Между тем последствие выбора, утвержденного решением Архиерейского Священного Синода, в дальнейшем будет сказываться наилучшим образом на делах Церкви. Смирение и добродетели епископа-аскета лежали в основе его успеха и делали его хозяином положения перед лицом тех трудностей и вызовов, с которыми предстояло столкнуться Сербской Церкви. Епископ Жичский Стефан, один из претендентов на патриарший престол, признавался: «Я плакал от радости, когда узнал, что его выбрали, поскольку он наиболее святой и достойный среди нас, величайший молитвенник, воссевший на престол святого Саввы. Его вступление на служение в качестве главы Сербской Православной Церкви в этот период, когда молитвы стали редки, но как никогда необходимы, есть проявление воли Духа Святого, чтобы Церковь святого Саввы еще более утвердилась» 26 . Иоанн (Павлович), митрополит Загребско-Люблянский, замещавший патриарха Германа во время его болезни, отмечал: «Патриарх Павел – лучшее решение в настоящих условиях. Это наш самый выдающийся епископ в плане монашеской и подвижнической жизни. В такой ситуации лучше всего подходят евангельские слова из песни Богородицы: низложил сильных с престолов, и вознес смиренных... ( Лк. 1:52 )» 27 . Действительно, святость жизни патриарха станет как для православных Сербской Церкви, так и для верных других Поместных Церквей образцом совершенного исполнения слов Христа, сказанных ученикам: ... вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк. 10:42–45 ). Как мы потом увидим, епископ Павел и в пору патриаршего служения будет до самого конца жить жизнью обычного монаха. Освобожденный от страстей многолетней аскезой, обладавший незыблемым внутренним миром, исполненный любви и сострадания, патриарх всегда владел ситуацией. Это были и разделения, поражавшие Сербскую Церковь ; и тяжелое положение Югославии в период распада, гражданских войн, международных санкций и военной агрессии Соединенных Штатов и Европы; и демонизация страны западными СМИ; и агрессивная сепаратистская политика косовских албанцев при поддержке США и основных европейских держав; и поэтапно спланированное разрушение региона, ставшего колыбелью Сербской Церкви, ее исторического и религиозного наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Митрополит Иларион обратился к собравшимся с проповедью: «Сегодня Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла. Они именуются первоверховными, и мы часто видим их изображения одесную и ошую Господа нашего Иисуса Христа. У них была очень разная судьба. О святом апостоле Петре мы много слышим в Евангелиях. В каждом из четырех Евангелий Петр не только упоминается — в них рассказываются эпизоды из жизни этого апостола, говорится о том, как он реагировал на слова и деяния своего Учителя, Господа Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что когда Господь спросил: " За кого принимают Меня люди? " , ученики начали говорить: " За Илию " , " За Иеремию " , " За одного из пророков " . Когда же Господь прямо поставил им вопрос: " А вы за кого почитаете Меня? " , то только один Петр ответил. Потому ли, что он один на тот момент уверовал, или потому, что отвечал от лица всей общины, Петр сказал: " Ты — Христос, Сын Бога живого " . И Господь ответил ему: " Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный. Вот, Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я воздвигну Церковь Мою, и силы ада не одолеют се. Я дам тебе ключи от Царства Небесного; и то, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, а то, что ты развяжешь на земле, будет развязано на небесах " (Мф. 16:17-19). Святой апостол Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа, как мы видим, фактически стоял во главе общины из двенадцати учеников. Он был старшим из этой группы, а после того, как Господь Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, именно Петру было суждено в течение некоторого времени этой общиной руководить. Именно Петр, как мы читаем в книге Деяний апостольских, был тем, кто инициировал избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды-предателя. И под его председательством это избрание произошло. Но удивительно: мы читаем в Книге деяний об этом избрании, знаем, кого избрали, — человека по имени Матфий, но этот человек больше ни разу в этой книге не появляется; его избрали, и он как будто бы исчез. А появляется в Книге деяний через несколько глав совсем другой человек, который не был членом апостольской общины, не являлся одним из двенадцати учеников Христа, более того, был гонителем Церкви. Еще молодой человек, он был, по-видимому, лет на десять-пятнадцать моложе других апостолов и отличался от них по воспитанию и культуре, потому что они были в большинстве своем неграмотными галилейскими рыбаками, а это был человек образованный, знаток Закона Моисеева, учившийся при ногах выдающегося раввина Гамалиила.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

Не будем скорбеть об этом, порадуемся, что наши православные народы столько пострадали за Господа и Спасителя нашего, будем считать это особой привилегией и наградой, по слову апостола: « «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него но и страдать за Него»( Филип 1,29 ). Страдание за Христа это дар и награда, а не унижение и урон. Смотрите, никто не восстает против иных религий и на их основателей. Дьяволу не нужна помощь людей, он сам справляется в борьбе с ними. Поэтому антихристы наших дней молча проходят мимо других верований, созданных не Богом, а людьми, и направляют свои стрелы только на Церковь Христову, котороя есть «столп и утверждение истины». Борьбой против Христа невидимо руководит сам дьявол , дрожа от страха и понимая, что только Христос может победить его и низвергнуть в геенну огненную. Так не бойтесь за Того, Который никого не боится, и за Церковь Его не бойтесь, Он изначально уготовил Ей победу над адом. Бойтесь за себя и своих детей, что по нашему невежеству, лени и равнодушию, наши имена будут истерты из Книги живых и мы окажемся среди псов и дев юродивых, среди плевелов, которые бросают в огонь. Всесильный Господь и без нас наполнит Свои небесные обители, не обманется Он в числе спасенных, знает Он Своих и никто из них не погибнет. Так о сонме спасенных свидетельствует великий тайновидец: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр 7–9 ). Блаженны те, кто удостоится быть в том народе. Разговор седьмой: – Поговорим еще немного, честные братья мои, пока есть еще время поговорить брату с братом и боголюбивому с боголюбивым. Пока не наступило время, когда лишь злодеи в голос говорят, а братья шепчутся. – Все силы, которые ведут схватку за власть над миром, представляют другим в розовом свете свой идеал, Единый Мир, утверждая, что только в нем возможно осуществить всеобщее благополучие. Так они говорят. А чтобы привлечь христиан к своему вымыслу о Едином Мире они ссылаются на слова апостола Иоанна о тысячелетнем царстве Христовом ( Откр.20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть – Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь . Наконец, словом защищаться. Ибо заповедал и предрек им Глава, да не убоятся гонителей и не заботятся, что отвечать на судилищах, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый ( Мк. 13:11 ). Да и возможно ли было сообщить обычным человеческим языком самую великую и радостную весть, которая когда-либо достигала человеческого уха, весть о том, что Господь явился на землю и отверз людям врата бессмертия? Разве от человека и от смертной человеческой природы мог пролиться этот животворный бальзам на мёртвое тело Римской империи и мира? Нет, никогда. Только от Духа Божия огненного, Который устами святых апостолов рассыпал во тьме земной небесные искры. Дух Святой зовется животворящим, ибо Он – податель жизни, Он возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ), а когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святой не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Почему только Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», а не от Отца и Сына, как утверждают неправославные? Потому что по логике Православной Церкви следует, что Бог знает о Себе больше, нежели люди о Нем знают. И наш Бог Господь Иисус Христос , открыватель всех Божественных тайн, открыл Своим ученикам о Святом Духе то, что Он исходит только от Отца, говоря: Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Календарь Материалы 5 сентября 2007 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Иеромонах Дамаскин (Кристенсен) Всегда и везде, проповедуя Евангелие, мы должны действовать и говорить с любовью. Христос сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Православная Церковь обладает полнотой истины, но истина эта должна преподаваться с любовью, иначе она будет невольно искажена. Люди будут искать Бога в нас, и если они не увидят любви, они не заметят присутствия Божия, хотя мы и знаем православные догматы и цитируем Евангелие и Символ веры. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Бог, совершая спасение мира, восхотел избрать Себе соработников. До сих пор мы слышали только о призвании некоторых учеников следовать за Господом. Затем Господь избирает Двенадцать, чтобы они «с Ним были» и участвовали в Его служении. До этого они только беседовали со Христом и, сидя у Его ног, слушали Его поучения и видели Его чудеса. Они получили то, что они могли дать, научились тому, чему должны были научить других. И потому Он «начал посылать их». Они не должны всегда только учиться, накапливая знания. Хотя они еще не достигли необходимого совершенства, однако и теперь, в меру своих сил, могут послужить Господу. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Надобно, чтобы сердце пред молитвою, как и во время молитвы, было совершенно проникнуто любовью к Богу и к людям, чтобы в нем отнюдь не скрывалась вражда на Бога или на людей ни под каким видом, например под видом недовольства, ропотливости, любви к миру, ненависти, злобности, скупости, — словом, чтобы оно было чисто от болезненных струпов греховных и от тли страстей. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Духовное обновление для нас – самое главное. Вся эта архитектурная реконструкция не имела бы никакого смысла, если бы она не сопровождалась духовным возрождением. Мне кажется, что только очень крепкая монашеская братия может должным образом закончить восстановление Хиландара. Храня в памяти знаменитое высказывание святителя Николая Жичского: «Хиландар – барометр сербского народа», мы обретаем радостную надежду на то, что восстановление монастыря Хиландар будет идти в ногу с возрождением сербского народа. Новости 5 сентября 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070905

См. еп. Каллист (Уэр). Православная Церковь. М., 2001, с.94. [Соколов И. И. ] История Православной Церкви в XIX веке. Православный Восток. Спб., 1901. Сс.66 и 22. Участае патриарха в подготовке восстания оспаривает, однако, Ф. Курганов в рецензии на нижецитируемую работу Преображенского (см. Византийский временник т.14 (1907). Спб., 1909). Православная святоотеческая традиция запрещает в молитве желать зла людям, проклинать их. Но ветхозаветные тексты знают подобные примеры. «Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой. Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу; да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне. Да будет слышен вопль из домов их, когда приведешь на них полки внезапно» (Иер.18, 20-22). Преображенский А. Патриарх Григорий v и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, июль, сс.344-352. В 1838 году в Константинополе жило 28 тысяч греков и 100 тысяч евреев (200 тысяч армян и 500 тысяч турок) см. Гиббон. Закат и падение Римской Империи. М., 1997, Т.6, с.589. Преображенский А. Патриарх Григорий v и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, июль, сс.365-369. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, сс.234-235. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, с.236. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, с.245. Печать антихриста//Сербский Крест. Святая Русь. 45, сентябрь 2000 г. прот. Ник. А. Письмо священника. Комментарии к проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина)//Русский вестник.2001, 7. Там же. Там же. архим. Алипий (Кастальский–Бороздин). Глобализация как инструмент апостасии. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

СОЧУВСТВУЙТЕ ГРЕШНИКУ. Это способ помочь им исправиться. Высмеивание и осуждение не принесут ему пользы. Христос считал таких людей больными. Он посещал их (как, например, Закхея), ел с ними, сердечно беседовал с ними. Поэтому Ему удавалось вернуть им духовное здоровье и человеческое достоинство. ПРИМИРИТЕСЬ С ВРАГОМ. Перед тем, как отправиться в церковь или в суд, христианин должен попробовать примириться со своим недругом. «Если же согрешит против тебя брат твой», предприми все возможные меры к примирению, как ясно определил Господь ( Мф.18:15–17 ). БЕЗ БОЯЗНИ ИСПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА ПРЕД ЛЮДЬМИ. «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей» ( Лк.9:26 ). БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕ-ХРИСТА. В последние времена безбожники и враги Христа провозгласят себя или другого опасного лжеца «христом». Предвидя это, Господь Иисус Христос напоминал: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я... не ходите вслед их» ( Лк.21:8 ). ВОЗДАВАЙТЕ ПО ЗАСЛУГАМ. Отдавайте «кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Это значит: отдайте мирским властям то, что принадлежит миру, а Богу – дары духовные. Как на монетах выбит профиль кесаря, так и на душе человеческой отражен лик Божий. БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ. «От всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ) либо в здоровье, либо в богатстве, либо в знании, либо в почестях. Если вам дано мало, то от вас мало и потребуется. Божия правда определенна и совершенна. Не разумно восставать против таких законов. БУДЬТЕ ГОТОВЫ СЛУЖИТЬ. Служение облагорожено Христом и через Христа, поэтому добровольные рабы Божии – это новая элита. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» ( Ин.13:14–15 ). БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ЖЕРТВЕ, причем не только материальными вещами, но и жизнью своей ради Христа, Который пожертвовал Собой ради нашего вечного спасения. «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Вы можете иметь множество друзей, но самым близким другом должен быть только Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

27. «Какие горы без вершин? Камней собранье. И что живущий без души? Одно названье. Зима без снега, не зима - природы хворость. Душа без веры - грех и тьма, - геенский хворост. А без цветения весна - и глянуть жалко. Без Православия страна - людская свалка. Нас вырубали столько лет - с рубак не спросят. Смолчит о вырубке поэт, любитель просек... Полуразваленные пни на месте бора. О, окаяннейшие дни - у власти свора. Мы оскудели неспроста под игом Зверя: Приобретенье без Христа - всегда потеря. Что о потерях говорить - их больно много. Но как оплакать, искупить - потерю Бога? Не оттого ли вся беда и эта кипень? Без обретения Христа - России - гибель!» иеромонах Роман 26. Ответ на 19, учитель: СПАСИТЕЛЬ на крест взошел. А тут всего- то ФСБ. Значит такой Путь в Царствие Небесное. А там- то нет сталинистов с их ГУЛАГами, у них другой Хозяин. У тебя и тебе подобным гнусам русофобским один путь- в геенну огненную, где вас уже ждут ваши собратья, покрошенные " азовцы " и " айдаровцы " . 25. Ответ на 16, YES: Лишнее подтверждение, что бело-коричневые и нацисты - одно и то же. У меня здесь всегда был только один ник, состоящий из моих инициалов, а имя мое православное Елена. Благодаря развалу СССР мне не пришлось вступать в пионеры и носить дурацкий значок с Ильичом в костре, чему я очень рада. К сожалению, в России до сих пор почитается идеолог красного террора и палач русского народа, наверное, поэтому агрессии в обществе очень много. Кто бы сомневался, что антисоветчики обязательно русофобы. Им и Русская Православная Церковь " безблагодатная " , сергианская. 24. ФСБ и СКР тебе всё объяснят, учитель русофобии, и дадут ответы на все твои вопросы. Жди, тебя вызовут. Боюсь. что здесь вы неправы. Всё проще: экспертиза у Сербского и спецзаведение. Там специалисты с неподдельным профинтересом выслушают, какой кто-то учитель и чему учил, и ещё будут кивать и поддакивать " Да.да. мы вам создадим все условия " . 23. см.19. и т.п. Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22–23).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/21/po...

2,34–35). И сказав, и предвестие все это, сей почтенный старец еще раз поклонился Сыну и Матери, а затем ушел в свое уединенное жилище, возлег на одр и предал дух свой Богу. Дивный и благословенный старец Симеон, память которого Церковь отмечает в попразднество Сретения. Но и этим все не окончилось. Пока два голубя испекались на жертвеннике, появилась в храме и необычная старица, Анна, дочь Фануилова, достигшая глубокой старости, прожившие мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2,36–37). Иссохшая старица — скорее дух, чем плоть — увидев и услышав все происходившее в храме, прославила Бога, а затем пошла и — как женщина — разгласила эту весть по всему Иерусалиму. Докатилась сия новость и до ушей царя Ирода. Доносчики сообщили ему, что слышали от старицы о происшедшем в храме. И Ирод донельзя разъярился. Это был сороковой и последний день, когда Иосиф обязан был исполнить наказ Ангела: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет (Мф. 2,13). Больше нельзя было медлить ни минуты. И они спешно отправились из Иерусалима в Египет по прямым и объездным дорогам, [спасаясь] от уже занесенного меча Ирода. А этот царь Ирод, нареченный «великим» за свою «культурную» деятельность, заслонявшую его злодейскую натуру, был уже старым и больным. Чувствовал он, что никто и ничто не может избавить его от близкой кончины — ни римский цезарь, которому посылал он богатые подарки, ни иудеи, для которых обновил он храм в Иерусалиме, ни сказочно красивый дворец в Иерихоне, ни скопленные богатства, ни горячие купальни на берегу Мертвого моря, устроенные им для лечения мучившей его подагры. И когда уразумел он, что все это не сильно спасти его от смерти, то, по сатанинскому наущению, захотел погубить всех, кто обрадовался бы его уходу из жизни — начиная с собственных домочадцев и кончая новорожденным Царем в Вифлееме. Взбесившийся от досады, что мудрецы–звездочеты обманули его, а сверх того, услышав о событии, имевшем место в храме, отправил он палачей — и те перебили тысячи детей от двух лет и ниже в Вифлееме и во всех его окрестностях.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010