Вслушаемся только в перечень тем, поглощавших их внимание: духовная история отечества; исторический путь вселенского Православия; богословие отцов и учителей Церкви и литургическая жизнь, соответствующая богословию отцов. Да ведь важнее названных тем ничего нет! И, кроме того, в двухсотлетний период от Петра до Ленина богословская мысль в России эти темы творчески не изучала, довольствуясь готовыми учебными пособиями протестантов и католиков. Поэтому к «русским парижанам» первой волны эмиграции, к этим людям, видевшим наяву парижские мостовые, а во сне — белые берёзы на фоне синего неба, нужно относиться и с вниманием, и с уважением. Любить не заставишь, но нельзя ни отмахиваться, ни мимо проходить. Одна историческая деталь В 1922 году, когда, по словам Троцкого, «расстрелять не за что, а терпеть невозможно», советская власть выслала из страны не угодных ей гуманитариев. В их числе находились отец Сергий Булгаков, Карсавин, Лосский, Франк, Бердяев, то есть именно те, кто нас интересует, — будущие «парижские» богословы и философы. Один из них, Николай Бердяев, перед высылкой пошёл проститься с отцом Алексеем Мечёвым, прихожанином храма которого являлся. Бердяев вовсе не был кристальным выразителем православной философии. В своём творчестве он ярок, неожидан, глубок. Но он открыт для критики, далёк от непогрешимости и часто критики достоин. В то же время, отец Алексий свят и ещё при жизни всенародно любим. Отношение московского батюшки, этого «второго Иоанна Кронштадского», к известному и изгоняемому философу может служить неким эталоном отношения ко всему означенному явлению. Так вот, Бердяев вспоминал, что старец встал ему навстречу «весь в белом», «как бы пронизанный лучами света». Тогда как философ смущался в ожидании отъезда и был встревожен, праведный священник сказал ему: «Вы должны ехать. Ваше слово должен услышать Запад». Что ж, остаётся пока добавить только одно. На Западе кто хотел, тот услышал русскую религиозную мысль в изгнании. Эту мысль теперь нужно услышать и пропустить через горнило изучения на родине, на Востоке. Тем более что ради родины эта мысль звучала и одновременной любовью к истине и к родине она приводилась в движение.

http://pravmir.ru/puti-parizhskogo-bogos...

Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью " . После нашествия неприятеля освящена 17 февраля 1813 г., а придел Алексия митрополита 18 февраля 1813 г. В Алексино служил о. Стефан Васильевский, отец Михаила Васильевского, одного из старейших священников Московской епархии, настоятеля Покровской церкви, благочинного 3-го округа Рузского уезда. О. Михаил умер 16 января 1909 г., через десять дней после своего 80-летия. Заупокойные службы совершал сын покойного, священник Аркадий Михайлович Васильевский, настоятель церкви с. Наро-Фоминского, в сослужении со священником с. Кожино о. Михаилом Архангельским, настоятелем церкви Святителя Николая в Кленниках (Москва) Алексием Мечёвым, с. Абрамово В. Соколовым, с. Клементьево А. Сахаровым, с. Новое Карцево Д. Васильевским, Можайского собора Д. Лебедевым и другими. О. Михаил поступил к церкви с. Алексино в 1854 г. на место о. Стефана Васильевского, прослужившего здесь 35 лет. В течение 55 лет о. Михаил исполнял свои пастырские обязанности и, положив в молодые годы все силы на заботы о храме, оставил его в таком состоянии, что он не последнее место занял бы и в столице. За ревностное служение и за преподавание Закона Божия в школах почивший получил все награды, доступные для сельского священника. Похоронен у алтаря церкви рядом с отцом. С 1925 года в Покровской церкви служил иерей Константин Некрасов, причисленный на последнем Соборе к лику новомучеников Российских. До своего ареста в 1923 г. отец Константин служил настоятелем Никольского собора г. Можайска, организовал там же Общество трезвости, постоянно вел работу среди крестьян, делая все возможное для исцеления их от пагубной страсти винопития, неустанно открывая людям духовные сокровища Церкви питающие душу " живою водою " ...

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Вся Москва наша и вся наша Россия церковная знала святителя Тихона как необыкновенно доброго, милостивого, щедролюбивого святителя. Наш святитель Тихон, Патриарх Российский, был милосерд, незлобив, кроток, любвеобилен, носил имя великого Задонского чудотворца Тихона. В течение восьми лет управления им Церковью Русской какие были страшные гонения на него! Это и частые вызовы на Лубянку; это и появление обновленцев в лице Введенского, Красницкого, Антонина, которые при помощи тех властей занимали лучшие храмы в Москве, и даже нашего святителя Тихона хотели лишить не только Патриаршества, но и монашества. В день служения Святейшего Тихона было посвящение на Шадринскую кафедру епископа Стефана — впоследствии мученика, он был сослан и погиб в лагере . Святитель Тихон ему сказал: “Счастлив ты, что посвящен в этой святой обители”». Святой праведный Алексий (Мечёв). Чудо на погребении В круг духовного общения Вани Сарычева входили и чада известных подвижников, московских пастырей. Вот какую историю узнал он от них о пророчестве батюшки протоиерея Алексия Мечёва . «Но вот было чудо с отцом Алексием Мечёвым , похоронен он ныне на Лазаревском кладбище, которое опять же хотят ликвидировать… Так, вот перед своею смертью отец Алексий говорит родным: “При моем погребении будут петь Пасху!” Подумали все тогда, что батюшка заговариваться стал. И вот когда останки упокоенного великого старца Алексия Мечёва стали переносить для захоронения на Немецкое кладбище, в это же самое время Святейший Патриарх был освобожден из тюрьмы. При выходе к Тихону обратились встречавшие его: “Вам надо, Ваше Святейшество, встретить на последнем пути останки отца Алексия”. Он вроде бы сначала задумался, поразмышлял и принял решение. В самом деле, тысячи человек следовали за телом отца Алексия. И в это время к ним неожиданно подъезжает Святейший Тихон. Народ увидел его и двинулся к Святейшему. Владыку Тихона на радостях подхватили на руки и начали качать. И кто-то запел Пасху, которую подхватила толпа. Как не приуныть после такого изменникам Церкви, духовным предателям? А вот таким поступком русский народ пошел на защиту христианства, на прославление главного тогда спасителя Церкви Святейшего Патриарха Тихона». Кончина Патриарха Тихона

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Начало 1930 года. Переезд уже «своим ходом» в город Кадников (ныне Вологодской области), проживание у церковного старосты Александры Константиновны Шоминой. Здесь отца Сергия по мере возможности навещали родственники и духовные дети. Здесь же им, кроме весточек отдельным лицам, написаны шесть общих писем к членам маросейской общины. К этим письмам нам еще предстоит вернуться, завершая разговор о «покаяльно- богослужебной семье»... Весной 1932 года в Кадников приехала матушка Евфросиния Николаевна отбывать свой «минус 12» (запрет на проживание в основных городах). Отец Сергий очень переживал закрытие храма. Вот строчки из его письма: «Болезнь затяжная Марусеньки (Маросейки) меня изводит. Знаю, знаю, что этого по состоянию ее организма и нужно было ждать. Да вот все никак смириться, видимо, не могу». Осенью он начал служить литургию каждый день. «Ежедневная трапеза (Евхаристия. –А. Г.) дает мне теперь силы. Надеюсь от правильного питания (причащение Святых Христовых Таин. – А. Г.) окрепнуть. Это вместе с тем и единственное, чем могу помочь семье моей». Между тем срок ссылки подходил к концу. Как-то в начале 1933 года, прочитав в газете о текущей политической обстановке в стране, отец Сергий выразил опасение, что скоро снова начнутся аресты. Так и случилось. 7 марта 1933 года пришли с обыском. Забрали все документы (даже об окончании гимназии), облачение (богослужебные сосуды отец Сергий почему-то накануне унес на другую квартиру). Текст постановления о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения – содержание под стражей – поражает своей абсурдностью: «Мечёвым Сергеем Алексеевичем систематически велась антисоветская агитация против проводимых соввластью и компартией мероприятий, в результате которой эти мероприятия при проведении в жизнь в г. Кадникове и его окрестностях срывались». В этот день в городе были задержаны многие священники или те, кто так или иначе был связан с Церковью. В их числе – протоиерей Петр Чельцов, А. К. Шомина, на квартире у которой стоял отец Сергий, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

При Ильинской ц. был создан народный хор, в который входило до 40 чел. Спевки хора часто проходили на квартире П. Когда в рамках кампании по изъятию церковных ценностей к Ильинскому храму подъехала подвода с комиссаром и солдатами, П. обратился к верующим с просьбой успокоиться и не препятствовать работе приехавших представителей власти. В голодное время по ходатайству П. прихожанам Ильинской ц. была выделена территория под покос травы. П. и еще неск. человек организовали сельскохозяйственную кооперацию; в течение ряда лет сеяли рожь, выращивали овощи и пережили это трудное время. П. поддерживал близкие отношения с прот. прав. Алексием Мечёвым , который бывал в Верее и участвовал в богослужениях в Ильинской ц. После смерти прот. Алексия в 1923 г. к П. стал приезжать его сын, свящ. сщмч. Сергий Мечёв . 31 июля 1937 г. арестован в Верее по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в Можайске. Обвинение категорически отверг. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 9 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 459. Оп. 17. Д. 260; Ф. 1371. Оп. 1. Д. 68; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 280; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20692. Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 213-224; ЖНИР: Моск. Сент.-Окт. С. 86-93. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2580206.html

В 1920-х годах в городе вспыхнула эпидемия скарлатины. Отец Петр и заведующий больницей Дмитрий Волков организовали борьбу с ней. Священник составил подписные листы, с которыми он ходил по домам и собирал деньги на лекарства, а у кого денег не было, за того платила церковь, которой помогал тогда староста храма Михаил Федорович Митюгин, человек состоятельный и добрый. До революции он был купцом и имел торговые ряды в Верее, после революции он некоторое время еще сохранял материальный достаток. Собрав деньги, отец Петр поехал в Москву за лекарством, и таким образом эпидемию в городе удалось прекратить. Несмотря на гонения и террор по отношению к Русской Православной Церкви, отец Петр создал большой церковный хор, в котором участвовало около сорока человек, руководил им врач Дмитрий Волков. Среди певчих были люди самых разных профессий — учителя, врачи, служащие учреждений, городские ремесленники. Спевки устраивались на квартире священника. И хотя хористов тогда еще прямо не преследовали, но каждая спевка привлекала пристальное внимание милиции, которая высылала наряд своих сотрудников, и они, расположившись вокруг священнического дома, вели за ним наблюдение и переписывали всех приходящих. В 1920-е годы отцу Петру ради материальной поддержки семьи приходилось подрабатывать рукоделием: он шил сандалии, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке «косточки» для бухгалтерских счетов. Но и находясь в бедственном положении, он не устанавливал в храме цены на требы. На вопрос, сколько стоит крещение или венчание, священник всегда отвечал: «Сколько дадите». Бедствуя сам, отец Петр никогда не отказывал в помощи нуждающимся, за что супруга не раз делала ему выговор. По большим праздникам он всегда ходил с молебнами по домам, но сам домой мало что приносил. Идет из дома в дом, ему дают и деньги, и пироги, и разные продукты — все, что у людей было. А дойдет до дома бедной вдовы, на попечении которой осталось семеро детей, ей все и оставит — и деньги, и пироги. Отец Петр поддерживал близкие отношения с протоиереем Алексием Мечёвым, и когда тот бывал в Верее, то всегда служил в храме Ильи пророка. После смерти в 1923 году отца Алексия к отцу Петру стал приезжать его сын, священник Сергий Мечёв, который вместе с членами своей общины отдыхал в Верее, где для этого снимались дачи. В 1925–1927 годах в семье отца Петра жили двое детей-беспризорников, которых прислал к нему отец Сергий Мечев.

http://foma.ru/podvizhnik-na-priczele.ht...

Вот так с детства мы приучились к службам. С тёщей, Еленой Владимировной Апушкиной. 1979 г. А потом большую школу дала моя теща - Елена Владимировна Апушкина, духовное чадо сначала отца Алексия Мечёва , затем его сына - отца Сергия Мечёва . - А почему, как вы думаете, происходит так, что мы часто не чувствуем красоту богослужения? - Мир открывается тому, кто по миру ездит. Так и с богослужением. Понимаете, нужно этим жить, а не приходить в церковь от случая к случаю. Нужно жить богослужением, а не приходить в церковь от случая к случаю Я общался с владыкой Стефаном (Никитиным) , который тоже ходил на Маросейку к отцу Алексию и отцу Сергию Мечёвым. Им был дан завет: никогда никуда не ходить под праздники, под воскресенья, ни у себя ничего не устраивать - никаких праздников, мероприятий. Потому что шли в церковь. Ведь в Церкви во всем определенный смысл. Например, предпразднство, к празднику готовятся. А затем праздник проходит, но начинается попразднство. И человек еще продолжает как бы жить этим праздником. То есть праздник расширяется. Чем больше праздник, тем предпразднство и попразднство длиннее. Устав очень премудро составлен и поучительно. Ну, я уж не говорю о церковном пении. От некоторых песнопений просто душа замирает! Вот от великопостных - особенно. А светилен праздника Успения: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой» ( поет ). Я помню, как служил эту службу отец Сергий Орлов , который был настоятелем нашего храма в Акулове почти тридцать лет. Хор тихо поет светилен, тишина кругом, а я смотрю - у отца Сергия слезки по щекам текут. Очень умиротворяющие песнопения. - И все-таки: родители воспитали вас в вере единственно собственным примером или они что-то рассказывали, чему-то учили? Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Иван Жук - Папа мой говорил: «Нужно не верить в Бога, а верить Богу». Потому что дело все в том, что верить в Бога, просто верить в то, что Бог есть, недостаточно. Бесы тоже веруют и трепещут. Ведь сказано: «Имейте веру Божию». Не просто имейте веру, а имейте веру Божию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

53. Дудко М., свящ. Настоятель возвращается в свой храм//Православная Москва. 2001. 19/20; С. 13. – О крестном ходе со св. мощами праведника. 54. Меркушин С. На Маросейку – к Московскому старцу//Церковный вестник. 2001. 18. С. 1; «Разгрузка чужого горя»//Там же. С. 12; Куликов А., прот. «И вот теперь у нас радость...»//Там же. С. 13. 55. Перенесение мощей святого праведного Алексия Мечёва //Журнал Московской Патриархии. 2001. 11. С. 34–36; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по поводу перенесения мощей святого праведного Алексия Мечёва в Москве//Там же. С. 36–37. 56. Прилуцкий Б. Шли дети на богомолье//Семейная православная газета. 2001. 12. С. 3. – Рассказ о семье св. прав. Алексия Мечёва . 57. Прохорова Б. И. Старец протоиерей Алексий Мечёв //Московский журнал. 2001. 12. С. 20–21. – О встрече художника Р. Фалька с прот. Алексием Мечёвым . 58. Акафист святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому. М.: Русский Хронограф, 2002. 32 с. 59. Грубе А. А. «Помяни всех притекающих к раке твоей»//Московский журнал. 2002. 9. С. 36–43. – К годовщине перенесения честных мощей св. прав. Алексия. 60. Житие святаго праведнаго Алексия, старца Московского. М.: Русский Хронограф, 2002. 80 с.: ил. – Случаи прозорливости, прижизненные и посмертные чудеса, знамения, молитвенная помощь старца о. Алексия Мечёва . 61. Воспоминания о школьных паломничествах. М.: Русская история, 2003. 48 с. – Мечёв А., свящ. Путешествие Николо-Клённиковской церковноприходской школы в Сергиеву Лавру; Мечёв Г. А. На богомолье. 62. Живети и служити – убави. Животопис московског старца оца Aлekcjя Мечова. Београд, 2003. 278 с: ил. (На сербском языке). 63. Мечёв А., свящ. Путешествие в Сергиеву Лавру//Возглас. 2003. 16. С. 3. 64. Феодоровская икона Божией Матери. Акафист, сказание//сост. Н. Е. Алдошина; Учебный комитет РПЦ. М., 2003. 88 с.: ил. – О почитании св. прав. Алексием храмового чудотворного образа Божией Матери. 65. Фотоотчет о перенесении частицы мощей св. прав. Алексия из храма Свт. Николая в Клённиках в храм Вмч. Георгия в Старых Лучниках 6 апреля 2003 года//Лучники. 2003. 5. С. 10–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

91. Акафист священномученику Сергию, пресвитеру Московскому. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2007. 32 с. 92. Дурылин С. Н. Икина книжка, Зоина и Алешина. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2008.16 с.: ил. – Рукописная книжка, написанная для детей Мечёвых, с фотографиями семьи. 93. Сергий (Мечёв), сщмч. «Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания/сост. А. Ф. Грушина. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с.: ил. (Слово исповедников XX века). – Духовные беседы с прихожанами (1922–1929); Слово на парастасе по отцу Алексию Мечёву , Письма к общине (1929–1933); Воспоминания об отце Сергии (Мечёве). 94. Священномученик протоиерей Сергей Мечев//Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. М.: Издательский дом «Русский паломник», 2011. С. 513. – На с. 103 указано, что сщмч. Сергий Мечёв входит в собор Ростово-Ярославских святых. 95. Сергий (Мечёв), сщмч. Покаяние есть дело всей жизни//Упоминания св. прав. Алексия и сщмч. Сергия (Мечёвых) 96. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. 3-е изд. Париж: YMCA- Press, 1989. С. 216, 236–237. – О встрече с о. Алексием. 97. Тропани Н. В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990.14 сентября. 98. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990.10 октября. 99. Червяков А. Д. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. 100. Червяков А. Д. У Николы в Клённиках//Литературная Россия. 1990.14 декабря. С. 22. 101. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 102. Дурылен С. Н., свящ. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С. 20–27. 103. Бычков С. С. Мечёвская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. 104. Миша Астров : Воспоминания Елены Апушкиной//Московский журнал. 1992. 3. С. 34–37. 105. Чичерин А. О. «последних русских философах» и о трудах одного из них//Московский журнал. 1992. 2. С. 28–36. 106. «Женская Оптина»: Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря/сост. С. и Т. Фомины. М.: Паломник, 1997. С. 522: Рассказ о благословении мон. Магдалины (Фоминой) о. Алексием Мечёвым . С. 724: Воспоминания духовной дочери о. Сергия Мечёва Е. С. Волнухиной о поездке в Аносин монастырь по благословению духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Воспоминания художника, иконописца, реставратора А.С. Россаль-Воронова о своей жизни и о встречах с подвижниками. Ч. 1. Цикл Елены Смирновой 28.05.2020 23:00 Елена Александровна Смирнова В 2021 году исполняется 100 лет со дня рождения иконописца, реставратора, живописца, монументалиста, графика, книжного иллюстратора А.С. Россаль-Воронова. Алексей Семенович, будучи сыном репрессированного офицера Царской Армии, с детства прошел тернистый жизненный путь, но Милостивый Господь открыл ему врата спасения через Православие и служение Церкви. Его рукою расписаны множество храмов и монастырей как в России, так и за рубежом. И в основном — в богоборческие годы. Промысл Божий помог ему стать духовным чадом архимандрита Бориса (Холчева) — близкого святому праведному Алексию и его сыну — священномученику Сергию Мечёвым. Так Алексей Семенович влился в живую «Мечёвскую» общину и впоследствии помогал восстанавливать храм святителя Николая в Клённиках на Маросейке. Представляем вам живую запись его воспоминаний, сделанную в 2007 году историком Игорем Гарькавым, директором Мемориального центра Бутово, в рамках проекта " Русское православие в XX веке " и подготовленную к эфиру Еленой Смирновой. Ч. 1. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/05/28/23-0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010