1 Во вторжении в Югославию принимали участие 34 немецких дивизии, 44 итальянских и 4 венгерских. 2 Подробно од этом см.: Мемоари Nampujapxa Српкога Гаврила. Београд, 1990. С. 166–291; Ucmopuja Српске Православнее Цркве. 3: За време Другог светског рата и после Београд, 1991. С. 23–46; Nampujapx Гаврило и доба. 2000. С. 88–99; Radi R. Verom protiv vere: drava i verske zajednice u Srbiji 1945–1953. Beograd, 1995. С. 37–41. 7 Српска Црква у Другом светском рату. Из Архива Св. Синода Српске Православне Цркве. Приредио Епископ Банатски Атанасие Э втич. Београд. 1990/91 15 Четническое движение — движение сопротивления, организованное и действовавшее под командованием офицеров Югославской армии. 16 Српска Црква у Другом светском рату… — 19 Српска Црква у Другом светском рату… — 21 Бурич Мишина В. Летопис Српске Православнее Цркве 1946–1958 године: време патри japxa Гаврила (1946–1950) и патри арха Викентия (1950–1958). Книн; Београд, 2000. С. 172–173. 24 Димитри евич М. Српска церква под бугарском окупаци joм//СПЦ 1920–1970. Београд, 1971. С. 211–222. 27 Српска Црква у Другом светском рату… 30 С. Духовни Геноцид — Указ. соч. С. 74. 34 Первоначально во вспыхнувшем в апреле 1941 года восстании участвовали представители разных политических сил от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов, но вскоре между ними произошло размежевание и возникла жестокая конфронтация, переросшая фактически в гражданскую войну. В конце 1941–начале 1942 гг. группой офицеров-роялистов было образовано “Черногорское национальное движение”, к которому примкнули все некоммунистические силы. Под понятием “националисты”, утвердившемся в современной событиям литературе, нужно понимать представителей антикоммунистичеких сил. В целом следует особо отметить, что события Второй мировой войны на территории Югославии нужно рассматривать с учетом такого существенного фактора, как жестокая и кровопролитная гражданская война, охватившая различные территории и слои населения. Достаточно сказать, что от рук партизан-коммунистов к 9 мая 1945 года погибли 150 священников СПЦ, а вскоре после освобождения эта цифра достигла 298. При этом немцами было убито 84 священника, а хорватскими усташами 171.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Вскоре даже в информационных сообщениях германских служб появилась критика подобной политики. Так военный представитель Третьего рейха в Хорватии генерал Гляйзе фон Хорстенау в июне 1941 г. писал, что «согласно надежным источникам, по сообщениям бесчисленных немецких военных и гражданских наблюдателей, за последние несколько недель, как на селе, так и в городе усташи совершенно обезумели». 10 июля Хорстенау вновь сообщал о «совершенно бесчеловечном обращении с живущими в Хорватии сербами» и замешательстве немцев, которые, имея шесть батальонов пехоты, не могли ничего с этим поделать и лишь наблюдали «черную слепую ярость усташей». В докладе из Загреба немецкого капитана А. Хёффёра от 27 августа 1941 г. о политическом положении в Хорватии указывалось, что усташами уже убито 200 тысяч сербов, и эта нереалистичная политика настраивает население против германского вермахта и увеличивает движение сопротивления сербов 760 . Об этом же говорилось и в одном из немецких полицейских отчетов: «Зверства усташских подразделений по отношению к православным на хорватской территории должны рассматриваться как главная причина вспышек усиливавшегося партизанского движения. Отряды усташей направляли свои зверства не только против взрослого православного населения мужского пола – то есть против тех, кто способен держать оружие, но с особой, извращенной жестокостью – против беззащитных женщин и детей... Именно вследствие этих зверств бесчисленное количество православных беженцев в Сербию и их рассказы разбудили возмущение среди сербского населения» 761 . В конце лета 1941 г. усташи начали отправлять сербов, евреев и цыган в концентрационные лагеря, всего там было заключено от 166 до 177 тысяч человек (40,4 % женщины). В конце октября 1941 г. евреев также стали отправлять в лагеря принудительного труда: так, 6 тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 г. в концлагерях и лагерях смерти были заключены две трети евреев Хорватии. Самым крупным и известным из лагерей смерти являлся Ясеновац, находившийся на северном берегу реки Сава. Он был основан в августе и включал в свою структуру пять лагерей: Крапье, Брочице, Кожара, Циглана и Стара Градишка. В этом концлагере с августа 1941 до конца апреля 1945 г. постоянно содержалось от 3 до 6 тысяч узников, в среднем не более трех месяцев, затем заключенных убивали; таким образом, в Ясеноваце погибло от 122 до 130 тысяч человек (персонально известно 50 002 убитых), а по мнению некоторых сербских историков, даже 500–600 тысяч (что явно преувеличено в несколько раз) 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

231 Georg., 872 ­­ Man., 251, 257; 873 ­­ 257–258; 874 ­­ 258–259; 875 ­­ 261,266; 876 ­­ 261–262; 877 ­­ 263–264;878 ­­ 265–266;879 ­­ 266–268;880 ­­ 268. 236 Georg., 884 ­­ Man., 272–273; 885 ­­ 273–274; 886 ­­ 274–275; 887 ­­ 276–277; 888 ­­ 277–278; 889 ­­ 279; 890 ­­ 280–281; 891 ­­ 281–282; 892 ­­ 282–283; 893 ­­ 284, 289; 895 ­­ 284; 896 ­­ 285. 237 Georg., 886 ­­ Cedr., II, 659; 888 ­­ 689; 889 ­­ 693, 696–697; 890 ­­ 700–701; 892 ­­ 704–705. 238 Georg., 896 ­­ Zonar., IV, 228; 897 ­­ 229–230; 898 ­­ 230–231; 899 ­­ 231 – 232; 900 ­­ 232–233; 901 ­­ 234–235. 240 He позже, потому что к этому веку относится парижский манускрипт; но и не раньше, потому что встречается турецкое название местности (Скутари) (Georg., 888), и автор не имеет ясного представления о значении византийских стратигов (Georg., 891) – византийские же порядки забыты после утверждения Турецкого владычества. 241 Характер сведений, извлеченных из этого памятника, не свидетельствует в его пользу: обстоятельства, случившиеся при Парапинаке, отнесены ко времени Вотаниата, о болгарском царе говорится, что он был убит, тогда как был взят в плен (Georg., 893–895). 242 Du Fresne Du, Cange. Historia byzantina duplici commentario illustrata. Fami-liae Byzantinae. Par.·, 1682, 174–175. 243 Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С. 38. 245 Annales Barenses. Ed. Muratori. Antiquitates italicae medii aevi. T. 1. Mediol., 1738 (под заглавием: Anonymi Barensis monachi chronicon de rebus in Barensi provincia gestis, additis notis Nicolai Aloisya); Pratillus. Historia principum Lango-bardorum. Т. IV. Neapoli, 1753; Pertz. Monumenta Germ, hist., SS., V. 246 Для определения времени служат: ссылка на свидетельство лиц, участвовавших в сражениях 1041–1042 гг. (Ann. Bar., ed. Pertz, 54–55), и выражение о барийском замке, что в нем sedes est nunc graecorum magnatum (…теперь живут греческие властители) (Ibid., 53), неуместное в устах писателя после 1071 г., когда Бари взят был норманнами и греки вытеснены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В 1951 году при уборке урожая только в Курской области по распо­ряжениям райисполкомов около 40 зданий действующих храмов были на много месяцев засыпаны зерном. Стали преследоваться совершавшие религиозные обряды коммунисты и комсомольцы. Пошла новая волна арестов наиболее активных священнослужителей. Например, в сен­тябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский) 387 . На 1 января 1952 года в стране насчитывалось 13 786 официально открытых православных храмов, 120 из которых не действовали ввиду исполь­зования их для хранения зерна. Но на 1 января 1949 года их было больше: 14 447 (а 20 000 их не было в СССР никогда). Количество священников и диаконов за 1949–51 годы уменьшилось от 13 483 до 12 254, монастырей было 104, стало 62 (причем число монахов не изменилось: в 1946 году было 4362, стало 4639). Толь­ко в 1951 г. было закрыто 8 обителей 388 . Как видим, сталинская политика в отношении к Церкви знала два перелома. Сегодня чаще вспоминают добрый перелом: 1944-го года 389 . Но «православные сталинисты» (холодок не идет по спине от такого их самоназвания ?) не замечают нового ледникового периода, начавшегося со второй половины 48 года. После войны перед Церковью была поставлена уже вполне сознательно четкая политическая задача. Началась холодная война, в которой Ватикан безусловно выступал на стороне Запада. В этих условиях Сталину пришла в голову вполне разумная мысль: нам нужен свой, «православный Ватикан», чтобы в очередной раз создать зеркальную ситуацию: у вас – атомные бомбы и у нас – атомные бомбы, у вас – Ватикан и у нас – Ватикан. И Москва должна была стать таким «православным Ватиканом». Предпосылки для этого были: советские танки стояли почти во всей православной Европе. Сербская, Албанская, Болгарская и Румынская Церкви были под коммунистами, чешские и польские православные – также. Израиль тогда был союзником Советского Союза, поэтому Иерусалимский Патриарх был доступен московскому влиянию. Арабские патриархаты – Антиохийский и Александрийский малочисленные и потому традиционно чувствительные к материальным подаркам, также готовы были голосовать как надо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архипастыри Православной Русской Церкви в Америке, братски собравшиеся в г. Питтсбурге и в духе Христовой любви и церковных канонов всецело объединившиеся сердечно преподают мир и благословение Божие всем своим Боголюбивым пастырям, смиренным инокам и благочестивым мирянам, пребывающим в С.-Американских Штатах, Канаде и Аляске. С великой радостью извещаем мы вас, возлюбленные, что на нашем Архиерейском Соборе в г. Питтсбурге всеми нами единодушно принято «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», выработанное в Ноябре прошлого 1935 г. нашими Иерархами на совещании под председательством Святейшего Патриарха Сербского Кир Варнавы, с сохранением существующей автономии. На основании сего законоположения образуется единый митрополичий автономный округ, объемлющий собою всех наших православных русских людей в С.-Американских Штатах, Канаде и Аляске и возглавляемый нашим каноническим Митрополитом, Высокопреосвященным Феофилом. Обширная территория С.-Американского митрополичьего округа, для удобства церковного управления, подразделяется на 11 самостоятельных епархий, каждая из которых возглавляется своим законным епархиальным архиереем, причем, согласно священным канонам, епископы ничего особенно важного не творят, без рассуждения Митрополита, но и он ничего важного не творит, без согласия всех их (Апост. пр. 34-е и Антиох. 9-е). Все наши архипастыри, во главе со своим Митрополитом входят в состав Архиерейского Собора Православной Русской Заграничной Церкви, который является высшим церковным органом для всей нашей Русской Православной Заграничной Церкви, оставаясь в то же время неразрывной частью Всероссийской Церкви. Объявляя о сем радостном достижении благодатного и вожделенного мира и единства, мы надеемся, что наша возлюбленная паства с полным доверием и любовью отнесется к нашим миролюбивым стремлениям и, объединившись, с сугубой энергией и ревностью будет содействовать нам в дальнейшей организации и развитии церковной жизни, особенно в деле насаждения и водворения высших начал Христовой любви и мира, в искоренении пагубных плевел сектантства, раскола, безбожия, неверия, в борьбе с крайним упадком морали и ослаблением в жизни церковных уставов, священных обычаев и дисциплины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В конце 1957 года, впервые после Московского совещания глав и представителей Православных Церквей 1948 года, было принято решение провести крупнейшую подобную акцию. Задача сводилась к тому, чтобы все Патриархи осудили проведение ядерных испытаний, а также изготовление и накопление ядерного оружия, к чему призывал мировые державы СССР. Эта инициатива неоднократно высказывалась по разным поводам Хрущёвым и стала важным предметом советской пропаганды. Руководству страны показалось крайне необходимым и выгодным подключить к данной кампании религиозные организации. Патриарх и Святейший Синод ответили согласием, рассчитывая добиться ответных уступок и прежде всего долгожданного приема у Хрущёва, чтобы лично донести до него озабоченность намечавшимся ухудшением церковно-государственных отношений. Было решено провести в Мае 1958 года в Москве, используя празднование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви, международную межправославную встречу. Первоначально в ЦК считали целесообразным помимо глав всех автокефальных Православных Церквей пригласить и представителей других конфессий, но Патриарх Алексий эту идею не поддержал. 18 Апреля в Совете по делам РПЦ были окончательно согласованы план мероприятий и проекты резолюций. Митрополит Николай заявил о возможной отрицательной реакции на них Греков и Сербов, но подчеркнул готовность бороться за то, чтобы документы «подписали по возможности» главы всех Церквей. Ему посоветовали отодвинуть намеченную дату подписания для удлинения срока «соответствующей работы с делегациями». Патриархии рекомендовали также «использовать все каналы для популяризации вопроса о запрещении атомного и водородного оружия». 631 В результате на Московские торжества, открывшиеся 11 Мая, приехали делегации 12 из 14 автокефальных Православных Церквей: отсутствовали посланцы Кипра и Иерусалима. К тому же влиятельные Сербская, Элладская и Константинопольская Церкви не были представлены своими главами. Правда, Сербский Патриарх Викентий хотел отправиться в Москву, но Иосип Броз Тито, лично утверждавший список выезжавших, вычеркнул его. Сразу же после начала встречи стали происходить конфликты. Выяснилось, что Константинопольская и Элладская делегации не хотят обсуждать и подписывать каких-либо документов, касающихся вопроса защиты мира, ссылаясь на отсутствие у них полномочий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Православие, как ни прискорбно, недолго преодолевало это искушение модернизма и секуляризма, но вскоре было им заражено. Со стороны Православных Церквей первой сделала уступку экуменизму Константинопольская Патриархия уже в январе 1920 года своей энцикликой «Всем Церквам Христовым». В ней не только поместные Православные Церкви называются «Церкви», но это наименование совершенно равноправно впервые прилагается и к различным еретическим конфессиям. Там в самом начале говорится: «... взаимное сближение разных христианских Церквей и их общение не может быть отвергнуто из-за существующих между ними догматических различий...». Энциклика призывает работать над «подготовкой и осуществлением полного единства»; различные еретические сообщества именует «Церквами, которые нам не чужие и чуждые, но сродные и близкие во Христе и являются для нас сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе (Еф. 3: 6)». Считается, что в качестве первого практического шага в построении взаимного доверия и любви Православным Церквам необходимо усвоить новый, григорианский, календарь «ради одновременного празднования великих христианских праздников ВСЕМИ Церквами», что вскоре Константинопольская Патриархия (а позднее и некоторые другие поместные Православные Церкви) и учинила, заплатив за то дорогой ценой - внутренним расколом в Церкви и народе. Остальные Православные Церкви одно время противостояли этому жестокому искушению. В особенности Московская Патриархия выказывала известные знаки осторожности в отношении экуменизма. О том свидетельствует и Совещание епископов поместных Православных Церквей, прошедшее в Москве с 8 по 18 июля 1948 года по случаю пятисотлетия провозглашения автокефалии Русской Православной Церковью. На этом Совещании представители Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Грузинской, Болгарской, Польской, Чехословацкой и Албанской Церквей отвергли участие во bceмiphoм экуменическом движении и в только что созданном ВСЦ, осудив его как ересь.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

« Н е надо разговоров про всякие путинс кие танки - вам одно лишь российское ТВ не позволит реализовать беспрепятственно ваши желания». Лепин не брезгует выступать (а это ведь батюшка!) в пропагандистском русофобском, бандеро-фашистском стиле. Как после этого у него исповедоваться, если он будет спрашивать: «ездил ли ты на Путинских танках»? Далее Лепин сетует, что «не возможно реализовать беспрепятственно ваши желания» . У батюшки появились идеологические ключевые теги - «путинские танки», «российское ТВ», эта та идеологическая призма, через которую нужно рассматривать ущербное единство БПЦ с РПЦ. Вот такое навязывание искренним православным верующим «автокефалии» в Белоруссии. « Лично я вижу задачу сохранения внутреннего единства БПЦ наиприоритетнейшей, стоящей выше в том числе и всех частных разногласий в мировом Православии » . Но мы не заметим во всей статье, чтобы Лепин говорил о единстве БПЦ с РПЦ. Лепин, так ты уже прямо говори о «единстве» с Госдеповским планом и о последствиях. Лепин дает «дипломатический», очень красноречивый ответ: «я сторонюсь глобальных и однозначных обобщений - это признак непрофессионализма...» . Так что однозначный ответ по завету Христа - «да, да, или нет, нет» - это есть признак Лепинского непрофессионализма! Браво, батюшка, таких в аду любят, заработал его честно, «молодец»! Далее Лепин прибегает к манипуляциям, сетуя: «Антиохийская, Польская, Сербская церкви - все они сейчас автокефальны, но, например, в украинском вопросе они занимают промосковскую позиц и ю» . А ведь ты врешь, батюшка, эти Церкви в первую очередь заявляют о канонической позиции в украинском вопросе, а не о «промосковской» ! Я, батюшка, буду лично доводить до Священного Синода вопрос о твоем сущем сане. Когда нас, украинских священников, вызывают в СБУ, убивают радикалы, шельмует СМИ, мне очень хочется, чтобы ты, батюшка, побывал в одном окопе на передовой вместе с нами, прочувствовал бы, что значит, ожидать, когда подожгут твой храм, запугают семью, сделают инвалидом... Неприятно слышать? А это теперь наши будни. Когда мы своей кровью, исповедничеством Христа придерживаемся каноничности. Ты заявляешь о «промосковской позиции» вместе с бандеро-фашистами, радикалами, униатами, которые нас убивают. Побойся Бога, если ты еще верующий, покайся, батюшка. Твои ученые титулы, сан не оправдают лицемерие и ложь перед Богом!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/25/kt...

Стоит отметить, что явный этнофилетизм раскольнических групп на Украине не помешал Константинопольскому Патриархату при принятии неканонического решения об их реабилитации. Более того, этнофилетизм только укрепился с дарованием этим искусственно объединенным структурам «автокефалии». Координация действий между странами Запада и Константинопольским Патриархатом во время двойного переворота на Украине - политического и церковного - более чем очевидна. В обоих случаях украинский псевдоцерковный этнофилетизм был использован в качестве топлива с целью создать раз и навсегда политически и духовно антироссийскую Украину. После вышесказанного следует спросить: каков результат действий Константинопольского Патриархата в Украине? Как можно было предположить, не удалось достичь ничего, кроме усиления украинского раскола и появления опасности дальнейших расколов на всеправославном уровне. На Украине, за редким исключением, все остались там же, где были раньше. Однако все Православие в целом осознает и чувствует, что последствия неканонических действий Константинопольского Патриархата могут быть фатальными. Они уже проявились повсюду, особенно же они заметны в диаспоре, где больше не проводятся общеправославные литургические собрания. Негативные последствия совершенных Константинопольским Патриархатом шагов затронули Святую Гору Афон, с которой духовно связаны все без исключения православные христиане. Если украинские раскольники при поддержке Патриарха Константинопольского продолжат служить на Святой Горе, мы можем ожидать опасных расколов среди афонитов и углубления существующих на Теле Христовом ран. Из-за неканонического, относящегося к сфере политики и мотивированного земными интересами вторжения Константинопольского Патриархата на Украину репутация его в православном мире сильно упала. Вину за это они могут возложить только на себя, увидев причину в своей новой экклезиологии, в собственной интерпретации канонов, в решениях, вредных для всего Православия. Ни одна из Православных Церквей не хотела ни ставить под угрозу репутацию Константинопольской Церкви, ни оспаривать ее честь, ни лишать ее главу статуса первого среди равных и других привилегий, которые вытекают из этого; но в то же время эти почести не могут расширяться без предела.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/7/vystu...

Синод сразу же решил принять меры для пополнения рядов духовенства на новых территориях; первоначально он рассчитывал командировать туда 200 священников и канцелярских чиновников из Болгарии, а также использовать 500 местных священников (преимущественно македонцев), которые остались окормлять свои приходы. В окружные центры планировалось командировать 30 архиерейских наместников, которые должны были выбрать из подведомственных им священников членов Епархиальных советов. Расходы на устройство четырех новых епархий были определены в 500 тыс. левов, которые предполагалось получить от государства. [xlii] 12-16 июня Синод заслушал доклады управляющих новыми епархиями и назначил специальную комиссию для рассмотрения поднятых вопросов, которая вскоре представила доклад «О церковном устройстве и управлении епархиями в новоосвобожденных землях». Его основная идея заключалась в том, что эти епархии станут неотъемлемой частью Болгарской Церкви, и их устройство и управление должно осуществляться на основе устава экзархата. [xliii] Церковную жизнь на занятых территориях существенно осложняла проводимая болгарским правительством политика дискриминации сербов, греков и румын. Так из Восточной Македонии за время войны было выселено 45 тыс. сербов, а из оккупированной болгарскими войсками части Косова еще около 25 тыс. сербов. При этом изгнание коснулось и части сербского духовенства (в том числе обоих служивших в Македонии архиереев). Некоторые греческие священнослужители тоже были высланы или уехали сами. Также активно проводилась болгаризация всех сторон общественной жизни. Если в Македонии, где официально считавшиеся болгарами македонцы составляли подавляющее большинство, духовная администрация Болгарской Церкви была встречена местными жителями в основном лояльно, то в Эгейской Фракии, где преобладало греческое население и духовенство, ситуация оказалась иной. В 1918 - 1926 гг. из Греции в Болгарию переселилось 120 тыс. болгар, их земли заселили сотни тысяч греческих беженцев из Малой Азии, и национальная ситуация в Эгейской Фракии коренным образом изменилась.

http://bogoslov.ru/article/565403

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010