6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, дал­матская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостоль­ском: «Если кто, епископ или пресвитер, крес­тит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа.... да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет ника­кого сомнения. Святой Bлaдuмip принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают чрез по­гружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение. Впрочем, думаю и не без основания, что крес­тить посредством обливания стали первоначаль­но в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею. В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех право­славных одни только малороссы, отменив погру­жение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обы­чаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3700...

70 . Ни один человек не протянет камень, если сын просит у него хлеба, и не подаст ему змею вместо рыбы. Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:9–11 ). Бог творит чудеса по молитве либо самого страдальца, либо его родителей и сродников, либо священника, либо всей Церкви. Православная Церковь в сокровищнице своего многовекового опыта хранит бесчисленные примеры того, как милостивый Бог чудесно отзывался на любой вид молитв, возносимых или отдельными лицами, или их родственниками, или духовенством, или всем церковным собранием. 71 . Когда ребенок о чем–то просит своего отца, то отец исполнит его просьбу, если это полезно для дитяти. Сделает же он это скорее, если о том будут просить все его дети. Так и молитва Церкви весьма сильна. Когда первохристианская Церковь в Иерусалиме вкупе с Апостолами молилась Богу, чтобы простирал Он руку Свою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Своего Иисуса, то поколебалось место, где они были собраны, – в знак Божия благоволения ( Деян.4:30–31 ). А когда Петр был заключен в темницу, Церковь прилежно (в серб. букв:, непрестанно. – Пер.) молилась о нем Богу ( Деян.12:5 ) – и Ангел Божий освободил узника из заточения. Бывает иногда, что молитва одного праведника скорее достигает Бога, нежели молитвы многих. Однако в наших обителях издавна бытует правило, что когда духовник читает молитву над болящим, то все монахи про себя молятся Богу о выздоровлении сего недужного. 72 . Впрочем, Бог являет чудеса не только над телесно страждущими, но и над нравственно падшими и умственно отсталыми. Есть немало примеров тому, как порочные мужчины и женщины в одночасье меняли свое поведение и направлялись по святому пути чистоты и праведности. Многие достигли святости и стали орудием Божиих чудес над другими. Школьники, которым учеба давалась с трудом, становились прекрасно успевающими, так что оставляли своих товарищей позади. 73 . Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (в серб. букв.: из вас, – Пер.) ( Мф.10:19 ). Такое обетование дал Господь Своим ученикам. Так и сбылось сие на Апостолах и сбывалось на их преемниках и на мучениках, когда влекли их в судилища. Это чудо совершается изнутри, а не снаружи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В своем Рождественском телеинтервью патриарх Ириней рассказал о проблеме Косова и возможном папском визите в Сербию 05.01.2018 В своем Рождественском телевизионном интервью для «ТВ Храм» Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал: « Косово можно захватить и оккупировать, как это произошло сегодня, но сербы никогда не могут сказать, что они признают это, потому что то, что некогда было нам дано, потеряно навсегда. Мы не можем представить Сербию без Косово». По словам Патриарха Иринея, Косово — это Старая Сербия, которая породила всю остальную часть Сербии. Патриарх Ириней упомянул в своем интервью, что Сербская Православная Церковь надеется, что руководство Сербского государства также будет думать так же и выразит намерение предпринять большие усилия для сохранения Косово и Метохии в рамках Сербии. Сербский Патриарх добавил, что Косово и Метохия — это средоточие истории, культуры и духовности Сербии, напомнив, что древний косовский город Призрен в прошлом был столицей сербского народа, а Печская Патриархия была резиденцией Архиепископов и Патриархов Сербии. «Можем ли мы разрешить Патриархату Печа находиться в другом государстве? Народ, который осознают себя, свою историю и свою культуру, не может себе этого позволить», — сказал Патриарх Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил, что «монастырь Дечани, церковь Матери Божией Ливишка (в Призрене), монастырь Грачаница и другие святые места являются собственностью народа, которые до вчерашнего дня разрушали и сжигали». Говоря о Сербии как стране, лежащей между Востоком и Западом, Патриарх напомнил, что Сербия является частью Европы, но в то же время — частью славянского мира. «Церковь и народ хотят мира со всеми, и этот контакт с миром и Россией рассматривается некоторыми как позиция между двумя стульями». «Но мы знаем, кто наши друзья», — сказал Патриарх Ириней.

http://drevo-info.ru/news/23170.html

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

А еще пример? – Господь Иисус Христос повелел Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Почему Дух Святый называется Животворящим? – Потому, что настоящей жизни без Духа Святого нет ни на небе, ни на земле. Почему Православная Церковь учит, что Дух Святый исходит только лишь от Отца (в отличие от неправославных, которые утверждают, что Дух Святый исходит и от Отца и от Сына)? – Потому, что Православная Церковь рассуждает логически и полагает, что Бог о Себе знает лучше, чем люди знают о Нем. И наш Господь Бог Иисус Христос, объявивший о тайне Божественной сущности, открыл Своим ученикам о Святом Духе, что Дух исходит от Отца, сказав: «Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Почему говорится, что устами Пророков говорил Дух Святый? – Потому, что это – неоспоримый факт. Святой апостол Петр пишет: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:20–21 ). Были ли Апостолы тоже вдохновлены и движимы Духом Святым? – Конечно! Однако об Апостолах в Символе Веры не упоминается, потому что при составлении Символа Веры в этом никто не сомневался. Упомянуты лишь Пророки, поскольку в те времена еретики отрицали тот факт, что Ветхий Завет написан по богодухновению, Духом Святым. Являлся ли когда-нибудь Дух Святый в видимом образе? – Он явился в обличии голубя во время крещения Иисуса. Кроме того, Он появился в облике разделяющихся языков огненных и сошел на Апостолов в Духов день, на Пятидесятый день после Воскресения Христова. Может ли любой христианин стать причастником Духа Святаго? – Истинный христианин может, ибо это следует из слов Иисуса Христа, полных укоризны: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Святой апостол Павел писал: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» 799 . Молитва о здоровье. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» 800 . Пророк Илия заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев 801 . И апостол Иоанн пишет Гаию: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» ( 3Ин. 1, 2 ). О молитве друг за друга см.: Кол. 1:3, 9; 4:3 ; 1Фес. 5, 25 ; Рим. 15, 30 ; 2Кор. 1, 11 ; Флп. 1, 4 ; Флм. 1, 4 . Молитва об умножении любви. Апостол Павел пишет филиппийцам: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1, 9 ). Молитва о даре назидания (см.: 1Кор. 14, 13 ). Молитва против сатанинских сил (см.: 2Кор. 12, 8 ). Молитва о совершенстве верных (см.: 2Кор. 13, 9 ). Молитва о всех людях (см.: 1Тим. 2, 1 ). Молитва о Пришествии Господа Иисуса (см.: 2Фес. 2, 1 ). Молитва о встрече с друзьями ( 1Фес. 3, 10 ): «чтобы видеть лице ваше», пишет святой Павел. Молитва духом важнее всего (см.: Еф. 6, 18 ; 1Кор. 14, 14–19 ). Молитва общая в храме (см.: Деян. 3, 1 ). И так далее, без конца и края. Святые отцы – наследники апостолов – составили молитвы, в соответствии с накопленным опытом, на всякую потребу человеческую и на все случаи жизни. Православная Церковь хранит этот опыт, называя его Священным Преданием. А Священное Предание – первостепенная вещь на свете. Ведь оно подтверждает Священное Писание из века в век и из поколения в поколение. Священное Писание не дополняется ничем и никак, оно остается навеки таким, каким было, с его примерами и событиями. Священное же Предание дополняется все новым и новым опытом и сокровищами духовными, и этим все больше освещается и раскрывается Священное Писание Божие. Благодаря своему богатому Преданию Церковь Православная превосходит все Церкви. Протестанты, не имеющие Священного Предания, являют собой отчаяние и убожество. Ведь без Священного Предания тяжело принять Священное Писание как Книгу жизни. Жизнь течет как река: где-то тихо, а где-то с грохотом, с водопадами, с наводнениями. Все эти изменения жизненной реки предначертаны Священным Писанием и глубоко освещены и показаны в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Учение Соловьева о эволюции догматов, которое мы выше изложили, не согласно с учением святой Православной Церкви. Православная Церковь твердо стоит на убеждении, что до Второго пришествия Христова не будет никаких новых откровений. Это подтверждается такими словами Божественного Откровения: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15); «но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Мы уже видели из изложения Соловьева, что он католические новшества пытается оправдать разумным исследованием и углублением догматов. Он стоит на убеждении, что все догматы Христианской Церкви развились из одного основного догмата – догмата о Богочеловеке, путем рационального углубления и исследования. Православная Церковь учит, что ограниченный человеческий разум не имеет никакой части в происхождении догматов, он может иметь часть только в понимании догматов. Догматы есть произведение совершенного разума Божия. Неверна также мысль, будто все догматы развились из одного. Вселенские соборы с помощью Святого Духа провозглашали те истины о догматах, которые были в Церкви с самого начала. Все христианские истины изначально были в Церкви. Напомним, что приведенное выше ясно всякому, кто хотя бы немного знаком со Священным Писанием. Из изложенного видно, что «эволюция догмата» не касается догмата как истины, которая пребывает в Церкви изначально и которая определяется с помощью Духа Святого на Вселенских соборах, но касается нашего осмысления и понимания догмата. Иными словами, нет эволюции догматов, есть эволюция нашего понимания догматов. Священномученик Лука Цермничский Перевел с сербского Юрий Максимов Цермница находится в юго-восточной части старой Черногории, граничит со Скадарским озером. Лука свештеномученик. Сабрана дjeлa. 2002. Т. 1. С. 36. См.: Иоанн Восторгов, священномученик. Берегись обманных речей!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  разделы   рассылка  распечатать Ответ на клевету на о. Всеволода Чаплина Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Ваше Святейшество! Мы, Ваши верные послушники, всецело поддерживаем Ваши усилия направленные на защиту и утверждение Правды Божией. Мы видим, как благодаря Милости Божией, Вашим усилиям, работе членов Священного Синода и Патриархии, стараниями протоиерея Всеволода Чаплина реализуется замысел Божий о нашем народе. Мы видим как наша нация духовно возрождается, как все больше и больше людей начинают строить свою жизнь вокруг Таинства Евхаристии, как меняются общественные нормы и законы нашего государства, стремясь в русло христианских ценностей. И мы от всего сердца благодарны Богу, что в такой трудный и многозначительный для нашего народа момент, нам даровали таких мудрых Пастырей. Мы чувствуем радость, осознавая, что Русская Православная Церковь не пытается идти путем конформизма, не пытается исказить Истину Божию в угоду миру сему, но наоборот, смело и решительно отстаивает ее в общественном пространстве, как о том писал святитель Николай Сербский: " Человеческий долг состоит не в том, чтобы покориться духу времени, а в том, чтобы время покорить Духу Божиему, святому, вечному, неизменному " . Мы понимаем, что живем в нелегкое время, когда Церковь наша сталкивается с множеством вызовом и испытаний не только из внешней среды, но и изнутри. Со скорбью мы наблюдаем, как сбываются слова святого апостола Павла: " Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " . Видим как некоторые священнослужители и маргинально-настроенные группы верующих (или тех, кто изображает из себя таковых) искажают святоотечекое вероучение, которое они считают недостаточно прогрессивным для нашего времени, пытаются противопоставлять свои представления о либеральном " христианстве " , реальной Церкви Божией, пытаются стать своими для мира, но не для Бога.

http://religare.ru/2_103762.html

Календарь Материалы 28 сентября 2005 г. [Пресса] Светлана Воинович Думаю, что это чистой воды манипуляция СМИ, и что митрополит Амфилохий такого призыва Караджичу не направлял. Сербская Православная Церковь, а особенно митрополит Амфилохий во все эти годы давления на сербский народ имели очень ясную позицию и были единственным настоящим защитником народа. С отбытием Караджича в Гаагу ничего бы не изменилось, давление на сербский народ не ослабло бы, и наша Церковь это очень хорошо знает. Данная выдумка западных СМИ – только дополнительное давление на СПЦ с целью её ослабления и фактической компрометации в глазах своего народа посредством такого «призыва» к Караджичу. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Как правильно понять следующие фразы: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1Кор. 2; 14)? [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " То есть почему Бог не захотел, чтобы Адам жил вечно? Спасибо. [Интернет-журнал/Культура] Василий Писаревский В энциклопедиях советского периода можно найти немало Щукиных: ученый-радиотехник, паровозостроитель, актер… Вот только нет там Петра Ивановича Щукина, одного из семи братьев в известном московском купеческом роду, пятеро из которых занимались коллекционированием — не ради собственного обогащения, а во имя Отечества. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Иван Ильин Если бы надо было выразить и закрепить одним словом сущность современной мировой смуты, то я произнес бы слово продажность. Чем больше эта смута углубляется и укореняется, тем более люди отвыкают от служения и тем чаще и беззастенчивее они помышляют о добыче. Раз, заразившись этим, человек постепенно привыкает сосредоточиваться не на Деле и не на Предмете, а интересоваться своею личною «пользою», своим материальным прибытком или иным лично-житейским выигрышем. Новости 28 сентября 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050928

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010