Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию. Македонская Православная Церковь Особое место в истории Сербской Православной Церкви занимает Автономная Македонская Православная Церковь. В начале октября 1958 года в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, основал автономную Македонскую Православную Церковь и избрал ее первого Митрополита в лице молодого, сотрудника Белградской Патриархии — епископа Досифея. А в июле 1967 года Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения Матери-Церкви объявил свою Церковь автокефальной. Охридские Соборы явились результатом целого ряда событий в Македонии. Македония расположена у южной границы Союзной Республики Югославии. Восточные (исторические) области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства. Один из великих античных полководцев и завоевателей Александр, названный Македонским, происходил из царской династии в Македонии. Выгодное географическое положение Македонии — центр Балканского полуострова — сделало ее спорной территорией для соседних стран. 1. Краткая история с древнейших времен Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313), провозгласившего свободу для исповедования христианской веры. Уже вскоре после издания упомянутого эдикта в Скопье—административном центре Македонии—была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора (347).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию. Македонская Православная Церковь Особое место в истории Сербской Православной Церкви занимает Автономная Македонская Православная Церковь. В начале октября 1958 года в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, основал автономную Македонскую Православную Церковь и избрал ее первого Митрополита в лице молодого, сотрудника Белградской Патриархии — епископа Досифея. А в июле 1967 года Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения Матери–Церкви объявил свою Церковь автокефальной. Охридские Соборы явились результатом целого ряда событий в Македонии. Македония расположена у южной границы Союзной Республики Югославии. Восточные (исторические) области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства. Один из великих античных полководцев и завоевателей Александр, названный Македонским, происходил из царской династии в Македонии. Выгодное географическое положение Македонии — центр Балканского полуострова — сделало ее спорной территорией для соседних стран. 1. Краткая история с древнейших времен Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313), провозгласившего свободу для исповедования христианской веры. Уже вскоре после издания упомянутого эдикта в Скопье—административном центре Македонии—была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора (347).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В Белграде пройдет первая православная ярмарка 13 декабря 2006 г. 16:30 C 18 по 23 декабря в галерее министерства культуры Республики Сербия в Белграде пройдет первая православная ярмарка. Для участия в ярмарке приглашены издатели православной литературы и книг, посвященных сербским традициям и истории, монастырские мастерские, иконописные мастерские, пошивочные, изготовители церковной утвари. В программе ярмарки предусмотрены лекции, выступления, встречи с духовниками, тематические выставки и презентации книг. В качестве участников уже заявлены Рашко-Призренская и Бачская епархии , монастыри Хиландар и Жича, издательство Черногорско-Приморской митрополии «Светигора» и др. На ярмарку приглашены также гости из других православных стран. Православие.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/170610.htm...

В совр. богослужебных книгах последование В. Р. включает кондак 4-го гласа: Ιερεον μωμον, θελουσως, σεαυτν προσγαγες (            ); канон 4-го гласа творение Иосифа, с акростихом Πιστς σε μλπω Μρτυς γλα > σμνε. Ιωσφ (          ), ирмос: Τρισττας κραταιος, τεχθες κ Παρθνου (          ), нач.: Προθμ λογισμ, τος γνας ζηλσας, τν γενναων θλητν (            ); цикл из 3 стихир. Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) В рукописях сохранились и др. каноны: плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ θαυμαστσαντι ν τος θλοις (Удивившему в состязаниях); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, без акростиха, ирмос: λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην (      ), нач.: Παλου τς παραινσεις (Павловы наставления). Иконография В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Первопечатный греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконы также назначают В. аллилуйную службу. В совр. рус. Типиконе в день памяти В. присутствует указание: «Аллилуия или тропарь», предполагающее возможность выбора между службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и тропарем В. (указан общий тропарь мученику      ), хотя совр. греч. Типикон, а также совр. греч. и рус. Минеи не содержат такого указания. Последование Е. по совр. греч. и рус. Минеям включает кондак 8-го гласа      (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τν παμμγιστον Βασιλσκον ανσω (      ), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν (    ), нач.: Τατην τν φαιδρν σου ορτην (        ); цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известен др. канон В., составленный гимнографом Георгием, 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ (    ), нач.: Τς βασιλεας τν ορανν (Царства Небесного) (AHG. T. 9. P. 240-246). Е. Е. Макаров Иконография Е., К. и В. изображаются в соответствии с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или в воинских одеждах (иногда с таблионом - знаком воинского отличия), в правой руке крест. Е. обычно молодой, с темными волосами и короткой бородой, К. и В. юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей бородой. Одно из ранних изображений Е., К. и В. представлено в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 149r), происходящем из К-поля; в этой же рукописи помещено отдельное изображение Е. (Fol. 202v). Образы 3 мучеников встречаются в минейных циклах в росписи ряда храмов: Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); Благовещения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348-1350); св. Апостолов (Св. Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия (1561),- везде в мучении; Е. и В. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Изображение Е. и В.

http://pravenc.ru/text/187611.html

И увидел я Ангела, сходящего с неба, (…) Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, (Откр. 20.1-3) Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откр. 20.6)   Второй Косовский бой произошел спустя 610 лет после первого, в 1999 году, когда Сербия выстояла против агрессии 19 членов альянса НАТО. Мощный НАТО разрушил Югославию, вел сначала прокси-войну, а затем и открытую войну против Республики Сербской, Республики Сербская Краина и Союзной Республики Югославии (состоящей из Сербии и Черногории) – частей исторической Сербии, но не сумел победить в этой своей первой войне, что стало предвестником его конца. Косовский завет подтвержден. Когда вечером 24 марта 1999 началась агрессия НАТО, мы, дипломаты, чувствовали большую ответственность и дискомфорт. А именно, план действий в случае войны, документ, хранившийся в сейфе, в надежде, что он никогда не будет применен, в качестве первого, обязательного шага в ответ на агрессию предусматривал разрыв дипломатических отношений с государством-агрессором. Но каково было приостановить дипломатические отношения с 19 странами, с большей частью Европы? По общей молчаливой оценке, это было бы нам во вред. Утром 25 марта на расширенной коллегии союзного министра по этой причине все пребывали не в духе и в основном молчали. Я взял слово и заявил, что это положение плана по сути должно быть соблюдено и эта суть обязывает нас на разрыв дипломатических отношений по крайней мере с ведущими странами НАТО, на которых ложится наибольшая ответственность: с США, Великобританией, Германией и Францией. Союзный министр Йованович передал это предложение президенту Милошевичу и уже в 15 часов Радио «Белград» объявило, что Союзное правительство приняло решение о разрыве дипломатических отношений с этими четырьмя государствами.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/24/serbiy...

Итак, десница Иоанна Предтечи более века пробыла в России и примерно три четверти века — в Сербии и Черногории. О чем это говорит? Это говорит о том, что наши народы находятся под особым покровительством Предтечи и он соединил нас еще более тесными духовными узами. Господь наш Иисус Христос, в Своей беседе с народом, сказал об Иоанне Предтече: Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Лк. 7:27 ) (разрядка моя. — Н. К.). Вот задача, которая стояла перед великим Пророком тогда, в новозаветные времена, и эта же задача стоит перед ним и сейчас, в конце XX века, в последние, апокалиптические времена! Россия (так же, как и Сербия) далеко отошла от Бога, живет во тьме и тени смертной ( Пс. 106:10 ) и снова нуждается, как и десять веков назад, в духовном обновлении. Что может быть трагичнее этого? Нет, не случайно мы приехали в Черногорию и встретились с десницей Иоанна Предтечи. Прикладываясь к величайшей святыне, мы молились святому Иоанну о России и Сербии и уповали на то, что он приготовит путь Господу, прямыми сделает российские и сербские стези для Него, чтобы всякий дол наполнился и всякая гора и холм понизились, кривизны выпрямились и неровные пути сделались гладкими. И тогда узрит всякая плоть спасение Божие (ср.: Лк. 3:5-6 ). Очнитесь, русские и сербы, стряхните с себя сон лености, восстаньте и прислушайтесь: над Россией и Сербией, как в древние времена над Иудеей, гремит набатный голос Божественного Пророка: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:7-10 ) (разрядка моя. — Н. К.). Слышите, как вещает Пророк: Бросают в огонь? Незавидная доля — сгореть в огне, а придется, если не послушаем гласа Божия. Прислушайтесь, русские и сербы, получше прислушайтесь, если еще способны что-то услышать, — эти глаголы могут поднять и мертвого.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Кочламазашвили, 39 мин. 17-00. «65 лет верности» — Сербия, режиссер Ивана Жигон, 60 мин. «Каменные арки» — Черногория, режиссер Нада Рахович, 38 мин. 19-00. «18 секунд» — Россия, режиссер Алексей Бурыкин, 44 мин. «Приказываю жить. Дубынин» — Россия, режиссер Егор Кончаловский, 59 мин. Вход по пригласительным  билетам (флаерам) и электронным  билетам. ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Конкурс дебютных и студенческих фильмов 14-00. «Гоголь» — Сербия, режиссер Богдан Дакич, 11 мин. «Групповой портрет со спины» — Сербия, режиссер  Воин Васович, 15 мин. «Песня моего сына» — Сербия, режиссер Сузана Пукркрович, 22 мин. «Миле и Нале» — Сербия, режиссер Мадли Лянэ, 18 мин. «Поденная плата» — Сербия, режиссер Сара Прерадович, 8 мин. «Тоска» — Сербия, режиссер Хаджи-Александр Джюрович,  12 мин. «Эдмунд в Княжевце» — Сербия, режиссер Лука Попадич, 22 мин. «Эргастоло»  — Сербия, режиссер Тамара Попов, 38 мин. 16-00 «Соро-Луме» — Молдова, режиссеры Анастасия Зубова, Алла Лиманская 23 мин. «Абонент» — Россия, режиссер Александр Соловьев, 27  мин. «НОМО GAMER» — Россия, режиссер Степан Груша, 37 мин. 18-00. Внеконкурсный показ «Подвижники церкви» «Учитель покаяния» — Белоруссия, режиссер Максим Михальцов, 97 мин. Вход по пригласительным  билетам (флаерам) и электронным  билетам. Кинотеатр «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» Внеконкурсный показ «Солдат всегда солдат» «Кавказский фронт» — Россия, режиссер Валерий  Тимощенко,52 мин. «Наш Дэн» — Россия, режиссер Константин Лазарев, 22 мин. Кинотеатр «ВЫМПЕЛ» 12-00. Анимационный сериал «Маша и медведь» «Первая весна»- режиссер Денис Червяцов «До весны не будить» — режиссер Олег Кузовков «Раз, два, три! Елочка, гори!» — режиссер Олег Ужинов «Следы невиданных зверей» — режиссер Олег Ужинов «Весна пришла» — режиссер Марина Нефедова «Ловись, рыбка!»- режиссер Денис Червяцов Вход по пригласительным  билетам (флаерам) и электронным  билетам. 28 мая. Кино 12-00. Международная конференция XIX МКФ «Золотой Витязь» и Союза кинематографистов России. Центральный дом кино, конференц-зал  (ул. Васильевская д. 13)

http://pravmir.ru/utverzhdena-svodnaya-p...

Когда начались страдания, многие говорили, что не надо обращаться к России, не надо развивать политику с российским государством. Нужно обращаться к Западу. А что Запад дал Сербии? Сорок три западных государства бомбардировали эту страну. Это что, любовь от этих западных стран? Они проявили свою любовь в ракетах и бомбах, которые ниспосылали на нас. Чего ожидать от России? Вы знаете, когда развалилась Югославия, отделилась Хорватия, отделилась Босния, отпала даже Македония и остались только Сербия и Черногория, то Сербия и Черногория решили объединиться с Россией. Парламент Сербии решил присоединиться к союзу России и Белоруссии. Я не знаю, как в России это было воспринято, но исторический факт, что сербский, тогда еще югославский парламент решил и этого решения никто не отменял. Если говорить конкретно, что Сербия ожидает от России, то это далеко не только материальная поддержка. Да, сейчас можно сказать, что страна достаточно страдает, и экономически в упадке. Бомбардировками уничтожена вся инфраструктура Сербии. Но, с другой стороны, Сербия очень быстро восстанавливается и там очень многое уже работает. Хуже то, что Сербия потеряла экономический рынок. Что касается духовной поддержки, которую Сербия ожидает от России. Ее мы действительно неоднократно получали, и очень благодарны Святейшему Патриарху Алексию, который сделал шаг, который в Сербии не могут забыть. Когда Сербия находилась в самом тяжелом положении, когда на нас падали бомбы, когда все рушилось, разваливалось, и никто никакого голоса в защиту Сербии не подал, Святейший Патриарх прилетел в Белград, служил литургию, молился за Сербию, находился в очень тяжелых условиях, отправлялся в самые горячие точки. И для наших солдат, и для народа, и для правительства, и для Церкви это было великое утешение, великая духовная радость. Такое будет помниться всегда. Что касается другой какой-то помощи, то во время войны ее невозможно было ожидать, так как Югославия имела политическое и экономическое эмбарго. То есть все границы были практически закрыты. Вся рынки закрыты, вся торговля прекратилась. Какой-то военной помощи трудно было ожидать, да и невозможно. Но, по решению мировых международных организаций, в Косово, в Сербию Россия многократно отправляла гуманитарную помощь. Шла помощь и через отдел внешнецерковных связей, через Московскую патриархию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Выставка о совместной борьбе русских, сербов и черногорцев передана Церкви Плужине, 25 августа 2023 г. РЦНК " Русский Дом " в Белграде передал в дар соборному храму свт. Макария Соколовича в черногорском городе Плужине выставку «Борьба сербов и черногорцев против турок 1875-1878 глазами русских добровольцев». Экспозиция, подготовленная Русским научным институтом и Русским Домом в Белграде, на протяжении трех месяцев путешествовала по Черногории, посетив Подгорицу, музеи города Герцег-Нови, Пиве, Плужине.      «Выставка посетила несколько городов Черногории, но я рад, что свой путь по стране она завершает здесь, в Плужине, вблизи тех мест, где 148 лет назад зародилось Герцеговинское восстание. Восстание оказало огромное влияние как на Россию, так и на Черногорию, в 1877 году Россия вступила в войну с Турцией, результатом которой стало освобождение балканских народов, а Черногория и Сербия получили независимость. Особенное удовольствие для меня сообщить, что Русский Дом передает выставку в дар соборному храму свт. Макария Соколовича в городе Плужине и его настоятелю о.Луке Цицмилу. Отец Лука, надеюсь, эта выставка станет первой экспозицией вашего музея при храме, строительство которого сейчас завершается», – заявил представитель Русского Дома Павел Бушуев.      «Я думаю, что это очень хорошо, что эта выставка остается у вас в Плужине. Надеюсь, новые поколения в Сербии, России и Черногории будут уважать историческое, духовное и религиозное родство наших народов», - заявил Посол России в Черногории Владислав Масленников. После церемонии передачи выставки, в которой приняли участие Посол России в Черногории Владислав Масленников, мэр Плужине Слободан Делич, глава горсовета Даниловграда Велимир Джокович, многочисленные общественные деятели и политики, состоялся показ документального фильма Желько Чуровича «Черногория: грань истины и лжи». Выставка «Борьба сербов и черногорцев против турок 1875-1878 глазами русских добровольцев» состоит из гравюр и рисунков русских художников-добровольцев, которые публиковались в русской прессе в 1875-1878 гг. Герцеговинское восстание 1875 года повлекло за собой сербско-турецкую и черногорско-турецкую войны. Огромная поддержка идеи освобождения южных славян в российском обществе привела к тому, что Россия вступила в войну с Турцией. Результатом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стало освобождение Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины от турок, провозглашение независимости Сербии и Черногории. 25 августа 2023 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/155669.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010