II. Другие Автокефальные и Автономные Церкви: Кипрская — 400.000, Элладская — 7.500.000, Албанская — в 1914 г. 210.000, Польская — 350.000, Чехо-Словацкая — 350.000, Синайская менее 100, Финляндская — 70.000, Японская — 75.000.    Грузинская Церковь и ее автокефалия//Феология. Июль 1965 — март 1966.    Имерологион. 1977. С. 302 — 304.    Иосселиан П. Указ. соч. С. 93.    Там же. С. 96 — 97.    См.: Покровский Я., свящ. Указ. соч. С. 138 —139, 155 и др.    См. подробнее о церковно-политических сношениях Грузии с единоверной Россией с древнейших пор и до присоединения первой к последней в указанной книге свящ. Н. Покровского. С.130 — 158, а также в книге: Е. К. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Указ. изд. С. 1 —16.    ЖМП. 1972. С. 4.    Там же.    См: МЦВ. 1991. С. 8.    Приводится в русской транслитерации (Прим. ред.). Глава II. Сербская Православная Церковь...    Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на территорию бывшей Югославии (СФРЮ) — ныне Союзная Республика Югославия (СРЮ), -а также на православных сербов Америки (США и Канады), Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии.    Югославия расположена на берегу Адриатического моря. Граничит с Албанией, Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией (границы бывшей СФРЮ).    Площадь — 255.800 кв. км (быв. СФРЮ).    Население — свыше 23.600.000 (на 1989 г.).    Столица — Белград — 1.500.000 (с пригородами).    В СФРЮ входили 6 республик: Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория. В СРЮ входят Сербия и Черногория.    Исторический очерк Сербской Православной Церкви    В 1969 году исполнилось 750 лет со дня провозглашения автокефалии Сербской Православной Церкви, или, как ее обычно называют сербы по имени первого организатора автокефалии Церкви и великого поборника национальных интересов своего народа святителя Саввы, Святосаввской Православной Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Комитет еще раз напоминает о принятом и распространенном Сербской Церковью «Меморандуме о Косово и Метохии». Этот документ был поддержан сербской общественностью Косово и Метохии, государственными структурами Сербии и СиЧ, а также авторитетными представителями мировой общественности. Комитет напоминает, что государство Сербия издало Декларацию о Косово и Метохии, поддержанную Церковью, а Координационный центр СиЧ, во главе с господином Небойшей Човичем, принял Резолуцию о защите сербских национальных интересов и прав республики Сербии в Косово и Метохии (в семи пунктах, от 17 декабря 2003 года). Этот документ также поддержан представителями Сербской Церкви и непосредственно Комитетом Архиерейского Собора по Косово и Метохии, потому что, как сказал епископ Рашко-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий: «Сербский народ на этих территориях желает свободной и достойной жизни, но не может принять того, что ему взамен Родины предлагают некие абстрактные права меньшинства в обществе, которое косовские албанцы кроят исключительно по своим меркам и согласно своим интересам. Документ «Стандарты для Косово», в котором ни единым словом не упоминается суверенитет Сербии и Черногории и существенные положения Резолюции 1244 Совета безопасности ООН… должен быть срочно пересмотрен для того, чтобы стать приемлемым и для сербского общества. Ложью является и злонамеренное утверждение некоторых международных и наших «душепопечитилей», что Сербия не может войти в Европу и мир с Косово и Метохией. Именно без Косово и Метохии с открытым процессом дальнейшей территориальной дезинтеграции наши южные территории неизбежно бы пережили сецессию, Сербия свое историческое самоубийство, а сербский народ утратил бы свои исторические корни и фундамент своего духовного и национального бытия». Комитет Священного Архиерейского Собора поражен пристрастностью ответственных структур международного сообщества по отношению к албанскому обществу в Косово и Метохии. Своим отношением они игнорируют сербов и других представителей неалбанского населения, проживающих на этих землях на протяжении веков. Комитет обеспокоен неактивностью УНМИК в деле раскрытия многочисленных преступлений (особенно убийств и захватов сербов и др.), и фактов разрушений и осквернения сербских церковно-народных святынь. Последние примеры подобного вандализма: осквернение святынь в Сушице, нападения на церковь в Приштине, и взрыв гранаты в церкви в Урошевце.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Н. пользовался колоссальным авторитетом при жизни, его именовали «Дедушка Владыко», и сразу после смерти он стал почитаться святым. Прп. Иустин (Попович) называл Н. величайшим сербом после св. Саввы, евангелистом и апостолом. Было зафиксировано неск. чудес по молитвам к нему. В 1971 г., по свидетельству иером. Амфилохия (Радовича ; впосл. митрополит Черногорский и Приморский) и свящ. Драголюба Милича, когда иером. Афанасий (Евтич ; впосл. епископ) служил парастас на могиле Н. в монастыре свт. Саввы, в закрытой на ключ церкви слышалось пение. Сообщалось также о неск. исцелениях от платка, над к-рым Н. прочитал молитву. Обретение мощей Н., согласно решению Синода СПЦ, состоялось 14 марта 1991 г. Тогда по просьбам верующих от кости его руки была отделена частица и оставлена в мон-ре свт. Саввы Сербского в Либертивилле. 3 мая 1991 г. мощи Н. прибыли в Белград и положены в соборе свт. Саввы Сербского на Врачаре. С 5 по 12 мая мощи находились в мон-ре Жича, где им поклонилось неск. тысяч человек. В эти дни в г. Валево в память о святителе прошли мероприятия под названием «В честь Николая». 12 мая мощи торжественно внесли в построенную Н. и его отцом ц. свт. Николая Чудотворца в с. Лелич и положили в раку в юж. части наоса. В 1996 г. община при этом храме была преобразована в муж. мон-рь. В том же году на службу в честь 5-летия перенесения мощей Н. из США и 40-летия со дня его упокоения, к-рую совершил патриарх Сербский Павел (Стойчевич) , пришли 6 тыс. чел. ( Лома и др. 1999). При обители создан музей памяти святителя. 19 мая 2003 г. Архиерейский Собор СПЦ единогласно принял решение о внесении имени Н. в список святых как святителя. Днями его памяти были определены день упокоения и день перенесения мощей из США в Сербию (20 апр. ст. ст.). Торжественную Архиерейскую литургию в честь канонизации святителя отслужили 24 мая в соборе свт. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Первым изображением Н. (1945) считается фреска в с. Горне-Ратай близ г. Александровац (Сербия), а первую его икону написали монахини мон-ря Челие в 1986 г. Также он изображен с др. святыми во фресковых сценах «Собор святых Северной Америки» в Свято-Троицкой ц. в г. Парма (шт. Огайо, США), «Святые новомученики Ясеновацкие и Глинские и свт. Николай в Дахау» и «Свт. Николай Жичский» в ц. Нова-Грачаница близ г. Чикаго (США), «Встреча св. Силуана Афонского и св. владыки Николая» в соборном зале и «Собор новых святителей» в трапезной мон-ря св. Иоанна Крестителя в г. Молдон (графство Эссекс, Великобритания); «Св. Николай и св. Иустин Новый» в ц. Воскресения Христова (г. Чикаго) и в г. Любляна (Словения) в мон-ре Каона , в храме с. Люляци (Сербия) и др. Во имя Н. освящено неск. храмов, в т. ч. церковь, построенная на месте дома его родителей в с. Лелич (2006). Сочинения

http://pravenc.ru/text/Николая ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ (Митрович Воислав; 26.05.1913, дер. Старо-Село близ г. Гламоч, Босния - 13.09.1992, г. Валево, Сербия), митр. Дабро-Босанский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Начальное образование получил в Гламоче, затем окончил гимназию в Приедоре, семинарию в Сараеве и Богословский фак-т Белградского ун-та. С 1932 по 1935 г. служил в церковном суде в Баня-Луке. С 1940 по 1946 г. законоучитель в школах Боснии и Сербии. С 1950 г. профессор богословия в семинарии при мон-ре Раковица. В этом же мон-ре 15 мая 1952 г. митр. Дабро-Босанским Нектарием (Крулем) пострижен в монашество, 28 июня рукоположен во диакона, 27 янв. 1953 г.- во иерея. В 1953 г. возведен в чин синкелла, с 1955 г. протосинкелл. 31 июля 1955 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинского. Восстановил мн. храмы и неск. мон-рей, пострадавших во время второй мировой войны, рукоположил значительное число священнослужителей. В 1966 г., после смерти митр. Нектария, назначен администратором Дабро-Босанской епархии. В 1967 г. был переведен на Сараевскую кафедру с сохранением управления Захумско-Герцеговинской епархией. Особое внимание уделял увеличению числа и повышению уровня образования священнослужителей. Организовывал в епархиях проведение празднований в честь св. Саввы Сербского и важных дат истории Сербии. Был с офиц. визитами в Женеве, Москве, Бухаресте и др. Председательствовал на Соборе СПЦ 1990 г. по избранию нового Патриарха Сербского. В 1991 г., несмотря на начало гражданской войны, не покинул епархию и проживал в мон-ре Житомислич, подвергавшемся в этот период обстрелу усташских бригад. В 1992 г. из-за болезни был перевезен в Белград, в мае 1992 г. почислен на покой с определением проживания в мон-ре Докмир под г. Уб (Сербия). Там же был похоронен. В сент. 2002 г., согласно завещанию В., его останки были перенесены и захоронены в соборной церкви Сараева. Лит.: J. Н. Светосавске свечаности у 1975. 206. С. 15; С. , прота. Велико у Capajeby//Там же. 1977. 236. С. 8; Српски jepapcu. С. 91-92; Пр. Владислав (1913-1992): Српска православна enapxuja дабро-босанска - шематизм. 2004. С. 151-187. Пр. Пузович, А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/154997.html

20 Служба иже во святых отцу нашемы митрополиту богомудренну господарю Черногории Петру Первому, чудотворцу Цетиньскому (18 октября)/Изд. Цетиньскаго монастыря. Москва: Синодальная типография, 1895. (далее: Служба господарю Черногории…). 21 О процессе утверждения служб см.: Мирошниченко М.В. Языковой аспект литургических текстов глазами Синодальной цензуры//Русская речь. 2022. No 2. С. 96–109. DOI: 10.31857/S013161170019846–9. 22 Кравецкий А.Г., Мирошниченко М.В. Материалы к истории церковных служб, появившихся в синодальный период церковной истории//Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова . 2021. 1. С. 172–173. DOI: 10.31912/pvrli-2023.1.9. 23 По рапорту преосвященного митрополита Санкт-Петербургского с ходатайством митрополита Черногорского о напечатании в Московской синодальной типографии Службы святителю Петру митрополиту Черногорскому, Цетинскому чудотворцу и жизнеописания его .//РГИА. Ф. 796. Оп. 175 (1894). Д. 3182. (Далее: По рапорту митрополита Санкт-Петербургского…). В вышедшем недавно сборнике документов, связанных с российско-черногорскими отношениями (Василик В.В. Российско-черногорские отношения в документах РГИА СПб, 2015), это дело не упомянуто. 25 О том, что автором этой службы является митрополит Михаил, упоминают многие источники: Лампар 2019:698; Gil. Serbska Hymnografia Narodowa… P. 117. 26 В 1834 г.в Цетине митрополитом Петром II Петровичем Негошем была учреждена типография, для которой в Триесте был закуплен церковный шрифт. В этой типографии, в частности, было напечатано послание об открытии мощей святителя Петра I и молитва ему. Типография просуществовала до 1852 года, когда имеющиеся в ней шрифты были перелиты на пули. См.: Лавров П.А. Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его литературная деятельность. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1887. С. 56–57. 27 Кирилл (Йович, 1837–после 1904) имел давние связи с Россией. Окончив Московскую духовную академию, он был профессором, а затем ректором Белградской семинарии, преподавал русский язык в светских учебных заведениях Белграда, а с 1891 по 1904 г. был настоятелем московского Сербского подворья. Занимался литературной деятельностью, переведя на сербский язык ряд произведений русской художественной литературы. См.: Москва – Београд – – Сербия, Белград – Россия: документа и Том 2 Общтественно-политические связи. 1804–1878 составители Мирослав и др. Београд– Москва, 2011. С. 542.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Христа Пантократора монастыря в Дечанах (Косово и Метохия) ростовой образ И. П. находится в верхнем регистре на столпе храма (ок. 1348), сцена мучения представлена в нартексе (ок. 1350). Изображения И. П. сохранились в росписях ц. Спасителя в серб. мон-ре Жича (1309-1316), в соборе мон-ря Манасия (Ресава, Сербия, нач. XV в.); на фреске мон-ря ап. Иоанна Богослова в Поганово (Болгария, ок. 1499) и др. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58) он изображен в медальоне среди мучеников (Л. 56 об.) и в рост в позе оранта под 27 нояб. (Л. 88 об.), оба раза без головного убора. Сцена мучения И. П. иногда встречается в иконописи, как, напр., на иконе из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (сер. XVI в., Иконная галерея, Охрид). В левой части иконы изображено рассечение великомученика, в правой - И. П. в мученическом венце, с крестом в руке. Его венец и одежда с длинными полыми рукавами напоминают костюмы балканской знати. Вмч. Иаков Персинянин. Роспись ц. св. Апостола в Пече. Ок. 1260 г. Вмч. Иаков Персинянин. Роспись ц. св. Апостола в Пече. Ок. 1260 г. В поствизант. монументальной живописи сохранялись оба основных иконографических типа изображения И. П. Фигура святого была представлена среди св. воинов-мучеников, располагавшихся в нижних зонах росписи кафоликонов ряда мон-рей: лавры св. Афанасия на Афоне (1535); св. Варвары Русану (1546), св. Варлаама (1548, мастер Франгос Кателанос) и Преображения (1552, мастер Джорджи) в Метеорах; Дионисиат и Григориат на Афоне (1768-1779) (1546-1547, мастер Зорзис Критянин); Филантропинон на о-ве оз. Памвотида (Янина) (1531/32, 1542); Сучевица в Румынии (80-е гг. XVI в.); Пива в Черногории (1604-1606), а также в церквах вмч. Георгия в с. Воронец в Румынии (1547-1550), Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке в Греции (1573), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) в Греции (1634) и др. В поствизант. живописи бытуют разные варианты изображений костюма, головной убор И. П. часто напоминает экзотический шлем с украшениями. Почитание И. П. было распространено и в Др. Руси. Одно из первых изображений И. П. встречается в соборе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), о чем свидетельствует сохранившееся граффити. И. П. изображен молодым, с едва проступившей бородой, в хитоне и гиматии с тавлионом. Сохранилось его полуфигурное изображение в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167) на юж. стене под хорами в составе композиции «Страшный Суд». Исследователи объясняют появление этого изображения тем, что страдания И. П. воспринимались как исполнение пророчества Иисуса Христа о разделении праведников и грешников и как указание на связь образа И. П. с темой Второго пришествия. Головной убор И. П. напоминает небольшую шапочку ветхозаветных пророков, плащ богато украшен жемчугом, в правой руке крест.

http://pravenc.ru/text/200345.html

– В. Теплов, Греко-болгарский церковный вопрос (СПб. 1889 г.); – И. Пальмов, Болгарская экзархийская церковь , первоначальное и современное её устройство (СПб., 1896 г.); – И. Овсяный, Болгария и болгары (СПб., 1900 г.); Обзоры болгарской церковной жизни в «Церковном Вестнике», «Страннике», «Чтениях в обществе любителей духовного просвещения», «Богословском Вестнике» и др.; – Шонов, България в церковно отношение (Пловдив, 1889 г.); Юбилеен сборник по случай 50-г. на българската журналистика (София, 1894 г.); – Димитров Княжество България. 3 части (Пловдив, 1895–1896 гг.); – Иречек, Княжество България (в болг. переводе); (Пловдив, 1899 г.); Юбилеен сборник по случай 25-г. от первия випуск на Габровската Акриловска гимназия (Пловдив, 1900 г.); «Периодическо списание на Българска то книжовно дружество» и др. болгарские журналы, указываемые в тексте. По истории церкви в Черногории XIX в. – Е. Голубинский, Краткий очерк истории православных церквей – болгарской, румынской и сербской (Москва, 1871 г.); – Архим.: Н. Дучич, Ucmopuja српске православие цркве (Биоград, 1894 г.); – И. Ровинский, новейший капитальный труд: Черногория в её прошлом и настоящем, тт. I–II (СПб., 1888–1897–1901 г.), и др. сочинения, поименованные в выше названных. По истории сербских церквей XIX в. – в королевстве, Австро-Угрии и Боснии с Герцеговиной – Н. Попов, Россия и Сербия, в 2 частях (Москва, 1869 г.); Е. Голубинский , Краткий очерк истории православных церквей – болгарской, румынской и сербской (Москва, 1871 г.); – Архим. Н. Дучич, Ucmopuja српске православие цркве (Биогр., 1894 г.); – И. Пальмов, Церковное устройство, судоустройство и судопроизводство в Сербии по закону 1890 г. – русский перевод с предисловием автора (СПб., 1893 г.) и статьи того же автора в «Церк. Вестнике» за 1890 г. 27–29) и следующее годы до 1901 г., а русский перевод сербского церковного закона – от 30 сент. 1862 г. напечатан в «Чтениях моск. общества любителей духовного просвещения», за 1870 г., кн. 10; – М. Чельцов, Церковь королевства сербского (СПб., 1899 г);

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

– И Пальмов, Памяти высокопреосвященнейшего Михаила, архиепископа белградского и митр. сербского (СПб., 1898 г.); – Л. Березин, Хорватия, Славония, Далмация и Военная Граница, в 2 томах (СПб. 1879 г.); – Ст. Павловин, Срби у Yropckoj, еихова повесница, повластнце, црква, и пр. (У Новом Саду, 1883 г.); – Еп. Никодим Милаш , Православна Дaлмaцuja (Нови Сад, 1901 г.), и др. сочинения, поименованные в вышеназванных. Для истории церкви в XIX веке в Боснии и Герцеговина – кроме трудов. Голубинского, Дучича и др. – можно находить сведения и указания на специальные сочинения и статьи в новейшем труде – Ал. Харузина, «Босния Герцеговина» (СПб., 1901 г.), и также и в ранее вышедшем труде – Н. Овсяного, «Сербия и Сербы» (СПб., 1898 г.). Приложение IV. Главные источники и пособия по истории румынской церкви в XIX веке: – Istoria rumînilar. Xenopol Jassi, т. e. «История румын», соч. Ксенопола, Яссы, 1888 г. – Экзарх Гавриил Банулееку, Бодони, экзарх молдовлахийский соч. Стадницкого. Кишинёв, 1894 г. – Его же. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях. Кишинёв, 1894 г. – Его же. Положение православного духовенства в Румынии. Кишинёв, 1890 г. – Колокольцев. Устройство управления румынской православной церкви (со времени автокефальности). Историко-каноническое наследование. Казань, 1897 г. – Из истории румынской церкви, статья Курганова, помещённая в Учёных записках Казанского университета за 1899, 1900 и 1901 годы. – Многочисленные статьи Г.П. Самуряна, плодовитого румынского церковного историка, помещённые им в разное время в «Церковном Вестнике», «Христианском Чтении», «Востоке», «Русском Паломнике», «Страннике», «Моск. Церк. Ведомостях» и других повременных изданиях. – Е.Е. Голубинский. Краткий очерк истории православных церквей: болгарской, сербской и румынской или молдованской (Москва, 1876 г.). – Лашков. Тёмный период в истории Румынии (Кишинёв, ст. ведомость 1886 года) и другие. Приложение V. Источники и пособия по Истории Русской Церкви указаны в самом тексте

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В сербском монастыре Жича пройдет международный духовно-научный симпозиум о женском монашестве Белград, 31 августа 2011 г. В сербском монастыре Жича с 1 по 4 сентября пройдет международный духовно-научный симпозиум о женском монашестве, передает Седмица.Ru по материалам официального сайта Сербской Православной Церкви. Монастырь Жича, который отмечает в этом году 800-летие основания, был выбран местом проведения симпозиума не случайно - эта обитель была первым местопребыванием кафедры Сербской Православной архепископии, основанной святителем Саввой Сербским. Здесь же был коронован первый сербский король, родной брат святителя Саввы, святой Стефан Первовенчанный. В симпозиуме, который призван подчеркнуть преемственность и жизнеспособность традиции сербской духовности, заложенной святыми братьями Саввой и Стефаном, примут участие более 250 гостей из Сербии, Черногории, Республики Сербской, Хорватии, России, Греции, Кипра, Израиля, Франции, Польши, Румынии. Среди докладов заявлены следующие: " Библейские предпосылки возникновения женского монашества " (епископ Егарский Фотий, Сербская Православная Церковь), " Предпосылки богослужебной жизни в женском монашестве " (епископ Рашско-Призренский Феодосий, Сербская Православная Церковь), " Женское монашество в Антиохийской Патриархии: Современное положение и возможности обновления " (митрополит Веррийский и Александреттский Павел, Антиохийская Православная Церковь), " Вклад женского монашества в пастырское служение Церкви " (митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, Элладская Православная Церковь), " Женское монашество III-IV в.: после Христа до иконоборчества " (др. К. Кончаревич, Сербия), " Женское монашество по Житиям святых Мелании и Макрины " (др. Е. Жукова, Россия), " Византийское государственное законодательство о женском монашестве " (др. К. Пицакис, Греция), и т.д. После окончания симпозиума, сделанные на нем доклады и выступления будут опубликованы в специальном сборнике. 31 августа 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48378.html

Анонимные сочинения: Жития (проложные) равноап. кнг. Ольги (2 редакции), варягов-мучеников Феодора и Иоанна, равноап. кн. Владимира, святых Бориса и Глеба и отдельно Глеба, прп. Феодосия Печерского, св. кн. Феодора (Мстислава) Владимировича ( Павлова. 2001; она же. 2004), Повесть о перенесении мощей свт. Николая в Бари (в составе сб. ГИМ. Хлуд. 241, ок. 1451 г.), кондаки и икосы святым Борису и Глебу, прп. Феодосию Печерскому и на перенесение мощей свт. Николая (в Кондакаре при серб. сб. ГИМ. Хлуд. 189, нач. XIV в.), «Предисловие покаянию» («Наставление иерею с упоминанием изгойства»), новгородское «Слово от Апостола» ( Турилов. 1993. С. 33-34; он же. 1996), «Слово о небесных силах», приписываемое в заглавии Кириллу Философу. 2. Переводы, выполненные рус. книжниками (самостоятельно или в сотрудничестве с юж. славянами): Пролог редакции Константина, митр. Мокисийского ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 36-42; Mo š in. 1959), Пандекты Никона Черногорца ( Турилов. 1993. С. 35-37; Максимович. 1998), Синодик в Неделю православия ( Мошин. 1959-1961), чин исповеди в составе Зайковского болг. ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 51-52) и Дечанского серб. (Сербия, мон-рь Дечаны, 67) Требников 1-й пол. XIV в., Житие св. Андрея Юродивого ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49), Толкования Никиты, еп. Ираклийского, на 16 слов свт. Григория Богослова ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 59-60; Турилов. 1993. С. 28), «Повесть об Акире премудром», «Пчела», моностихи Менандра ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 42-47; Турилов. 1993. С. 34-35), чудеса свт. Николая об Агриковом сыне Василии, о Димитрии и «о ковре» ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 47-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101), «Слово о злоноривых женах» ( Miklas. 1988. S. 446), апокрифические Вопросы ап. Варфоломея к Христу (старший список в составе сб. 2-й пол. XIV в.- Дечаны. 103; ср.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 90-93), возможно, «Повесть о царе-казарине» в составе того же сборника и др. Нерешенным остается вопрос о происхождении восточнослав. лексики в серб. переводах, выполненных в окружении свт. Саввы Сербского и при его вероятном непосредственном участии, в первую очередь в Номоканоне с толкованиями (Кормчая серб. редакции). Присутствие здесь восточнослав. лексики может объясняться как участием рус. переводчиков, так и престижем восточнослав. книжной лексики на слав. Афоне на рубеже XII и XIII вв.

http://pravenc.ru/text/180423.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010