За свою не очень долгую священническую жизнь А. создал удивительную духовную общину в миру. Сам А. и его община, впосл. возглавленная его сыном - свящ. Сергием Мечёвым , привлекли и объединили многих замечательных людей - священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христ. жизни, к-рой научал старец. А. обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А. прославлен Архиерейским Собором 2000 г. Лит.: Отец Алексей Мечев: Воспоминания [разных лиц]. Письма. Проповеди. П., 1970, 1989р; Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М., 1991. (Моск. приходской сб.; Вып. 1); Иулиания, мон. (М. Н. Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. М., 1992, 19992; Московский Батюшка: Восп. об о. Алексее Мечеве/Сост. Г. Дурасов. М., 1994; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 14-31; Добровольский А. Рассказы о старце Алексее Мечеве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах; [Ровинский К., свящ.] Беседы старого священника. М., 1995. С. 196-212; «Пастырь добрый»: Жизнь и труды моск. старца прот. Алексия Мечева/Сост. С. Фомин. М., 1997; Флоренский П., свящ. Рассуждения на случай кончины о. Алексея Мечева//Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 597-620; он же. Отец Алексей Мечев//Там же. С. 621-627. Прот. Владимир Воробьёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64634.html

Матушка Иулиания в 1930-е годы была руководителем одной из групп Маросейской общины, созданных священномучеником Сергием Мечёвым. Верующие собирались для богослужения и изучения духовной литературы после того, как был закрыт их храм на Маросейке. А когда священномученик был уже в тюрьме, то советовал своей пастве обращаться к матушке Иулиании по духовным вопросам как к духовно опытному человеку. В ее иконописный кружок многих также привлекала личность подвижницы. В кружке царила особенная духовная атмосфера. К монашеству она стремилась давно, но в советское время до войны все монастыри были закрыты. Отец Сергий рекомендовал ей с монашеством подождать. Она тайно приняла постриг около 1970 года. Многие догадывались, что она монахиня, но узнали только, когда она скончалась.  Мастерские и мастера  — Согласны ли вы, что в современной русской иконописи уже сформировались не только различные школы, но и индивидуальные стили? Что вам кажется здесь наиболее интересным?  — Если говорить о современном иконописании в целом, то сегодня нет какого-то единого стилистического направления, как это было в Древней Руси: новгородская или псковская школа. Ведь школа того времени была обусловлена, с одной стороны, своей замкнутостью, а с другой — особенностями региона. Каждая школа по художественным особенностям была достаточно монолитной. А сейчас другое время. И в Архангельске, и в Екатеринбурге хорошие иконописные мастерские работают в ключе византийского письма XIV века, а не архангельской или екатеринбургской иконы, например, XVI–XVII веков. Или минская мастерская Елизаветинского монастыря тоже не ориентирована на белорусскую икону, а скорее на Византию. Или Александр Солдатов пишет и в ключе IX века (Крестильный храм в Троице-Сергиевой лавре), и в ключе XII века. А Братскую трапезную он расписал в ключе XIV–XV веков. Много зависит от художника и от заказчика.  Среди современных иконописцев есть и одиночки, и группы, и мастерские отдельных авторов, которые создают новую интересную икону. В их числе иконы недавно почившего Александра Соколова. Его творчество, в частности, является ориентиром для мастерской «Собор». Или иконописец Александр Лавданский. Интересно, что тот и другой часто за основу берут икону XVI века, а икона получается иконой Лавданского или Соколова, в которой отражаются особенности их настроя или приемов. Поэтому я бы говорил не о школах или стилях, а о мастерах и мастерских. 

http://e-vestnik.ru/interviews/ikona_dol...

За свою священническую жизнь о. Алексий создал удивительную духовную общину в миру, действительно возродившую, как он и хотел, дух древней апостольской Церкви. О. Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном о. Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей — священников и мирян. Эта община одна из немногих выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал о. Алексий. В 2000 году от Рождества Христова центральным событием юбилейных торжеств стали освящение воссозданного Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя и проходивший в нем Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Одним из основных деяний Собора явилось причисление к лику святых многих подвижников веры и благочестия, прославивших Господа своей праведной жизнью, а также мученическим и исповедническим подвигом. В числе канонизированных на этом Соборе были праведный старец Алексий, пресвитер Московский, и его сын священномученик Сергий. По прославлении в лике святых праведного Алексия Мечёва было принято решение об обретении его честных мощей. Специально созданной Патриаршей Комиссией во главе с Преосвященнейшйм епископом Орехово-Зуевским Алексием 16 июня 2001 года мощи старца Алексия были обретены на московском кладбище «Введенские горы», в месте его погребения, и доставлены в Новоспасский монастырь для подготовки их ко всенародному поклонению. С особой торжественностью, с преднесением икон храма и хоругвей многих церквей, при перезвоне колоколов и молитвенном пении честные мощи новопрославленного угодника Божия были 29 сентября 2001 года Крестным ходом перенесены из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где старец Алексий 30 лет трудился настоятелем. На следующий день, 30 сентября, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил здесь праздничную Божественную литургию. Теперь к мощам праведного Алексия, старца Московского, как и в дни его жизни, с утра до вечера притекает людская река.

http://pravicon.com/info-3828

98 Арсения (Добронравова Анна Гавриловна; 1879–1939), преподобномученица. В Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре приняла монашеский постриг. С 1915 г. игумения. В 1929 г. монастырь закрыли. В апреле 1932 г. игумения Арсения была арестована, сослана в Казахстан. В 1935 г. приехала во Владимир. В 1938 г. вновь арестована. В тюрьме тяжело заболела и сконча­лась 23 января 1939 г. в больнице ивановской тюрьмы. Причислена к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. 101 Имеется в виду Ольга Александровна Остолопова (1870–1970) – духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . В 1929 г. была арестована вместе с о. Сергием Мечёвым. По приговору лишена была права проживания в крупных городах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Поселилась в г. Владимире. В последние годы жизни была духовно близка с епископом Афанасием (Сахаровым) , помогала ему в переписке его рукописей. 102 Имеется в виду монахиня Рафаила (Фомина Анастасия Михайловна; 1883–?). Была келейни­цей монахини Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря Анатолии (Зои Викторовны Ива­новой-Якубович). После закрытия монастыря проживала вместе с монахиней Анатолией. Во время проживания в Ковровском р-не Владимирской обл. входила в общину Саровского старца иеромонаха Исаакия (Новикова), затем иеромонаха Серафима (Якубовича). В 1933 г. Арестована вместе с Н. Бединой и монахиней Анатолией. Сослана на 2 года в Казахстан. По возвращении с 1935 г. жила с монахиней Анатолией в Муроме. 107 «Тебе Бога хвалим» (Те Deum laudamus), древний церковный гимн, авторство которого припи­сывается св. Амвросию Медиоланскому . На текст писали хоровые произведения многие крупные композиторы. У Д. С. Бортнянского имеется 14 сочинений на этот текст в жанре духовного кон­церта. Самым известным является 1. 110 Рождественский Павел Евграфович (1867–1957), священник. Служил во Владимире. В 1923 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки. 113 Мирское имя монахини Маргариты Александра. Именины ее (по мирскому имени) и Алексан­дры Бобковой в день св. царицы Александры, 6 мая (н. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сергей Павлович и Мария Федоровна (урожденная Самарина) поженились в 1914 году. Венчал их старец Алексий Мечёв . Накануне революции в 1917 году Мансуровы поселились в Сергиевом Посаде. Сюда к Сергею Павловичу как к «учителю» часто приезжал Сергей Алексеевич Мечёв. Их отношения с годами переросли в духовную дружбу. После революции в материальном плане началась новая жизнь – с лишениями, голодом. Меняли вещи на продукты, Мария Федоровна пекла мятные пряники по заказу магазина, куда отвозила их на салазках, – тем и перебивались. В январе 1920 года С. П. Масурова арестовали. Четыре месяца он провел в Бутырской тюрьме, где переболел сыпным тифом. Обвинений не предъявляли, свиданий не давали. Из письма Марии Федоровны Мансуровой: «[В мае 1920 года] я очень сильно и с крепким упованием просила св. Николая Чудотворца, чтобы он помог нам. В конце мая была принята человеком, от которого все зависело, и тут свершилось очень редкое: я получила от него на руки ордер на освобождение С. П. Зима 1920–21 гг. была для нас духовно богата. После разлуки моей с С. П. он был возвращен мне как еще более драгоценный дар». В 1921 году Сергей Павлович получил место заведующего библиотекой Троице-Сергиевой лавры – ценнейшего книгохранилища от времен преподобного Сергия Радонежского. Зимой он часто бывал в Москве, встречаясь с духовно близкими людьми – М. А. Новоселовым, Чулковыми, Вяч. Ивановым, отцом Сергием Мечёвым . Однажды вернулся домой сильно простуженным и надолго слег. Позднее выяснилось, что это была не простуда, а приступ туберкулеза. Приступы стали повторяться довольно часто, но, как писала в своих воспоминаниях Надежда Григорьевна Чулкова, «и в болезни он (С. П. Мансуров. –А. Г.) давал уроки по истории Церкви, читал лекции о подвижничестве св[ятых] отцов. Сын старца о[тца] Алексия [Мечёва] тоже раз в неделю ездил к нему на лекции». «От 1924 до 1926 г [ода] –„бездомье”, скитания», – записала в дневнике М. Ф. Мансурова. В январе 1925 года – снова арест, Бутырская тюрьма – и опять чудесное освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

С 1945 по 1950 год проживал в городе Мариуполе, с 1950-го – в Коломне, где работал бухгалтером. Написал монографию «Богослужение в жизни Православной Церкви» (не опубликована). Протоиерей Валерий Поведский (1901–1973) Родился в семье священника села Збоево Ржевского уезда Тверской губернии. Учился в местной начальной школе, а затем в гимназии, после революции преобразованной в школу 2-й ступени. В 1919 году окончил экстерном Егорьевский электромеханический техникум, в 1920-м поступил в Московское высшее техническое училище («Бауманское»), откуда был отчислен с 4-го курса за выступление в защиту Церкви на антирелигиозном диспуте. Валерий Владимирович не боялся никакой работы, трудился электромонтером и грузчиком в студенческой артели, копировщиком- чертежником на московском заводе «Красная Пресня», конструктором на машиностроительном заводе 3 (Пресненский механический) и некоторых других предприятиях. В храм Святителя Николая в Клённиках пришел в 1920 году. Обладая красивым тенором, пел на правом клиросе (его младший брат Борис – на левом). Все свободное время отдавал чтению духовной литературы, особенно близок ему был авва Дорофей . По свидетельству В. В. Быкова, Валерий Поведский организовал на Маросейке кружки по черчению, столярному, слесарному и переплетному делу. Благодаря ему многие маросейские сестры получили профессию чертежниц и потом смогли найти работу в конструкторских бюро и на заводах. В 1924 году Валерий Владимирович был арестован как член «нелегальной контрреволюционной организации Христианский студенческий союз». Приговор – полтора месяца заключения в Бутырской тюрьме. В 1930 году в ссылке в Вологодской области отец Сергий Ме- чёв обручил В. В. Поведского и певчую правого клироса Николо- Клённиковского храма Надежду Георгиевну Зубкову. В 1933 году семья оказалась в Орле. По некоторым сведениям, переехали туда Поведские не добровольно, а были высланы. Живя в Орле, Валерий Поведский поддерживает тесную связь со своим духовником – отцом Сергием Мечёвым .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Вероятно, в Холмищах Надежда Александровна познакомилась с отцом Сергием Мечёвым , навещавшим старца, а потом принимавшим участие в его отпевании. Так или иначе, она стала близким к отцу Сергию человеком. Достоверно известно о поездке Н. А. Павлови ч к отцу Сергию в ссылку, что стало возможным во многом благодаря тому, что она работала в то время в Красном Кресте. Память об отце Сергии Н. А. Павлови ч сохраняла всю свою жизнь. В марте 1967 года она написала стихотворение, в котором сквозят впечатления о той давней поездке в Северный край: Медленная горестная память Сердца и сознанья моего: Морженга под синими снегами, Северного леса волшебство, И опилки «Сокола», и стружки, Сухоны серебряные сны, Кадникова темные макушки Средь неумолимой белизны, Дом, в котором горько начинал он Лагерный необратимый путь, Ни о чем – великом или малом В тех последних встречах – не забудь! Над его могилою безвестной Нет креста – лишь снег да капли звезд, Но туда дорогою небесной Лег Великий пост . Фортунатов Игорь Константинович (1908–1987) Внук ученого-агронома Алексея Федоровича Фортунатова и внучатый племянник выдающегося языковеда академика Филиппа Федоровича Фортунатова, сын земского врача Константина Алексеевича Фортунатова. Врачом была и мать Вера Михайловна, дочь художника-передвижника Михаила Золотарёва. В 1914 году отца мобилизовали, а в феврале 1915-го он умер от тифа на фронте в Польше. После смерти мужа Вера Михайловна поселилась с детьми в Москве. Они были прихожанами храмов Петра и Павла в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, профессором которой состоял дед Игоря, и Святителя Николая в Соломенной Сторожке, где духовно окормлялись у священномучеников Василия Надеждина и Владимира Амбарцумова. Из записей отца Василия Надеждина: «Молодежь у меня принимает участие в церковных делах. Всего не более 10 человек. Игорь Фортунатов (внук профессора Фортунатова)». В середине 1920-х годов Игорь поступил на агрономическое отделение Тимирязевской сельскохозяйственной академии, которую окончил в 1931 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Обладая даром слова, отец Константин был ярким проповедником. Его приглашали в разные храмы Москвы. Сохранились записи его бесед, неоднократно переиздававшиеся под названием «Беседы старого священника». В ночь с 28 на 29 октября 1929 года отец Константин подвергся аресту вместе с отцом Сергием Мечёвым . Поскольку 67-летний священник был инвалидом, его приговорили к ссылке во Владимир, которая продлилась в общей сложности 12 лет. После смерти жены в конце 1930-х годов он переехал в Тарусу, где и скончался 23 августа (5 сентября) 1942 года. Именно эту дату называли старые маросейцы. По другим сведениям, скончался отец Константин в 1943 году; место кончины и погребения неизвестны. Иерей Лазарь (Семенович) Судаков (?–1923) Будучи мирянином, имел намерение стать монахом Ниловой пустыни, но отец Алексий Мечёв благословил его принять священный сан и служить вместе с ним. Кроткий и тихий, проявлявший безропотное послушание и очень близкий по духу настоятелю, отец Лазарь прослужил в храме всего два года. Страдая тяжелым пороком сердца, он в своем усердии и любви к богослужению, не соизмеряя с ними своих физических возможностей и не внимая указаниям врачей, в праздник Рождества Христова 1922/23 года, собравшись ранним утром к литургии, упал замертво. Похоронен на кладбище «Введенские горы» (участок 14). Надпись на его надгробной плите гласит: «Клирик храма Свт. Николая в Клённиках на Маросейке. Любимый сослужитель св. прав. Алексия, старца Московского». Священномученик иерей Петр Петриков (1903–1937) Родился в Можайске в семье железнодорожного служащего. Окончил реальное училище и в 1921 году был принят на медицинский факультет 2-го МГУ. В двадцатилетием возрасте отец Петр, по его собственному признанию, пережил «процесс религиозного перерождения»; следствием этого стало принятие им целибатом священства в 1925 году. Вначале (1925–1923) он служил в Ипатьевской церкви бывшего Антиохийского подворья, а затем (1928–1930) совершал ранние литургии в церкви Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Дочь священника Сергия Сидорова писала в своих воспоминаниях: «С фотографии отца Петра смотрит прекрасное русское лицо, полное духовного горения, но спокойного и ясного, как неколебимое пламя свечи». Мягкий в обращении, он тем не менее обладал сильным, волевым характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Перед Борисом Васильевичем как одним из первопроходцев в области экспериментальной коррективной психологии открывалась блестящая будущность ученого. Был назначен день защиты кандидатской диссертации, однако старец Нектарий, прежде одобрявший и даже поощрявший научную деятельность своего духовного сына, неожиданно сказал: «А теперь оставь все это и посвящайся во диакона церкви Николы-Клённики». 3 апреля 1927 года Б. В. Холчев подал прошение епископу Серпуховскому Алексию (Готовцеву), управляющему Московской епархией: «Прошу Ваше Преосвященство рукоположить меня во диакона храма Святителя Николая, что в Клённиках, и разрешить проходить диа- конское служение безбрачным. Благословение на принятие духовного сана имею от Оптинского старца отца Нектария; в 1922– 1923 году был под духовным руководством протоиерея отца Алексия Мечёва , а после его смерти, с 1923 года – духовный сын отца Сергия Мечёва ». Борис Васильевич Холчев был рукоположен в сан диакона 21 апреля 1927 года. В мае 1928-го вместе с отцами Сергием Мечёвым и Петром Петриковым принимал участие в отпевании старца Нектария в селе Холмищи. Летом того же года рукоположен во пресвитеры преосвященным Арсением (Жадановским) . Отец Борис Холчев был ближайшим помощником священника Сергия Мечёва в духовном окормлении прихожан и самым большим его духовным другом. Арестовали отца Бориса в 1931 году. Приговор – пять лет заключения, которые он отбывал сначала в Красновишерске, в Пермском крае, где работал на стройке, а затем в Юрге Новосибирской области. «За ударную работу» лагерный срок сократили на год. В 1935 году он вышел на свободу. Сначала поселился в родном Орле, а потом, по совету отца Сергия Мечёва , переехал в Рыбинск. Снял домик в тихом переулке, получил инвалидность (страдал туберкулезом и сильной близорукостью), числился на иждивении Марии Петровны Лавровой (была келейницей отца Бориса до конца своих дней, умерла в иноческом чине в возрасте девяноста семи лет). Таковы были внешние обстоятельства жизни отца Бориса. И никто, кроме самых близких, не знал, что за стенами этого домика совершается непрестанная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

После смерти в 1954 году своей супруги Т. И. Куприяновой женился вторично – на В. Я. Василевской (она училась вместе с Т. И. Куприяновой в университете). Следует заметить, что факт заключения второго брака, не позволившего иерею Борису продолжать священническое служение, ясно указывает на объективную обоснованность тревог и сомнений, владевших отцом Сергием Мечёвым в Кадникове, когда ему пришлось принимать решение, давать ли благословение на брак Б. А. Васильева и Т. И. Куприяновой (явная неоднозначность отношения отца Сергия к данному союзу четко прослеживается в публикуемой в этой книге переписке Б. А. Васильева и Т. И. Куприяновой со своим духовным отцом.) Будучи на пенсии, Б. А. Васильев написал книгу «Духовный путь Пушкина» (М., 1994), получившую высокие отзывы специалистов. Перед смертью завещал отпевать себя как чтеца, что и было исполнено в храме Илии Пророка в Обыденском переулке. Протоиерей Феодор Семененко (1902–1975) Родился в семье рабочего. Окончил Одесскую гимназию и два курса Московского университета. Экономист-плановик по труду. В молодые годы Федор Никанорович Семененко был иподиаконом у епископа Богородского (единоверческого) Платона (Руднева), викария Московской епархии. С 1919 по 1935 год работал по специальности в различных учреждениях Москвы. В начале 1920-х годов служил алтарником в московском Николо-Подкопаевском храме, окормлял ея у старца Алексия Мечёва в Николо-Клённиках. После закрытия Николо-Подкопаевского храма перешел на Маросейку. В августе 1932 года отец Сергий Мечёв благословил брак Федора Никаноровича Семененко и маросейской прихожанки Александры Александровны Цуриковой. Венчание состоялось в единоверческой церкви на Самокатной улице в Москве. 24 марта 1935 года по благословению отца Сергия и представлению епископа Платона (Руднева) тайно рукоположен во иереи епископом Афанасием (Сахаровым) . По свидетельству В. В. Быкова, первое время после рукоположения совершал литургии у него на квартире в Козихинском переулке или у себя дома. Супруга отца Феодора Александра Александровна происходила из семьи предводителя дворянства Тульской губернии. После революции Цуриковы переехали в Москву, поселились на Бакунинской улице, крайне бедствовали. Брат Александры Александровны, Николай, воевал в Белой армии, оказался в Праге, где состоял в монархической партии. В связи с этим в 1930-х годах на Цуриковых обрушились аресты. В результате семья Семененко в 1936 году была выслана в Рыбинск. Здесь отец Феодор работал начальником планового отдела, а Александра Александровна – начальником отдела снабжения на комбикормовом заводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010