакия (Новикова), затем иеромонаха Серафима (Якубовича). В 1933 г. Арестована вместе с Н. Бединой и монахиней Анатолией. Сослана на 2 года в Казахстан. По возвращении с 1935 г. жила с монахиней Анатолией в Муроме. 107 «Тебе Бога хвалим» (Те Deum laudamus), древний церковный гимн, авторство которого припи­сывается св. Амвросию Медиоланскому . На текст писали хоровые произведения многие крупные композиторы. У Д. С. Бортнянского имеется 14 сочинений на этот текст в жанре духовного кон­церта. Самым известным является 1. 110 Рождественский Павел Евграфович (1867–1957), священник. Служил во Владимире. В 1923 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки. 113 Мирское имя монахини Маргариты Александра. Именины ее (по мирскому имени) и Алексан­дры Бобковой в день св. царицы Александры, 6 мая (н. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

9-го апреля прибыла она в пещеры и тотчас же почувствовала себя весьма дурно; когда же, во время служения молебна, дали ей выпить масла из лампады и освященной воды, она так сильно стала биться и кричать, что навела страх на присутствовавших во храме богомольцев. В продолжении четырех дней после того приводили ее в церковь , и каждый день давали ей принимать масла из лампады, а 14-го числа ее причастили Св. Таин. Этим днем кончились ее страдания, и она, получив исцеление, отправилась домой. Свидетелями исцеления были: Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, деревни Сатыгиной, крестьянин Сергей Тарасов, Владимирской губернии, Покровского уезда, села Филиппова, крестьянин Андрей Павлов и Московская мещанка Ирина Андреева Соколова. Тульской губернии, города Ефремова, купеческая жена Матрена Васильева Плотникова, от роду 45-ти лет, страдала болезнью рака на языке в течение полутора года: после многих неудачных опытов лечения у разных врачей, она поступила в одну из Московских больниц. Здесь, после совещания, врачи решили сделать больной операцию, от которой она должна была лишиться языка. На эту операцию она не согласилась, оставила больницу и отправилась в Лавру Преподобного Сергия, а помолившись здесь, пришла на другой день в пещерную церковь скита. Это было 15-го июля 1872 года. Здесь, во время молебствия, она усердно молила Богоматерь исцелить от страшного недуга, потом приняла масла из лампады от иконы и святой воды, и туг же почувствовала облегчение. Масла и святой воды она взяла с собою на родину и оттуда вскоре написала в Скит, что дома она продолжала мазать маслом язык, и по прошествии недели рана затянулась, язык совершенно зажил, и она чувствует себя совершенно здоровою. Больную видели во время молебствия и о ней дают свидетельство: Гефсиманского скита иеромонах Антонин, монахи: Феодосий и Алексий. В скиту хранится и удостоверительное письмо исцеленной. Цеховая Петербургского ремесленного цеха, вдова Татьяна Фомина Александрова имела у себя четырехлетнего сына, который больше двух лет страдал расслаблением в ногах и не мог ходить, несмотря на пособие врачей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Вещи выкупались по весу на драгоценный металл. Во время проведения этой меры в жизнь бывали в некоторых храмах столкновения с исполнителями декрета, проявляющими иногда резкость и неуважение к чувствам верующего человека. В храм Николы-Кленники комиссия по изъятию ценностей прибыла весной 1922 года, во второй половине дня. Дорого стоил этот день батюшке о. Алексею. Помимо личных переживаний он, знавший горячность о.Сергия, присутствовавшего вместе с ним в храме, все время старался успокоить его, уберечь от каких бы то ни было проявлений возмущения и резких слов, которые при сложившихся обстоятельствах могли только обострить и усложнить и без того трудный момент. Когда все было закончено и грузовая машина с заколоченными ящиками выехала со двора, Батюшка направился домой. Во дворе его ожидали несколько сестер и пошли проводить до квартиры. Измученный физически и нравственно, он едва шел, по-прежнему был ласков и даже как будто покоен, по-прежнему благословлял и подбадривал провожавших, как будто ничего не случилось. Жизнеописание... С.139. 273 Из архиереев, приходивших на исповедь к о. Алексию, можно назвать епископа Германа (Ряшенцева). См. прим. 280 Мч.Иоанн Воин – при Иулиане Отступнике был послан преследовать христиан, но, будучи сам христианином, чем мог, помогал им. Был ввергнут в темницу, по смерти императора получив свободу. Память 30 июля. В Москве существует храм Мч.Иоанна Воина на Большой Якиманке. 285 Татиана Васильевна Фомина (31.12.1900 – 7/20.7.1980) – дочь профессора-медика, депутата Верховного Совета. Училась в гимназии Е.В.Винклер, где учителем был о. Алексий Мечев (см. прим.). Тайно от родителей ходила на Маросейку. По благословению прп. Алексия Зосимовского поступила в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь (1922). В мантию с именем Магдалина ее постриг епископ Серафим (Звездинский , †1937) на ст.Пионерская в доме схиигумении Фамари (Марджановой). Дважды сидела в тюрьме. Своей пламенной молитвой привела к вере своих родных: мать и младшую сестру Людмилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Запись данной беседы мы встречаем в книге Сергея Фомина «Страж Дома Господня»: «Товарищ Карпов спросил патриарха Сергия о его мнении по этому вопросу, т. к. в своё время Сергий заявил тов. Карпову, что вопрос организации богословско-пастырских курсов в епархиях он оставляет до будущего года, с тем, чтобы в этом году получить какой-то опыт в Москве. Патриарх Сергий ответил тов. Карпову, что он оставляет ранее сделанное им заявление в отношении организации богословских курсов в епархиях вообще, что же касается курсов в г. Саратове, то он считал бы возможным поддержать ходатайство архиепископа Григория и, если Совет считает возможным, поднять этот вопрос перед правительством.» 300 . 10 мая Г.Г. Карпов направил соответствующий документ И.В. Сталину: «Саратовский и Сталинградский архиепископ Григорий (Чуков) обратился в совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР с ходатайством о разрешении открытия богословско-пастырских курсов в г. Саратове. Ходатайство поддержал патриарх Сергий. Необходимость организации богословских курсов мотивировалась недостатком служителей культа для обслуживания действующих в Саратовской и Сталинградской областях 15 церквей. Согласно представленному в Совет „Положению о курсах“, намечается преподавание следующих предметов: – Библейская история. – Объяснение избранных мест Священного Писания и Нового Завета. – Православный катехизис и православное веро- и нравоучение. – История христианской церкви. – Христианская апологетика. – Сектоведение и расколоведение. – Практическое руководство для пастырей церкви. – Литургика. – Церковное учительство. – Церковнославянский язык. – Церковное пение и регентоведение. – Конституция СССР. Срок обучения на курсах двухлетний. На курсы могут быть приняты лица Православного исповедания, не моложе 18 лет, имеющие среднее и неполное среднее образование. Курсы будут находиться в непосредственном ведении епархиального архиерея и содержаться на средства действующих церквей епархии. Заведующие курсами и преподаватели назначаются епархиальным архиереем из лиц с богословским образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заседание рабочей группы «Православное свидетельство и современность» проходило под председательством митр. Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) и архиеп. Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) . С докладами выступили митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) и архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн. Митр. Филарет рассказал о деятельности Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период. Комиссия рассмотрела вопросы, связанные с учением Православной Церкви о Евхаристии, начала исследование проблематики учения о первенстве во Вселенской Церкви. Существенным направлением деятельности комиссии являлось проведение богословских конференций и семинаров, а также конференций и встреч с представителями светской гуманитарной науки. Крупнейшими событиями стали Международные богословские конференции, проведённые в 2005 и 2007 гг. В заключение доклада митр. Филарет подчеркнул необходимость повышения уровня богословской культуры в Русской Церкви для развития православного свидетельства в современном обществе, в котором уровень образования, объём доступной информации и роль интеллекта постоянно растут. Рабочая группа одобрила деятельность Синодальной Богословской комиссии, выразив благодарность её председателю и членам. В ходе обмена мнениями архиереи призвали к более широкому распространению материалов комиссии и проводимых ею международных богословских конференций. Кроме того, члены рабочей группы высказали пожелание, чтобы на международные богословские конференции приглашались официальные представители Поместных Православных Церквей, что придаст конференциям значение межцерковных форумов. Председатель Синодальной Богословской комиссии также доложил о результатах осуществлённого комиссией богословско-канонического анализа «Открытого письма», «Обращений» и иных документов, подписанных еп. Чукотским Диомидом (Дзюбаном) и представителями духовенства Чукотской епархии. Члены рабочей группы подготовили по данному вопросу заключение, которое передали на рассмотрение А. С.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

Между тем еще в 1853 году, вслед за раскольниками Преображенского и некоторые раскольники Рогожского кладбища изъявляли желание принять единоверие и также обратить одну из часовень Рогожского кладбища в единоверческую церковь . Но тогда они ставили для сего между прочими такие условия, которых принять было нельзя. В 1854 году, когда дело о Никольской единоверческой на Преображенском кладбище церкви увенчалось желанным успехом. Рогожские раскольники, искавшие единоверия, возобновили свое прошение об обращении часовни в церковь , но теперь «уже без настояния на особенные исключительные правила». Главным двигателем этого дела был известный купец Владимир Андреевич Сапелкин, при сочувствии и содействия купцов М. Н. Кабанова. Д. П. Фомина и других. 17 сентября ими и другими предполагаемыми прихожанами будущей единоверческой Церкви подано было митрополиту Филарету о том прошение, согласно которому бывшая раскольническая часовня 23 сентября, подобно Преображенской Никольской, освящена в единоверческую церковь также во имя святителя Николая. Освящение на этот раз совершал (за невозможностью того, в виду близости праздника преподобного Сергия, для самого Филарета) опытный в священно-служении по древнему чину священник Московской Всесвятской единоверческой церкви Симеон Николаев Морозов, в сослужении с двумя единоверческими же иеромонахом и священником, при чем, узнав содержание выданной митрополитом Филаретом грамоты на обращение часовни в церковь, 1037 многие и другие раскольники, бывшие при священнодействии освящения, изъявили желание принять единоверие. Обо всем этом, равно как и об остальном, относившемся к тому же делу. Филарет донес Святейшему Синоду от 25 сентября 1854 года. Донесение это также было доложено Государю императору, и государь опять начертал на докладе: «Слава Богу, хорошее начало», о каковой резолюции Его Величества Святейший Синод известил Филарета, с присовокуплением и своей ему признательности и благодарности за его труды и распорядительность по означенному благому делу, а список с данной им по сему случаю грамоты разослал епархиальным преосвященным, для надлежащего сведения. 1038

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Самое замечательное из них было при царе Алексии. Инок Леонтий просил Бога послать ему страдание, чтобы тем заслужить венец. По окончании обычной молитвы его, входит в его келью старец с седою бородою и несколько сгорбленный, от которого изливался свет; он прикоснулся к устам дерзкого молитвенника, и Леонтий упал на пол без чувств. – Братия, узнав, что Леонтий лежит без чувств, и, признав его за угоревшего, отливали его водою; но он оставался в прежнем состоянии, так что готовили его к похоронам. Но мало-помалу больной стал показывать в себе жизнь и в первый день Пасхи опамятовался, но оставался без языка. В утрени Фомина воскресного дня подошёл к нему старец и, толкнув, сказал: «Встань, что сидишь?» Во время чтения второй кафизмы было то же самое, и в этот раз разрешился язык Леонтия. «Кто ты?» – спросил Леонтий явившегося. Старец говорил что-то в наставление Леонтию, но Леонтий в страхе не мог удержать в памяти слов его. После утрени из церкви прямо прибежал он к архимандриту Варлааму, в слезах восхищения упал к ногам его и сказал: «Благослови, отче!» Потом в присутствии брата рассказал он, как началась болезнь его и что с ним было. Это происходило в 1650 г., когда Варлаам первый из настоятелей обители произведён в архимандрита. Преподобный Савва раз спас жизнь самого царя Алексия. – На звериной охоте, до которой Алексей Михайлович был страстный охотник, на одинокого царя набежал огромный медведь; беззащитный царь счёл себя погибшим; но неожиданно явился старец и прогнал медведя. На вопрос царя: «Кто спас его?», старец отвечал: «Савва, инок Сторожевской обители». – В обители между живыми иноками, как узнал царь, не было тогда ни одного Саввы – и царь понял, что спас его преп. Савва. В 1652 г. (19 января), по желанию царя Алексия, последовало торжественное открытие мощей преподобного Саввы 47 . 28 Никон. л. 4. 235. Епифаний в житии пр. Сергия: «вручи игуменство от ученик своих Савве именем, мужу зело добродетельну». Маркелл: «прииде на речку зовомую Дубенку, – созда церковь во имя успения и избра от стада ученик своих сего блаженнаго Савву, о нем же повесть сия предложися».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сергия, известного своими необычайными чудотворениями. Город обилует ключевою водой. Оттуда мы прибыли к предмету наших стремлений, твердыне Господа нашего 856 , для поклонения Владычице мира, Госпоже рода человеческого, Матери Иисуса Христа ожидаемого. Души наши оживились, и все горести тотчас отошли от нас. Затем мы прибыли в богохранимый Дамаск по дороге через Менин и здесь свиделись с отцом владыкой патриархом. Жители встретили нас с радостию: все ликовали и веселились, ибо ждали нашего прибытия. Нас радушно приняли и поместили в благополучном патриаршем доме. Пробыв тут десять дней, мы выехали из Дамаска, направляясь к Сиону, куда стремились с великим усердием. Наше прибытие туда совпало с приездом всемилостивого владыки его, всечестного отца патриарха кир Феофана, который находился в отсутствии 7 лет, ревнуя о благоустроении и возвеличении своей Церкви. Он принял нас со всяким вниманием и радушием. О, если бы наше совместное пребывание продлилось долее! Светлый праздник Пасхи был 10 апреля, и мы довершили посещение всех святынь и священных мест по всей стране; два дня пробыли в монастыре св. Саввы и обошли келии той долины, которая, по рассказам, заключает их 14.000; все они высечены в скалах, как мы достаточно убедились собственными глазами. В четверг после Фомина Воскресенья мы выехали из Иерусалима и в воскресенье недели Расслабленного возвратились в Дамаск, куда прибыли на утренней заре. Мы присутствовали за литургией в его благолепной церкви, а в следующее воскресенье Самаряныни наш учитель служил обедню с дозволения владыки патриарха, который велел ему сказать поучение пастве. Он исполнил его повеление с должным послушанием и повиновением и сказал проповедь по силе-возможности. Души слушателей исполнились радости, оживились его словами и были восхищены его животворным и сладким поучением. Он кончил проповедь благодарением владыки патриарха с усердною молитвой и благими пожеланиями. В этот день он рукоположил смиренного, пишущего сии строки, в иподиакона. Мы простились с патриархом и отправились в путь к своему городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010