Берзинь говорит, что больно слушать упреки деятелям прошлого в том, что они якобы недостаточно заботились о своем духовном стаде: ведь и они, так же как и мы, были лишь рабами общих условий. Тем не менее было бы лучше и справедливее, чтобы на ниве духовного просвещения латышей работали бы сами латыши. Не будем так много спорить о зависимости или независимости, заканчивает оратор, обратимся лучше непосредственно к вопросам устроения своей церковной жизни. Янсон указывает, что нам надлежит идти эволюционным путем, т.е. нам прежде всего необходимо иметь духовного главу, а за сим дальнейшее выяснится само собою. Хотя символ веры и говорит о единой христовой церкви, но мы можем быть в такой же мере самостоятельными, как Черногория, Сербия, Болгария и др. церкви. Духовное единение мы можем поддерживать со всеми православными церквами и в молитвах своих поминать всех епископов и патриархов. Посылать же сейчас кого-либо из наших лучших братьев в Москву означало бы обречь его на смертную казнь, чему примером могут нам служить епископ Платон и о.о. Бежаницкий и Блейве. Большевики этого только и ждут...» 26 февраля. На послеобеденном заседании Поместного православного собора выступил член Всероссийского поместного собора в Москве учитель Петр Маршан: «Маршан, в качестве члена Всероссийского поместного собора в Москве, дает пояснения: на Московском Соборе в 1918 году по вопросу о строе духовного управления в Прибалтийском крае преобладало мнение, что здесь должны быть 3 епископа: епископ-викарий для латышей, такой же для эстов и архиепископ с кафедрой в Риге. Также и на Юрьевском епархиальном съезде в 1917 году было постановлено избрать 3 епископов. Оратор рекомендует просить епископа Иоанна (Поммера) как латыша по происхождению, занять епископскую кафедру в Латвии. Оратор уверяет, что епископ Иоанн (Поммер) истинный демократ и что, в случае избрания его во епископа Латвии, он согласиться занять епископскую кафедру на своей родине, – пожертвует свои силы и знания Латвии». ЛГИА Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В росписи ряда афонских храмов М. представлен: в наосе кафоликона мон-ря Пантократор (1363-1380); в наосе кафоликона Вел. Лавры (1534/35, мастер мон. Феофан Критский); в парекклисионе Панагии Парамифии мон-ря Ватопед (1677/78) и др. Несмотря на то что в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота имя М. не приведено в описании композиции, отражающей событие «Восстановления святых икон», его образ входит в изображение на иконах праздника Торжества Православия. М. благодаря полной надписи опознается на 2 иконах работы иконописца Э. Дзанфурнариса кон. XVI - нач. XVII в. (Музей греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции; Музей Бенаки, Афины) (см.: Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Коллекция Музея греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции. М.; Венеция, 2009. Кат. 58. С. 140-141). Святой представлен в верхней зоне иконы слева, в группе святителей; он - старец с длинной клиновидной бородой. В минейных циклах на май изображение М. представлено в стенописи, миниатюрах, на иконах, гравюрах. Под 22 мая он изображен в частично сохранившемся настенном минологии в нартексе ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320) - поясная фигура старца с клиновидной бородой до середины груди, облачен в полиставрий (крещатую фелонь); атрибутируется по надписи «O αγιος Συναδων ». Согласно атрибуции П. Мийовича (именование Синадский в надписи при имени отсутствует), ростовой образ М., также старца в полиставрии, но с бородой, раздваивающейся на конце на длинные пряди, включен в минологий на май в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - правой рукой перед грудью благословляет, в покровенной фелонью левой руке на омофоре держит Евангелие. Погрудный образ с полной надписью - в росписи ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561); ростовой (только имя) - в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718). На миниатюре в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 115, кон. XV в.) образ М. помещен в минейной части под 23 мая; прямолично, в рост, облачен в розового оттенка фелонь и голубой подризник, с палицей, правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие, характеристика облика та же, что в др.

http://pravenc.ru/text/2563612.html

В октябре 1974 года гостями Русской Православной Церкви были делегаты Сербской Православной Церкви во главе с Патриархом Германом. Ровно через год (в октябре 1975 года) в Советском Союзе находились представители сербских Духовных школ, которые ознакомились с жизнью Духовных школ Москвы, Ленинграда и Одессы. В марте 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встречался в Фанаре (Стамбул) со Святейшим Патриархом Сербским Павлом, когда Предстоятели четырнадцати Поместных Православных Церквей подписали Послание, где выразили свои позиции по волнующим сегодня и христианский, и нехристианский мир Многократные взаимные визиты деятелей Русской и Сербской Православных Церквей, обмен мнениями по важнейшим церковным вопросам, обмен праздничными посланиями Предстоятелей Церквей к Рождеству Христову и Святой Пасхе, братские приветствия по случаю важнейших церковных событий Церквей–Сестер, обмен церковными изданиями, обучение в наших Духовных школах студентов Сербской Православной Церкви и др. — все это свидетельствует, что между обеими Церквами не прерываются традиционные живые братские отношения. 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Сербская Православная Церковь поддерживает братские связи и с другими Автокефальными Православными Церквами, а также с инославными исповеданиями. С 1965 года она входит в качеств деятельного члена в экуменическую организацию — Всемирный Совет Церквей. На IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Упсале с 4 по 19 июля 1968 года, Патриарх Герман бы единодушно избран одним из президентов Всемирного Совета Церквей. В начале 1974 года в Вене был открыт Сербский православны центр, в помещении которого имеются часовня, библиотека, читальный зал и клуб. Здесь же действует и социальная служба, консультанты которой оказывают помощь обращающимся к ним.. Вместе с прочими Поместными Православными Церквам и христианскими объединениями Церковь святого Саввы участвует в борьбе за установление прочного мира на Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Матфея, также хранившимся в базилике Санта-Джустина). Изотопный анализ свинца 1-й пластины указывает ренессансную эпоху, в то время как анализ текста и написание букв относят к VI в. Видимо, текст с утраченной первоначальной пластины был скопирован на новую поверхность в период обретения и освидетельствования мощей. В правосл. странах в наст. время почитаются десница Л. в мон-ре прп. Дионисия на Афоне и в ц. Петница близ Валева (Сербия), левая рука - в ц. свт. Николая Чудотворца в Клисто (Эвритания, Греция), части левой руки - в ц. ап. Луки в с. Айос-Лукас близ Яницы (Пела, Греция), стопа - в мон-ре Косириево (Черногория). Частицы мощей Л. находятся в Греции в мон-рях: Пантократор, Великая Лавра, Иверский, Пантелеимонов и Кастамонит (все на Афоне), Прусу (Эвритания), Агия-Лавра близ Калавриты (Пелопоннес), Живоносного Источника (о-в Патмос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в ц. Живоносного Источника в Эйо (Пелопоннес); на Кипре в мон-рях Киккском и Хрисорройятисса; в Израиле в храме Воскресения Христова в Иерусалиме; в Сербии - в Русской ц. в Белграде и в мон-рях Бошняне и Челие; в Черногории в мон-рях Калудра и Жупа близ Никшича, в ц. ап. Луки в Которе ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 208; Д. Српски светачник. Београд, 2008. С. 281). На Руси В XVI-XVII вв. частицы мощей Л. неоднократно доставляли в Москву с правосл. Востока: в 1603 г. частицу привез архим. Григорий в дар от Иерусалимского патриарха ( Муравьев. 1858. T. 1. С. 280), в 1605 г.- синайский архим. Иоасаф (включена в панагию с мощами др. святых - Там же. С. 305-306), в 1628-1629 гг.- архим. Симеон из Архангельского мон-ря на Кипре ( Муравьев. 1860. Т. 2. С. 65), в 1629 г.- архим. Иоасаф из Никольского мон-ря на Кипре (Там же. С. 71), в 1642 г.- архиеп. Парфений Кипрский (Там же. С. 225), в 1645 г.- архим. Иеремия из Мореи (Там же. С. 274), в 1654-1655 или 1665-1667 гг.- патриарх Макарий III Антиохийский ( Успенский. 1902.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

   Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию. Македонская Православная Церковь    Особое место в истории Сербской Православной Церкви занимает Автономная Македонская Православная Церковь.    В начале октября 1958 года в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, основал автономную Македонскую Православную Церковь и избрал ее первого Митрополита в лице молодого, сотрудника Белградской Патриархии — епископа Досифея. А в июле 1967 года Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения Матери-Церкви объявил свою Церковь автокефальной. Охридские Соборы явились результатом целого ряда событий в Македонии.    Македония расположена у южной границы Союзной Республики Югославии. Восточные (исторические) области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства. Один из великих античных полководцев и завоевателей Александр, названный Македонским, происходил из царской династии в Македонии. Выгодное географическое положение Македонии — центр Балканского полуострова — сделало ее спорной территорией для соседних стран. 1. Краткая история с древнейших времен    Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313), провозгласившего свободу для исповедования христианской веры. Уже вскоре после издания упомянутого эдикта в Скопье-административном центре Македонии-была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора (347).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

С первых лет правления В. Б. развивалось антивизант. движение на Балканах, возглавленное т. н. комитопулами, сыновьями комита Николая Шишмана Давидом, Аароном, Моисеем и Самуилом - болг. знатной фамилией, объявившей себя наследницей царей Болгарии. Восстание началось еще в последние годы правления имп. Иоанна Цимисхия, а после его смерти в 976 г. из К-поля в Болгарию были отправлены Петр, Борис и Роман - сыновья покойного болг. царя Петра. Возможно, правительство В. Б. надеялось противопоставить восставшим родственников легитимного царя, но этот план не удался. В первые годы правления из-за мятежей на Востоке В. Б. был не в состоянии бороться с комитопулами, и к кон. 70-х гг. Х в. под их контролем была уже почти вся зап. часть Балканского п-ова (совр. Зап. Болгария, Сербия, Черногория, Македония, Албания, Сев. Греция), и здесь образовалось Зап. Болгарское гос-во (980-1018) со столицами в Охриде и Преспе. Ок. 980 г. власть сосредоточил в своих руках младший из комитопулов Самуил (коронован в 997). Летом 986 г. В. Б. предпринял 1-й поход против болгар; его войско безрезультатно осаждало Сердику (совр. София), а при отходе было разгромлено в Ихтиманском ущелье. После этого в течение неск. лет В. Б. был опять занят гражданской войной, и новую крупную кампанию византийцы предприняли лишь в 991-994 гг. В дальнейшем война велась с переменным успехом, сопровождалась большими жертвами среди мирного населения и нанесла большой экономический урон региону. Обе стороны организовывали массовые переселения: славяне расселялись в греч. районах Балкан, греки - в Македонии и Эпире, проводились выселения славян в Анатолию, и их земли раздавались выходцам с Кавказа - армянам и грузинам. С 1001 г., когда был заключен мир на Востоке, все силы В. Б. были направлены на борьбу с болгарами. За неск. лет были заняты крупнейшие крепости Преслав, Видин, Скопье и др. В июле 1014 г. В. Б. нанес болгарам решающее поражение в битве у горы Беласица (Родопы). По приказу императора были ослеплены 14 тыс. пленных болг. воинов. После смерти царя Самуила (окт. 1014) его наследники Гавриил Радомир и затем Иоанн Владислав уже не смогли оказать В. Б. существенного сопротивления. В февр. 1018 г. последний западноболг. царь Иоанн Владислав погиб при осаде Диррахия, его вдова Мария отказалась от своих прав на болг. престол в пользу императора. Почти 40-летняя война завершилась триумфальным въездом В. Б. в Охрид. Внешняя политика на других направлениях

http://pravenc.ru/text/150781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (Максимович-Вукосавлевич; 12.01.1788, с. Ежевица близ г. Ужице - 28.02.1853, г. Чачак), еп. Ужицкий Сербской митрополии. Род. в семье Максима и Госпавы. Получил образование в монастырях Каменац , Морача и Св. Троицы, выучил греч. язык в монастыре Раковица под Белградом. Принял монашество в 1808 г. в Белграде по благословению митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) , затем был рукоположен во диакона и иерея. Жил в мон-ре Николе, участвовал в обновлении Преображенского и Сретенского мон-рей в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). 30 нояб. 1830 г. митр. Белградский Анфим возвел его в сан архимандрита. После дарования автономии правосл. Церкви в Княжестве Сербия как кандидат в епископы в июле 1831 г. направлен к К-польскому патриарху, где 19 авг. был хиротонисан во епископа, на следующий день после хиротонии архиеп. Белградского и митр. Сербского Мелетия (Павловича) : они стали первыми архиереями формировавшейся церковной структуры в Сербии. Еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович) сообщал, что было предложение поставить Н. во главе Шабацкой епархии с резиденцией в г. Чачак, но по его просьбе ему дали Ужицкую епархию, откуда он был родом. По неясным причинам, возможно из-за конфликта с братом серб. кн. Милоша Обреновича, в 1832 г. Н. вместе с игум. Паисием из мон-ря Св. Троицы (без уведомления митр. Белградского Мелетия) уехал в Черногорию. В тот период Черногорская митрополичья кафедра вдовствовала, поэтому по просьбе архим. Петра (см. Петр II (Петрович Негош) ) Н. стал заниматься подготовкой священников к рукоположению. Власти Черногории поначалу планировали выделить Н. один из мон-рей, вероятно Велику-Ремету, но, желая избежать недоразумений с властями Сербии, попросили их убедить его вернуться. В результате личных уговоров архим. Петра и благодаря нескольким письмам митр. Мелетия в 1833 г. Н. вернулся в Сербию и продолжил управление Ужицкой епархией. В 1837 г. построил в Чачаке епископский двор. Много средств вложил в ремонт Преображенского и Сретенского мон-рей, в последнем построил конак и др. помещения, подарил обители резной иконостас.

http://pravenc.ru/text/2565494.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Белграде открылась первая выставка Архива Сербской Православной Церкви 31.10.2013 В Музее Сербской Православной Церкви в Белграде открылась первая выставка Архива СПЦ, сообщает официальный сайт Сербской Патриархии. На выставке представлены документы из архива, иллюстрирующие жизнь Белградской митрополии и её контакты с областями сербского расселения с начала XIX в. до 1918 г. На торжественном открытии выставки присутствовали Патриарх Сербский Ириней, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископы Зворникско-Тузланский Хризостом и Липлянский Иоанн. Представленные документы повествуют о духовенстве, храмах, церковной миссии, церковном суде, источниках финансирования и свидетельствуют о духовном присутствии Сербской Православной Церкви в сербских землях, находившихся в тот период под властью разных стран. Среди представленных документов список 1896 г. русских из Нижнего Новгорода, награжденных за помощь Сербской Церкви, письмо министра просвещения и церковных дел Алимпия Василевича митр. Белградскому Михаилу от 18 авг. 1878 г. о помощи для Призренской семинарии, письмо от 21 мая 1877 г. русского консула из Дубровника И. С. Ястребова митр. Михаилу о материальной помощи сербам, проживающим в окрестностях Призрена, письмо монаха Саввы Дечанца министру иностранных дел о сербских школах в Салониках от 12 авг. 1898 г. и др. В основном на выставке представлены документы из фондов Консистории митрополии Белградского княжества и королевства Сербия, фонды Белградских митрополитов Михаила (1859-1898), Иннокентия (1898-1905) и Димитрия (1905-1920). Идея проведения выставки появилась после обнаружения двух ранее неизвестных памятников — письма сербских предводителей из Восточной Боснии лидерам восстания Карагеоргия 1807 г. и группового портрета членов Большого церковного совета после принятия им решения о воссоздании Печской Патриархии. По характеру выставки можно судить и об истории архивного дела в Сербской Церкви. До конца ХХ в. архив СПЦ находился на чердаке храма св. ап. Марка в Белграде и не вызывал интереса у специалистов, да и сейчас он не имеет необходимых площадей и приспособлений для хранения. В приветственном слове Патриарх Ириней выразил надежду на скорое улучшение условий для хранения и обработки архивных документов. Выставка призвана привлечь специалистов к изучению архивных документов и более широкому освящению истории Сербской Православной Церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 31.10.2013 16:35:50

http://drevo-info.ru/news/16146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Цвийович; 28.08.1878, с. Дрежник, близ г. Ужице, Сербия - 3.07.1957, Белград), митр. Скопский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Пожега, реальную гимназию в Ужице и Белградскую богословию (семинарию). В 1902 г. женился на дочери священника, в 1906 г. овдовел. 15 сент. 1903 г. в г. Чачак рукоположен во диакона, 1 окт. 1903 г.- во иерея. Служил в храмах в с. Драговац и в с. Миоковци близ Чачака. В 1908 г. был направлен на учебу в КДА, в 1912 г. защитил магист. дис. «Вклад сербского священства в освобождение своего народа» ( Павлюченко О. В. Серби та Чophoropцi в Ykpaïhi (XIX - початок XX ст.): Бiorpaфiчhuй словник. К., 2009. С. 156). Вернулся в Сербию и 14 сент. 1912 г. был назначен преподавателем (НЗ, патрологии и пастырского богословия) Белградской семинарии, управляющим монашеской школой в монастыре Раковица и редактором ж. «Гласник» (СПЦ). После начала 1-й Балканской войны (25 сент. 1912) оставил службу в монашеской школе и попытался вступить в действующую армию, примкнул к отряду четников во главе с Войном Поповичем. По нек-рым свидетельствам, во время боевых действий И. попал в плен к туркам, но бежал. В дек. 1912 г. покинул отряд и служил санитаром в военном госпитале в Белграде. 15 сент. 1913 г. принял монашеский постриг в мон-ре Раковица и вновь возглавил монашескую школу. В начале первой мировой войны сформировал отряд из учеников монашеской школы, к-рый в июле 1914 г. участвовал в обороне Белграда. Затем командовал взводом четнического отряда, участвовал в Церской (16-19 авг. 1914) и др. битвах. В кон. лета из-за болезни ног И. был отправлен в тыл, его отряд понес большие потери и был расформирован. Позже как священник 18-го пехотного полка вместе с Дунайской дивизией отступал через Черногорию к Адриатическому м. В нач. 1916 г. вместе с серб. армией отступил на о-в Корфу (Керкира), откуда был направлен с миссией во франц.

http://pravenc.ru/text/578557.html

В К. м. в этот период было 9 епархий: Карловацкая, Бачская, Темишварская, Вршацкая, Пакрацкая, Будимская, Горно-Карловацкая, Костайницкая и Арадская. 13 окт. 1781 г., когда митр. Моисей (Путник ; 1781-1790) управлял К. м., имп. Иосиф II издал Акт о веротерпимости, уравнявший все вероисповедания. 5 апр. 1782 г. была учреждена консисториальная система, которая контролировала заключение браков между православными, дисциплину священнослужителей и монахов, ведение метрических книг на приходах и др. вопросы духовного и церковно-адм. характера. Во время австро-тур. войны 1788-1790 гг. благодаря серб. отрядам Вена временно вернула себе Белград, Валево и Смедерево и одобрила созыв в 1790 г. Темишварского Церковно-Народного Собора, который избрал Карловацким митрополитом Стефана (Стратимировича) и попросил власти выделить сербам земли и вернуть им привилегии. В ответ на эти просьбы власти учредили Иллирийскую придворную канцелярию, упраздненную в 1792 г. Митр. Стефан заботился об укреплении Церкви и смог урегулировать с властями ряд вопросов. Он пользовался авторитетом у сербов в Далмации, Боснии и Герцеговине, Черногории, особенно в Белградском пашалыке, где в 1804 г. было поднято 1-е Сербское восстание и основано Сербское княжество. Оставаясь лояльным к венскому двору, он активно помогал участникам Сербского восстания и благословил священников принимать участие в военных действиях при условии, что при первой возможности они вернутся к духовному служению. Но уважая единство К-польской Патриархии, он отказал лидерам восстания в просьбе поставить епископов на упраздненные кафедры Печской патриархии на освобожденных от османов территориях. После подавления восстания (1813) он защищал бежавших сербов от экстрадиции, поддерживал контакты с кн. Милошем Обреновичем, возглавившим 2-е Сербское восстание (1815), закончившееся созданием автономного княжества Сербия. В 1829 г. владыка добился перевода Далматинской епархии, которую еп. Венедикт (Кралевич) покинул после вхождения Далмации в Австрийскую империю (1815), из юрисдикции К-польской Патриархии в К.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010