Между тем последствие выбора, утвержденного решением Архиерейского Священного Синода, в дальнейшем будет сказываться наилучшим образом на делах Церкви. Смирение и добродетели епископа-аскета лежали в основе его успеха и делали его хозяином положения перед лицом тех трудностей и вызовов, с которыми предстояло столкнуться Сербской Церкви. Епископ Жичский Стефан, один из претендентов на патриарший престол, признавался: «Я плакал от радости, когда узнал, что его выбрали, поскольку он наиболее святой и достойный среди нас, величайший молитвенник, воссевший на престол святого Саввы. Его вступление на служение в качестве главы Сербской Православной Церкви в этот период, когда молитвы стали редки, но как никогда необходимы, есть проявление воли Духа Святого, чтобы Церковь святого Саввы еще более утвердилась» 26 . Иоанн (Павлович), митрополит Загребско-Люблянский, замещавший патриарха Германа во время его болезни, отмечал: «Патриарх Павел – лучшее решение в настоящих условиях. Это наш самый выдающийся епископ в плане монашеской и подвижнической жизни. В такой ситуации лучше всего подходят евангельские слова из песни Богородицы: низложил сильных с престолов, и вознес смиренных... ( Лк. 1:52 )» 27 . Действительно, святость жизни патриарха станет как для православных Сербской Церкви, так и для верных других Поместных Церквей образцом совершенного исполнения слов Христа, сказанных ученикам: ... вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк. 10:42–45 ). Как мы потом увидим, епископ Павел и в пору патриаршего служения будет до самого конца жить жизнью обычного монаха. Освобожденный от страстей многолетней аскезой, обладавший незыблемым внутренним миром, исполненный любви и сострадания, патриарх всегда владел ситуацией. Это были и разделения, поражавшие Сербскую Церковь ; и тяжелое положение Югославии в период распада, гражданских войн, международных санкций и военной агрессии Соединенных Штатов и Европы; и демонизация страны западными СМИ; и агрессивная сепаратистская политика косовских албанцев при поддержке США и основных европейских держав; и поэтапно спланированное разрушение региона, ставшего колыбелью Сербской Церкви, ее исторического и религиозного наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Митрополит Иларион обратился к собравшимся с проповедью: «Сегодня Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла. Они именуются первоверховными, и мы часто видим их изображения одесную и ошую Господа нашего Иисуса Христа. У них была очень разная судьба. О святом апостоле Петре мы много слышим в Евангелиях. В каждом из четырех Евангелий Петр не только упоминается — в них рассказываются эпизоды из жизни этого апостола, говорится о том, как он реагировал на слова и деяния своего Учителя, Господа Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что когда Господь спросил: " За кого принимают Меня люди? " , ученики начали говорить: " За Илию " , " За Иеремию " , " За одного из пророков " . Когда же Господь прямо поставил им вопрос: " А вы за кого почитаете Меня? " , то только один Петр ответил. Потому ли, что он один на тот момент уверовал, или потому, что отвечал от лица всей общины, Петр сказал: " Ты — Христос, Сын Бога живого " . И Господь ответил ему: " Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный. Вот, Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я воздвигну Церковь Мою, и силы ада не одолеют се. Я дам тебе ключи от Царства Небесного; и то, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, а то, что ты развяжешь на земле, будет развязано на небесах " (Мф. 16:17-19). Святой апостол Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа, как мы видим, фактически стоял во главе общины из двенадцати учеников. Он был старшим из этой группы, а после того, как Господь Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, именно Петру было суждено в течение некоторого времени этой общиной руководить. Именно Петр, как мы читаем в книге Деяний апостольских, был тем, кто инициировал избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды-предателя. И под его председательством это избрание произошло. Но удивительно: мы читаем в Книге деяний об этом избрании, знаем, кого избрали, — человека по имени Матфий, но этот человек больше ни разу в этой книге не появляется; его избрали, и он как будто бы исчез. А появляется в Книге деяний через несколько глав совсем другой человек, который не был членом апостольской общины, не являлся одним из двенадцати учеников Христа, более того, был гонителем Церкви. Еще молодой человек, он был, по-видимому, лет на десять-пятнадцать моложе других апостолов и отличался от них по воспитанию и культуре, потому что они были в большинстве своем неграмотными галилейскими рыбаками, а это был человек образованный, знаток Закона Моисеева, учившийся при ногах выдающегося раввина Гамалиила.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» 799 . Молитва о здоровье. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» 800 . Пророк Илия заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев 801 . И апостол Иоанн пишет Гаию: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» ( 3Ин. 1, 2 ). О молитве друг за друга см.: Кол. 1:3, 9; 4:3 ; 1Фес. 5, 25 ; Рим. 15, 30 ; 2Кор. 1, 11 ; Флп. 1, 4 ; Флм. 1, 4 . Молитва об умножении любви. Апостол Павел пишет филиппийцам: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1, 9 ). Молитва о даре назидания (см.: 1Кор. 14, 13 ). Молитва против сатанинских сил (см.: 2Кор. 12, 8 ). Молитва о совершенстве верных (см.: 2Кор. 13, 9 ). Молитва о всех людях (см.: 1Тим. 2, 1 ). Молитва о Пришествии Господа Иисуса (см.: 2Фес. 2, 1 ). Молитва о встрече с друзьями ( 1Фес. 3, 10 ): «чтобы видеть лице ваше», пишет святой Павел. Молитва духом важнее всего (см.: Еф. 6, 18 ; 1Кор. 14, 14–19 ). Молитва общая в храме (см.: Деян. 3, 1 ). И так далее, без конца и края. Святые отцы – наследники апостолов – составили молитвы, в соответствии с накопленным опытом, на всякую потребу человеческую и на все случаи жизни. Православная Церковь хранит этот опыт, называя его Священным Преданием. А Священное Предание – первостепенная вещь на свете. Ведь оно подтверждает Священное Писание из века в век и из поколения в поколение. Священное Писание не дополняется ничем и никак, оно остается навеки таким, каким было, с его примерами и событиями. Священное же Предание дополняется все новым и новым опытом и сокровищами духовными, и этим все больше освещается и раскрывается Священное Писание Божие. Благодаря своему богатому Преданию Церковь Православная превосходит все Церкви. Протестанты, не имеющие Священного Предания, являют собой отчаяние и убожество. Ведь без Священного Предания тяжело принять Священное Писание как Книгу жизни. Жизнь течет как река: где-то тихо, а где-то с грохотом, с водопадами, с наводнениями. Все эти изменения жизненной реки предначертаны Священным Писанием и глубоко освещены и показаны в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не будем скорбеть об этом, порадуемся, что наши православные народы столько пострадали за Господа и Спасителя нашего, будем считать это особой привилегией и наградой, по слову апостола: « «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него но и страдать за Него»( Филип 1,29 ). Страдание за Христа это дар и награда, а не унижение и урон. Смотрите, никто не восстает против иных религий и на их основателей. Дьяволу не нужна помощь людей, он сам справляется в борьбе с ними. Поэтому антихристы наших дней молча проходят мимо других верований, созданных не Богом, а людьми, и направляют свои стрелы только на Церковь Христову, котороя есть «столп и утверждение истины». Борьбой против Христа невидимо руководит сам дьявол , дрожа от страха и понимая, что только Христос может победить его и низвергнуть в геенну огненную. Так не бойтесь за Того, Который никого не боится, и за Церковь Его не бойтесь, Он изначально уготовил Ей победу над адом. Бойтесь за себя и своих детей, что по нашему невежеству, лени и равнодушию, наши имена будут истерты из Книги живых и мы окажемся среди псов и дев юродивых, среди плевелов, которые бросают в огонь. Всесильный Господь и без нас наполнит Свои небесные обители, не обманется Он в числе спасенных, знает Он Своих и никто из них не погибнет. Так о сонме спасенных свидетельствует великий тайновидец: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр 7–9 ). Блаженны те, кто удостоится быть в том народе. Разговор седьмой: – Поговорим еще немного, честные братья мои, пока есть еще время поговорить брату с братом и боголюбивому с боголюбивым. Пока не наступило время, когда лишь злодеи в голос говорят, а братья шепчутся. – Все силы, которые ведут схватку за власть над миром, представляют другим в розовом свете свой идеал, Единый Мир, утверждая, что только в нем возможно осуществить всеобщее благополучие. Так они говорят. А чтобы привлечь христиан к своему вымыслу о Едином Мире они ссылаются на слова апостола Иоанна о тысячелетнем царстве Христовом ( Откр.20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Несомненно, что красота духовная придает какую-то удивительную притягательность даже самому нескладному телу, тогда как уродливая душа делает отвратительным даже самое складное тело. Пророк Давид, изливая слово благое, говорит Царю своему, Христу Господу: Ты прекраснее сынов человеческих... Господь Сам Себе создал телесное облачение таким, какое Он хотел. Если бы Он хотел явиться в мир как телесно самый прекрасный человек среди всех сынов человеческих, Он это мог бы сделать. Но в Евангелии нет и упоминания о том, что Он телом Своим привлекал людей к Себе и телесным строением воздействовал на людей. Сам Он сказал: Плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Значит, ясно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а красоте Его духовной, Божественной. Это, кстати, вполне понятно из последующих слов Псалмопевца: благодать излилась из уст Твоих. Значит, непревзойденная красота Сына Божия заключается не в форме, очертаниях уст Его, а в потоке благодати, которая из уст Его изливается. ...И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ), – говорит опять же о Христе пророк Исаия. И как согласуется сказанное Исаией с тем, что говорит Давид? Полностью согласуется. Давид говорит о внутренней красоте Христа, а Исаия – о Его внешне униженном виде. Исаия хочет сказать: мы видели Его не как царя или богача, а как Слугу и Страдальца. О, Господи Иисусе Христе, Ты для нас прекраснее всех людей и Ангелов – слава бессмертной и непреходящей красоте Твой. Молимся Тебе: исправи, Господи Благий, исправи безобразие душ наших, изуродованных грехом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 5 Ноября. Поучение о красоте дочери Царя Вся слава дщери Царя внутри...( Пс.44:14 ) Церковь Божия – дочь Царя. Какой бы ни была она внешне бедной, и невзрачной для телесного глаза, и гонимой, и униженной, однако внутри она исполнена царского сияния и красоты. Царь предопределяет красоту царской дочери, Тот, Кто прекраснее сынов человеческих. Церковь Божия – как облачение Христово: Христос живет в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть – Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь . Наконец, словом защищаться. Ибо заповедал и предрек им Глава, да не убоятся гонителей и не заботятся, что отвечать на судилищах, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый ( Мк. 13:11 ). Да и возможно ли было сообщить обычным человеческим языком самую великую и радостную весть, которая когда-либо достигала человеческого уха, весть о том, что Господь явился на землю и отверз людям врата бессмертия? Разве от человека и от смертной человеческой природы мог пролиться этот животворный бальзам на мёртвое тело Римской империи и мира? Нет, никогда. Только от Духа Божия огненного, Который устами святых апостолов рассыпал во тьме земной небесные искры. Дух Святой зовется животворящим, ибо Он – податель жизни, Он возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ), а когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святой не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Почему только Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», а не от Отца и Сына, как утверждают неправославные? Потому что по логике Православной Церкви следует, что Бог знает о Себе больше, нежели люди о Нем знают. И наш Бог Господь Иисус Христос , открыватель всех Божественных тайн, открыл Своим ученикам о Святом Духе то, что Он исходит только от Отца, говоря: Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (в серб.: нищим проповедуется Евангелие. – Пер.) ( Лк.7:22 ). В медицине нашего времени больше всего чествуется хирургия. Однако и теперь, как и раньше, разрезание человеческого тела, его зашивание и залечивание совершается не без напряженных усилий и не лишено риска. Но вот пример из этой области в Евангелии. Когда Иуда [вместе] с рабами иудейского первосвященника пришел в Гефсиманию, чтобы схватить Иисуса, кто-то из верных выхватил меч, набросился на одного из слуг и отсек ему правое ухо. При виде этого Иисус сказал: Оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его ( Лк.22:50–51 ). Как это Божественно легко, быстро и совершенно. А о том, что было и еще много случаев исцеления больных, не упомянутых в Евангелии, свидетельствует евангелист Иоанн, заканчивая свое повествование о Христе так [ими словами]: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин.21:25 ). Все творимое Иисусом удивительно и достославно. Но не менее (если не более) поразительно – то, что совершили обычные люди, Его ученики и последователи, что и совершают они во имя Его чрез Церковь вплоть до сего дня. Божественный Целитель наделил Своих сторонников (букв:, последователей. – Ред.) силой, чтобы и они врачевали больных. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф.10:1 ). И отправились Апостолы, как лучи Солнца правды ( Мал.4:2 ), по всему миру, неся исцеление и здоровье. Молитвой, словами, прикосновением и через помазание маслом врачевали они одержимых, больных и немощных. Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли... Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса ( Мк.6:13 ; Деян.5:12 ). И по сей день через Христову Церковь совершается множество знамений и чудес во всем мире. Всё сие – во имя Господа Иисуса, Сына Божия, человеколюбивого Целителя. Его лучи здоровья побеждают и пространство и время. Происходившее в апостольскую эпоху вершится и поныне. Всякая болезнь и немощь в верующих людях и сегодня лечится молитвой, постом, возложением рук, помазанием [маслом] (елеем), словами и воздыханиями. Однако никогда не врачуют люди, но Христос через посредство людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Учение Соловьева о эволюции догматов, которое мы выше изложили, не согласно с учением святой Православной Церкви. Православная Церковь твердо стоит на убеждении, что до Второго пришествия Христова не будет никаких новых откровений. Это подтверждается такими словами Божественного Откровения: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15); «но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Мы уже видели из изложения Соловьева, что он католические новшества пытается оправдать разумным исследованием и углублением догматов. Он стоит на убеждении, что все догматы Христианской Церкви развились из одного основного догмата – догмата о Богочеловеке, путем рационального углубления и исследования. Православная Церковь учит, что ограниченный человеческий разум не имеет никакой части в происхождении догматов, он может иметь часть только в понимании догматов. Догматы есть произведение совершенного разума Божия. Неверна также мысль, будто все догматы развились из одного. Вселенские соборы с помощью Святого Духа провозглашали те истины о догматах, которые были в Церкви с самого начала. Все христианские истины изначально были в Церкви. Напомним, что приведенное выше ясно всякому, кто хотя бы немного знаком со Священным Писанием. Из изложенного видно, что «эволюция догмата» не касается догмата как истины, которая пребывает в Церкви изначально и которая определяется с помощью Духа Святого на Вселенских соборах, но касается нашего осмысления и понимания догмата. Иными словами, нет эволюции догматов, есть эволюция нашего понимания догматов. Священномученик Лука Цермничский Перевел с сербского Юрий Максимов Цермница находится в юго-восточной части старой Черногории, граничит со Скадарским озером. Лука свештеномученик. Сабрана дjeлa. 2002. Т. 1. С. 36. См.: Иоанн Восторгов, священномученик. Берегись обманных речей!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Чем великим могут похвастаться люди в больших городах, вне великого Бога? И какими стяжаниями способны покичиться богачи мира сего, чуждые Царству Божию как на небесах, так и в своем сердце? Хорошо, если сумеют они произнести: «Велики мы Богом и богаты Богом». Ведь все земное величие без Бога отвратительно Богу, и все земное богатство без Небесного Отца служит в погибель своим обладателям. Между тем знаем мы, что мы сыны Божии и что Отец наш Небесный не сводит с нас Своих очей ни днем, ни ночью. Послал Он нас в этот мир, как на воинскую службу, и ждет нас в Своих светлых обителях в Небесном Царстве. Знаете вы, что и сыновья самых богатых родителей терпят в армии всяческие лишения, отдавая службе немало сил и подвергаясь разного рода скорбям и тяготам. Но утешают их и подбадривают воспоминания о богатом доме их родителей, так что считают они дни до срока своего увольнения из армии, когда вернутся они к родному очагу. Мал этот наш храм, братья мои. И многие из вас жалуются на тесноту в нем и просят, чтобы построили мы в нашем селе большую церковь . Но разве тело человеческое не гораздо меньше этого храма? А ведь Господь наш благовествует: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). А Господень апостол поясняет это коринфянам, глаголя: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). А где Дух Божий, там и Божие Царство. Немного далее снова дает он истолкование, говоря: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор.6:19–20 ). Куплены мы, братья, муками Христовыми и Его крестом и смертью. Праведник пострадал за нас, грешников, чтобы растрогать нас и разжалостить Своей любовью, дабы пробудить и образумить нас Своей жертвой любви, а равно и дабы очистить нас, и усыновить Своему Отцу, и ввести в Царство вечной жизни – а не в языческую нирвану и не в аид, не в шеол и не в тартар, но в Царство бессмертной жизни, вечного света и радости. Но если в теле нашем или в сердце не тесно для Бога Всемогущего, как может быть тесен для Него этот наш деревянный храм? А если Всевышнему не тесно в этой церкви, то почему бы нам чувствовать здесь тесноту? Хорошо сказал царь Соломон, воздвигнув величественный храм Богу живому в Иерусалиме: Вот, небо и небеса небес не вмещают Тебя, – тем менее храм сей, который построил я ( 2Пар.6:18 ). Как просторный храм не способен заставить Бога обитать в нем, так и вифлеемская пещера, и сердце человеческое, и сия деревянная сельская церковь не сильны помешать Ему вселиться в них по Своему изволению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это путь, по которому должен пройти каждый. Господь ведет нас этим путем, давая нам возможность снова вернуться в рай, снова и снова принять то, что было дано человеку в раю, где он пребывал во всей своей красоте, во всей своей гармонии, чтобы эта красота, воспринятая как дар, стала его собственностью, его природой, его действительно нестираемым образом Божиим. Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: " От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга " . И эта скорбь его была велика, как море. Прп. Силуан Афонский У каждого человека свои особенные дары. Как пишет апостол Павел: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12, 2830). Все люди очень разные. Они сотворены так, чтобы каждый в каждом нуждался, чтобы один без другого не мог осуществить себя как человек во всей полноте. Человечество создано, как семья, призванная жить общечеловеческой жизнью, постоянно помогая друг другу и, по слову апостола Павла, неся тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов (см. Гал. 6, 2). Но жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью всех людей, потому что человечество задумано Богом не просто как семья, а как единый Церковный организм. Так, например, супружество есть осуществление этой полноты человечества, когда двое становятся единым существом два плоть едина (см. Мф. 19, 5). По мысли сербского богослова прп. Иустина Поповича, уже в раю человечество было задумано, как Церковь: каждый человек так сильно связан с другими людьми богоподобной церковной природой, что в будущем он будет иметь возможность осуществиться как Церковь. Развитие способностей и добродетелей каждого человека является естественным созиданием всего человечества, как богоподражательного Адама, который становится новым человеком, а новое человечество осуществленной Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010