«Господь именно для того тебя священником и поставил» Как пример отца-священника показал путь молодому врачу − святые Алексий и Сергий Мечёвы 22 июня, 2018 Как пример отца-священника показал путь молодому врачу − святые Алексий и Сергий Мечёвы «Красавица моя милая, драгоценная женушка Нюшенька!» — писал отец. Сережа изумлялся: строгий батюшка пишет такие нежные письма! Сережа станет впоследствии отцом Сергием Мечёвым. Летом 1941 года его арестовали по обвинению в создании подпольных церквей, насаждении тайного монашества и активной борьбе с советской властью. По военному времени за такое полагался расстрел. Отец Сергий, одетый в штатское, шел в поликлинику. Белки глаз его были слегка красными: встал очень рано. Как и почти всегда в последние недели. Появилась возможность совершать литургию на одной квартире, в которой собиралось несколько верных человек. И теперь, причастив собравшихся, он шел на работу. Отцу Сергию нравились тайные службы. Они напоминали о первых учениках Христа. Было ощущение чистоты и подлинности — не тяготила вина, что когда-то пошел на компромисс с властью. Отец Сергий Мечёв, как и многие, не принял Декларацию митрополита Сергия. На литургиях, ими служимых, имя митрополита Сергия, а теперь заместителя Патриаршего Местоблюстителя, не упоминалось. «Непоминание» стоило отцу Сергию Мечёву четырех лет ссылки, пяти лет тюрьмы и лагеря, лесоповала на Севере. После освобождения отцу Сергию запрещено было проживать в Москве и Подмосковье, но он все же некоторое время прожил у духовных детей в Сходне. Работу фельдшера отец Сергий любил. Быть врачом он хотел с детства. Рыбинск, где теперь проживал отец Сергий, был небольшим провинциальным городком. Храмов в нем сохранилось немало, но действующих почти не было. В утреннем сумраке белели стены одной из закрытых церквей. Отец Сергий шел быстрым шагом. До поликлиники остался квартал. Вдруг навстречу отцу Сергию вышла женщина в знакомой белой беретке. Он узнал ее — одна из его московских прихожанок. Она шла, как будто его не видя, торопилась. Потом остановилась и посмотрела на часы. Затем подошла к нему:

http://pravmir.ru/gospod-imenno-dlya-tog...

Евдокимов Василий Федорович, священник, Давидова Татьяна Алексеевна Будущий протоиерей Василий Федорович Евдокимов родился в 1903 г. в г. Козлов Тамбовской губ. В 1920-е гг. служил иподиаконом у епископа Димитрия (Добросердова). Был прихожанином храма свт. Николая на Маросейке в Москве. В ночь на 29 октября 1929 г. был арестован вместе с о. Сергием Мечёвым , иеромонахом Саввой (Чиркиным), О. А. Остолоповой, осужден и отправлен на три года в Соловецкий лагерь. После освобождения вернулся в Москву. 14 февраля 1934 г. арестован, проходил по одному делу с о. Павлом Флоренским. Отправлен в Дмитлаг. В 1935 г. освобожден и на 3 года сослан в г. Ковров. Живя во Владимире, познакомился со святителем Афанасием, присутствовал на его тайных богослужениях. В 1938 г. переехал в г. Калинин, чтобы быть ближе к о. Сергию Мечёву . В августе 1941 г. по благословению о. Сергия Мечёва Василий Федорович обвенчался с Татьяной Алексеевной Давидовой 421 , которая как и Василий Федорович, была прихожанкой маросейского храма. В 1941 г. Василий Федорович был призван в армию, в 1942 г. демобилизован. С 1948 по 1958 г. проживал во Владимире. В 1958 г. по предложению протоиерея Бориса Холчева приехал в Ташкент. 11 апреля 1954 г. архиепископ Ермоген (Голубев) рукоположил Василия Федоровича в диакона, а 18 апреля – во иерея. Служил в Фергане. В октябре 1955 г. назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в г. Оше и благочинным Южной Киргизии. Возведен в сан протоиерея. В 1961 г. лишен регистрации и был вынужден переехать в Ташкент. Летом 1987 г. вышел за штат и переехал в Москву, где и скончался в 1990 г. 422 1. (от Т. А. Давидовой) 27 октября 1954 г. Дорогой Владыко, простите, долго не отвечали Вам, не поблагодарили за Ваше, такое ласковое, письмо. Очень нам дорого Ваше поздравление и Ваше к этому отношение. Спаси Вас Господи! Сегодня ровно месяц, как я выехала из Москвы к месту нашего нового жительства. Жить мы будем вместе, сейчас здесь, в Фергане, а дальше как Бог даст. Я уже в этих краях с Апреля и приезжала в М[оскву] для всяких дел только. Климат здесь, говорят, очень изменился. Лето не такое жаркое, а зима много холоднее, бывает мороз до 15°.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Остолопова Ольга Александровна Родилась 13 ноября 1870 г. в дворянской семье. Окончила Пензенскую женскую гимназию. Духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . До Октябрьской революции 1917 г. служила в земской управе, в нотариальной конторе и пр. После революции работала бухгалтером. Была арестована 28 октября 1929 г. вместе с о. Сергием Мечёвым . По приговору лишена была права проживания в крупных городах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года («Дело группы «Духовные дети» о. Сергия Мечёва »). После оглашения приговора освобождена из-под стражи, лишена права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе и Северо-Кавказском крае. Она поселилась в г. Владимире. В последние голы жизни была духовно близка со святителем Афанасием (Сахаровым) , помогала ему в переписке его рукописей. Она познакомила с епископом Афанасием Е. В. Апушкину, перепечатавшую труд Владыки «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» и другие его работы. Скончалась в 1970 г. во Владимире. 1. 24 декабря 1954 г. 24/XII–54 г. Дорогой Владыка. Вы спрашиваете, где карабановский врач 186 Он теперь священником в Самарканде, Советская ул., д. 9. Он уже настоятель. Месяц тому назад от него мною получено 500 руб[лей] с просьбой переслать Вам. Эти деньги я отдала Вашей заботнице. Хочу написать Вам про Нину 187 . Горе ее большое, сейчас она понемногу приходит в себя. Вижу я ее почти каждый день. Но здоровье ее никуда не годится. Доктора находят у нее грудную жабу. Долго ее мучили разными комиссиями. На этих днях постановили: полная инвалидность – нетрудоспособна по 2-й группе. По этой группе она имеет право работать. Она решила пока продолжать работать, так как на пенсию 300 р[ублей] не проживешь. На службе обещают облегчить ей работу, только чтобы она не уходила. Работник она хороший, и ей дорожат. Летом Верочка кончает учение, и тогда они будут решать, как устроить свою жизнь. Она постоянно вспоминает и говорит о Вас с большой любовью. Федя 188 с Шурой 189 в Ташкенте, и мама 190 с ними. Живут они хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

За свою не очень долгую священническую жизнь А. создал удивительную духовную общину в миру. Сам А. и его община, впосл. возглавленная его сыном - свящ. Сергием Мечёвым , привлекли и объединили многих замечательных людей - священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христ. жизни, к-рой научал старец. А. обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А. прославлен Архиерейским Собором 2000 г. Лит.: Отец Алексей Мечев: Воспоминания [разных лиц]. Письма. Проповеди. П., 1970, 1989р; Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М., 1991. (Моск. приходской сб.; Вып. 1); Иулиания, мон. (М. Н. Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. М., 1992, 19992; Московский Батюшка: Восп. об о. Алексее Мечеве/Сост. Г. Дурасов. М., 1994; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 14-31; Добровольский А. Рассказы о старце Алексее Мечеве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах; [Ровинский К., свящ.] Беседы старого священника. М., 1995. С. 196-212; «Пастырь добрый»: Жизнь и труды моск. старца прот. Алексия Мечева/Сост. С. Фомин. М., 1997; Флоренский П., свящ. Рассуждения на случай кончины о. Алексея Мечева//Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 597-620; он же. Отец Алексей Мечев//Там же. С. 621-627. Прот. Владимир Воробьёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64634.html

В лагере отец Борис встретил оптинского иеродиакона Рафаила (Шейченко), будущего иеромонаха, ныне прославленного в лике преподобноисповедника и покоящегося в Преображенском храме Оптиной пустыни. Вместе с отцом Рафаилом они молились в лагере, вместе встречали Пасху. После лагеря отец Борис получил группу инвалидности и провел почти десять лет в затворе, постоянно пребывая в молитве. В 1948 году был направлен служить в Фергану в храм преподобного Сергия Радонежского. Почти сразу же стал и благочинным Ферганского округа. По свидетельству духовных чад, старец-архимандрит стяжал дары духовного рассуждения и прозорливости. «Всё должно быть проникнуто любовью к людям» «Мало молиться и поститься. Надо любить людей. Надо беречь их, надо в каждом находить образ Божий» Отец Леонтий всю жизнь вспоминал наставления этого замечательного пастыря: «Мало молиться и поститься. Молитва, пост и подвиги – всё должно быть пронизано, проникнуто любовью к людям. Надо любить людей. Надо беречь их, надо в каждом находить образ Божий». Будучи духовным чадом старца Нектария, отец Борис много рассказывал юноше об Оптиной пустыни, где он неоднократно бывал, о святых старцах обители. Он объяснял юному Лене, что каждый человек в жизни несет свой крест, имеет свою Голгофу и у каждого в утешение есть свой Фавор – духовная радость, подобная той, что переживали когда-то апостолы на горе Преображения . При этом отец Борис говорил: «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором». Вместе с отцом Сергием Мечёвым отец Борис участвовал в отпевании и погребении преподобного Нектария Оптинского. Вот такого духовного наставника милостивый Господь послал юному Лене. Помощь святителя Николая Леня в 1950 году в Фергане Глубоко верующий юноша, проводивший в храме большую часть своего времени, вызывал негодование властей, которые часто обращались к его матери с угрозами. В 1949 году военком отправил Леню в Сибирь – в Новосибирское пехотное училище, надеясь на то, что там юношу отучат молиться в церкви. Но материнская молитва оказалась сильнее грозного военкома, и уже через месяц Леню, как единственного кормильца престарелой матери, демобилизовали и вернули домой. Приехав в Фергану, он первым делом вместе с мамой пошел в храм благодарить Господа и святителя Николая Чудотворца.

http://pravoslavie.ru/110614.html

Начало служения 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский) 21 апреля 1927 года архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) Борис Холчев был рукоположен в сан диакона в домовом храме в с. Котельники недалеко от Москвы. По благословению старца, он стал служить диаконом в храме Святителя Николая в Клённиках. 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский). Теперь отец Борис начал духовно окормлять маросейскую паству совместно с дорогим его сердцу отцом Сергием Мечёвым. Ссылка Активная церковная деятельность отца Бориса не могла остаться незамеченной советскими властями. 16 февраля 1931 года его, а также старосту и некоторых прихожан храма арестовали как «участников антисоветской организации». Время предварительного заключения отец Борис провёл в Бутырской тюрьме. 30 апреля 1931 года ему был вынесен приговор – 5 лет лагерей. В начале срока отец Борис был направлен в Красновишерск на строительные работы. Затем он вынужден был отбывать свой срок в одном из лагерей в Кемеровской области – в городе Юрга. В Юрге отец Борис встретился со своим знакомым по Оптиной пустыни – иеродиаконом Рафаилом (Шейченко). Исполняя обязанности ветеринарного фельдшера, последний имел преимущество не жить в общем бараке, а имел свою «комнату» — стойло в свинарнике. Такую же привилегию он исходатайствовал и для отца Бориса, и они поселились вместе — в одном стойле. Здесь, по их же воспоминаниям, им довелось однажды встречать Пасху. Период «затвора» За хорошую работу отец Борис Холчев был освобождён досрочно (его срок сократили на один год) – в 1935-м году. Состояние здоровья его было ужаснейшее: возобновились старые болезни, к ним добавились новые. Вернувшись в Орёл, отец Борис не мог рассчитывать на какой-либо покой, поскольку его постоянно вызывали в органы. И тогда отец Сергий Мечёв посоветовал ему переехать в Рыбинск. Переезд состоялся в 1938-м году, после чего для отца Бориса наступил десятилетний период условного затвора. Получив инвалидность, он полностью посвятил себя молитве, тайно совершая литургию у себя дома, чаще всего один.

http://pravoslavie.ru/125432.html

Перед Борисом Васильевичем как одним из первопроходцев в области экспериментальной коррективной психологии открывалась блестящая будущность ученого. Был назначен день защиты кандидатской диссертации, однако старец Нектарий, прежде одобрявший и даже поощрявший научную деятельность своего духовного сына, неожиданно сказал: «А теперь оставь все это и посвящайся во диакона церкви Николы-Клённики». 3 апреля 1927 года Б. В. Холчев подал прошение епископу Серпуховскому Алексию (Готовцеву), управляющему Московской епархией: «Прошу Ваше Преосвященство рукоположить меня во диакона храма Святителя Николая, что в Клённиках, и разрешить проходить диа- конское служение безбрачным. Благословение на принятие духовного сана имею от Оптинского старца отца Нектария; в 1922– 1923 году был под духовным руководством протоиерея отца Алексия Мечёва , а после его смерти, с 1923 года – духовный сын отца Сергия Мечёва ». Борис Васильевич Холчев был рукоположен в сан диакона 21 апреля 1927 года. В мае 1928-го вместе с отцами Сергием Мечёвым и Петром Петриковым принимал участие в отпевании старца Нектария в селе Холмищи. Летом того же года рукоположен во пресвитеры преосвященным Арсением (Жадановским) . Отец Борис Холчев был ближайшим помощником священника Сергия Мечёва в духовном окормлении прихожан и самым большим его духовным другом. Арестовали отца Бориса в 1931 году. Приговор – пять лет заключения, которые он отбывал сначала в Красновишерске, в Пермском крае, где работал на стройке, а затем в Юрге Новосибирской области. «За ударную работу» лагерный срок сократили на год. В 1935 году он вышел на свободу. Сначала поселился в родном Орле, а потом, по совету отца Сергия Мечёва , переехал в Рыбинск. Снял домик в тихом переулке, получил инвалидность (страдал туберкулезом и сильной близорукостью), числился на иждивении Марии Петровны Лавровой (была келейницей отца Бориса до конца своих дней, умерла в иноческом чине в возрасте девяноста семи лет). Таковы были внешние обстоятельства жизни отца Бориса. И никто, кроме самых близких, не знал, что за стенами этого домика совершается непрестанная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Священномученик Петр родился в 1891 году в селе Барково Московской губернии в семье священника Василия Пушкинского. После окончания Перервинского духовного училища поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил одним из лучших в 1913 году. Вскоре был рукоположен в священника и назначен настоятелем церкви Илии пророка в городе Верее и законоучителем Верейской женской прогимназии. Когда началась Первая мировая война, в Верее был устроен лазарет, где отец Петр безвозмездно исполнял обязанности священника. После революции, несмотря на эпидемии черной оспы и тифа, продолжал ходить в лазарет, причащал больных и отпевал умерших. В годы Гражданской войны был призван в городское ополчение, но, несмотря на преследования, не отказался от исполнения церковных обязанностей. После вернулся служить в Ильинскую церковь и был возведен в сан протоиерея. В 1920-м году участвовал в диспуте между безбожниками и духовенством вместе с епископом Верейским Иларионом (Троицким). В 20-е годы в городе вспыхнула эпидемия скарлатины. Отец Петр и заведующий больницей Дмитрий Волков организовали борьбу с ней. Собрали деньги и привезли из Москвы необходимые лекарства. В годы гонений и террора отец Петр создал большой церковный хор, объединивший людей самых разных профессий. Спевки устраивались на квартире священника, что вызывало пристальное внимание милиции. Хотя самбатюшка, бедствуя, был вынужден подрабатывать шитьем обуви, цены на требы в церкви он не устанавливал и никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Отец Петр поддерживал близкие отношения с протоиереем Алексием Мечёвым и с его сыном Сергием Мечёвым, которые приезжали в Верею на отдых. 31 июля 1937 года Петр Пушкинский был арестован и обвинен в связи с Сергием Мечёвым и участии вместе с ним в конрреволюционной деятельности. Последнее отец Петр категорически отверг, но ему был вынесен смертный приговор. 13 октября 1937 года священник Петр Пушкинский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Говорят, что… …а на самом деле //Фома. - – октябрь 2012. С.36-37. – (раздел « Вера »). Ответы на существующие суждения:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-114...

7 марта 1933 г. арестован в Кадникове по обвинению в том, что «являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию», а также оказывал материальную помощь ссыльному духовенству. Проходил по групповому делу вместе с прот. сщмч. Сергием Мечёвым. Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Северному краю от 1 июля 1933 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал наказание в ИТК в пос. Коноша Северного края. П. был освобожден в апр. 1936 г., служил в Казанской ц. в с. Нарма Курловского р-на Ивановской обл. (ныне Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.). В 1941 г. храм был закрыт. 28 апр. 1941 г. арестован в Нарме по обвинению в неуплате гос. налога и приговорен к году ИТЛ. Наказание отбывал в Угличском ИТЛ. В мае 1942 г. был освобожден и вернулся в Нарму, где с 15 мая того же года служил в Казанской ц. 16 апр. 1943 г. назначен священником Христорождественской ц. в с. Заколпье Курловского р-на. Прихожане любили П.: на праздничных службах в храме всегда было множество народа, священник старался каждому уделить внимание. В 1943-1946 гг. на его иждивении жили 2 прихожанки, ушедшие из колхоза. 18 июня 1949 г. арестован в Заколпье по обвинению в «участии в антисоветской группе», а также в «хранении и распространении контрреволюционной и монархической литературы». На допросах П. виновным себя не признал. Во время следствия содержался во владимирской тюрьме. Постановлением особого совещания при МГБ СССР от 13 февр. 1950 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Наказание отбывал в Интинском ИТЛ Коми АССР. Затем перемещен в 10-е отд-ние Минерального лагеря, в пункт, расположенный в пос. Абезь (ныне городского округа Инта, Республика Коми). 28 нояб. 1955 г. П., как престарелый инвалид 2-й группы, был досрочно освобожден под опеку родственников и под надзор органов МВД. Поселился в Заколпье под опекой супруги матушки Марии. 13 дек. 1955 г., согласно собственному прошению, получил назначение к ц. во имя вмц. Параскевы (Пятницы) в с. Великодворье (Пятница) Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. 28 марта 1956 г. П. был освобожден из-под надзора органов МВД. В 1957 г. он подал заявление с просьбой о снятии судимости, но получил отказ. В том же году уполномоченный по делам РПЦ предложил Владимирскому и Суздальскому еп. Онисиму (Фестинатову) перевести П. в церковь в с. Устье Собинского р-на, но прихожане Пятницкой ц. отправили множество обращений в защиту П. и добились для него разрешения продолжить служение на прежнем месте.

http://pravenc.ru/text/2580288.html

Обладая даром слова, отец Константин был ярким проповедником. Его приглашали в разные храмы Москвы. Сохранились записи его бесед, неоднократно переиздававшиеся под названием «Беседы старого священника». В ночь с 28 на 29 октября 1929 года отец Константин подвергся аресту вместе с отцом Сергием Мечёвым . Поскольку 67-летний священник был инвалидом, его приговорили к ссылке во Владимир, которая продлилась в общей сложности 12 лет. После смерти жены в конце 1930-х годов он переехал в Тарусу, где и скончался 23 августа (5 сентября) 1942 года. Именно эту дату называли старые маросейцы. По другим сведениям, скончался отец Константин в 1943 году; место кончины и погребения неизвестны. Иерей Лазарь (Семенович) Судаков (?–1923) Будучи мирянином, имел намерение стать монахом Ниловой пустыни, но отец Алексий Мечёв благословил его принять священный сан и служить вместе с ним. Кроткий и тихий, проявлявший безропотное послушание и очень близкий по духу настоятелю, отец Лазарь прослужил в храме всего два года. Страдая тяжелым пороком сердца, он в своем усердии и любви к богослужению, не соизмеряя с ними своих физических возможностей и не внимая указаниям врачей, в праздник Рождества Христова 1922/23 года, собравшись ранним утром к литургии, упал замертво. Похоронен на кладбище «Введенские горы» (участок 14). Надпись на его надгробной плите гласит: «Клирик храма Свт. Николая в Клённиках на Маросейке. Любимый сослужитель св. прав. Алексия, старца Московского». Священномученик иерей Петр Петриков (1903–1937) Родился в Можайске в семье железнодорожного служащего. Окончил реальное училище и в 1921 году был принят на медицинский факультет 2-го МГУ. В двадцатилетием возрасте отец Петр, по его собственному признанию, пережил «процесс религиозного перерождения»; следствием этого стало принятие им целибатом священства в 1925 году. Вначале (1925–1923) он служил в Ипатьевской церкви бывшего Антиохийского подворья, а затем (1928–1930) совершал ранние литургии в церкви Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Дочь священника Сергия Сидорова писала в своих воспоминаниях: «С фотографии отца Петра смотрит прекрасное русское лицо, полное духовного горения, но спокойного и ясного, как неколебимое пламя свечи». Мягкий в обращении, он тем не менее обладал сильным, волевым характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010