Сергей Львович,спасибо. Очень нужно сейчас разоблачить языческий культ вождизма, чуждый христианству, но норовящий подменить его, при этом спекулируя и на патриотизме. 10.05.2020 - 14:01 Сергей Львович, Вы чуть : Сергей Львович, Вы чуть моложе меня, и, видимо, Ваше понимание отечественной истории шло несколько иным путём. Ни словом не возражая против данного Вашего текста (в смысле уместности или неуместности Сталина в храме), рекомендую задуматься над тем: а правда ли Сталин - продолжатель дела Ленина? Или, может быть, наоборот - искоренитель и (промыслительно) восстановитель империи? Подумайте. 11.05.2020 - 15:00 спаси, Господи, Вас, Сергей : спаси, Господи, Вас, Сергей Львович! В вашей статье я открыл именно то, что уже много лет много лет живёт в душе. Земной Вам поклон! 12.05.2020 - 11:16 Сергей Львович, Вы без : Сергей Львович, Вы без сомнения искренне верите всему Вами сказанному, но Вы человек, а людям свойственно заблуждаться даже из самых благих намерений. говорить о б исторической практике менее чем вековой протяжённостью и не распространившейся на значительную часть человечества. Верно лши это? А если сравнить с исторической христианской практикой, которой уже более двух тысячелетий? сколько крови страданий и смертей принесено в жертву на Ваши алтари? Или пепел протопопа Аввакума не смущает Вашу непоколебимую уверенность именно в своей правоте? Тому у кого стеклянная крыша не стоит бросать камни в чужой огород. 13.05.2020 - 20:33 Пользователей, имеющих : Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что здесь не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», пренебрежительное отношение к нормам русского языка (в т.ч. использование верхнего регистра помимо случаев, предусмотренных правилами орфографии), а также попытки оспорить политику модерации. 16.05.2020 - 14:51 Сталин не восстановитель : Сталин не восстановитель Империи , но создатель совершенно новой Советской империи. Как говорил преподобный Серафим Саровский

http://radonezh.ru/2020/04/28/krasnoe-ya...

мысль, а я понимал их в надлежащем значении и соответственно этому понимал всю его речь. И потому выходило, что, следя систему его мыслей, извращавшую Христову истину, я в своём уме развивал живую систему самой Христовой истины. И сколько – помню – радости было у меня, что вот, наконец, взялись люди за ум, – углубляться в премудрость Божию и раскрывать её свет для всяких дел! Я обманывался; но благодаря именно такому чтению Белинского, мысль моя довольно развилась и окрепла в светлом, живом и отчётливом направлении Веры. Добрые следствия этого для меня вышли самые неоценённые. С одной стороны, я уже никак не останавливался на одной букве текстов, изучаемых в богословских науках; ум мой, верный направлению Веры, всегда стремился входить в самую силу догматов и святые отцы для меня были авторитетами живой, обнимающей, – в высших своих представителях, – всё современное им образование, – мысли Веры. С другой стороны, когда случалось слышать и изучать ту или другую науку по началам новейшей философии, ум мой всегда работал на возведении этой науки и начал её к истине Христовой, как это было у меня (только не так сознательно) и при чтении Белинского мысль моя так настроилась, что безотчётно не поддавалась в науке никому и ничему, обращая всё в разумное по вере служение Христу ( Рим.12:1 ). Так-то говорит нередко этот близкий ко мне человек“, заключает о. Феодор, употребляя известный оборот евангельской речи ( Ин.21:24,19:35 ), „и знаю, что он говорит совершенную правду“. (Три письма к Гоголю. Предисловие к читателю, стран. 6 и 7-й) Очень мало известно мне, – можно сказать, – почти ничего неизвестно об академической жизни о. Феодора. Бывший в академии его „старшим“ (так назывался студент старшего курса, в ведении которого находились другие студенты, жившие в одной с ним комнате или „номере“) – итак его „Старший“ Семён Ив. Протопопов, в монашестве Серафим, скончавшийся в 1891 г. епископом Самарским, говорил после одному из своих близких, что А. М. Бухарев „отличался в академии кротостью и благочестием“. Может быть, это было воспоминанием о той „аттестации“, какую давал Старший, студентам своего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– У меня на днях был швед… Он рассказывал, что в Берлине все крайне истощены, а посмотрите, в Петрограде? Как будто никакой войны! Да разве нас победишь?! Настроение в столице было предгрозовое… Кое–где уже не хватало продуктов. Нарастало недовольство. Назначения Штюрмера и Протопопова (он только что был назначен Министром Внутренних дел) это недовольство лишь подогревали. Город был полон недоброжелательных слухов о новых министрах. Дума негодовала. Из уст в уста передавался рассказ о нелепом поступке Протопопова, приехавшем в Думу на заседание бюджетной комиссии… в жандармском мундире [  ]; о странном его поведении у Родзянко, который совместно с некоторыми членами Думы (в том числе с Шингаревым и Гучковым) пригласил его для беседы на квартиру: все, что там Протопопов говорил, было стенографически записано спрятанной за портьеру стенографисткой, и теперь его похвальба близостью к царской чете и проч. ходила в записи по всему городу. В тот приезд я посетил и графиню Игнатьеву. Когда я был в Галиции, она посылала церковные облачения для галицийского духовенства и относилась не безучастно к православному делу в австрийском зарубежье. Я поехал поблагодарить ее. В беседе мы коснулись назначения на пост Товарища Обер–Прокурора князя Жевахова. Этот маленький чиновник Государственной канцелярии, человек ничем не выдающийся, внезапно получил видное назначение. Карьерную удачу объясняли близостью к Распутину и давлением «высших сфер»… Графиня Игнатьева рассказывала мне о своей беседе с князем Жеваховым. На ее вопрос, какие были у него основания занять должность, к которой он не подготовлен, Жевахов ответил общей фразой об условности понятия компетенции: «Не боги горшки обжигают…» В Петрограде у меня разболелись ноги. Походная жизнь, которую я до тех пор вел, давнее мое недомогание лишь осложнила: раны не заживали. Я решил съездить в Москву полечиться. Хотелось мне и повидать кое–кого из моих холмских друзей. Монастыри Красностокский и Турковицкий были эвакуированы в Москву. Здесь им отвели помещения: Красностокскому — в Нескучном; Турковицкому — в одном из корпусов Марфо–Мариинской обители, где я и поселился. Тут же проживали теперь епископ Серафим (Вельский) и о.Сергий, мои холмские сотрудники и настоятели Яблочинского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Ибо тогда меня занимало обличение ереси и опровержение дьявольского ухищрения; а теперь предполагается исповедание и простое изъяснение здравой веры. Поэтому неприличен мне теперь и прежний образ речи. Как человек не один и те же снаряды взял бы в руки, идя воевать и возделывать землю (ибо иные снаряды у тех, которые в безопасности трудятся для своего пропитания, и иные вооружения у тех, которые готовятся к битве): так не одно и то же могут говорить и тот, кто увещевает здравым учением и тот, кто обличает противящегося, ибо иной род речи обличительной, и иной род речи увещательной и не одно и то же – простота в мире исповедующих благочестие и труды опровергающих возражения лжеименного ведения» (творен. Васил. Великого том 5, глава «О вере», издан. 1892 года). 2 Подробнее смотри в книге профессора Смирнова: «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке»; издан. 1898год. стр. 216–237. 3 Подробнее о сем смотри в материалах том. 8-й, стр. 204–353; у Бороздина «протопоп Аввакум» гл. VI; и в книге профессора Смирнова 216–237 стр. 4 Все правила и толкования на оные, приводим по полной (трех-толковой) Кормчей, изд. Общ. любителей дух. просвещения. 5 О спорах и разногласиях относительно празднования дня Пасхи говорит и Бароний лето Господне 198 и 324-е. 6 Это возражение и разобранное ранее могут служить образцом крайней назойливости и недобросовестности современных апологетов раскола... Дело в том, что Соловецкие старцы и «кумиры» выдвинуты и стали играть, печальную роль в разрешении вопроса о клятвах собора 1667, г. – Т. И. Филипповым, который ссылался на них в подтверждение своего неправильного мнения, что двуперстие будто бы, безусловно воспрещено Церковью и содержание его проклято... Раскольники вцепились за эти доводы. Но сам же, Филиппов (да простит ему Господь его прегрешение пред церковью – за чтение «о нуждах единоверия»), благодаря разъяснения покойного Нильского, отказался от этих доводов, сознавшись, что ссылался на них неправильно, что и высказал печатно (Соврем. церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Годы революции и гражданской войны укрепили религиозность В. 27 дек. 1927 г. он писал И. В. Быстрениной: «Два новых дара я приобрел за эти годы: дар молитвы и дар говорить с толпой» (Стихотворения и поэмы. С. 646). В 1919 г. В. констатировал: «Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых... в Библии можно найти слова, равносильные пафосу, нами переживаемому» (Дело. Одесса, 1919. 2. 17/30 марта). Поэтика В. постепенно избавлялась от декоративности, тяготея к напряженной простоте и безыскусности «библейского реализма» («Армагеддон», 1915, «Русь глухонемая», «Видение Иезекииля», 1918; «Заклятье о Русской земле», 1919). Важное место в жанровой системе занимает «молитва» («Молитва о городе», 1918; «Посев», 1919; «Заклинание», 1920). Революция предстает в стихах как «Бич Божий», как явления «ангела мщенья», взыскующей и наказующей «Любви Господней», но одновременно и как «очистительный огонь», закаляющий «вечный лик» России - «Неопалимой Купины» («Неопалимая Купина», 1919). Видение Иезекииля о воскресении становится символом грядущего восстания народа из «костей» и «праха». В цикле поэм «Путями Каина» (1921-1923), написанном в традиции научно-философской поэзии, идеальным образом органической культуры предстает христ. средневековье. Одно из важных направлений в творчестве В. кон. 10-х - 20-х гг.- поэтические переложения древнерус. лит. произведений («Протопоп Аввакум», 1918; «Написание о царях московских», 1919; «Сказание об иноке Епифании», 1929) и опыты художественных агиографических сочинений (поэма «Святой Серафим», 1919-1929). В переложениях В. неукоснительно следовал сюжету, лексическим и грамматическим особенностям первоисточников, стремился сохранить их стилистическую систему и ритмическую организацию и тем самым обогатить возможности совр. поэтического языка. В. удалось в «Написании о царях московских» органично ввести в текст первоисточника - последней главы «Летописной книги» И. М. Катырева-Ростовского - стилизованные повествования о Марине Мнишек и Патриархе Московском Филарете (Романове) .

http://pravenc.ru/text/155179.html

42 На поле: Есть Служебник новой, исписан по полям, что противно в нем, рукою попа Иродиона Феодосиевича и преосвященного епископа Александра Вятского. 64 На поле: Христос глаголет: егда приидет сын человеческий, обрящет ли веру си на земли. Луки зач. 88. 65 По всей вероятности дьякон Федор имеет здесь в виду другой экземпляр сочиинения, поданного собору: см. 1, в. 66 Можно подагать, что здесь идет речь о челобитной на попа Сисоя, напечатанной в 1-м томе XLVI, стр. 406). 67 Здесь разумеется, вероятно, соловецкий инок Герасим Фирсов и его сочинение о крестном знамении, известное по рукописям и напечатанное в раскольническом сборнике. Начинающемся «Историею об отцах и страдальцах соловецких» (гл. 3). 68 Не разумеется, ли здесь первая челобитная инока Савватия, о которой сам Савватий во второй своей челобитной замечает, что «извещал в ней печатного двора на справщиков о книжном неисправлении»? 69 Рпк. библ. А. И. Хлудова, 273. Разночтения приводятся по другому списку той же библиотеки (ркп. и по печатному изданию в известном раскольническом сборнике. 85 В др.хлуд.спис. это место изложено несколько иначе: И сего ради лишаем бывают Аввакум и Лазарь священного чина, Епифаний же иноческого образа, и острижен, и царскому суду предани бывают. Царь же повелел Лазарю и Нпифанию ьогословные их языки отрезати по самые вилки во устех. И во воемя страсти их явися… 101 В др.хлуд. спис. И егда прииде протопоп, нача глаголати: Достойно есть. И как проглагола: Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, и в то время Епифаниев язык яко отрасте, и начаша доглаголовати вкупе: без истления Бога-Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем. И от того часа нача добре глаголати Епифаний. 104 За сим в др.хлуд.спис. следует прибавление, очевидно, позднейшего происхождения: Даждь нам, Боже, Отче и сыне единородный Исусе Христе и Святый Душе, подвигом добрым подвизатися и течение докончати, и веру соблюсти и венец от вседержительные ти руки прияти. Аминь. И по многих мучениях, изгнании и заточении в Пустозерском остроге, и паки второе языки отрезати священномученику Лазарю. И Епифанию отцу и священнодиякону Феодору, страдальцу и исповеднику, и руки им отсекли, Лазарю позавой, Епифанию и Феодору персты отсекоша. И паки глаголали и слово Божие проповедали, и о истинный вере православный мног народ Божественным писанием утвердиша и проповедоша, нечестивых же и отступников и еретиков вконец отлициша. Последи же со отцом Аввакумом протопопом пострадаша от нечестивых еретик, – огню предани Быша, и тако скончашася о Христе Исусе Господе нашем, ему же слава во веки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

О предполагаемой свадьбе. О невозможности выслать денег. О выборах ректора. Общие благожелания. 17 окт. [без года] Бог в помощь! Спасайтесь! Мудреное дело зачинается у вас. Не умею, что сказать про него. Не умею: сильными заражен предрассудками. Всяко, если уж все сладилось, и невеста туда же; Бог благословит. Очень жалею, что не могу ничем поучаствовать в этом деле. Совсем гол. Едва ли опять дотяну до конца года без займов. В следующий год, может быть, поправлюсь. Но уж как тяжело знать на себе долги. Серафим просит денег. Встретите, скажите, что у самого ничего нет. Стыда нет сознаться, что гол. Даруй, Господи, выбрать вам попечительного ректора. По уставу магистра надо избрать: где вы его возьмете?! Сладкопевцев, да Хитров... гожи?! Сами смотрите. Матушке протопопице желаю сыграть свадьбу красно. И поплясать разрешается, только не протопопу. А если воздержится и протопопица – выдержание ради солидности протопопческой – и это не худо. Если почему-либо не состоится свадьба: отчего так не проживать без замужества?! Живи да живи. Правда – может быть мещанин ныне, завтра купец. – Да, посмотрите, не видит ли он в архиерее – родне – залежалого капитала?! И как его не окажется, не станет ли отмщать ошибку на жене.– Увы! и ах! Всяко от всей души благословляю, если все устроится. Ваш богомолец Еп. Феофан. 465. О семинарии. О толковании послания к Ефесянам О семинарии. О необходимости напечатать в «Тамбовских епархиальных ведомостях» объявление о выходе книг. О толковании послания к Ефесянам. 3 нояб. [без года] Милость Божия буди с Вами! Так вот как у вас в семинарии. Стало, ухо надо держать остро. Оно и лучше. Это хороший кнут, подгонять пашущих или борозды тянущих. Просил я Владыку, чтобы распорядились отпечатанием в «Ведомостях» объявления о проповедях. Им, верно, некогда. И не печатают. Попросите, пожалуйста, о. ректора, чтобы отпечатал, – и не раз, а побольше... чтоб уши прожужжать. – Будет случай, пришлю ему экземпляр за работу, – и трата, и изомнут. Вот объявление: «Слова такие-то... В г. Владимир-на-Клязьме – священнику Никитской церкви Ивану Ивановичу Говорову. Цена 3 р. с пересылкой». – Если больше интереса будет, если означить, что книга большая, то прибавить можно: в одном большом томе мелкой печати в 434 листа. – Устройте, пожалуйста, это дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Из числа членов Совета отсутствовали: сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский ; ординарный профессор А.А. Спасский; экстраординарные —75— профессора – С.И. Соболевский, И.В. Попов , Н.Г. Городенский , Μ.Μ. Богословский и А.П. Орлов. Слушали: I. Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии табели баллов по устным и письменным ответам, а также и по поведению, полученных за истекший 1909–1910 учебный год студентами первых трех курсов Академии». По рассмотрении табелей оказалось, что: 1) Из 61 студентов I курса, а) студенты Берников Сергей, Есипов Иван и Протопопов Валентин не держали устных испытаний, не представили никаких письменных работ за I курс (за исключением Протопопова, представившего одно семестровое сочинение по древней гражданской истории) и просят Совет Академии об оставлении их, по болезни, в том же курсе на второй год; б) студент Семенов Андрей, принятый в состав курса по определению Совета от 11 ноября 1909 года, не представил семестрового сочинения по метафизике и ходатайствует о разрешении исполнить эту обязанность после летних каникул; в) студент Ельчанинов Александр, окончивший университетский курс по историко-филологическому факультету, согласно указу Святейшего Синода от 5 мая 1910 года за 6177 обязан сдать устные испытания по специальному предмету, одному из древних и одному из новых языков, хотя отметки по ним и имеются в его университетском дипломе. – г) Поведение сорока восьми студентов означено баллом 5, девяти – баллом 5– и двух – баллом 4+ (студенты Берников и Есипов провели учебный год вне Академии и балла по поведению не имеют). 2) Из 71 студентов II курса не держали, по болезни, устных испытаний: иеромонах Серафим (Иованович), сербский уроженец (по психологии); Телятьев Валериан (по психологии) и Хотовицкий Александр (по патристике, истории философии и психологии). Всеми поименованными студентами представлены в Совет Академии прошения, с —76— приложением медицинских свидетельств, о разрешении им сдать означенные испытания после летних каникул. – Поведение сорока семи студентов означено баллом 5. шестнадцати – баллом 5–, шести –баллом 4+ и двух – баллом 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще будучи мирянином, Косма издавна имел сильное желание послужить на пользу христиан всем тем, чему учился, и часто говаривал: «какую великую нужду имеют в слове Божием христиане! Ученые должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож, не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, нет, – они более всего обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости». Но при всем таком желании, при всей пламенной ревности о пользе других, Косма с другой стороны представлял и всю трудность дела апостольской проповеди, и сам собою не отваживался на это предприятие, наперед не уразумев изволения Божия. Поэтому, желая узнать, угодно ли Богу его намерение, Косма открывает книгу писания и тотчас встречает апостольское изречение: никто же своего си да ищет, но еже ближнего кийждо ( 1Кор.10:24 ), т. е. пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу ближнему. На основании этих слов, он решил привести в исполнение свое намерение. Открыв старцам свое намерение и получив от них позволение, Косма пошел в Константинополь для свидания с своим братом, учителем Хрисанфом, который обучил его искусству правильного собеседования. В Константинополе он объявил о своем намерении архиереям и учителям; все единогласно побуждали его приступить к избранному им делу Божию, а патриарх Серафим дал даже Косме письменное дозволение. Укрепленный и ободренный этим, Косма начал проповедь слова Божия. Первые места, которые огласились словом проповеди Космы, были церкви и селения, лежащие вблизи Константинополя. Идя далее от Константинополя, проповедник был в Навпакте, в Врохори, в Мисолонги и в других местах, а оттуда снова пришел в Константинополь. Испросив совета у тогдашнего патриарха Софрония и получив от него дозволение и благословение, Косма начал еще с большею горячностью и ревностью проповедовать слово Божие. Он обошел почти все княжества в пределах Турецкой империи и, научив христиан приносить покаяние и творить дела, достойные покаяния, в 1775 году возвратился на Афонскую гору. Посещая тамошние монастыри и скиты, он говорил поучения инокам и провел несколько времени в чтении божественных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протопопов – сын богатого московского протоиерея, учитель детей в доме известного министра финансов при Государе Николае Павловиче, – графа Канкрина. И в начале своей Казанской академической службы С.И. Протопопов был ещё душой светского общества, – неутомимым танцором вечеров, дорогим для всех гостем, разливавшим вокруг оживление и веселье. Как вдруг, – что-то такое случилось и – умер прежний Сем. Ив. Протопопов!.. его место заступил живой мертвец – монах Серафим. Когда в 1854 году я поступил в Казанскую академию, семь лет уже прошло со времени пострижения о. Серафима; он был уже архимандритом; но и я застал ещё мёртвую оболочку этой мёртвой души, – нет, пожалуй, – не мёртвой, – но – видимо – пережившей состояние смерти: тусклые мёртвые глаза, слабый, – едва слышный голос, медленные, размеренные движения, – а особенно эти глаза мертвеца производили и на других угнетающее, мертвящее действие; когда через 30 лет я снова увидал его уже престарелым епископом, – он был много живее прежнего, – и взглядом, и речью, и в движениях. Если в духовном подвиге смерти для земного мира нужны и могут быть руководители, то бакалавр Казанской академии С.И. Протопопов встретил себе такого руководителя в лице профессора той же академии, архимандрита Антония (Радонежского), —536— бывшего после епископом Уфимским, потом – Оренбургским, потом членом Московской Синодальной Конторы, – без управления какой-либо епархией, и наконец уволенного на покой от всяких дел управления. Преосвящ. Серафим, как скоро получил в самостоятельное управление епархию, взял его к себе в Смоленск, где и покоил его до смерти в одном из Смоленских монастырей. Этот-то епископ, а тогда ещё архимандрит Антоний тоже пережил в своё время „горечь смерти“ ( 1Цар.15:32 ): он тоже некогда весёлый, молодой, здоровый, жизнерадостный – схоронивши нежно любимую, молодую красавицу жену, с которой и года, – кажется, – не прожил после брака, тотчас же принял монашество и вскоре из Нижегородской семинарии, где был профессором, вызван был на профессорскую кафедру в Казанскую академию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010