Повторим: обо всем этом нам свидетельствует Христова Голгофа и Его страдание, осиянное светом и светозарной Тайной Его Воскресения. Вот почему мы покланяемся Кресту Христову и Воскресение Его славим! Вот почему Крест и страдание Его становятся победой над смертью и лекарством бессмертия, источником воскресения и жизни вечной. То, что кажется бессмысленней всего, становится источником глубочайшего смысла. В этом тайна Христова Воскресения как закваски новой жизни. Люди мира сего непрестанно говорят об общественных реформах и пытаются создать «нового человека». Основывая перемены на изменении «вещей ничтожных» и на поверхностном приспосабливании к духу века сего, без восприятия живоносного огня Воскресения Христова, который соединяет, обновляет и увековечивает все, к чему прикасается, они и сами становятся пленниками ничтожного и преходящего. Таковые хотели бы реформировать и Церковь, пребывая в заблуждении, что она подобна земным, человеческим организациям, которые, для того, чтобы сохраниться, должны постоянно изменяться и приспосабливаться. Между тем, Церковь измеряет жизнь всемогущим мерилом Христова Воскресения и осиянного им человеческого достоинства. Как таковая она никогда не перестает обновлять каждого человека приходящего в этот мир и призывать все народы и все области и структуры человеческой жизнедеятельности к непрестанному усовершенствованию и изменению к лучшему. Имея божественную безграничность для измерения всего земного и человеческого, она не только призывает людей и народы к постоянному усовершенствованию и возрастанию «в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4,13), но подает им, силой Воскресения, и силу к таковому безграничному возрастанию. При этом, наделяя все вечным смыслом и значением, Церковь не позволяет, чтобы она была чем-то ограничена и стеснена в осуществлении своей божественной миссии. Ей не чуждо ничто человеческое, но одновременно ничто человеческое не может обладать ею. Ни земная жизнь, ни смерть, ни время, ни то, что делают люди во времени и что ими обусловлено: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим 8,35–39). Служа одному народу, Церковь старается быть светом для всех народов и всех людей, в стремлении превратить все народы в один Народ, Народ Божий, да будут все едино, как едины Отец с Сыном и Духом Святым (ср. Инн 17,21). Отсюда, по слову того же Апостола, в Церкви «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер. И воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над живыми и над мертвыми» (Рим 14,8–9).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Поэтому очень важно верить и жить в единении со всем Собором, со всею Церковью, ни в чем не противополагая себя Ей. Быть в единении, не значит растворяться в безличии, потому что каждый человек есть неповторимая личность, индивидуальное неповторимое отображение Божества, с лишь ему принадлежащими, никогда и ни в ком неповторимыми свойствами, как неповторимы свойства Каждой Божественной Личности Святой Троицы. Каждый человек имеет свои, лишь ему присущие задачи в жизни, но осуществлять эти задачи он должен в соборности, в единении, единосущии с прочими членами того же организма – Церкви. Такова краткая схема кафоличности. О ней, кафоличности, о соборности человечества, о восстановлении грехом нарушенного единства всего человеческого рода молился Христос Спаситель наш в первосвященнической молитве пред крестными страданиями: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ... Молю и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 18:12 , Ин. 17:20 ). Здесь Христос молился об установлении Церкви, человеческого Собора, подобного Предвечному Троическому Собору, ибо к богоподобию мы призваны от момента самого создания нашего. 16. Церковь как восстановление подлинного человека Церковь мы исповедуем единую и соборную. Строго говоря, нельзя говорить о разделении Церкви, можно говорить лишь об отпадении от нее , какими отпадениями были всевозможные ереси и расколы. Но не являются разделениями внутренние деления Церкви, например, на поместные церкви: Русскую, Греческую, Сербскую, Болгарскую, Румынскую... Все эти поместные церкви составляют единую Православную Церковь . Они суть даже не части Церкви, потому что Церковь не дробима на части, но лишь местные, обусловленные характером народа или государства, отдельные выявления одной и той же Церкви. Своеобразие каждой поместной Церкви может быть велико, но единство остается ненарушенным, если сохранены чистота веры и благодать апостольского преемства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, дал­матская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостоль­ском: «Если кто, епископ или пресвитер, крес­тит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа.... да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет ника­кого сомнения. Святой Bлaдuмip принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают чрез по­гружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение. Впрочем, думаю и не без основания, что крес­тить посредством обливания стали первоначаль­но в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею. В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех право­славных одни только малороссы, отменив погру­жение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обы­чаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3700...

70 . Ни один человек не протянет камень, если сын просит у него хлеба, и не подаст ему змею вместо рыбы. Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:9–11 ). Бог творит чудеса по молитве либо самого страдальца, либо его родителей и сродников, либо священника, либо всей Церкви. Православная Церковь в сокровищнице своего многовекового опыта хранит бесчисленные примеры того, как милостивый Бог чудесно отзывался на любой вид молитв, возносимых или отдельными лицами, или их родственниками, или духовенством, или всем церковным собранием. 71 . Когда ребенок о чем–то просит своего отца, то отец исполнит его просьбу, если это полезно для дитяти. Сделает же он это скорее, если о том будут просить все его дети. Так и молитва Церкви весьма сильна. Когда первохристианская Церковь в Иерусалиме вкупе с Апостолами молилась Богу, чтобы простирал Он руку Свою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Своего Иисуса, то поколебалось место, где они были собраны, – в знак Божия благоволения ( Деян.4:30–31 ). А когда Петр был заключен в темницу, Церковь прилежно (в серб. букв:, непрестанно. – Пер.) молилась о нем Богу ( Деян.12:5 ) – и Ангел Божий освободил узника из заточения. Бывает иногда, что молитва одного праведника скорее достигает Бога, нежели молитвы многих. Однако в наших обителях издавна бытует правило, что когда духовник читает молитву над болящим, то все монахи про себя молятся Богу о выздоровлении сего недужного. 72 . Впрочем, Бог являет чудеса не только над телесно страждущими, но и над нравственно падшими и умственно отсталыми. Есть немало примеров тому, как порочные мужчины и женщины в одночасье меняли свое поведение и направлялись по святому пути чистоты и праведности. Многие достигли святости и стали орудием Божиих чудес над другими. Школьники, которым учеба давалась с трудом, становились прекрасно успевающими, так что оставляли своих товарищей позади. 73 . Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (в серб. букв.: из вас, – Пер.) ( Мф.10:19 ). Такое обетование дал Господь Своим ученикам. Так и сбылось сие на Апостолах и сбывалось на их преемниках и на мучениках, когда влекли их в судилища. Это чудо совершается изнутри, а не снаружи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

97 . Это слово «посредничество» появилось во время споров между отдельными еретическими группами. Любовью , а не посредничеством объясняет Православная Церковь связь между народом Божиим на земле и народом Божиим на небе. Народ Божий на небе имеет жизнь, силу и любовь в большей степени, чем мы, связанные телом. И по любви к нам они молятся Богу о нас. А мы по любви к ним прославляем их на земле, созидаем им храмы и возносим им молитвы как своим великим и славным родственникам, как дворянам Царя Господа, чтобы они помогли нам с помощью Бога. 98 . Православная Церковь имеет огромный опыт, [свидетельствующий,] что святые Божии живы, что они нас видят и слышат и помогают нам. Помогают и когда мы знаем об этом, и когда не знаем. Они близки к нам, мы ощущаем их близкое присутствие, а они ощущают наше дыхание. Это ощущал и апостол Павел в первые дни христианства, почему и сказал: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства»( Евр. 12:22–23 ). А [в те дни] это были только те, кого Господь спас схождением во ад. Что же мы можем сказать теперь, через девятнадцать веков после святого Павла? Как умножился небесный народ Божий и как обогатился горний Иерусалим крещеными людьми! 99 . Весьма глупа еретическая клевета на Православную Церковь , что она будто бы многобожническая из-за того, что признает святых Божиих, признает их как богов после Бога, и молится им. На самом деле это не мы многобожники, а все те безбожники, кто не верит в Евангелие, то есть в Бога, каким Его открыл Господь Иисус и явил Своей личностью. Мы знаем, что все святые – чада Божии, малые боги по благодати и усыновлению, и что вся жизнь, сила и любовь, которая через них струится к нам, приходит от одного-единственного вечного Источника, от одного-единственного Бога, вечного, бессмертного и троичного в единстве. Сказал Христос евреям, «не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10:38 ). Что святые, что бесчисленный народ Божий в вышнем Иерусалиме, что миллиарды спасенных и прославленных за минувшие две тысячи лет, как не дело Христово? Спросим еретиков: как вы можете верить Христу, если не верите в это Его божественное, исполинское, величественное дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В своем Рождественском телеинтервью патриарх Ириней рассказал о проблеме Косова и возможном папском визите в Сербию 05.01.2018 В своем Рождественском телевизионном интервью для «ТВ Храм» Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал: « Косово можно захватить и оккупировать, как это произошло сегодня, но сербы никогда не могут сказать, что они признают это, потому что то, что некогда было нам дано, потеряно навсегда. Мы не можем представить Сербию без Косово». По словам Патриарха Иринея, Косово — это Старая Сербия, которая породила всю остальную часть Сербии. Патриарх Ириней упомянул в своем интервью, что Сербская Православная Церковь надеется, что руководство Сербского государства также будет думать так же и выразит намерение предпринять большие усилия для сохранения Косово и Метохии в рамках Сербии. Сербский Патриарх добавил, что Косово и Метохия — это средоточие истории, культуры и духовности Сербии, напомнив, что древний косовский город Призрен в прошлом был столицей сербского народа, а Печская Патриархия была резиденцией Архиепископов и Патриархов Сербии. «Можем ли мы разрешить Патриархату Печа находиться в другом государстве? Народ, который осознают себя, свою историю и свою культуру, не может себе этого позволить», — сказал Патриарх Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил, что «монастырь Дечани, церковь Матери Божией Ливишка (в Призрене), монастырь Грачаница и другие святые места являются собственностью народа, которые до вчерашнего дня разрушали и сжигали». Говоря о Сербии как стране, лежащей между Востоком и Западом, Патриарх напомнил, что Сербия является частью Европы, но в то же время — частью славянского мира. «Церковь и народ хотят мира со всеми, и этот контакт с миром и Россией рассматривается некоторыми как позиция между двумя стульями». «Но мы знаем, кто наши друзья», — сказал Патриарх Ириней.

http://drevo-info.ru/news/23170.html

Многие святые мученики радушно принимали своих палачей, высланных на их поиски, причем сии палачи гостили в их доме, пока мученики готовили себя к смерти. Привечать и угощать собственных истязателей – не выражение ли это любви к своим врагам? Когда царь Сапор сурово мучил Акиндина, Пигасия и прочих с ними страдальцев, то внезапно так взбесился он от злобы, что онемел, не мог говорить и в великой ярости терзал свое лицо. Видя своего мучителя в таком отчаянном положении, святой Акиндин заплакал, помолился Богу о царе и сказал: «Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори и впредь!» И разрешился язык царя, и вернулась к нему речь. Вот пример истинной любви к своему врагу! Созерцание Да созерцаю досточудную силу апостольского слова (Деян. гл. 16), а именно: 1) как некая служанка, одержимая нечистым прорицательным духом, кричала, [идя] вслед за Павлом и Силой; 2) как Павел обернулся и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее ; 3) как нечистый дух в ту же минуту вышел из служанки. Проповедь о том, что Бог желает всем христианам быть святыми Так как Он избрал нас в Нем 163 прежде создания чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви . Еф. 1:4 Только Церковь учит и показывает, что сначала существовал замысел о сотворении [в серб, букв.: план – Пер.], а затем был создан [и сам] Сие предначертание содержалось в премудрости, и воле, и силе Божией. Бог, согласно этому замыслу, прежде создания избрал нас к святости и праведности в любви. Избрал нас Бог наперед и усыновил через Него . – Через кого? Через Господа Иисуса Христа. Ибо вне Иисуса Христа у человека нет никакой связи, никаких отношений, никакого родства с Богом. Итак, наше избрание и усыновление совершилось через Господа нашего Иисуса Христа. Избрал Он нас, Церковь Свою Святую, по благоволению воли Своей ( Еф. 1:5 ), как некогда избрал Он Израиля из среды всех народов на земле. Пусть никто не говорит: это Божие избрание уничтожает свободную волю человека, так что ни у христианина нет заслуги в том, что он христианин, ни язычник не подлежит осуждению за то, что он язычник. Нет, это в корне неверное толкование. Ведь и Израиля избрал Бог в древние времена, однако некоторые в израильском народе погибли, а некоторые Избрал Он и Церковь Свою Святую, призывая в нее все народы и всех людей. Но спасется ли кто из призванных и избранных и кто именно спасется – это зависит не только от Божия выбора, но и от человеческой воли и трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но человек идет туда сам,по собственной греховной воле и самоуверенности. Он не ищет Истину,не ищет Бога,не взывает к Нему. Если бы искал день и ночь,то обязательно нашел бы,потому что Христос говорит: " ПРОСИТЕ,И ДАНО БУДЕТ ВАМ; ИЩИТЕ, И НАЙДЕТЕ; СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ,ИБО ВСЯКИЙ ПРОСЯЩИЙ ПОЛУЧАЕТ,И ИЩУЩИЙ НАХОДИТ,И СТУЧАЩЕМУ ОТВОРЯТ " .(Лук.11.). Пока мы живем на этой земле,Катенька,мы должны знать,куда идти и где искать спасение. " КОМУ ЦЕРКОВЬ НЕ МАТЬ - ТОМУ И БОГ НЕ ОТЕЦ " ,-сказал святой Киприан Карфагенский. А вот слова святителя Николая Сербского: " Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают… Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судия, а не Отец; он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе " . Елена.Украина 6 октября 2013, 16:01 Екатерина(03.10.2013) Я в поиске, умоляю помочь мне, неразумной, разобраться с мучающим вопросом... ЕКАТЕРИНЕ: Дорогая Екатерина,от всего сердца желаю Вам,чтобы Ваши поиски привели Вас к Истине,то есть ко Христу,и все Ваши недоумения разрешились. Есть такая фраза: " Одна дорога есть на Небо,в погибель - тысячи дорог " . Очень важно найти эту одну дорогу,точнее,узкую тропинку,по которой шел Сам Господь,неся Свой тяжелый Крест. По этой же тропинке шли: и все святые,которые уже у Бога,в Его Царстве. Эта тропинка протоптана ими.Они достигли спасения и показали нам путь,по которому и мы должны идти,если хотим в Рай,а не в ад. В Евангелии повествуется о том,что один из апостолов - Фома - не поверил в Воскресение Христа. Он сказал,что поверит только после того,когда прикоснется своими руками к Его ранам от гвоздей. И Воскресший Господь утверждает его сомневающееся сердце. Он является апостолу Фоме фактически,осязаемо.(Иоанн 20гл.29стих).

http://pravoslavie.ru/63675.html

Перстень на руке означает венчание души с Христом. Кающийся расторгает свои блудные связи с этим миром, прилепляется душой к Христу и соединяется с Ним в нерасторжимом единстве. Такое обручение происходит только силой и благодатью Святого Духа, под печатью Которого находятся небесные дары. ...И обувь на ноги, – говорит отец своим рабам. Обувь символизирует силу воли, которая помогает человеку решительно пойти по пути Божию, без колебаний и без оглядки. Под откормленным теленком следует понимать Самого Иисуса Христа, Который отдал Себя на заклание ради очищения грешников от греха. Рабы символизируют Ангелов или священство. Если под отчим домом понимать только небо, тогда под рабами следует понимать Ангелов, если же предположить, а это предположение верно, что под отчим домом подразумевается Церковь на земле, тогда под рабами подразумевается священство, которое призвано совершать таинство жертвы Христовой и питать ею людей ради вечной жизни. То, что в первую очередь здесь подразумевается Церковь , понятно потому, что блудный сын не умер телесно, а пока человек не простится со своим телом, он принадлежит Царству Божьему в виде Церкви Божией на земле. А то, что под рабами подразумеваются и Ангелы, видно из того, что, во-первых, Ангелы присутствуют при Святом Таинстве, а во-вторых, что Господь направляет людей на путь спасения через Ангела-хранителя. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Телесная жизнь еще теплилась в нем, но духовно он был мертв. Последняя искра Божия, сохранившаяся в его душе, вспыхнув, оживила всю душу. Он осудил себя еще тогда, когда отделился от отца. И нашелся. Это значит, что он в свете Божией искры, разгоревшейся в душе, нашел то, что потерял – самого себя. И начали веселиться. Узнав о том, что произошло, старший сын осердился и сказал отцу: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение твое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» ( Лк. 15: 29–30 ). Так праведный сын сказал отцу. Так, осердившись, говорят многие праведники в Церкви, когда Церковь с радостью и умилением принимает покаявшихся грешников и приводит их к Святому Таинству Причастия. Так могут сказать Богу и ветхозаветные праведники, видя, как Он принес Сына Своего Единственного в жертву младшему поколению человечества – нам никогда не дал и козленка. Им, грешным и блудным потомкам, принес огромную жертву, а нам не дал и самой малости. Поскольку коза символизирует грех вообще, праведники могли бы сказать – нам Ты запрещал совершить и малейший грех, маленький и ничего не стоящий, как козленок, а это поколение награждаешь величайшим сокровищем, Которое имеешь – Своим Сыном!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо 288. Человеку «собственных убеждений», о святом Киприане 474 В какой-то книге ты нашел слова святого Киприана Карфагенского : «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Они возмутили тебя, как неправильные и даже жестокие. Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают. Если бы каждый человек без каких-либо нравственных ограничений мог назваться сыном Божиим, почему же тогда Господь сказал:/Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся/ 475 ? А в Евангелии от Иоанна сказано:/Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими/ 476 . А тем, которые не приняли, отцовство Его было не нужно. В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство. Апостол Павел говорит:/когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва/,/Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа/( Гал. 4, 4–7 ). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе. 474 Киприан Карфагенский , священномученик († 258; память 31 августа13 сентября), епископ, отец Церкви, писатель-богослов. Родился в Карфагене в богатой и знатной языческой семье. Получил прекрасное литературное и ораторское образование. Познакомившись с жизнью христиан, под влиянием Тертуллиана (см. примечание 39) крестился в 246 году и скоро сделался пресвитером, а затем был избран епископом Карфагенским. Его епископство пришлось на тяжелое время гонения императора Декия (251), в которое многие христиане, не выдерживая жестокости преследований, отпадали от Церкви. Киприан призывал свою паству к мужественному перенесению испытаний. Он вел энергичную борьбу с раскольниками. Против еретиков выступал на Карфагенских Соборах, оставил много литературных (богословских) трудов. Принял мученическую кончину во времена гонения Римского императора Валериана (253–259). Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010