Сохранился фотоснимок времен репрессий с любопытной подписью «Епископы Малософийского Собора в 1926 году». Стоят: еп. Филарет (Линчевский), еп. Афанасий (Молчановский). Сидят слева направо: еп. Сергий (Куминский), архиеп. Димитрий (Вербицкий), архиеп. Василий (Богдашевский), еп. Георгий (Делиев). Это архиереи Киевской губернии, которая включала в себя, кроме нынешней Киевской области, районы Черкасской, Черниговской и Житомирской областей. Шесть из 62-х православных епископов, репрессированных (казненных, погибших в тюрьмах, прошедших лагеря и ссылки) советской властью на Украине. Обратимся к их биографиям. Епископ Филарет (Линчевский) родом из Чигирина, выпускник и преподаватель Киевских духовных школ. С 1923 года – епископ Черкасский и Чигиринский, викарий Киевской епархии. Арест в 1925 году (киевская тюрьма), новый арест в 1926 году, тюрьмы, ссылка в Кудымкар (Пермский край). Освобожден в 1932, назначен на Винницкую кафедру, затем в Умань, с 1934 года – архиепископ Волынский и Житомирский. 16 июня 1937 года арестован. Постановлением Тройки НКВД Киевской области от 20 ноября 1937 года приговорён к расстрелу. 27 ноября того же года был расстрелян. Место казни и погребения не установлено. Епископ Афанасий (Молчановский) родился в селе под Белой Церковью, сын диакона, выпускник Киевских духовных школ, регент академического хора. С 1924 года – епископ Сквирский и Бердичевский, викарий Киевской епархии. Впервые арестован в этом же году, провел 13 месяцев в Киевской тюрьме. С середины 1926 года – тюрьмы Курска, Москвы, Омска. В 1929 году, будучи в Омской ссылке, арестован и отправлен в Соловецкий концлагерь. Через год освобожден, но в начале 1933 года был арестован в третий раз. Приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Опять Соловки. В 1936 после освобождения отправлен работать в санитарную службу Беломорканала. В 1937 году – очередной арест за «агитацию против руководителей партии и правительства». Особой тройкой УНКВД Ленинградской области 19 декабря 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 8 января 1938 года в урочище Сандармах (Карелия).

http://radonezh.ru/analytics/tragediya-n...

Как и по всей стране, антирелигиозная кампания в регионе усилилась в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. До 1938 гг. руководство церковной жизнью осуществляли временно управлявшие епархией архиереи. Последний временно управлявший епархией владыка Сергий (Куминский) , епископ Ачинский, был арестован в ноябре 1937 г. Большинство представителей красноярского духовенства были арестованы, другие вынужденно пребывали " за штатом " и " на покое. " Архиерейским Собором в 2000 году были канонизированы принявшие мученическую кончину в период репрессий 1930-х годов епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1885-1937) и протоиерей Николай Казанский(1874-1942). Изменение государственной политики по отношению к Церкви, произошедшее в воды войны, позволило начать восстановление церковной жизни на территории епархии. Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня свт. Николая Мирликийского на Николаевском кладбище в Красноярске; в нем проходили богослужения, возглавляемые святителем Лукой (Войно-Ясенецким) , занявшим Красноярскую кафедру в 1942 - 1944 годах. Уже после отбытия архиепископа Луки был вновь открыт старинный Покровский кафедральный собор , постепенно стали открываться приходы в других городах и районах края. После непродолжительного периода временного архиерейского управления приходы епархии вошли в состав соседних епархий. На 1947 год Красноярская кафедра состояла Новосибирским викариатством , впоследствии большая часть приходов были объединены в Красноярское благочиние Новосибирской епархии. Большая часть открытых и построенных на красноярской земле в послевоенные годы храмов была вновь закрыта во времена новых атеистических гонений. Церковная жизнь в действующих приходах епархии продолжалась при окормлении немногочисленных пастырей, их и их паствы молитвами и трудами. Среди восстанавливаемых ныне имен этих подвижников многим особенно памятно имя архимандрита Нифонта (Глазова) (1919-2004 гг.), бывшего в 60-70 гг. прошлого века благочинным красноярского округа, духовно взрастившего несколько поколений красноярцев, в числе которых есть и немало священнослужителей.

http://drevo-info.ru/articles/6903.html

25 июня 1925 г. Патриарший Местоблюститель митр. Крутицкий сщмч. Петр (Полянский) подписал 2-ю запретительную грамоту на Б., к-рый запрещению вновь не подчинился. В июле по благословению архиеп. Григория (Лисовского) к митр. Петру (Полянскому) был отправлен прот. Иоанн Богданович с отчетом о положении дел на Украине и с прошением о канонической автокефалии. Митр. Петр не счел возможным удовлетворить прошение. Вскоре Глуховский еп., вик. Черниговской епархии, Дамаскин (Цедрик) составил краткое «Суждение о лубенском расколе», но оно не было достаточно авторитетно аргументировано. Изобличением раскола архиеп. Григорий поручил заняться новопоставленному Прилукскому еп. Василию (Зеленцову) . Составленный им проект «Постановления Собора православных епископов Украины о лишении сана главарей Лубенского раскола и отлучении их от Церкви» был разослан укр. архиереям, одобрен и подписан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым), архиеп. Полтавским Григорием (Лисовским), епископами Кобелякским Николаем (Пирским), Прилукским Василием (Зеленцовым), Елисаветградским, управляющим Одесской епархией, Онуфрием (Гагалюком) , Сумским, временно управлявшим Харьковской епархией, Константином (Дьяковым) , еп. Александровским, управлявшим Екатеринославской епархией, Стефаном (Андриашенко), Мариупольским Антонием (Панкеевым) , Каневским Василием (Богдашевским) , Черкасским, вик. Киевской епархии, Филаретом (Линчевским) , Сквирским, вик. Киевской епархии, Афанасием (Молчановским), Радомысльским, вик. Киевской епархии, Сергием (Куминским) , Уманским, управлявшим Киевской епархией, Макарием (Кармазиным) (по числу подписавших его архиереев документ получил название «Постановление 13-ти»). Перед тем как рассылать проект на подпись, архиеп. Григорий предпринял последнюю попытку призвать Б. к покаянию и направил ему копию постановления. Б. заявил, что не подчинится ему. Еп. Василий представил «Постановление 13-ти» на утверждение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , к-рый подписал его 5 янв. 1926 г. 19 янв. «Постановление 13-ти» и резолюция митр. Сергия были оглашены в Троицкой ц. Полтавы. Получив определение Собора правосл. епископов Украины, деятели лубенского раскола (Б. и Соколовский) отправились в нач. марта 1926 г. в Москву, где подали жалобу и просьбу о пересмотре их дела, но не в органы управления канонической Церкви, а в раскольнический григорианский Временный высший церковный совет (ВВЦС) . Резолюция архиеп. Григория (Яцковского) от 8 марта 1926 г. 84 «объявляла «Постановление 13-ти» отклоненным» и «рекомендовала Экзарху Украины перерешить дело в новой инстанции». В нач. 1927 г. Б. созвал духовенство Полтавы и представителей от мирян в Павленки (пригород) на общее собрание (присутствовали также «архиереи» Сергий Лабунцев и Макарий Крамаренко). На повестке дня стоял единственный вопрос: примирение с канонической Церковью, поэтому на собрание был приглашен архиеп. Григорий (Лисовский), к-рый отказался прибыть.

http://pravenc.ru/text/153631.html

Предвидя свой арест, митр. Михаил 22 янв. 1923 г. издал тайное распоряжение о передаче управления К. е. в случае своего отстранения от должности в порядке очередности и старшинства: епископам Белоцерковскому Димитрию (Вербицкому), Уманскому Макарию (Кармазину), Богуславскому и Липовецкому Георгию (Делиеву), Звенигородскому Алексию (Готовцеву), Бердичевскому Александру (Чекановскому), Радомысльскому Назарию (Блинову) и Каневскому Василию (Богдашевскому). В данный список вошли почти все викарии К. е., кроме Черкасского еп. Николая (Браиловского), не пользовавшегося доверием из-за своих тесных контактов с обновленцами и НКВД. 5 февр. 1923 г. митр. Михаил был арестован у себя в келье в Киево-Печерской лавре и отправлен в Москву. Вскоре о своем переходе к обновленцам заявил Бердичевский еп. Александр (Чекановский). Остальные викарии К. е., не согласившиеся перейти в обновленчество, почти все подверглись репрессиям. В ночь с 22 на 23 марта 1923 г. арестовали еп. Назария (Блинова) (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Ед. хр. 52. Л. 28; впрочем, есть данные, что арест состоялся в апр. 1923). В ночь с 3 на 4 апр. были арестованы епископы Димитрий (Вербицкий) в Пустынно-Николаевском мон-ре, Алексий (Готовцев) в Златоверхом Михайловском мон-ре, Василий (Богдашевский) в Братском Богоявленском мон-ре, епархиальный миссионер архим. Ермоген (Голубев) в Киево-Печерской лавре и двое влиятельных представителей белого духовенства: прот. Василий Словачевский из ц. св. Марии Магдалины на Шулявке и прот. Анатолий Жураковский из ц. свт. Иоанна Златоуста. Почти все арестованные были приговорены к ссылке. Еп. Назария (Блинова) освободили, в июне 1923 г. он вернулся в Киев, но уже через месяц по требованию Киевского ГПУ выехал в Москву. Освобожден был и еп. Алексий (Готовцев), получивший в том же году назначение на Серпуховское викариатство Московской епархии. Митр. Михаил до 1925 г. находился в заключении, позднее в ссылке, на Украину вернулся в кон. 1927 г., поселился в Харькове. 4 апр. 1923 г. в права управляющего К. е. вступил Уманский еп. Макарий (Кармазин), приехавший из Умани. В это время в предместье Киева Святошино поселился живший на покое бывш. Ананьевский еп. Парфений (Брянских). Вместе с ним еп. Макарий совершил тайные хиротонии новых викариев К. е., кандидатуры к-рых предварительно были согласованы с представителями киевского духовенства. В кон. 1923 - нач. 1924 г. были тайно хиротонисаны: Сергий (Куминский) во епископа Радомысльского и Чернобыльского, Филарет (Линчевский) во епископа Черкасского, Афанасий (Молчановский) во епископа Сквирского (см. в ст. Сквирское вик-ство ), Феодор (Власов) во епископа Вышгородского (в ст. Вышгородское вик-ство (ПЭ. Т. 10. С. 112) неверно указано, что вик-ство было создано в 1997), Варлаам (Лазаренко) во епископа Хорольского (вероятно, Хорольское викариатство в связи с арестом всех епископов Полтавской епархии временно входило тогда в К. е.).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Мадонская (заруб.) –1942: Александр Витол Майкопская 1919–1920: Варлаам Лазаренко Майкопская (григ.) 1927–1927: Феофан Прокопович Макарьево-Унженская 30 .05(12.06).1917–17(30).09.1917: Севастиан Вести 1917–1923: 10(23).08.1923–18(31).13.1931: Александр Щукин Малмыжская 26 .05(08.06).1924–19.02(04.03).1925: Ириней Шульмин 1925–03(16).09.1927: Георгий Анисимов 03(16) .09.1927–11(24).02.1931: Алексий Орлов 1931–1934: 25 .10(07.11).1934–08(21).05.1935: Никита Прибытков Мало-Вишерская 1922–1924: Серафим Велицкий Малоархангельская (обн.) 1923–1924: Владимир Кучинский 1924–1926: 30 .10(12.11).1926–06.1927: Иоанн Панцулай Малороссийская и Переяславская см. Полтавская Малоярославецкая 09(22).10.1923–1925: Иоасаф Шешковский- Дрылевский 1925–1927: 28 .10(10.11).1927–23.01(05.02).1929: Стефан Виноградов Мамадышская 12(25).07.1920–1920: Иоасаф Удалов 08(21).11.1920–1922: Афанасий Малинин 1922–1926: 1926–26.01 (08.02). 1928: Андроник Богословский 1928–1930: 02(15).12.1 930–13(26).04.1934: Ириней Шульмин Марийская 19 .09(02.10).1927–1928: Арсений Денисов 04(17).11.1929–02(15).06.1931: Иоанн Широков 29 .07(11.08).1931–16(29).09.1931: Иоанн Широков, паки 16(29).09.1931–08(21).05.1935: Авраамий Чурилин 08(21).05.1935–18(31).05.1935: Сергий Куминский 27 .05(09.06).1935–16(29).01.1937: Варлаам Козуля 03 .1937–1937: Леонид Антощенко Мариупольская см. Феодосийская Мариупольская (обн.) 1925–1926: Августин Разумовский 1926–1930: Амвросий Нагорский 1930–1935: Рафаил Прозоровский Макарий Быстров, в. у. Марсельская (заруб.) Иоанн Леончуков Масальская 1921–30.10(12.11)(?).1925: Феодор Маковецкий 19 .10(01.11).1926–23.01 (05.02) .1929: Герман Вайнберг 23 .01(05.02).1929–20.11(03.12).1929: Стефан Виноградов Медведская (обн.) см. Усть-Медведицкая (обн.) Мелекесская 1922–1923: Амфилохий Скворцов 06(19).09.1923–03(16).09.1927: Павел Введенский 03(16).09.1927–1928: Николай Ипатов 02(15).01.1928–1929: Георгий Анисимов 1929–1932: Амвросий Казанский 06(19).10.1932–09(22).11.1934: Серафим Зборовский 1934–17(30).09.1935: Артемон Евстратов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Афанасий Булгаков, отец великого писателя), Университета св. Владимира и других учебных заведений. Члены общества проводили свои «внебогослужебные собеседования» – лекции, диспуты, конференции не только в Андреевском и других храмах Киева, в учреждениях, учебных заведениях, но и на заводах, ремонтных мастерских и т.д. – на производстве. Таким образом научная и творческая элита Киева несла христианские ценности в трудящиеся массы. В богоборческое время члены КРПО были репрессированы: знаменитые профессора священномученики Александр Глаголев и Михаил Едлинский были убиты в Лукьяновской тюрьме, председатель общества – архиепископ Сергий (Куминский) расстрелян в Красноярском крае, сопредседатель совета общества, последний ректор КДА, архиепископ Василий (Богдашевский) после Зырянской ссылки умер от голода на улице Киева и т.д. Судьбы едва ли не всех членов общества были трагичными. Гибель, ссылки, изгнание. Последним «почетным покровителем» общества был священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, расстрелянный у стен Лавры в 1919 году. Не было времен подлее Андреевская церковь, как и все уцелевшие православные святыни Киева, – это храм на крови. Знаменитый киевлянин Ролан Быков говорил о нынешней постсоветской эпохе: были времена хуже, но не было подлей. Это в полной мере относится к родной посткоммунистической власти (все наши президенты, от Кравчука до Порошенко, – бывшие коммунисты). В брежневские времена душили Православную Церковь, но хотя бы не распинались (Ющенко, Янукович, Порошенко) о ее непреходящем значении для прошлого, настоящего и будущего украинского народа, не издавали Указы (Кравчук, Кучма) о преодолении «негативных последствий» атеистического тоталитаризма. Где же это преодоление? Вы же Конституцией и законами Украины отделили Церковь от государства, отчего же вы никак не можете отделиться от церковной собственности и святынь репрессированной Украинской Православной Церкви? По какому праву вы ими распоряжаетесь, пользуетесь, паразитируете на них? Вы их строили, благоукрашали, сохраняли, защищали, отдавая свои жизни? Нет же – по праву правопреемников богоборческой власти, ее кровавых преступлений.

http://radonezh.ru/2018/10/27/poroshenko...

В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

Иоаким (Благовидов), еп. (закл.) Авраамий (Чурилин), еп. УФИМСКАЯ и Мензелинская Викариатства: Байкинское Белебеевское Бирское Давлекановское Златоустовское Саткинское Стерлитамакское Борис (Шипулин), архиеп. (ссылк. или удалён из еп.) Вдовствующая Вдовствующая Серафим (Трофимов), еп. Иоанн (Поярков), еп. (неопред.) Николай (Ипатов), еп. Руфим (Троицкий), еп. (неопред.) Марк (Боголюбов), еп. (ссылк.) ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Миасская Викариатство: Троицкое Сергий (Васильков), еп. (закл.) Антоний (Миловидов), еп. ЧИТИНСКАЯ и Забайкальская Викариатство: Нерчинское Евсевий (Рождественский), еп. Софроний (Старков), еп. (закл.) ЯКУТСКАЯ и Ленская (и Вилюйская) Викариатство: Колымское Синезий (Зарубин), еп. Серафим (Виноградов), еп. (неопред. ) ЯРОСЛАВСКАЯ и Ростовская Викариатства: Любимское Ростовское Тутаевское (Романо­во-Борисоглебское) Рыбинское Угличское Агафангел (Преображенский), митр. Сергий (Мельников), еп. (ссылк.) Вдовствующая Вениамин (Воскресенский), еп. (закл., под следств.) Вдовствующая Серафим (Самойлович), еп. Ялуторовская (Тюменская обл.) Димитрий (Локотко), еп. или Серафим (Коровин), еп. Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года 60 Волынская и ЖИТОМИРСКАЯ Викариатства: Владимиро-Волынское Коростенское Кременецкое Луцкое Острожское Полонское Аверкий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Леонтий (Матусевич), еп. Амвросий (Казанский), еп. (неопред.) Вдовствующая Вдовствующая(?) Максим (Руберовский), еп. ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ (Екатеринославская) и Запорожская Викариатства: Александровское и Пе­т­­ропавловское Мариупольское Макарий (Кармазин), еп. (ссылк.) Рафаил (Гумилевский), еп. (закл.) и/или Стефан (Андриашенко), еп. (закл.) Антоний (Панкеев), еп. (закл.) КИЕВСКАЯ и Галицкая Викариатства: Бершадское Каневское Радомышльское и Чер­нобыльское Таращанское Уманское Черкасское и Чигирин­ское Михаил (Ермаков), митр. (ссылк.) Варлаам (Козуля), еп. (ссылк.) Василий (Богдашевский), архиеп. Сергий (Куминский), еп. (закл.) Георгий (Делиев), еп. Димитрий (Вербицкий), еп. Филарет (Линчевский), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Именно Епископ Василий на основании существующих канонических правил составил большой обвинительный акт, которым аргументировал отлучение лубенских раскольников от Православной Церкви, и представил его на рассмотрение сначала одному Архиепископу Григорию 463 . И владыка Григорий сделал последнюю попытку призвать Феофила Булдовского к церковному единству. С этой целью он послал ему копию обвинительного постановления в Лубны, полагая, что он, может быть, одумается. Однако тот осмеял акт и заявил, что таковому не подчиняется 464 . Только тогда Архиепископ Григорий направил протоиерея Николая Пискановского в Казахстан к ссыльному Экзарху Украины Митрополиту Михаилу с обвинительным постановлением для подписи. Тот акт одобрил и подписал. По возвращении протоиерея Николая в Полтаву, постановление было подписано Полтавским Архиепископом Григорием и викарными Епископами – Кобелякским Николаем (Пирским) и Прилукским – Василием (Зеленцовым), составителем акта. Далее протоиерей Иоанн Богданович повёз обвинительное постановление в Харьков, где его подписали управляющий Одесской епархией Епископ Онуфрий (Гагалюк) , управляющий Харьковской епархией Епископ Константин (Дьяков), управляющий Екатеринославской епархией Епископ Стефан (Адриашенко) и Епископ Мариупольский Антоний (Панкеев). Доверенное лицо было отправлено затем в Киев, где обвинительный акт подписали Епископ Каневский Василий (Богдашевский) , Епископ Черкасский Филарет (Линчевский), Епископ Сквирский Афанасий (Молчановский), Епископ Радомысльский Сергий (Куминский) и управляющий Киевской епархией Епископ Макарий (Кармазин). Постановление, подписанное тринадцатью иерархами Епископ Василий (Зеленцов) повёз в Нижний Новгород к возглавлявшему в то время, после ареста Митрополита Петра (Полянского) , Русскую Православную Церковь Митрополиту Сергию (Страгородскому) . Митрополит Сергий обвинительный акт утвердил 465 . Позже об этом утверждении Митрополит Сергий писал: «5 января 1926 года мною, тогда Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и Митрополитом Нижегородским, было утверждено постановление 13-ти архиереев Украины (во главе с Экзархом, Митрополитом Киевским Михаилом) о главарях так называемого «Лубенского раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Фотий (1409-1431), Герасим (1432/33-1435), Исидор (1436-1443), свт. Иона (1448-1461). Митрополиты Киевские (Западнорусские) в юрисдикции Константинопольского Патриархата Григорий II (1458-1473), Спиридон (1475 - не ранее 1482; не признан на территории ВКЛ), Симеон (не ранее 1482-1488), Иона (Глезна; ок. 1489-1494), сщмч. Макарий (1495-1497), Иосиф I (Болгаринович; 1498-1501), Иона II (1503-1507), Иосиф II (Солтан; 1509-1521/22), Иосиф III (Русин; 1522-1533), Макарий II (1534-1555), Сильвестр (Белькевич; 1556-1567), Иона III (Протасович; 1568-1577), Илия (Куча; 1577-1579), Онисифор (Девочка; 1579-1588/89); Михаил (Рагоза; 1588/89-1596), Иов (Борецкий; 1620-1631), Исаия (Копинский; 1631-1632), свт. Петр (Могила; 1633-1646/47), Сильвестр (Косов; 1647-1657), Дионисий (Балабан-Тукальский; 1658-1663), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1663-1675), Антоний (Винницкий; 1663-1679). Местоблюстители Киевской митрополии в юрисдикции Московского Патриархата архиеп. Лазарь (Баранович; 1659-1661, 1670-1685), еп. Мефодий (Филимонович; 1661-1668). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие (и всей Малой России) в юрисдикции Московского Патриархата Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1685-1690), Варлаам (Ясинский; 1690-1707), Иоасаф (Кроковский; 1708-1718), Варлаам (Вонатович; 1722-1730, в сане архиепископа), Рафаил (Заборовский; 1731-1747, в сане архиепископа, затем митрополита), Тимофей (Щербацкий; 1748-1757), Арсений (Могилянский; 1757-1770), Гавриил (Кременецкий; 1770-1783), Самуил (Миславский; 1783-1796), Иерофей (Малицкий; 1796-1799), Гавриил (Банулеску-Бодони; 1799-1803), Серапион (Александровский; 1803-1822), Евгений (Болховитинов; 1822-1837), Филарет (Амфитеатров; 1837-1857), Исидор (Никольский; 1858-1860), Арсений (Москвин; 1860-1876), Филофей (Успенский ; 1876-1882), Платон (Городецкий; 1882-1891), Иоанникий (Руднев; 1891-1900), Феогност (Лебедев; 1900-1903), Флавиан (Городецкий ; 1903-1915), сщмч. Владимир (Богоявленский; 1915-1918), Антоний (Храповицкий; 1918-1919), архиеп. Назарий (Блинов; 1919-1921, в. у.). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие, экзархи Украины Михаил (Ермаков; 1921-1923 (как митрополит Гродненский), 1928-1929, вторично), еп. Макарий (Карамзин; 1923 - янв. 1925, в. у.), еп. Сергий (Куминский; янв.-апр. 1925, в. у.), еп. Афанасий (Молчановский; 1924, в. у.), еп. Георгий (Делиев; апр. 1925-1928, в. у.), архиеп. Димитрий (Вербицкий; 1930-1932, в. у.), еп. Сергий (Гришин; 1932 - июнь 1934), Константин (Дьяков; июнь 1934-1937), архиеп. Александр (Петровский ; 1937-1938, в. у.), Николай (Ярушевич; 1941-1944, фактически июнь-сент. 1941), еп. Пантелеимон (Рудык; 1941-1943, в. у.), Иоанн (Соколов; 1944-1964), Иоасаф (Лелюхин; 1964-1966), архиеп. Алипий (Хотовицкий; 24 апр.- 14 мая 1966), Филарет (Денисенко; 1966-1990, в сане архиепископа, затем митрополита). Митрополиты Киевские и всея Украины, предстоятели УПЦ

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010