Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Цвийович; 28.08.1878, с. Дрежник, близ г. Ужице, Сербия - 3.07.1957, Белград), митр. Скопский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Пожега, реальную гимназию в Ужице и Белградскую богословию (семинарию). В 1902 г. женился на дочери священника, в 1906 г. овдовел. 15 сент. 1903 г. в г. Чачак рукоположен во диакона, 1 окт. 1903 г.- во иерея. Служил в храмах в с. Драговац и в с. Миоковци близ Чачака. В 1908 г. был направлен на учебу в КДА, в 1912 г. защитил магист. дис. «Вклад сербского священства в освобождение своего народа» ( Павлюченко О. В. Серби та Чophoropцi в Ykpaïhi (XIX - початок XX ст.): Бiorpaфiчhuй словник. К., 2009. С. 156). Вернулся в Сербию и 14 сент. 1912 г. был назначен преподавателем (НЗ, патрологии и пастырского богословия) Белградской семинарии, управляющим монашеской школой в монастыре Раковица и редактором ж. «Гласник» (СПЦ). После начала 1-й Балканской войны (25 сент. 1912) оставил службу в монашеской школе и попытался вступить в действующую армию, примкнул к отряду четников во главе с Войном Поповичем. По нек-рым свидетельствам, во время боевых действий И. попал в плен к туркам, но бежал. В дек. 1912 г. покинул отряд и служил санитаром в военном госпитале в Белграде. 15 сент. 1913 г. принял монашеский постриг в мон-ре Раковица и вновь возглавил монашескую школу. В начале первой мировой войны сформировал отряд из учеников монашеской школы, к-рый в июле 1914 г. участвовал в обороне Белграда. Затем командовал взводом четнического отряда, участвовал в Церской (16-19 авг. 1914) и др. битвах. В кон. лета из-за болезни ног И. был отправлен в тыл, его отряд понес большие потери и был расформирован. Позже как священник 18-го пехотного полка вместе с Дунайской дивизией отступал через Черногорию к Адриатическому м. В нач. 1916 г. вместе с серб. армией отступил на о-в Корфу (Керкира), откуда был направлен с миссией во франц.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербско-российские отношения: современные вызовы и уроки прошлого Факторы, которые оказывают отрицательное и положительное влияние на характер отношений между народами и государствами 09.04.2017 901 Время на чтение 18 минут Предлагаем вниманию читателей текст выступления доц. др Зорана Чворовича на II съезде РОП: Российская политика - повестка дня в меняющемся мире, 11-13 ноября 2016 года, Казань ( ) Попробую коротко обозначить главные факторы, которые определяют современные сербско-русские отношения через призму как их исторической, так и современной стороны. В зависимости от того, положительно или отрицательно они влияют на развитие сербско-русских отношений, эти факторы мы можем поделить на две группы. Что касается факторов, которые отрицательно влияют на современные сербско-русские отношения, в первую очередь можем выделить два: 1. Вестернизация сербского общества. 2. Отсутствие внятно обозначенной мировоззренческой альтернативы глобализационным процессам. Отсутствие предметного наполнения политэкономической альтернативы. Вестернизация сербской общественно-политической культуры. Факторы сближения и разделения Итак, первым фактором, определяющим отношения между нашими народами, является давняя традиция приверженности западной идеологическо-культурной модели на сербских национальных территориях (Сербия, Республика Сербская, Черногория). Это является важным препятствием для развития сербско-русских отношений и их институционализации. С исторической точки зрения планомерная культурная вестернизация сербов началась в начале XIX века. Тогда, впервые после падения сербской средневековой государственности и многовекового турецкого ига, начались процессы, связанные с борьбой за установление государственной самостоятельности и формированием первых национальных правовых, образовательных и культурных учреждений. Препятствием для культурной вестернизации была приверженность сербов православной вере и древнему патриархальному укладу. Однако, вестернизации способствовало то, что элита Российского государства, (которое по идее являлось воплощением православного царства), восприняло западную культурную модель. Поэтому никакой культурной и мировоззренческой альтернативы уже тогда не существовало.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (Максимович-Вукосавлевич; 12.01.1788, с. Ежевица близ г. Ужице - 28.02.1853, г. Чачак), еп. Ужицкий Сербской митрополии. Род. в семье Максима и Госпавы. Получил образование в монастырях Каменац , Морача и Св. Троицы, выучил греч. язык в монастыре Раковица под Белградом. Принял монашество в 1808 г. в Белграде по благословению митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) , затем был рукоположен во диакона и иерея. Жил в мон-ре Николе, участвовал в обновлении Преображенского и Сретенского мон-рей в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). 30 нояб. 1830 г. митр. Белградский Анфим возвел его в сан архимандрита. После дарования автономии правосл. Церкви в Княжестве Сербия как кандидат в епископы в июле 1831 г. направлен к К-польскому патриарху, где 19 авг. был хиротонисан во епископа, на следующий день после хиротонии архиеп. Белградского и митр. Сербского Мелетия (Павловича) : они стали первыми архиереями формировавшейся церковной структуры в Сербии. Еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович) сообщал, что было предложение поставить Н. во главе Шабацкой епархии с резиденцией в г. Чачак, но по его просьбе ему дали Ужицкую епархию, откуда он был родом. По неясным причинам, возможно из-за конфликта с братом серб. кн. Милоша Обреновича, в 1832 г. Н. вместе с игум. Паисием из мон-ря Св. Троицы (без уведомления митр. Белградского Мелетия) уехал в Черногорию. В тот период Черногорская митрополичья кафедра вдовствовала, поэтому по просьбе архим. Петра (см. Петр II (Петрович Негош) ) Н. стал заниматься подготовкой священников к рукоположению. Власти Черногории поначалу планировали выделить Н. один из мон-рей, вероятно Велику-Ремету, но, желая избежать недоразумений с властями Сербии, попросили их убедить его вернуться. В результате личных уговоров архим. Петра и благодаря нескольким письмам митр. Мелетия в 1833 г. Н. вернулся в Сербию и продолжил управление Ужицкой епархией. В 1837 г. построил в Чачаке епископский двор. Много средств вложил в ремонт Преображенского и Сретенского мон-рей, в последнем построил конак и др. помещения, подарил обители резной иконостас.

http://pravenc.ru/text/2565494.html

В сербском монастыре Жича пройдет международный духовно-научный симпозиум о женском монашестве Белград, 31 августа 2011 г. В сербском монастыре Жича с 1 по 4 сентября пройдет международный духовно-научный симпозиум о женском монашестве, передает Седмица.Ru по материалам официального сайта Сербской Православной Церкви. Монастырь Жича, который отмечает в этом году 800-летие основания, был выбран местом проведения симпозиума не случайно - эта обитель была первым местопребыванием кафедры Сербской Православной архепископии, основанной святителем Саввой Сербским. Здесь же был коронован первый сербский король, родной брат святителя Саввы, святой Стефан Первовенчанный. В симпозиуме, который призван подчеркнуть преемственность и жизнеспособность традиции сербской духовности, заложенной святыми братьями Саввой и Стефаном, примут участие более 250 гостей из Сербии, Черногории, Республики Сербской, Хорватии, России, Греции, Кипра, Израиля, Франции, Польши, Румынии. Среди докладов заявлены следующие: " Библейские предпосылки возникновения женского монашества " (епископ Егарский Фотий, Сербская Православная Церковь), " Предпосылки богослужебной жизни в женском монашестве " (епископ Рашско-Призренский Феодосий, Сербская Православная Церковь), " Женское монашество в Антиохийской Патриархии: Современное положение и возможности обновления " (митрополит Веррийский и Александреттский Павел, Антиохийская Православная Церковь), " Вклад женского монашества в пастырское служение Церкви " (митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь), " Женское монашество III-IV в.: после Христа до иконоборчества " (др. К. Кончаревич, Сербия), " Женское монашество по Житиям святых Мелании и Макрины " (др. Е. Жукова, Россия), " Византийское государственное законодательство о женском монашестве " (др. К. Пицакис, Греция), и т.д. После окончания симпозиума, сделанные на нем доклады и выступления будут опубликованы в специальном сборнике. 31 августа 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ (Митрович Воислав; 26.05.1913, дер. Старо-Село близ г. Гламоч, Босния - 13.09.1992, г. Валево, Сербия), митр. Дабро-Босанский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Начальное образование получил в Гламоче, затем окончил гимназию в Приедоре, семинарию в Сараеве и Богословский фак-т Белградского ун-та. С 1932 по 1935 г. служил в церковном суде в Баня-Луке. С 1940 по 1946 г. законоучитель в школах Боснии и Сербии. С 1950 г. профессор богословия в семинарии при мон-ре Раковица. В этом же мон-ре 15 мая 1952 г. митр. Дабро-Босанским Нектарием (Крулем) пострижен в монашество, 28 июня рукоположен во диакона, 27 янв. 1953 г.- во иерея. В 1953 г. возведен в чин синкелла, с 1955 г. протосинкелл. 31 июля 1955 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинского. Восстановил мн. храмы и неск. мон-рей, пострадавших во время второй мировой войны, рукоположил значительное число священнослужителей. В 1966 г., после смерти митр. Нектария, назначен администратором Дабро-Босанской епархии. В 1967 г. был переведен на Сараевскую кафедру с сохранением управления Захумско-Герцеговинской епархией. Особое внимание уделял увеличению числа и повышению уровня образования священнослужителей. Организовывал в епархиях проведение празднований в честь св. Саввы Сербского и важных дат истории Сербии. Был с офиц. визитами в Женеве, Москве, Бухаресте и др. Председательствовал на Соборе СПЦ 1990 г. по избранию нового Патриарха Сербского. В 1991 г., несмотря на начало гражданской войны, не покинул епархию и проживал в мон-ре Житомислич, подвергавшемся в этот период обстрелу усташских бригад. В 1992 г. из-за болезни был перевезен в Белград, в мае 1992 г. почислен на покой с определением проживания в мон-ре Докмир под г. Уб (Сербия). Там же был похоронен. В сент. 2002 г., согласно завещанию В., его останки были перенесены и захоронены в соборной церкви Сараева. Лит.: J. Н. Светосавске свечаности у 1975. 206. С. 15; С. , прота. Велико у Capajeby//Там же. 1977. 236. С. 8; Српски jepapcu. С. 91-92; Пр. Владислав (1913-1992): Српска православна enapxuja дабро-босанска - шематизм. 2004. С. 151-187. Пр. Пузович, А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/154997.html

Анонимные сочинения: Жития (проложные) равноап. кнг. Ольги (2 редакции), варягов-мучеников Феодора и Иоанна, равноап. кн. Владимира, святых Бориса и Глеба и отдельно Глеба, прп. Феодосия Печерского, св. кн. Феодора (Мстислава) Владимировича ( Павлова. 2001; она же. 2004), Повесть о перенесении мощей свт. Николая в Бари (в составе сб. ГИМ. Хлуд. 241, ок. 1451 г.), кондаки и икосы святым Борису и Глебу, прп. Феодосию Печерскому и на перенесение мощей свт. Николая (в Кондакаре при серб. сб. ГИМ. Хлуд. 189, нач. XIV в.), «Предисловие покаянию» («Наставление иерею с упоминанием изгойства»), новгородское «Слово от Апостола» ( Турилов. 1993. С. 33-34; он же. 1996), «Слово о небесных силах», приписываемое в заглавии Кириллу Философу. 2. Переводы, выполненные рус. книжниками (самостоятельно или в сотрудничестве с юж. славянами): Пролог редакции Константина, митр. Мокисийского ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 36-42; Mo š in. 1959), Пандекты Никона Черногорца ( Турилов. 1993. С. 35-37; Максимович. 1998), Синодик в Неделю православия ( Мошин. 1959-1961), чин исповеди в составе Зайковского болг. ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 51-52) и Дечанского серб. (Сербия, мон-рь Дечаны, 67) Требников 1-й пол. XIV в., Житие св. Андрея Юродивого ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49), Толкования Никиты, еп. Ираклийского, на 16 слов свт. Григория Богослова ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 59-60; Турилов. 1993. С. 28), «Повесть об Акире премудром», «Пчела», моностихи Менандра ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 42-47; Турилов. 1993. С. 34-35), чудеса свт. Николая об Агриковом сыне Василии, о Димитрии и «о ковре» ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 47-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101), «Слово о злоноривых женах» ( Miklas. 1988. S. 446), апокрифические Вопросы ап. Варфоломея к Христу (старший список в составе сб. 2-й пол. XIV в.- Дечаны. 103; ср.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 90-93), возможно, «Повесть о царе-казарине» в составе того же сборника и др. Нерешенным остается вопрос о происхождении восточнослав. лексики в серб. переводах, выполненных в окружении свт. Саввы Сербского и при его вероятном непосредственном участии, в первую очередь в Номоканоне с толкованиями (Кормчая серб. редакции). Присутствие здесь восточнослав. лексики может объясняться как участием рус. переводчиков, так и престижем восточнослав. книжной лексики на слав. Афоне на рубеже XII и XIII вв.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Многовекторность. Такая политика провозглашалась Украиной до майдана 2014 года, декларируется она и в Белоруссии. Однако многовекторность – лишь другое название движения от России в сторону Запада. В случае с Сербией к тому же можно говорить о почти полном вытеснении из верхнего эшелона власти симпатизирующих России чиновников и политиков. Многовекторность Сербии оправдывается в самой Сербии необходимостью балансировать между геополитическими полюсами – ЕС, США, РФ, КНР. Действительно, при отсутствии общих границ с Россией и выхода к морю, в окружении стран-членов НАТО такая политика выглядит оправданной. Сохраняется и неопределённость в развитии интеграционных связей с ЕАЭС. А российская «мягкая сила» в Сербии имеет в основном специфический историко-культурный, зачастую лубочно-беззубый характер, обращена в мифологизированное прошлое, не формулирует практических целей и прикладных задач на будущее. И окружение Сербии странами НАТО не было внезапным. Оно началось в 1999 году со вступлением Венгрии в НАТО, продолжилось в 2004-м Болгарией и Румынией, в 2009-м – Албанией и Хорватией, в 2017-м – Черногорией и завершилось в 2020-м Северной Македонией. Ситуация в сербском обществе сегодня имеет схожие черты с ситуацией на Украине начала 2000-х годов, до «оранжевого майдана» 2004 года: настроение народа в целом можно назвать пророссийским, представить противостояние русских и сербов практически невозможно, но структуры власти наводнены людьми, ориентированными на Запад, прошедшими подготовку в западных НКО-НПО, живущими на дотации из международных фондов. В Сербии, как и в домайданной Украине, влияние российской «мягкой силы» просто невозможно сравнить с активностью Запада по работе с общественным сознанием. Военно-техническое сотрудничество. Эффективное (и эффектное) развитие взаимодействия можно отметить в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Сербия получила в дар от России 6 Миг-29, 30 БРДМ-2МС, 30 Т-72МС. Сербии были также предоставлены крайне выгодные условия на приобретение российской техники и высокотехнологичного вооружения по ЗРПК «Панцирь–С1» и др. Однако в сентябре 2020 года сербское руководство отказалось от участия в учениях ОДКБ.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/serbiy...

Такое благосклонное отношение Магомета II к христианам и христианской Церкви объясняется его политическими соображениями и рассчетами. Победив греков и завоевав Константинополь, он видел с одной стороны необходимость обезопасить себя от врагов, которых он, как похититель чужого престола, должен был встретить в христианах; эти последние, превышая на первых порах турок своей численностью, могли произвести народное восстание и ниспровергнуть господство мусульман. Магомет II опасался также, чтобы покоренные им христиане не вступили в союз с христианским Западом. С другой стороны, ему нужно было возобновить и самый город Константинополь, который он сделал своей столицей и который много пострадал от продолжительной осады и трехдневного разграбления. В таких обстоятельствах Магомет II, естественно, должен был прежде всего приобрести себе расположенность христиан благосклонным обращением с ними, чтобы утвердить свой престол в христианской столице на прочном основании. Так он и поступил. Зная, что греки особенно дорожили неприкосновенностью своей веры и самостоятельностью своей Церкви, он предоставил им полную свободу в делах веры и совести и признал самостоятельность их Церкви. Понятно, что по мере достижения целей, с какими Магомет II оказывал покровительство христианской Церкви, это покровительство должно было слабеть и наконец, раньше или позже, должно было смениться насилием. Так действительно и было, как это видно из последующей истории христианской Церкви. Завоевание Магометом II, после покорения Константинополя, других греческих и славянских областей; жестокость к порабощенным Утвердив свою власть в Константинополе, Магомет II начал предпринимать походы для завоевания других областей – греческих и славянских. Одни из этих областей давно уже находились в зависимости от него, удерживая, впрочем, собственных владетелей (Трапезундское царство, Сербия, Молдавия); другие оставались еще самостоятельными (Пелопонесские государства, Албания, Босния, Герцеговина и др.). Во время блистательных воинских походов, продолжавшихся во все царствование Магомета II, почти все государства и области, входившие в состав бывшей Византийской империи, а также славянские области на Балканском полуострове были покорены турками окончательно. В 1459 г. покорена Сербия; пелопонесские государства, находившиеся во владении двух братьев последнего греческого императора, Димитрия и Фомы, завоеваны Магометом II в 1460 г. Трапезундское царство пало под власть турок в 1461 г.; через два года после того покорена Босния. В 1467 г. признали власть Магомета II и храбрые албанцы, по смерти своего героя Георгия Кастриота или Скандерберга, не могши противостоять напору турок. Оставались две области на Балканском полуострове, которые не были покорены Магометом II, – Герцеговина и Черногория. Герцеговина покорена турками в 1483 г., при Баязете II, а Черногория осталась независимой страной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С первых лет правления В. Б. развивалось антивизант. движение на Балканах, возглавленное т. н. комитопулами, сыновьями комита Николая Шишмана Давидом, Аароном, Моисеем и Самуилом - болг. знатной фамилией, объявившей себя наследницей царей Болгарии. Восстание началось еще в последние годы правления имп. Иоанна Цимисхия, а после его смерти в 976 г. из К-поля в Болгарию были отправлены Петр, Борис и Роман - сыновья покойного болг. царя Петра. Возможно, правительство В. Б. надеялось противопоставить восставшим родственников легитимного царя, но этот план не удался. В первые годы правления из-за мятежей на Востоке В. Б. был не в состоянии бороться с комитопулами, и к кон. 70-х гг. Х в. под их контролем была уже почти вся зап. часть Балканского п-ова (совр. Зап. Болгария, Сербия, Черногория, Македония, Албания, Сев. Греция), и здесь образовалось Зап. Болгарское гос-во (980-1018) со столицами в Охриде и Преспе. Ок. 980 г. власть сосредоточил в своих руках младший из комитопулов Самуил (коронован в 997). Летом 986 г. В. Б. предпринял 1-й поход против болгар; его войско безрезультатно осаждало Сердику (совр. София), а при отходе было разгромлено в Ихтиманском ущелье. После этого в течение неск. лет В. Б. был опять занят гражданской войной, и новую крупную кампанию византийцы предприняли лишь в 991-994 гг. В дальнейшем война велась с переменным успехом, сопровождалась большими жертвами среди мирного населения и нанесла большой экономический урон региону. Обе стороны организовывали массовые переселения: славяне расселялись в греч. районах Балкан, греки - в Македонии и Эпире, проводились выселения славян в Анатолию, и их земли раздавались выходцам с Кавказа - армянам и грузинам. С 1001 г., когда был заключен мир на Востоке, все силы В. Б. были направлены на борьбу с болгарами. За неск. лет были заняты крупнейшие крепости Преслав, Видин, Скопье и др. В июле 1014 г. В. Б. нанес болгарам решающее поражение в битве у горы Беласица (Родопы). По приказу императора были ослеплены 14 тыс. пленных болг. воинов. После смерти царя Самуила (окт. 1014) его наследники Гавриил Радомир и затем Иоанн Владислав уже не смогли оказать В. Б. существенного сопротивления. В февр. 1018 г. последний западноболг. царь Иоанн Владислав погиб при осаде Диррахия, его вдова Мария отказалась от своих прав на болг. престол в пользу императора. Почти 40-летняя война завершилась триумфальным въездом В. Б. в Охрид. Внешняя политика на других направлениях

http://pravenc.ru/text/150781.html

Комитет еще раз напоминает о принятом и распространенном Сербской Церковью «Меморандуме о Косово и Метохии». Этот документ был поддержан сербской общественностью Косово и Метохии, государственными структурами Сербии и СиЧ, а также авторитетными представителями мировой общественности. Комитет напоминает, что государство Сербия издало Декларацию о Косово и Метохии, поддержанную Церковью, а Координационный центр СиЧ, во главе с господином Небойшей Човичем, принял Резолуцию о защите сербских национальных интересов и прав республики Сербии в Косово и Метохии (в семи пунктах, от 17 декабря 2003 года). Этот документ также поддержан представителями Сербской Церкви и непосредственно Комитетом Архиерейского Собора по Косово и Метохии, потому что, как сказал епископ Рашко-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий: «Сербский народ на этих территориях желает свободной и достойной жизни, но не может принять того, что ему взамен Родины предлагают некие абстрактные права меньшинства в обществе, которое косовские албанцы кроят исключительно по своим меркам и согласно своим интересам. Документ «Стандарты для Косово», в котором ни единым словом не упоминается суверенитет Сербии и Черногории и существенные положения Резолюции 1244 Совета безопасности ООН… должен быть срочно пересмотрен для того, чтобы стать приемлемым и для сербского общества. Ложью является и злонамеренное утверждение некоторых международных и наших «душепопечитилей», что Сербия не может войти в Европу и мир с Косово и Метохией. Именно без Косово и Метохии с открытым процессом дальнейшей территориальной дезинтеграции наши южные территории неизбежно бы пережили сецессию, Сербия свое историческое самоубийство, а сербский народ утратил бы свои исторические корни и фундамент своего духовного и национального бытия». Комитет Священного Архиерейского Собора поражен пристрастностью ответственных структур международного сообщества по отношению к албанскому обществу в Косово и Метохии. Своим отношением они игнорируют сербов и других представителей неалбанского населения, проживающих на этих землях на протяжении веков. Комитет обеспокоен неактивностью УНМИК в деле раскрытия многочисленных преступлений (особенно убийств и захватов сербов и др.), и фактов разрушений и осквернения сербских церковно-народных святынь. Последние примеры подобного вандализма: осквернение святынь в Сушице, нападения на церковь в Приштине, и взрыв гранаты в церкви в Урошевце.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010