В скором времени в силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу епископ Макарий стал пользоваться авторитетом не только в Киевской епархии, но и за ее пределами. В период с 1922 г. по 1925 г. епископу Макарию как правопреемнику епископа Михаила (Ермакова) приходилось решать проблемы, выходящие за пределы Киевской епархии, что делало его фигуру в церковной ситуации на Украине во многих отношениях ключевой. Вокруг него стали консолидироваться сторонники Патриаршей Церкви на Украине. Епископ Макарий в то время был фактическим главой Православной Церкви на Украине. К нему обращались с Полтавщины и Черниговщины, и с Волыни, и с Подолья, и даже из Одессы и Днепропетровска. Объем церковных проблем был так велик, что епископ Макарий пришел к выводу о необходимости рукоположения новых архиереев, которые смогли бы понести тяготы архипастырского служения в новых, неблагоприятных для Церкви обстоятельствах. В 1923 г. после Пасхи в Киеве были арестованы все киевские епископы. Осенью 1923 г., под руководством епископа Макария произошли тайные собрания духовенства Киева, на которых обсуждался вопрос о необходимости поставления новых (тайных) епископов на случай арестов, а также об отношении к обновленчеству. Тогда же епископы Макарий и Парфений (Брянских) совершили хиротонии наиболее твердых и верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, не сообразуясь с мнением и пожеланиями представителей советской власти и втайне от них. Епископ Макарий поставил епископов Сергия (Куминского) , Филарета (Линчевского) , Феодора (Власова) , Афанасия (Молчановского) , Варлаама (Лазаренко) . Первые четверо должны были руководить частями Киевщины и примыкающими к ней Подолией, Волынью, Черниговщиной, а епископ Варлаам - Полтавщиной. В работу новых посвященных епископов был посвящен лишь круг доверенных лиц на местах, с которыми они и поддерживали связи. Так же тайно совершали они свои поездки по вверенным им округам, являясь лишь к определенным посвященным лицам. Епископу Феодору (Власову), жившему в Киеве, владыка Макарий назначил особую роль - приступить к своим обязанностям лишь в случае ареста остальных епископов.

http://drevo-info.ru/articles/26034.html

Несмотря на заверения Сталина, что «сын за отца не отвечает», повсеместно репрессиям подвергались и родственники священнослужителей. Известно, что вместе со священномучеником Макарием (Куминским) была расстреляна его двоюродная сестра. Священномученик митрополит Киевский Константин (Дьяков) был из вдовых священников: имел взрослую замужнюю дочь. Сначала был расстрелян зять митрополита, затем дочь, наконец, самого старика насмерть забили на допросе в Лукьяновской тюрьме. Репрессии не завершились 1930-ми годами, они продолжались практически до распада Союза. Существуют даже священнические династии репрессированных. Скажем, в той же Киевской области на Белоцерковщине есть древний род Старинских. Священник Петр Старинский 1930-е был осужден за «контрреволюционную деятельность» на семь лет магаданских лагерей, был освобожден, вернулся домой, погиб после войны, неся службу на приходах Киевщины. Его сын, Николай Старинский, будучи монахом Почаевской Лавры, был осужден в 1983 году на шесть лет лагерей за «антисоветскую (религиозную) агитацию и пропаганду». Кстати, сдал его в КГБ тот же М.А. Денисенко (Филарет). Сегодня диссидент – митрополит Питирим (Старинский) – управляет Николаевской и Вознесенской епархией УПЦ. Тема репрессий Православной Церкви – необъятна. Но совершенно непонятно, почему Церкви, которая создала Софию и все прочие православные святыни Украины, неоднократно восстанавливала их, а в ХХ веке была выдворена из них в Соловки и ГУЛАГ, бывшим комсомольцем В. Кириленко и вечным чекистом М. Денисенко отказано в праве называться «украинской», причем 330 лет? Давайте посмотрим на последний фотоснимок наших далеких киевских архипастырей-исповедников на фоне цветущей сирени в Киевской Софии Премудрости Божией – храме Христа Распятого за беззакония наша. Они уже пережили первые аресты, заключения и ссылки и знали, что они не последние. Но как спокойны и возвышенны их лица. Они уже стали на исповеднический путь – каждый на свой. Этот путь зовется подвигом. Давайте посмотрим на снимок. И устыдимся за себя, за наше время, за нашу власть, за хулиганов Кириленко и Денисенко, правящих свой шутовской бал на крови мучеников.

http://radonezh.ru/analytics/tragediya-n...

Еп. Макарий (Кармазин) управлял К. е. до янв. 1925 г. с небольшими перерывами, когда он на краткое время подвергался арестам. Ему удалось наладить тайную систему епархиального управления, в к-рую были включены почти все благочиннические округа, что позволило противодействовать расширению влияния обновленцев. Впосл. «уполномоченный представитель Софийской старославянской общины г. Киева» Владимир Воловик на допросе свидетельствовал: «Деятельность епископа Макария была чрезвычайно реальна и действенна. Еще будучи в Киеве, параллельно с деятельностью руководящих ячеек епископ Макарий создал т[ак] н[азываемую] пятерку общекиевского масштаба из Н. В. Кривицкого, А. Г. Феоктистова, Волошинова, М. Н. Петренко, И. П. Мельникова. В задачи этой пятерки входила координация всех киевских групп» (цит. по: Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2000. С. 338-339). Ключарь Мало-Софийского собора прот. Александр Должанский был особенно близок к еп. Макарию и еп. Сергию (Куминскому) и часто ездил в Харьков, Полтаву, Москву с особыми поручениями. Киевский прот. Владимир Демьяновский в 1923-1924 гг. пытался наладить отношения еп. Макария с еп. Георгием (Делиевым), находившимся в Тараще. 25 марта 1924 г. патриарх Тихон назначил Иоанникия (Соколовского) , Екатеринославского архиеп., временно управлявшего Харьковской епархией, своим «уполномоченным представителем на Украине» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 27). Постановлением патриарха и Синода от 1 февр. 1924 г. архиеп. Иоанникию благословлялось организовать новый «Украинский собор (синод) православных епископов» (ГА Харьковской обл. Ф. Р-845. Оп. 2. Д. 822. Л. 29). Однако эти решения еще больше запутали укр. церковную ситуацию, т. к. вскоре после смерти патриарха Тихона архиеп. Иоанникий присоединился к автокефалистскому лубенскому расколу и претендовал на полученные им «особые полномочия от патриарха Тихона». В нач. 1924 г. патриарх Тихон, чтобы защитить Киево-Печерскую лавру от притязаний обновленцев, объявил ее патриаршей ставропигией. Против этого шага выступил еп. Макарий (Кармазин), в 1924 г. киевский прот. Евгений Капралов вместе с еп. Сергием (Куминским) по просьбе еп. Макария ездил в Москву, чтобы урегулировать вопрос о ставропигии лавры, но безрезультатно.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Парфений (Брянских), епископ Ананьевский, викарий Херсонский, с 1922 г. был преследуем сов. властью. Отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество. В 1925 г. его выпустили из Балтской тюрьмы, где он просидел всю осень и зиму в нетопленной камере и без окон. Прибыв в г. Киев и не решаясь идти к знакомым, дабы никого не подвести, он, будучи совершенно расслабленным, покрытый струпьями и насекомыми, сидел долгое время в садике, пока не подошла к нему старушка Мариамна Никитична, торговавшая семечками. Спросив откуда он, взяла его к себе в подвальную лачужку, где обмыла его и стала лечить. Так он прожил у нее тайно с месяц, а затем она привезла его в Киево-Печерскую Лавру, к знакомому послушнику. (Послушником этим был ныне здравствующий Преосвященный Леонтий, Епископ Сантъягский и Чилийско-Перуанский, который не только был свидетелем страданий целого ряда епископов и других духовных лиц, Но их соузником. Целый ряд сведений о сих мучениках получен от него. См. «Источники»). Не могла его привести к Лаврскому начальству, т. к. все жили под страхом и не каждый мог принять его, даже на временное жительство. Ибо таким, как он, нельзя было по советским законам жить в больших городах. Владыка Парфений прожил в Лавре с месяц, а затем он связался с правящим Преосвященным, епископом Макарием Уманским, и они вместе тайно хиротонисали трех епископов: еп. Сергия (Куминскаго), еп. Афанасия (Молчановскаго) и еп. Феодора (Вышгородскаго). Незадолго перед этим были арестованы и сосланы: митрополит Михаил (Ермаков), Архиепископ Василий (Богдашевский) , епископ Назарий (Блинов) и епископ Димитрий (Вербицкий). Дабы избежать нового ареста Владыка Парфений из Лавры выехал в Москву. Перед его отъездом в келлии того же послушника было тайное совещание епископов Парфения, Дамаскина, Макария, Феодора и Сергия. В Москве Владыка Парфений жил некоторое время в Даниловом монастыре у архиепископа Феодора (Поздеева). Пробыв недолго на полулегальном положении, Владыка Парфений был снова арестован и посажен в Бутырскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Козуля), еп. Оренбургский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. Варлаам (Козуля), еп. Оренбургский. Внутренняя тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. (Козуля Петр Карпович, 1.07.1871, с. Байбузовка Подольской губ.- 10.10.1937, Оренбург), еп. Оренбургский и Тургайский. Из зажиточной крестьянской семьи, окончил церковноприходскую школу, позднее заочно ДС. В 1886 г. поступил послушником в Коржовецкий Рождества Богородицы мон-рь Подольской епархии, в кон. 1896 - нач. 1897 г. перешел в Грановский Преображенский мон-рь той же епархии, где был пострижен в мантию с именем Варлаам. В 1901 г. рукоположен во иеродиакона, 13 дек. 1903 г.- во иеромонаха. В 1907 г. командирован в г. Балту для устроения мон-ря во имя прп. Феодосия Великого. В 1925 г. находился под следствием. В 1926-1928 гг. являлся настоятелем бершадского Преображенского мон-ря (Ольгопольский у. Подольской губ.) в сане архимандрита. В авг. 1926 г. тайно хиротонисан епископами Сергием (Куминским) , Феодосием (Вощанским) и Иоасафом (Жеваховым) во епископа Бершадского. В 1927 г. выслан в Харьков. С 1928 г. жил в браиловском во имя Св. Троицы жен. мон-ре (ныне Жмеринский р-н Винницкой обл.), управлял Винницкой епархией. 17 янв. 1931 г. арестован по обвинению в создании «церковно-сектантской организации», деятельность к-рой «была направлена на срыв мероприятий правительства в деревне... против раскулачивания и коллективизации. Козуля и иеромонах Наумов в кон. 1930 г. проводили работу по организации вооруженного восстания против советской власти, призывали колхозников выходить из колхозов». В. был заключен в тюрьму в Виннице, по постановлению особого совещания при Коллегии ГПУ УССР от 17 июля 1931 г. выслан в Карагандинскую обл. Казахстана на 3 года. По отбытии срока ссылки назначен 27 марта 1934 г. епископом Златоустовским, викарием Свердловской епархии, с 23 авг. того же года епископ Сарапульский, викарий Вятской (Кировской) епархии, с 17 янв. 1935 г. епископ Осинский, викарий Пермской епархии, управлял Пермской епархией. В 1935 г. посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . 9 июня 1935 г. был назначен епископом Марийским, викарием Горьковской епархии, с 29 янв. 1937 г. епископ Сызранский. 23 мая того же года назначен на Оренбургскую кафедру, сменив арестованного еп. Арсения (Соколовского). 2 авг. 1937 г. В. был арестован по обвинению в активном участии в «контрреволюционной монархическо-повстанческой организации», ставившей целью свержение советской власти, и в «шпионаже в пользу Японии и Германии», заключен в тюрьму в Оренбурге. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Оренбургской обл. от 9 окт. 1937 г. в Зауральной роще. Место погребения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/154189.html

С сентября 1766 года по 1770 г. префектом состоял Семен Доброгорский, в конце 1770 г. занявший место ректора семинарии. После С. Доброгорского некоторое время префектом состоял Семен Иванович Быстрицкий, определённый на это место 25 декабря 1770 г. Семён Быстрицкий 8 марта 1755 года поступил в Суздальскую духовную семинарию, где прослушал курс до богословия включительно. 28 сент. 1763 г. Быстрицкого определили информатором одного из низших классов родной ему семинарии. Октября 4-го 1770 г. распоряжением ей. Геннадия ему препоручена была семинарская библиотека. 80 В декабре того же года Быстрицкий назначен на должность префекта, а в августе 1771 г. отрешён от этой должности и оставлен при одной должности учителя риторики. Отрешение С. Быстрицкого от должности префекта вызвано было одним кляузным делом, в котором ему пришлось защищаться от обвинения, набрасывающего на него немалую тень со стороны нравственной правоспособности быть воспитателем и образцом для юношей. 19 февраля 1771 г. ректор семинарии игумен Соломон вечером при везде в монастырь заметил сани с лошадью, в которых по освидетельствовании оказался бочонок с вином, ведра в три. У саней стояли ученики риторики Николай Лесновский и Иван Медведев. Ректор Соломон, не входя в подробное разбирательство дела, учеников, сани и бочонок с вином предъявил в консисторию. Консистория, основываясь на законе от 15 декабря 1749 г., по которому «ежели кто за кем усмотрит корчемство, тех людей с корчемными питиями, имея, приводить в команды, а из тех всех команд оных людей и с корчемными же питиями для следствия в Москве п Петербурге отсылать в камер-коллегию и той коллегии в контору, а в прочих великороссийских городах в губернские провинциальные и городовые воеводские канцелярии», отослала с своей стороны учеников с вином в Суздальскую провинциальную канцелярию. В канцелярии задержанных подвергли допросу, и оба они согласно дали довольно правдоподобное объяснение происшедшего. По их словам, оба они 16 февраля отправились в с. Фетиньино к отцу Лесновскаго, чтобы взять тем хлеба и рубаху. На обратном пути в пяти вёрстах от г. Юрьева в роще, называемом Куминской, ими были усмотрены сани с бочонком вина. Захватив с собою сани, они приехали в Спасо-Евфимиев монастырь, с тем, чтобы вино представить по команде, т. е. своему префекту Семену Быстрицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– А, это ты, Ай, – милая?.. Молиться я за тебя буду, чтобы сердечко твоё Христа полюбило: ты славное, умное дитя, походи за Косьту, как за Тегенеком: Косьту нуждается в твоей помощи... Хорошая девочка, бедная Косьту. И маленькая алтаечка долго следила за уезжавшими путниками, пока они поднимались на перевал. – Славный абыз! – шептала она сама себе. – Хороший абыз... Я утешу Косьту, когда она придёт, а туда в юрту не пойду, потому что боюсь кама Кагыра. Целое море вершин! О. Макарий засмотрелся на них, погружавшиеся в сумрак вечерний. Отовсюду поднимались задумчивые строгие силуэты. Было холодно тут, на высоте перевала, но красота вида заставила позабыть и боль в груди и этот холод. – Господи Боже, как хорошо! – сказал он тихо своему спутнику. – Алтари Твои, Господи сил, Царю мой и Боже мой! Вон Куминские белки, а там далее, сын мой милый, вечные снега... Красота какая! А вон и лампады зажглись: не могу я равнодушно любоваться на природу Божию: сердце трепетать начинает слабое и дивится... Смотри, как загораются звёзды: «Они пламенеют одна за другой В молитве горячей, в молитве святой»... – И подумать, что это миры, Стефан, такие же, как наш, можетъ быть, большие миры... Сколько силы в слове этом, когда нас частичка одного мира поражает... Гляди, как волны на море, горы!.. – Будет ещё перевал поутру, друг мой? – обратился он к молодому инородцу. – Будет. – Это хорошо! Люблю я смотреть утрами на горы, как туманы станут подниматься на них из низин, розовые все... – Устал ты, Стефан?.. Не научился ещё спать на седле, бедный... Думаю я, чтобы пришло сюда за нами много других делателей и везде бы прошли по горам этим от края и до края, везде бы рассказали о Христе... Неужели это будет?.. Душа у меня несовершенна: я человек немощный и слабый, но мой дух парит, как подумаю, что среди этих гор по тихим долинам зазвонят колокола, и в храмы пойдут алтайцы крещеные... много крещеных... конечно, это будет не скоро, но это будет, Стефан!.. Если бы я мог посмотреть на крещеный Алтай оттуда, – указал он на небо, – моя душа радовалась бы там!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/aposto...

Воспитанники собрали на литографию 112 руб. Наградные книги, выдававшиеся (хотя не всегда) лучшим воспитанникам после экзаменов, для поощрения в успехах, по прежнему, большею частию не отличались интересным содержанием и литературными достоинствами, таковы – высланные из Духовн. учебн. управления с означенною целию в 1862 г. логика Вахмана, физика Щеглова, арифметика Куминского, богословие Фальковского, история Шлецера, стихотворения графа Хвостова, Книги большему чертежу или древняя карта Российского государства (150 экз.) и т. п. Высшее начальство при случае с своей стороны не оставляло без внимания хороших успехов воспитанников. Так в 1859 г. из петерб. академии прислана была благодарность семин. правлению «за хорошее приготовление воспитанников, присланных в академию» (5 казенных, 8 волонтеров и 3 из иркутских, (см. стр. 404 и в гл. Воспитанники). Суждение об успехах воспитанников можно иметь на основании нижеследующей таблицы, хотя, конечно, в оценке этих успехов не могло быть постоянной равномерности, различное начальство и относилось к ним различно. Таблица составлена на основании разрядных списков, причем 8 годов взято курсовых с переводными экзаменами и 4 с экзаменами непереводными, – два с годовыми и два с третными. 1843 г. 1847 г. разряды разряды В. отд. Ср. отд. 6 (4 искл.) Н. отд. 9 (5 искл.) 1849 г. 1851 г. разряды разряды В. отд. 7 (8 ост. 1вне разр. 3 искл.) Ср. отд. 5 (4 искл.) 46 (6 ост.) 11 искл. Н. отд. 12 (11 искл.) 38 (8 ост.) 12 искл. 1857 г. 1861 г. разряды разряды В. отд. Ср. отд. Н. отд. 43 (1 ост.) 2 (ост.) 72 (5 ост. 8 искл.) 1863 г. 1863 г. разряды разряды 1863 г. 1863 г. разряды разряды В. отд. Ср. отд. 6 (ост. к 1 переэкз.) 47 (1 ост. 16 переэкз.) 10 (искл.) Н. отд. 25 (4 переэкз. 5 искл.) 76 (13 ост. 30 пер.) 16 (искл.) 1844 г. 1856 г. разряды разряды В. отд. 11 (4 искл.) Ср. отд. 16 (9 искл.) Н. отд. 4 (1 ост. 3 искл.) 22 (10 искл.) 1848 г. 1865 г. разряды разряды В. отд. 8 (1 искл. 1 ост. до усмотр.) Ср. отд. 1 искл. 13 (4 до усмотр.) Н. отд. Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени её люблю я сидеть, и плоды её сладки для гортани моей». О. Сергий чувствовал, что горло у него сжимается. Губы горят. Он смутно сознавал, что надо сделать какое-то усилие, что надо заставить себя перестать… Что с ним свершается что-то страшное, что какие-то неведомые, неотступные силы овладели им — но он не мог остановиться и в каком-то полузабытьи читал дальше: «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня». И вдруг точно огнём вспыхнули в его мозгу слова: — Остановись!.. Погибнешь!.. И о. Сергий судорожным движением, точно кто-то держал его за руки, захлопнул книгу. Он едва стоял на ногах. Холодный пот выступил на лбу. Глухими ударами стучала в висках кровь. …Куда же? Куда же теперь? В келье он оставаться не мог… К о. Савватию! …Да, да, конечно… Он не спит ещё… Читает правила… Почти бегом, точно боясь, что ему помешают, о. Сергий бросился из кельи. Келья о. Савватия стояла совсем отдельно, на самом конце сада. Сквозь распустившиеся кусты сирени тускло светилось маленькое окно. О. Сергий подошёл к двери, постучал и проговорил вполголоса: — Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. — Аминь, — отозвался из кельи твёрдый голос о. Савватия. О. Сергий вошёл. Поклонился поясным поклоном, касаясь рукой пола. Принял благословение. Поцеловал холодную, сморщенную руку о. Савватия. О. Савватий внимательно посмотрел на него и спросил: — Ты что? О. Сергий только тут понял, как трудно рассказать всё, что с ним случилось. Дорогой он не думал об этом. Он думал только о том, как бы скорей дойти до кельи о. Савватия. Как будто бы достаточно было войти к нему и всё сейчас же должно кончиться. О. Савватий повторил настойчиво: — Что у тебя? — Я не знаю… Никогда раньше со мной этого не было… О. Савватий молчал. О. Сергий опустил руки и беспомощно смотрел на него.

http://azbyka.ru/fiction/bog-ili-car-sve...

Размышляя о св. Сергии, нельзя не вспомнить следующие слова Евангелия: «…Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом» (Мк 10:42-44). Именно этот евангельский принцип Сергий реализует в течение всей своей жизни сначала в отношениях с родителями, а потом и с монахами своей обители. Он действительно хочет быть большим и первым. Об этом ярко свидетельствует следующий факт: когда старший брат Сергия, Стефан, подвизавшийся вместе с ним в Троице, во время вечерней службы усомнился в правах своего брата на место игумена, Сергий, разумеется, не сказал ему ни слова (хотя, как игумен, конечно же, мог просто наказать его). Но «когда вышли из церкви, не пошел в келью, но сразу же покинул монастырь, так что никто не знал об этом», ушел на реку Киржач и основал там Благовещенский монастырь. Вернулся в Троицу он лишь по приказу митрополита Алексия. Человек становится святым не потому, что ему всегда чужды страсти и искушения, но именно потому, что он сумел победить их. Победа над страстями делает того или иного подвижника (от слова «подвиг») святым и скорым помощником, подобным Иисусу, который, по слову апостола, сам «быв искушен», может «искушаемым помочь» (Евр 2:18). Сатана в Евангелии искушает Иисуса, в том числе предлагая Ему мирскую власть: «…Берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф 4:8-9). Сергий — человек властный, он прирожденный лидер; этого мало, он стремится быть лидером, ибо видит, что, не будь он первым, дело вперед не двинется. «Он был первым иноком, — пишет Епифаний Премудрый, — постриженным в той церкви и в той пустыни. Первый в начинании, но высший мудростью; первый числом, но высший трудами. Я скажу, что он был и первый, и высший». Что Сергий был «и первым, и высшим», знает автор его жития, но знает это и сам святой. Знает и хочет этого. В том, что он хочет быть первым, нет ничего плохого; Христос не запрещает это, но предупреждает: раз так, будь слугой своим братьям и всем рабом. Сергий выбирает этот путь и упорно идет по нему вперед. Когда он ночью таскает воду и дрова для своих иноков или шьет себе рясу из сукна, от которого отказались все монахи его обители, это может казаться глупым, но он постоянно держит в памяти слова Иисусовы: «…Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Святой понимает эти слова буквально, и это, вероятно, немало изумляло кого-то из его современников. Однако теперь, спустя 600 лет, вряд ли кто возьмется утверждать, что в этом Сергий пошел по ложному пути. Именно так, буквально, и следует понимать слова Евангелия, несмотря на то, что выполнить это трудно настолько, что почти невозможно. Однако своей жизнью Сергий доказал истинность евангельских слов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010