священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Валаамские подвижники в эмиграции Сердцем служить церкви и родному народу Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887–1952) Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Толстухин) родился 1 января 1887 г. в Епифани Тульской губернии. Окончил городское училище, в возрасте 15 лет 5 ноября 1901 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. официально зачислен в послушники; 29 апреля 1910 г. посвящен в стихарь. В обители Василий «с терпением и кротостью обучался монашеской жизни...» Еще «в 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский... прикомандировал его к своему Архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором». Целью миссии было распространение и утверждение Православия среди карел. Особым духовным авторитетом для молодого послушника на Валааме был старец схимонах Онуфрий (Герасимов), подвизавшийся в скиту Всех святых. «Благоговея перед этим старцем, юноша... скоро созрел для принятия иночества». 15 сентября 1910 г. Василий пострижен игуменом Маврикием в монашество с именем Варсонофий. Близкими духовными друзьями монаха в то время были будущие валаамские старцы иеросхимонахи Ефрем (Хробостов) и Михаил (Попов), иеромонах Иустиниан (Серебряков). В сан иеродиакона о. Варсонофий был рукоположен архиепископом Сергием (Страгородским) 21 ноября 1910 г., а в сан иеромонаха – 14 января 1922 г. На своем жизненном пути о. Варсонофий встретил «немало весьма замечательных людей. Среди них: отец Иоанн Кронштадтский , Святейшие Патриархи Тихон и Сергий, – и воспитанный ими церковно, с большим мужеством и подлинно христианским достоинством нес тяготу». Известен также факт, что, будучи иеродиаконом, он ездил в Оптину пустынь и встречался там со знаменитым старцем архимандритом Варсонофием (Пли- ханковым). От Бога о. Варсонофий имел дар составлять богослужебные гимнографические тексты. В 1923 г. архиепископ Серафим (Лукьянов) наградил его грамотой за составление акафиста прп. Арсению Коневскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следующим архиереем, к которому обратился Тучков, был митрополит Сергий (Страгородский) . Выбор Тучкова был вполне закономерен: митрополит Петр (Полянский) назначил Сергия своим заместителем, что давало Сергию право возглавить церковную организацию. К тому же Тучков знал, что митрополит Сергий и сам прилагает максимум усилий для упрочения юридического положения Церкви. Так, еще 16 июля 1926 года он обратился в Народный комиссариат внутренних дел с просьбой о легализации органов Высшего церковного управления. В этом документе он обещал полную лояльность Церкви по отношению к гражданским властям и невмешательство в политику, признавая при этом, что задачи Церкви отличаются от задач советского государства. В этом документе митрополит Сергий категорически отказывался каким бы то ни было способом воздействовать на совесть прихожан. «Будучи искренними до конца, – писал он, – мы не можем замалчивать того противоречия, которое существует между нами, православными, и коммунистами-большевиками, управляющими Союзом. Они ставят своей задачей борьбу с Богом, Его властью в сердцах народа; мы же весь смысл и всю цель нашего существования видим в исповедании веры в Бога и в возможно широком распространении и укреплении этой веры в сердцах народа. Они признают лишь материалистическое понимание истории, а мы верим в Промысел Божий, чудо и т. д. Мы убеждены, что православный христианин, свято соблюдая свою веру и живя по ее заповедям, именно потому и будет всюду желательным и образцовым гражданином какого угодно государства, в том числе Советского. Но, обещая полную лояльность, обязательную для всех граждан Союза, мы, представители церковной иерархии, не можем взять на себя каких-либо особых обязательств или доказательств пашей лояльности. Не можем взять на себя, например, наблюдение за политическим настроением наших единоверцев. Для этой цели у советской власти есть орган более подходящий и средства более действенные. Тем паче не можем мы взять на себя функции экзекуторские и применять церковные кары для отмщения» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 8 Митрополит Сергий (Страгородский) за работой 22 июня 1941 года, в день Всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на СССР. 12 октября митрополит Сергий составил завещание, согласно которому на случай его смерти полномочия местоблюстителя переходили к митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Через неделю после этого, когда фронт приблизился к сердцу России – Москве, было принято решение об эвакуации Московской Патриархии . Сделано это было, конечно, не для того чтобы уберечь церковных иерархов. Этим власти как раз наоборот выражали свое недоверие митрополиту Сергию, боясь, что, попав на оккупированные территории, он займет лояльную позицию по отношению к немцам. При огромном авторитете митрополита, как считали власти, это могло иметь негативные последствия. В Берлине же к митрополиту Сергию отношение было недвусмысленное, ведь в своих патриотических воззваниях он сравнивал Гитлера с Иродом. Согласно приказу обергруппенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года, при захвате Москвы митрополит Сергий подлежал немедленному аресту . Итак, было принято решение об эвакуации всех религиозных лидеров в г. Чкалов. 13 октября 1941 года «к запасным путям Казанского вокзала подъехал автомобиль, из которого вышел элегантный, взволнованный, интеллигентный человек с внешностью киноактера, в модном осеннем пальто и мягкой шляпе, а с ним, седобородый, высокий, богатырского вида старик: А.И. Введенский и митрополит Виталий» . Вслед за ними на посадку прошли старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иринарх и несколько руководителей баптистской общины. «Едва уселись по местам – в дверях суматоха, внесли чьи-то вещи, почтительно раскрылись двери вагона и в вагон вошел среднего роста старичок с седой окладистой бородой, в золотом пенсне, с подергивающимся от нервного тика лицом, одетый в рясу и монашескую скуфейку. “Какая встреча!” – бросился к нему А.И. Введенский. Улыбнувшись, старичок дружески с ним облобызался.

http://pravoslavie.ru/31350.html

Был ли оправдан компромисс митрополита Сергия с советской властью? Интервью с иереем Александром Мазыриным Митрополит Сергий: «Мое отношение к советской власти основано на маневрировании» -- Отец Александр, насколько эта тема сложна для исследователя? -- Конечно, тема, касающаяся политики митрополита Сергия (Страгородского) в 1920-1930-е годы и реакции на эту политику в церковных кругах, весьма непростая. За годы, прошедшие с того времени, сложился целый ряд стереотипов, которые приходится преодолевать. Сформировалась целая традиция, которая рассматривала церковную жизнь 1920-30-х годов исключительно под углом лояльности-нелояльности советской власти: дескать, в Церкви многие не понимали важности произошедших перемен в государстве, и первым, кто смог в полной мере эту важность осознать, был митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий. Но митрополита Сергия многие не поняли, поскольку были, во-первых, " контрреволюционерами " , во-вторых, " честолюбцами " . В результате произошел ряд " правых расколов " . Такой взгляд стал пересматриваться в конце восьмидесятых -- начале девяностых годов, как только прекратилось давление со стороны государства. Окончательно же вопрос решился в контексте канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских. Надо было решить, как относиться к тем, кто пострадал за Христа, будучи в отделении от митрополита Сергия? Считать их раскольниками, или отход от митрополита Сергия -- это не раскол, а нечто другое? Ведь среди не принявших декларацию митрополита Сергия были выдающиеся иерархи. Самый выдающийся -- митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) -- первый кандидат в Патриаршие Местоблюстители по завещанию Патриарха Тихона, получивший подавляющее большинство голосов на тайных выборах Патриарха в 1926 году. Сначала на уровне Синодальной комиссии по канонизации, а потом и на уровне Архиерейского Собора был утвержден общий принцип: если отделение происходило не по корыстным причинам, а по мотивам исповеднического стояния за Истину, то отделявшихся от митрополита Сергия считать раскольниками нельзя. Тем более что, отделяясь от митрополита Сергия, они не отделялись от митрополита Петра (Полянского), который, собственно, и был тогда главой Русской Церкви -- Патриаршим Местоблюстителем, хотя и находился в заключении (митрополит Сергий был лишь заместителем митрополита Петра). И в результате в августе 2000 года был канонизирован целый сонм новомучеников и исповедников Российских, и среди них почти все видные представители " правой " церковной оппозиции. Раскольников же Церковь, как известно, не канонизирует.

http://pravoslavie.ru/36353.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Оболганный Первоиерарх Диакон Владимир Василик о подвиге Патриарха Сергия 04.09.2010 2768 Время на чтение 4 минуты «Святейший Патриарх Сергий - до сих пор знамя пререкаемое, в особенности для зарубежной части Русской Православной Церкви. Многие упрекают его в небытной ереси сергианства, которая якобы состоит в его чрезмерной уступчивости и угождении властям. Но если внимательно посмотреть на то, что делал Святейший Патриарх Сергий, то он делал ровно то же, что делали константинопольские Патриархи по отношению к турецким султанам и русские митрополиты по отношению к татарским ханам, а именно: внешняя лояльность при неприятии идеологических взглядов и чужой веры. Собственно говоря, в его знаменитой декларации 1927 года нет ничего противного догматам Православной веры и церковному учению о взаимоотношении Церкви и государства. Да, в свое время она вызвала возражения, выразившиеся в послании соловецкого епископата (1927), предпринятого по инициативе Илариона, епископа Верейского. Ее авторы справедливо упирали на тяжелое положение Русской Православной Церкви под советской властью. При этом отметим, что авторы и подписанты этого послания не отошли от молитвенного общения с местоблюстителем Сергием. Считая его позицию чрезмерно уступчивой, они, все-таки, сохраняли с ним молитвенное и каноническое единение», - заявил в интервью " Русской народной линии " доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик , рассуждая о значении исторической встречи митрополита Сергия с И.В.Сталиным и избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Как известно, 4 сентября 1943 года, вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР И.В.Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник ГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. Собор проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/04/obo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» (ЖМП), офиц. печатный орган РПЦ, выходивший в 1931-1935 гг. и с 1943 г. После закрытия в 1918 г. ж. «Церковные ведомости» в Российской Церкви некоторое время не было своего печатного органа. В 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) получил разрешение на издание офиц. журнала, который стал единственным церковным изданием в СССР в 30-х гг. В условиях существования в Церкви раскольнических группировок выбор названия должен был подчеркнуть, что журнал «является выразителем истинно церковного самосознания». С начала выхода журнал был заявлен как ежемесячное издание, однако в 1931 г. вышло только 6 номеров, в 1932-1934 гг.- по 3 номера, в 1935 г.- 1 номер. Выпуски имели сплошную нумерацию, всего в 1-й период существования ЖМП вышло 16 номеров (последний - 23/24), из них 8 были сдвоенными. Объем журнала составлял 8-14 с., тираж - 3 тыс. экз. Издателем журнала указан митр. Сергий, редакторами были П. Остроухов (до 3 за 1931) и архим. (затем епископ Коломенский) Сергий (Воскресенский) (с 4 за 1931 до 1935). В 30-х гг. в ЖМП публиковались определения Свящ. Синода (наряду с текущими печатались и нек-рые постановления за 1928-1930), касающиеся организационных вопросов, богослужебной практики, канонической дисциплины, дисциплинарных проступков священнослужителей. Материалы свидетельствуют о продолжавшейся, несмотря на репрессии, церковной жизни. Одновременно были заметны падение церковной дисциплины в епархиях, понижение уровня богословской подготовки и канонических знаний в среде пастырей и архипастырей, не прошедших академической школы. По этой причине большое место в синодальных определениях отводилось мотивировке принимаемых решений, некоторые из определений превращались в богословские экскурсы, например «О мироварении» от 29 марта 1932 г. (1932. 9/10. С. 8-9). Содержание журнала также составляли послания, письма и резолюции митр. Сергия по различным вопросам церковной жизни, в т. ч. связанные с расколами и разделениями, происходившими в Русской Церкви. Кроме того, было опубликовано 20 статей митр. Сергия, некоторые из них заняли значительное место в отечественном богословии («Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» (1931. 2. С. 5-7; 3. С. 3-6; 4. С. 3-7), «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви» (1932. 11/12. С. 8-11), «Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря» (1933. 16/17. С. 4-7), «Значение апостольского преемства в инославии» (1935. 23/24. С. 3-11) и др.). Печатались также статьи прот. А. Лебедева. Большинство текстов не были подписаны. В номерах журнала регулярно публиковался церковный календарь (издавать его отдельно не было возможности).

http://pravenc.ru/text/182369.html

Патриарх всего СССР РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98963.html 11 января 2013 Михаил Тюренков Патриарх всего СССР Источник:  http://portal-kultura.ru/ Газета " Культура " лет назад, в самый разгар Сталинградской битвы и канун Нового, 1943-го года, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился ко всей Русской православной церкви с призывом жертвовать на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Чуть более года спустя колонна была передана Красной Армии. Владыка Сергий к тому времени уже стал патриархом Московским и всея Руси, хотя земного жития ему оставалось всего два месяца. Патриарх Сергий, стоявший у управления Русской церковью два самых тяжелых ее десятилетия – с середины 20-х до 15 мая 1944-го, до сих пор является спорной фигурой церковной истории. Но именно его жизненный путь отвечает на один из самых сложных для всех нас вопросов: можно ли оставаться православным христианином и при этом быть советским патриотом? Этим вопросом задавались многие церковные деятели XX века – так, еще святитель Тихон (Беллавин), будучи патриархом Московским и всея России в 1917-1925 годах, публично заявлял о своей лояльности советской власти. Но одно дело – проявить отстраненность Церкви от внешних и внутренних врагов нового режима, а совсем другое – сделать четкий выбор в пользу этой власти. Многие считают, что переход митрополита Сергия (Страгородского) на позиции советского патриотизма был вынужденным – владыку " сломали " в ходе последнего ареста в 1926 году. Некоторые – из числа противников " сергианства " полагают, что иерарх всегда был склонен к " соглашательству " , а потому просто предал Церковь и верующих, подчинив их безбожной власти. Но если без предубеждения вчитаться в текст его знаменитой Декларации 1927 года, сразу становится ясно, что эти глубоко искренние слова относятся не к ВКП(б) и ее вождям, а к родной стране: " Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи " .

http://religare.ru/2_98963_1_21.html

Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 29 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 К 55-летию со дня преставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского; 1 Мне не пришлось лично общаться с владыкой Сергием. Все, чем я могу поделиться, — это воспоминания прихожанки Богоявленского собора, где он служил сначала в качестве Местоблюстителя, а потом и Святейшего Патриарха. До войны мы не ходили в Елоховский собор 2 , а вот в войну вдруг потянуло. Владыки Сергия тогда не было в Москве, в начале войны он надолго уехал. В Елохове служили различные архиереи, был страшный холод, храм был неубран, мы переживали бомбежки. Бывало, стоишь в соборе — бомба рвется почти над головой. Вскоре после возвращения владыки Сергия в Москву состоялся Собор, на котором он был избран Патриархом 3 . Что я могу сказать о его служении как прихожанка? Оно оставляло впечатление большой церковности, большого углубления в службу и простоты. Если позднее служение Святейшего Патриарха Алексия I создавало ощущение необыкновенной высоты, какой-то особой звучности, тонкости, то тут преобладало чувство благости, душевности, непосредственности, главное — церковности и собранности. Патриарх Сергий служил без лишней аффектации, всегда с большим количеством сослужащих, так что его служба производила впечатление большого семейного очага, от которого исходят теплота и вера. “Дедушка Сергий”… Он казался таким стареньким, хотя был не таким старым, как казался, но он был такой грустный, ветхий и такой добродушный, что все его звали дедушка . В нем была отеческая, всеобъемлющая любовь. Она проявлялась и в его служении, в котором, мне кажется, было большое добродушие, и в отношении к сослужащим, к диаконам. Никогда не было заметно, чтобы он был строг к ним, хотя я специально и не вникала, как он относился к окружающим. Мне кажется, он не любил долгие монастырские службы, к которым мы привыкли в Петровском. Служили обычно: кафизмы не читались, стихиры сокращались. Хотя это можно объяснить и тем, что это были еще военные годы… Но был замечательный хор. Им руководил знаменитый регент Комаров, по специальности врач, гомеопат, который ощутил в себе это призвание — руководить хором. До войны он пел на Рогожской, а во время войны перешел в собор и застал немного “дедушку”. Расцвет же его деятельности пришелся на время Патриарха Алексия. Сначала они пели внизу и только потом перешли на хоры. Хор этот пел как никогда. Это была русская душа, которая пела. Это были необыкновенные песнопения, проникнутые особенной теплотой. Таких певцов и такого регента на моей памяти больше не было в Богоявленском.

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-i-vyis...

Воскресный день 22 июня 1941 г., день нападения фашистской Германии на Советский Союз, совпал с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между Церковью и государством, уже более двадцати лет гнавшим ее. Однако этого не произошло. Дух любви, присущий Церкви, оказался сильнее обид и предубеждений. В лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Церковь дала точную, взвешенную оценку разворачивавшихся событий, определила свое отношение к ним. В момент всеобщей растерянности, смуты и отчаяния голос Церкви прозвучал особенно отчетливо. Узнав о нападении на СССР, митрополит Сергий вернулся в свою скромную резиденцию из Богоявленского собора, где он служил Литургию, сразу же ушел к себе в кабинет, написал и собственноручно напечатал на машинке " Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви " . " Невзирая на свои физические недостатки - глухоту и малоподвижность, - вспоминал позднее архиепископ Ярославский Димитрий (Градусов), - митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной Родины " Послание гласило: " Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... " В грозный час вражеского нашествия мудрый первоиерарх увидел за расстановкой политических сил на международной арене, за столкновением держав, интересов и идеологий главную опасность, грозившую уничтожением тысячелетней России. Выбор митрополита Сергия, как и каждого верующего в те дни, не был простым и однозначным. В годы гонений он вместе со всей Церковью пил из одной чаши страданий и мученичества. И теперь всем своим архипастырским и исповедническим авторитетом убеждал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться размышлениям о возможных выгодах по другую сторону фронта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/295/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святой князь Александр Невский и Патриарх Сергий боролись с экспансией католицизма Православный ученый размышляет о параллели, которую провел Святейший Патриарх Кирилл 24.03.2010 441 Время на чтение 5 минут Два дня назад, 22 марта, как сообщала РЛ , под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета программы «Александр Невский». В ходе него, Его Святейшество сказал, что когда он прикасался к страницам жизни святого благоверного князя, то «вспоминал другого подвижника земли нашей - святаго, не святаго, но весьма уважаемого Патриарха Сергия, который в сложнейшее советское, сталинское время шел на самоуничижение, на уничтожение своего авторитета ради того, чтобы Церковь сохранилась, а вместе с ней сохранилась надежда на выживание всего народа». Эту оговорку Святейшего, назвавшего Патриарха Сергия (Страгородского) святым, прокомментировал в интервью РЛ доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик . Святейший Патриарх Кирилл многое сделал для становления и развития программы «Александр Невский - Имя России». В этом сказывается духовная мудрость Патриарха, который понимает, что в нынешнее сложное время только святые имена способны спасти Россию, воодушевить и поднять русского человека на труды и битвы. Собственно говоря, это происходит не впервые. С именем святого благоверного Великого князя Александра Невского шли в бой русские солдаты под Бородино, в Крымскую войну, с его именем умирали на Шипке, в окопах Первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны святой Александр Невский вновь позвал русского человека в бой за жизнь своего народа, за победу. Сейчас вновь ведется духовная битва за жизнь русского народа, хоть и в других условиях, при других опасностях. И это понимает Патриарх Кирилл, поэтому он и придает столь большое значение почитанию святого благоверного князя Александра Невского, который должен стать образцом для русского человека - для русского воина, русского священника, русского правителя, русского общественного деятеля.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/24/di...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010