Евдоким (Мещерский) Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский. Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором. В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии. В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии. 29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора. С 1919 года – архиепископ Нижегородский. С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский) , Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола. В этом же году возведён в сан митрополита. С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский. 13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЖМП 10 октябрь 2021 /  1 ноября 2021 г. 19:00 «Журналу Московской Патриархии» — 90 ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ, ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ.  PDF-bepcuя. В марте 1930 года будущий Патриарх Московский и всея Руси владыка Сергий (в то время — митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя) обратился к властям с просьбой разрешить издавать небольшой (до одного печатного листа) журнал, где публиковались бы распоряжения священноначалия, церковная хроника и календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 года начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — орган Русской Православной Церкви, который издается по сей день, продолжая выполнять функцию официального периодического печатного СМИ. Первый цикл издания продлился лишь пять лет. Журнал представлял собой скромную тоненькую книжечку с количеством страниц около десятка и выходил всего несколько раз в год. Но и в таком виде журнал выглядел белой вороной среди всего корпуса прессы Страны Советов, власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году журнал вынужден был прекратить свое существование на долгих восемь лет, в течение которых государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью. Этот запрет был снят лишь во время Великой Отечественной войны. Четвертого сентября 1943 года состоялась историческая встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) .  Глава советского правительства высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. Во время этой беседы было принято решение о созыве в ближайшее время Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода, а также об учреждении богословских школ для подготовки образованных кадров духовенства и об издании печатного церковного органа.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > «80-летие восстановления Московского Патриаршества» В Институте стран СНГ 6 сентября прошла экспертная сессия 08.09.2023 393 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором « Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную русскую землю. Вперед к Победе, братья-воины». Эти слова Патриарха Сергия, сказанные при вручении армии танковой колонны Русской Православной Церкви «Дмитрий Донской» 7 марта 1944, года стали лейтмотивом Круглого Стола в Институте стран СНГ в честь 80-летия восстановления Русского Патриаршества, которое состоялось 8 сентября 1943 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). В своём программном докладе я подчеркнул некоторые принципиальные моменты. Решения Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года признали такие великие исповедники Русской Церкви, как святой епископ Афанасий (Сахаров), сидевший 15 лет до этого и ещё 15 после, и многие другие критики Декларации митрополита Сергия, последователи святого Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Казанского Кирилла. Поэтому тем, кто не признает этот Собор и объективную позитивную роль И.Сталина в частичном церковно-государственном перемирии 1943-1948 годов, логично оказаться в каком-нибудь «истинно-православном» расколе, лидер одного из которых «митрополит» Агафангел (Пашковский) окормляет нацистский бандеро-власовский «Легион Свободной России». В свою очередь, признание заслуг И.Сталина в церковно-государственной «Русской Весне» 1943-48 годов «не снимает с него вины за уничтожение Церкви в 1930-е годы. Именно Святые Новомученики, включая Царственных Страстотерпцев, вымолили и Русскую Весну, и Великую Победу. Определения Архиерейского Собора 1943 года о лишении сана епископов и священников, приветствующих нацистов и отлучении от Церкви мирян, их поддерживающих, никем не отменены, актуальны и относятся к организаторам собрания УПЦ в Феофании и мирянам УПЦ, воюющим в нацистской армии – ВСУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/80...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благовещение 1925 года 07.04.2009 531 Время на чтение 6 минут В этом году осенью исполнится двадцать лет со дня прославления в лике святых Патриарха Тихона. Избранный сразу после октябрьского переворота 1917 года, он стал Первосвятителем более чем через 200 лет после того, как Пётр Великий отменил Патриаршество. Святейший Тихон был единственным Первосвятителем в нашей истории, кто носил титул не «всея Руси», а «всея России». 7 апреля 1925 г. - Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России Когда в 1943 году Патриархом был избран Сергий (Страгородский), Сталину понравился старый титул — «Патриарх Московский и всея Руси». Святейшему Тихону суждено было нести своё высокое служение семь с половиной лет. Самых тяжёлых, самых чудовищно страшных для России. Ещё не старый мужчина, имевший обыкновение перед молитвами по утрам делать гимнастику и обливаться ледяной водой, за эти годы утратил здоровье и скончался больным стариком вскоре после того, как отметил свой 50-летний юбилей! Заканчивался Великий пост 1925 года. Патриарх Тихон в это время находился в частной лечебнице Бакуниных на Остоженке. Обострилась астма — болезнь, мучившая его несколько последних лет, особенно после нескончаемых допросов на Лубянке. Был у Святейшего свой «чёрный человек», правда, он называл его несколько иначе: «некто в сером», — чекист Евгений Тучков, начальник Шестого секретного отдела ОГПУ, занимавшегося борьбой с Православием, Церковью. И здесь, в больнице, Тучков не оставлял свт. Тихона в покое, постоянно наведывался к нему, садился рядом с кроватью больного и устраивал бесконечные допросы. К этому времени он уже располагал заветной бумагой — постановлением об аресте Патриарха по 73-й статье Уголовного кодекса: «...составлял сведения о репрессиях, применяемых Соввластью по отношению церковников, пользуясь сведениями из недостаточно верных источников, имел целью дискредитировать Соввласть...» На постановлении уже даже было начертано: «1925 год...», оставалось лишь вписать число. Тучков не скрывал злорадства: вскоре предстоит суд над самим Всероссийским Патриархом, гражданином Белавиным В.И.!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодетельная цензура Книга «церковного власовца» о. Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века» не получила гриф Издатсовета РПЦ 02.10.2020 2555 Время на чтение 6 минут В просветительском центре Феодоровского собора 18 сентября состоялась презентация книги профессора СПбДА протоиерея Георгия Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века», сообщает ИА «Вода живая». На презентации отец Георгий по обыкновению сделал ряд скандальных заявлений, в частности, что в 1927 году, выступив с посланием о лояльности Церкви по отношению к советской власти, которое получило в истории название «Декларация митрополита Сергия», заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) совершил ошибку, которую можно назвать роковой. Он не скупился на похвалы, говоря о своей новой книге. «Читая этот текст, я узнаю самого себя в своих увлечениях, в своих исканиях, и это мне интересно. Не знаю, насколько это интересно читателю, но, во всяком случае, это искренне написанная книга. Если мы христиане, Церковь не должна быть для нас исторической реликвией, она должна быть живым явлением, обязывающим всех нас поступать по совести и жить не по лжи. Надеюсь, что этот курс заставит нас думать о том, что пережила наша Церковь и, главное, что она переживает сейчас. Это попытка священника, преподающего историю, остаться честным преподавателем. Это попытка остаться христианином - не больше, не меньше», - пафосно заявил священник. Один из рецензентов книги, давний друг и единомышленник прот. Митрофанова профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Фирсов отметил, что в обычных учебниках по истории Русской Церкви для духовных школ соблюдён хронологический порядок, и вопрос о деятельности митрополита Сергия если не замалчивается, то не поднимается напрямую. «Считаю, что вопросы по сергианству принципиальны, сущностны. При этом термин " сергианство " следует отделять от самой фигуры митрополита Сергия, поскольку оно его пережило и в какой-то степени благополучно существует и сегодня. Сергианство - это стремление Церкви, с одной стороны, найти место в политической структуре тоталитарного атеистического государства, с другой - стремление государства влиять на кадровую политику Церкви, при этом декларируя отделение Церкви от государства», - сказал С.Фирсов. И не очень понятно, что хотел сказать приятель прот.Митрофанова: то ли государство у нас до сих пор тоталитарное и атеистическое, то ли власть влияет на кадровую политику Церкви?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/02/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единство для добрых дел 30.05.2008 470 Время на чтение 8 минут На прошедшем 17 мая 2007 года в городе Тобольске конкурсе-фестивале " Православие и СМИ " неоднократно поднималась тема воссоединения Русской Православной Церкви, её частей - Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Участники фестиваля, как и тысячи россиян, имели возможность увидеть в прямом эфире церемонию подписания Акта о каноническом общении. Однако Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) имеет свои приходы не только за границами нашего отечества. Как раз на территории нашей области, в городе Ишиме находился её епархиальный центр. А управляющий российскими приходами РПЦЗ епископ Евтихий лично присутствовал на церемонии подписания Акта в московском храме Христа Спасителя. - Владыко, поясните, что такое Акт о каноническом общении? - Прежде всего подписание этого акта означает духовное единство. Теперь прихожане и священники как Зарубежной Церкви, так и Московского Патриархата смогут посещать храмы друг у друга, вместе служить, исповедоваться, причащаться на литургии из одной Чаши. - Как же и когда произошло разделение единой Русской Церкви? - Началом стала революция 1917 года. Многие наши соотечественники были разделены фронтами гражданской войны, оказались в зарубежье. Тогда уже, согласно церковным законам, был создан собственный орган церковного самоуправления. Из него выросла Русская Зарубежная Церковь. Первый Всезарубежный Собор состоялся в Сремских Карловцах, в Чехии, в 1921 году. В то же время власть большевиков в России потребовала от Церкви безоговорочного подчинения. В 1927 году заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) под нажимом власти выпустил декларацию, в которой призывал православных разделять радости и горести богоборцев. Это был вынужденный, чуждый Церкви документ, подписанный под угрозой расстрела всего ссыльного духовенства. Даже в России нашлись священники, не подписавшие этой декларации и ушедшие " в катакомбы " . И, конечно, её решительно не приняло русское духовенство, оказавшееся за границей. И отмежевалось от Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Назарий: Сто лет назад сотни людей спешили защитить святыню от представителей безбожной власти 100-летие основания Александро-Невского братства отметили в Санкт-Петербурге 08.02.2018 606 Время на чтение 7 минут В Александро-Невской лавре 6 февраля продолжились праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства . Празднование началось 1 февраля, в день гибели священномученника Петра Скипетрова - этот день считается датой основания братства, сообщает сайт Лавры . Открывая торжественный вечер в Святодуховском центре, председатель правления Александро-Невского братства наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий сказал: «Сто лет - очень важная дата. Братство образовалось в 1918 году не вследствие каких-то заседаний, решений, а само собой, по обстоятельствам - в день убийства отца Петра, когда сотни людей сбежались в лавру, чтобы защитить святыню от представителей безбожной власти. Важно отметить, что оно не возникло на пустом месте: и до 1917 года в нашем городе, в том числе и при лавре, действовали кружки по изучению Священного Писания, православного богослужения. Такие кружки вели, в частности, епископ Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх, и митрополит Антоний (Вадковский)». Владыка Назарий объявил открытой фотовыставку «К 100-летию Александро-Невского братства», разместившуюся в зале духовно-просветительского центра, и представил Елену Антонову, супругу потомка протоиерея Петра Скипетрова - руководителя оркестра Владимирской областной филармонии Анатолия Антонова. Елена Константиновна рассказала о работе над книгой «Петр Скипетров: крестный путь священномученика», вышедшей во Владимире. Материалы собирались в течение десяти лет. Анатолий и Елена Антоновы узнали, что в семье есть такой человек, не так давно. Анатолий Антонов - прямой потомок старшего брата протоиерея Петра Скипетрова, Михаила. Тот после гибели отца Петра уехал из Петрограда и никому из своих потомков про брата не рассказывал. В семье сохранилась старая фотография, на которой был и отец Петр, но родственники не знали, кто это. «Хотелось бы, чтобы у молодежи в памяти не было таких «белых пятен» - для этого я и предприняла работу над книгой», - сказала Елена Антонова. Анатолий Антонов добавил, что на его имя пришло письмо от Святейшего Патриарха Кирилла с просьбой переслать экземпляр книги.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/08/ep...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 5 Слова на Рождество Христово 1943, 1934 и 1954 годов; страницы дневника военных лет 10.01.2011 1201 Время на чтение 33 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Краткое повествование о служении владыки Григория в предвоенные и военные годы предваряет его патриотическое Слово на праздник Рождества Христова, произнесенное в Свято-Троицком соборе прифронтового Саратова накануне Сталинградской битвы. Слова в день этого праздника в другие годы жизни владыки расскажут о Великой Тайне Рождества Христова. Старцы-архиереи хиротонии 1942 года: «...отдать последние силы на дело Божие» «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание... Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе, - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому прот. Н.К. Чукову, с 1935 года находившемуся в ссылке в Саратове, - ...я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но, да будет во всем воля Божия, а не наша...». 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Н.Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован («...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен»), и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям: просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва за Победу Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника 05.05.2010 473 Время на чтение 22 минут В преддверии 65-летия Победы наш журнал рассказывает об архиепископе Саратовском и Сталинградском Григории (до пострижения — протоиерее Николае Чукове) и публикует фрагменты его дневников военной поры. Путь архиепископа Григория — это путь скорбный и подвижнический. Чем больше узнаешь об этом человеке, тем больше удивляешься его мужеству и твердости в вере. Месяцы его архиерейства в Саратове совпали с месяцами, днями, часами Великого Перелома в Великой Войне. И совершено не случайно этот перелом совпал с переломом духовным. Когда читаешь дневники Саратовского и Сталинградского владыки — это становится особенно ясно. Призыв на служение «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание…Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе», - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому протоиерею Николаю Чукову, с 1935 года пребывавшему в ссылке в Саратове, - «…я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но да будет во всем воля Божия, а не наша»… 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Николай Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован: «...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен», и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям. Просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке, а матушка нашла лишь временную работу пианистки в кино при Доме крестьянина. Невозможность найти постоянную работу послужила одной из причин ее отъезда. Она стремилась к детям в Ленинград.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец Церкви – отец народа Памяти Патриарха Алексия II († 5.12.2008) 04.12.2020 778 Время на чтение 8 минут Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век - страшный и славный, кровавый и благословенный - кончился не в 2000 году, как следует по календарю, а с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пяти Патриархам - от Святителя Тихона до Святейшего Алексия II - Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950-1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX - начале XXI века. Трудно сказать, кто на кого " влиял " в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения. Напомним лишь основные, знаковые события его биографии. 23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/04/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010