И переписали семь тысяч человек, и кормил их каждый день и одевал святой Иоанн. Тот день, который проходил без дел милосердия, оплакивал он горькими слезами и считал пропавшим, ничего не стоящим днем жизни. Он благотворил «не с огорчением не с принуждением» , он был доброхотным даятелем, которого любит Бог. Никогда не думал он о том, что могут оскудеть средства его, он без оглядки раздавал все имение свое. И апостол Павел говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». И как много, много раз эти слова сбывались на добрых, милосердных, святых людях. И как часто читаем в житиях святых, что раздавали они без остатка все имевшееся в монастыре для питания сотен странников, и приходил эконом монастыря, и говорил святому игумену: что будем делать? Все роздано, все закрома пусты, братии есть нечего. Но святые не смущались, возлагали всю надежду на Бога, и Бог не оставлял их: всегда в таких случаях наполнялись амбары монастырские, или иным чудесным неожиданным образом посылалось то, в чем нуждались. Так было с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским, так было с Евфимием Великим, с Саввой Освященным и со многими другими святыми. Господь никого не оставлял и всегда помогал тем, кто был всецело милостив. «Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» . Все расточал, все раздавал нищим, казалось, ничего не оставалось у него больше, но оставалась правда его, правда которая пребывает вовеки, которая вознесется к престолу Божию. «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей». Мы должны сеять, сеять милостыню, сеять правду, а посеянное нами возрастит Сам Бог, и возрастит иногда в тридцать крат, иногда в шестьдесят крат, а иногда и в сто. «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9, 11). Но чрезвычайно важно, как подаем мы милостыню, как творим дела милосердия, ибо если мы с искренней любовью утоляем нужды несчастных, то творим и другое великое дело: вселяем в сердца их благодарность Богу. Милосердие имеет такую силу, что может обратить к Богу даже сердца нищих, живущих без Бога, ибо есть и такие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

История нашей Академии отведет тебе одну из самых светлых страниц своих. Память праведных с похвалами ( Притч. Х, 7 ). К тебе вполне приложимы эти слова Премудрого, равно как и следующие слова Писания о мужах мудрых и достопамятных: «это были мужи именитые силою; они давали разумные советы, были руководителями при совещаниях и в книжном обучении. Мудрые слова были в учении их. Они были уважаемы между племенами своими и во дни свои были славою. Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их» ( Cupax. XLIV, 2–8 ). Слава и честь тебе, доблестный труженик, высоко державший знамя веры и науки! Но эта земная слава и честь от людей – ничто в сравнении с тою небесною славою, венец которой, твердо уповаю, даст тебе праведный Судия, «Иже воздаст, по терпению дела благого, славу и честь и нетление ищущим, живот вечный ( Puм. II, 6–8 ), якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Kop. II, 9 ). Возлюбленный брат наш! Блажен путь, воньже идеши днесь, яко уготовася тебе место упокоения, место среди праведных, «иже убелиша ризы своя в крови агнчей и сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его, и Седяй на престоле вселится в них. Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Яко, Агнец, иже посреде престола, упасет я; и наставит их на животныя источники вод» (Omkpob. VII, 14–17). Аминь. Епископ Борис. Речь, произнесенная инспектором Академии, архимандритом Сергием, перед выносом тела почившего В. В. Болотова из актового зала в академический храм. Позвольте, братие, сказать несколько слов, прежде чем мы вынесем гроб В. В. навсегда из этого актового зала... Здесь, в этом зале, столько раз мы видели В. В. в нашей среде на наших академических актах и диспутах, столько раз имели возможность удивляться его беспримерной учености и слышали от него столько поучительного и полезного. Теперь он с нами здесь в последний раз... Что же скажет он нам в этот последний раз? Какой урок преподаст он при этом прощании навсегда? Я думаю, братие, что урок этот в том, что В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Князь Владимир крестил Русь, но только отшельником преподобным Сергием она стала святой.... когда народ увидел это, вкусил Духа.... мне так кажется... были до него святые, но именно им всё стало необратимо... И если мы хотим изменить обстоятельства, других путей нет - надо становиться подвижниками во Христе. Да поможет нам Бог! 2018/12/24, 09:44:51 Интереснейшая лекция Пустынники и женское монашество XIX века 2018/12/23, 20:39:50 Внутренняя свобода это не свобода от послушания Церкви. Уход от мира будет законным подвигом только в ограде Церкви Христовой. Удивительный и прекрасный, глубокий и развернутый рассказ о попытках искать Бога и жить в уединении вне Церкви в автобиографическом романе старца Симона " ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ " . Юность старца прошла в этих попытках. Господь вел его, не оставлял, давал и опыты высокие. Но! Пришел он в конце концов к пониманию того, как важно подвизаться в церковной ограде. Только тут он перестал блуждать и начался настоящий Путь ко спасению, истинный прогресс, когда он получил непрестанную молитву и не остановиля на этом, а понял, что это только еще самое начало этого Пути 2018/12/23, 14:19:12 Да, правильно. Называя веши своими именами: попытка оставить мир - это преступление. Спасение души, поиски внутренней свободы - болезнь. А то развели тут. 2018/12/21, 23:14:53 Агния права. Желание отшельнической жизни похвально, но самочиние недопустимо, это духовное прельщение. Все утверждающие, что всякий не стяжавший духовный опыт, может стать отшельником, глубоко заблуждается. Чем руководствуются так называемые " учителя " я не понимаю. Возможно сами являются духовными младенцами, а в сущности всё это обычная гордыня, которая как известно до добра не доводит. Если вы не согласны с уставом Русской Православной Церкви, то следует задуматься о принадлежности к Ней. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».(Евангелие от Матфея 7:24-27)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3000

коварства " , говорит, " и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! " . Здесь он открывает то, что было в мыслях (волхва), под видом спасения губившего проконсула. " Перестанешь ли ты " , говорит, " совращать с прямых путей Господних? " Конечно, говорит, ты не с нами ведешь войну и брань, но развращаешь пути Господни прямые, и с похвалою. " И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп " . Посредством того же знамения, каким сам был обращен, захотел обратить и его. Выражение: " до времени " было словом не наказывающего, а обращающего, потому что если бы оно было (словом) наказывающего, то он сделал бы его слепым навсегда; теперь же не так, а " до времени " , чтобы приобресть и проконсула. " И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню " (ст. 11, 12). И справедливо, потому что находившегося под влиянием магии такое наказание должно было вразумить. Так и египетские волхвы некогда были вразумлены скнипами (Исх.8:16-19). И смотри: они не медлят здесь, после того, как проконсул уверовал, и не бездействуют, и не разнеживаются от лести и чести, но тотчас же принимаются за дело и отправляются в страну, лежащую по ту сторону (моря). " Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию,в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели " (ст. 13, 14). Опять они входили в синагоги по обычаю иудеев, чтобы не подвергнуться нападению и изгнанию; так они и все делали. " После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите " (ст. 15). Здесь мы узнаем о том, что касается Павла, узнав не мало о Петре из сказанного прежде. Но рассмотрим вышесказанное. " И, быв " , говорит (писатель), " в Саламине, проповедывали слово Божие " в главном городе Кипра. Они провели год в Антиохии; надлежало выйти оттуда, а не оставаться там навсегда; (верующие) имели нужду в больших учителях. Смотри, как и в Селевкии они не медлят, зная, что (ее жители) могли получать великую пользу от соседнего города, но спешат и оттуда на дела нужнейшие. Пришедши в главный город острова, они спешат обратить проконсула. А что не из лести сказано: " с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным " , можешь усмотреть из самого дела, как он не нуждался во многих убеждениях, но сам хотел слышать их. Имена городов перечисляет (писатель), чтобы показать, что так как они недавно приняли слово (Божие), то надлежало утвердить их, чтоб они оставались в вере; потому-то (апостолы) часто посещали их. Смотри: (Павел) ничего не говорил волхву, пока тот не подал повода; но они возвещали только слово Господне. А тот, видя других внимающих (Павлу), заботился только о том, чтобы (проконсул) не уверовал. И почему (Павел) не сотворил другого знамения? Потому что всего лучше было уловить врага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1683...

Максимы. Пер. Э. Линецкой. М.: Худ. лит., 1974, с. 35. 5 Беседа с руководителем религиозной программы Русской службы Би-би-си «Воскресение» протоиереем Сергием Гаккелем 30 июля – 10 декабря 1994 г. 1-я публ. (под назв. «О медицинской этике», с небольшими сокращениями): Независимый психиатрический журнал. 1995, 1. 6 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте ( Быт 9:4 ). В библейском словоупотреблении (нефеш – дыхание, душа) означает жизнь: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт 2:7 ). Причина запрета на вкушение крови не выяснена. Одна из возможных гипотез состоит в том, что соблюдение этого запрета давало возможность реинкарнации или бесконечного продления жизни убитых и съеденных животных, если их кровь ритуальным образом излилась на землю (такое объяснение существует в Каббале и у некоторых ее современных толкователей: см.: Рабби А. Штейнзальц «Вавилонский Талмуд. Антология Аггады». М.-Иерусалим, 2001, т. 1, с. 162–171; см. также: Тантлевский И. Р. «Введение в Пятикнижие». М.: РГГУ, 2000, с. 245–251, 355–360): Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею ( Лев 17:13 ). 7 На Архиерейском соборе, проходившем 13–16 августа 2000 г., был принят документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, были обсуждены вопросы медицинской этики. См.: « Церковь и мир. Основы социальной концепции РПЦ». М.: Даниловский благовестник, 2000, пп. XI-XII. 8 Необходимость созыва Всеправославного собора (или Святого и Великого Собора Православной Церкви) была осознана еще в 1920–1930-е гг. Его подготовка началась на Первом Всеправославном совещании в 1961 г. на острове Родос и была продолжена впоследствии на других подобных совещаниях, работу которых координировал специальный секретариат (в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, Женева) и межправославная подготовительная комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

- Меня поразила фраза из Вашей книги: «Только в Экклезиастовой пустыне можно найти евангельский оазис» . Однако она и недоумение вызывает тоже. Неужели прийти к Богу можно только через состояние Экклезиаста, через переживание бессмыслицы, пустоты? Разве нет других путей? - Недоумение возникает не только у вас. Одна журналистка уже возмущалась этим моим утверждением: дескать, не понадобилась никакая Экклезиастова пустыня ни Сергию Радонежскому, ни Серафиму Саровскому, ни Иоанну Кронштадтскому- для того, чтоб забил источник воды живой. Но эти слова, которые я в книге все же оставил, не подразумевают непременно хронологической последовательности: сначала переживание пустыни, пустоты, бессмыслицы, потом- Евангелие. С кем-то это именно в такой последовательности и происходит, но не со всяким. Святые, перечисленные здесь, пережили Экклезиастову пустыню вот в каком смысле: они глубоко ощутили суетность, тщету этого мира и отвергли ее. Иначе они не имели бы тех откровений, которые им были дарованы. Кого этот мир вполне устраивает, тот не станет ни Серафимом, ни Сергием, хотя бы он всю Псалтирь назубок знал. Это надо изнутри пережить: насколько пуст этот мир без Бога. Для того, чтобы потом в Бога богатеть (ср.: Лк. 12, 21). Книга Экклезиаста очень современна, очень актуальна для нашего времени. Она определяет человека, участвующего в гонке потребления, в погоне за удовольствиями, за успехом, за пустыми увеселениями . Сегодня я знаю людей, пришедших к христианству именно через книгу Проповедника. Прочитавший ее человек видит обезбоженный мир и отправляется искать Бога и находит его- в Евангелии. Очень жаль, конечно, что люди (в том числе, увы, и верующие) сейчас мало читают или предпочитают читать что-то более легкое. Но книга Экклезиаста остается одной из самых востребованных, она читаема, хотя, может быть, и не понимаема до конца. Ибо человеку, который добр перед лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы [после] отдать доброму пред лицем Божиим. И это- суета и томление духа!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Мы прославляем преподобного Сергия как одного из родоначальников и возобновителей русского монашества. Но монашество началось с Самого Господа Иисуса Христа, Который явил высочайший пример монашеского жития: Он был полноценным Человеком, во всем подобным нам кроме греха, — как говорят Святые отцы, но не вступал в брак, не заводил семью, у Него не было детей. И когда однажды Он изложил ученикам Свое учение о браке, то апостолы сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться»(Мф.19.10). На что Сын Божий ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Мф.19,11-12). В монашеской традиции Господь Иисус Христос всегда воспринимался как подлинный идеал монашеского жития и девственнического подвига. Именно этому идеалу подражали те, кто решил пойти по стопам Спасителя, отрекшись от мирской жизни. И первым был святой апостол Павел, который говорил: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7,7-8), имея в виду, что он не вступал в брак, вел одинокую жизнь, и все свои силы отдавал апостольским трудам. И после апостола Павла были в Церкви девственники и девственницы, а также вдовцы и вдовицы, которые не вступали во второй брак — те, кто решил посвятить всю свою жизнь Богу. И в IV веке эта группа лиц в Церкви оформилась в монашеское движение: они стали уходить из городов в пустыни и создавать монашеские общины, которые впоследствии стали монастырями. И очень редко случалось, что монастырь, который был кем-то основан, потом увядал и угасал. Как правило, в каждом монастыре, коль скоро он был основан, монашеская жизнь передавалась из поколения в поколение. Так и в этой святой обители, которая была основана преподобным Сергием в дремучих радонежских лесах. Со временем в обитель Живоначальной Троицы к преподобному стали приходить ученики, и с тех пор этот поток людей, ищущих жития постнического, никогда не оскудевает: в течение многих веков из поколения в поколение сюда приходили и приходят те, кто решил во всем подражать Господу Иисусу Христу, в том числе и в выборе одинокого образа жизни.

http://mospat.ru/ru/news/48331/

Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский О том, как иногда страсть побеждается страстью. – Какой нужно искать славы. – Способ обуздания страстей. Том 9, книга 1, беседа 28   1. Приняв вместе рукоположение, (Варнава и Павел) вы­шли (из Антиохии) и отплыли в Кипр, где не было гонения и слово (Божие) уже было посеяно. В Антиохии находилось до­вольно (учителей), и Финикия была не далеко от Палестины, Кипр же далеко. Впрочем, не спрашивай, почему (они отплыли туда), когда они были движимы Духом; ведь они не только рукоположены, но и посланы были Духом. " И быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских " . Видишь ли, как они всячески стараются возвещать слово наперед иудеям, чтобы не возбудить их негодования? Как те не про­поведовали никому, " кроме Иудеев " (Деян.11:19), так и эти вхо­дили в синагоги. " Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры " (ст. 6-8). Опять волхв, иудеянин, подобно Симону. И смотри: когда они проповедовали дру­гим, то он не слишком беспокоился; но когда пришли к проконсулу, тогда он (восстал). В проконсуле же достойно удивления то, что он, хотя и был под влиянием магии того (волхва), однако захотел слушать апостолов. Так поступили и самаряне; а из сравнения является победа, так как магия одолевается. Везде тщеславие и властолюбие бывают причиною зол. " Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени " (ст. 9-11). Здесь с рукоположением переме­няется его имя; тоже было и с Петром. И смотри: действие (Павла) есть не обида, но поражение; так и следует поражать дерзких и бесстыдных. " О, исполненный всякого

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не одним голодом страдали верные в Иудее; против них возникло новое гонение, уже не от лица первосвященников, но от внука Ирода Великого, царя Ирода Агриппы, который поднял руки на некоторых из членов Церкви и убил мечом Иакова Зеведея, брата Иоаннова. Свидетель Преображения Господня, прежде всех Апостолов, сделался мучеником и прешел созерцать лицем к лицу ту славу, какую видел некогда на Фаворе, еще как бы в зеркале. Человек, представивший к суду Иакова, пораженный его твердостью, сам исповедал Христа; на пути к месту казни, испросил он у Апостола прощение и, получив мир, вместе с ним был усечен мечом. Ирод видя, что смерть Иакова приятна Иудеям, заключил в темницу и Петра, дабы умертвить его после Пасхи, но Церковь прилежно молилась о нем Богу и услышана была соборная молитва . Накануне определенного для казни дня Апостол спал ночью между двумя воинами, окованный двумя цепями, и стража стерегла двери темницы. Внезапно объял ее свет, и Ангел Господень, коснувшись Петра, пробудил спящего; с рук его спали узы железные; он оделся по глаголу Ангела, и вышел вслед за ним, думая быть в видении. Когда же прошли вторую и третью стражу, и железные врата града сами собою отверзлись пред ними, и стал невидим Ангел, тогда лишь пришел в себя Петр и уверовал бывшему избавлению. Он поспешил к скорбящей о нем Церкви, в дом ученика Марка, и, укрепив ее своим присутствием, удалился на время из Иерусалима. На другой день Ирод, разгневанный утратою Апостола, предал воинов казни и отошел в Кесарию, где скоро постигла его, за надменность, горькая кончина, ибо когда народ превозносил его как Бога, черви, точившие внутренность царя, напомнили ему о тлении еще до гроба. Глава 2. СТРАНСТВИЯ ПАВЛОВЫ В это время начались апостольские странствия Савла по пределам языческим, ибо ему вверено было от Бога Евангелие для необрезанных, как Петру для обрезанных. Дух Святой сказал пророкам и учителям Антиохийским, пребывавшим в служении Господу: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их», и, повинуясь внушению Духа, они с молитвою и постом возложили на них руки, потому что рукоположение было от начала Церкви единственным образом посвящения в должности и степени служения церковного. Варнава и Савл из пристани Селевкийской отплыли в Кипр и проповедали слово Божие сперва в синагогах Иудейских. Пройдя весь остров до Пафоса, нашли некоего волхва Иудейского, именем Вар-Иисуса, который будучи с проконсулом Сергием Павлом, препятствовал ему слышать слово Божие; но Савл, с той поры нарицаемый в Писаниях и Павлом, одним взглядом своим ослепил волхва, дабы не совращал других от света к тьме, и уверовал проконсул, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Некий монах по имени Аввакум рассказывал мне в Тамиафе Египетской, что во время плавания на корабле он нашел на Хиосе попорченную книгу. И прочитав, он узнал из нее про некоего монаха из Скита по имени Елпидий, на которого в его келье нападал бес уныния. И измученный этой бранью, встал и пошел во внутреннюю пустыню, так называемую Элей. И когда он блуждал по ней, увидел нагого человека, совершенно седого. Тот, увидев его, принялся бежать; когда же авва Елпидий, напрягая все силы, устремился за ним, человек остановился помолиться. А после молитвы говорит ему: «Как ты пришел сюда? Ради чего ты столь утрудился?» Тот же отвечал и сказал ему, что: «Я был борим унынием в своей келье и, встав, пошел в пустыню, и идя [по ней], молился, чтобы отступил от меня бес уныния, помышляя, что найду раба Божиего, который помолится обо мне. И вот человеколюбивый и многомилостивый Бог не посмотрел на мои прегрешения и послал мне твою святость. Но ради Господа, соблаговоли помолиться обо мне и прими меня, дабы остаться мне с тобой». Тот приветствовал и помолился, но сказал, что невозможно [ему остаться]: «Ведь не дано тебе это от Бога». Тогда говорит ему авва Елпидий: «Соблаговоли, отче, сказать мне, как ты сюда пришел и сколько времени ты здесь, и каким даром наделил тебя Бог?» Он же охотно рассказал ему: «Что до того, как я пришел [сюда] и по какой причине, то ясно, что человеколюбивый Бог указал путь моему смирению. Я провел здесь около семидесяти лет, не видев человеческого лица вплоть до сего дня. Немного времени назад ненавистник добра подстрекал мое сердце, будто я достиг великой степени [святости], выше всех. Божиим промыслом пришел мне помысел попросить Его возвестить мне, с кем я имею часть, если действительно есть на земле кто-то мне равный. И поскольку я усердно молился, в седьмой день приходит мне незримо просвещение 425 , что – с Сергием димотом из Александрии. Я был весьма опечален и сказал себе: «Увы тебе, смиренный Пирр! Вот ты провел лет столько, работая Богу, и в таких лишениях; и определен вместе с димотом!» И гордым помыслом я решил, что тот глас был от противника, а потому и впал в неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010