16(29).06.1934–22.11(05.12). 1934: Чебоксарская 16(29).06.1934–22.11(05.12). 1934: Алатырская, в. у. 09(22).11.1934–04(17).01.1935: Читинская и Забайкальская 27 .08(09.09).1935–19.03(01.04).1936: Красноярская и Енисейская 1935–01(14).04.1936: Ачинская, в. у. 1936–1937: Кустанайская, в. у. Серафим Звездинский 21 .12(03.01).1919–12(25).04.1928: Дмитровская Серафим Игнатенко –1926: Ново-Оскольская Серафим Кокотов 17(30).12.1934–14(27).05.1935: Гомельская 27 .05(09.06).1935–31.05(13.06).1936: Томская Серафим Коровин 23 .03(05.04).1925–03(16).07.1925: Кунгурская (обн.) 23 .03(05.04)(?).1925–03(16).07.1925: Красноуфимская (обн.), в. у. 1925–1927: Тюменская (обн.) 1927–08(21).08.1932: Ялуторовская Серафим Кушнерук 1942–: Херсонская 08(21).07.1942–1944: Николаевская (укр.) Серафим Лукьянов 07(20).09.1914–17(30).01.1918: Сартавалавская 11(24).08.1917–17(30).01.1918: Финляндская, 17(30).01.1918–1924: Финляндская Западно-Европейская (заруб.) 1945–1946: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 27 .07(09.08).1946–02(15).11.1949: Западно- Европейский Экзархат Московской Патриархии Серафим Лядэ 08(21).09.1923–1927: Ахтырская (обн.) 1927–1927: Изюмская (обн.), в. у. 1927–1929: Змиевская (обн.) 1929–1938: Мюнхенская (заруб.) 1938–1939: Потсдамская (заруб.) 1939–1945: Берлинская и Германская (заруб.) Серафим Мещеряков 1918–03(16).06.1922: Костромская 03(16).06.1922–1922; Харьковская (обн.) 1922–29.08(11.09).1924: Минская (обн.) 29 .06(12.07).1927–28.01(10.02).1928: Тамбовская 28 .01(10.02).1928–11(24).08.1933: Ставропольская Серафим Остроумов 21 .04(04.05).1916–27.05(09.06).1917: Холмская, в. у. 27 .05(09.06).1917–19.08(01.09).1917: Орловская, в. у. 19 .08(01.09).1917–01(14).11.1927: Орловская 01(14).11.1927–11.1936: Смоленская Серафим Поляков Сталинградская (григ.) Серафим Протопопов 09(22).01.1924–04(17).03.1924: Колпинская 30 .11(13.12).1926–27.04(10.05).1928: Колпинская, паки 27 .04(10.05).1928–27–06(10.07).1928: Аксайская 27 .06(10.07).1928–25.09(08.10).1928: Сызранская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

03(16)07.1925 ЯЛУТОРОВСКАЯ 24.07(08.08)1932 (КУНГУРСКАЯ, обн. 13(26)12.1934?) Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Серафим Лукьянов СЕРДОБОЛЬСКАЯ 07.09.1914 17.01.1918 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ 11.08.1917 17.01.1918 ФИНЛЯНДСКАЯ 17.01.1918 24.05(06.06)1923 в/у ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 04(17)01.1946 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 27.07(09.08)1946 02(15)11.1949 Серафим Ляде ЗМИЕВСКАЯ, обн. 08(21)09.1924 в/у ИЗЮМСКАЯ, обн. Серафим Мещеряков ОСТРОЖСКАЯ 23.08.1898 04.06.1902 ВИТЕБСКАЯ 04.06.1902 25.07.1911 ИРКУТСКАЯ 25.07.1911 11.12.1915 КОСТРОМСКАЯ 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 КОСТРОМСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 ХАРЬКОВСКАЯ, обн. МИНСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 06(19)05.1924 29.08(11.09)1924 ТАМБОВСКАЯ 16(29)06.1927 15(28)01.1928 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 15(28)01.1928 29.07(11.08)1932 Серафим Никитин КУРСКАЯ 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 в/у ВОРОНЕЖСКАЯ 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 КРУТИЦКАЯ 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 в/у МОСКОВСКАЯ 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 Сщмч. Серафим Остроумов БЕЛЬСКАЯ 03.04.1916 19.08.1917 в/у ХОЛМСКАЯ 21.04.1916 27.05.1917 в/у ОРЛОВСКАЯ 27.05.1917 19.08.1917 ОРЛОВСКАЯ 19.08.1917 01(14)11.1927 СМОЛЕНСКАЯ 01(14)11.1927 29.10(11.11)1936 Серафим Поляков СТАЛИНГРАДСКАЯ, григ. Серафим Протопопов I СТАРОРУССКАЯ 10.04.1866 04.04.1869 СМОЛЕНСКАЯ 04.04.1869 02.10.1874 РИЖСКАЯ 02.10.1874 08.12.1877 САМАРСКАЯ 08.12.1877 11.01.1891 Серафим Протопопов II КОЛПИНСКАЯ 27.12.1923 09.01.1924) 14(27)04.1928 АКСАЙСКАЯ 14(27)04.1928 14(27)06.1928 СЫЗРАНСКАЯ 14(27)06.1928 12(25)09.1928 СТЕРЛИТАМАКСКАЯ 12(25)09.1928 10(23)11.1928 БАКИНСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у СУХУМСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у ЭРИВАНСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у СУМСКАЯ РЫБИНСКАЯ 21.03(03.04)1930 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 14(27)03.1934 07(20)07.1934 ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 07(20)07.1934 ЛИПЕЦКАЯ 21.07(03.08)1935 17(30)09.1935 ОРЛОВСКАЯ 17(30)09.1935 06(19)10.1935 ЕЛЕЦКАЯ 06(19)10.1935 01(14)03.1937 Серафим Родионов ЦЮРИХСКАЯ 06(19)12.1971 20.10(02.11)1993 Серафим Руженцев в/у МИХАЙЛОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафим (Лукъянов) с 11.08.1917 врем. управ. Финляндской епархией; с 17.01.1918 еп. Финляндский и Выборгский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии; с 1923 г. сведен с кафедры за нежелание переходить в юрисдикцию Константинопольской Церкви; с 1927 г. в РПЦЗ; 31.08.1945 воссоединился с МП; с 9.08.1946 экзарх Западной Европы в сане митрополита; с 15.11.1949 на покое; † 18.02.1959. Серафим (Мещеряков) с 11.12.1915 на покое (б. архиеп. Иркутский и Верхоленский); с 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 29.06.1927 архиеп. Тамбовский; с 28.01.1928 архиеп. Ставропольский; с 19.04.1932 в сане митрополита; с 11.08.1932 на покое; † 1932. Серафим (Никитин) 8.07.1962 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 25.06.1971 митр. Крутицкий и Коломенский; с 11.06.1977 на покое; † 22.04.1979. Серафим (Остроумов) с 18.08.1917 еп. Орловский и Севский; с 29.05.1924 в сане архиепископа; с 1.11.1927 архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1936 г. в заключении; расстрелян 28.11.1937. Серафим (Протопопов) 9.01.1924 хирот. во еп. Колпинского, вик. Петроградской епархии; 1924–1926 в Соловецком лагере; с 30.11.1926 еп. Колпинский; с 27.04.1928 еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 27.07.1928 еп. Сызранский; с 25.09.1927 еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии; с 23.11.1928 еп. Бакинский; с 3.04.1930 еп. Рыбинский; с 29.11.1932 на покое; с 27.03.1934 управ. Челябинской епархией; с 3.08.1935 управ. Елецкой и Липецкой епархией; с 30.09.1935 архиеп. Орловский; с 19.10.1935 архиеп. Елецкий и Задонский; с 6.03.1937 сведений нет. Серафим (Родионов) 19.12.1971 хирот. во еп. Цюрихского, вик. экзарха в Западной Европе; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с нояб. 1993 г. на покое. Серафим (Руженцов) 12.03.1919 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с мая 1919 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 3.03.1935 без покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

архиеп. Костромской и Галичский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 29.06.1927 архиеп. Тамбовский; с 28.01.1928 архиеп. Ставропольский; с 19.04.1932 в сане митрополита; с 11.08.1932 на покое; † 1932. Серафим (Никитин) 8.07.1962 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 25.06.1971 митр. Крутицкий и Коломенский; с 11.06.1977 на покое; † 22.04.1979. Серафим (Остроумов) с 18.08.1917 еп. Орловский и Севский; с 29.05.1924 в сане архиепископа; с 1.11.1927 архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1936 г. в заключении; расстрелян 28.11.1937. Серафим (Протопопов) 9.01.1924 хирот. во еп. Колпинского, вик. Петроградской епархии; 1924–1926 в Соловецком лагере; с 30.11.1926 еп. Колпинский; с 27.04.1928 еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 27.07.1928 еп. Сызранский; с 25.09.1927 еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии; с 23.11.1928 еп. Бакинский; с 3.04.1930 еп. Рыбинский; с 29.11.1932 на покое; с 27.03.1934 управ. Челябинской епархией; с 3.08.1935 управ. Елецкой и Липецкой епархией; с 30.09.1935 архиеп. Орловский; с 19.10.1935 архиеп. Елецкий и Задонский; с 6.03.1937 сведений нет. Серафим (Родионов) 19.12.1971 хирот. во еп. Цюрихского, вик. экзарха в Западной Европе; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с нояб. 1993 г. на покое. Серафим (Руженцов) 12.03.1919 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с мая 1919 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 3.03.1935 без покаяния. Серафим (Самойлович) 2.02.1920 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; с 1924 г. в сане архиепископа; с 30.11.1926 до 27.03.1927 был заместителем Местоблюстителя в период ареста митр. Сергия; с 1932 г. в ссылке; расстрелян 9.11.1937. Серафим (Силичев) 25.10.1921 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Екатеринославской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; 12.06.1924 принес покаяние и назначен еп. Сызранским, вик. Симбирской епархии; с 1925 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

22 «Источники жизнеописания святого… представляют собой документы неравной исторической ценности: одни из них являются первоклассными свидетельствами, другие относятся к разряду легенд. Здравый критический анализ их еще ждет своей очереди, в целом же они производят столь чудесное, «средневековое» впечатление, что рискуют быть скептически воспринятыми современными читателями. Тем не менее следует уяснить себе, что в лице Серафима мы имеем дело с личностью, наделенной необычайными духовными дарованиями, дарами высочайшего порядка, не подлежащими проверке с помощью сугубо рациональных методов религиозного историка». 23 На деле Федотов нередко становился жертвой своих интуиций. Пленившись фигурой протопопа Аввакума, преданного смерти за свой фанатизм, он был убежден, что однажды тот будет признан святым. 24 В введении к жизнеописанию преп. Серафима Ильин осмелился упомянуть о том, что многие деятели Церкви той эпохи были склонны к рационализму, а иерархия заискивала перед светской властью, представители которой, как и вся аристократия, числились христианами лишь номинально. Но даже это было изъято при переиздании его книги в Нью-Йорке в 1971 г. 26 Мы опускаем параграфы о сестрах-свидетельницах и трех покровителях Дивеева, достаточно полно изложенных в главе IV (Пламя и и V (см.: Технические примечания). 27 Его звали Иван Тихонович Толстошеев. Преп. Серафим и его близкие называли его Иван Тихонов, или Тамбовский живописец, или Тамбовец (родом из Тамбова), или просто чуждопосетитель. 29 Мы опускаем конец параграфа о шестой тетради, который повторяется в главе V (Пламя и отрывок, касающийся этапов жизни преп. Серафима (глава III ­­ Пламя Как мы уже сказали, анализ «Беседы», завершающий этот этюд в ХБВ, отнесен в конец третьей части (глава IX) (см. Технические примечания). 30 Более подробно история канонизации преп. Серафима изложена в «Избранных воспоминаниях» С. Ю. Витте (Л., 1991, с. 429–432). Инициатором канонизации был епископ Серафим (Чичагов) , имевший доступ к императору Николаю II. Акт канонизации был намечен на 1902 г., но столь поспешному решению императора воспротивился обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев . Ему пришлось убеждать членов Св. Синода, и в течение года собирались факты, свидетельствующие о святости преп. Серафима. Он был канонизирован в 1903 году. После поездки в Саров и купания в его источнике императрица родила долгожданного сына. Этим фактом объясняется особое отношение к преп. Серафиму последнего российского императора (прим. сост.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Саид-Султан Kaбup-LLIax, заключенный афганский инженер 119,136 Самохвалов Михаил Давидович (1892 – июнь 1942), социалист-революционер. Арестован в апреле 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в 1925 г. сослан в Тобольск 38 Самсель Александр Федорович (1879 – 23 февраля 1938), священник, арестован в Благовещенске вместе со священномучеником Евгением (Зерновым). Расстрелян 73 Саныч, см. Грабовский Сапир Борис Моисеевич (1902 – 11 декабря 1989), социал-демократ, в 1923 г. приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний «Путешествие в Северные лагеря» (США, 1947) 332–333 Сапруненко, заключенный 40 Седерхольм [Седергольм] Борис Леонидович (1884 – 30 мая 1933), морской офицер. Арестован в апреле 1924 г., с августа по декабрь 1925 г. находился на Соловках. Автор воспоминаний «В разбойном стане» (Рига, 1934) 84 Селецкий Иван Федорович, до 1917 г. начальник пересыльной тюрьмы в Сибири. В 1926 г. отправлен на Соловки, где был назначен уполномоченным по лесозаготовкам 188 Семенов Михаил Григорьевич (1890 – 30 августа 1946), участник Белого движения. Казнен в Москве 101 Сенька Щербатый, беспризорник, герой романа Б.Л. Солоневича 337–338, 434–449, 455–465, 472, 478, 489–490, 507–519, 522–523, 539–549, 551–572, 589–590 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – 5 июля 1933), митрополит Ставропольский и Кавказский. Арестован в сентябре 1924 г. в сане архиепископа, приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 74, 261 Серафим (Протопопов Александр Алексеевич ; 1894 – 8 августа 1937), архиепископ Елецкий и Задонский. Арестован в марте 1924 г. в сане епископа Колпинского, викария Петроградской епархии, приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 75, 261 Серафим (Тьевар Антоний Максимович; 1899 – 12 декабря 1931), преподобномученик. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря принял тайный монашеский постриг 152

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей А. Орлов – – – (за 1912г.) Корпорации Астраханской Дух. Семинарии: Д. К. Вышеславов А. П. Орлов Е. Г. Кириано А. А. Мигулин Корпорации Витебской Дух. Семинарии: Е. П. Белоусов П. В. Полозов А. П. Триодин Ф. В. Ланге В. К. Каширенинов И. В. Мацкевич Корпорации Вифанской Дух. Семинарии: Архимандрит Герман А. А. Сперанский Ив. Николин А. Соколов Свящ. А. Зверев В. Цветков С. Крылов С. Федченков М. Некрасов Корпорации Волынской Дух. Семинарии: Архимандрит Аверкий Иероманах Тихон А. Житов Корпорации Воронежской Дух. Семинарии: И. П. Романов Корпорации Екатеринославской Дух. Семинарии: Г. Старокадомский В. Зеленцов В. Тацентов В. Гресков Протоиерей А. Одинцов Корпорации Иркутской Дух. Семинарии: И. Арефьев К. Денисов Беляев Свящ. И. Часоводов А. Никольский Троицкий Корпорации Костромской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии протоиерея В. Чекин В. Преображенский Л. Грандилевский Н. Остроумов Корпорации Московской Дух. Семинарии: пожертвования за 1912год: Ректор Семинарии Архим. Филипп П. Минин С. Световидов Д. Минервин А. Десницкий С. Голощапов С. Кедров Н. Розанов С. Никитский М. Струженцов В. Протопопов А. Петропавловский Д. Смирнов Н. Виноградский В. Цветков Е. Лебедева М. Ильинский Иеромонах Серафим И. Аристов пожертвования за 1913год: Архимандрт Сергий С. Световидов Иеромонах Серафим Д. Аллемапов С. Кедров С. Голощапов М. Струженцов Н. Розанов С. Никитский Н. Троицкий П. Минин В. Цветков А. Петропавловский Д. Смирнов Н. Виноградский М. Аристов Лебедева Семенов —53— 13. Корпорации Новгородской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии Архим. Тихон Инспектор Семинарии М. Кедринский H. В. Громцев A. В. Гедевский Корпорации Олонецкой Дух. Семинарии: Инспектор Семинарии В. Лебедев М. Смирнов А. Бурцев С. Олесевич Корпорации Оренбургской Дух. Семинарии: на стип. 52 курса Ректор Семинарии протоиерей И. П. Кречетов Г. И. Филиппович Корпорации Орловской Дух. Семинарии: От бывших питомцев Моск. Дух. Акдемии Корпорации Пензенской Дух. Семинарии: К. Соколов Л. Рождественский Корпорации Подольской Дух. Семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтение лекций, которые читались четыре раза в неделю, от 18 до 21 часов, по 4 лекции ежедневно, закончилось 1 апреля 1921 года, Всего была прочитана 601 лекция. Программы были отчасти старые, семинарские, отчасти вновь утвержденные Высшею Церковною властью для пастырских училищ, с некоторыми изменениями, подсказанными опытом, применительно к составу слушателей, их образованию и духовным запросам. Учебников определенных не было, зачеты сдавались по пособиям, какие кто мог иметь, или по записям лекций преподавателей. В Богословско-Пастырское училище в 1919–1920 годах было зачислено шестьдесят пять слушателей и вольнослушателей: сорок восемь мужчин и семнадцать женщин. Из них пять имели высшее образование, двадцать один (двенадцать мужчин и девять женщин) – полное среднее образование, тридцать один (двадцать пять и шесть) – незаконченное среднее и восемь (шесть и два), допущенные в виде опыта – только начальное. Двадцать шесть человек из зачисленных не смогли в силу разных неблагоприятных обстоятельств приступить к занятиям. Состав должностных лиц и наставников за 1920/21 учебный год был следующий: Заведующий Богословско-Пастырским училищем и председатель педагогического совета И. П. Щербов читал христианскую апологетику (семьдесят шесть лекций). Его помощник иеромонах, а затем архимандрит Иннокентий (Тихонов) читал литургику (сто девять лекций). Архимандрит Николай (Ярушевич) преподавал церковное проповедничество (двадцать три лекции). Протоиерей П. П. Левитский – общую церковную и русскую историю (семьдесят и четырнадцать лекций). Иеромонах Гурий (Егоров) – Священное Писание Нового Завета (шестьдесят восемь лекций). Иеромонах Лев (Егоров) преподавал дидактику Закона Божия (тридцать четыре лекции) и руководил практическими занятиями по ней. Ф. К. Андреев читал Священное Писание Ветхого Завета (девяносто три лекции), С. А. Купрессов – миссионерство (семьдесят три лекции) и В. И. Колчев преподавал церковное пение (тридцать пять лекций). Обязанности секретаря, казначея, а иногда и писаря исполнял сперва заведующий, а с 1 марта 1920 года его помощник. Хозяйством заведовал ризничий Александро-Невской лавры, слушатель училища иеромонах Серафим (Васильев). В конце учебного года были избраны и утверждены митрополитом Вениамином в должности преподавателей протоиерей А. И. Боярский, иеромонах Серафим (Протопопов) и Л. Н. Парийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надо подчеркнуть, что пассионарность – признак наследуемый. То есть, он закрепляется в генах и передаётся по наследству. И не всегда напрямую – от отца (матери) к сыну (дочери). Известно, что «на детях… природа отдыхает». Гумилёв это не уточняет. Но, так или иначе, этот биологический признак передаётся потомкам; или – через поколение, или – одному из нескольких детей. Поскольку многие молодые пассионарии гибнут в войнах, не успев оставить после себя потомство, в этнической системе происходит постепенная утрата пассионарности. Однако пассионарное напряжение продолжает снижаться и в мирные времена, когда идеалом становится уже не герой и защитник, а умеренный семьянин. Гумилёв приводит в пример Чацкого из комедии «Горе от ума». Пассионарий Чацкий любит Софью, но она предпочитает ему серого приспособленца Молчалина. В результате, если на пике пассионарности, при перегреве, пассионарием мог быть каждый десятый (Гумилёв приводит в пример рыцарскую Европу), то в инерции – один-два на сто человек, а в обскурации – почти ничего. Описывая феномен пассионарности Гумилёв уточнял, что, в случае надобности, деление может быть более дробным. Например, пассионариев можно условно разделить на три группы: 1) пассионариев с очень высокой степенью пассионарности (жертвенность); 2) высокой степенью пассионарности (идеал победы); 3) средней степенью пассионарности (карьерный рост, деловая активность, творчество). Например, сверхпассионарии – Александр Невский, протопоп Аввакум, Серафим Саровский, Че Гевара. Пассионарии-победители – Сталин, Черчилль, Мао Цзедун, маршал Жуков, академик Королев. Просто пассионарии – ну, здесь примеров множество, и в истории и в современности, – от деятелей культуры, бизнеса и спорта до лидеров политических организаций, криминальных групп и даже – отдельных депутатов. Но больше всего пассионариев из простого народа мы наблюдаем во время больших войн. Яркий пример – Великая Отечественная 1941-45 гг. Лев Гумилёв, ушедший на фронт добровольцем, говорил о главном источнике Победы: «наша пассионарность оказалась выше немецкой». И добавлял: «Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары – могут, а немцы – нет».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/27/pa...

Добывать их для списывания составляло большую заботу для нас, в особенности для своекоштных учеников, живших в разных частях города, нередко далеко от семинарии. Хотя наш профессор словесности не отличался особенною глубиною мысли и в этом отношении уступал своему коллеге по 1-му отделению, также магистру Д. И. Страхову 44 , но в общем, нужно признать, что он был более на своем месте, чем этот последний, которому следовало бы быть преподавателем логики и психологии, а не словесности. Указанный выше недостаток нашего наставника, вообще нами уважаемого и довольно любимого, несмотря на его насмешливый характер, почувствовался нами в особенности на последнем экзамене по словесности (в 1854 г.), происходившем в присутствии ревизора от Казанской академии, архимандрита Серафима (Протопопова) 45 , как оказалось, профессора академии именно по кафедре словесности. Архимандрит Серафим, очень худощавый, весьма болезненный по виду, производил своим лицом и особенно глазами впечатление очень умного человека. Мне пришлось отвечать о драматической поэзии. Я передал то, что было у нас в записках, но о. ревизор не нашел удовлетворительным наше определение драмы, а дал свое, поразившее меня своей глубиной и резко выделившее ее из ряда других поэтических произведений. Вот подумал я тогда, какая громадная разница между академическим и семинарским преподаванием. Большой симпатией и уважением пользовался у нас преподаватель всеобщей гражданской истории, профессор Николай Васильевич Охотин (Преосв. Гурий, скончавшийся потом в сане Новгородского архиепископа), магистр С.-Петербургской академии 46 , благороднейшая по характеру личность и очень хороший преподаватель 47 . Трудно было преподавать такой предмет, который имел своим учебником жалкую историю Кайданова. Мы старались восполнять недостатки этого несчастного учебника чтением истории Лоренца. В памяти остался у меня урок из истории французской революции. Н. В. Ох-н, сидя на учительском кресле, держал перед собой какую-то книжку и довольно медленно, но складно передавал ее содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010