В будущем представляется важным создать исчерпывающий, а также по возможности аннотированный каталог курсов и пособий, однако, на данный момент нам придется ограничиться отдельными примерами. Данный проект можно было бы осуществлять совместно с проектом издания биобиблиографического словаря протодиакона Сергия Голубцова 10 , отдельно выделяя каждый раз данные конспекты. Неизданные курсы охватывают большую часть преподававшихся предметов. Можно найти курсы по догматике, философии, библеистике, патрологии, агиографии, религиоведению, апологетике и т.д. Естественно, что при переиздании следовало бы применять ряд критериев, а именно: 1. Известность профессора/преподавателя; 2. Важность темы; 3. Редкость темы; 4. Востребованность курса (например, читался из года в год для студентов) в то время; 5. Актуальность, сохраняющаяся для современной науки. В послевоенной Академии особую роль приобрела апологетика. И потому значительная часть конспектов посвящена именно ей. В этом отношении особо показательно название конспекта профессора А. А. Ветелева («Некоторые особенности внутренней жизни растений, птиц и животных». 1956г. 113 л.), который сам был специалистом по гомилетике, но, тем не менее, активно составлял конспекты по патрологии и другим дисциплинам. Особо можно сказать о курсе лекций по церковному праву (1949г. 162 л.) дореволюционного профессора С.В. Троицкого , который в конце 1940-х гг. на короткое время приезжал преподавать в МДА. Известно, что, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, написание учебного пособия могло быть защищено как магистерская диссертация, что по нормам того времени было выше кандидатского сочинения. В настоящее время в библиотеке МДА создан особый раздел, куда мы собираем все конспекты. Многие конспекты безымянные – и в библиотеке, и в архиве. Над воссозданием корпуса учебных пособий еще предстоит большая и основательная работа. Постепенно возвращаются в библиотеку и дореволюционные диссертации, конспекты и рукописи, правда, нередко в оцифрованном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Учился в Новочеркасской (1897–1900) и Моск. дух. семинариях (1900–1903), затем – в Моск. Дух. Академии (1903 – 1907). Преподаватель в МДС (1907–1912). Экстраординарный (1913) профессор МДА по кафедре Литургики с 1912 г. до 1919 г. Магистр богословия (1913). Священник с 1907 года, с 1914-го – служил в Храме Христа Спасителя, с 1922-го – протоиерей храма Лазаревского кладбища, затем – где-то на Арбате, позже – в ц. Флора и Лавра на Зацепе. С 1928 г. – за штатом. При обсуждении в Храме Христа Спасителя на приходских совещаниях вопроса об изъятии церковных ценностей «отец Илья сидел и молчал», как сказал Громогласов на судебном процессе, и потому избежал тогда репрессий. Захват обновленцами Храма Христа Спасителя вынудил о. Илью перейти в другой, а затем в третий и четвертый храмы. Когда он служил на Зацепе, то здесь 20 декабря 1928 года 192 он был арестован и по обвинению в контр. револ. агитации приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ от 22.2.1929 г. на трехлетнюю ссылку в Сибирь, но постановлением того же органа от 2.12.1931 был освобожден. По устным воспоминаниям некоторых родственников, он был вынужден (видимо в 1932 г. – С.Г.) уехать на несколько лет на родину, т.к. он не принял нового курса митр. Сергия и примкнул к подпольному церковному движению под названием «Истинно-православных христиан». Здесь, по некоторым данным 193 , он принял монашество с именем Сергий и был потом в сане игумена и преподавателем (с 1918 года), а потом якобы даже руководителем (с 1945 года до 60-х годов) «Богословских курсов 3-х ступеней», возникших еще в 1918 году и имевших с течением времени и другие названия («Даниловская академия», «Нелегальная СПБДА»). Это сообщение входит в противоречие с устным сообщением одной из ближайших родственниц о. Ильи, полученным автором в конце 70-х годов, что его общение с верующими в условиях репрессий, доносов и обысков с арестами все более поневоле суживалось, так же и с его собственной семьей – женой и тремя детьми, разошедшимися с ним в понимании и оценке происходящего, пока вовсе не прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

141 Отсутствие фамилии Попова в отчетах МДА за 1919/20 гг. и объясняется, видимо, его пребыванием в Самуйлове, где он спасался от голода, а м.б. и от ареста. По словам дочери проф. Городенского, он был в начале 20-х годов выслан на 2–3 года, но это относится, вероятно, к последующему времени, как и слух о высылке его в Сургут. Заметим, что имя проф. Попова промелькнуло также в тексте приговора Ревтрибунала по делу П.Н.Мольвера, председателя Комиссии от Рабкрина, которая была послана по указанию Совнаркома проверить деятельность Сергиевского Исполкома по жалобе Св. Патриарха Тихона в связи с решением советских властей о вывозе мощей Преп. Сергия из Лавры. В тексте упоминается о том, что подсудимый, председатель этой Комиссии (Мольвер), войдя в сговор с «церковниками», т.е. якобы встав на их сторону, использовал доклад проф. Попова (изложившего, как можно догадываться, историю последних событий и обстановку в Посаде), включив его в свой рапорт о проделанной работе по расследованию самоуправства и в обвинительных выводах в отношении местных властей [см. газ. «Трудовая Неделя» 1921, ? 9–10, с. 2. Подробнее см. в нашей книге «Сергиев Посад и Лавра за последние сто лет», с. 124–125 оригинал-макета]. 142 И был брошен во внутреннюю тюрьму ОГПУ, где тогда по церковным делам числились вместе с ним всего 4 человека: Н.Д.Кузнецов , Варвара Ник. Невахович и Ник. Мих. Коробов. Возможно, что все они проходили по одному делу. [ГАРФ, ф. 8409, д. 90, л.145]. 145 Ситомино, точнее – Сытомино, расположено на правом берегу Оби, по карте – в 100 км западнее Сургута, а по словам И.Захарова (см. прим. 92) – в 150 км. 147 Берёзово (до 1926 г. – Берёзов) находится в Ханты-Мансийском автономном округе на р. Сосьва, левом притоке р. Обь, в 300 км. к югу от Салехарда. 148 Непонятно также, к этому или следующему периоду репрессий надо отнести слова М.Польского о том, что «...Первое время жилищные условия были тяжелые, и он [Попов] не имел возможности заниматься научными трудами, а собирал и сушил грибы, которые посылал своим друзьям в центр России, откуда получал посылки. Через несколько месяцев он был переведен в другое место и там ему было лучше жить. С ним жил ссыльный епископ Онуфрий (очевидно, Гагалюк – С.Г.), относившийся к нему с особенной любовью. Здесь Ив. Вас. трудился над сочинением о св. Григории Нисском ..».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

149 Согласно упомянутому делу 837 из ГАРФа, 11 дек. 1930 г. истек срок его ссылки, но разрешения на выезд не получил. «Напротив, с конца декабря, – писал он 15 дек. 1931 г. Пешковой,– стало ясно, что против меня возбуждается какое-то новое дело. Сначала мне было предложено переехать из Ситомина в Сургут...8 февраля 1931 года я был арестован в Сургуте с предъявлением обвинения в агитации (по ст. 58–10). Пока я сидел в Сургутском арестном доме, в Сургуте была арестована группа крестьян-переселенцев с обвинением по ст. 5811 (организации ...с целью свержения соввласти в Сургуте), к которой я был причислен... С ними в марте был отправлен в Тобольскую тюрьму, все лето шло следствие, в конце сентября оно было закончено и недели через две я был освобожден из тюрьмы и получил 3 года ссылки в (Тобол. обл., ныне – Тюменской)... Освобождение меня и ещё некоторых... по окончании следствия...по делу о Сургутском восстании, явно не причастных к этому глупому делу, как будто даёт мне основание думать, что мое дело выделено, получило какую-то новую форму, и м.б. передано в Москву. Не найдете ли Вы возможным сделать справки о нем, – обращается он с просьбой к Е. Пешковой в конце письма [ф. 8409, д. 837, л. 151] 14 декабря 1931 г. он получил новый срок – 3 года ссылки в Северном крае, вероятно в том, где он и находился, но теперь близ устья Иртыша в с. Реполово, или Репаловское – судя по почтовому штемпелю, проставленному на его письме в июне 1932 года. Вероятно к этому моменту относится его письмо к сосланному на Урал б. секретарю Патриарха Тихона Михаилу Маркиановичу Гребинскому, в котором он резко отрицательно оценивает политику и личность митр. Сергия, называя его пособником ОГПУ (см. Склярова. Сосуд избранный, с. 371). Село Самарово (известное с 16 века) с 1950 г. вошло в состав города Ханты-Мансийск, основанный как рабочий поселок в 1931 г. 150 14 июня 1932 г. Анна Ильинична Толстая из-под Ленинграда обратилась к Е. Пешковой с просьбой посодействовать в органах о том, чтобы Попову (ввиду его болезненного состояния – сердечная слабость, опухоль ног – и преклонного возраста) разрешили переехать на новое место ссылки за свой счёт и без конвоя, как он сам просил в своем письме к Пешковой от 7 апреля 1932 г. Видимо только к 1 августа Пешкова получила сведения об его освобождении или добилась его, т.к. 2 августа т.г. она телеграфировала в Реполово: «Полученной справке приговорен минус двенадцать...» [ф. 8409, д. 837, лл. 146, 150].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

2 . Исследования и статьи по богословию, философии и историческим наукам, принадлежащие, в основном, профессорам МДА, самостоятельные и переводные. 3 . Современная церковная, гражданская и академическая жизнь. 4 . Критика, рецензии и библиография 311 . 5 . Отчеты МДА и извлечения из журналов Совета (последние печатались и отдельными изданиями). В этом же 5-ом отделе помещались статьи мемуарного характера, например, воспоминания преосвященного Саввы (Тихомирова) и «Отчеты Братства преподобного Сергия». «Богословский вестник» выпускался ежемесячно (но июль–август – в одном номере) в виде 3-х томов в год с независимой пагинацией в пределах каждого тома. Кроме того, нужно отметить, что сам журнал состоял из указанных отделов, не имевших своих подзаголовков, но зато имевших свою пагинацию, что весьма затрудняло поиск нужных статей. Только в 1903 и в 1912 годах в качестве приложения к журналу были изданы составленные К.М.Поповым (библиотекарем МДА) систематические указатели статей, помещенных в «Богословском вестнике» за 1892–1901 и 1902–1911 годы (с алфавитным указателем авторов), и только в 1951 году библиотекарем Ленинградской Духовной Академии Поповым В.М. издан подобный же указатель за 1912–1918 годы. Все статьи, печатавшиеся в «Богословском вестнике», в этих указателях распределены по 22-м тематическим разделам в соответствии с преподававшимися в академии дисциплинами, как-то: Священное писание, Патрология, Основное богословие, Христианская апологетика и т.д., что было весьма удобно для студентов и преподавателей. В разделе истории Русской Церкви были выделены рубрики: —23— а) исследования, современная церковная жизнь и вопросы церковной реформы, б) воспоминания, мемуары, письма, юбилеи и некрологи, в) материалы по истории МДА, г) библиография. Редакционное дело оказалось, однако, не таким тяжелым крестом, как поначалу казалось В.А. Соколову , поскольку он видел перед собой горький опыт П.И. Горского, который, по словам В.Соколова , «при страстности увлечения и недостаточной широте кругозора, составлявшей одну из его личных черт, придавал академическому журналу и своей редакторской деятельности слишком преувеличенное и чуть ли не мировое значение, и уносился по этому поводу в область таких необъятных мечтаний о будущем, что у его товарищей это вызывало подчас невольную улыбку... Недостаток терпимости к чужим мнениям, и, главным образом, тенденция к неограниченному самовластию и несчастная склонность подозревать в словах и действиях окружающих лиц непременно какие-либо «задние» мысли и скрытые намерения породили столько столкновений и неприятностей...» 312 , что он вынужден был отказаться от должности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 октября 1889 года, в день семидесяти-пятилетия —11— Московской Духовной Академии, собрались, с разрешения Высокопреосвященного Митрополита Московского Иоанникия, в Москве, в здании Духовной Семинарии, бывшие воспитанники Московской Духовной Академии из священнослужителей и преподавателей учебных заведений, находящихся в Москве. На этом собрании было предложено „предпринять что-нибудь в пособие тем из бывших воспитанников Академии, которые по каким-либо несчастным обстоятельствам попадают в беспомощные и безвыходные положения, лишаются служебных обязанностей и необходимых средств к жизни, не имеют определённого приюта, подвергаются неизлечимым болезням“ и т. д. При этом указано было, что такие несчастные и прежде бывали едва ли не в каждом академическом курсе, но в последнее время, когда из оканчивающих курс Академии очень многим приходится оставаться без мест в продолжении нескольких лет, едва ли не нужно опасаться с каждым годом большего и большего увеличения числа этих бесприютных скитальцев. Предложение о помощи бывшим воспитанникам Академии, испытывающим нужду, собравшимися 1 октября было принято с живым сочувствием и для выработки оснований этой помощи тогда же была избрана комиссия из пяти лиц – протоиереев: А.М. Иванцова-Платонова, Г. П. Смирнова -Платонова, А. С. Ильинского и священников: А.Г. Полотебнова и А.А. Доброгорского. Исполняя возложенное поручение, комиссия, прежде всего, остановила внимание на первых двух параграфах Устава Братства Преподобного Сергия, в которых говорится, что „Братство имеет целью доставлять денежные и другие материальные пособия, прежде всего, нуждающимся студентам Академии, затем нуждающимся бывшим воспитанникам Академии“. Затем она обратилась к отчётам Братства и в них усмотрела, что в первые годы своего существования Братство исключительно удовлетворяло нужды учащихся студентов Академии, и только в последние два года, по решению Общего Собрания 10 мая 1887 года, начало понемногу помогать и бывшим воспитанникам Академии, именно, в 1887 году Братством выдано было окончившим курс Академии в виде единовременных пособий 184 рубля и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ответ: Со всеми установками Битюгова я был согласен и его ориентации придерживался. Вопрос: Какие практические указания после этой встречи вы получили от него? Ответ: В конце августа м-ца 1941 г. при встрече со мной на своей квартире Битюгов мне сказал, что меня как бывшего ссыльного и священника, находящегося в оппозиции к митрополиту Сергию, могут арестовать или куда-либо выслать. Чтобы избежать этого, мне необходимо выехать из г. Загорска. Тогда он предложил мне ехать в г. Сасово Рязанской обл., где проживала родственница Гришановой Ксении. К ней я имел от Гришановой записку. Тут же Битюгов мне предложил, чтобы никому не было известно о моем выезде из г. Загорска, в том числе и моей семье, нелегально на несколько дней поселиться на квартире Фуделя Сергия Иосифовича. Эти указания Битюгова я выполнил. Вопрос: Были ли в Сасово? Ответ: Да, в Сасово я был, но устроиться на работу там, как мне рекомендовал Битюгов, не смог. Вопрос: Что вы делали в дальнейшем? Ответ: По истечении примерно 2-х месячного срока я возвратился в г. Загорск и прямо направился на квартиру к Битюгову. Моим возвращением Битюгов был очень недоволен и заявил мне, что в Загорске на работу устроиться уже нельзя и что меня могут арестовать и выслать, и что мне следует сейчас перейти на нелегальное положение. Сразу же после этого он направил меня на квартиру к какой-то Анне Федоровне (фамилии ее не помню) для нелегального проживания там. Указанная Анна Федоровна являлась женой врача-терапевта, лечившего Битюгова до 1940 г. Этот врач умер. На квартире у Анны Федоровны я находился до конца января 1942 г. Вопрос: Кто помимо Битюгова знал, где вы скрываетесь, находясь на нелегальном положении. Ответ: По моему мнению, о моем местопребывании на нелегальном положении, помимо Битюгова, знала еще Ксения Гришанова и Параскева, Шипков П.А. и о. Владимир (фамилии не знаю), который меня причащал во время моей болезни. Протокол допроса записан с моих слов... (подпись) Габрияник Допрос производил ст. оперуполномоченный 4-го отд. 2-го Упр[авления] Смирнов

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Чувствую, что утомил внимание достопочтенного собра- —515— ния, а может быть, и охладил в вас теплое чувство, вынесенное из академического храма... Слово научной оценки всегда будет стоять ниже тех живых, непосредственных впечатлений, которые дает литургийная служба сама собою и с которыми мы сроднились, благодаря влиянию нашего воспитания, преданиям семьи и религиозным представлениям. И современная литургическая наука стремится лишь возвести наше благоговейное, но порой безотчетное уважение к церковному обряду на степень исторического его понимания и сознательного к нему отношения. А. Голубцов Смирнов С.И. Как служили миру подвижники Древней Руси?: (Историческая справка к полемике о монашестве)//Богословский вестник 1903. Т. 1. 3. С. 516–580 (2-я пагин.). (Начало.) —516— Буди ревнитель право живущим и сих житие и деяние пиши на сердци своем. Из жития преп. Сергия. Небольшая заметка писателя и публициста А.В. Круглова «На службе миру – на службе Богу» («Душеполезное Чтение», 1902 г., октябрь) вызвала оживленную полемику о монашестве: по вопросам – о служении иноков миру, об истинных задачах монашества и о православном его идеале. Такая полемика явление нечастое в нашей, откровенно говоря, довольно-таки вялой духовной журналистике. Участие в полемике ранее всех приняли монастырские иноки, потом представители так называемого ученого монашества и, разумеется, потому, что поднятые вопросы близко касались и тех и других, за ними профессора духовной академии, священники; на спор отозвалась и светская пресса. Но «спор славян между собою» редко отличается хладнокровием, беспристрастием, корректностью, а главное плодотворностью... Мы решаемся вставить свое слово не затем только, чтобы полемизировать. Хотим, чтобы спор был поставлен на почву истории и монашеских традиций и признаем такую постановку единственно плодотворной. Главная задача наша – навести точную справку по спорным вопросам в истории древнерусского монашества. Справку приводим из истории нашего древнего монашества прежде всего потому, что оно, чтобы о нем ни говорилось, выставило из своей среды сонм преподобных, длинный ряд иноков, полнее других осуществивших идеалы своего звания, таких иноков, которые основывали

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

56 . Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы («Господи, благослови» и др.), равно и при окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою («Слава Тебе, Господи» и др.). 57 . Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. 204 Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги. 6. О духовном руководстве 58 . Каждый: член братства Лавры в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца­духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни. 59 . Наместник и Духовник Лавры наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители перед вступлением в чреду своего служения. 60 . Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение. 61 . Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном деянии не повредило общего благого дела спасения души. 62 . Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего. 63 . Насельники обители Преп. Сергия должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, уподобляясь нашему небесному Авве Сергию, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

241 Опубликовано: Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. М.; СПб., 1999. С. 308. (Примеч. сост.). 242 Символика сновидений. 1917. (Рукопись) [Приведенный текст входит в IV главу второй части цикла «У водоразделов мысли», завершенного о. Павлом Флоренским около 1922 года. Во второй редакции рукописного текста глава эта получила название «Символика видений». В настоящее время опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. У водоразделов мысли. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 3(1). С. 429; примечания на с. 587]. 243 Философская антропология. 1918 (Рукопись) [Цитата приведена из «Приложения 1» II части цикла «У водоразделов мысли». См.: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 3(1). С. 41. – Примеч. сост.]. 245 Моленные иконы преподобного Сергия [Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М, 1996. Т. 2. С. 398399]. 249 О символе. 1916 (Рукопись). [См.: Флоренский П.Α., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. М., 1992. С. 157158]. 260 [Из письма от 1920.IV.1936. См.: Флоренский П.А., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 442]. 266 На Маковце. 1913 (Рукопись). [См.: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 3 (1). С. 32, 33 Примеч. сост.]. 270 [«Не восхищение непщева» в настоящее время опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 143; «Песнь восхождения» – см.: В Вечной лазури. Сергиев Посад. 1907. С. 18. – Примеч. сост.]. 271 [Ср. с текстом: Флоренский П.Α., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. М., 1992. С. 157158. – Примеч. сост.]. 273 О докторе П.И. Якубе см.: ЦГИА. Ф. 682. Д. 582, 1527. Вполне вероятно, что именно он изображен И.Е. Репиным на портрете, помещенном в кн. Музей 7 (М., 1987. С. 56). 274 Выражаем признательность протодиакону Сергию Голубцову , любезно предоставившему составленную им схему расположения домов в Сергиевой Посаде, в которых в начале XX века жили деятели искусства, просвещения и науки. 277 Трубачева М.С. Из истории охраны памятников в первые годы советской власти. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры 19181925 годов. Музей 5. М., 1984. С. 152164. См. также: Вздорнов Г.И. Забытое имя. Памятники Отечества. 1987. Вып. 2 (16). М., 1987. С. 8389. Добавим, что в этот же период, в 1919 году, П.А. Флоренский преподавал в Сергиевском институте народного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010