94. Апостольское Предание. Что это такое? — Сам Господь Иисус Христос, Богочеловек. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк.10:16). А после них, святых апостолов, — это их святые преемники — епископы, законные наследники, «мужи апостольские» (св. Игнатий Богоносец, св. Ириней, св. Киприан). Святой Игнатий в Послании к смирнянам пишет: «Где епископ, там пусть будет и все множество верных, подобно тому, как где Иисус Христос, тамо и Кафолическая, Соборная Церковь». — [Пребудьте во Мне, и Я в вас... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:4—5). — Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин.17:20—21, 23). — Полный текст цитат введен переводчиком.] — Апостольское преемство в каждый момент времени передает Самого Богочеловека, Господа Иисуса Христа, по истинному слову Самой Истины: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20). Это вечная, временно-вечная Истина: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).    95. Святый Иустин Мученик и Философ: «Истинный христианин — это истинный философ».    96. Святой Савва Сербский: «Молитва к Богу для меня всегда была самым великим блаженством на свете».    97. Молитва святого Макария Великого (Египетского): «Господи, имиже веси судьбами, помилуй мя!»    98. Святой Варсануфий Великий: «Покаяние — это врачевство от любой страсти и от любого греха».    99. Молитвенное отношение к миру, ко всему, к каждому человеческому существу как к святыне, как к живому образу Божию, ибо все мы, все, все, каждый человек — созданы по образу Божию, по подобию Божию.    100. Святая литургия — это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: совершается величественное домостроительство спасения ­ домостроительство обожения, обогочеловечения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Во-вторых, мудрость в принципе выше всего земного, потому что является познанием действия Божьего в мире, насколько это вместимо для человека. Это приближение к познанию самого Бога, что возвышает человека. А накопление материальных ресурсов не возвышает, но низводит его на животный уровень. И сороки собирают себе всякие блестяшки, и хорьки собирают припасы в норе. Мы созданы для чего-то большего – приближения к Богу и соединения с Ним. Все остальное мелкое и недостойное человека, как созданного по образу Божиему. Притч. 3:16 «Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава» ( Притч. 3:16 ). По мысли святителя Григория Богослова , этим Соломон показывает, как следует смотреть на богатство и славу, давая им место слева. Издавна считается, что правая сторона – важная, а левая – второстепенная. Так что богатству и славе уделяется место по левую сторону, как менее важному. Другой уровень понимания этого стиха раскрывает святой Беда Достопочтенный . По его словам здесь говорится о бытии Церкви, а Премудростью назван Христос: «Если левая рука Христа понимается как связанная с благом, то здесь имеется в виду жизнь святой Церкви в этом веке. Долгоденствие в правой руке – это то, что чада Церкви наследуют в будущем веке после воскресения, то есть, жизнь вечная, а богатство и слава в левой руке – это то, что Церковь получает в этой жизни, потому что в изгнании этого странствования богатством добродетелей и славой веры укрепляемся до той поры, когда перейдем в вечность». Притч. 3:17 «Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные» ( Притч. 3:17 ). Не сказано, что пути премудрости лёгкие, но сказано: приятные, потому что человек, идущий таким путем, знает, зачем он живёт и куда направляется, к Кому. Как святитель Николай Сербский говорил, что задача каждого человека, – это от червя перейти в Бога по благодати. «Что есть человек? «Я же червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ), – говорит пророк Давид. А чем должен быть человек? «Вы – боги и сыны Божии» ( Пс. 81:6 , Ин. 10:34 ) – это слово вышло из уст Самого Христа Спасителя. Обратить червя в бога и в сына Божьего – это и есть вершина покаяния и веры в Евангелие». Разумеется, такой путь может и должен быть назван приятным из-за своей цели, выше и приятнее которой ничего нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Еф.3:16 ); христиане – не под законом, а под благодатью ( Рим.6:14 ); их наставляет Дух Божий ( Рим.8:14, 9–10 ), ибо кто не имеет Духа Христова – тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом ( Гал.5:18 ). Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21–22 ). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ведь целомудрие – это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27–32 ). Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти – это творение плотских дел. А дела плоти (τ ργα τς σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». – Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего – суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И именно этого человека Господь призвал к апостольству чудесным образом. Тот вооружился письмами против христиан Дамаска, чтобы против них организовать такое же гонение, какое ранее организовал против иерусалимской христианской общины, и вот когда он уже приближался к Дамаску (известно место, которое связано с этим удивительным событием), Господь явился ему и спросил: " Савл, Савл, что ты гонишь Меня? " Савл, потрясенный и ослепший, спросил: " Господи, кто Ты? " И Господь сказал: " Я Иисус, Которого ты гонишь " (Деян. 9:5-6). Это явление было таким потрясением для Савла, что он полностью переродился. Он на некоторое время потерял зрение физическое, но у него открылось зрение духовное. А потом Господь прислал к нему одного из учеников для того, чтобы тот совершил над ним крещение и наставил его в основах христианской веры. И тут же, как сам апостол Павел говорит, не советуясь с плотью и кровью (Гал. 1:16), он пошел и начал проповедовать Христа распятого и воскресшего. Эта проповедь встречала недоверие в апостольской общине — никто не мог поверить, что человек, который еще вчера был гонителем христианства, вдруг стал апостолом. И когда Павел пришел в Иерусалим и пытался примкнуть к апостольской общине, его не хотели принимать, потому что не доверяли, думали, что это человек, вкравшийся для того, чтобы изнутри разрушить создающуюся Церковь. Павел, тем не менее, продолжал свои апостольские труды. Он встретился с апостолом Петром, они провели вместе пятнадцать дней. Не знаем, о чем они говорили, но можно себе представить, что апостол Петр рассказывал о Христе, а Павел как будто впитывал все эти рассказы. Но впитывал не просто для того, чтобы потом пересказывать их другим людям. Он никогда не пересказывал то, что слышал от апостолов, но всегда говорил то, что принял от самого Господа, и мы это узнаем из посланий апостола Павла. Но когда Павел слышал эти рассказы, он понимал, что Иисус Христос, явившийся ему на пути в Дамаск, — не простой человек, это Бог, ставший человеком.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

Итак, посмотрим на взаимоотношения наследственности и духовности в свете православного вероучения и достижений современной науки. Глава I. «Родословная» греха Размышляя о судьбах человеческих, святитель Николай Сербский указывает: «От Адама до наших дней в красной реке крови кроется черная струя греха. В крови кроется грех, из крови передается грех, через кровь наследуется грех от Адама до наших Диагноз горький, но правдивый. С православной точки зрения, все мы — дети Адама и Евы — являемся без вины виноватыми. Лично никто из нас в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Он есть нарушение божественного закона и заболевание души, отпадшей от божественной благодати. Первородный грех — это наследственная порча или, по слову преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и Анализируя тексты преподобного, исследователи приходят к выводу, что первородный грех есть некий врожденный механизм — склонность человека искать не Бога, а чувственное «Восточная Православная Церковь под первородным грехом всегда понимала то “семя тли”, ту наследственную порчу и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама… Зачатие и рождение — канал, по которому передается прародительская «…Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», — покаянно взывает к Богу пророк Давид ( Пс.50:7 ). А апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с преступлением Адама: «…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). «Адам приведен был к смерти, и тогда осуждение перешло на всех людей, так как страсть переходила как бы от корня на ветви… Адам в силу положенного на него проклятья, как бы некое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род», — учит святитель Кирилл Автор известных «Очерков православного догматического богословия», протоиерей Николай Малиновский отождествляет «наследственный грех в потомках Адама» с «греховным состоянием природы, наследственной греховной порчей». Вот почему родители могут передавать своим детям, внукам, правнукам и по цепочке поколений дальше определенные порочные склонности, телесные недостатки и предрасположенность к

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

К сожалению, политический процесс до настоящего времени не привел к облегчению участи невинных людей, и им необходима военная защита. Поэтому, когда Российская Федерация приняла ответственное решение об использовании вооруженных сил для защиты сирийского народа от произвола террористов, Русская Церковь, как и другие традиционные религиозные объединения нашей страны, поддержала это решение. Но здесь важно отметить, что участие российских войск в установлении мира на сирийской земле не может быть названо интервенцией, так как оно не нарушает суверенитет сирийского государства, по просьбе которого и оказана военная помощь, и не предусматривает насильственную смену законно избранного народом правительства. Что касается нерешительной и даже двойственной позиции христианского Запада в отношении сирийского и иных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке, то она в немалой степени объясняется тем, что современное западное общество все более удаляется от своих христианских корней и сегодня вполне заслуженно именуется постхристианским, то есть «преодолевшим» христианский этап своей истории. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев уже не соотносят свою жизнь с Евангелием и руководствуются светскими стандартами «общества потребления». Христиане, стремящиеся следовать заповедям нашего Спасителя, стали, увы, меньшинством в некогда христианнейших государствах. — Не могли  бы Вы прокомментировать статьи в некоторых московских изданиях (например, в «Независимой газете»), в которых  говорят: «Звать в бой должны  генералы, а не служители Бога». В таких статьях критикуют не только руководство Русской Православной Церкви, но и мусульманских деятелей России, которые одобрили действия руководства страны. — Верующие в России привыкли к необоснованной и тенденциозной критике в свой адрес со страниц изданий, которые без всякого на то основания называют себя либеральными, а на самом деле не отстаивают свободу, но насильственно насаждают в общественном мнении единомыслие по всем вопросам, будь то политика, экономика, история, нравственность. Нас утешают и укрепляют слова Спасителя: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Лк. 12:32; Ин. 15:18-20).

http://patriarchia.ru/db/text/4349485.ht...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотреть, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I. Краткий обзор судебной практики христианской церкви Законодательную власть в христианской церкви Основатель ее передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборно осуществляли ее. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты прибрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть, в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве которого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. («Что считает за благо Дух Святой, то и мы» «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян. 15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотрит, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I Краткий обзор судебной практики христианской церкви. Законодательную власть в христианской церкви Основатель её передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборне осуществляли её. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты приобрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве кото- —557— рого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. (Что считает за благо Дух Святой, то и мы) «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но все же - приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви. О кремации " Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16-17) " [ 1 ]. " Вы спрашиваете, почему Православная Церковь против кремирования усопших. Во-первых, потому, что считает это насилием. Сербы по сей день содрогаются от преступления Синан-паши[ 2 ], который сжег мощи святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых коней, собак или кошек? Я о таком не слышал, но видел и слышал, что их закапывают в землю. Почему же тогда совершается насилие над мертвым телом человека, хозяина всех земных животных? Разве сожжение мертвых животных, особенно в больших городах, не было бы более оправданным, чем сожжение людей? Во-вторых, этот языческий, варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти две тысячи лет назад. Кто желает возродить его, тот пытается вернуть давно изжитый языческий обряд. В Англии, которую вряд ли можно назвать страной некультурной, этот вид неоязычества крайне непопулярен. Я расскажу вам одну историю. Во время войны один известный серб повредился умом и незадолго до смерти попросил кремировать его, когда он умрет. В назначенный день наша небольшая сербская колония собралась у крематория на Голдерс Грин[ 3 ]. Когда тело покойного погрузили в печь, мы содрогнулись от ужаса при виде этого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Но, кроме этого святого крещения, которым все мы крещены, есть еще одно крещение, которое не каждому дано. Это крещение мученической кровью. Все великие святые мученики, которые пострадали и пролили свою кровь за Христа, крестились крещением крови. Крещение кровью хорошо известно вам, православным наследникам Христовым. Нигде нет такого множества крещенных кровью, как среди предков ваших, древних и недавних. И в наши дни в православном мире проливается кровь мучеников. Тысячи и тысячи крестятся собственной кровью. Это героические свидетели Евангелия Христова. Чада Божии, которых безбожники закалают, как агнцев! Их жертва укрепляет Церковь Христову на земле, а их святые имена пополняют православный календарь. Крещенные собственной кровью всегда были сокровищем и украшением Православия. И некоторые из бывших язычников, не крещенных водою и Духом, принимали мученичество за Христа и крестились кровью, и крещение их принято как полное и действительное. Более того, такое крещение выше нашего обычного крещения. Они не успели креститься водою и Духом, будучи духовно слепы, но они вмиг прозрели и познали Христа и положили за Него душу. И, не крестившись крещением иорданским, крестились они крещением Господним – голгофским. А ваши православные предки, сонмы и сонмы их: молодых и старых, царей и патриархов, богатых и бедных, мужчин и женщин, – крестились и одним, и другим крещением – иорданским и голгофским. Так велико количество ваших героических предков, крестившихся сначала водою и Духом, а затем своей мученической кровью, что могло бы составить целое государство. Первое крещение – водою и Духом – заповедано нам, а второе – собственной кровью – дано как выбор. Спросил однажды благий Господь сыновей Зеведеевых: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» ( Мф. 20, 22 ). Видите, что Господь называет страдания Свои крещением? Видите, что не говорит Он сынам грома: креститесь! Но спрашивает их: «можете ли?» Видите, что крещение кровью не заповедь всем верным, как первое крещение, но их свободный выбор. На крещение кровью решаются лишь те, которые, кроме крепкой веры в Господа, имеют великую любовь к Нему, как Он Сам сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15, 13–14 ). Сонмы предков ваших были друзьями Друга людей. И дружбу свою с Ним засвидетельствовали так же, как Он засвидетельствовал Свою дружбу с ними, – печатью крови и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010