А. Ильин Скачать epub pdf Историк-архивист Алексей Никанорович Котович Средний сын крупчицкого священника – Алексей Котович стал известным историком, который исследовал историю духовной цензуры в Российской империи. Алексей Никанорович Котович родился 17 ноября (ст. ст.) 1879 года в селе Рогозно Кобринского уезда. Первоначальное образование он получил в Жировицком духовном училище, где обучался с 1890 по 1894 год, а потом учился в Литовской духовной семинарии с 1894 по 1900 год, где на курсе выше обучался его двоюродный брат Борис Котович. В 1900 году Алексей Котович окончил семинарии и, как лучший студент, был рекомендован семинарским правлением для поступления на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1900 году Алексей Котович сдал вступительные экзамены и поступил в академию, которая была ведущим тогда духовным учебным заведением в стране, где преподавали замечательные педагоги, учёные и яркие личности. Ректором был епископ Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем – патриарх Московский и всея Руси. Инспектором академии являлся архимандрит Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1873–1940) – духовник императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны, сыгравший решающий роль в переезде старца Григория Распутина в Санкт-Петербург. В академии сформировалась замечательная Петербургская церковно-историческая школа: Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929), Василий Васильевич Болотов (1854–1900), Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), Николай Константинович Никольский (1863–1936), Платон Николаевич Жукович (1857–1919), Иван Саввич Пальмов (1855–1920), Иван Иванович Соколов (1865–1939), Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904) и др. «Их исследования прошлого Церкви были обращены к запросам настоящего. Можно назвать ещё целый ряд дисциплин и имён, с которыми на рубеже веков был связан научный прогресс Петербургской духовной школы. Это и догматическое богословие ( А.Л. Катанский ), и патрология ( Н.И. Сагарда ), и нравственное богословие ( А.А. Бронзов ), и церковная археология ( Н.В. Покровский ), и каноническое право ( В.Н. Бенешевич ). Можно также назвать и ряд областей, где учёними-тружениками Санкт-Петербургской духовной академии был сделан значительный вклад в церковную науку и богословскую мисль. Достаточно сказать о трудах Н.Н. Глубоковского о св. апостоле Павле или об экклезиологическом исследовании прот. Евгения Аквилонова . В это же время в Академии выдвигается замечательный круг учёных-славистов (Н. К. Никольский , И.Е. Евсеев , епископ Анастасий)» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ. – К столетию со дня рождения – 1873 – 1973 Г.Г. Блаженнейший Митрополит Анастасий – второй Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, после Блаженнейшего Митрополита Антония, в мире Александр Алексеевич Грибановский, родился 6 августа 1873 года, в самый день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), а потом отец были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною. По окончании Тамбовского Духовного Училища, а потом Духовной Семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую Духовную Академию, ректором которой был в то время архимандрит Антоний (Храповицкий) , впоследствии митрополит Киевский и Галицкий и затем в изгнании – председатель архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. Инспектором Академии был сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский) , а потом – архимандрит Сергий (Страгородский) , впоследствии митрополит Нижегородский, во время Второй Мировой Войны ставший патриархом Московским. Почти через год по окончании курса Духовной Академии, в апреле 1898 года, Александр Алексеевич Грибановский был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита , празднуемого Святой Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) он был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался два года. В 1900 году иеромонах Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной Семинарии, близ Троице-Сергиевой лавры, а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира, был переведен на должность Ректора Московской Духовной Семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В.А. Юлин Годы обновленчества Как уже отмечалось выше, еще в начале 1920-х гг. «город на Неве», благодаря проискам государственных властей и немощам некоторой части епархиального клира, отчасти превратился в «цитадель» обновленчества. Усилия богоборческой власти все больше направлялись на то, чтобы вызвать раскол среди иерархов и духовенства или разрушить церковную жизнь с помощью обновленцев-раскольников. Приняв в качестве своего авторитетного возглавителя митрополита Иосифа (Петровых) и получив в связи с этим название «иосифлянского», это антицерковное движение, в котором участвовали несколько викарных епископов и значительная часть клира Ленинградской епархии, охватило 61 из 100 действовавших в Ленинграде православных приходов и отторгло их от молитвенно-канонического общения с Московской Патриархией 133 . В качестве главного объекта своих нападок «иосифляне» избрали Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) , Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, который проводил линию на сохранение официально существующей церковной иерархии путем неизбежных компромиссов с властью. Митрополит Сергий в это время как никогда нуждался в поддержке такого авторитетного и известного своей бескомпромиссностью церковного иерарха, каким был митрополит Серафим. Хорошо понимая опасность раскольнической деятельности «иосифлян», нацеленной на подрыв основ Православия, Владыка Серафим не представлял для себя возможным уклониться от служения Церкви. Назначение Преосвященного Серафима митрополитом Ленинградским и Гдовским состоялось 23 февраля 1928 г. Несмотря на значительный возраст (72 года), он безоговорочно принял назначение на Ленинградскую кафедру. К приезду митрополита Серафима в Ленинград готовились и чекисты, не выпускавшие его из сферы своей слежки. В секретном донесении ленинградского управления ОГПУ Е. Тучкову от 17 марта 1928 г. говорилось: «Переходя... к приезду в Ленинград митрополита Серафима, считаем нужным сообщить, что... мы к его приезду подготовили соответствующим образом наш осведомительный аппарат и приняли необходимые меры к тому, чтобы он не выходил из сферы влияния наблюдения нашего осведомления» 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В день Вознесения в этом году совершается великое событие: с Русской Церковью воссоединяется Зарубежная Церковь, та Церковь, которая образовалась в результате эмиграции большого числа духовенства и множества мирян. В день Вознесения в этом году совершается великое событие: с Русской Церковью воссоединяется Зарубежная Церковь , та Церковь, которая образовалась в результате эмиграции большого числа духовенства и множества мирян . Известно, что 2 миллиона русских мирян были изгнаны или вынуждены бежать за границу после революции, во время гражданской войны и после нее. За рубежом нашей страны был создан Временный синод, который управлял приходами и епархиями, образовавшимися в результате усилий русских людей в самых разных концах мира. Между этим Синодом и Церковью, которая оставалась в России, не могло быть настоящей связи, потому что границы были закрыты, потому что здесь правили коммунисты, был государственный атеизм, а они жили в свободном мире. Власти стали требовать еще от патриарха Тихона , а потом и от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), чтобы этот Синод был запрещен. В 1936 году митрополит Сергий исполнил требование власти и запретил в служении всех епископов Зарубежного Синода и также и митрополита Евлогия, который был назначен Экзархом в Западной Европе еще Патриархом Тихоном. Зарубежные епископы не могли принять такое запрещение, наложенное под давлением атеистической власти. И произошел раскол. Последние десятилетия Зарубежный Синод оказался в тяжелом положении, потому что автокефальные Православные Церкви, имея общение с Московской Патриархией, прервали евхаристическое общение с Зарубежным Синодом. Так что образовалась часть Русской Церкви, которая осталась в полной изоляции. Естественно было бы искать соединения, но накопившиеся в истории противоречия, проблемы, взаимные обвинения, взаимное недоверие препятствовали этому. Но всегда за такими разделениями скрывается большая трагедия, потому что тысячи людей остаются вне евхаристического общения с православной церковной полнотой.

http://pravmir.ru/my-dozhili-do-udivitel...

В докладе приводятся примеры «исторической агрессии» в мipe. Называются страны, где «остро стоят проблемы героизации нацизма и ревизии итогов Второй мipoboй войны». Всё это горько. Но ещё важнее для нас то, что главный вклад в борьбу с Великой Победой внесло руководство нашей страны, когда в 1956 году началась безудержная «десталинизация» отечественной истории. Чего стоит одно переименование Сталинграда. Семь лет назад, когда на Украине произошёл государственный переворот, ребром встал вопрос: «Почему вернулся фашизм?» В статье с таким названием, написанной тогда ( ), говорилось: «Как же было не вернуться фашизму, когда не сохранили на должной высоте память о Победе над фашизмом? Уже через десять лет после Великой Победы был официально опорочен её Верховный Главнокомандующий, что было, конечно, хитрым ударом по самой Победе, по самой нашей стране, – как, вероятно, и задумывали закулисные режиссеры этой идеологической спецоперации долговременного действия, ибо её яд до сих пор продолжает отравлять душу нашего народа, особенно молодых поколений». Будем смотреть правде в глаза: каждый раз, когда подвергается критике имя Сталина, для кого-то неизбежно возвышается имя Гитлера. Духовную суть противостояния, которое совершалось в огне Великой Отечественной войны, определил митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, предсказав в 1942 году «Победу Креста Христова над свастикой». Но если мы сами вписали в свою историю, и так учим своих детей, что страной у нас в те годы руководила личность отрицательная, если сами начали ломать на своей земле памятники Верховному Главнокомандующему своей Армии-победительницы, то чего было ждать от других стран, а тем более от побеждённых и их потомков? И до сих пор широко идут фильмы, выходят книги, в которых видна одна задача: показать, как всё в те годы делалось у нас плохо и жестоко, и всё якобы потому, что во главе страны стоял человек, единственной целью которого было – любой ценой удержать и укрепить свою власть. Эта версия нашей истории считается нормой, это «формат», это и на западе любят, и здесь в разных «кругах»… И как только было объявлено о выходе на экраны к 80-летию контрнаступления под Москво й фильма Веры Михайловны Сторожевой «Мария. Спасти Москву», который посмел допустить мысль о том, что Иосиф Виссарионович Сталин даже в самый критический момент войны мог принимать какие-либо благочестивые решения, которые могут в глазах зрителя поколебать образ зловещего тирана, против фильма началась кампания, по сути отвергающая жизненно важный для нашего народа исторический факт: в Великую Отечественную войну, как и во все времена, мы были спасены прежде всего заступлением Царицы Небесной.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/30/...

Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. (Городцов Сергей Дмитриевич; 5.07.1866, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 1.06.1956, Новосибирск), митр. Новосибирский и Барнаульский. Из семьи священника. Окончил Скопинское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), СПбДА (1890), в академии учился вместе с Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), с к-рым сохранил дружбу на всю жизнь. Удостоен степени канд. богословия за соч. «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года. С авг. 1890 г. помощник инспектора Могилёвской ДС, в 1892 г. получил назначение в Тифлис (ныне Тбилиси). После вступления в брак 11 дек. 1892 г. Экзархом Грузии архиеп. сщмч. Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, 13 дек.- во иерея, служил 2-м священником в Александро-Невской ц. в Тифлисе, одновременно с 1 янв. 1893 г. являлся настоятелем тифлисской Казанской миссионерской ц., при к-рой усилиями свящ. Сергия была создана б-ка, построен зал для лекций и духовных концертов. Из-за притока прихожан вместо небольшой деревянной миссионерской церкви в сент. 1894 г. был возведен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, «Духовный вестник Грузинского Экзархата» отмечал, что «по числу прихожан миссионерская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери может быть названа одной из первых в Тифлисе». К нач. 1904 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Являлся постоянным наблюдателем городских школ, председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным рус. церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального жен. уч-ща в Тифлисе (до 28 дек. 1905) и др. Во время русско-япон. войны заботился о раненых, собирал одежду для отправки на фронт. 27 дек. 1906 г. был ранен в Тифлисе националистом. В 1914 г. получил степень магистра богословия, защитив дис. «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы служения в Тифлисе являлся настоятелем ц. во имя блгв. кн. Михаила Тверского, построенной его попечением. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени. Будучи бездетными, супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из их воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал В. на всех местах его служения, принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впосл. еп. Омский и Тюменский.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Вступление Учение о спасении – это та точка преткновения, в которой наиболее ярко проявляется различие современного общественного нецерковного мышления – пусть сколь угодно широкого, открытого и терпимого – и сознания Церкви. Это «открытое» мышление готово принять – скорее из равнодушия, нежели из более почтенных побуждений – и слова о том, что Христос есть Сын Божий, и тексты Нагорной проповеди и Евангельских притч, и утверждение о Воскресении Христовом. Но принять к сведению еще не означает принять в сердце; второе влечет за собой изменение всей жизни принявшего, в то время как первое – только увеличение его интеллектуального багажа. И, как правило, всякая открытость заканчивается при необходимости согласиться с тем, что Иисус Христос , Сын Божий, воплотившийся, принявший на Себя грехи мира, распятый и воскресший, стал нашим Спасителем, и никакое спасение вне Него невозможно просто потому, что вне Него спасения нет, и нет того блага в мире, которое без Него радовало бы душу, а к тому же все блага мира вместе взятые не стоят и мига вечной жизни. Этот тезис самым жестким образом противоречит воззрениям, столь привычным для секулярного сознания, что они даже и не осознаются как воззрения, а кажутся принадлежащими к аксиомам человеческого бытия: «человек сам творец своего счастья», «наше будущее в наших руках». В обществе потребления, нацеленном на личные успехи, личные достижения, на процветание и на самостоятельность в обретении оного, призыв христианства предать себя в руки Спасителя вызывает такое же раздражение, как при земной жизни Христа – слова Царство Мое не от мира сего. У человека, жаждущего самостоятельно добиться земных благ и не желающего задумываться ни о том, что блага эти иллюзорны и преходящи, ни даже о том, что вокруг него – буквально миллионы таких же, как он, стремящихся к успеху, но потерпевших крушение (вспомним, что страдания «обманутых вкладчиков» не останавливают других, тех, кто в своей жажде обогащения вливается в их ряды), сотериология буквально выбивает почву из-под ног. Она требует дать четкий ответ: или ты согласен признать, что жил и живешь неправильно, и тебе следует измениться и изменить всю свою жизнь, свои цели, взгляды, мнения, оценки и желания – или будешь жить с занозой в сердце. На первое кто-то еще способен, но на второе – никак, и как живой организм отторгает занозу, окружая ее гнойной тканью и выталкивая вместе с нарывом, так и уязвленное сознание прибегает к агрессивному неприятию идеи, грозящей разрушить стабильность его иллюзий. Можно предположить, что отсюда – некоторая неприязнь, окружающая имя православного богослова Сергия (Страгородского) .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Г.А. Борзова Скачать epub pdf 3 августа нынешнего года скончалась Ольга Сергеевна Новочадова (NB: дочь родного брата Владимира Семеновича Новочадова – протоиерея Сергия), жительница нашего города, прихожанка Алексеевского храма, замечательный человек… Отпевание совершал протоиерей Виктор Аксенов. Отец Виктор часто называл Ольгу Сергеевну примером для всех нас в духовной жизни. Когда рядом есть человек, на которого можно ориентироваться – это настоящее счастье, дарованное Господом. Ольга Сергеевна всегда могла не только дать неоценимый совет, но и выступить в роли наставника. Думается, многим она помогла… Она была тонким знатоком богослужения и церковного пения. Не случайно хор во время отпевания был многочисленным, собрались певчие из многих храмов города и района. 21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, исполняется 40 дней со дня ее кончины. Мне посчастливилось близко знать Ольгу Сергеевну последние семь лет. О ней хочется рассказывать, хотя она не любила быть на виду, не желала, чтобы при её жизни публиковались какие-то, пусть даже интересные, факты, касающиеся её биографии, даже фотографироваться избегала. Однако можно с уверенностью свидетельствовать: всё, что эта женщина так доверительно рассказывала мне, – чистая правда, зафиксированная документально. Ольга Сергеевна появилась на свет 22 июня 1925 года в семье священника Сергия и Людмилы Михайловны Новочадовых. Отец Сергий служил в храме Донской иконы Божией Матери с. Лопатино в Мордовии. Его младший брат Дмитрий был протодиаконом Богоявленского Елоховского собора в Москве. Служил в Ростове-на-Дону, вел активную борьбу с обновленцами. Сохранились воспоминания священника Павла Чехранова о том, как он вместе с отцом Димитрием Новочадовым был арестован и осужден на три года Соловков. Это был первый арест о. Димитрия. Вскоре после освобождения, отец Димитрий переехал в Москву и служил протодиаконом у митрополита Сергия (Страгородского) . Затем был вторично арестован и осужден. Дальнейшая его судьба неизвестна. О его служении и могучем голосе вспоминают современники. Протодиакон Дмитрий в числе прочего духовенства совершал отпевание Святейшего Патриарха Тихона в 1925 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Д. Бохонский (из дипломной работы, выполненной под руководством архиепископа Константина по кафедре догматического богословия) Петр Иванович Лепорский родился 22 августа 1871 г. в семье священника Нижегородской губернии. К сожалению, нам не удалось точно восстановить имя его отца. Вероятно, им был священник Иоанн Петрович Лепорский, который в 1873 г. был помощником смотрителя Арзамасского духовного училища и учителем греческого языка в III классе и Закона Божия в приготовительном классе при училище 1 . Лепорские были потомственными священно- и церковнослужителями. По семейному преданию, в XVIII в., следуя «моде» менять фамилии с русских на латинский лад, род «приобрел» себе фамилию Лепорские (от латинского lepus, leporis – заяц, что дает право предполагать, что ранее они были Зайцевыми или т. п. 2 . Семья И. Лепорского была большой – известны шесть его детей: Иоанн (родился около 1865 г.), священник с. Канерга Ардатовского уезда, затем в Нижнем Новгороде 3 ; Александр (родился 1 марта 1868 г.), протоиерей, ректор Псковской духовной семинарии 4 (его дочь – Анна – художница, ученица и последовательница К. Малевича); Петр (1871–1923); Николай (1877–1952), ученик И. П. Павлова, профессор Военно-морской медицинской академии; Сергей, агроном; Владимир, директор «Азовстали» и неизвестный по имени, скончавшийся в годы революции. Свое первоначальное образование П. И. Лепорский получил в Нижегородском духовном училище 5 , а среднее – в Нижегородской духовной семинарии, в которую поступил в 1885 г. Чтобы увидеть насколько основательно велось преподавание в Нижегородской духовной семинарии достаточно указать, что среди ее выпускников были в будущем крупные богословы и историки, такие как патриарх Сергий (Страгородский) , Н. И. Глориантов , Ф. Г. Елеонский , Π. В. Знаменский, A. JI. Катанский, А. И. Садов и др. 6 П. Лепорский успешно закончил все классы по первому разряду (первым по разрядному списку в 1-м классе, четвертым – во 2-м, вторым – в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м) 7 . Он застал время, когда Нижегородская духовная семинария находилась в периоде своего расцвета. Ее ректором уже четверть века был протоиерей Г. В. Годнев. Особенное внимание на семинарию обращал нижегородский архиепископ Иоанникий (Руднев), консерватор и человек строгих правил, высоко ценившийся среди епископов как энергичный и самостоятельный иерарх. Впоследствии он был экзархом Грузии, митрополитом Московским, затем Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Девятьсот дней в аду Духовенство Ленинградской епархии, награжденное медалями ’За оборону Ленинграда’ вместе со своим митрополитом Алексием (Симанским). Октябрь 1943. Фото из музейной экспозиции Успенской церкви на Малой Охте, Санкт-Петербург. К началу Великой Отечественной войны советское руководство под влиянием внешнеполитических обстоятельств вынуждено было отказаться от идеи полного уничтожения Русской Православной Церкви в стране. Перспектива надвигавшейся войны заставила правительственные органы по-иному оценить роль Церкви внутри страны и на международной арене. Однако ее положение оставалось трагичным, множество запретов затрудняло ее деятельность, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе на свободе оставалось всего 4 правящих православных архиерея. В одной из крупнейших епархий страны, Ленинградской, к 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм, были закрыты монастыри и духовные учебные заведения, отсутствовала церковная печать. К этим трудностям прибавились и суровые тяготы войны и блокадного города. Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В самом городе и северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, в его ведении находились Никольский кафедральный и Князь-Владимирский соборы, а также церкви: Никольская Большеохтинская, Волковская кладбищенская св. Иова, Димитриевская Коломяжская и Спасо-Парголовская. К обновленческому течению принадлежали Спасо-Преображенский собор и церкви на Серафимовском кладбище и в поселке Лисий Нос, которыми управлял протопресвитер Алексий Абакумов. Кроме того, в городе оставался один действующий иосифлянский храм - Троицкий в Лесном, где служил иеромонах Павел (Лигор). Общее количество православных священнослужителей в Ленинграде не превышало 25 человек. " Церковь зовет к защите Родины " С первых дней войны Русская Православная Церковь посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня 1941 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим. Оно зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт как на подвиг, имея благословение Церкви. Глава епархии митрополит Алексий 26 июля написал свое обращение к духовенству и верующим " Церковь зовет к защите Родины " . Особенную известность получила его проповедь, произнесенная 10 августа. В ней говорилось прежде всего о патриотизме и религиозности русского человека. Авторитет и влияние Ленинградского митрополита в это время были настолько велики, что 12 октября 1941 г. Патриарший Местоблюститель в своем завещательном распоряжении именно его назначил своим преемником.

http://pravoslavie.ru/4874.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010