Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки († 4 февраля 1908 г.). “Святые не любили”... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн: “Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.” ( 1Ин. 4, 17–18 ). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка о. Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне о. Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: – Преподобный Серафим-то не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его ангела, преподобного Исидора Пелусиота ... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горния селения, батюшку в день своей небесной славы. И подобные совпадения смерти совершенно не случайны. Жития святых отмечают их довольно часто 17 . “Праведники и по смерти живут”, – говорит Слово Божие. Мне неизвестны чудеса блаженного батюшки, но сила одного имени его – велика и по смерти. И все с тем же И. Ф. Лет восемь спустя мне снова пришлось устраивать его на новое место. На этот раз – в том же городе Т., где и я служил тогда. Мы здесь встречались часто, не менее раза в неделю. И странно: редко было, чтобы мы не спорили и не раздражались. – Да, я – всем лишний. Надоел всем. Жить не стоит. Брошусь в воду или под поезд. И вы не любите меня. Келейника своего П. любите больше, чем меня. – Послушайте, И. Ф.! Ну что же я поделаю, если я такой дурной?!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Когда человек приобретет эту молитву, он старается избегать всех людей, по возможности. Он хочет сосредоточиться в себе, хочет, чтобы никто ему не мешал, поэтому во всех монастырях после того, как настоятель, если он опытный, - увидит такое состояние монашествующего, увидит, что у него развилась уже эта молитва, ему разрешал уйти в уединение. Так было и с преп. Серафимом. Несмотря на то, что очень трудно было в то время в монастырях уходить в уединение, Господь устроил таким образом, что ему разрешили уйти, и он много лет жил один в келейке на расстоянии 5 км от монастыря. Здесь он достиг высоких духовных состояний. Здесь он подвергался сильнейшим бесовским искушениям, как и все истинные подвижники. Бесы, то в виде разбойников, то в виде зверей, то страшных чудовищ старались повредить ему, напугать, изгнать его из этой пустынной келии. Однажды они бросили к преподобному кряж такой величины, что 7 человек с великим трудом вытащили его из келии. Здесь же в пустынном лесу он подвергся особому испытанию, которое было попущено Господом преподобному (как попускалось многое и другим подвижникам) по следующей причине. Когда подвижники достигали высокой степени совершенства, то у них разгоралась такая пламенная, непостижимая для нас любовь к Господу, благодарность к Нему за то, что Он пришел на землю, чтобы Своею кровью спасти людей, благодарность за Его крестную жертву, которой стали подаваться нам великие духовные дары, то эта пламенная любовь не могла быть у них ни чем иным утолена, как только какими-либо особыми страданиями и подвигами, которых они испрашивали у Господа и которые с радостью переносили. Подвиги нес и преп. Серафим, все, какие только можно было совершить, но, по-видимому, они не могли удовлетворить души преподобного. И вот по его, несомненно, желанию Господь попустил ему понести и особый тяжкий крест, подобно кресту Своему. В лесу напали на него разбойники, три крестьянина, и потребовали у него денег. Преп. Серафим обладал большой физической силой и, имея в руках топор, совершенно свободно мог бы и с большим числом, а не только с тремя, справиться. Но он положил топор на землю, стал на колени и ответил им, что у него денег нет. Тогда разбойники схватили топор и во многих местах проломили преподобному череп, затем повлекли его к келии, избили его, растоптали грудь, поломали несколько ребер. Преп. Серафим был брошен ими в таком состоянии, что в порядке естественном он должен был умереть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Каждый в отдельности христианин непроизвольно может избрать то или другое состояние, а должен непременно сообразоваться с полученным им от Бога дарованием, следуя, таким образом, в этом случае божественному призванию и высшему абсолютному определению. «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» ( 1Кор. 7, 17 ) 121 . Прозорливый старец всегда сразу видел, какое «дарование от Бога» имеет обращающееся к нему лицо, и в связи с этим подавал свой совет, нередко приводивший вначале в недоумение самого спрашивающего. Так, он не благословил на принятие иночества уже немолодую девушку, с юных лет стремившуюся в монастырь, и предсказал, что она выйдет замуж. Предсказание это, вызвавшее вначале недовольство и даже обиду со стороны девушки, действительно впоследствии сбылось. Одному мальчику он предсказал даже имя его будущей жены – Серафима; в другой раз он все время называл маленькую девочку «ваше превосходительство», приводя этим в недоумение ее родителей: впоследствии, однако, она действительно вышла замуж за генерала. В других случаях преподобный Серафим прозревал в посещавших его детях предизбрание их к монашеской жизни. Родителям одного шестилетнего мальчика он предсказал, что этот сын не будет их кормильцем; когда мальчик по прошествии шести лет вновь посетил Преподобного, первые слова, которые он услышал, были: «Радость моя, тебе следует поступить в монастырь» 122 . Девушке, регулярно посещавшей его с раннего детства, он часто давал понять в иносказательной форме, что ее ждет иноческий путь, и наконец открыто заявил ее родителям: «Ей дорога в Дивеево, в мою обитель к сиротам». А ей сказал: «Тебе нет дороги, матушка, жить у родителей: тебя Божия Матерь семи лет избрала, а они держат тебя у себя» 123 . В беседах с монашествующими преподобный Серафим неоднократно замечал, что «нет лучше монашеского жития 124 , по словам Апостола: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

И таким-то образом благодать Всесвятаго Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее. – Каким же образом, – спросил я батюшку отца Серафима, – узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого? – Это, ваше Боголюбие, очень просто, – отвечал он мне, – потому-то и Господь говорит: «Вся проста суть обретающим разум...». Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит (не надмевает), ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение ему. Про этот разум апостол сказал, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Апостолам же Своим про недостаток этого разума Господь сказал: И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? ( Мк.4:13 ). Опять же про этот разум в Евангелии говорится об апостолах, что «Господь отверз им ум разумению Писания». Находясь в этом разуме, апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и, проникнутые им, и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что их дело свято и вполне угодно Господу Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: Угодно Святому Духу и нам ( Деян.15:28 ), и только на этих основаниях и предлагали свои послания как истину непреложную, на пользу всем верным, – так святые апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божия... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто? Я отвечал: – Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление? Батюшка Отец Серафим отвечал: – Я уже, ваше Боголюбие, подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно? – Надобно, – сказал я, – чтобы я понял это хорошенько. Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Ной выпускает голубя из ковчега Грехопадение – не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна – всемирный потоп . О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф – 912, Енос – 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак – 180, Иаков – 147, Моисей – 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека – 70–80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью… И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7–8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю… но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5–6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» – это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, – спрашивает отец Серафим, – если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые» . Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3–4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, – предполагает отец Серафим.

http://pravoslavie.ru/71153.html

Похоронили его на общем кладбище и на кресте сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 г.). «Святые не любили...» Как он сравнял себя с ними! Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 121 Да святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: «Преподобный-то Серафим не обидится на меня». Так мы говорили лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. И в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота . Значит его святой одноменник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей небесной славы. И подобные совпадения смерти совершенно не случайны. «Жития святых» отмечают их довольно часто 122 .  «Праведники и по смерти живут», – говорит слово Божие (ср.: Мф. 25:46 ; Притч. 10, 25, 30 ). Мне неизвестны чудеса блаженного батюшки, но сила одного имени его велика и по смерти. И все с тем же И.Ф.Л.. Лет восемь спустя мне снова пришлось устраивать его на новое место, на этот раз в том же городе X, где я служил тогда 123 . Мы здесь встречались часто, – не менее раза в неделю. И странно: редко было, чтобы мы не спорили и не раздражались. –  Да, я – всем лишний. Надоел всем. Жить не стоит! Брошусь в воду или под поезд. И вы – не любите меня. Келейника своего П. любите больше, чем меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Преп. Серафим Саровский иногда отвечал на вопросы еще до того, как посетители могли их задать. Во многих случаях его ответ казался совершенно неуместным, даже бессмысленным и ничего не отвечающим, ибо преп. Серафим отвечал не на тот вопрос, который посетитель держал в уме, но на тот, который следовало задать. Во всех таких случаях преп. Серафим полагался на внутреннее озарение от Духа Святого. По его словам, он старался не решать наперед, что сказать в ответ, потому что тогда, когда делал так, его ответ представлял собой просто человеческое мнение, которое может быть ошибочным, а не мысль от Бога. В глазах преп. Серафима связь между старцем и его духовным чадом сильнее смерти: он советовал своим детям продолжать открывать ему помыслы даже после его отшествия из этого мира. Незадолго до смерти он сказал матушкам, которых окормлял: «Когда я умру, приходите ко мне на могилку, и чем чаще, тем лучше. Будет у вас что–нибудь на душе, случится с вами что, приходите ко мне, как когда я был жив, поклонитесь до земли и сложите все ваши скорби на мою могилку. Поведайте мне все, и я услышу вас, и все ваши скорби улетят от вас. И как вы беседовали со мной, пока я был жив, так и потом. Ибо я живу и пребуду вовек». Вторым даром духовного отца является способность любить других и делать их страдания своими. Об одном из египетских gerontes (старцев) кратко и просто сказано: «В нем была любовь, и многие приходили к нему». [  ] В нем была любовь — вот что необходимо для духовного отцовства. Безграничная прозорливость в тайны человеческого сердца, если лишена любовного сострадания, окажется скорее гибельной, чем плодотворной. Кто не способен любить других, не сможет их исцелять. Любовь к другому означает страдание вместе с ним и за него — таково буквальное значение слова «сострадание». «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6, 2). Духовный отец — это тот, кто par excellence носит бремена других. «Старец, — пишет Достоевский в «Братьях Карамазовых», — это тот, кто берет вашу душу, вашу волю в свою душу и свою волю».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Другие образы ангелов, неантропоморфные. Перед вами серафим из церкви Спаса Преображения на Ильине улице, в Новгороде. Феофан Грек расписал эту церковь в 1378 году. Слово «серафим» встречается в Библии в книге пророка Исайи: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». «Серафим» в переводе с древнееврейского означает «пламенеющий, огненный», поэтому в Ерминиях (руководствах для иконописцев) изображать серафимов предписывалось красными. Дионисий Ареопагит писал о них: «…имена сии выражают Богоподобные их свойства. Ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, — также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, — всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение». Патриарх константинопольский Герман писал, что дьяконы во время Литургии изображают серафимов. Именно серафимов и херувимов у нас чаще всего помещают на изображения на рипидах (опахалах, которые используются во время Литургии). На западе, в латинской традиции, серафимов предписывалось изображать голубым цветом, поэтому в XIX веке, на поздних русских иконах часто будут путать серафимов и херувимов: серафимы могут изображаться синими, а херувимы красными. Не удивляйтесь, это западное влияние, которое после XVIII века активно присутствует в нашей иконописи. Херувим. Это изображение Святого Макария с херувимом, исполненным очей. Посмотрите, у него на крыльях изображены глаза, т.к. Херувимов называют «многоочитыми». Дословно с дрейнееврейского «херув» переводится как «подобие цветущей юности». Также из переводят, как «многое знание», «многое разумение», «излияние премудрости», т.к. они считаются хранителями Божественной мудрости. В отличие от серафимов, имеющих 6 крыльев, у херувимов обычно два крыла, это их отличительный знак. Но не всегда было так, в разное время было по-разному. Очень часто серафимов и херувимов смешивали в единое целое, и получалось нечто среднее. В средневековом искусстве херувимы часто изображались с 4-мя крылами, но с руками и ногами, что было их характерной особенностью и отличием от серафимов. Они достаточно часто упоминаются в Библии. Именно огненных херувимов Бог поставил стражами на восточной стороне Эдема после изгнания Адама. Быт. 3,24: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Падение вавилонского царства После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора. Наконец (через 7 лет), воцарился Валтасар (пророк Даниил называет его сыном Навуходоносора), который царствовал около 17 лет. В 17-й год своего царствования, когда грозило ему нападение мидян и персов, Валтасар беспечно пировал в Вавилоне, не думая об опасности. Однажды, во время пира царь Валтасар, для поругания Бога истинного и восхваления своих идолов, приказал принести сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма, и пил из них сам и все присутствовавшие с ним. За такое кощунство последовал суд Божий: в воздухе явилась рука, которая писала на стене какие-то слова. Валтасар затрепетал от ужаса и закричал, чтобы привели к нему гадателей. Пришли мудрецы вавилонские, но никто из них не мог даже прочитать написанного. Пришедшая же в это время в палату царица сказала Валтасару: «Не смущайся, царь. Есть в царстве твоем человек, в котором дух Святого Бога, – это Даниил. Он объяснит значение слов». Даниил был в то время удален от царского двора. Когда введен был Даниил, царь сказал ему: «Если ты можешь прочитать и объяснить написанное, то будешь облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и будешь третьим властелином в царстве». Даниил от наград отказался. Он напомнил царю, как Бог вразумил возгордившегося Навуходоносора. «И ты, царь, зная все это, не смирил сердца своего, восстал против Господа небес и пил из сосудов Дома Его, величал бездушных идолов, а Бога, в руке Которого дыхание твое и все пути твои, ты не прославил. За это и послал Бог руку, начертавшую эти письмена. Вот что написано: мене, текел, фарес: мене значит – исчислил Бог твое царство и положил ему конец; текел значит – взвесил тебя и нашел очень легким; фарес значит – разделил твое царство и отдал мидянам и персам. Царь сразу же наградил Даниила, как обещал. В ту же самую ночь войска мидян и персов под водительством царя Кира персидского вторгнулись в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На место его явилось царство мидо-персидское, – серебряное по сновидению Навуходоносора, как объяснил ему тогда пророк Даниил. Царь персидский Кир поставил царем в Вавилоне Дария мидянина. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Пророк Иона Пророк Иона жил после пророка Елисея. Однажды Господь повелел ему идти в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, и возвестить жителям этого города, что Господь погубит их, если они не покаются. Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел на корабль, который отправлялся в другую страну. Но, вдруг на море поднялась сильная буря. Кораблю стала угрожать гибель. Все бывшие в нем испугались. Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое бедствие. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла. По изволению Божию, пророка проглотила огромная рыба , которая в Библии названа большим китом. Иона три дня и три ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал. Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Жители поверили его словам. Они, вместе с царем, наложили на себя пост, стали молиться и приносить покаяние в своих грехах. И Господь помиловал их. Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка. Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткою, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении. Тогда Господь сказал ему: «ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «Книга пророка Ионы» ( Ион.1–4 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010