– Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам; не так как мир дает, Я даю вам... Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому что ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ; Ин.14:27 ). Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; «мир», по слову апостольскому, «всяк ум преимущий». Таким его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог . Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божиим... – Что же еще чувствуете вы? – спросил меня отец Серафим. – Необыкновенную сладость! – сказал я. И он продолжал: – Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании : «от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс.35:9 ). Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может... Что же еще вы чувствуете? – Необыкновенную радость во всем моем сердце! И батюшка отец Серафим продолжал: – Когда Дух Божий нисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

– Батюшка! Душа человеческая перед вами открыта, как лицо в зеркале: не выслушав духовных нужд и скорбей бывшего сейчас богомольца, вы ему все высказали. Отец Серафим молчал. Иеромонах Антоний продолжал: – Теперь я вижу: ум ваш так чист, что от него ничего не сокрыто в сердце ближнего. Преподобный Серафим положил правую руку на уста своему собеседнику и сказал: – Не так ты говоришь, радость моя. Сердце человеческое открыто одному Господу, и один Бог – сердцеведец, а приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). Затем преподобный рассказал, как некоторые укоряли святителя Григория Богослова за то, что он приблизил к себе Максима-циника. Но святитель сказал: «Един Бог ведает тайны сердца человеческого; а я видел в нем обратившегося от язычества в христианство , что для меня велико». Отец Антоний не отступал: – Да как же, батюшка, вы не спросили купца ни единого слова, и все сказали, что ему потребно? Преподобный Серафим начал объяснять: – Он шел ко мне, как и другие, как и ты шел, яко к рабу Божию. Я, грешный Серафим, – так и думаю, что я грешный раб Божий, – что мне повелевает Господь, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решив умом: в таких случаях всегда делаются ошибки» (9, с. 148–149). Епископ Леонид 10 , викарий Московской епархии, в 1849 году записал замечательный рассказ, слышанный им от некоего отца Феодора. Иеромонах Антоний рассказывал отцу Феодору, что когда он постригся в монахи, было у него пламенное желание того жития, образец которого встречал он в книгах отеческих, им прочитанных: ему хотелось, по примеру древних, начать с того, чтобы волю свою бросить в горн послушания, совершенно отречься от себя и предать волю свою в волю избранного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

“Очищение уст пророка Исайи” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 11 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Как ветхозаветный прообраз евхаристии в храмовых росписях христианского востока Очищение уст Исайи — часть видения Пророка, ветхозаветный прообраз Евхаристии. Кроме того, оно символизирует Воплощение Господне, возвещает Рождество Христово. Исайя — один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7). Глубоко и значительно это место книги Пророка; его многократно толковали Отцы Церкви. Его евхаристическое значение раскрывается в том, что причащальная лжица была названа тем же словом, что и клещи (labj), которыми Серафим берет уголь с жертвенника (по тексту Септуагинты). Тексты евхаристических молитв святителя Иоанна Златоуста и преподобного Симеона Метафраста говорят о символической тождественности угля жертвенника и Святых Даров: Но да будет ми угль Пресвятого Твоего Тела; Давый пищу мне плоть Твоею волею, огнь сый и опаляяй недостойныя ; Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего; Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть . О значении этой сцены как знака Пришествия Господня во плоти и Рождества говорит большая часть текстов, отмечая при этом ясность и очевидность евхаристического смысла. В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11) 1 . Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону 2 ; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа 3 ; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный 4 .

http://pravmir.ru/ochishhenie-ust-prorok...

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им. Третья заповедь Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.      Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю. Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

http://pravoslavie.ru/104825.html

Одно место из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым раскрывает нам лучше всяких богословских трактатов, в чем состоит эта уверенность, это познание (гносис) единения с Богом. Во время этой беседы, проходившей в зимнее утро на лесной опушке, этот ученик преподобного Серафима говорит своему учителю: «Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверен, что я в Духе Божием? Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?» Батюшка отец Серафим отвечал: «Я уже сказал вам, что это очень просто, и подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно?» «Надобно, – сказал я, – чтобы я понял это хорошенько». Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою; что же вы глаза опустили, что же не смотрите на меня?» Я отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть; потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лице ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли». Отец Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». И, приклонив ко мне голову, тихонько на ухо сказал: «Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его! Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и сказал внутри себя: «Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего Святаго, Которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться им во свете великолепной славы Твоей», и вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим? Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою, это уж благодать Божия благоволила утешить сокрушаемое сердце ваше, как мать чадолюбивая, но предстательству Самой Матери Божией. Что же, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь: Господь с нами!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Только на такие взаимоотношения и дарует Свое благословение Господь Бог. В следующей, 2-й главе книги Бытия мы еще раз, но уже более подробно, читаем о сотворении Богом женщины в качестве помощника для мужчины, а также о том, что они предназначены друг для друга от начала. Вот слова Священного Писания: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2: 18, 21–24). Как видим, слова, которые произносит Адам, являются поистине пророческими, так как в тот момент, в саду Эдема, конечно же, еще не существовало ни отцов, ни матерей. Эти слова были направлены на все последующее существование человеческого рода и обозначали собой границы взаимоотношений мужчины и женщины, а именно, опять же, указывали на значение брачного союза. Комментируя данный отрывок из книги Бытия, протоиерей Серафим Слободской дает, в том числе, и такое пояснение: «Бог благословил первых людей в раю… Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными – любить и беречь друг друга» с. 123]. В данном пояснении о. Серафим говорит о том, что благословение было дано Богом не только Адаму и Еве, но в их лице и всему роду человеческому, то есть всем последующим поколениям. Более того, о. Серафим интерпретирует это благословение как Божий призыв к любви по отношению к своему ближнему в целом, обращенный к каждому из нас. Как мы знаем из Священной истории, в результате диавольского искушения первые люди пали и были изгнаны из райского сада. Однако они не были оставлены Богом, и тем более, Господь Бог не отменял Своего благословения на совместную жизнь мужчины и женщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Был еще такой случай. Еще до того, как я был рукоположен в священники, у нас останавливался один странник, который вырезал из кипариса красивые параманные (монашеские) кресты. Мы сказали, что хотели бы и себе такие, но не параманные, а обычные. Он же ответил, что если будет на то Божия воля и ему еще доведется побывать у нас, то привезет. Он приехал к нам через два года и привез… параманные кресты, при этом сам не мог объяснить, как так вышло. Так и остались они у нас. Игумен Серафим и монахиня Серафима. Флоровский монастырь, 2007 г. Фото: Михаил Мазурин А года за два до пострига нам все вдруг начали дарить иконки преподобного Серафима Саровского, книги о нем. Куда ни посмотришь – отовсюду смотрит преподобный Серафим. И уже во время пострига слышим: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея…», а затем, когда после пострига сестер подвели меня: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея…». – Авва Даниил Скитский говорил: «Я жил в общежитии и в отшельничестве. Испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». А вы жили и в браке, и в монашестве. «Испытав ту и другую жизнь», что бы вы могли сказать о преимуществах каждого из этих путей? – Господь – наш Промыслитель, и Он определяет, на каком месте человек может принести большую пользу. Оглядываясь на прожитую жизнь, думаю, что мне нужно было пожить и не в монашестве. В том числе послужить священником на приходе, чтобы там помочь в строительстве храма, а уже на закате лет принять монашество. Могу сказать, что семейная жизнь в наше время – дело очень сложное, требующее особой бдительности и рассуждения. К тому же брак связан с множеством житейских забот (решение квартирного вопроса, пропитание семьи и прочее). В монашестве человек свободен от этих забот и может посвятить больше времени молитве о благополучии государства и всего мира, подвигу терпения и послушания. Но не надо забывать, что каждому дано свое. Ведь и Господь сказал, что «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).

http://pravoslavie.ru/4766.html

После кончины батюшки по его благословению мне передали его подрясник. Так в мое сердце и в мою жизнь вошел отец Серафим, который все определил в моей дальнейшей судьбе. Я тогда ничего больше для себя не желал, как только видеть его и быть с ним рядом. До сих пор помню эти необыкновенные минуты общения с батюшкой, которые сохранились в моем сердце, в моей душе, в моей памяти. Батюшка не оставил записей и поучений, кроме двух тонких ученических тетрадей с записью девяти проповедей, которые сохранил отец Владимир Деменский (1924–1997). Но мы можем сказать, что вся жизнь отца Серафима была проповедью не в словах человеческой мудрости, а в силе Божией, в Духе Святом. «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – пишет апостол Павел ( Рим. 8:29 ). И еще: «Когда Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благословил открыть во мне Сына Своего... я не стал тогда советоваться с плотью и кровью» ( Гал. 1:15–16 ). Надо полагать, что избрание для свидетельства любви чрезвычайно редкое, потому что оно сопряжено с неизбежным отданием всего себя в жертву. Святые страдают, беря на себя испытания и грехи мира, его немощи и болезни, становясь тем самым соучастниками несения Креста Господня. Блаженный старец Силуан Афонский говорил: «Молиться – кровь проливать». В лице отца Серафима Промыслом Божиим мы имели пример безмерной любви и смирения, пример высокого служения Богу. Апостол Павел сказал: «Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к Жизни Вечной» ( 1Тим. 1:16 ). И отец Серафим воспринял глаголы Вечной Жизни ( Ин. 6:68 ). Во время проповеди, наученный Духом Святым любви Христовой, он плакал. Об этом свидетельствуют те, кто молился вместе с ним за богослужением. Слово его по форме было очень простым, проповедь произносилась на тему Евангелия, прочитанного в тот день. Но говорилась она с такой силой и внутренней верой, как будто о только что свершившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чем обширнее пространство, занимаемое ландшафтом, тем великолепнее зрелище. Хороши красоты, которые человек может выразить, описать словом; но несравненно выше те, которые превышают слово, приводят сердце в восторг... Отворились широко врата Вечности пред изумленными взорами души, и взоры души жадно устремились в эти беспредельные пространства, тонут в них, заглядываются на вновь открывшееся, доселе незнакомое, вполне неизвестное зрелище, приковались к нему, не могут оторваться... Наставленный этим зрелищем человек признает, называет все временное, как учит называть его Священное Писание , – суетою. Он убеждается, что назначение человека – не для земли, а для Неба...» с. 365]. Со словами святителя Игнатия дивным образом перекликаются стихи, написанные отцом Серафимом Вырицким : «Слава великому Господу Богу!» – Радостно дух мой воспой, Сердцем стремлюсь я к святому чертогу, Там, где Иисусе сладчайший мой.   Ты в моей жизни едина надежда – В скорбях, болезнях Тобою живлюсь; Будь же мне радость, покров и надежда, Сам я Тебе навсегда предаюсь.   О, мой прекрасный, единый Спаситель, Дай мне Твою благодать! Ты моей жизни чудесный хранитель, Добрый отец мой и нежная мать.   Горнею славою я восхищаюсь, Прочь суету этой жизни земной! Духом и сердцем моим устремляюсь жизни небесной с ее красотой...   Там, в небесах, все святые соборы И мириады бесплотных чинов Песнь воспевают Божественным хором: «Свят, Свят, Свят Бог наш, Господь Саваоф!»   Сердце Тобою всегда веселится, Ты мой Создатель, мой Бог и Отец; Душенька грешная к небу стремится – Там всем скорбям и болезням конец.   «Слава великому Господу Богу!» – Радостно дух мой воспой, Сердцем стремлюсь я к святому чертогу, Там, где Иисусе сладчайший мой!   После пребывания в уединении и безмолвии батюшка Серафим иногда делился с ближними духовными переживаниями. Не раз он многозначительно говорил родным: «А там-то как хорошо будет! Если бы вы только знали, как там будет хорошо...» Другими словами – не передать ощущений в душе от духовных созерцаний. Подобно апостолу Павлу, отец Серафим мог сказать: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим... что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» ( 1Кор.2:9–10, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010