В 1933 году, когда арестовали отца Павла Флоренского, Юрий Александрович Олсуфьев с супругой Софьей Владимировной уехали в Новгород. Через какое-то время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в село Мешаловка возле Люберец. Когда предоставилась подходящая возможность, Софья Владимировна вместе с Павлом Голубцовым пробрались в сад, где была закопана честная глава, и выкопали ее. «Когда выкапывали, было очень жутко, – вспоминал впоследствии владыка Сергий. – Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцево или Хотьково и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не садиться». В самые трудные дни битвы за Москву глава прп. Сергия пребывала в алтаре храма в восьми километрах от линии фронта Из страха осквернить святыню Павел не дерзал поставить сумку на сиденье или на свои колени, поэтому всю дорогу он ходил по поезду – от первого вагона к последнему и обратно. Какое-то время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке, а в 1938 году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к отцу Илариону. В самые трудные дни битвы за Москву эта святыня пребывала в алтаре храма в восьми километрах от линии фронта. Ко времени открытия лавры в 1946 году святые мощи преподобного Сергия уже были в Троицком соборе. На свое историческое место их возвратили за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций, которые могли посетить и закрытую лавру. К этому времени из армии вернулся Павел Голубцов. После демобилизации он забрал честную главу преподобного из храма в Виноградове и передал ее наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Павловне Васильчиковой. Это было сделано по ее просьбе – когда стало известно, что лавра открывается, Васильчикова решила передать святыню Патриарху Алексию I (Симанскому), что и было сделано. Святейший, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградове, поручил схиархимандриту Илариону облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе. Таким образом, обратная замена главы князя Трубецкого на главу преподобного Сергия также прошла в строжайшей тайне – вероятнее всего, в Великую Субботу либо во время переоблачения мощей в новую схиму. О подлинности главы свидетельствовал тот факт, что на ней сохранился след от копия, которым отец Павел Флоренский отделял ее от верхнего позвонка. При возвращении главы преподобного этот след совпал со следом на позвонке в раке.

http://pravoslavie.ru/159161.html

1–3. Датируется по ст. ст. Опубл.: Костомаров II. Бог и Его подвижники. М., 1930. С. 87–88. М. Галкин (псевд. Горев) свидетельствовал, что иод этим обращением было собрано около 5 000 подписей (Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920. С. 43). 129 «Общество...» создать не удалось, т. к. никаких иных доказательств о его деятельности не известно. 131 Голубцов С. Стратилаты академические. М., 1999. С. 117; Голубцов С. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 12. 134 Следственное дело... С. 537–538. Внизу слева от текста напечатано: «Владимиру Ильичу (Ленину) Ульянову». На л. 162 об. под текстом пометы: 1) 954»; 2) «Письмо послано с нарочным в 3-м ч пополудни 20 марта/2 апреля 1919 г». 135 Последние у Троицы//С. А. Волков. Возле монастырских стен. М., 2000. С. 170. Последующие фразы С. А. Волкова («Чувствовалось, что все это его мучит и тревожит, но что сам он беспомощен и растерян. Мы явились к нему посланцами другого мира, которого он не хотел знать, потому что... не понимал? Или, наоборот, понимал слишком хорошо? Не знаю...») грешат большой самоуверенностью автора, которому казалось, что именно он находится в центре событий. Волков С. А. в то время был недоучившийся 20-летний студент и по возрасту годился в сыновья отцу Павлу. Даже не зная о связи отца Павла с о. Кронидом и патриархом Тихоном, С. А. Волков должен был бы трезвее смотреть на свою роль и, тем более, описывать ее через несколько десятилетий, когда он уже повзрослел. 136 Судя по некоторым выражениям, можно предположить, что М. Галкин в подлинный акт вскрытия вставил некоторые собственные комментарии. 140 Священник Павел Флоренский . Собрание сочинений. Философия культа. М., 2004. С. 240–241. Второй эпизод относится, вероятно, к сокрытию главы преподобного Сергия – ок. 30 марта 1920 г. (см. с. ??? наст. изд.). Ср. также более ранний рассказ отца Павла о запахе от вскрытых мощей преподобного Сергия, который содержится в лекционном курсе «Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания»: «Когда вскрыли мощи Преподобного Сергия, я в числе других прикладывался к ним и потом из собора пошел домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке» В 1933-м году, когда арестовали отца Павла Флоренского, Юрий Александрович Олсуфьев с супругой Софьей Владимировной уехали в Новгород. Через какое-то время они вернулись, но не в Сергиев Посад, где им уже было запрещено жить, а в село Мешаловка возле Люберец. Когда представилась подходящая возможность, Софья Владимировна вместе с Павлом Голубцовым пробрались в сад, где была закопана честная глава, и выкопали ее. «Когда выкапывали, было очень жутко, – вспоминал впоследствии владыка Сергий. – Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцево или Хотьково и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не садиться.» . Какое-то время глава преподобного Сергия хранилась в Мешаловке, а в 1938-м году, после ареста Юрия Александровича, Павел Голубцов перевез ее к отцу Илариону. В самые трудные дни битвы за Москву эта святыня пребывала в алтаре храма, в 8 километрах от линии фронта. Возвращение в обитель Ко времени открытия лавры в 1946-м году святые мощи преподобного Сергия уже были в Троицком соборе. На свое историческое место их возвратили за год до открытия, в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Москве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций, которые могли посетить и закрытую лавру. К этому времени из армии вернулся Павел Голубцов. После демобилизации он забрал честную главу Преподобного из храма в Виноградово и передал ее наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Павловне Васильчиковой . Это было сделано по ее просьбе — когда стало известно, что лавра открывается, Васильчикова решила передать святыню Патриарху Алексию I (Симанскому), что и было сделано. Святейший, узнав тайну сокрытия честной главы в Виноградово, поручил схиархимандриту Илариону (Удодову) облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе. Таким образом, обратная замена главы князя Трубецкого на главу преподобного Сергия также прошла в строжайшей тайне, во время переоблачения мощей в новую схиму.

http://pravoslavie.ru/147212.html

При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

У схиархимандрита Илариона был несомненный дар прозрения. Когда Павел спросил его в 1940 году о возможности для него принятия сана священника, отец Иларион неожиданно ответил: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но епископ должен быть мучеником», И действительно, через 15 лет Павел Голубцов принял епископский сан. Любовь к глубокой внутренней молитве, смирение и постоянный тяжелый телесный труд – вот основные черты, унаследованные Владыкой Сергием от схиархимандрита Илариона. В последние годы своей жизни схиархимандрит Иларион благословил Павла Голубцова на принятие схиархим. Иларион монашества и сана. Будучи на III курсе Академии, 6 марта 1950 года Павел вступил в братство Троице–Сергиевой Лавры. «Я знаю Вас уже 27 лет, – говорил 11 марта 1950 года наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов, впоследствии – митрополит Псковский и Порховский) Павлу Голубцову, благословляя носить подрясник, – и всегда Вы были с той настроенностью, которую имеете и сейчас. Послужите Господу, и Он Вас не оставит и здесь, и на том свете сподобитесь от Него милости». 2 апреля того же года послушник Павел был пострижен архимандритом Иоанном в монашество с наречением имени в честь Преп. Сергия Радонежского. 7 апреля того же года Свят. Патриарх Алексий I рукоположил монаха Сергия во иеродиакона, а 28 мая во иеромонаха. В 1950–1953 годах иеромонах Сергий был ответственным представителем от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Лавры, в соответствии с вышеприведенным «Отзывом о П. А. Голубцове » академика И.Э. Грабаря, 204 что в лице Голубцова «объединяются знающий археолог, и наделенный большой интуицией искусствовед, и практик–реставратор». Иеромонах Сергий убедительно доказал государственной комиссии необходимость полной росписи стен Троицкого собора в стиле сохранившихся фрагментов фресок XVII века. С 1951 года иеромонах Сергий нес и весьма тяжелое послушание духовника богомольцев Лавры и ежедневно проводил исповедь перед ранними литургиями. Кроме того, дважды на буднях и в воскресенье он служил молебны у мощей Преподобного архим. Иоанн (Разумов) Сергия на него было возложено также послушание экскурсовода иностранных гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Павел, так звали отца Сергия до монашества, поступил в братию Лавры, а отец Иоанн – в Каргопольлаг. Была ли между ними личная переписка, осталось неизвестным, но в сохранившихся письмах к «матушкам» нередко являются имена Павла Голубцова, отца Сергия Орлова, отца Николая Голубцова. Вот и в этом письме, получив от него известие о готовящейся архиерейской хиротонии, отец Иоанн посылает ему свой привет: «П.А. шлю свое взаимное приветствие с земным поклоном, и целую, и сердечно благодарю его за молитвенную память обо мне. Его душевное настроение мне хорошо известно. Ему, конечно, хотелось бы и дальше продолжать свою кроткую и скромную иноческую жизнь в стенах Лавры, горячо любимой им, но если Промысл Божий призывает его на более высокое и ответственное служение Церкви Христовой, то ему необходимо, как уже приобретшему доброе свидетельство от внешних, со смирением подъять его на свои немощные плечи с твердым упованием на Того, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения, а также на Покров Матери Божией и своего Небесного покровителя. Совершается все то, что предсказано ему ранее его духовным руководителем. Заранее поздравляю его, целую святым целованием, прошу его святого благословения и постоянных святых молитв. Радуюсь и молюсь». Через месяц, 26 декабря, обеспокоенный болезнью П.А. – отца Сергия, отец Иоанн пишет: «Приветствую дорогого П.А. и прошу взаимно святых молитв его. Я молюсь об укреплении его физических сил, ослабленных перенесенной болезнью, вызвавшей неизбежность срочной операции, а за то, что он, по молитвенному ходатайству своего небесного покровителя, пока оставлен в стенах его обители для продолжения св. дела, радуюсь вместе с ним и благодарю Бога. «Жизнь наша подобна плаванию». А все происходящее в ней всегда совершается по благому Промыслу Божиему. Итак, молитва наша услышана, и благое желание исполнено, а намерение руководства на время отклонено». Отсрочка архиерейской хиротонии отцу Сергию дана была только до 1955 года. Постепенно обживаясь в инвалидном лагере, отец Иоанн приступил и тут к негласному духовничеству, и вскоре в письмах на волю зазвучали обычные просьбы: «Прошу прислать мне фотокарточку мамочки (взамен отправленной мною Танечке), лекарства...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Схиархимандрит Иларион отличался исключительным смирением, был молчаливым, вежливым, часто при разговоре ласково улыбался. Когда его спрашивали, что он читал, отвечал: «Евангелие и Псалтирь», – и часто давал ответы на вопросы словами из этих священных книг. Он обладал даром прозрения. Своему духовному сыну Павлу Голубцову предсказал епископский сан за пятнадцать лет до хиротонии – на его вопрос о возможности принятия сана священника отец Иларион неожиданно ответил: «Кто епископства желает, доброго дела желает, но епископ должен быть мучеником». Позже владыка вспоминал о своем духовнике: «Отец схиархимандрит Иларион отличался исключительно большим смирением, был молчалив, никогда не смеялся, никого не осуждал. Во время его труда уста шептали Иисусову молитву. Беря какой-нибудь инструмент, он ограждал себя крестным знамением» . Митрополит Питирим (Нечаев) рассказывал про старца и его взаимоотношения с архиепископом Сергием, а тогда еще просто Павлом Голубцовым: «Паша Голубцов провел при отце Иларионе значительную часть своей жизни. Как-то Паша посетовал: “Батюшка, ну вы мне хоть что-нибудь скажите!” – “А что я тебе должен говорить? – удивился отец Иларион. – Вот смотри и делай. Это всё”. Действительно, монах по своей внутренней психологической природе – не общественный деятель, не учитель. Если он начинает учить, это значит, что в нем какое-то самомнение» . Батюшка действительно не любил учительствовать, повторяя: «Не люблю властвовать над людьми». Его отличали удивительные кротость и смирение. На вопрос незнакомых, как его зовут, он отвечал словами Священного Писания: «Прах и пепел» (Быт. 18: 27). Советы давал редко, но когда что-то советовал, то его ответы глубоко западали в душу и передавались из уст в уста. Например, говорил: «Иисусова молитва должна быть чаще дыхания», – и советовал готовиться к молитве заранее, чтобы она была без рассеяния ума. Любил повторять слова: «Молчание никогда не раскаивается; леность муку вечную ходатайствует» . Схиархимандрит Иларион (Удодов) и Павел Голубцов (впоследствии — архиепископ Сергий) у Владимирского храма в селе Виноградово В период с 1941 по 1946 год отец Иларион был тайным хранителем честной главы преподобного Сергия Радонежского. Еще в ноябре 1919 года, когда Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря и братия была изгнана из стен обители, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, будучи членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры и беспокоясь о судьбе мощей, с благословения отца Кронида изъяли честную главу преподобного Сергия, заменив ее на главу одного из князей Трубецких, захороненного в XVII веке в крипте Троицкого собора. Честная глава преподобного была перенесена в дом графа Олсуфьева. Через какое-то время граф Юрий Александрович, опасаясь ареста, сокрыл ее у себя в саду.

http://pravoslavie.ru/159161.html

Но дело даже не в этих цифрах. Как убедительно показала И. Д. Савинова, время архипастырства владыки Сергия на Новгородской кафедре было ее расцветом: уставные богослужения, исповедь, проповедь , реставрация храмов, церковная благотворительность, постоянные архиерейские объезды епархии и служения в различных храмах – вот те черты, которые характеризуют деятельность архиепископа Сергия и которые в значительной степени сократились или даже исчезли после его вынужденного ухода с Новгородской кафедры. См.: Савинова И. Д. Состояние Новгородской епархии в 1950–1960-е гг.//Голубцов С. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. С. 245–264. 208 В своих воспоминаниях Е. П. Васильчикова ошибочно считала, что князь Трубецкой, из захоронения которого был взят его череп, был погребен «в углу у алтарной апсиды, около Свято-Духовской церкви, там перед алтарем, немного направо, могила Трубецкого. Теперь там рядом владыка Сергий (Голубцов) лежит». Но там была не историческая могила Трубецкого, а лишь захоронение его черепа в 1946 г. 217 Ошибка здесь и далее в этом документе: Декрет был издан 20 апреля, а 14 апреля было слушание проекта Декрета. 219 Речь идет о генерале А. А. Брусилове (1853–1926), по инициативе которого было составлено воззвание «Ко всем бывшим офицерам, где бы они ни находились», опубликованное в «Правде» 30 мая 1920 года. – Ред. 234 Далее зачеркнуто: «2. Предоставить решению Московского губисполкома определить дальнейшую судьбу вскрытых костей Сергия в смысле или помещения их в один из московских музеев, или их захоронения. 3. В ликвидированной уже как монастырь Лавре, явившейся гнездом контрреволюционных элементов, стремившейся возвратить под религиозным флагом свое политическое влияние на темные отсталые массы, никаких культовых действий не разрешать особым постановлением из центра, тем более что религиозные потребности граждан Сергиева Посада вполне могут удовлетворить пять имеющихся в Посаде, помимо Лавры, приходских церквей, предоставляя этот вопрос усмотрению местных советских органов».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

4:10. 153–178; 4:11. 368–393. 190 . Голубцов А. П. О значении Преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества. М. 1892. 191 . Дробленкова Η. Ф. Житие Сергия Радонежского//СККДР 9 .27). 2:1. 330–336. [С библ. о Житиях преп. Сергия.] 192 . Дунаев М. Преподобный Сергий и русская культура//Правосл. беседа. М. 1992. 6:4. 37–41. 193 . Живая вода Непрядвы/Сост., коммент. и пер. древнерус. текстов Плигузова А. И. М. 1988. 635. 194 . Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский. Париж 1925. М. 1991. [И др. изд.]. 195 . Клосс Б. М. Избранные труды: Житие Сергия Радонежского. М. 1998. 1. 564, ил. [Указ. шифров рукописей, указ. имен: 547–564]. 196 . Клосс Б. М. К изучению биографии преподобного Сергия Радонежского//Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб. 1998. 11–15. 197 . Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. Речь, произнесенная на торжественном собрании Московской духовной академии 26 сентября 1892 г. в память преподобного Сергия//БВ 1892. 4:11. 190–204. [Имеется множество переизд.] 198 . Корсаков Д. А. Св. Сергий Радонежский и основанный им Троицкий монастырь. Казань 1894. 199 . Кусков В. В. Благодатный воспитатель русского народного духа//Сов. библиография. 1992. 2. 46–50. 200 . Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «филофеевский крест»//Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб. 1998. 16–22. 201 . Кучкин В. В. Сергий Радонежский//Вопросы истории. М. 1992. 10. 75–92. 202 . Л. Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его кончины//ХЧ 1892. 2. 217. 203 . Лисовой Η. Н. Школа Преподобного Сергия//Сергий Радонежский. Сборник/Сост. Десятников В. А. М. 1991. 414–429. 204 . Лихачев Д. С. Сергий Радонежский и святой Франциск Ассизский//Filologia е letteratura nei paesi slavi. Roma 1990. 737–743. 205 . Лихачев Д. С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский//Наука и религия. М. 1992. 1. 8–10. 206 . Лощиц Ю. На полях «Жития Сергия»//Русь. Ростов Великий 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

68 Мих. Конст. Казанский был помощником Секретаря с 1886 г., а с 1889 года Секретарем Сонета МДА, с 1896 г. – Смотрителем Волокол. дух. училища и автором двух статей (см. л 60, т. II, ч. 3, с. 70). 69 В извлечениях, сделанных архиеп. Сергием Голубцовым († 1982), из III–й книги машинописной работы которого, посвященной Ольге Сергеевне Голубцовой, они здесь перепечатаны. Ремарки в тексте в квадратных скобках и подстрочник – наши, С.Г. Сделаны некоторые перестановки в соответствии с хронологией. 71 Брат Анны Елисеевны, матери Ал–дра Петр. Голубцова, Ал–др Лебедев, псаломщик в с. Филяй, Кинешемской или Костромской, губ. 72 Вероятно, это дочь покойного брата Ал–дра Петровича, диакона Николая († 1898), 1894 г. рожд., что жила в г. Середа Иваново–Вознесенск. губ. 77 Очевидно, Ал. Емельянович Захаров, окончивший СП–скую гимназию с золотой медалью, Университет в 1909 г. С. 1913 г(?) – в муж гимназии преподаватель прогрессивного направления. Друг Вани – см. далее, письмо 21–е. 81 Вероятно, Серг. Серг. Смирнов (брат Олеги Серг.), свящ–к из храма свт. Николая Б. Крест, дядя по отношению к Марии, так же, как и «Катя» – тетя. 85 Очевидно, это сын Анатолия Петровича († 1892) Петр, с 1915 – студент МДА, вп. – полковник Сов. Армии. 89 На Кавказе, где пребывал наследник, вел. кн. Георгий († 1899), с которым занимался там Ключевский. См. у «Троицы в Академии». 92 Племянник, сын прот. Серг. Серг. Смирнова, морской офицер-артиллерист, погиб на крейсере «Прут». Ему на палубе вражеским снарядом оторвало голову. 93 Петр Анат. Голубцов учился в МДА в 1915–1918 гг., род. в 1893 г., скончался в 1954 г. в звании полковника в Закавказье (?) (С.Г.) 102 В одном из недатированных писем, сохранившихся в конверте на имя Раисы Семеновны Безобразовой, вдовы священника в с. Чащино, которая, вероятно и была хозяйкой у Ольги Сергеевны, Лидия (Матвеевна ?) Баранова (работавшая в библиотеке вместе с Михаилом Шиком) по поводу вскрытия мощей Преп. Сергия писала О.С: «...Дерзкое вскрытие свершилось! И к великой скорби верующих не нашлось ни одного монаха, который бы вступился за своего Кормильца и Благодетеля... Видно не напрасно твердил покойный архи–еп. Никон, что большая часть монахов пришла в монастырь «из–за куса хлеба». Наместник Кронид оказался совершенно не на высоте своей: предал Преп [сдобного] и отдает на кощунств, поругание [реставрацию] и св. иконы собора и сам в этом признается и впал в пол–ное безволие... О. Алексий скорбит и возмущен на реставрацию кощунственную и на поругание св. Сергия. О. Евфросин же очень рад, что случилось вскрытие, т.к удовлетворено его любопытство – ему хотелось видеть, «каковы мощи Сергия»... После вскрытия мощей, узнав взгляды о. Евфросина [Мишина, 62 лет], да еще побеседовав с о. Алексием, теперь вижу, что с о.Ев[фросином] придется все порвать, он положительно противен мне...»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010