Прежде всего, взглянем на то, в каком состоянии Церковь подошла к началу 1940-х годов. На территории Саратовской области и АССР немцев Поволжья существовала Саратовская епархия Русской Православной Церкви, в которой, помимо центральной Саратовской, действовали следующие епископии: Аткарская, Балашовская, Вольская, Петровская, Покровская и Пугачевская. Согласно сведениям Комиссии культов ЦИК СССР, на 1 сентября 1936 года в Саратовском крае действовало 62 храма, в Республике немцев Поволжья – 17, при том, что до революции на той же территории действовало (согласно тому же отчёту) 1325 храмов. Иными словами, ещё до начала Большого террора в 95% храмов нашей земли уже была пресечена богослужебная и приходская жизнь. Архиепископ Саратовский Афанасий (Малинин) был арестован летом 1935 года, его преемник архиепископ Серафим (Силичев) – 28 марта 1936 года, назначенный тому на смену епископ Вениамин (Иванов) – 18 сентября 1937 года. 15 сентября 1937 года был расстрелян находившийся в лагере архиепископ Серафим, чуть более чем через месяц, в последних числах октября, в саратовской тюрьме был расстрелян епископ Вениамин. Архиепископ Афанасий скончался в архангельской ссылке 27 мая 1939 года. В живых и на свободе остался только престарелый и тяжело больной архиепископ Саратовский и Петровский Досифей (Протопопов), который ещё с 1927 года находился на покое и епархией не управлял. Викарный епископ Аткарский Николай (Парфёнов) был арестован 29 декабря 1936 года и скончался 20 января 1939 года в тюрьме города Владимира. Балашовская кафедра после ареста 13 февраля 1930 года епископа Иакова (Маскаева) так и не была замещена, сам священномученик Иаков был расстрелян 29 июля 1937 года. Последний Вольский епископ Сергий (Куминский) был переведён 14 апреля 1936 года в город Ачинск викарием Красноярской епархии, где и был расстрелян 11 декабря 1937 года. Петровское викариатство не замещалось с 1928 года – после перевода епископа Андрея (Комарова) в Вольск. Епископ Покровский Павел (Флеринский) с 1936 года находился на покое по болезни после отбытия пятилетнего лагерного срока, жил в Казани и викариатством не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого Иоанна Кронштадтского 14 июня 2015 г. 18:05 14 июня 2015 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 25-летия канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского на малой родине святого — в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в Успенском храме Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного в 1899 году по инициативе святого Иоанна Кронштадтского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; епископ Балтийский Серафим , викарий Калининградской епархии ; епископ Кливлендский Петр , управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Рубцовский и Алейский Роман ; епископ Глазовский и Игринский Виктор . Также среди сослужащих были: архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря; архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря (Санкт-Петербург); протоиерей Михаил Протопопов, управляющий делами Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; протоиерей Александр Беля, благочинный первого Нью-Йоркского округа и настоятель собора Иоанна Предтечи в Бруклине ( Восточно-Американская епархия ); протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма св.

http://patriarchia.ru/db/text/4119164.ht...

В мае 1936 г. к о. Николаю явилась делегация церкви Сошествия Св. Духа с просьбой возглавить её причт, т.к. все священники храма были арестованы, а приглашенный для служения прот. А.Я.Лебедев, 80-ти летний старец, бывший преподаватель Саратовской Духовной семинарии, один не справлялся с ежедневным служением и массой треб. Прот. Николай согласился при условии разрешения Горсоветом и утверждения митр. Сергием, поскольку епископа в Саратове не было. Архиеп. Афанасий (Малинин) еще 2 мая 1935 года был арестован и выслан. Приехавший архиеп. Серафим (Силичев) пробыл в Саратове всего недели три и тоже был «изъят». 22 мая прот. Н.Чуков получил телеграмму от митр. Сергия: «Указ высылается, начинайте служить». В 1935 г. из Ленинграда в Саратов были высланы также еп. Амвросий (Либин), отцы М.Е.Лебедев, А.В.Преображенский, В.Я.Соколин. В 1937 году на ссыльных началась новые репрессии; прот. Н.Чуков, как он писал в дневнике, уцелел чудом. Из духовенства в Саратове оставались о. Николай, архиеп. Досифей (Протопопов), глубокий старец, и прот. М.Протасов, также преклонных лет. Были еще некоторые священники, которых о. Николай не знал и которые работали в советских учреждениях. Служение о. Николая продолжалось 10 месяцев и надорвало его силы. Добираться до храма приходилось на трех трамваях, утром и вечером, треб была масса и в храме, и по домам, а после каждой службы настоятель говорил слова и поучения. Жил он на окраине, по адресу Саратов 9, Луговая, 108. Прибывший в Саратов 17 октября 1936 г. еп. Вениамин (Иванов) 10 февр. 1937 г. был арестован. Атмосфера снова стала нагнетенной, и прот. Н.Чуков подал в «двадцатку» заявление о выходе за штат по состоянию здоровья, и с марта 1937 г. уже не служил, перейдя на официальное положение «иждивенца» детей, приславших ему из Ленинграда соответствующий нотариально заверенный документ. С марта в Духсошественском храме настоятельствовал о. Василий Розанов из Вольска, но с мая 1937 г. он был занят обновленцами, и в 1939 г. был окончательно закрыт.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Верность заместителю местоблюстителя патриаршего престола сохранили лишь два ленинградских епископа — Николай (Ярушевич) и Сергий (Зенкевич). Четверо из восьми архиереев заняли двойственную позицию. Они не присоединились к оппозиции епископа Димитрия, но и не поминали на богослужениях митрополита Сергия. Так, наместник Александро-Невской Лавры епископ Григорий (Лебедев), пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра, никому не подчинялся и поминал лишь патриаршего местоблюстителя престола митрополита Петра. Некоторое время так же поступали архиепископ Гавриил (Воеводин), епископы Серафим (Протопопов) и Стефан (Бех). 19 февраля митрополит Сергий назначил в Ленинград нового главу епархии — митрополита Серафима (Чичагова). Митрополит Иосиф (Петровых) Митрополит Иосиф 24 января 1928 г . подписал акт отхода от митрополита Сергия в составе Ярославской епархии. В этот же день появилась его резолюция о согласии возглавить отделившихся от митрополита Сергия в Ленинградской епархии: «Митрополит Ярославский Агафангел с прочими епископами Ярославской церковной области отделились также от митрополита Сергия и объявили себя самостоятельными в управлении вверенными им паствами, к чему я присоединил свой голос. По сему благому примеру нахожу благовременным открыто благословить подобное же правильное отделение части Ленинградского духовенства со своими паствами. Согласен на просьбу возглавить это движение своим духовным руководством и молитвенным общением и попечением; готов не отказать в том же и другим, желающим последовать доброму решению ревнителей Христовой истины. Молю Господа, да сохранит всех нас в единомыслии и святой твердости духа в переживаемом Церковью новом испытании». В послании к ленинградской пастве от 2 марта митрополит Иосиф сообщил о переходе на самоуправление митрополита Агафангела (Преображенского) и трех его викариев, а также о том, что он, приняв в этом участие, признает тем самым прежние распоряжения митрополита Сергия и его Синода не имеющими силы, требует канонически правильного решения судом епископов вопроса о переводе и до этого суда не считает себя вправе предоставлять вверенную ему паству произволу церковных администраторов, не пользующихся доверием; поручает временное управление епархией епископу Димитрию и просит епископа Григория в качестве его наместника продолжать управление Александро-Невской Лаврой, призывая возносить свое имя за богослужением, несмотря на невозможность для себя приехать в Ленинград.

http://pravoslavie.ru/5334.html

Для управления Петроградской епархией был создан епископский совет, в к-рый вошли В., Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) и Колпинский еп. Серафим (Протопопов) . Деятельность совета в этот период была в основном посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем обращении 22 февр. 1924 г. В. призвал духовенство и мирян держать связь с правосл. архиереями и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни как частные лица. Храмы, переходящие из обновленчества, должны были снова освящаться. Были применены строгие меры к священнослужителям, к-рые уклонились в раскол. В. принимал участие в погребении Патриарха Тихона (см. ст. Архиерейское совещание РПЦ 12 апреля 1925 г .). После смерти Первосвятителя активность обновленцев возросла. В то время они готовились к проведению «III поместного всероссийского собора» и настойчиво призывали православных к «примирению» и участию в «соборе». В ответ на соответствующее письмо обновленческого «Ленинградского митрополита» Вениамина (Муратовского) В. вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) 11 мая 1925 г. обратился к пастве с увещанием: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред святой православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от нач. 24 г., рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам». В воскресенье 31 мая 1925 г., в неделю памяти св. отцов I Вселенского Собора, в ознаменование 1600-летия годовщины этого Собора во всех правосл. храмах Ленинграда по распоряжению В. были отслужены молебны с прошениями об умиротворении Церкви. Среди правосл. протоиереев Ленинграда нашлась группа сторонников примирения (см. в ст. Василий Петрович Сокольский , сщмч.), к-рая в ходе переговоров с обновленцами 8 июля 1925 г. даже наметила пункты («положения») объединения. В. вместе с др. ленинградскими епископами категорически отверг эти пункты и запретил участникам группы продолжать к.-л. переговоры с обновленцами. Стойкость и последовательность в отношении к обновленчеству стали одной из причин ареста В. 16 дек. 1925 г. в ходе следствия по делу «нелегального совета епископов».

http://pravenc.ru/text/150215.html

За время существования обновленческой Задонской епархии ее возглавляли: в 1922 г.- Иоанн (Болховитинов), его сменил Алексий Щербаков, управлявший с мая 1923 по 1924 г. также обновленческой Воронежской епархией, в 1924 г.- Филипп Власов, с кон. 1924 по нач. 1925 г.- Иоанникий Чекановский, с кон. 1925 по 1927 г.- Андрей Смирнов. В 1934-1954 гг. Задонский р-н входил в Орловскую епархию, в 1954-2003 гг.- в Воронежско-Липецкую епархию. С 19 окт. 1935 по март 1937 г. один из Елецких архиереев - архиеп. Серафим (Протопопов) имел титул «Елецкий и Задонский» (см. Елецкое викариатство Орловской епархии ). 11 июня 1993 г. З. в. было возобновлено в составе Воронежско-Липецкой епархии как титулярное. С 21 июля 1993 до 26 февр. 1994 г. викарную кафедру занимал еп. Никон (Миронов) . 31 марта 1996 г. во епископа Задонского был хиротонисан наместник задонского Рождество-Богородицкого мон-ря архим. Никон (Васин) . При нем местом пребывания епископа стал Рождество-Богородицкий мон-рь. Согласно определению управляющего Воронежской епархией, в обязанности епископа Задонского помимо управления Рождество-Богородицким мон-рем входило попечение о восстановлении всех задонских обителей и нек-рых приходских храмов на территории Задонского р-на, в 1998-2002 гг.- исполнение обязанностей секретаря епархии по Липецкой обл. С периодом управления З. в. еп. Никоном (Васиным) связано много значимых событий, среди которых - восстановление и строительство более 50 монастырских и приходских храмовых и вспомогательных зданий, возобновление иноческой жизни в Рождество-Богородицком, задонском Тихоновском в честь Преображения Господня и задонском Тюнином мон-рях, обретение мощей задонских подвижников, развитие паломнической деятельности, издание ежемесячной газ. «Задонский паломник» (с 1994; до 2000 газета имела название «Задонский благовест») и духовно-просветительной лит-ры и др. 7 мая 2003 г. решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода З. в. вошло в состав новообразованной Липецкой и Елецкой епархии , Задонский еп.

http://pravenc.ru/text/182475.html

Серафим (Протопопов) , Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) и проживавший в Ленинграде Ижевский еп. Стефан (Бех) . Прот. Ф. Андреев составил послание от имени группы священников и мирян, к-рые, как говорилось в обращении, повиновались распоряжениям гражданской власти, хотя «не надеялись иметь более тесных правовых отношений к неверующей власти и не искали их». Прот. Ф. Андреев предупреждал, что, в случае если митр. Сергий в ближайший срок не откажется от своих «канонически-неправильных деяний», ленинградские священнослужители прекратят с ним молитвенно-каноническое общение. Видимо, в таком же резком тоне были составлены и 2 др. послания (их тексты не сохр.). 12 дек. делегация представителей ленинградского духовенства и мирян, в к-рую вошли еп. Димитрий (Любимов), прот. сщмч. Викторин Добронравов , миряне И. М. Андреевский и С. А. Алексеев (Аскольдов), передала митр. Сергию в его резиденции в Москве 3 протестных послания. Митр. Сергий принял делегатов и вступил с ними в дискуссию; он отверг все требования о перемене церковного курса. 14 дек. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя вручил одному из членов делегации свой развернутый ответ на обращение прот. В. Верюжского. Митр. Сергий заявил, что отказаться от принятого церковного курса было бы «не только безрассудно, но и преступно», а в отношении болезненного вопроса о перемещении архиереев призвал архиереев и паству «пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного». В противном случае, по мнению митр. Сергия, «отпадение в раскол отдельной части церковного организма будет менее болезненным для Церкви, чем раздробление всего организма Русской Православной Церкви вследствие ее нелегального положения в советском государстве». После возвращения делегации в Ленинград епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин) подписали 26 дек. 1927 г. в присутствии временно управляющего Ленинградской епархией еп. Николая (Ярушевича) акт отделения от митр. Сергия. В тот же день этот документ был зачитан в кафедральном храме Воскресения Христова.

http://pravenc.ru/text/673719.html

С точки зрения благодатного отличия православных христиан будет ясно и то, можно ли ставить св. мучеников Православной Церкви в один ряд с мучениками инославных христианских исповеданий. Нужно в данном случае помнить слова Христа: Иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет 958 . Конечно, здесь Господь имеет в виду веру православную, а не веру, которую исповедуют неправославные христиане и за которую налагается Ап. Павлом анафема, отсекающая всех её носителей от вечного спасения. Иначе мы должны поставить в один ряд со св. мучениками и протопопа Аввакума, который пошёл на сожжение в уверенности, что он умирает за Христа. Однако, Русская Православная Церковь его не причислила к лику св. мучеников, ибо он был раскольником и даже еретиком, т. к. учил неправильно о Св. Троице и о воплощении, как об этом свидетельствует св. Дмитрий Ростовский в своём творении: «Розыск о брынской вере». Причём, эту еретическую веру свою протопоп Аввакум защищал с дьявольскою гордостью и злобой против великого святителя Патриарха Никона , всей канонической иерархии русской церкви и Богопоставленной царской власти. Конечно, мучительная смерть будет ему в облегчение его загробной участи, но она не может послужить ему во спасение. 2. Отсутствие в Русском Трудовом Христианском Движении другой правильной основы – истинного монархического миросозерцания Другим печальным следствием неподобающего отношения к православной вере Р.Т.Х.Д. являются его рассуждения о будущем возрождении России. По этому вопросу представители Р.Т.Х.Д. высказываются различно. Автор брошюры: «Спутник Русского Христианина-Националиста» говорит, что Россия «спасётся только своим собственным творчеством, своим собственным государственным инстинктом, своим политическим вдохновением, своею гибкою и талантливою изобретательностью, своими национальными вождями… укоренением сердца и воли в Божьем и – твёрдой непоколебимой верой в национальные силы русского народа» (стр. 39). Имя в виду будущее устроение жизни Русского государства, автор той же брошюры пишет, что «нужно возвращение к старой русской допетровской (отнюдь не византийской) традиции» (там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием – серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь. Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых – плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский , Митрофан Воронежский , Серафим Саровский , Иоанн Кронштадтский , великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии? В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

183 Софья Сергеевна Мещерская, ур. Всеволожская (1775–1848), княгиня, председатель С.-Петербургского дамского попечительского комитета о тюрьмах. Писательница и переводчица, один из главных и ревностных сотрудников Библейского общества. – Прим. сост. 185 Екатерина Алексеевна Муханова (1804–1856), дочь действительного тайного советника, сенатора А. И. Муханова (1753–1836). – Прим. сост. 186 Дворянка Харьковской губернии Ю. Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 189 Варвара Михайловна Нарышкина, сестра игумении Марии Тучковой (письма к ней см. на с. 714–759), княгиня. Первые пять писем к ней написаны во время болезни ее родителей. – Прим. сост. 219 Фотий ( П. Н. Спасский , 1792–1838), архимандрит, настоятель новгородского Юрьевского монастыря. Известный церковный деятель эпохи императора Александра I, один из основных противников деятельности Библейского общества. В отношениях к деятельности митрополита Филарета претерпел изменения от «уважения немалого» до обличения в «неверии, нововведениях и церковных соблазнах». Все же отзывы митрополита Филарета об архимандрите Фотии всегда были исполнены спокойствия и благожелательности. – Прим. сост. 226 Ольга Михайловна Сергиевская (Дроздова) – второй ребенок в семье протоиерея Михаила Дроздова. Ее внуком был Игнатий (Рождественский Н. Д., 1827–1883), епископ Костромской. – Прим. сост. 266 Сын Е. В. Новосильцевой, флигель-адъютант Владимир Новосильцев, погиб 14 сентября 1825 г. на дуэли с поручиком К. Черновым, также им смертельно раненным. Е. В. Новосильцева приобрела постоялый двор в Лесном, где умер ее сын, и возвела в 1838 г. на этом месте богадельню и церковь Святого равноапостольного князя Владимира. В июне 1932 г. храм был разрушен. Сохранилось следующее свидетельство об этом поединке в письме от 18 марта 1881 г. Вениамина (С. И. Протопопова, 1818–1892), архиепископа Иркутского, к архиепископу Казанскому Владимиру (И. П. Петрову, 1828–1897). «Расскажу, что передал мне пр[еосвященный] Серафим, когда еще служил со мною в Казанской академии. …Один молодой человек (кажется, Новосильцев, о котором и матери которого говорил в письмах м[итрополит] Филарет к а[рхимандриту] Антонию) дрался на дуэли и был убит (по Катехизису сугубый грех – покушение на убийство и самоубийство). Благочестивая мать… убита была горем, обращалась с просьбою о молитве к известным ей благочестивым людям, между прочим к одному архимандриту подмосковного монастыря (не Антонию ли?). Архимандрит стал молиться о самоубийце-дуэлисте. Вскоре видит его во сне всего в крови и в окровавленной одежде. Усиливает молитву и опять видит его до половины тела убеленным. Еще более усиливает молитву, и покойник видится ему весь убеленный». – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010