поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Должен ли был митрополит Сергий спасать Церковь? Источник:  Татьянин день Новый сборник статей протоиерея Георгия Митрофанова вновь оживил дискуссию о роли митрополита Сергия (Страгородского) в истории Церкви ХХ века. Сам отец Георгий раскритиковал деятельность заместителя патриаршего местоблюстителя, упрекнув его в сервилизме: " Пытаясь своими немощными человеческими усилиями сохранить Церковь Христову, митрополиты Сергий (Страгородский) и Сергий (Воскресенский) главной целью своего служения сделали достижение политического соглашения с коммунистическими и нацистскими предтечами Антихриста " . Подобное заявление предполагает, что у митрополита Сергия (Страгородского) был иной путь, кроме попыток договориться с советской властью о легализации Церкви. Отец Георгий считает, что нужно было брать пример с части епископов, не признавших Декларации 1927 года и погибших в сталинских лагерях, тюрьмах и ссылках. Что же касается судеб Церкви в СССР, то физическое уничтожение ее структуры и организации не представляется для протоиерея Георгия Митрофанова большой трагедией, так как православие сохранилось бы в других странах, а потом могло бы возродиться в некоммунистической России. Если бы митрополит Сергий пошел по этому пути, то большевики получили бы от Церкви очень большой подарок. После смерти патриарха Тихона в 1925 году глава VI управления ОГПУ " красный игумен " Евгений Тучков прилагал огромные усилия для того, что бы окончательно расколоть православие на множество маленьких, не признающих друг друга групп. Для окончательного уничтожения православия изнутри был выбран очень выгодный момент – после смерти святителя Тихона невозможно было собрать Поместный собор для выборов нового патриарха, а потому власть перешла к митрополиту Петру (Полянскому) – одному из патриарших местоблюстителей. Вскоре после этого митрополит Петр был арестован, и один из заместителей патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий стал тем иерархом, который взял на себя ответственность за судьбу Церкви и в июле 1927 года вместе с несколькими епископами подписал Декларацию, составленную при активном участии Тучкова.

http://religare.ru/2_89233.html

7) Архимандрит (ныне архиепископ) Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Изд. 2-ое, Казань, 1898 г.. 1095 Он же. Вопрос о личном спасении (Речь перед защитой диссертации). 1096 Так как первая глава нашего исследования посвящена раскрытию вопроса об усвоении каждым человеком спасения, совершенного Иисусом Христом, то на нас лежит научный долг, хотя вкратце, определить отношение нашего труда к названной магистерской диссертации 1097 преосвященного автора. Целью исследования автора является оттенить общие и основные особенности православного учения об усвоении каждым человеком спасения Христова, по сравнению, главным образом, с инославными исповеданиями. 1098 «Правовое жизнепонимание”, его неправота составляет исходный пункт названного исследования 1099 и заметно отражается на его дальнейшем плане. Что же касается 1-ой главы нашего исследования, то в ней мы старались изобразить постепенный ход религиозно-нравственного возрождения человека для «вечной жизни“, главные, основные и существенные моменты этого процесса. Отсюда совершенно иной план главы, по сравнению с диссертацией преосвящ. Сергия, и несколько другая перспектива. Названная диссертация не захватывает всех сторон вопроса и намеренно сосредоточивается, почти исключительно, соответственно своему заглавию, на субъективном факторе – на деятельности самого человека. Между тем наша диссертация стремится представить оба эти момента в их неразрывном взаимодействии. Соответственно этому, и участие человека в Христовом царстве имеет, как мы стремились показать, два момента: нравственно-свободный, деятельный, с одной стороны, и мистически-религиозный, созерцательный, с другой. Взаимное отношение этих двух моментов характеризуется также их неразрывным взаимодействием. В состав и объем первого момента входит и «аскетизм”, как необходимое, обязательное предположение, как одно из необходимых условий его реального осуществлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Браки с инославными и сектантами в России по документам подготовки Поместного собора 1917–1918 годов Источник Аннотация В настоящей статье анализируется проблема допустимости в Русской Православной Церкви заключения браков между православными и инославными, а также сектантами, и возможности участия инославных и сектантов в церковном Таинстве Брака. Данный вопрос рассматривается на материалах Особого Совещания по делам веры (1905), «Отзывов епархиальных епископов на церковные реформы», Предсоборного Присутствия (1906) и Предсоборного Совета (1917). Исторический и экклесиологический контекст проблемы обусловлен изменением церковно-государственных отношений в Российской империи с 1905 г., и отказом государства от взятых на себя прежде обязательств охранять права православного супруга и детей в смешанном браке, а также подготовкой проекта церковного документа о браке с инославными и сектантами для Поместного Собора 1917–1918 гг. Особый интерес представляет подход, предложенный некоторыми участниками дискуссии, среди которых были новомученики и будущий патриарх Сергий (Страгородский) . Этот новый подход к заключению браков с инославными и сектантами представлял собой альтернативу закону, навязанному Церкви государством в 1720 г. Новую позицию впоследствии поддержал прот. И. Мейендорф . Ключевые слова: Таинство Брака, экклесиология, канон, инославие, секта, Поместный Собор, предание, новомученики, Особое Совещание по делам веры, «Отзывы епархиальных епископов на церковные реформы», Предсоборное Присутствие, Предсоборный Совет. Откровенно говоря, я не знаю, каким образом можно оправдать это венчание [с инославным], каким образом можно преподать церковное Таинство неправославному. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) Брак [с инославным] рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически несовместимо с принадлежностью к Церкви. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение Браки православных с неправославными христианами были, есть и будут. И никто не может решить за самих людей, с кем им сочетаваться в браке и создавать семью. Вопрос лишь в том, как объяснить с богословской и канонической точки зрения участие инославного и сектанта (еретиков) в церковном Таинстве Брака. Таинства существуют в Церкви, и для членов Церкви, поэтому неправославные в Таинствах участвовать не могут. Тем не менее в России Священный Синод с 1721 г. формально разрешил бракосочетание с инославными через чинопоследование Таинства Брака, 1 несмотря на то, что инославные конфессии исповедуют множество ересей, 2 и общения с ними в Таинствах быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

памятник героям Великой Отечественной войны в Калининградской области 9 мая 2009 г. Церковь и война. 1941-1945 В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть.    1941 22 июня — в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Советские власти разрешили огласить это послание в храмах лишь 6 июля. Обращение митрополита Сергия стало началом широкой патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви. Всего за время войны митрополит Сергий (Страгородский) выпустил 23 послания. 26 июня — в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании победы Красной армии. Июль — немецкими оккупационными властями закрыты антирелигиозные музеи, находившиеся в кафедральном Успенском соборе Смоленска и Троицком соборе Псковского кремля. Эти древние храмы были переданы Русской Православной Церкви, и в них возобновились регулярные богослужения.

http://e-vestnik.ru/society/tserkov_i_vo...

Патриарх Сергий (Страгородский) 21 октября 2023 г. 13:00 Имейте добрую память К 80-ЛЕТИЮ ИЗБРАНИЯ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ НА АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ 1943 ГОДА Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) . Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-bepcuя. Какова историческая канва событий? Подвергавшаяся невиданным со времен христианской древности гонениям, Русская Церковь к началу 1940-х годов находилась в крайне бедственном положении. Бесчисленное множество архиереев, священников, диаконов, монашествующих и мирян были подвергнуты репрессиям: лишены прав гражданского состояния и средств к существованию, осуждены к длительным срокам заключения в тюрьмах и лагерях, где умирали от непосильного труда и болезней, или были расстреляны. Так совершали свой путь на личную голгофу многочисленные страдальцы за веру, и первые среди них — новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века. Шло разрушение и уничтожение монастырей, храмов и святынь. Велась целенаправленная агрессивная и поразительно вульгарная по содержанию борьба за искоренение православной культуры. И в то же время жизнь Церкви «на воле», если так можно охарактеризовать общественную действительность советской эпохи того времени, продолжалась. Для этого требовалось немало мужества, решимости и мудрости. Безбожная власть, осознавая глубокую укорененность православной веры в народном сознании, проявляла коварную изобретательность, чтобы добиться разрушения Церкви руками ее собственных чад. Потому, например, на время получил презрительно-снисходительную поддержку партийной бюрократии обновленческий раскол, впоследствии засвидетельствовавший в ее глазах свою неэффективность. В условиях жесткой фильтрации и блокады информации, кажущихся невероятными для современного человека, порученцы высшего руководства стремились манипулировать уважаемыми иерархами Церкви, вводя их в заблуждение относительно реальных событий или позиции того или иного авторитетного архиерея. Иногда власть маневрировала, будучи заинтересована в развитии международных связей и повышении собственного престижа, стремилась показными уступками закамуфлировать свою антирелигиозную политику, что, правда, больше сказывалось на пропаганде, не приводя к улучшению реального положения дел.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

Предисловие Жизнь и труды автора этой книги – архимандрита Сергия (в миру Ивана Николаевича Страгородского), впоследствии (с 1943 г.) – двенадцатого Всероссийского Патриарха, оставили заметный след в истории Русской Церкви конца XIX – первой половины XX столетия. Окончив в 1886 г. Нижегородскую духовную семинарию, Иван Николаевич Страгородский поступил на 1 курс Санкт-Петербургской духовной академии. 30 января 1890 г. он принял иноческий постриг и летом того же года, после блестящей защиты диссертации и получения степени кандидата богословия подал ректору академии – Преосвященному епископу Антонию (Вадковскому) прошение с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии. Аналогичное прошение было подано его академическим товарищем – иеромонахом Арсением (Тимофеевым). В августе 1890 г., по рассмотрении дела в Синоде и разрешении процедурных вопросов, оба миссионера отбыли из Петербурга в Одессу, а оттуда на Дальний Восток. В октябре месяце о. Сергий прибыл в Японию, а в 20-х числах – в г. Токио. Здесь он поступил в ведение начальника Русской миссии в Японии епископа Николая (Касаткина) , вошедшего в историю с именем «Апостола Японии» и канонизированного Русской Православной Церковью в 1970 г. Сам Владыка Николай прибыл в Японию в сане иеромонаха в самом начале 1860-х годов. Тогдашние японские власти крайне недоброжелательно относились к проповеди христианства и молодому пастырю пришлось поначалу ограничить свою деятельность лишь священнослужением в русском консульском храме. Он всецело отдал себя духовному самосовершенствованию, необходимому для несения миссионерского подвига, а также углубленному изучению японского языка и культуры. Довольно скоро уроки японского принесли первые успехи и по истечении восьми лет о. Николай смог совершенно свободно изъясняться устно и читать любые тексты. К 1868 г. относятся первые тайные крещения японцев, положившие начало проповеди Святого Православия на этой земле. В 1870 г. Святейший Синод удовлетворил ходатайство о. Николая об утверждении в Японии особой Миссии для проповеди Православия и в 1871 г. о. Николай возвратился из поездки в Россию в сане архимандрита, получив для помощи еще одного священника. А в 1880 г. в Петербурге состоялась епископская хиротония архимандрита Николая (Касаткина) в епископа Ревельского – событие, знаменовавшее собою новый этап в проповеди Евангелия в Стране восходящего солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Преодоление смерти и спасение Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Труды В. В. Розанова и Патриарха Сергия (Страгородского) Василий Васильевич Розанов — философ, чей гений во многом определил своеобразие Серебряного века, однако в историю русской мысли он вошел как один из инициаторов религиозно-философского Ренессанса. От нигилизма и позитивизма — к метафизике, к религиозному мирочувствию, — так можно определить основной вектор его духовной эволюции, по напряженности исканий сопоставимой с обретением веры авторами “Вех”. И поскольку в современных исследованиях, посвященных культурологии и истории философии, Розанова нередко определяют как “полемиста с Православием, озабоченного проблемой пола”, имеет смысл прислушаться к голосу самого мыслителя, в творческом наследии которого мы подчас встречаем неожиданную для Серебряного века любовь к Христовой Церкви. 11 января 1867 года — дата рождения младшего современника Розанова двенадцатого Всероссийского Патриарха Сергия (Страгородского). Высокопреосвященный Сергий был одним из тех иерархов Русской Церкви, кто не только лично знал известного мыслителя-полемиста, но и поддержал его в трудные месяцы тяжелой болезни его супруги. Предстоятель Русской Церкви, святитель Сергий, почил 15 мая 1944 года; в 2002 году мы отмечаем 58 годовщину его преставления. Прошло уже почти шесть десятилетий, однако вокруг его имени и поныне не стихают споры. Приняв на себя крест служения первоиерарха в тяжелейшие для Русской Церкви 1920–1940-е годы, он ценой ряда компромиссов добился легализации церковной организации в советском государстве. И хотя не все поддерживали его позицию, тем не менее многие клирики избежали расстрела благодаря тонкой и продуманной политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Назовем здесь лишь имя преподобного Сергия (Серебрянского) — духовника преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны 1 . Не менее существен вклад Патриарха Сергия и в русское богословие.

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-i-s...

Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Протоиерей Павел Хондзинский – доктор богословия, канд. теологии, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Аннотация: Почитаемый своими современниками как праведник и чудотворец, св. Иоанн Кронштадтский не был по достоинству оценен ими как богослов. Одной из главных причин этого являлось то, что св. Иоанн был воспитан в духовной школе филаретовской эпохи, подвергавшейся в конце XIX – начале XX в. резкой критике не только со стороны светских мыслителей, но и представителей так называемого академического «нового богословия», важнейшими представителями которого были митр. Антоний (Храповицкий) и архиеп. Сергий (Страгородский) . Это течение характеризовалось стремлением сформулировать альтернативные западному богословию концепции, опираясь в то же время на парадигмы западной философии эпохи модерна, между тем как о. Иоанн продолжал скорее восходящую к свт. Филарету платоническую традицию. В итоге, однако, возникшая уже после кончины о. Иоанна имяславческая полемика, в которой обе стороны встали перед необходимостью интерпретировать его богословские максимы, выявила, как показывает проведенное исследование, проблемность избранного «новым богословием» философского языка. Ключевые слова: св. Иоанн Кронштадтский , митр. Антоний (Храповицкий) , архиеп. Сергий Страгородский , «новое богословие», имяславие. 1 Годы наибольшей известности и наиболее активной пастырской деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского (кон. XIX – нач. XX в.) совпали с годами формирования и, пожалуй, по-своему не меньшей известности того направления в русской богословской науке, за которым закрепилось название «новое богословие». Вкратце процесс его возникновения может быть описан как процесс, с одной стороны, усвоения академическим богословием идей богословия мирян: здесь, прежде всего, речь идет о Хомякове с его пафосом противопоставления Запада и Востока и стремлением сформулировать богословские концепции, тотально противоположные аналогичным западным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси Родился II января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, поступил в СПБ духовную академию. 30 янв.1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4–го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 году назначен исп. должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 года исп. должность инспектора Московской духовной академии. 21 сент.1894· года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию: «Православное учение о спасении». В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 года определен ректором СПБ семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором СПБ духовной академии. С 25 янв.1901 года – ректор той же духовной академии. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик.С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. Петербургский Антоний, митр. Киевский Феогност, митр. Московский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним, еп. Кишиневский Иаков, епископ Борис, еп. Гдовский Вениамин, еп. Нарвский Никон и еп. Сарапульский Владимир. С 6 окт·1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Св.Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года состоял Почетным членом СПБ духовной академии. С 6 мая 1911 года – член Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010