Когда же, по окончании тяжкого целодневного труда, стал Сергий есть заработанные им гнилые куски хлеба с одною водою, то некоторые из братии, видевшие исходящую из уст его пыль от гнилости пищи, изумились долготерпению своего наставника, что и такую пищу не хотел принять без труда, – и вооружились терпением и упованием на Бога. Другие же более слабые, и неокрепшие еще в подвиге самоотвержения, одолеваемые голодом возроптали, и говорили игумену: «слушаясь тебя, мы умираем с голоду, ибо ты запрещаешь нам ходить в мир, просить хлеба. Завтра же пойдем отсюда, каждый в свою сторону, и более сюда не возвратимся, ибо невозможно терпеть здешней скудости. Преподобный же игумен, желая подкрепить их малодушие, собрал всю братию, и с обычною кротостью увещевал их не изнемогать в искушении. Он говорил им: «Ищите прежде царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вам. Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их, кольми паче вас – маловери? Затем обнадеживал их, что претерпение искушений вознаграждается сугубою пользою, по слову псалмопевца: «вечер водворится плачь, а заутра радость». Верую, воскликнул он, что Господь не оставит места сего и живущих в нем! Пока преподобный беседовал с унывающею братией, услышали, что кто-то стучит во врата. Вратарь Онисим, приникнув к скважине, увидел, что привезено множество брашен и хлебов, и доложил преподобному, говоря: Отче, благослови принесших хлебы, ибо твоими молитвами много их пред вратами. Сергий приказал идти всем в церковь , и отслужил благодарственный ко Господу молебен; затем пригласил всех вкусить брашна, велел пригласить и принесших хлебы. Но присланные уже скрылись, сказав только, что Христолюбец некий послал их из дальних мест в Сергиеву обитель; а на приглашение Онисима отдохнуть в обители, отвечали, что – имеют другие поручения, и скрылись немедленно. Хлебы и брашны, присланные Сергию, так были вкусны и приятны, что, казалось, были приготовлены с благовониями. Братие! сказал Сергий, не видите ли теперь, что Господь не оставляет места сего, и рабов своих, работающих день и ночь с верою и терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между медведями нашелся один, который часто начал посещать преподобного; видя, что зверь приходит не со злым умыслом, а в надежде получить подачку, Сергий начал делиться с ним своей скудной трапезой, полагая ему скрой хлеба на пень или на колоду, причем пополам делился с ним и в том случае, когда самому едва хватало. Когда же случалось, что совсем не было хлеба у преподобного и медведь, приходя к келье, не находил своей порции на урочном месте, тогда, по словам жизнеописателя, он долгое время не отходил (от кельи), но стоял, смотря туда и сюда и ожидая (с упорством), как будто злой заимодавец, настоятельно желающий получить долг. Ежедневные посещения медведя продолжались более года. Пищу преподобного Сергия во время его уединенного пустынножития составляли хлеб и вода. Воду он брал из источника, или ключа, близ которого стояла его келья; откуда брал он хлеб- жизнеописатель ничего об этом не говорит: по всей вероятности, от времени до времени приносил или присылал его ему младший брат его Петр, который оставался жить в Радонеже. Не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5, 14), не мог долго оставаться безвестным в своей пустыне и преподобный Сергий. Слава о нем прошла между окрестными монахами, и последние начали посещать его, чтобы видеть необычного у нас пустынного подвижника. Скоро нашлись между монахами и такие, которые возгорелись желанием подвизаться вместе с преподобным в его пустыне; эти начали обращаться к нему с просьбою, чтобы он дозволил им селиться подле себя. Как мы сказали, преподобный Сергий удалился в пустыню не с тою мыслию, чтобы подвизаться в одиночестве, а с тою, чтобы в бо(льшем или меньшем товариществе подвизаться вне мира. Поэтому он не только не мог иметь ничего против того, чтобы принимать к себе изъявлявших желание жить вместе с ним, но и должен был весьма этому радоваться Указывая изъявлявшим желание жить с ним на трудность пустынного жития, преподобный с готовностию и с радостию начал принимать к себе тех, которых не страшила эта трудность.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Не без Промысла Божия случилось поставление Преподобного, но за его боголюбие, ибо Сергий принял игуменство не по своей воле, но начальство было ему вручено Богом. Преподобный не стремился к этому, не отнимал ни у кого сана, не сулил подарков, не давал взяток, как делают честолюбцы, которые, ловча и изворачиваясь, наперегонки крадут друг у друга почести, не понимая Писания, где говорится: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего [ Рим. 9, 16 ], от Которого всякое даяние доброе, всякий дар совершенный свыше нисходит от Бога, Отца светов [ Иак. 1, 17 ]. Отныне Сергию было вручено предводительство Божиим воинством на том месте, где Бог судил ему вести за собой к общему для всех Владыке и Царю множество иноков – храброе духовное ополчение. Поскольку за чистоту своей жизни святой угодник Божий был достоин этой благодати, достоин быть предстоятелем и пастырем своей пастве – стаду словесных овец, он стал начальником святой обители, Богом поставленный на игуменство. Глава 8. О НАЧАЛЕ ИГУМЕНСТВА СВЯТОГО Преподобный отец наш игумен Сергий вернулся в свой монастырь, в обитель Святой Троицы. Братия, исполнившись радости, встретили его и поклонились ему до земли. Он же, войдя в церковь и припав лицом к полу, со слезами молился невидимому Царю, взирая на икону Святой Троицы, и призывал на помощь Святую Богородицу, предстоятеля престола Небесных Сил Предтечу, мудрых апостолов, и древних святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , – и всех святых. Сергий просил их молиться, чтобы десница Вседержителя дала ему несмущенное дерзновение предстоять престолу Славы Живоначальной Троицы и касаться руками Агнца Божия – закланного за мир Христа, Сына Божия. После молитвы блаженный начал поучать братию словами Господа: «Старайтесь, братия, войти в узкие врата, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [ Мф. 11, 12 ]. Павел же галатам говорит: »Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание« [ Гал. 5, 22 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Они не могли спрятаться в лесу так, чтобы другие не узнали о той благодати, которую они стяжали во Свете Живоначальной Троице.  Также сказано в Евангелии: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,15-16). Порядок, который царил в сердце  преподобного Сергия, не мог укрыться от людей, люди чувствовали, что это удивительный человек. Слава о преподобном наполняла не только русские земли, она дошла до Константинополя, церковные власти Константинополя посылали письма к преподобному, где отзывались о нем как об очень духовно значимом для них человеке. Следующая заповедь блаженств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Прежде чем перейдем к рассмотрению этой заповеди, хочется рассказать об одном акте милосердия, который однажды проявил преподобный Сергий по отношению к одному поселянину, который жил близ горы Маковец. Этот поселянин хотел стать монастырским, имел семью, был у него ребенок, мальчик, который заболел и умер. Об этом стало известно преподобному Сергию, который сразу поспешил навестить этот дом, возможно, он встретил раздраженного отца этого умершего ребенка, который с сожалением сказал, что он идет делать гроб. И в то время, как отец пошел делать гроб для своего маленького сына, преподобный Сергий находился близ тела мертвого ребенка. Преподобный начинает молиться, он  понимает, как много значит для этой семьи ребенок. Настоящее милосердие для этой семьи – вернуть им их сына. В библейском смысле благословение от Бога – это дети. Если они есть, значит, к тебе пришло Божье благословение. Если их нет, то человек носил поношение безчадства. Отец сделал гроб, зашел в келью, где был мертвый сын, и вдруг  он увидел, что ребенок здоров. Преподобный Сергий взял мальчика за руку и подвел к отцу. Это было милосердие чудесного порядка, которое свидетельствовало о Божественном участии в намерениях преподобного Сергия, потому что человек не может своей силой воскресить другого человека, если благодать Божия не будет ему содействовать.  Вспоминаю случай, произошедший со святым праведным Иоанном Кронштадтским – он любил обходить рабочие кварталы и заходить в дома к своим прихожанам.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Ну пути к Рождеству: слово о.Сергия (Рыбко) Портал «Правмир» продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня с предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) 4 января, 2011 Портал «Правмир» продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня с предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) Портал « Правмир » продолжает готовиться ко встрече Рождества с пастырями Русской Православной Церкви. Сегодня c предрождественскими пожеланиями и напутствиями обращается к читателям игумен (Сергий Рыбко) . В первую очередь хочу пожелать сайту « Правмир » оставаться таким же популярным  среди людей ищущих Бога, отвечая на их насущные вопросы. Благодаря сайту все больше людей просвещаются словом Божиим. У читателей же пусть искорка богоискательства разгорается в сердце больше и больше, и в конечном итоге как Вифлеемская звезда приведет в Небесное Царствие. Всем, кому небезразлично христианство, Христос, я хочу пожелать стать ближе к Богу. Кто за церковной оградой – пусть войдет в нее и в радости встретит Рождение Христа в своем сердце. Чтобы эта радость была постоянной. Те, кто совсем далеко стоят, кому вообще ничего не интересно, хочу, чтобы эти люди зажглись верой, интересом к богоискательству, проявили внимание к тому, что Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». У верующих пусть вера умножится. Желаю им больше ревности. Ревность может угасать, если человек допускает грехи, но может умножаться, что должно быть на самом деле. Цель нашей жизни – приблизиться ко Христу как можно более, как можно теснее. Мы должны по слову святого Игнатия Брянчанинова «усвоить в себе Христа», чтобы Он стал нашим другом. И окружающим нас людям мы должны нести эту благую весть о том, что есть Господь, есть Его Церковь, есть прекрасная христианская вера. И умирая на этой земле, мы должны знать, что есть другие люди, которые воодушевившись когда-то, следуют за нами в Небесное Царство . Доброго Рождества!

http://pravmir.ru/stat-blizhe-k-bogu/

Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22); тесны врата и узок путь и скорбен, ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их (Мф. 7:13—14); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12); много званых, а мало избранных (Мф. 20:16). Мало спасающихся, поэтому мало избранное стадо Христово, о котором в Евангелии сказал Господь: »Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство« (Лк. 12:32)». Когда блаженный Сергий сказал им все это, они с радостью и с усердием обещали: «Все, что ты повелел, сделаем и ни в чем тебя не ослушаемся».    Каждый из них построил для себя отдельную келлию, и жили они для Бога, глядя на жизнь Преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный Сергий, живя с братиями, терпел многие лишения и совершал великие подвиги и труды постничества. Он жил суровой аскетической жизнью. Добродетели его были таковы: голод, жажда, бдение, сухоядение, сон на земле, чистота душевная и телесная, молчание уст, умерщвление плотских желаний, труды телесные, смирение нелицемерное, непрестанная молитва, благоразумие, совершенная любовь, бедность в одежде, память о смерти, кротость с тихостью, постоянный страх Божий. Ибо начало мудрости — страх Господень (Пс. 110:10); как цветы — начало ягод и всех плодов, так и начало всякой добродетели — страх Божий. Преподобный укоренил в себе страх Божий, им был огражден и закону Господню поучался денно и нощно, подобно плодовитому дереву, посаженному у источников водных, которое дает плоды в свое время.    Поскольку Сергий был молод и крепок телом (силы у него было, как у двоих), диавол хотел уязвить его стрелами похоти. Преподобный же, почувствовав вражье нападение, удержал свою плоть и поработил ее, обуздав постом; и так, благодатью Божией, он был избавлен от искушений. Он научился искусно обороняться против бесовских нападений: как только бесы хотели поразить его стрелами греха, Преподобный пускал в них, стреляющих во мраке в праведных сердцем, стрелы чистоты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

р.б.Сергий 23 января 2013, 16:53 Виктору(2013-01-22): " БУНТА НЕ НАДО - а надо ЗАЩИТА СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. " Но поскольку " наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных " , и БОГ наш " всесожжения не благоволиши " необходимо укрепление " Господом и могуществом силы Его " . А для этого " станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие " . " Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. " (Апостол Павел,Ефес.,6,13) БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! р.б.Сергий 22 января 2013, 22:52 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! ВИТАЛИЮ Я-ЗА (2013-01-18): По-поводу Ваших ссылок http и " выходе России с ОСТОРОЖНОСТЬЮ из порабощения " прошу ВНИМАТЕЛЬНО ознакомиться с комментарием Елены.Украина (2013-01-19/19:56). Нынешнее ИГО (иудейское) тем и страшно, что народ России, в основной своей массе (более 90%), отвернулся от БОГА! Идея национально-освободительного движения эксплуатируется безбожной властью лишь с одной целью: " соблазнить и избранных " , а если не выйдет, так уничтожить! С Креста не сходят, с него снимают. Ибо не все мы " умрем " , но все изменимся... БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! р.б.Сергий 22 января 2013, 21:01 Н.Н., Ивану Х., Миру Рим, Игорю, Виктору: СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! НЕ НАДО поддаваться провокационной эмоциональности статьи отца Андрея, которая наглядно (количеством комментариев) демонстрирует важность не только того ЧТО говорит (пишет) автор, но и КАК он это делает?! Мой комментарий: " Протестовать против несправедливой политики МИРСКОЙ ВЛАСТИ - ГРЕХ! " - ОЗНАЧАЕТ, что стихийный бунт против МИРСКОЙ власти погубит Вашу Душу! Прошу внимательнее читать мои комментарии, в т.ч.(2013-01-16). Более развернутый ответ на Ваши упреки вы обнаружите в комментариях melanhlenos(2013-01-17) и " православного " (2013-01-19). Для социального служения, волонтерства и т.п., для СОПРОТИВЛЕНИЯ греху требуется определенная духовная зрелость (ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ - ОКО) и БЛАГОсловение опытного духовника. Дорога в ад (во власть демонов) вымощена благими намерениями социальной справедливости! Именно потому простые иудеи и кричали прокуратору " Распни! " , что Господь наш, Иисус Христос не оправдал их чаяний освобождения от римского порабощения.

http://pravoslavie.ru/58807.html

Рубрики Коллекции Что и кому должен мужчина?  Кто такой настоящий мужчина? Чем он занимается? Как воспитывает детей? Как относится к женщине? Что значит фраза «веди себя, как мужчина»? Мужчина должен быть готов убить? Если мужчина нежный и ласковый, он ненастоящий мужчина? И чем же все-таки мужчина отличается от женщины? Об этом дружеский разговор четырех мужчин в выпуске «Райсовета». 17.12.2023 Церковь действительно не молится о самоубийцах, об этом говорит 14 правило епископа Тимофея Александрийского, и в этом же правиле указано, что если человек совершил самоубийство, не осознавая, что он делает, то за такого человека Церковь молится обычным порядком. 10.07.2021 Вопрос читателя: Батюшка, поясните, пожалуйста, почему Иисус считается потомком Давида? Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.Евангелие от Матфея 1 глава. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Евангелие от Матфея 1 глава. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов;… 08.04.2021 Вопрос читателя: Скажите, для чего человек даёт клятву отречения от сатаны, если после Таинства Крещения он всё равно продолжает грешить? Причём грешить будут ВСЕ ЛЮДИ. А Безгрешный у нас только один — это Иисус Христос. Лично я отнёс к Безгрешным ещё и Божью Матерь. Все мы знаем, что за свою праведную земную жизнь она удостоилась чести… 19.03.2021 Вопрос читателя: Здравствуйте! Хотелось бы иметь англоязычный перевод Библии, соответствующий синодальному. Где его можно взять? Есть же в РПЦ приходы за рубежом… С уважением, Виталий Алехин Отвечает иерей Сергий Савенков: Уважаемый Виталий, спешу вас обрадовать, близко Синодальному переводу Библии соответствует New King James Version. Именно этим переводом пользуется Православная Церковь в Америке. Перевод New King James Version (сокращённо NKJV) вышел… 17.03.2021 Вопрос читателя: Здравствуйте, не могу найти истолкования к этим строкам. Здесь речь идет о человеческих жертвоприношениях? Чис. 31:40 людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души. Сергей Отвечает иерей Сергий Савенков: Здравствуйте Сергей. Вот как звучит это место из книги Чисел в издании Российского Библейского общества (2011 года издания): «Доля ходивших в поход…

http://foma.ru/authors/savenkov-sergij-i...

Сталкиваясь с неизбежным искушением осудить кого-то, мы должны напомнить себе, что весь закон сводится к заповеди любить Бога и ближнего. Блудные страсти Страсти, связанные с половой сферой, по мнению старца Сергия, особенно страшны, так как влекут за собой грехи, которые являются «преступлением в отношении другой личности» и в то же время – «преступлением против самих себя, против собственной личности». Ведь тот, кто подвержен блудной страсти, рассматривает самого себя и другого человека как инструмент получения удовольствия, низводит себя и другого человека до положения вещи, решительно игнорирует и презирает то, что другой человек, да и он сам тоже, являются духовными существами, и поэтому грешит одновременно и против Бога, образ Которого он носит, и против ближнего. Таким образом, блудная страсть тоже напрямую связана с гордостью, эгоизмом и недостатком любви к Богу, к ближнему и к самому себе. Гнев Страсть гнева, к которой можно присоединить все формы проявления агрессии по отношению к людям, тоже свидетельствует об отсутствии любви к ближнему. Кротость же (добродетель, противоположная гневу) выражает собой любовь; некоторые святые отцы даже отождествляют кротость с любовью к ближнему. Старец Сергий советовал изо всех сил стараться не впадать в состояние гнева, так как оно пагубно сказывается на духовной жизни, потому что изгоняет благодать. Во время принятия исповеди первой заботой старца было выяснить, примирился ли кающийся со всеми людьми, нет ли у него разногласий с кем-то, нет ли в нем ненависти, обиды на кого-то. Эти состояния виделись ему препятствием ко причащению. В этом он ссылался на слова Христа: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним ( Мф. 5:23–25 ). Упадок духа, подавленность, нерадение и духовное нечувствие Упадок духа, подавленность, нерадение и духовное нечувствие (обычно объединяемые у святых отцов в понятие «уныние») – это страсти, о которых старец Сергий говорил очень много, так как они подстерегают всякого человека в его повседневной жизни, в особенности же тех, кто решил вести глубокую духовную жизнь и отказаться от «развлечений» (в паскалевском понимании) мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Старец Сергий умел давать каждому такие советы, которые в точности подходили к его личности, его состоянию, положению, ситуации. Отцу Сергию было открыто сердце каждого, и он видел далеко за пределами того, что произносилось во время исповеди; его советы были порой неожиданными для того, кто их слышал: они относились к мыслям или поступкам, о которых исповедовавшийся не рассказывал, или к состояниям и склонностям, неведомым самому человеку. Но рано или поздно истинность его советов обнаруживалась, и оказывалось, что каждому они четко указывали волю Божию. Отец Сергий, когда давал советы, не сыпал словами. Его речь всегда была сдержанной. Он не расточал праздных, бесполезных слов. Все, что он произносил, было необходимым, существенным. Каждое из произносимых им слов было исполнено тепла и силы. Воистину его действие заключалось не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы ( 1Кор. 2:4 ). И поэтому тот, кто его слышал, преображался и оказывался во власти благодати, которая и помогала ему достичь этого преображения. Это были поистине старческие качества, и благодаря им его считали старцем далеко за пределами Франции наиболее выдающиеся духовные люди нашего времени, такие, как архимандрит Софроний, с которым его всегда связывала крепкая дружба, отец Иустин (Попович) или афонские старцы: отец Ефрем Катунакский , отец Харалампий и отец Паисий. Однако учеников у него было очень немного. Это объясняется прежде всего его великим смирением, из-за которого он всегда отвергал роль не только «руководителя» или наставника, но даже духовного отца, будучи и в этом послушным заповеди Христа: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос ( Мф. 23:8–10 ). Само это смирение в сочетании с глубоким благоговением перед духовной реальностью и с обостренным чувством сокровенного заставляло его избегать рассуждений и поучений на духовные темы, и часто он сам уводил разговор в сторону, рассуждая о вещах житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010