(Свят. Иоанн Златоуст . Беседа 68 на Еванг. от Матфея) Стоя в изголовье гроба о. Серафима, архиеп. Антоний постригает двух послушников в рясофор Отец Серафим был истинным монахом, он жил по слову апостола Павла: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. Со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Ефес. 4,1–4 ). Он принимал Евангельское учение всерьез и, как настоящий монах, пренебрегал мирскими заботами и интересами – до такой степени, что уже не гармонировал с окружавшим его миром. Вряд ли отец Серафим смог бы когда-либо долгое время служить обычным мирским священником без того, чтобы не прийти в уныние из-за тех, для кого православное христианство есть что-то само собой разумеющееся. Это не значит, что нет мирян, которые серьезно принимают Евангелие. На самом деле отец Серафим любил заниматься миссионерством именно потому, что его тянуло к тем, кто по-настоящему интересовался Православием. Работа с такими людьми истинно пробуждала его энергию, и он был готов идти, куда нужно, и сделать все, чтобы поддержать их. Несмотря на это, достаточно прочесть житие наставника отца Серафима, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чтобы понять, насколько трудно человеку, который стремится жить полностью по слову Божию, уцелеть в суматохе приходской жизни, и насколько редки подобные случаи. Жизнь святителя Иоанна была настолько наполнена апостольской и евангельской добродетелью, что он действительно мог жить «в» мире, не будучи «от» мира, в то время как люди послабее – и отец Серафим определенно причислял себя к ним, вынуждены были искать другое решение. С благословением, ободрением и блестящим примером святителя Иоанна, а также при духовной поддержке и архиепископа Антония Сан-Францисского, и епископа Нектария Сеаттлийского, отец Серафим и отец Герман смогли основать свой бедный скит – я употребляю слово «бедный» в смысле настоящей нищеты – где монашеская жизнь проходила во всей ее Евангельской простоте, сродной древним монахам-отшельникам и изумительной традиции Оптиной Пустыни, которую отцы так любили.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

114 . Наконец, чтобы мы уже поняли, что эта тайна всеобщего искупления наиболее полно раскрыта пророками, прибегнем к следующему месту: «Вот, Я снял с тебя вину твою» ( Зах 3:4 ). Это сказано не потому, что Христос, не сотворивший греха, отложил грехи свои, но потому, что в теле Христа все народы освободились от грехов своих. 115 . Но даже если бы серафим и удалил грех , он действовал бы лишь как один из слуг Божиих, поставленный для исполнения этого таинства. Поскольку Исаия так сказал: «Ибо послан ко мне один из серафимов» ( Зах 6:6 ). Глава 11 Дух послан ко всем, однако Он не перемещается с места на место, будучи не ограничен временем или пространством. Он исходит от Сына, как Сам Сын от Отца, в Котором всегда пребывает, но также приходит и к нам, когда мы Его сподобляемся. Таким образом, Дух присутствует там, где и Сам Отец, от Которого Он не может быть отделен. 116 . Хотя и говорится, что Дух посылается, однако серафим посылается к одному, Дух же ко всем ( Ин 16:7 ). Серафим посылается как служитель таинства, Дух же – совершитель оного. Серафим исполняет лишь то, что ему предписано, Дух же разделяет каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор 12:11 ). Серафим перемещается с места на места, так как не наполняет все вокруг, но и сам наполняется Духом. Серафим спускается в какое-либо место согласно собственной природе, но мы не можем так подумать о Духе, о Котором Сын Божий сказал: «Когда же приидет Утешитель, Дух истины, Которого Я пошлю вам, Который от Отца исходит» ( Ин 15:26 ). 117 . Поскольку, если Дух выходит из места и на место приходит, то и Отец находится в определенном месте, и Сын. Если же нечто, посылаемое Отцом или Сыном, происходит из места, то очевидно, что Дух, также, согласно этой нечестивой интерпретации, выходящий из места и перемещающийся, представляется материальным телом, как и Отец с Сыном. 118 . Говорю же это я в отношении тех, кто считает, что Дух нисходит, передвигаясь с места на место. Но ни Отец, превышающий не только зримую природу, но и невидимую, не ограничен какими-либо пределами, ни Сын, как Создатель всего тварного, превышающий всякую тварь, не заключен в Своих действиях во временные или пространственные рамки, ни Дух истины, Который, будучи бестелесным, невыразимой полнотой Божества, превышает всякую рационально познаваемую тварную природу, не загнан в вещественные пределы ( Прем 7:23 ). Он дышит, где хочет ( Ин 3:8 ), и наполняет дыханием, кого пожелает, имея власть над всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

II. Жuзheonucahue преподобного Серафима и историческая критика Тот, кто следует за Христом, призван разделить Его судьбу: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Так что история посланца, если в ней не говорится о гонениях, перенесенных им, и о том, как с божественной помощью он восторжествовал над ними, на самом деле донесена до нас не полностью; преп. Серафим не был бы учеником Христовым, если бы его не гнали, — и, однако, его биографы об этом молчат. Конечно, уподобление судьбы святого судьбе Иисуса всего лишь аналогия, особенно если святой не стал мучеником. В действительности преп. Серафим испытывал скорее не гонения, а притеснения, хотя и весьма грубые; при жизни он не получил признания со стороны большей части саровской братии. Гонимым он стал в своих ученицах, дивеевских монахинях. Исходили гонения не со стороны Саровской общины, а от одного–единственного монаха, не допущенного в Сарове к монашеским обетам и сану священника и перешедшего в другой монастырь. Но этот Иуда никогда не был учеником преп. Серафима. Именно монахини донесли до нас основные свидетельства о св. Серафиме. История гонений на них и обстоятельства их победы так же неотделимы от его биографии, как Деяния Апостолов — от Евангелий. Подготавливая духовных дочерей к предстоящей кончине, преп. Серафим без колебаний дословно повторил многое из речей Иисуса, сказанных Им ученикам накануне разлуки с ними, и в частности беседу после Тайной Вечери. И мы так же можем, перефразировав Послание к Евреям, сказать о нем: «Так и преп. Серафим не сам себе присвоил славу быть отцом. Он во дни своей смертной жизни, с сильным воплем и слезами принес мольбы и моления Могущему спасти от смерти его дочерей, и услышан был за свое благоговение, и сделался для всех послушных ему виновником вечного спасения». Но все это может проясниться лишь в результате мучительных усилий текстуальной критики, основные направления которой нам хотелось бы здесь наметить. И усилий тем более мучительных, что нам придется воскресить в памяти множество фактов, которые было бы приятнее предать забвению.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

В 2000-м году собрат и сотаинник отца Серафима ушел на покой, продолжал писать и проповедовать. О неотмирной жизни, о подвижничестве отца Германа, о прижизненных его чудесах многое мог бы рассказать автор этих записей. Бог даст, еще придет на то время. Преставился ко Богу отец Герман утром 30 июня 2014 года в возрасте восьмидесяти лет. Отцы Платинские Герман и Серафим теперь снова вместе, и вместе навечно - в Царствии Небесной благодати. Они достаточно потрудились в Церкви земной воинствующей, теперь их часть - в Церкви Небесной Торжествующей. Отец Серафим - благодатный старец. О его святости. О его значении для нас. Отец Серафим ненавидел гордыню - мать всех грехов. Он не желал называться старцем, не любил, когда к нему выказывали чрезмерное уважение и почитание - таково было его смирение и трезвение. Он прожил всего сорок восемь лет, но прожил - продумал, прочувствовал, перестрадал и пережил больше многих проживших значительно большее число лет. Можно ли назвать отца Серафима старцем? - Он был, конечно, мудрым и опытным духовно монахом и священником, он был наставником многих, а через труды литературные - очень многих. В ответ на заданный вопрос почитаем слова из книги Премудрости Соломона: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости... Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Достигнув совершенства в краткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия» (4, 7-11, 13-14). Слова эти вполне применимы к отцу Серафиму. Теперь, по прошествии лет, разные люди интересуются, святой ли отец Серафим, чудотворец ли. Чудеса есть, что-то записано. Многие говорят о том, что его надо прославить. «Но это не так важно, - считал отец Герман. - Важно, чтобы о нем знали, знали его труды, его размышления и наставления». Ведь какое сокровище открыто для нас - его опыт, его пример, труды его. Отец Серафим очень хотел передать ощущение Святой Руси, которое он чувствовал в себе, молодому поколению.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим      Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матушки Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь ко Господу. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи. Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

http://pravoslavie.ru/73463.html

«Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господа твоего» ( Матф. 25,21 ). Елена Концевич Исповедник истинного Православия Под утро 2 сентября 1982 года, когда умирал отец Серафим, я увидела сон. Я была с незнакомым священником, который выговаривал мне за грехи. Он сказал мне, что я никогда не должна ни на кого обижаться. Вместе мы вошли в большой великолепный зал. В конце зала, на сцене, стоял человек. Он пел. Из-за расстояния мне трудно было хорошо рассмотреть его. Необыкновенно прекрасным голосом он пел величание: «Величит душа моя Господа...». Я сказала: «Я плохо слышу». Священник настаивал, чтобы я подошла ближе, и я сделала несколько шагов вперед. После этого я стала слышать пение очень отчетливо. У певца был тенор, и голос, как у отца Серафима, чье пение я слышала много лет назад, в начале 60-х, в кафедральном соборе в Сан-Франциско. Стоя на клиросе, отец Серафим один полностью спел всю утреню от начала до конца. Никогда в жизни я не слышала более молитвенного пения. Моя душа как будто возносилась ввысь... Теперь, во сне, я слышала то же самое ни с чем не сравнимое пение. Это был тот же голос, но он звучал, как голос ангела, небожителя. Это было небесное, неземное пение. Проснувшись, я поняла, что на выздоровление отца Серафима надежды уже нет. В высшей степени восхищаясь новопреставленным отцом Серафимом и высоко ценя его подвиги ради Господа, я хотела бы написать несколько слов об одном его свойстве, наиболее дорогом и близком моему сердцу. Это его верность истинному Православию. И в малейшем он не отклонялся от учения Церкви; у него не было никаких личных мнений, не согласных с учением Церкви. Мой покойный муж, Иван Михайлович Концевич , был такой же: хотя он имел несколько университетских дипломов, а к концу своей жизни закончил богословскую академию, ему никогда не приходило в голову погрешить против учения Церкви. Учение Православной Церкви – это не результат мнений или размышлений великих Отцов Церкви. Сам Святой Дух внушил им это учение. Именно поэтому Православие незыблемо. Хула на Духа Святого является непростительным грехом ( Матф. 12, 31–32 ). Очень важно в наши трудные и беспокойные времена хранить верность Православию. Отец Серафим был светильник горящий и светящий. Он оставил нам свой свет в своих произведениях. Слава Богу за все!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Милосердие святого Серафима поистине умилительно. Ограничивая себя самым необходимым, он готов был делиться своими скромными средствами со всеми, не только с людьми, но и с диким зверем. Говорить ли о его чистоте сердца? Он, как верный страж, стоял над ним, бодрствуя ежечасно, очищая его покаянием, молитвою Иисусовой. Скажем лучше о том, что составляет награду чистых сердцем. Он воистину зрел Бога. Не токмо Царица Небесная неоднократно воочию являлась ему, но и Сам Господь Иисус Христос , во время Божественной литургии, окруженный святыми ангелами, как бы роем пчелиным, явился взору его. Тем более преподобный зрит Бога в вечной славе Его, где с ликами святых предстоит Ему, славя Бога в Троице и ходатайствуя за нас пред Ним. Тысячи исцелений, утешений, отзвуков его небесного гласа в душе народной служат тому доказательством. Миротворцев Господь именует сынами Божиими. И вот кто действительно может быть назван сыном Божиим – это ублажаемый нами святой старец, не только сам живший в мире со всеми, но и примирявший отцов и матерей с детьми, мужей с женами, братии и сестер о Господе друг с другом. Да, старец Серафим вполне осуществил в своей жизни заповеди Христовы. И если его не гнали за правду и он не сподобился венца мученичества, хотя и приял побои от злодеев, – то только потому, что рука не поднималась на того, кто всех встречал земным поклоном, величая словами: «радость моя», кто целовал всем руки и ноги. Так святой Серафим возлюбил Господа, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14, 21 ). Так сказал Господь, и не ложно слово Его. Господь, всею полнотою Божества Своего, обитал в нем, насколько это доступно существу человеческому. Святой Серафим, как ветка на лозе, жил во Христе. А «кто во Христе, тот новая тварь». И истинно слово Господа Иисуса Христа: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14,12 ). Вот разгадка происходящих ныне в Сарове событий. Не сошел Господь плотию Своею на землю и не сойдет. Но вновь повторяется евангельская картина народного одушевления верой, картина людского горя и несчастия, собранного в одно место, ожидающего утешения, облегчения, врачевания свыше,– картина общей радости всех за каждого утешенного, ободренного, исцеленного. То делается Тем же Христом Спасителем, только чрез верного раба Своего, его молитвами и предстательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«Представьте себе, – рассказывал Мотовилов, – в середине солнца лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко...». – Что же вы чувствуете теперь? – спросил св. Серафим. – Необыкновенно хорошо! – отвечал Мотовилов. – Да как же хорошо? Что именно? Мотовилов отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Что же еще чувствуете вы? – спросил опять о. Серафим. – Необыкновенную сладость! – А еще? – Необыкновенную радость во всем моем сердце! Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Что же вы еще чувствуете? Мотовилов отвечал: – Теплоту необыкновенную (а ведь был мороз и снег) и ни с чем несравнимое благоухание. Беседа продолжалась. Преп. Серафим объяснял еще, что эта теплота не в воздухе, а в самом человеке, потому что благодать Божия поселяется внутри человека, в сердце его. Если есть настоящая вера в Бога, в Господа Иисуса Христа, то тогда подается и благодать Духа Святого. Господь ищет сердце человеческое, преисполненное любовью к Богу и ближнему. «Надо стяжать Духа Святого», – говорил преп. Серафим. Мир, тишина, сладость, благоухание, теплота – приходят с Духом Святым. Святой Дух есть истинный Бог так же, как Бог Отец и Бог Сын. Господь Иисус Христос перед Своим вознесением на небо, обещая ученикам, что на них сойдет Святой Дух, дал повеление «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). В этих словах Иисуса Христа Святой Дух поставлен на ряду с Отцом и с Сыном, как Лицо Им равное. Святой Дух есть Лицо Божеское, во всем равное Богу Отцу и Богу Сыну. Бог Дух Святой не рожден и не сотворен. Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия – Он вечен, Он же всемогущ и вездесущ, и всеведущ. Он во всем подобен Богу Отцу и Богу Сыну, Он одно из Лиц Святой Троицы. Его отличие от других Лиц Св. Троицы только в том, что Он предвечно исходит от Отца (как свет исходит от солнца); это Его личное свойство, которое отличает Его от Бога Отца и Сына. Об этом свойстве Святого Духа и говорится в словах восьмого члена Символа Веры : «иже от Отца исходящаго» (Который исходит от Отца). Об этом же прямо и ясно говорит и Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит ; Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всему Бог назначил свое время. Возникает вопрос: а как соразмерить духовную пользу книги с подвигом ее создания? Напрямую, конечно, никак. Но перелистайте напечатанную вручную (!) «Северную Фиваиду», вглядитесь в ее с любовью подобранные иллюстрации, вчитайтесь в каждое слово, рожденное в муках, дабы не утерять подлинный аромат древней рукописи. И тогда с тонких бумажных страниц на вас повеет иной жизнью, отличной от безумной круговерти повседневной суеты, жизнью других времен, но все же дошедшей до нас, жизнью «не от мира сего». Алексей Янг не раз говорил о. Серафиму, что при чтении этих страниц у него «замирает сердце». «Для того они и написаны», – тихо улыбаясь, говорил о. Серафим и, не тратя времени, удалялся к себе в лесную келью – переводить дальше. Православие и религия будущего Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2Тим 4:3–4 . Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Мф. 24:24 . 10-го мая 1976 года о. Серафим возвращался на своем грузовике из Орегона – он вез оттуда тираж своей первой книги «Православие и религия будущего», коей суждено вызвать подлинное смятение в умах верующих, и в особенности в России. В книге рассматриваются современные религиозные направления, признаки «нового религиозного сознания», которое прокладывает путь единой, обмирщенной религии и знаменует начало «бесовской пятидесятницы» последних времен. Доселе не являлось столь глубокого исследования духовных течений XX века, их никто не изучал столь подробно, опираясь на вечную, не зависящую от конкретной эпохи, мудрость святых Отцов. С начала до середины 70-х годов, когда о. Серафим работал над книгой, почти все идеи и учения, которые он рассматривал, еще не завладели умами большинства людей, до поры они ютились на обочине философской мысли. Однако о. Серафим точно предугадал: с «обочины» все эти учения быстро переместятся на «главную магистраль».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

С в. апостол Петр призывает: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете… Не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». У св. апостола Павла читаем: «Ибо по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». В раг рода человеческого – диавол – очень часто искушает христианина (при попущении Божием) печалью, скукой, унынием и малодушием, которые часто бывают причиной страданий человека. Б олезни бывают у нас от греха; они ослабляют страсти – и человек приходит в себя. И кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига, и даже более… Вместе с тем нужно веровать и надеяться, что, если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же и подаст ему силу терпения (преподобный Серафим Саровский). В семи усилиями надо стараться достичь того, чтобы быть подобным мертвому и слепому при всех скорбях, клеветах, гонениях и поношениях. Так спаслись все праведники и наследовали вечное блаженство (преподобный Серафим Саровский). Н адо всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями, но переносить их равнодушно так, как бы они не касались нас. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и сделать его обителью Св. Духа (преподобный Серафим Саровский). Е сли бы ты знал, какая радость ожидает душу праведного на небесах, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая эта келия наша была полна червей и если бы они ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы не лишиться той небесной радости, какую Бог уготовал любящим Его (преподобный Серафим Саровский). В минуты жизненных испытаний лукавые помыслы часто предлагают христианину оставить тернистый путь крестоношения и избрать более легкий путь изменением жизненных обстоятельств. «Грех, обладающий всем существом моим, – пишет св. Игнатий (Брянчанинов), – не перестает говорить мне: “Сниди со Креста”. Увы! Схожу с него, думая обрести правду вне креста, – и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши с креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедст вию? Молюсь Христу, чтобы возвел меня опять на крест… Как сам поступаю, так советую поступать и братиям моим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010