Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/115826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТВЕРК [нем. Westwerk - зап. строение], термин, обозначающий особый тип архитектурного решения зап. части храма раннего романского периода в Европе; употребляется в основном в немецко- и англоязычной лит-ре. Идея трактовки В. как устойчивой формы организации пространства предложена нем. учеными XIX в.; источники эпохи Каролингов называют зап. часть совр. им храмов castellum или turris. Неоднократно высказывались предположения, что нек-рые формы каролингского В., напр. башни, фланкирующие зап. фасад, ведут происхождение от ранневизант. архитектуры Сирии. Создание В. наряду с контрапсидой стало способом оформления 2-го центра богослужения в зап. части храма, где одновременно был устроен парадный вход. зап. алтарное пространство в отличие от вост. оказалось архитектурно развернуто в вертикальной, а не в горизонтальной плоскости. В. был многоуровневой структурой, делился на наземную сводчатую «крипту» (своего рода притвор или вестибюль), из к-рой открывался доступ в пространство храма и лестничные башни, обычно стоявшие симметрично по углам. в главном уровне В. находилось большое помещение зального типа, открытое в основной объем и окруженное галереями. Над ним возводили центральную, 3-ю, башню. Все элементы В., особенно башнеобразные объемы, составили устойчивый тип оформления главного (зап.) фасада католич. храмов романской и готической эпох. Первые известные храмы с В. восходят к IX в. древнейший из них, св. Рихария в пикардийском мон-ре Сен-Рикье (Центула) на севере Франции, был освящен в 799 г., разрушен в кон. XI в. представление о его внешнем облике дают письменные источники и гравюры (на основе несохранившейся миниатюры XV в.). По косвенным данным или изображениям известны др. ранние В. (соборы в Реймсе (850-860) и Хильдесхайме (ок. 870, Н. Саксония), и др.). Единственный храм эпохи Каролингов, в к-ром уцелела значительная часть подлинного В. (873-875), находится в Корвее на р. Везер, в окрестностях г. Хёкстера (земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Здесь В. в ширину был равен церкви, имел 2 квадратные в плане лестничные башни по углам. В верхнем этаже помещался большой, почти квадратный зал, окруженный с 3 сторон галереей. Над центральными помещениями возвышалась главная башня, соединявшаяся с боковыми. в наземном уровне центральная часть опиралась на криптообразное помещение под крестовым сводом на 4 колоннах, вост. сторона открывалась в главную церковь, подобно ложе.

http://pravenc.ru/text/158234.html

[Лат. chirothecae, manicae], один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора (в наст. время сохр. только при экстраординарной форме совершения мессы, т. е. при использовании Миссала 1962 г.). П. разных типов использовались в быту как в древности ( Homer. Od. 24. 230; Xen. Cyrop. VIII 8. 17; Plin. Jun. Ep. III 5. 15), так и в средневековье (Vita Filiberti abbatis. 12//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 5. S. 592; Vita Betharii episcopi. 9//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 3. S. 617; Acta S. Maimbodi martyris. 7//ActaSS. Ian. 2. P. 543; Felix. Vita S. Guthlaci. 40; Jonas. Vita Columbani. I 15//MGH. SS. Script. Rer. Germ. Bd. 37. S. 178; Epp. EpSel. Bd. 3. S. 44; Walahfridi Strabi Carmina. 7//MGH. AA. Poet. Bd. 2. S. 396; в раннесредневек. источниках для обозначения П. часто применяется протогерм. слово wantuz в латинизированной форме wanti, к-рое перешло в совр. романские языки). Известны П., почитавшиеся как реликвии: напр., в сокровищнице аббатства Сен-Рикье П. мч. Сальвия ( Hariulf. Chron. III 12//Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104)/Ed. F. Lot. P., 1894. P. 123); в Сен-Бертенском аббатстве со времен аббата Симона II (ок. 1180) П. Девы Марии (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Bertin/Ed. B. Guérard. P., 1840. T. 1. P. 359-360); в ц. Сент-Март-де-Тараскон П. еп. Фронтона, в которых, согласно житийной традиции (BHL, N 5508), он чудесным образом вместе с Иисусом Христом совершил погребение прав. Марфы ( [Pseudo]-Raban. Maur. De vita S. Mariae Magdalenae. 49//PL. 112. Col. 1506; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l " apostolat de sainte Marie-Madeleine. P., 1848. T. 2. Col. 341) (о др. П., сохранившихся как реликвии, см.: Beaulieu. 1968). В качестве обязательного элемента монашеской одежды в холодное время года П. упоминаются в источниках с кон. VIII в. (CCM. Vol. 1. P. 171), что было закреплено в постановлениях Ахенского Собора 817 г. (Ibid. P. 436, 462, 547; то же в Статутах аббата Адальхарда для мон-ря Корби - Ibid. P. 371). С эпохи Каролингов П. также были частью облачения светских правителей, в т. ч. во время обряда коронации, а в период высокого и позднего средневековья широко использовались в аристократической культуре в разных контекстах (вассалитет, передача собственности, помолвка, суд, дуэль и проч.) ( Pastoureau. 2013).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГИЛЬБЕРТ [лат. Angilbertus] (ок. 750-814), капеллан франк. имп. Карла Великого , деятель Каролингского возрождения . Происходил из знатного франк. рода; учился у Алкуина в придворной академии, был воспитателем сына Карла Пипина. В качестве посла неоднократно вел переговоры с папами Адрианом I и Львом III , в 794 г. доставил в Рим т. н. «Libri Carolini» (Карловы книги). Во время жизни при дворе находился в незаконной связи с дочерью Карла Великого Бертой, от к-рой имел 2 сыновей (один из них, Нитгард, стал известным историком). В 800 г. присутствовал при коронации Карла в Риме, в 811 г. засвидетельствовал своей подписью его завещание. В 790 г. назначен аббатом -мирянином мон-ря св. Рикара (Сен-Рикье, Центула), где вел большое строительство, увеличил б-ку на 200 книг. В 793 г. принял постриг в своем аббатстве; с 802 г. проживал там в удалении от мира, до конца дней ведя строгую подвижническую жизнь. Почитается святым католич. Церкви (пам. 18 февр.). Вскоре после его кончины аббат Сен-Рикье Ансгар составил житие А., к-рое в переработанном виде вошло в «Хронику аббатства Сен-Рикье» Хариульфа (кон. XII в). А. был значительным писателем своего времени. Сохранились немногие из его сочинений: неск. писем, «Наставление о различии обязанностей» (Institutio de diversitate officiorum), излагающее опыт его деятельности в качестве аббата, а также небольшой трактат «Книга о завершении и посвящении Центульской церкви» (Liber de perfectione et dedicatione ecclesiae Centulensis), известный также под названием «Об обновлении Центульского мон-ря» (De restauratione monasterii Centulensis), из к-рого известно об особенностях употреблявшегося в мон-ре Сен-Рикье бенедиктинского устава: основное внимание уделялось общей молитве. А. написал введение и заключение к труду блж. Августина «О христианском учении», посвященные наследнику Карла имп. Людовику Благочестивому . Из поэтических трудов А., за свое дарование получившего прозвание Гомер, сохранились неск. посвятительных стихов и эпитафий из Центульского мон-ря, а также 2 небольшие поэмы, написанные элегическим дистихом.

http://pravenc.ru/text/115116.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХАРД († 3.10.959, мон-рь Бронь), прп. (пам. зап. 3 окт.), аббат мон-ря Бронь (совр. Сен-Жерар-де-Бронь, пров. Намюр, Бельгия), реформатор католич. монашества. Согласно Житию XI в. (BHL, N 3422), род. в поместье Стапсуль (близ дер. Став в графстве Лом, совр. пров. Намюр). Происходил из знатной семьи, его отец Стаций был герцогом Н. Лотарингии, по матери Г., возможно, приходился племянником еп. Льежскому Стефану. В юности проходил воинскую службу при гр. Беренгарии. Однажды, сопровождая Беренгария на охоте, Г. зашел в церковь в поместье Бронь, где ему явились апостолы Петр и Павел, повелевшие основать на этом месте мон-рь и перенести сюда мощи мч. Евгения II , архиеп. Толедского. В 919 г. Г. основал при церкви в поместье Бронь мон-рь каноников. Вскоре Беренгарий отправил Г. в Париж для тайных переговоров с герц. Нейстрии Робертом (в 922-923 король зап. франков). Будучи в Париже, святой посетил аббатство Сен-Дени, где во время богослужения услышал песнопение в честь мч. Евгения и понял, что это тот самый мученик, о к-ром ему было сказано в видении. Попросив у монахов аббатства Сен-Дени частицы мощей св. Евгения, он перенес их в Бронь (29 июля 919), где со временем распространилось почитание этого святого как небесного покровителя мон-ря. Тогда же началось строительство мон-ря, в 921 г. кор. Карл III Простоватый даровал аббатству ряд привилегий. В 920 г. Г. оставил службу у Беренгария и стал монахом аббатства Сен-Дени. В 921 г. рукоположен во иподиакона, в 922 г.- во диакона. В том же году как представитель Гуго Великого, гр. Парижского и аббата парижских мон-рей Сен-Дени и Сен-Жермен-де-Пре, ездил в Тур, где получил мощи нек-рых святых, возможно и мощи прп. Венанция . В 927 г., после рукоположения во пресвитера, Г. вернулся в Бронь. Между 925 и 936 гг. аббатство Бронь было освящено Рохерием, еп. Льежским. В 30-х гг. герц. Гизельберт Лотарингский поручил Г. провести реформу мон-ря Сен-Гилен (совр. пров. Эно, Бельгия), разоренного норманнами. Г. прежде всего потребовал от герцога возвращения монастырских владений, присвоенных отцом Гизельберта Райнером I. После того как были возвращены земли, Г. ввел в мон-ре бенедиктинский устав и заменил регулярных каноников киновийным бенедиктинским монашеством, восстановил экономическую жизнь аббатства. Успех реформы в Сен-Гилене (936-938) привлек внимание гр. Фландрии Арнульфа, к-рый пригласил Г. восстановить мон-рь св. Петра на горе Бланден (Синт-Питерсабдей, в черте совр. г. Гента). Позднее Г. провел реформы мон-рей св. Бавона Гентского (Синт-Бафсабдей, также в черте совр. г. Гента), св. Бертина (Сен-Бертен), св. Рихария (Сен-Рикье), св. Аманда (Сент-Аман), Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель). В нек-рых обителях Г. становился на время настоятелем, в других ставил аббатом кого-либо из своих учеников. Незадолго до смерти преподобный вернулся в мон-рь Бронь, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/164889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРВИН Гервин [лат. Gervinus; франц. Gervin] († 1075), св. (пам. зап. 3 марта), аббат мон-ря Центула (Сен-Рикье). Его жизнеописание находится в «Хронике Центульского аббатства», составленной мон. этого мон-ря Хариульфом, лично знавшим Г. и посвятившим ему 23 главы своего сочинения. Согласно Хариульфу, Г. род. близ г. Лан, учился в школе при кафедральном соборе в Реймсе. Спустя нек-рое время вступил в мон-рь Сен-Ван в Вердене, находившийся в то время под упр. аббата Рихарда, деятельного сторонника монастырской реформы. Рихард сделал Г. своим секретарем, и он сопровождал аббата в 1027 г. в паломничестве в Иерусалим. В 1045 г. Г. был назначен аббатом Сен-Рикье, взяв с собой неск. монахов из Сен-Вана, помогавших новому настоятелю в деле проведения монастырской реформы. Период настоятельства Г. стал для древнего мон-ря началом процветания, как в области материального обеспечения, так и в сфере интеллектуальной деятельности. Г. отстроил заново мн. ветхие деревянные строения, заменив их каменными, реконструировал крипту. Собрал обширную б-ку, в к-рую вошли творения отцов Церкви, книги по каноническому праву и жития святых. Хариульф в «Хронике...» приводит перечень книг из б-ки Сен-Рикье, собранных Г. Святой также проповедовал среди проживавших в окрестностях мон-ря мирян, что привело к конфликту с нек-рыми местными пресвитерами, обвинившими его в том, что он устраивает публичные проповеди и общие исповеди для мирян, не имея особого разрешения. В 1049 г., после обращения к находившемуся тогда в Реймсе папе Льву IX , получил от понтифика все необходимые разрешения. Он сопровождал папу на обратном пути в Рим. Имя Г. присутствует среди подписавших 2 мая 1050 г. в Риме папскую буллу о канонизации свт. Герхарда , еп. Туля. К 1071 г. тяжелобольной Г. назначил преемником своего племянника, мон. аббатства Сен-Реми, также по имени Гервин, и передал ему управление мон-рем. После этого Г. жил на покое в Сен-Рикье, где и скончался. Погребен в монастырской крипте. Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 283-288; Hariulfus Centulensis. Chronicon Centulensis abbatiae. VI 13-36//PL. 24. Col. 1322-1360. Лит.: Rouillard Ph. Gervino//BiblSS. Vol. 6. Col. 305-306. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)

http://pravenc.ru/text/164667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАЦИАН [лат. Gratianus; франц. Gratien] († ок. 285), мч. (пам. зап. 23 окт.), пострадал в г. Амбиан (совр. Амьен, Франция). Источниками сведений о Г. являются проповедь в честь его, созданная в 1115 г. анонимным монахом из аббатства Кулон в диоцезе Шартр, и послание этого же времени еп. Амьенского Ингельрамна к аббату Кулона Турольду. Поводом для написания этих сочинений послужило чудо, совершившееся над местом казни Г., когда в одну ночь накануне дня памяти мученика на растущем неподалеку от этого места орешнике появились почки, затем листва, а к утру на дереве выросли плоды. Как еп. Ингельрамн, так и анонимный автор проповеди сообщают, что чудесным образом плодоносивший орешник был некогда посохом Г., к-рый он воткнул в землю, когда молился перед казнью. Подлинная история мученичества Г. неизвестна. По предположению болландистов, Г. мог пострадать в рим. пров. Белгика при президе Риктиоваре, правившем в 285-287 гг. Память Г. впервые фиксируется в кодексе XI в. из аббатства Корби (Bibl. Nation. lat. 12410), содержащем Мартиролог блж. Иеронима с позднейшими интерполяциями. Место, где находилось его захоронение, уже к XI в. носило имя Г.- Сен-Грасьен, что подтверждает Хариульф в «Хронике Центульского аббатства», где первоначально пребывали мощи Г. В этом же столетии аббат Центулы (совр. Сен-Рикье) св. Гервин основал здесь пустынь с часовней во имя Г. Ист.: ActaSS. Sept. T. 10. P. 18-22; Corblet J. Hagioraphie du diocèse d " Amiens. P., 1870. Vol. 2. P. 494-581; Mabillon J. Annales ordinis st. Benedecti. Lutetiae Parisiorum, 1713. Vol. 5. P. 619-620, 694-696; Hariulf d " Oudenbourg. Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier/ed. F. Lot. P., 1894. P. 246. Лит.: Augert R. Gratien 1//DHGE. T. 21. Col. 1229-1230. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/166403.html

Церковь в аббатстве Центула (Сен-Рикье), построенная Ангильбертом. Кон. VIII — нач. IX в. Гравюра. 1673 г. Церковь в аббатстве Центула (Сен-Рикье), построенная Ангильбертом. Кон. VIII — нач. IX в. Гравюра. 1673 г. Представители франк. знати отправляли к королевскому двору детей, чтобы они могли получить необходимое образование, войти в королевское окружение, подготовиться к будущей политической или церковной карьере. Те, кто учились и преподавали в придворной школе, активно участвовали в политической жизни в качестве королевских советников и дипломатов, занимали важные должности в церковной и светской иерархии: Алкуин был аббатом мон-ря св. Мартина в Туре, Рабан Мавр - настоятелем мон-ря Фульда, Валафрид Страбон - аббатом Райхенау; Теодульф до 818 г. занимал Орлеанскую кафедру, Пруденций был епископом Труа, Агобард - архиепископом Лиона; Фридугиз, Рабан Мавр, Валафрид Страбон возглавляли королевскую канцелярию; Эйнгарду, Лупу и др. поручались сложные дипломатические миссии. Их деятельность на королевской службе способствовала распространению придворной культуры за пределами двора - в мон-рях и при епископских кафедрах. Традиционно воспитательную функцию выполняли мон-ри: юноши под руководством опытного наставника из числа монахов готовились к монашеской жизни, постигали устав, участвовали в богослужении, занимались физическими и интеллектуальными упражнениями. В VIII в., по мере углубления христианизации франк. общества, монашеская педагогика стала пользоваться большой популярностью среди мирян. Мн. дети из знатных семей получали в монастырских школах начальное образование, причем такая практика не всегда была непосредственню связана с «пожертвованием» (oblatio) ребенка обители (см. Облаты ). К нач. IX в. присутствие в мон-рях большого числа мирян оказывало заметное влияние на образ жизни монашествующих, способствовало проникновению за монастырские стены мирских обычаев. Ахенский Собор 817 г., созванный имп. Людовиком Благочестивым по инициативе Бенедикта Анианского, постановил, что в монастырские школы должны зачисляться только те, кто в дальнейшем намерены принести монашеские обеты или в юном возрасте были «пожертвованы» мон-рю родителями; всем прочим предписывалось получать образование в др.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

862) - CCCM. Vol. 31. P. 16-17; с сер. XI в. и до эпохи Нового времени мн. авторы ошибочно отождествляли сочинение Ратрамна с несохранившимся трактатом Эриугены). Вероятно, против этого сочинения Эриугены составил патристический флорилегий Адревальд из Флёри (PL. 124. Col. 947-954; неизвестно, является ли указание «против нечестия Иоанна Скота» в заглавии труда авторским). Архиеп. Гинкмар Реймсский, осуждая ложное учение о Евхаристии, тоже высказывался именно против Эриугены ( Hincmar. De praedest. 31//PL. 125. Col. 296). Однако ни в 40-х, ни в 50-х гг. IX в. Собор для разрешения спора созван не был. Учения П. Р. и Ратрамна не были формально осуждены до сер. XI в.- времени споров об учении Беренгария Турского (см. Беренгар Турский; ок. 1000-1088), к-рый опровергал взгляды П. Р., но в итоге сам был осужден как еретик. Между 849 и 851 гг. П. Р. покинул Корби, оставив пост аббата, и удалился в мон-рь Сен-Рикье (ок. 60 км от Корби). Возможно, это произошло из-за конфликтов между аббатом и братией Корби, на что намекал Луп из Ферьера ( Lupi abbatis Ferrariensis Epistolae. 56, 57//MGH. Epp. T. 6. P. 59-60). Сохранилось поэтическое обращение к П. Р. (178 строф гекзаметром), составленное Энгельмодом, монахом Корби (епископ Суасона в 862-864/5), и содержащее аллюзии на нек-рые события из жизни П. Р., но это произведение невозможно датировать (чаще всего в качестве даты указывают 844-851 гг.). Тем не менее оно свидетельствует о том, что, если конфликт аббата с братией и имел место в действительности, в него, по-видимому, была вовлечена лишь часть общины (возможно, возглавляемая Ратрамном). Вероятно, на добровольном уходе П. Р. настаивал кор. Карл Лысый. Новым аббатом стал друг П. Р.- Одон, кандидатуру которого поддержал архиеп. Гинкмар Реймсский. Впосл. П. Р. вернулся в Корби (погребен там в ц. Иоанна Богослова). При Фульке I, аббате Корби (1048-1097), и Гвидоне (Ги), еп. Амьена (1058-1074/75), 12 июля 1058 г. произошло обретение мощей П. Р. и состоялось их перенесение в главную церковь аббатства (освящена в честь ап.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

В некоторых сборниках к этим канонам добавлены другие: запрет клирикам выпивать в тавернах; запрет епископу продавать что-либо из церковного имущества (возможна лишь безвозмездная раздача нуждающимся); запрет совмещать функции епископа и аббата; запрет передавать десятину от одной церкви другой; в приходских церквах, находящихся под опекой мон-ря, капелланов должны поставлять местные епископы по согласованию с монахами; клирикам запрещено вмешиваться в дела др. приходов; все обвинения против клириков должны быть записаны и подтверждены показаниями свидетелей; бедные церкви могут объединять доходы для обеспечения клириков; миряне могут платить десятину монахам или каноникам только с разрешения епископа или папы Римского; отлученных от Церкви запрещено погребать на христ. кладбище; в течение Великого поста мирянам следует раздавать освященный пепел; мирянам разрешено трижды вступать в брак; запрещен брак до 7-й степени родства; необходимо воздерживаться от брачного общения в дни церковных праздников. К. С. принял также ряд решений по церковно-политическим вопросам и территориальным спорам. Были отлучены от Церкви Гвиберт Равеннский (антипапа Климент III ), имп. Генрих IV (повторно после Собора в Пьяченце), франц. кор. Филипп I и его 2-я жена Бертрада де Монфор (за незаконный брак). Собор подтвердил примат архиепископа Лиона над церковными провинциями Руана, Санса и Тура, а также юрисдикцию архиепископа Турского над Бретанью. Постановив выделить диоцез Аррас из еп-ства Камбре, К. С. решил спор о выборах епископа Камбре в пользу Манассии. Папа Урбан II смог уладить давний территориальный конфликт между аббатствами Клюни и Ла-Шез-Дьё из-за аббатства Моза (близ Клермона), к-рое было признано дочерним мон-рем Клюни. Неск. соборными постановлениями были удовлетворены претензии Клюни и на ряд др. церквей и мон-рей. К. С. решил спор между аббатом Петром Анианским и еп. Жоффруа Магелонским (в пользу последнего), а также спор между епископами Гренобля и Вьенны о дер. Серморен (в пользу епископа Гренобля). На Соборе были подтверждены привилегии, дарованные разным церквам и мон-рям. К. С. низложил Бегона, аббата Конка, а Гервину, еп. Амьенскому, в соответствии с принятым каноном запретил занимать одновременно епископскую кафедру и должность аббата мон-ря Сен-Рикье.

http://pravenc.ru/text/1841317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010