Закрыть Восток и Запад: ужели разделился Христос? 15.07.2006 340 Время на чтение 6 минут 16 июля 1054 года (ст. ст.) римские легаты во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол храма св. Софии письменное отлучение константинопольского патриарха Михаила Керуллария и его единомышленников. Эта дата стала одной из главных вех окончательного разделения Западной и Восточной частей до тех пор единой Вселенской Церкви. Это событие стало не началом, а уже плодом, результатом, созревшим в глубинах церковной жизни, и пути Запада и Востока после этой даты еще стремительнее удаляются друг от друга. Многие историки и богословы говорят о " великом расколе " , " разделении " , но это, строго говоря, неточные термины. Правильнее говорить об отпадении большой ветви Западной Церкви от благодатного ствола вселенского древа святого Православия. По крайней мере, таково единогласное мнение не просто носящих имя " богословов " , а истинных боголюбцев - мужей, угодивших Богу и достигших святости. Высказывания святых отцов, авторитет которых для нас является наивысшим среди всех кем-либо высказанных суждений, звучат зачастую настолько строго, что многие предпочитают их и не вспоминать. В наше время, по слову патриарха Сергия (Страгородского), " в культурном христианском обществе не принято ставить вопрос об истинной Церкви " . Это считается плохим тоном, особенно на Западе, т. к. такая постановка вопроса может кого-то обидеть или оскорбить. В связи с этим и стал популярен так называемый " широкий взгляд " , как его называет патриарх Сергий, согласно которому " земные перегородки до неба не достигают " . А раз эти перегородки возникли с земли, то все церковные разделения представляются тогда просто плодом человеческого греха, властолюбия, стремления к наживе, власти, авторитету. В целом, делается такой вывод, что надо быть просто хорошим христианином, независимо от того, в какой конфессии, в какой Церкви ты пребываешь. Православный ты, католик или протестант - всё равно спасёшься, старайся только жить по Евангелию. Но, как отмечает владыка Сергий, хотя такая " широта " очень удобна и успокоительна, подлинно церковные люди не могут удовлетвориться такими рассуждениями. Он говорит, что под этой " широтой " человек церковный чувствует некое безразличие к вере, равнодушие даже к самому вопросу о спасении души. Достаточно обратиться к истории Вселенских Соборов и наследию святых отцов древности, чтобы понять, что на самом деле самосознание Церкви периода Вселенских Соборов гораздо ближе к строгому взгляду, когда Церковь действительно считает только себя Церковью Христовой и только свои таинства благодатными, в полном смысле этого слова. Такова позиция патриарха Сергия, одного из самых известных и авторитетных богословов ХХ века, обобщившего опыт древней Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии , названо по г. Нолинску Вятской губ. (ныне Кировской области ), существовало в 1928-1937 гг. После издания «Декларации» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в Вятской епархии произошло разделение последователей подписавшего «Декларацию» Вятского архиеп. Павла (Борисовского; впосл. митрополит) и подвергнувшего ее резкой критике управлявшего Вятской епархией во время ссылки архиеп. Павла Ижевского и Вотского еп. сщмч. Виктора (Островидова). После упразднения Вотской (Воткинской) епархии в окт. 1927 г. и назначения епископом Шадринским еп. Виктор не подчинился указу митр. Сергия, в дек. того же года прекратил его поминовение и, находясь в Глазове, управлял приходами Вятской епархии, которые отделились от митр. Сергия и не подчинились вступившему в управление епархией архиеп. Павлу. Для стабилизации дел в Вятской епархии по представлению архиеп. Павла Временный Священный Синод указом от 22 авг. 1928 г. учредил в ней Н. в. Нолинским епископом был назначен священник с. Емецк Холмогорского у. Архангельской губ. Алексей Попов, который отказался от назначения. 19 сент. того же года Временный Священный Синод освободил свящ. Алексея Попова от должности и назначил Нолинским епископом викария Ульяновской епархии Сызранского еп. Авраамия (Чурилина), который также отказался от должности и 20 окт. был перемещен на Скопинское викариатство Рязанской епархии. На 1 окт. 1928 г. в Нолинском у. действовали находившиеся в общении с митр. Сергием приход Никольского собора г. Нолинска и 58 приходов в Нолинском у., а также 14 викторианских и 7 обновленческих приходов (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76). В нояб. того же года епископом Нолинским был избран иером. Александр (Малинин). 24 нояб. состоялось его наречение и 25 нояб.- хиротония во епископа Нолинского. Участник хиротонии Виленский и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский; впосл. митрополит) ошибочно называл его Иоанном ( Елевферий (Богоявленский), митр. 1995. С. 192-198). На эту ошибку митр. Елевферию позже указал в переписке митр. Сергий (Архив ОВЦС. Д. «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.). В ночь на 11 дек. 1928 г., накануне отъезда в епархию, еп. Александр был арестован по обвинению в том, что он использовал наречение во епископа для произнесения «антисоветской речи на тему о гонениях на Церковь и веру в СССР». 11 янв. 1929 г. еп. Александр был приговорен к 3 годам ИТЛ и в том же году скончался в заключении.

http://pravenc.ru/text/2577921.html

Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) ЖМП 6 июнь 2021 /  9 июля 2021 г. 18:00 Благословение на подвиг К 80-ЛЕТИЮ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРШЕГО МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ ОТ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА В этом году наша страна отмечает скорбную дату — 80 лет начала ­Великой Отечественной войны. В первый же день к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, а по сути ко всему народу, обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий. Будущий Патриарх призывал всех сплотиться перед сильным и беспощадным врагом, стараясь пробудить в пастве историческую память и силу духа. О всех деталях событий, связанных с написанием и публикацией послания, «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский.  PDF-bepcuя. «Включите радио! Война!» Годы Великой Отечественной войны стали тем уникальным периодом в советской истории, когда подавляющее большинство верующих жителей СССР поддержало правительство страны, проявив глубокое чувство патриотизма и желание отстоять свою Родину от нацистских захватчиков. Это произошло несмотря на то, что религиозные организации в Советском Союзе подвергались длительное время сильнейшим репрессиям, достигшим своего пика в конце 1930-х годов. Правда, к 1940-м годам сталинское окружение, в основном под влиянием внешнеполитических обстоятельств, уже отказалось от запланированного полного уничтожения Церкви в стране. Однако ее положение оставалось по-прежнему трагичным — множество запретов опутывало со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Подавляющее большинство районов страны к лету 1941 года оказалось вообще без действующих храмов, а ведь согласно переписи 1937 года более половины населения считали себя верующими. Двадцать второго июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся вой­на должна была еще сильнее обострить существовавшие противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения (можно вспомнить, что в конце 1930-х годов планировался и арест Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского Сергия ), верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

На всех нужна одна Победа: Русская Православная Церковь и начало Великой Отечественной войны О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. 22 июня, 2010 О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В последнее время нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что Русская Православная Церковь, будучи в Советском Союзе гонимой, не прикладывала никаких усилий для победы и даже прямо или косвенно поддерживала германских агрессоров. Не только антиклерикалы, но и верующие требуют во имя исторической справедливости тему участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне не поднимать. Насколько правомерен такой подход? 22 июня во всех храмах Русской Православной Церкви по сложившейся традиции служат панихиды по воинам и мирным жителям России, погибшим в Великой Отечественной войне. В своих обращениях к верующим в этот день пастыри часто напоминают людям о «вождех и воинех за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся». О народном героизме, в свою очередь, вспоминают обычно 9 мая. А вот о патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В советской школе на уроках истории об этом умалчивалось, в современных российских учебных пособиях церковно-патриотический сюжет хотя и упоминается, но учителя, как правило, в силу опять-таки своего советского образования по привычке не уделяют ему внимания. Это особенно прискорбно, поскольку вся Русская Церковь, подчинявшаяся патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), с редкой по тем временам решимостью выступила с осуждением германской агрессии против СССР. Быстрота реакции и объем работы на благо армии и тыла, которую осуществило тогда церковное руководство, поражает ещё более, если вспомнить о катастрофическом положении самой Русской Церкви. К началу войны в СССР в живых и на свободе оставалось всего лишь 4 правящих архиерея: сам патриарший местоблюститель митрополит Сергий, а также митрополиты Сергий (Воскресенский) , Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) , которые не исключали возможности и своего собственного ареста, что ставило Церковь в СССР на грань полного и окончательного уничтожения.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Раздел 2. Политика Советского государства в отношении Русской Православной Церкви 72. Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия наркому иностранных дел СССР В. М. Молотову о выпуске издательством Московской патриархии книги «Правда о религии в СССР» 25 июня 1942 г. г. Москва Сов[ершенно] секретно НКИД СССР товарищу Молотову Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 10 марта 1942 г. за П 36/259 книга «Правда о религии в СССР» выпущена в издании московской патриархии. Книга предназначена в основном для распространения за границей. Один экземпляр при этом представляю. Приложение: по тексту. 160 Народный комиссар внутренних дел Л. Берия РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1028. Л. 174. Подлинник на бланке НКВД СССР. 73. Докладная записка зам. наркома внутренних дел СССР Б. 3. Кобулова секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову о распространении на территории Прибалтики обращения митрополита Сергия (Страгородского) и определения Совета епископов Православной Церкви с осуждением поддержки фашистов прибалтийским епископатом 1 октября 1942 г. г. Москва Совершенно] секретно 52/1735 В фашистской газете «Островские известия» за 8 августа с. г., издаваемой в г. Острове, помещено сообщение о состоявшемся в Риге съезде епископов православной церкви, пославшем приветственную телеграмму Гитлеру. Руководитель съезда митрополит Сергий (Воскресенский) и другие епископы, не порывая связи с Московской патриархией, в юрисдикции которой они состоят, все же пытаются опорочить патриотические антифашистские обращения главы русской православной церкви, митрополита Сергия (Страгородского) и с этой целью распространяют провокационные слухи. В целях разоблачения прибалтийских епископов, пошедших в услужение фашистам, а также для усиления значения патриотических обращений, выпускаемых церковным центром в СССР, в глазах международного общественного мнения, митрополит Сергий (Страгородский) и состоящий при нем совет епископов в составе 14 человек выпускают специальное обращение к верующим прибалтийских ССР с особым церковным определением, осуждающим прибалтийских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Онисим (Фестинатов), архиепископ Будущий архиепископ Онисим (в миру Сергей Николаевич Фестинатов) родился 21 апреля 1890 г. в с. Булгаково Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) в семье священника. В 1910 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, преподавал в церковноприходских школах, был помощником епархиального миссионера. 1 августа 1913 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) был рукоположен во диакона, а 6 августа того же года – во иерея к Спасской церкви г. Владимира. С 1930 г. перемещен в с. Заястребье Владимирской обл. Отец Сергий хорошо знал епископа Афанасия как борца с обновленчеством, ревностного и заботливого архипастыря. С 1943 г. о. Сергий назначен благочинным церквей Сабинского, Селивановского и Гусь-Хрустального р-нов. 17 марта 1943 г. собранием ворующих Владимира избран на должность настоятеля владимирского Успенского собора и вскоре указом митрополита Сергия (Страгородского) утвержден в этой должности. 25 августа того же года митрополит Алексий (Симанский) постриг о. Сергия в монашество с именем Онисим. 27 августа 1944 г. В Московском Патриаршем кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Онисима во епископа Владимирского и Суздальского. В 1944–1946 гг. епископ Онисим был временно управляющим Ивановской епархией. С этого времени епископ Афанасий постоянно посылает в письмах из лагеря «братский привет» «Владимирскому Владыке». Вскоре по вступлении на патриаршество Патриарха Алексия, в феврале или марте 1945 г., Владыка Афанасий именно через епископа Онисима обратился к Святейшему Патриарху с письмом, в котором просил его возбудить ходатайство перед правительственными органами о замене заключения в лагерях заключением в одной из московских тюрем с предоставлением возможности работать там с богослужебными книгами под руководством и наблюдением Патриарха. Хотя ответа на свое прошение Владыка не получил, этот шаг являлся одним из наиболее ранних свидетельств о восстановлении общения епископа Афанасия с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

поиск:   разделы   рассылка Священник Александр Мазырин Веруй и умей нести свой крест: жизнь и подвиг священномученика Петра (Полянского) Источник:  Церковный вестник Положение высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1925–1937 годах было весьма непростым. Большую часть этого периода Московскую Патриархию фактически возглавлял один иерарх – митрополит Сергий (Страгородский), но общепризнанным Предстоятелем Русской Церкви был другой человек – митрополит Петр (Полянский). Главной причиной такой многолетней раздвоенности была антицерковная политика государственной власти. Митрополит (в конце жизни – Патриарх) Сергий пытался приспособиться к условиям гонений, чтобы сохранить хотя бы часть церковной организации. То, что в итоге от этой организации удалось уберечь, вполне поддается оценке. Плоды первосвятительского служения митрополита Петра не столь очевидны. С точки зрения внешнего результата его деятельность во главе Церкви, как может показаться, потерпела неудачу уже в декабре 1925 года, когда он был арестован и более на свободу не вышел. Однако Церковь не сводима к церковной организации. Земное благополучие ее членов и органов не является ее конечной целью. Согласно апостолу Павлу, главное призвание служителей Церкви и вообще смысл ее существования как единого богочеловеческого организма – это совершение святых, созидание Тела Христова (Еф. 4, 11–12). Митрополит Петр из двенадцати лет своего местоблюстительства одиннадцать провел в условиях возрастающей изоляции от внешнего мира. Из этого, однако, не следует, что его значение для Церкви всё более умалялось. Его служение совершению святых и созиданию Тела Христова продолжалось и в заключении. Оценить должным образом подвиг священномученика Петра как Предстоятеля Русской Православной Церкви можно только через понимание того, в какой мере его позиция способствовала осуществлению возглавляемой им Поместной Церкви своего высшего призвания. Патриарший Местоблюститель Митрополит Петр не случайно оказался сначала ближайшим помощником, а затем и преемником святого Патриарха Тихона.

http://religare.ru/2_101614.html

Русская Православная Церковь ХХ век 11 июня 1922 год – Состоялась первая обновленческая «епископская хиротония». Епископы Антонин (Грановский) и Леонид (Скобеев) «рукоположили» во «епископа Подольского» протоиерея Иоанна Альбинского без принятия им монашества. 16 июня — Обнародован «меморандум трех». Правящие архиереи Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) напечатали в печатном органе «Живой церкви» воззвание, в котором признали каноничность обновленческого Высшего церковного управления и призвали свою паству и всю Русскую Православную Церковь подчиниться ему. Этот документ, получивший название «меморандума трех», послужил соблазном для многих церковных людей и мирян. Митрополит Сергий был одним из самых авторитетных архипастырей Русской Церкви. Принятие ВЦУ целым рядом архиереев, в том числе митрополитом Сергием, было обусловлено тем, что они не видели альтернативы: другого церковного административного центра не было, а жизнь без него казалась немыслимой и невозможной. Кроме того, они считали необходимым сохранить в тяжелое время гонений церковное единство. 1923 год – Глава Антирелигиозного комитета Е. М. Ярославский внес проект постановления Политбюро, в котором предлагал «следствие по делу Тихона вести без ограничения срока». Этим власти сохранили бы возможность постоянного давления на Святейшего Патриарха Тихона. Ярославский предлагал сообщить патриарху, что в отношении его может быть изменена мера пресечения, если «а) он сделает особое заявление, что раскаивается в совершенных против советской власти... преступлениях и выразит теперешнее свое лояльное отношение к советской власти; б) что признает справедливым состоявшееся привлечение его к суду за преступления; в) отмежуется, и в резкой форме, от всяких контрреволюционных организаций...; г) выразит резко отрицательное отношение к новому Карловацкому Собору и его участникам; д) заявит о своем отрицательном отношении к проискам католического духовенства...; е) выразит согласие с некоторыми реформами в церковной области (например, новый стиль)».

http://pravoslavie.ru/5479.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010