В 1800 году, вследствие представления в Святейший Синод от епископа Ксенофонта, Муромское и Вязниковское училища упразднены; ученики из них переведены во Владимирское и Суздальское училища. Переславское же училище, сказано в указе, «оставляется, так как в нём всегда с пользою церкви учение продолжалось». Классы же – философский и риторический – упразднены, а ученики из них переведены во Владимирскую семинарию на соответственные классы. В училище оставлено только три класса: 1) высший грамматический или синтаксима, 2) низший грамматический и 3) элементарный. Кроме грамматики Лебедева, по латинскому языку велено изучать в синтаксиме грамматику Каменского. Учебный курс в каждом классе продолжался два года. Арифметику по резолюции Преосвященного предписано преподавать в зимнее время в 3 часу пополудни, а для обучения нотному пению выбраны были способные к тому причетники г. Переславля. Катехизис и евангелия толковались в воскресные дни в училище за час пред литургиею. Так учебная часть Училища шла до 1814 года. Начальство Училища, не имея проекта устава, всякий раз руководствовалось резолюциями Преосвященного. Например, отпуски учеников на праздники всякий раз были назначаемы Преосвященным. Для учеников, не явившихся в срок, указом консистории постановлены были следующие правила: не явившихся после отпусков два дня ставить на колени на два класса, за четыре дня – понижать классом, за неделю – не принимать без отношения в училище 1 . С 1814 года состоялось преобразование училищ. Прежнее название инфим, информаторий, аналогий уничтожилось. Училища названы уездными и приходскими, – в каждом из них было по два класса. Учителей прибавилось до 5 человек; взошли в учебную программу новые предметы, как то: греческий язык и славянский; введены новые учебные руководства, например, славянская грамматика, арифметика в 2 частях, греческая грамматика, священная история, латинская грамматика Амвросия, Корнелий Непот, греческая хрестоматия Каченовского, устав церковный, Новый Завет . Некоторые из сих учебников до сих пор ещё существуют в числе руководств неизменно; другие заменялись несколько раз новыми. Так, в 1830 году введена была арифметика Куминского; в 1851 году она заменена арифметикой Буссе, – а эта в 1863 году арифметикой Никулина. География в 1831 году была – Арсеньева; с 1855 по 1863 Ободовского, а с 1863 Корнеля. С русской грамматикой произошли тоже преобразования: с 1831 по 1833 год была учебником грамматика Востокова; с 1833 по 1858 год грамматика Греча, а с 1858 года по сие время опять грамматика Востокова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Поэтому уважению Гомилетика Амфитеатрова одобрена к употреблению в высших и средних духовно-учебных заведениях, как пособие для преподавателей и для воспитанников, приготовляющихся к священному званию. (Отзыв проф. Д. Ф. Вознесенского). – В виде пособия, при чтении общей словесности, одобрены в 1844 г.: Основания всеобщей словесности и происхождение русского языка, соч. Готтеса (отзыв проф. Д. Ф. Вознесенского); в 1845       году – Правила высшего красноречия, соч. графа М. М. Сперанского. (Отзыв проф. К. И. Лучицкого). Д) По арифметике, алгебре, геометрии и пасхалии В 1830 г. Конференция одобрила к классическому употреблению в духовных училищах Арифметику Куминского, вместо употреблявшейся до того времени арифметики, изданной Главным правлением училищ. (Отзыв Себржинского). – В 1846 г., по отношению Духовно-учебного управления, Конференция поручила профессору Д. П. Ростиславову составить для семинарий новые руководства по алгебре и геометрии, с ближайшим применением их, как в пространстве, так и в образе изложения, к главному назначению семинарий, сообразно с постановленными в 1840 г. правилами о преобразовании учебной части в семинариях. Профессор Ростиславов составил руководство по алгебре, но, вместо геометрии, составил, краткое руководство к физике – которые были рассмотрены в Конференции и найдены годными для своей цели, но в свет еще не изданы. – В пособие по классу математики одобрены: в 1813 г. – Руководство к умственным вычислениям, соч. Леруа, перев. Шубяковым (отзыв проф. Д. И. Ростиславова ). В 1819 г. профессор В. Себржинский рассматривал составленное бакалавром Моск. Дух. Академии А. Тяжеловым – Руководство к пасхалии, исправив в ней некоторые выражения, не свойственные российскому языку, представил, что она с пользой может быть введена в духовные училища, тем более, что по этой науке вовсе не было классической книги. Е) По языкознанию В 1832 г. Конференция, по предписанию Комиссии дух. училищ, рассматривала Французскую хрестоматию, употребляемую в духовных училищах, и представила мнение об исключении из оной, при новом издании, статей, которые найдены несогласными с духом христианского учения, или заимствованы из писателей неблагомыслящих, или соблазнительных, и наконец таких, в которых не заключается ничего ни поучительного, ни даже занимательного. В 1834 г., по поручению Комиссии духовных училищ, Конференция рассматривала Российскую хрестоматию для грузинских училищ, пополнив ее, по предметам духовным из лучших духовных писателей, а из писателей светских оставив те только статьи, которые, как по совершенству слога, так и по содержанию своему, могут занять место в подобной учебной книге; прочие же, исключив или заменив лучшими. Пересмотром Хрестоматии занимались ректор С.-Петербургской семинарии архим. Макарий и протоиерей И. Иванов .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На седьмом году Владиславлева начали учить грамоте. Несмотря на свое малолетство, он и тогда уже оказал хорошие успехи и подавал большую надежду на блистательные успехи в будущем: в одну зиму выучился он прекрасно читать и писать, выучил наизусть краткий катехизис и знал первые два действия арифметики по учебнику блаженной памяти Куминского, одному из самых неудобопонятных для детей; в следующие три года, особенно в последний из них, он прошел св. историю, русскую грамматику, арифметику до тройных правил и грамматики латинскую и греческую до синтаксиса. Тем и закончилось его домашнее воспитание. Когда Владиславлеву исполнилось десять лет, о. Петр повез его в Мутноводск и представил на экзамен, чтобы записать его во II класс училища; но Владиславлев на приемном экзамене так отличился, что ректор училища, никогда еще не слышавший таких разумных ответов от десятилетних мальчиков, представляемых на экзамен, принял его прямо в III класс. Затем, по обыкновению и горькой необходимости, малютка брошен был в Мутноводске на произвол судьбы, подобно всем «семинаристикам», как хозяева семинарских квартир называли учеников мутноводского духовного училища, в отличие от учеников Семинарии, которых все называли просто «семинаристами». Отец его уехал домой, дав только 30 копеек на калачи на всю треть, да сказавши при прощанье: «Учись, Вася! Будь умен, скромен и послушен». И Владиславлев остался один, лицом к лицу с семинарскою жизнью, которая если и теперь еще черна и незавидна, то в ту пору была еще чернее и незавиднее... Проводив отца, он поплакал немного, потом стал присматриваться ко всему окружавшему. Как для него ново и странно было все, что он видел перед собою!».. Все общество семинарской его квартиры состояло из двадцати человек, из которых только трое было маленьких, а остальные, за исключением старшего богослова, все риторы и философы. Естественно, что в таком обществе Владиславлеву в ту пору нельзя было ничего встретить хорошего. Вот что он увидел здесь в первый день, когда проводил своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Много заботился ректор Макарий и о возвышении учебных успехов воспитанников вверенных ему училищ. Киево-Подольские духовные училища в ректорство Макария были необыкновенно переполнены. В высшем отделении уездного училища было 137 воспитанников; в низшем отделении его – 204 чел., при чем это отделение имело два класса, из коих в первом было 97, а во втором – 107 человек; во втором классе приходского училища было 154, а в первом – 38 человек. Следовательно, всех учеников в обоих училищах было 533 чел., из коих 129 чел. жили в казенном доме, при чем 65 чел. пользовались полным бурсачным содержанием, а 64 чел. находились на полубурсачном содержании. Заботы ректора Макария о возвышении и улучшении учебной части в Киево-Подольских училищах видны особенно из того, что он внимательно следил за неопустительным посещением классов наставниками, причем сам нередко присутствовал на их уроках, и старался по возможности каждого ученика снабжать учебными руководствами. Так, через несколько дней после вступления в должность ректора, Макарий 3 февраля 1842 года уже просил Семинарское Правление о выписке 150 экземпляров пространного катехизиса и 25 экземпляров краткой греческой грамматики. Несколько позднее, именно 15 апреля он снова ходатайствовал пред Семинарским Правлением о высылке для бесплатной раздачи беднейшим воспитанникам Киево-Подольских духовных училищ арифметики Куминского (60 экземпляров), греческой грамматики (150 экземпляров), географии Арсеньева (80 экземпляров), пространного катехизиса (60 экземпляров), латинской грамматики (180 экземпляров), краткой священной истории (75 экземпляров), русской грамматики Греча (150 экзем.) и географических карт (до 4 экземпляров) 155 . Не оставлял Макарий без должного внимания и экономической стороны жизни вверенных ему училищ. Кроме того, что он заново составил во время приема должности опись всего наличного училищного имущества, он же первый из начальников Киево-Подольских духовных училищ завел книгу для записи имевшего впредь поступать училищного имущества и книгу для записи всех съестных припасов и других мелких принадлежностей училищной экономии: обе последние книги он 17 февраля 1842 года представлял в Семинарское Правление для скрепы 156 . При Макарии же и по его инициативе был перестроен хлебный училищный амбар, так как в прежнем испортилась крыша и образовалась было течь 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Красноярская епархия Дата создания: 25 мая 1861 г. (ст.ст.) Описание: Входит в состав Красноярской митрополии 25 мая 1861 г. Енисейская и Красноярская епархия была выделена из состава Томской и Енисейской епархии. Последний временно управлявший епархией епископ Ачинский Сергий (Куминский) был арестован в ноябре 1937 г. После непродолжительного периода архиерейского управления (в 1942 г. — начале 1944 г. Красноярскую кафедру замещал святитель Лука (Войно-Ясенецкий)), приходы епархии вошли в состав соседних епархий. Самостоятельная епархия была создана 20 июля 1990 г. (выделена из Новосибирской и Барнаульской епархии ). Первоначально в возрожденную Красноярскую епархию входили образовавшие позже отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 44 ) из состава Красноярской епархии выделена Енисейская епархия . На заседании Синода 5-6 октября 2011 г. ( журнал 108 ) было признано целесообразным образовать в юго-восточной части Красноярского края Канскую епархию путем выделения из состава Красноярской епархии. Также Синод постановил включить ( журнал 132 ) Красноярскую епархию в состав Красноярской митрополии. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 172 ) из состава Красноярской епархии выделена Канская епархия. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал 112) из состава епархии выделена Минусинская епархия . Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. ( журнал 7 ) в состав Красноярской епархии включен Эвенкийский р-н Красноярского края (путем выделения состава Енисейской епархии), в состав Енисейской епархии включены Большемуртинский и Сухобузимский р-ны Красноярского края (путем выделения состава Красноярской епархии). Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Красноярского края: Городской округ город Ачинск, Городской округ город Боготол, Городской округ город Дивногорск, Городской округ город Железногорск (ЗАТО), Городской округ город Красноярск, Городской округ город Назарово, Городской округ город Сосновоборск, Городской округ город Шарыпово, Городской округ поселок Кедровый, Городской округ поселок Солнечный (ЗАТО), Тюхтетский муниципальный округ, Шарыповский муниципальный округ, Ачинский муниципальный район, Балахтинский муниципальный район, Березовский муниципальный район, Бирилюсский муниципальный район, Боготольский муниципальный район, Большеулуйский муниципальный район, Емельяновский муниципальный район, Козульский муниципальный район, Манский муниципальный район, Назаровский муниципальный район, Новоселовский муниципальный район, Ужурский муниципальный район, Эвенкийский муниципальный район.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244127...

В этом деле военные пастыри находят сочувствие среди военного начальства и гг. офицеров. Гг. офицеры и чиновники 1-го пластунского пешего батальона пожертвовали шесть билетов первого и второго внутренних займов с тем, чтобы проценты с них употреблялись на устройство библиотеки при батальонной церкви для нижних чинов. Некоторые из военных пастырей устроили при церквах иконно-книжные лавки и так называемые летучие библиотеки, имея в виду распространение религиозно-нравственных книг, священных изображений и Св. икон среди нижних чинов. Для противодействия сектантскому учению в гор. Умани священник Куминский открыл при вверенной ему церкви библиотеку и книжный склад, на который из полковых средств затрачено до 200 руб. 28 Посещение мест заключения и госпиталей Кроме общей проповеди об обязанностях христианина и особых наставлений об обязанностях воина заботы военных пастырей о религиозно-нравственном преуспеянии пасомых выражаются в посещении священниками карцеров и вообще мест заключений, лазаретов и госпиталей, где так дорого и спасительно слово назидания и утешения. Братства при военных церквах При содействии протопресвитера Желобовского основываются также братства при полковых церквах. Ковенское Петропавловское братство ревнителей веры и благотворения на первых же порах проявило свою деятельность ведением внебогослужебных бесед по воскресным дням и в крепостном соборе, чтением акафистов по воскресеньям, средам, четвергам и пятницам, учреждением двух хоров – военного из нижних чинов и любительского из лиц интеллигентного круга того и другого пола, обращением иноверцев к православию из католиков (присоединено в течение двух лет 36 человек), открытием церковно-приходской школы для офицерских детей, в которой к концу 1899 г. состояло 57 учеников. В области благотворительной братство проявило свою деятельность выдачею единовременных пособий крайне нуждающимся беднякам и призрением их в больнице. Есть братство при церкви 145-го пехотного Новочеркасского полка, при церкви училища лекарских помощниц и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Нововознесенск (Кумин). Церковь Вознесения Господня. Куминская Вознесенская единоверческая церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1908. Адрес: Пермский край, Очёрский район, Нововознесенск (Кумин) Координаты: 57.79959, 54.499632 Проезд:24 км от Очёра, вначале по федеральной трассе, затем поворот на деревню Наберухи Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь располагалась в селе Куминовском (Нововознесенск, Кумино) Оханского уезда Пермской губернии. Церковь была построена в 1908 году тщанием покойного синодального миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова, на изысканные им средства. Представляла собой деревянное здание без фундамента (на камнях) с колокольней, имело железную кровлю. В церкви находился один престол в честь Вознесения Господня, освященный 5 февраля 1909 года. Церковной утвари в храме было недостаточно. По штату, в храме должны были служить священник и псаломщик. Священник имел жалованье в размере 600 рублей в год, псаломщик - 200 рублей в год. За 1917 год было получено 96 рублей 42 копейки кружечных доходов. Церкви принадлежала усадебная земля с церковным погостом в количестве 1 десятины 1550 квадратных саженей. Священнослужители имели один недостроенный деревянный дом на усадебной земле, возводившийся тщанием прихожан в 1917 году и принадлежащий церкви. Церковь находилась в 135 верстах от консистории, от местного благочинного в селе Сретенском в 120 верстах, от уездного города Оханска в 67 верстах, и в 25 верстах от железнодорожной станции Бородулино. Почтовый адрес церкви: Больше-Сосновское почтово-телеграфное отделение Оханского уезда в селе Ново-Вознесенское той же волости. Копии метрических книг хранились в целости с 1909 года. Куминская Вознесенская единоверческая церковь (по сведениям клировой ведомости 1917 года), http://pokolenia.permkrai.ru/news/view/235 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56102

Эти документы получены были и в Киеве, кажется, [епископом Сергием] Куминским. Когда и кем обсуждались они, мне неизвестно, но впечатление у меня из бесед с Куминским осталось такое, что встретили их в Киеве сдержанно и холодно, и, насколько помню, никакого отзыва или ответа м[итрополиту] Сергию не дали. Насколько знаю, и в Харькове отношение было аналогичное и, кажется, без всяких письменных документов, а м[ожет] б[ыть] с устными инструкциями ездил тогда Пискановский в Москву. Вслед за этим стали появляться из Харькова присылаемые Куминскому первые образцы рукописей литературы, направленной против легализации вообще. Назначение ее было широкое распространение в целях соответствующих масс. Исходили они из Харьковского центра организации, и по ним можно было судить, какой курс берет организация в этом вопросе» 1000 . Негативное отношение к легализации вообще могло диктоваться пониманием того, что между красивыми и правильными словами декларации митрополита Сергия (образца 1926 г.) и реалиями, в которых окажется Церковь в результате «легализации по-советски», была большая дистанция. У украинских епископов в тот момент перед глазами была попытка местной церковной легализации в Черниговской епархии, в которой летом 1926 г. довольно неуклюже поучаствовал и митрополит Михаил (Ермаков), чем весьма уронил свой авторитет. Для понимания положения, в котором находилась Патриаршая Церковь в 1926 г., эта история, несмотря на ее локальный характер, весьма важна. После высылки осенью 1925 г. из пределов Украины управлявшего Черниговской епархией епископа Глуховского Дамаскина единственным «тихоновским» архиереем в Черниговщине остался состоявший в контакте с ГПУ УССР, бывший обновленец, епископ Новгород-Северский Матфей (Храмцов). За неимением других вариантов он и стал управляющим епархией. Вскоре после этого при сочувствии епископа Матфея один из подчиненных ему протоиереев, некий Николай Суворов, развил чрезвычайную активность в деле местной церковной легализации. В июле 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Как он тут появился, в охранной зоне ЮНЕСКО, вопреки всем законам и запретам? Еще недавно здесь в Десятинном переулке находился известный всем киевлянам «дом настоятеля» – усадьба Подвысоцкого, памятник архитектуры киевской усадебной застройки 19 века. Протоиерей Павел Подвысоцкий – знаменитый киевский священник 19 века, благочинный Старо-Киевских церквей, настоятель Андреевской церкви. Он – основатель «Киевского религиозно-просветительного общества», объединявшего многих выдающихся богословов, миссионеров, религиозных писателей, профессуру духовных школ. Дом принадлежал Киевской епархии, здесь жил священник Иоанн Шабатович, его дочь вышла замуж за Подвысоцкого. Во время атеистических гонений киевские священнослужители, а также члены их семей были репрессированы, а их имущество национализировано. Усадьба не была разрушена, в ней разместили какие-то конторы, она охранялась законом. Во время прокладки коммуникаций по территории усадьбы строители наткнулись на древние фундаменты – оказалось, что это остатки княжеского дворца времен святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Понятно, что никому никакой застройки на этом месте позволять нельзя. Думалось, что по завершении богоборческих гонений, в независимой Украине, усадьбу сохранят, вернут Церкви, откроют хотя бы небольшой музей (в ней всего шесть комнат) памяти репрессированных православных киевлян, богословов и мыслителей, членов «Киевского религиозно-просветительного общества»: сподвижника Подвысоцкого протоиерея Михаила Едлинского, казненного в Лукьяновской тюрьме, руководителя общества архиепископа Сергия (Куминского), расстрелянного в Ачинске (Красноярский край), активного деятеля общества последнего ректора КДА архиепископа Василия (Богдашевского), отбывшего Зырянскую ссылку и умершего от голода прямо на улице Киева в 1933 году и т.д. – это десятки выдающихся имен, их труды переиздаются и поныне. У этих великих киевлян нет даже могил. Однако выяснилось, что манкурство, алчность и мздоимство ничем не хуже атеизма. Несмотря на указы президентов Кравчука и Кучмы «о преодолении негативных последствий тоталитаризма» в отношении религии, создание правительственных комиссий, несмотря на обязательства Украины перед Советом Европы и прочими евроструктурами о реституции церковной собственности, возвращении репрессированной Церкви Христовой экспроприированного и награбленного, – никто ничего возвращать не собирается. Более того, окропленные кровью мучеников церковные святыни, сооружения, имущество стали источником обогащения для бесчисленного столичного коррупционного чиновничества.

http://radonezh.ru/2018/07/19/kto-kryshu...

Его кафедральным храмом был киевский Малософийский собор (основной храм Св. Софии был захвачен автокефалистами самосвятами - сторонниками В. Липковского ), при к-ром под рук. М. организовался сплоченный приход, установивший связи с др. приходами, верными Патриаршей Церкви. По благочиниям создавались орг-ции духовенства и мирян, собирались средства для ссыльных епископов. Вместе с пребывавшим в Киеве на покое еп. бывш. Ананьевским сщмч. Парфением (Брянских) М. совершил негласные хиротонии викарных епископов: Радомысльского Сергия (Куминского), Черкасского Филарета (Линчевского ; впосл. архиепископ), Сквирского Афанасия (Молчановского), Вышгородского Феодора (Власова), Хорольского Варлаама (Лазаренко) , на которых было возложено управление отдельными частями Киевской епархии, а также приходами ближайших епархий, оставшихся без архипастырского окормления. Как заместитель митр. Михаила (Ермакова), М. пытался выступать и в качестве исполняющего обязанности патриаршего экзарха Украины, однако в апр. 1924 г. патриарх свт. Тихон сообщил в письмах Екатеринославскому архиеп. Иоанникию (Соколовскому) , в. у. Харьковской епархией, и Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому) , что юрисдикция М. ограничивается Киевской епархией. В 1923-1924 гг. неск. раз его на короткое время заключали в тюрьму. В янв. 1925 г. был еще раз арестован и освобожден в кон. того же года. Управлявший Киевской епархией во время заключения М. викарный Богуславский еп. Георгий (Делиев) отказался передавать ему дела, что привело к конфликту между архиереями. Вскоре М. был выслан в Харьков. В дек. 1925 г. вместе с 12 др. укр. архиереями он подписал постановление о лишении сана бывш. Лубенского еп. Феофила Булдовского как инициатора автокефалистского лубенского раскола. В марте 1926 г. вместе с 8 др. архиереями, находившимися в Харькове, М. подписал обращение к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о поддержке его действий против организаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/2561328.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010