7 Упомянутая выше метрическая выписка дана, очевидно, в связи с поступлением Якова в хоровой класс Московского Хорового Общества. В том же документе указывается, что Яков Александрович со второй половины 1896 г. переведен из крестьянского сословия в мещанское. 8 Фотоснимок смешанного хора с участием военных (стоят в белых гимнастерках в последнем ряду) позволяет сделать интересное предположение. Здесь Я.А.Чмелев примерно в том же возрасте, что и на ташкентском фото 1903 г. Более того: он тоже – в военной форме. На погонах некоторых персонажей просматривается вензель «Т» – не Ташкентский ли гарнизон он обозначает? Сидящий рядом с Чмелевым юноша очень похож на одного из трех «фигурантов» ташкентского снимка. Весьма вероятно, Яков Александрович отбывал в Ташкенте воинскую повинность по своей «дирижерской» специальности. 9 Метрическая выписка от 14 июля 1908 года (семейный архив Чмелевых). У Якова и Марии Чмелевых был сын Борис (1913–1995), окончивший Гнесинское училище по классу фортепиано и аккордеона. Он работал концертмейстером в Москонцерте, а с 1936 г. служил в НКВД; в 1954 г. во время хрущевского «погрома» КГБ был уволен в звании подполковника и исключен из партии; последние годы преподавал в школе. 12 Имеется в виду разрушенный в 1930-х гг. храм, находившийся на месте существующего ныне дома N 4/12 по Новокузнецкой ул. 15 Звездочками в этом перечне отмечены произведения, которые были или есть сейчас в обиходе хора московского Богоявленского собора (по сведениям Г.Я.Скопцовой). 16 Двумя звездочками отмечены произведения, ноты которых имеются в Московской регентско-певческой семинарии. 18 Звездочками обозначены произведения, ноты которых находятся в РГАЛИ (ф. 653, оп. 1, д. 2122). Там же есть ноты еще двух произведений Я.А.Чмелева: «Песня рабочего» (слова И.Назарова) – для смешанного хора и «Песня – наша сила» (слова И.Белоусова) – для однородного или смешанного хора, на мелодию казацкой песни «Пыль клубится по дороге» (с небольшими изменениями). 19 Грамота «ударника соцсоревнования» от 21 января 1933 г. за подписью зав. школой (семейный архив Чмелевых).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

16 . Песни юности веселой (сл. И. Ерошина) – муж. хор, 17 . 30–40 школьных песен для 2-гол. и 3-гол. хоров, 18 . Около 30 народ. песен, записанных в разных губерниях». В 1930-е годы – вряд ли только в силу политических условий того времени – Я.А.Чмелев много времени и сил отдает работе со светскими хоровыми коллективами, в том числе и с детскими – в школах и Домах пионеров Москвы (в частности, в школе I-й ступени N 17 19 и в Москворецком районном Доме пионеров 20 . Для получения права заниматься педагогической деятельностью в госучреждениях Якову Александровичу пришлось заручиться Аттестатом за N от 19 мая 1938 года: «Чмелев Яков Александрович, окончивший в 1899 году курс Московского Хорового Общества и в 1927 году прослушавший курс хороведения при Государственной Консерватории и прошедший установленный испытательный стаж педагогической работы в школе, удостоен на основании Постановления ЦИК СНК Союза ССР о введении персональных званий для учителей от 10 апреля 1936 года звания учителя начальной школы». Вероятно, в начале мая 21 1938 года Я.А.Чмелев уехал в Киргизию по приглашению композитора В.Г.Фере 22 . Как сказано в одной из газетных заметок 23 , «в 1938 году при филармонии (г. Фрунзе) был организован этнографический хор. Хористов в нем было мало. Они исполняли народные песни в один или два голоса. С 1939 года хором руководит главный хормейстер Я.А.Чмелев... Сейчас хор насчитывает 50 человек. В репертуаре 22 вещи на киргизском и 18 – на русском языках. Хор состоит из колхозной молодежи, которая еще совсем недавно не имела никакого представления о многоголосом пении, о нотной грамоте и т. д. Сейчас хористы изучают сольфеджио, хоровые упражнения, нотную грамоту... Летом этого года этнографический хор выступал в районах Иссык-Кульской области. Было дано более 60 концертов... Хор непрерывно пополняется. Осенью этого года приняты еще 12 певцов из колхозной молодежи». Помимо этого, Я.А.Чмелев работал с хором Киргизского музыкального театра – в частности, при постановке на его сцене оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Беляев А. Д. Дневник за 1903 г.//ОР РГБ. Ф. 26. Картон 3. Ед. хр. 2. Л. 6 об. Каптерев Н. Ф. В чем состоит... С. 116–117. Там же. С. 126–127. Там же. С. 127. Там же. Там же. С. 133. Там же. Каптерев Н. Ф. В чем состоит… С. 137. Там же. Там же. С. 138. Там же. С. 140–142. Там же. С. 144. Там же. Там же. С. 145. Там же. Там же. Каптерев Н. Ф. В чем состоит… С. 149. Там же . С. 145. Там же. С. 150. Там же. С. 151. Там же. С. 154. Там же. С. 128. Там же. С. 129. Каптерев Н. Ф. Современный монастырский инок публицист (ответ о. архим. Никону)//ЦИАМ. Ф.1869. Опись 2. Дело 38. лл. 22–35. Голубцов Сергий, протод. Полемика по монашескому вопросу в Московской Духовной Академии (1902–1904 гг.) Журнал историко-богословского общества. М.: Центр «Братина», 1991. С. 108.   Источник: Масин В. В., диак. Н. Ф. Каптерев как критик русского монашества//Церковный историк. 2020. 2 (4). С. 126–132 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 22 мая 2020 10 21 мая 2020 10 21 мая 2020 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 21 мая 2020 10 21 мая 2020 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 21 мая 2020 10 21 мая 2020 10

http://bogoslov.ru/article/6174781

Сп. Город. Жеребково на Неве Ижорский Жилино у погоста Келтушск. XII. 94 Жолнино на Неве Сп. Город. Жыхорево на Лавуе Лопский Заборовье Заборье Келтушск. Загорье Задворское Ижорский Задней Угол Лопский Заецово Келтушск. Заклинье на Ижере Ижорский Закоманье Виловалдина Ярвосольск. » Пергино Залесье Дудоровск. » в верховье » Пендино Ижорский Залесье Пендуи » Пенлуа За Лигою Дудоровск. Замошье Куйвошск. Корбосельск. » Игалково на Березове Корбосельск. Замошье Арбуево Лопский » Немчиново » Кутеля Дудоровск. » Сменково Сидение на Микифорове новине Замошье Ижорский » Пендуи Ярвосольск. » Мучюкино Заозерье на нове, на Брезове Корбосельск. Заполье на Неве Сп. Город. » Овдокимово Лопский Ярвосольск. Заречье на устье Ижоры Ижорский » на Мье Ярвосольск. Захожаи Сп. Город. За Хожаи Захонье Келтушск. XII. 94. 95 XII. 96 Зенково на Назье Ярвосольск. Зехново Зайково на Кобылицах Келтушск. Злыденный Ручай на Еглине Ижорский Зубакино на Словенке Иванкола Дудоровск. » Перекула Ивановская Лопский Ивановское Сельцо Ижорский Ивашково в Огладбе Куйвошск. » на Сторожовой горе Корбосельск. Ивашов Остров Дудоровск. Игамелева Игандово Ярвосольск. Игандово на Лисине Ижорский Иганпуево на руч. Хабуи Игуменовская на Боровской Корбоселке Кербосельск. Ижора Париньское на Охте Ижорский Никольск. пог. Ижорский Изоринки Дудоровск. 323. 328 Икаево Ижорский Иконниково в Сояле Куйвошск. Ильмнуево на горе, у великого камени Ингуево Таруй Лопский Кагпел у ряду на Ижере Ижорский Кадома Куйвошск. 149. 158 Кадриных Ижорский Казвила у Лад. оз. Лопский Каздреница Дудоровск. Кайлегола Игнатово Куйвошск. » Иголкино » Макарово Калгини Исочки Голубцово Ижорский Калитино Келтушск. » Высокое Каменца в Лахте бл. моря Сп. Город. III. 829 » на рч. Каменке Корбосельск. Келтушск. » Погикала Лопский » за оврагом Ижорский » на рч. Касте Каммола Новое Корбосельск. Камуево на Мазале Ижорский Камуи на Салуи на Неве Каниджа Лопский Канилжа Климова Лопский » Яхново Каппухтово над оз. Лембагальск. Куйвошск. Каргазино на Лембагале

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Мысли и чувства бывают от нас от земли, от Бога, от дьявола. Это необходимо различать. Когда они бывают от лукавого, свидетельством тому бывает немирность и смущение. В этом случае надо все забыть, никому не рассказывать, не вспоминать, как будто этого и не было. Помыслы проходят через каждого человека, но они нам не вменяются, если мы не задержали своего внимания на них. Только то вменяется нам в грех, что принято нами, на чем мы задержали внимание и удержали в сердце. Враг – психолог, знает образ мыслей каждого человека и действует соответственно. Бесы мыслей наших читать не могут, но они очень опытны и знают по нашему виду и нашим делам о наших мыслях. Каждый раз, когда мы принимаем помысл греховный, мы отрекаемся от Христа. Различать добро истинное от зла очень трудно – это великий духовный дар. Очень много грехов происходит от неразличения добра и зла. Часто батюшка рассказывал какую-нибудь историю, не давая характеристик, а слушатель должен был сам сделать вывод. Однажды разговор шел о времени, когда он был благочинным в Новгороде. В его благочинии у одного священника-вдовца была женщина, которая помогала ему по хозяйству. Они впали в плотской грех. Батюшка исповедовал свой грех, но говорил, что иначе не мог. Он каялся, плакал, и отец Александр отпускал ему грехи. Владыка потребовал рапорт об этом священнике, отец Александр написал, как было дело, и … владыка положил рапорт под сукно. Народ священника очень любил. Потом пришел архиепископ Сергий (Голубцов), нашел рапорт и дал делу ход, запретив священника в служении. Тот спился и погиб. Это был пример пастырского снисхождения, любви и рассуждения, меры. Во всем должна быть мера. Все, что переходит меру, приходит слева. Даже когда в добрых делах ты переходишь меру, это все равно слева. Отец Александр был очень рассудительный человек. Рассуждение он считал самой главной добродетелью, все учил делать рассудительно. Поэтому он сам все делал взвешенно, осторожно, без крайностей, все у него было в меру, с рассуждением.

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

В Обвинительном заключении [л. 15] было сказано, что [якобы] установлено, что Артоболевский Иван Алексеевич действительно являлся активным деятелем ИПЦ, членом Поместного Собора Православной Церкви... в узком кругу своих единомышленников проводил глубоко законспирированную церковную деятельность. ...Виновным себя не признал, но полностью уличен показанием свидетелей. 68 Справка: Артоболевский Иван Алексеевич арестован 22. 1. 38 и содержится в Таганской тюрьме. Следственное дело N 9313 по обвинению Артоболевского Ив. Ал. по ст. 58–10, ч. 1, УК РСФСР направить на рассмотрение Тройки НКВД. «Согласен» – Начальник 4-го отделения УГБ НКВД МО Персиц [л. 15–16]. Тройка НКВД 14 февраля 1938 года приговорила его к высшей мере наказания, приведенной в исполнение через три дня – 17 февраля на полигоне в Бутово под Москвой. Таков был трагический конец жизни протоиерея-профессора богословия и отца академика Ивана Ивановича Артоболевского 69 и еще троих детей, которые ничего не знали о его судьбе. Супруга осужденного вероятно в феврале 1939 года, судя по содержанию, направила на имя Л.Берии следующее письмо (начало опущено): «..Мой муж был арестован 22 января 1938 года в Москве, где проживал на иждивении своих сыновей С.И.Артоболевского, проф. Энергетического института и И.И.Артоболевского, проф. Военно-воздушной Академии РККА им. Жуковского. По полученным мною справкам в Матросской Тишине, мой муж был осужден Особым Совещанием НКВД МО и в конце марта 1938 года был отправлен на 8 лет в концлагерь без права переписки. Уже прошло 13 месяцев со дня его ареста, но я до сих пор не имею никаких сведений о нем. Боюсь, не умер ли он. В прошлом мой муж, служитель культа, был профессором Московской Духовной Академии, в 1930 году порвал со своей работой и жил исключительно на иждивении своих сыновей. По своей старости и своей болезненности, он страдает болезнью сердца [и пр.], он все время сидел дома, а часто был вынужден лежать в постели. Ни в каких преступлениях против сов. власти он обвинен быть не может, так как он был далек от политики, будучи очень стар и болезнен. Так как он неоднократно испытал на себе разные личные оговоры, то и в данном случае, я уверена, имеет место оговор моего мужа. Попытки мои и моих сыновей получить сведения хотя бы о том, жив ли он и где находится, не привели ни к каким результатам, хотя много раз обращались в Органы прокуратуры, ГУЛАГ [Главное управление лагерей], в НКВД и в Справочное бюро НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

98 За подписью начальника 4-го отдела УГБ НКВД капитана Персица и зам. Начальника УНКВД майора Якубовича. 100 Цитируем анкету из его следственного дела N3692 1937 года – ГАРФ, ф. 1035, дело П-78660 (бывш. N 19181) 101 В действительнсти – ему было 58 лет, что фигурировало в дальнейшем в одном из документов дела. 102 По анкете он значится родившимся в 1881 году в Мордовии, проживавшим в Останкино, имевшим незаконченным высшее образование. По нашим данным, он окончил Уфимскую ДС в 1904 году и, будучи священником, учился в МДА с 1916 г. 103 По анкете, 1873 г.р. из Зарайска из семьи приказчика, проживавшего в Новоротниковском пер., д.3, кв. 1, (т.е. при храме Пимена Великого , где он значился служащим по одному документу в 1936 году – С.Г.) и служащего в ц. Знамения на Крестовской заставе. (Почти эти же данные были приведены нами и ранее из его анкеты при показаниях на Артоболевского.). 106 Согласно сведениям, полученным от Бориса Серг. Успенского, смягчение наказания было получено в результате ходатайства перед зам. пред. Совнаркома А.Д.Цурюпой со стороны жены прот. Сергея Мих. Успенского, на дочери которого был женат Анатолий Петрович. 109 Согласно же делу 90 фонда 8409, л. 145, он жил (м.б. сначала ?) под Колпашевым в с. Ново-Ильин[ке], вместе или рядом с еп. Корнилием (Соболевым Гавриилом). Новоильинка находится на правом берегу Оби, в 10 км (по прямой, а по дороге в 15 км) южнее Колпашева. 110 Использованы его письма из Колпашево – фонды Политического Красного Креста в ГАРФе: ф. 8409, оп. 1, д. 108, лл. 129,130,134; д. 121 л. 273–276; д. 127, л. 45–46; ф.8419, оп. 1, д. 90, л.131, д. 228, л. 67. (использованы справочные данные И.Осиповой – «Мемориал»). 114 См. сборник «Из бездны небытия» (составители: Ю.И.Калиниченко, В.Ю.Лисянская, Н.П.Иониковский), том 2-й, Калуга, 1994 г., с. 448. Поездка автора на родину Орлова не принесла никаких результатов – родственников его там не оказалось. Сведения, полученные от Ариадны А-др. Шостьиной, что его видели в Воронежской обл. в 1946 г., (по словам какого-то тамошнего священника), оказались ошибочными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

О нем беспокоилась родная сестра Раиса Григорьевна Громадская, которая писала тщетные письма в ГУЛаг НКВД с просьбой о разрешении навестить тяжело болеющего брата, который должен был работать в Кылтовской сельхоз. колонии (Коми АССР). Записи в карте заключенного за 1937 год отмечают у него упадок сил. За апрель – июнь:«Работает добросовестно, к инструментам относится бережно» В октябре-декабре:»Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается.» Чуть позже читаем о том, что " заключенный Грисюк к инструменту относится небрежно, норму выполняет на одну треть, к физической работе непригоден...» Чувствуя приближение конца, он просил допустить на предсмертное свидание сестру, которая добралась к этому времени до этого этапа. 8 сентября начальник Ухтпечлага Черномский разрешил трехчасовое свидание. Но уже 10 сентября следует отказ в свидании [со стороны] того же Черномского...» 10 Перед самой смертью " в больнице Ухто-Печерского концлагеря к нему, уже агонизирующему, пришли отнять Евангелие и нательный крест..., но крест он не отдал, защищая грудь хладеющими руками, упал навзничь и испустил дух...» – Митрополит Анатолий скончался 23 января 1938 года 57 лет отроду от отека легких и декомпенсации миокардита в 17.10, как это записано в лагерном акте... Его тело было брошено в промерзлую могилу далекого Севера» 11 . И лишь в 1941 году, по прибытии духовной миссии из Румынии в Одессу, по нем была торжественно отслужена панихида и, вероятно, после этого у одного кладбищенского храма в Одессе было сооружено каменное надгробие, которое автор видел в 1980 году и которое потом бесследно исчезло. Он – автор Истории Сирийского монашества до VI века (маг. дисс.) и ряда научных очерков из истории Церкви, нескольких мемуарных статей, слов и речей, рецензий и отзывов на кандидатские работы. 11 июня 1997 г. решением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых священномучеников. Борис (Шипулин Владимир Павлович), и-м., вп. – архиепископ 1874, 27 декабря – 1937 12

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Его Следственное дело содержит ряд интересных документов, а именно, показания свидетелей, в частности, Веры Дм. Лебедевой (1884 г.р.). Первое ее «показание» (от 13 ноября 1937 года) сфабриковано рукой «оперативника», вписавшего в него те «безумные глаголы», которые были приведены выше. Второе показание дано уже в другую эпоху – 25 января 1957 года. Она, в частности, сказала: «Смирнова я узнала примерно в 1924 году, когда он поселился в нашем доме. Поближе я его узнала в 1929 году, когда Смирнов перешел на жительство в одну квартиру со мной. Других соседей у меня не было. Смирнов проживал в комнате в 9 метров вдвоем со взрослой дочерью Марией 22 – 23 лет, которая... училась на курсах иностранных языков... Смирнов был скромным, неразговорчиывым человеком... приходили к нему только жена и вторая дочь, но не ночевали. Об антисоветской деятельности Смирнова мне ничего не известно... За несколько дней до ареста Смирнова меня вызывали в следственные органы и допрашивали в отношении Смирнова... Я дала показания в отношении автобиографических данных на Смирнова, которые мне были известны со слов самого Смирнова... Однако никаких показаний об антисоветской деятельности Смирнова я тогда не давала, да меня по этому вопросу и не допрашивали... Протокол моего допроса после его написания был зачитан мне следователем. Однако в нем об антисоветских высказываниях Смирнова записано ничего не было. Припоминаю, что когда я подписывала протокол допроса, то подписала не сразу за текстом, а в самом низу, где указал мне следователь... Оставалось пространство в несколько строчек незаполненное. Я боялась тогда об этом заявить следователю, и считала, что это так и надо» [л. 23] То же самое подтвердила и другой свидетель – Холина [л. 24]. Таким образом «подписывались» сфабрикованные лжепоказания. Впрочем, это был, конечно, лишь один из приемов. И.М. Смирнову принадлежит работа о Синайском патерике в древнеславянском переводе (маг. дисс.), указатель описаний славяно-русских рукописей, и несколько менее значительных статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В августе 1933 г. Флоренский был отправлен в вагоне вместе с уголовниками в Сибирь вместе со своим товарищем по Сергиеву Посаду – биологом Павлом Николаевичем Каптеревым на Сковородинскую мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где оба занимались проблемами вечной мерзлоты. А ровно через год по неизвестной нам причине, Флоренского отправили на Соловки, куда он прибыл в октябре и где он, в основном, занимался вопросами добычи йода и желатина из водорослей. На Соловках он попал под неусыпное наблюдение сексотов. В архивах ОГПУ сохранились некоторые доносы о разговорах зэков: «...Флоренский: Действительно, у нас в СССР карают даже ни за что. От меня на Лубянке все требовали чтобы я назвал имена людей, с которыми я будто вел контрреволюционные разговоры. После моего упорного отрицания следователь сказал: «Да знаем мы, что вы не состоите ни в каких организациях и не ведете никакой агитации. Но ведь на вас в случае чего могут ориентироваться наши враги, и неизвестно, устоите ли вы, если вам будет предложено выступить против Советской власти...». Вот почему они и дают такие большие сроки – это профилактическая политика... Зэк Литвинов: Ну, при такой политике весь СССР скоро перебудет в лагерях. Зэк Брянцев: Вот я слежу за положением в Германии. По существу, политика Гитлера очень схожа с политикой СССР. Флоренский: Правда, и хоть она, эта политика, очень грубая, но надо признать, довольно меткая...» Но самым криминальным посчитали последнее донесение некоторого сексота, по кличке «Товарищ», о том, что Флоренский в разговоре с одним из зэков сказал: « Предположения известного стратега и идеолога партии Троцкого, что скоро начнется война, оправдаются. Это закон – война вспыхивает периодически через пятнадцать – двадцать лет...» В этом увидели восхваление Троцкого. По доносу была составлена специальная справка на Флоренского. По времени (июнь – июль 1937 года) это совпало с особым ужесточением режима на Соловках. «Йодпром» был закрыт. СЛОН превратили в СТОН (Лагерь – в тюрьму). Последнее письмо Флоренского от 4-го июня того же года полно мрачных предчувствий, как мрачна и безнадежна была окружающая его обстановка:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010