Принято думать, что все великое, равно как и величие человека – познается издали, по прошествии времени или отдалении в пространстве. Мы с гордостью рады свидетельствовать, что Вы наш Архипастырь и Отец в сознании нас, почти ежедневно соприкасающихся с Вами, как и в сознании массы знающих вас людей – равно велики, милостивы и мудры, как при ближайшем соприкосновении с Вами – так и в отдаленном созерцании Ваших дел и Вашей жизни». 28 октября 1955 года митрополит Григорий с делегацией возвращался на самолете из Бухареста в Москву с остановками в Одессе и Киеве. В Одессе на аэродроме митрополит Григорий неожиданно почувствовал головокружение. Это прошло очень быстро. В Киеве приступ в слабой степени повторился: Митрополит не мог без посторонней помощи подняться по лесенке в самолет. В Москве митрополит Григорий бодро вышел из самолета, оживленно разговаривал со встречавшими его и поехал в Патриархию, чтобы утром, 29-го из Патриархии отправиться в Троице-Сергиеву лавру на наречение своего будущего викария архимандрита Сергия (Голубцова). Утром 29-го октября Митрополит совершил обычный утренний туалет, но вдруг снова почувствовал, что у него кружится голова и держась, как он сам сказал, за стенку, разделся и лег в постель, с которой уже больше не поднимался. Митрополит не придал серьезного значения своему заболеванию, приписав его утомлению от поездки в Румынию. Он думал, что вылежится в постели два дня и в понедельник 31 октября выедет в Ленинград. К больному тотчас же был вызван доктор медицины проф. М. Г. Успенский, который предписал больному полный покой и выписал лекарства. Митрополит жаловался на боль в голове. Ему были поставлены пиявки, по четыре за ушами, холодные компрессы на голову и грелка к ногам. За больным с любовью и усердием ухаживал служащий в Патриархии священник Родион Кревский. Первые три дня болезни прошли без улучшения в состоянии больного. Он, видимо, слабел, боль в голове не проходила. Проф. М. Г. Успенский посещал больного дважды в день, у постели поочередно дежурили мед. сестры, которые и исполняли предписания проф. М. Г. Успенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоящая тема естественно вытекает из моей кандидатской работы «Способы воплощения богословских идей в творчестве преп. Андрея Рублева» и является актуальной в настоящее время, ибо наступила пора переоценить до сего времени неверное представление об условном стиле как явлении несовершенном, нуждающемся в придании ему якобы правильных реалистических черт. С Другой стороны, следует на основе сопоставления условного иконописного стиля с живописным установить несовершенство последнего как неполноценного церковного явления, нуждающегося в критическом подходе к нему. Все вышеизложенное заставляет прийти к выводу, что поставленные в теме вопросы, несмотря на сложность их разрешения, весьма существенны в деле освоения древнерусской живописи не только с точки зрения церковно-археологической, но и защиты Православия с его древним иконописным преданием против новшеств католицизма, который всячески поддерживал распространение живописного направления в церковном искусстве, чему следствием явилось крайнее обмирщение церковного изобразительного искусства. Сознавая всю трудность темы, требующей главным образом вдумчивой работы не только в области освоения памятников живописи, но и решения ряда проблем теоретико-искусствоведческого характера, что делает работу вполне самостоятельной, своеобразной и обширной, я прошу предоставить мне полную свободу в выработке плана сочинения и его существенных частей, не ограничивая меня ни определенными хронологическими рамками, ни суживая пределов самой темы. Меня самого эта тема весьма интересует, и она получила полное одобрение от лиц, интересующихся вопросами подобного рода. Иеромонах Сергий (Голубцов) 9/XI-53 г. Примечание. В Отношении данной темы я посоветовался вскоре же со Святейшим Патриархом Алексием, который одобрил ее. После поставил вопрос перед Советом Московской духовной академии, на котором мне было внесено предложение представить сначала тезисы и после уже ставить тему на утверждение. Тезисы тогда мною не были даны, и так вопрос на этом и закончился. Не дал я тезисы потому, что еще не уверен был их давать за их неясным для меня формулированием. Надлежало еще над темой сначала долго поработать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Тут кстати будет воспомянуть историю этого вопроса о почетном членстве Владыки./Дело это затеяно в половине сентября, на Совете, когда предлагаются в почетные члены. Мы с профессором А.П. Голубцовым 306 предложили избрать Владыку-митрополита. Но так как это вопрос щекотливый, ввиду отсутствия ученых трудов Владыки, а с другой – вследствие начальственного отношения его к Академии, то предложено было мне сначала частным образом поговорить об этом с Владыкою во время прибытия его в Лавру на день памяти препо­добного Сергия. Тогда-то я и завел с ним беседу об этом. Владыка сказал: «Да, я состою почетным членом других академий; но ведь я – начальник Московской академии». Я ответил, что это ничего не значит; ведь и государей избирают почетными членами тех или иных учреждений, но предварительно испрашивается Его милостивое соиз­воление. Так и в данном случае, мы предварительно испрашиваем у него, как своего начальника, согласия. Владыка предоставил это моему усмотрению, только на акте 1-го октября не объявлять об этом, как это обыкновенно водится. Тогда я поступил следующим образом. Ввиду того что об утверждении избранных Советом почетных лиц доносит­ся митрополитом Синоду и так как в настоящем случае митрополитдолжен бы сам себе испрашивать утверждения, то я решил обратиться частным образом к первоприсутствующему митрополиту Антонию, указав на эти затруднения, непредусмотренные уставом, чтобы он представил Синоду ходатайство Совета. Митрополит Антоний ответил согласием, и тогда ему был представлен журнал Совета об избрании почетным членом нашего Владыки «во уважение Его многоплодного, ознаменованного подвигами христианской любви архипастырского служения в разноплеменных концах России, ревностного попечения о христианском просвещении живым словом проповеди и неустан­ным поощрением всего, клонящегося к утверждению веры и благочестия, и отеческой внимательности к нуждам духовного образования и богословской науки» 307 . Синод, конечно, утвердил избрание Совета. Теперь-то мы и подносили ему этот диплом./Владыка затем пригла­сил нас в малую гостиную, где предложен был чай и фрукты. Почти все время предметом разговора был вопрос о монашестве по поводу статей оо. Евдокима и Никона. Разговор был очень оживленный, а по местам даже резкий. Владыка старался отстаивать точку зрения о. Никона, сторону его держал профессор Цветков; а Каптерев, Соколов стояли за деятельное монашество; я же примирял обе стороны. Каптерев был в большой ажитации против безобразий монашеской жизни и выстав­лял как образец монаха Максима Грека . При этом он опять указал на поругание в Лавре памяти Максима существованием у его могилы иконной лавки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Летом 1931 он оттуда был выслан на три года в г. Мезень Архангельской губ., куда " предложили» переехать и жене. Здесь они весьма бедствовали, жили в проходной комнатушке у каких-то весьма суровых людей. Летом 1934 г. им разрешили переехать в Муром, а в декабре 1935 года – в Подмосковье, в Можайск («за 101 км.»), где они жили на иждивении сына, о. Сергий периодически давал уроки в Москве по литературе и русскому языку. Служил тайно. В Москву, в сентябре 1936 года, позволили вернуться только супруге. В эпоху повальных расстрелов в 1937–38 гг. был арестован и о.Сергий – 7 декабря 1937 года в Можайске. Ордер на арест и обыск был выдан 5 декабря по адресу: Можайск, Каракозовская, 38. В Протоколе обыска сказано, что при обыске присутствовал некто Евстигнеев Георгий Васильевич, проживавший в том же доме [л. 2] В Анкете арестованного в частности сказано, что Голощапов – без определенных занятий, находится на иждивении сына, что в 1929 г. был арестован и судим Тройкой ПП ОГПУ и приговорен к 3-м годам ИТЛ. Состояние здоровья: болен, порок сердца. В семье: Голощапова Ольга Борисовна, 53 лет, домашняя хозяйка, проживает: Москва, ул. Бакунина, 100, кв. 1. Сын Павел Сергеевич, 20 лет, работает в Союззаготшерсть, экономист, проживает там же. Мать жены Кормер Прасковья Абрамовна, 80 лет, иждивенка... Арестован 7 декабря 1937 года. В сфабрикованном этим же оперативником Постановлении – стандартная формулировка: достаточно изобличается в том, что ведет к. – р. деятельность против Советской власти. В Протоколе допроса [л. 6] отметим лишь п. 10 б., где указаны выше отмеченные звездочкой почти все этапы его деятельности после 1918 года, а также содержатся следующие вопросы следователя и ответы о.Сергия: В: Чем вы занимались, проживая в Можайске? О: Проживая в Можайске, в течение 3-х лет, я нигде не работал, периодически давая уроки на дому в Москве. В: Какую связь имеете с духовенством и в чем она выражается? О: С духовенством связей я ни с кем не имею, если только с кем-либо из знакомых, встретил и поговорил... Я имею знакомство с Викторовой Марией Александровной. 81 Еще когда я жил в Москве. Она была судимой и в данное время проживает в Можайске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 20-е годы П. А. Голубцов был также духовно близок с лаврским духовником игуменом Ипполитом и иеромонахом Досифеем, который в Зосимовой пустыни исповедовал народ. Простота и смирение отца Досифея были необычайны. Укоряя себя в лености, отец Досифей говорил: «А что, брат Павел, хорошо лежа говорить: помилуй мя, Боже». В 1923 году П. А. Голубцов окончил среднюю школу в Сергиевом Посаде. Художественные наклонности П. А. Голубцов почерпнул от матери, а в 1923–1924 годах он начал учиться живописи в Сергиевом Посаде у художников М. В. Боскина и Столицы. В те же годы П. А. Голубцов познакомился с жившим в Сергиевом Посаде священником Павлом Флоренским, который в 1918–1920 годах был ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В домовой церкви Убежища (приюта) престарелых сестер милосердия Красного Креста, где служил отец Павел, П. А. Голубцов иногда читал шестопсалмие. Богослужения, которые совершались отцом Павлом в том храме, запомнились П. А. Голубцову на всю жизнь глубоким благоговением, одухотворенностью и красотой. Отец Павел оказал большое влияние на Павла Голубцова. Однажды, придя к отцу Павлу, юноша сказал: «Я хочу творить!». «В ответ мне, – вспоминал владыка Сергий, – отец Павел сказал: «Павлик! Надо знать, что творить!». Вскоре после беседы он отправился со мною к своему знакомому художнику В. А. Фаворскому (1886–1964), который через художников П. Я. Павлинова (1881–1966) и Л. А. Бруни (1894–1948) помог мне заняться домашним обучением рисованию и живописи». В середине 20-х годов П. А. Голубцов познакомился с другими членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры – Ю. А. Олсуфьевым, П. Н. Каптеревым , М. В. Шиком, священником Сергием Мансуровым. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения юноши. В те годы в Сергиевом Посаде жило и много монахов из лаврской братии, которых П. А. Голубцов хорошо знал. Он был близко знаком с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), который благословил его ещё в 1923 году на монашеский путь 60 . В последнюю их встречу, вспоминал владыка Сергий, смиренный наместник пал в ноги смущенному юноше и сказал: «Прощай, брат Павел! Прости меня». Так протянулась одна из ниточек преемств в истории Лавры. В те годы П. А. Голубцов особенно близко воспринял духовный облик Преподобного Сергия, своего будущего небесного покровителя. Его духовное водительство и молитвенную помощь П. А. Голубцов ощущал с тех пор в течение всей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В те же годы П. А. Голубцов написал несколько научных работ: – «Строительная и художественная деятельность в Пафнутиево-Боровском монастыре в XVII веке (по данным монастырского архива)»; – «К вопросу о монументальной живописи в Пафнутиево-Боровском монастыре в связи с его архитектурой» (прочитано на ученом заседании ГИМа); – «К вопросу истории портретов Патриарха Адриана» (прочитано в Отделе бытовой иллюстрации ГИМа). В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, П. А. Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании сержанта нес службу в 6-м запасном автомобильном учебном полку. Там он также работал в качестве батальонного, а затем полкового художника. П. А. Голубцов был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в октябре 1945 года П. А. Голубцов поступил на второй курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную семинарию. После окончания её в 1947 году П. А. Голубцов поступил в Московскую Духовную Академию. Перейти на церковное служение П. А. Голубцова благословил его старец – схиархимандрит Иларион (Удодов). Любовь к глубокой внутренней молитве, смирение и постоянный тяжелый телесный труд – вот основные черты, унаследованные владыкой Сергием от схиархимандрита Илариона. В последние годы жизни схиархимандрит Иларион благословил П. А. Голубцова на принятие монашества и сана. На третьем курсе МДА П. А. Голубцов 6 марта 1950 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. «Я знаю Вас уже 27 лет, – говорил 11 марта 1950 года наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) Павлу Голубцову, благословляя носить подрясник, – и всегда Вы были с той настроенностью, которую имеете и сейчас. Послужите Господу, и Он Вас не оставит и здесь, и на том свете сподобитесь от Него милости». 2 апреля того же года послушник Павел был пострижен архимандритом Иоанном в монашество с наречением имени в честь Преподобного Сергия Радонежского. 7 апреля 1950 года Святейший Патриарх Алексий рукоположил монаха Сергия во иеродиакона, а 28 мая – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6) снятие научной копии с портрета XVII в. боярина Морозова (Музей быта); 7) реставрации копии с парсуны 1693 года Святейшего Патриарха Адриана, выполненной в 1758 году В те же годы П. А. Голубцов написал несколько научных работ. 199 Видимо, к этим годам относится опасное и секретное поручение, полученное, им, вероятно, от Ю.Олсуфьева, – сохранить Честную Главу Преп. Сергия, которую в 1919 году Павел Флоренский с Ю.Олсуфьевым и архим. Кронидом тайно отделили от мощей во избежание грозившего им увоза, или уничтожения большевиками. В мощах же она была временно заменена черепом одного из захороненных поблизости князей Трубецких. Павел Александрович хранил ее футляре–коробке среди книг. После войны 200 и открытия Лавры П. Голубцов привез эту святыню в монастырь, и она была вложена в раку Преподобного. Ограничивая себя во всем, он смог накопить денег и купить в 1937– 1938 гг. в Посаде по Б. Кокуевской (д. 34, снесен) полдома (комнату с кухней) для бедствовавшей тогда своей сестры Анны с двумя малышами, 201 поскольку они были изгнаны из родного дома на Красюковке в начале 30–х годов, как попавшие в категорию «лишенцев» (ее муж, священник о. Алексий Габрияник, был репрессирован, начиная с ареста в 1928 г.). Только в 1940 году, очевидно, в сентябре, Павел Голубцов был приглашен на постоянную работу в ГИМ и здесь проработал до августа 1941 г. В этот период он сделал два (или три) научных сообщения по поводу Пафнутие–Боровского монастыря и портрета патриарха Адриана, о которых речь шла раньше. Война нарушила его творческие планы. 20 августа 1941 года Краснопресненским РВК Павел Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании от солдата до сержанта нес службу в 6–м запасном автомобильном учебном полку 202 . Там он также работал в качестве батальонного, а затем полкового художника; был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в октябре 1945 года Павел поступил на II курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную Семинарию. После окончания ее в 1947 году Павел Александрович поступил в Духовную Академию. Перейти на церковное служение благословил его старец – схиархимандрит Иларион (в миру – Иоаким Удодов, 1863 – 15 марта 1951). Отец Иларион, с которым Голубцов познакомился в конце 20-х – начале 30–х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря 203

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛУБЦОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Николай Голубцов Голубцов Николай Александрович ( 1900 - 1963 ), протоиерей Детство Родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде . Происходил из известной семьи Голубцовых, чей славный род дал немало священнослужителей, учёных и просто замечательных христиан. Его отец, Александр Петрович Голубцов , был профессором литургики и церковной археологии Московской духовной академии . Жена Александра Петровича, Ольга Сергеевна Голубцова (1867-1920), также происходила из священнического сословия, она была дочерью ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергия Смирнова . Ольга Сергеевна была глубоко верующей христианкой, хорошо знала Св. Писание, многое из него помнила наизусть, и воспитывала детей в вере и благочестии. Все силы она отдавала семье, но при этом находила время и для дел милосердия и благотворительного служения. Скончалась она, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии во время Гражданской войны. Ольга Сергеевна была духовной дочерью иеросхимонаха Алексия (Соловьева) из Зосимовой пустыни , часто ездила к нему и брала с собой детей, приучая их к регулярной исповеди и продолжительным монастырским службам. После смерти матери семейство Голубцовых продолжало духовно окормляться у Алексия Зосимовского. Голубцовы жили в Сергиевом Посаде , на Красюковке, и поэтому дети с родителями часто бывали на службе в Троице-Сергиевой Лавре и в скитах - Черниговском-Гефсиманском , Вифанском и Параклите . Семья была глубоко церковной, и дети получили традиционное христианское воспитание. Николай был седьмым ребенком в семье, он рос любознательным, смышленым мальчиком. Его жажда активного познания мира нередко переливалась через край, за что ему нередко попадало от матери, любившей порядок в доме и довольно строго державшей детей. Обычно в наказание за проступки его ставили в угол. Но отец как-то особо любил Николая за его живой и пытливый ум, и порой защищал от праведного гнева матери, ограничиваясь устным внушением. Отцу, видимо, импонировало то, что Николай очень любил книги, которых в профессорском доме было много. Не все дети Голубцовых одинаково проявляли интерес к книгам, а у Николая, как писал его биограф и племянник, дьякон Сергий Голубцов, была «любознательность, проявляющаяся в запойном чтении книг». Начитанность позже очень пригодилась ему в его пастырском служении. Николаю было всего 11 лет, когда умер отец, но он сохранил о нем самые теплые воспоминания

http://drevo-info.ru/articles/7437.html

Указанной фразы не произносил, а сказал то, что мною изложено в первом моем показании, не имея в виду этой фразой выразить какое–либо антисоветское отношение, а желая дать понять Федорову–Давыдову, что мне, как знатоку, специально изучающему вопросы искусства, одинаково больно срыв Симонова храма, как ему – частичная гибель от пожара любого правительственного здания. Бутырская тюрьма 8.IV. 30 г. Голубцов П.А.» [л. 7] г В деле, данном для ознакомления, приложены только копии из заключения, сделанного « » мая 1930 г. помощником] Уполн. СООГПУ М. Бак, что она нашла, что: Голубцов, будучи студентом Университета, занимался ведением антисоветской агитации в группе студентов и преподавателей по поводу закрытия Симонова монастыря, заявил: «...вы у нас Симонов монастырь закрыли, а мы у вас сожгли дом ЦЕКа» 226 ... Голубцов связан с контрреволюционным элементом, помогает высланным церковникам. Допрошенный ГОЛУБЦОВ показал, что действительно будучи озлобленным по поводу закрытия церкви, сказал, что мы у них ...[сожгли дом ?] ЦЕКа. Показал, что его брат, бывший монах, выслан, зять – священник также, ...которым он оказывает материальную помощь. Связан с бывшим гр–ном/вместо графом] Олсуфьевым. Принимая во внимание, что гр. ГОЛУБЦОВ достаточно изобличен в преступлении, предусмотренном ст. 58/104К Постановил: Дело передать на рассмотрение Особ. Совещания при Коллегии ОГПУ П/уполном. 5 отд. СООГПУ (М. Бак) [л. 17]. В выписке из протокола Особого Совещания при КОЛЛЕГИИ ОГПУ от 8 мая 1930 г. напечатано: «Постановили (в дополнении] 3): Голубцова Павла Александровича выслать через ПП ОГПУ в Сев. край сроком на ТРИ года, считая срок с 28/Ш-ЗО г. Дело сдать в архив». – Больше документов в деле нет, кроме документа от 15.03/13.06. 1989 г. о реабилитации на основании Указа, упомянутого в конце Следств. дела И. А. Голубцова . 2. Отзыв свящ. Н. Никольского о сочинении студента IV–ro курса иеромонаха Сергия (ГОЛУБЦОВА) на тему: «СПОСОБЫ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГОСЛОВСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

протодиакон Сергий Голубцов (19.01.1932–01.08.2006) Биографические труды История Русской Церкви Церковное искусство протодиакон Сергий Голубцов Советский и российский религиозный деятель и церковный историк. Кандидат богословия. Биография Родился в семье инженера, Алексея Александровича Голубцова, который в последние годы жизни являлся нештатным чтецом в храме. Дед — доктор богословия, профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов. Окончил приборостроительный факультет Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана, работал инженером в ряде научно-исследовательских институтов. В начале 1970-х годов принял решение посвятить свою дальнейшую жизнь церковному служению. В 1972 году поступил в Московскую духовную семинарию, и уже в 1977 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1977 — диакон в храме преподобного Пимена Великого в Москве, с 1986 — протодиакон. Выйдя за штат, служил в столичном храме святителя Николая в Хамовниках, где и скончался во время богослужения. Основные труды протодиакона Сергия Голубцова посвящены истории Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Также являлся автором работы по истории семьи Голубцовых, исследований о храме преподобного Пимена Великого, о Московском Введенском кладбище, о профессоре Николае Каптереве. Профессор Николай Гаврюшин вспоминал, что " труды свои Сергей Алексеевич самостоятельно доводил на стареньком компьютере до оригинал-макета и по большей части издавал за счет собственных сбережений. Академическая учёность относилась к нему с прохладцей, хотя он столько сделал для истории МДА, сколько не всякой корпорации под силу осуществить за несколько десятилетий " . По словам священника Ильи Соловьёва: " Как церковный историк, о. Сергий Голубцов был сторонником следования исторической правде без ненужной, как он говорил, «елейности» и прикрас. Он смело отрицал всевозможные исторические мифы... всю свою жизнь придерживался строго научного подхода, не боясь, что написанная им история сможет вызывать разочарование или даже досаду у сторонников тех мифов, с которыми он как историк и церковный человек не мог примириться " .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010