Где бы я ни был, моя любовь и моё благословение будет с Вами и с Вашей паствой. Димитрий, епископ Гдовский. г. Петроград, день св. муч. Парамона, 29 ноября (12 декабря) 1928 г. Архив составителя Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Серафим. До меня дошло, что иереи раздорники злоупотребляют моим именем, говоря, что я сочувствую раздорникам, в частности Григорию [Яцковскому], Борису [Рукину] и иже с ними. Это наглая ложь, свойственная григорианам, григорианский раскол я хорошо знаю и, будучи в Саратове, я не раз предупреждал паству об этой опасности. Григорианство положило в основание ложь, обман, и из лжи и обмана ничего доброго не может произрасти. Говорить, что я сочувствую григорианам, это значит говорить, что я не в здравом уме. Я скорблю об этих отпадениях от Св. Православной Церкви, о погибели отпадших, ибо вне Церкви нет спасения. Умоляю отпадших в разум истины прийти, возвратиться в лоно Св. Православной Церкви и во смирении соделать своё спасение. Иереи – раздорники, бывшие раньше обновленцами, полагаю, уклонились опять от Св. Церкви по гордости – самолюбию и расчёту: они ради прибытка обманывают, обольщают легковерных. Умоляю отпадших их собственным спасением возвратиться в лоно Православия – под руководством митрополита Сергия и своего архипастыря – митрополита Серафима [Александрова]. Они это сделают, если им дорого спасение. Прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить это прельщённым и прельщаемым. Вашего Высокопреосвященства собрат и сомолитвенник архиепископ Досифей [Протопопов]. Испрашиваю святых Ваших молитв. г. Покровск, 1928 г. 26 декабря (ст. ст.) Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя ...Канцелярия Патриаршего Священного Синода в ответ на Вашу просьбу – дать имеющиеся в Патриаршем Священном Синоде сведения об епископе Алексии – сообщает: епископ Алексий в прошлом был келейным иеромонахом у архиепископа Томского и Иркутского Анатолия [Каменского] (ныне покойного); в годы церковной разрухи он проживал в Никольском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Между тем в градоправителях Иркутска произошла перемена. В 1730 году приезжал сюда из Тобольска Капитан Степан Угрюмов с строгим предписанием забрать все таможенные дела, приходо-расходные книги, счетные выписки и пр. и забравши отправился по р. Ангаре в Тобольск. За ним уехал и Воевода Измайлов, в течение трех лет бывший сослуживцем Святителя. В это время Иркутск получил наименование города Провинциального, при каковом возвышении его Воеводы заменены Вице-Губернаторами, но перестававшими впрочем зависеть от Губернатора Сибирского в Тобольске. На место Измайлова, назначался Вице-Губернатор статский советник Бибиков, но в Иркутске на сей раз не был. После Бибикова поехал на эту должность из Тобольска Иван Балдин, но возращен из Тары. За тем за месяц до кончины Святителя приехал в Иркутск Вице-Губернатором статский советник Алексей Иванович Жолобов. Прежде всего к этому-то Жолобову на рассвете 27 Ноября 1731 года явился из Вознесенского монастыря иеродиакон Серафим с донесением, что Епископ Иннокентий отъиде от сего света в вечное блаженство в ночи в пятнадцатом часу 82 . Жолобов принял это не к сведению, но и со своей стороны к распоряжению, а к какому? – увидим. Опись имущества Святителя Иннокентия В понедельник 29 числа Ноября, по приказу Высокопревосходительнейшего господина штатского советника и Иркутской провинции Вице-Губернатора Алексея Ивановича Жолобова, явились в Вознесенский секретарь Федор Лапаков да канцелярист Иван Злобин с приказом от Жолобова описать в келлиях почившего Преосвященного собственные его пожитки. От Наместника Игумена Паисия, от принявшего предсмертную исповедь Святителя иеромонаха Корнилия, от приказного надзирателя Алексея Попова, и от келейного Михаила Петрова, подьячие потребовали выказания оставшегося от Святителя достояния. К описи Жолобов велел пригласить Соборных протопопа Петра Григорьева и Ключаря священника Василия Федорова. В покоях Святителя, состоявших из трех комнат (келлий) подьячие все обшарили, начиная с икон и налоя лаковой китайской работы, и книги и бумаги (в числе последних была архиерейская грамота Святителя, выданная за подписанием Святейшего Синода 1721 года Марта 15 дня на трех листах, да пакет за государственною печатию адресованный: Его Величества, Великих азиатских стран Императора, Монарха самовластнейшего Богдойского и китайского хана верховным министром и государственных дел управителем: ), и мебель и рясы с подрясниками, и келейную посуду, и чай и сахар, и перец, и платки, и полотенцы и сургуч и печати, особенно не обойдя редкостей и что поценнее, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда после приобщения в числе прочих подошел и я к его благословению, то он так приветливо обратился ко мне со своим обычным угощением – крошеными просфорами в чашке с вином – погладил меня по голове и дал целую просфору, что обратило на меня внимание всей толпы, так как это была необыкновенная с его стороны благосклонность. С тех пор я всякий раз, когда был в Сарове, старался как можно ближе становиться к Серафиму, чтобы не только слышать, как он произносит причастную молитву, но и любоваться его глубоко-вдохновенною наружностью и следить за каждым его движением, что все производило на меня потрясающее впечатление. Даже до сей поры, подходя к причастию и повторяя за священником слова причастной молитвы, я мысленно вижу перед собой величественный облик Серафима с Чашей в руках – и, будучи впоследствии директором гимназии, я обращал особое внимание на то, чтобы приступающие к приобщению ученики отчетливо знали и понимали эту молитву. Из «Записок» генерала Отрощенко Весной 1825 года бригаде моей с квартир в Тамбовской губернии назначен был поход в Москву. Я находился в таком состоянии, что без посторонней помощи не мог добраться до Москвы. Добрый адъютант мой Михаил Евграфович Протопопов продал пару своих лошадей и дал мне сто восемьдесят рублей в долг. На пути к Москве находится известная Саровская богатая пустынь. Она имела прежде в своем владении сорок тысяч десятин земли с дремучими лесами, но помещики окружные отняли половинное количество. В этой пустыни жил благочестивый муж в затворе, отец Серафим; о святой жизни его молва далеко уже разнеслась, и многие уверяли, что он по благости Божией имеет уже пророческий дар. По благоговейному расположению моего духа, отчасти по любопытству, а более всего по настоятельной просьбе жены моей Натальи Михайловны я решился остановиться в гостинице пустыни на ночлег. Это было от большой дороги не более версты. Монастырь этот с юга, с запада и севера окружен большим лесом, а с восточной стороны протекают в долине две речки. Я остановился в гостинице. Титул генерала породил мысль в игумене, что я богатый генерал и что принесу дар монастырю генеральский, по крайней мере немаловажный. Игумен сам явился ко мне с визитом и потом доставлен был кой-какой ужин, как видно по тому убеждению, что богомольцы любят поститься, приехав на поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

438 Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 777–778. Как говорится в статье из парижского «Благовеста»: «Люди, посвященные в суть дела, именовали его впоследствии интригующим эпитетом «Павлин в клетке». Цит. по: Акты Святей­шего Патриарха Тихона... С. 776. 439 Естественно, что интронизация (настолование) избранного патриарха последовала бы в свое время, о ней вопрос не ставился, речь шла только о выбо­рах. 449 Вероятно, это был епископ Колпинский Серафим (Протопопов), викарий Ленинградской епархии, действительно бывший до 1926 года в ссылке на Солов­ках, а затем проживавший в Ленинграде (о епископах, проживавших в эти годы в Петербурге – см. Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. СПб, 1995. С. 119). 453 Епископ Павлин называет этот документ «документом двадцати четырех». См.: Архив ФСБ РФ, д. 601064, л. 71. 454 Это, хотя и не вполне уверенно, утверждал митрополит Сергий. См.: Архив ФСБ РФ, д. 601064, л. 57. 457 Возможно, что к этой соловецкой инициативе имел непосредственное от­ношение архиепископ Иларион (Троицкий) . В этом случае становится понятно, откуда взялось предание о том, что именно священномученик Иларион являлся инициатором «тайных выборов» патриархом митрополита Кирилла. 462 Sine qua non – лат., дословно: «без всяких нет», беспрекословно; conditio sine qua non – непременное условие. 467 Имеется в виду св. Максимиан, патриарх Константинопольский (431–434), поставленный на Цареградскую патриаршую кафедру после ссылки Нестория, который до своего осуждения на III Вселенском Соборе занимал эту кафедру. 492 Владыка указал прежнее название улицы – Б. Ильинская, тогда как к тому времени она уже была переименована в ул. Герцена. 494 Параман (параманд) – часть монашеского облачения; небольшой четы­рехугольный плат с изображением Страстей Господних, который носится под одеждой и крепится с помощью двойных перевязей, крестообразно обвязывае­мых вокруг тела. Обозначает крест, который берет на себя монах; сораспятие Христу. Иначе называется аналав.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитвы его были услышаны, болезнь отступила, и силы вновь возвратились к нему. Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать список с Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. И тогда Петр Глядков «с верою молит в царствующем граде Москве великия соборныя церкви честного славного Ее Успения протопопа Кондрата, да подаст помощь вере его и изыщет он ему изографа на прописание того Богородичного образа, подобно первописанному тому образу умерен во всем». Для исполнения данной просьбы протопоп Кондрат пригласил искусного московского живописца Григория Черного и вместе с ним изготовил образ Владимирской Богоматери. Данная копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но несколько отличалась написанием самого лика, и, в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик. Святители располагались в следующем порядке (слева направо): митрополиты Московские Петр , Алексий, Иона; князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор; царевич Димитрий, блаженные Московские Василий и Максим, а также Иоанн, Христа ради юродивый. Четверо из изображенных святых были тезоимениты заказчику Петру Глядкову и его сыновьям: Алексею, Михаилу и Ивану. Произошло это около 1629 года. По возвращении домой в свою нижегородскую вотчину, в село Бочеево, исцеленный Петр Глядков в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери, который сразу же прославился среди местных жителей своею благодатью. Благоговейные молитвы, им воссылаемые, постепенно возвышали его дух и делали его достойным небесных видений. В ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый дворянин. Проснувшись, Петр не решался дать оценку увиденному, но был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый Собор против жидовствующих, бывший в 1488 г. и происходивший под председательством митрополита Терентия, был созван великим князем Иоанном III. Трое осужденных на этом Соборе еретиков были по указу великого князя подвергнуты торговой казни. Второй Собор против жидовствующих, бывший в 1490 г., происходил под председательством митрополита Зосимы в присутствии того же великого князя Иоанна Васильевича III. Призванные на соборный суд еретики чернец Захария, Гавриил – протопоп Новгородский и Дионисий – поп Архангельский были осуждены на заточение, преданы проклятию и извержены из сана. На третьем Соборе против жидовствующих в 1504 г., происходившем под председательством митрополита Симона, также присутствовал государь Иоанн III. Присутствовал на нем и его сын Василий, а главным обличителем еретиков был преподобный Иосиф Волоколамский. В целях решительного пресечения ереси Собор вынужден был прибегнуть к крутым мерам по отношению к еретикам, почему виновнейшие из них: Иван Волк, Феодор Курицын, Димитрий Коноплев и др. осуждены были на смертную казнь. На Стоглавом Соборе, бывшем в 1551 г. под председательством митрополита Макария, присутствовал царь Иоанн Грозный. Присутствовал он и на Соборе 1553 г., который происходил под председательством того же митрополита Макария. На этом Соборе были осуждены еретики Башкин и Артемий. На этом же Соборе, который продолжал свои заседания и в 1554 г., была осуждена и ересь Феодосия Косого. На Соборе 1619 г. по делу о справщиках Дионисии, архимандрите Троицкого монастыря, старце Арсении Глухом и священнике Иване Наседке присутствовал и государь Михаил Феодорович вместе с двумя патриархами: Филаретом Никитичем и Феофаном Иерусалимским. Таким образом, как и византийские императоры, русские великие князья считали своею важнейшею обязанностью заботиться о сохранении во всей чистоте православной веры, что требовалось симфонией властей. Но последняя, как видели мы, вменяла византийским императорам в их первейшую обязанность почитать священство, т. е. Церковь , и прежде всего в лице церковной власти. Это почитание со стороны великих московских князей и царей по отношению к церковной власти и проявлялось на вышеупомянутых Соборах. По примеру византийских императоров московские великие князья и цари ограничивали свое участие на Соборах только внешним покровительственным отношением к Церкви. Они только присутствовали на Соборах, но не стремились предвосхищать власть, принадлежащую председателю Церкви, т. е. они не были председателями Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Резкое неприятие встречали у И. К. религиозные искания Л. Н. Толстого (О душепагубном еретичестве гр. Л. Н. Толстого. СПб., 19074). Толстой знал об этом: 3 авг. 1890 г. в письме своему единомышленнику кн. Д. А. Хилкову он писал об И. К. и о его почитателях: «Между нами и ими, то есть их деятельностью и нашей... нет ничего общего» ( Толстой Л. Н. ПСС. М., 1992p. Т. 65. С. 134-135; Т. 79. С. 271). Для рус. общества рубежа XIX и XX вв. отношение к Толстому и его учению и к И. К. стало критерием отношения к Русской Церкви и Православию вообще, а также знаком общественно-политической позиции, своеобразной «партийной принадлежности». Иоанновский мон-рь на Карповке в С.-Петербурге. Фотография. 2007 г. Иоанновский мон-рь на Карповке в С.-Петербурге. Фотография. 2007 г. После разрешенной Манифестом 17 окт. 1905 г. свободы слова нападки на И. К. со страниц леворадикальной печати, имевшие место и ранее, усилились: его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что И. К. окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, к-рые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных И. К., крестиков и др. предметов, «освященных» им (О. Иоанн Ильич Сергиев, прот. Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1890. С. 5, 6). На основе этих «разоблачительных» материалов бывш. епархиальный миссионер В. П. Протопопов написал и в дек. 1907 г. представил публике пьесу «Черные вороны», высмеивавшую И. К. и его окружение. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники - как сектанты. Неск. иерархов, в т. ч. митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , а также представители белого духовенства выступили в защиту И. К. 11 дек. 1907 г., во время аудиенции у имп. Николая II, еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв) , сщмч. Серафим (Остроумов) и прот. св. Иоанн Восторгов подробно рассказали о травле пастыря. Царь отдал приказ П. А. Столыпину снять пьесу с репертуара ( [Артамонов]-Большаков. 1910 (1995). С. 766, 778-779; Дневники св. Николая Японского. 2004. Т. 5. C. 354-355).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Неудача не поколебала мужества Епископа. Прошло семь дней после первой попытки – и снова наступление. Были посланы в Лавру для увещания два духовника: архимандрит Серафим (Протопопов) и прот. Иоанн (Благодатов), которые после долгой беседы с иноками, наконец, убедили последних признать свое заблуждение. Победа была одержана. На 14/27 октября 1923 года было назначено торжество Православия. Радость правоверных о переходе Лавры в лоно Православной Церкви неслась из уст в уста. Почти в каждом православном храме г. Петрограда были вывешены объявления, написанные яркими буквами: «Торжество Православия имеет быть 14 октября в Александро-Невской Лавре». Защитниками чистоты веры велась усиленная подготовка к этому великому и знаменательному дню. Духовники келейно принимали покаяние иноков Лавры, снисходя их немощам, а другие разрабатывали программу на день торжества. Минуты ожидания, казалось, тянулись очень долго. Но, наконец, наступил день «ПРАВОСЛАВИЯ». Вот и 14-е октября. Утро. Храм и дворы Лавры были переполнены народом. Среди молящихся толпились не только православные, но и обновленцы, которым интересно было посмотреть на «Торжество Православия». Обновленцы, между прочим, с большой критикой относились к этому «Торжеству» и, смеясь, говорили: «Посмотрим, что получится из этого «Торжества», и как будет торжествовать этот «махонький» и «горбатенький архиерей». Восходило осеннее солнце над Петроградом, тускло освещая улицы города. Сгустившийся утренний туман постепенно рассеивался. Храм все ярче и отчетливее принимал очертание, как бы готовясь к важному моменту. Звонари находились на колокольне, ожидая прихода виновника торжества. Туман исчез, и солнечные лучи осветили купол и крест храма. Наступила торжественная минута. Из лаврских «покоев» вышел «со славою» на торжество Епископ МАНУИЛ. Воздух рассек неожиданный удар колокола, возвестивший «миру» торжество «ПРАВОСЛАВИЯ». Его быстро подхватили колокола присоединившихся к Православию других церквей. Послышался малиновый трезвон. Народное сердце, затрепетало от радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Можно только жалеть, что Скворцов не оставил после себя курса своей науки. После него долгое время Патристика была в руках проф. К. И. Попова , автора двух диссертаций: о Тертуллиане и капитальной о б лаж. Диадохе Фотики йском . При создании второй кафедры Патристики на нее был приглашен талантливый и очень знающий С. Л. Епифанович , автор магистерской работы о Максиме Исповеднике , к сожалению, рано скончавшийся и не оставивший после себя другой работы. Перед революцией на вторую кафедру был приглашен автор Эсхатологии св. Григория Нисского М. Оксиюк. В самой младшей из наших Духовных Академий, в Казанской, первыми преподавателями Патристики были: Д. И. Кастальский (1844–1848), иеромонах Серафим Протопопов (1849–1851), Μ. Μ. Зефиров (1851–1856), А. И. Беневоленский (1856–1857) и Я. В. Рудольфов (1857–1868). По краткости пребывания на своей кафедре, они, разумеется, не могли оставить после себя ни капитальных исследований, ни систематических курсов. В период нового академического устава 1869 г. первым профессором- Патристики был Д. В. Гусев . После Д. В. Гусева , занимавшего кафедру с 1870 по 1894 гг., этот предмет перешел к Л. И. Писареву (1895–1917), которому был придан для второй кафедры П. И. Верещацкий. Наряду с указанными монографиями, курсами и конспектами особенной известностью пользуется и поныне, правда уже весьма устаревший, но все же очень для того времени основательный труд архиеп. Филарета Гумилевского Историческое учение об отцах Церкви (второе издание 1882 г.). В сущности это единственный настоящий курс Патрологии на русском языке. Мы очень богаты ценными научными монографиями о разных отцах и писателях Церкви, но капитальных трудов по Патристике, могущих хотя бы отчасти соответствовать западным трудам Барденхевера, Раушена, Тиксерона, Пюэша и других, у нас нет. Но особенной славой русской духовной школы надо признать начатое по почину митр. Филарета Московского дело перевода святоотеческих творений на русский язык. В Московской Духовной Академии с 40-х годов прошлого столетия начал издаваться ряд патриотических творений под общим заглавием Творения святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Первый Собор против жидовствующих, бывший в 1488 г. и происходивший под председательством Митрополита Геронтия, был созван великим князем Иоанном III. Трое осужденных на этом Соборе еретиков были по указу великаго князя подвергнуты торговой казни. Второй Собор против жидовствующих, бывший в 1490 г., происходил под председательством Митрополита Зосимы в присутствии того же великаго князя Ивана Васильевича III. Призванные на соборный суд еретики: чернец Захария, Гавриил – протопоп Новгородский и Дионисий – поп Архангельский, были осуждены на заточение, преданы проклятию и извержены из сана. На третьем Соборе против жидовствующих в 1504 г., происходившем под председательством Митрополита Симона, также присутствовал Государь Иоанн III. Присутствовал на нем и его сын Василий, а главным обличителем еретиков был преподобный Иосиф Волоколамский. В целях решительнаго пресечения ереси Собор вынужден был прибегнуть к крутым мерам по отношению к еретикам, почему виновнейшие из них: Иван Волк, е еодор Курицын, Димитрий Коноплев и др. осуждены были на смертную казнь. На Стоглавом Соборе, бывшем в 1551 г. под председательством Митрополита Макария, присутствовал царь Иоанн Грозный. Присутствовал он и на Соборе 1553 г., который происходил под председательством того же Митрополита Макария. На этом Соборе были осуждены еретики: Башкин и Артемий. На этом же Соборе, который продолжал свои заседания и в 1554 г., была осуждена и ересь Феодосия Косого. На Соборе 1619 г. по делу о справщиках Дионисии, Архимандрите Троицкаго монастыря, старце Арсении Глухом и священнике Иване Наседке присутствовал и Государь Михаил Феодорович вместе с двумя Патриархами: Филаретом Никитичем и Феофаном Иерусалимским. Таким образом, как и византийские императоры, русские великие князья считали своею важнейшею обязанностью заботиться о сохранении во всей чистоте православной веры, что требовалось симфонией властей. Но последняя, как видели мы, вменяла византийским императорам в их первейшую обязанность почитать священство, т. е. Церковь и, прежде всего, в лице церковной власти. Это почитание со стороны великих московских князей и царей по отношению к церковной власти и проявлялось на вышеупомянутых Соборах. По примеру византийских императоров московские великие князья и цари ограничивали свое участие на Соборах только внешним покровительственным отношением к Церкви. Они только присутствовали на Соборах, но не стремились предвосхищать власть, принадлежащую предстоятелю Церкви, т. е. они не были председателями Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010